психолого-педагогическое сопровождение при проведении добровольного тестирования учащихся на употребление наркотических веществ

 

Содержание:

1.Теоретические основы психологической безопасности.

2. Организация добровольного диагностического      тестирования     обучающихся     государственных   образовательных   учреждений.

3.Организация работы педагога-психолога по сопровождению добровольного диагностического      тестирования    обучающихся   с целью выявления потребителей наркотических средств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon практико-значимый проект163.5 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ № 32
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       Практико-значимый проект                                                                                                                                   

   

«Организация психолого-педагогического сопровождения психологической безопасности при проведении добровольного диагностического тестирования учащихся на употребление наркотических средств»

                

педагог-психолог

Лебедева Е.С.

                                        

                        Чехов 2011

Содержание:

1.Теоретические основы психологической безопасности.

2. Организация добровольного диагностического      тестирования     обучающихся     государственных   образовательных   учреждений.

3.Организация работы педагога-психолога по сопровождению добровольного диагностического      тестирования    обучающихся   с целью выявления потребителей наркотических средств.

Введение.

Анализ современной социальной ситуации показывает, что на переходном этапе развития российского общества молодое поколение находится в очень сложной социально – психологической ситуации. В значительной мере разрушены прежние стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Выработка новых происходит медленно и хаотично. Подрастающее поколение утрачивает ощущение смысла происходящего и не имеет определенных жизненных ориентиров, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый и эффективный стиль поведения. Именно этим обуславливается сегодня поиск новых проектов, программ, решений, форм работы по сопровождению детей, подростков, молодежь в образовательной среде.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что  подростки, находясь под воздействием непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к  их преодолению.  С другой стороны, недостаток психолого-педагогических и правовых знаний, навыков и умений, современных социально-адаптивных стратегий поведения у взрослой части населения – родителей, педагогов – не позволяет им оказывать необходимое безопасное воздействие, психологическую и социальную поддержку подрастающему поколению.  Подростки  оказываются одинокими и психологически беспомощными в определение своей позиции и принятии решений. Многочисленные факты свидетельствуют о том, что ситуация фрустрации, сопровождающая возрастные кризисные состояния  подростков, может спровоцировать появление у них различных форм отклоняющегося поведения.

В этой связи одной из актуальных задач в работе с подростками становится работа по формированию психологической  безопасности детей и подростков в ходе реализации новых проектов, решений, постановлений в т.ч.  проведение диагностического тестирования на употребление учащимися наркотических средств.

I. Теоретические основы психологической безопасности.

Психологическая безопасность участников образовательной среды школы ориентирована на личностно-доверительные отношения (И.А. Баева, Л.А. Регуш), защиту личности от негативных воздействий (А.В. Брушлинский, Т.С. Кабаченко, С.Ю. Решетина, С.Ю. Смолян и др.) и прогнозирование возможных угроз (Л.А. Регуш) с целью предупреждения нарушений психологической безопасности образовательной среды. Целесообразным и более продуктивным является разделение объективных характеристик среды, условий жизнедеятельности и взаимодействия и их субъективного отражения (Г.М. Андреева, Л.С. Выготский, Т.С. Кабаченко, А. Маслоу, В.Н. Панферов, К. Роджерс).

Психологическая безопасность рассматривается как состояние сохранности и защищенности от возможных угроз, что способствует гуманным отношениям между людьми, признанию референтной значимости среды, ощущению идентичности с ней, наряду с уважением, доверием, ответственностью и принятием других людей (Г.В. Грачев, Т.М. Краснянская, А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм, A. Edmonson, S. Kadel, J. Watkins, J. Follman, C. Hammond, 3. Sprague, G. Sugai, H. Walker).

В психологической и педагогической литературе психологическая безопасность и защищенность образовательной среды школы рассматриваются во взаимосвязи с насилием во взаимодействии ее участников и во взаимосвязи с социальной средой (И.А. Баева, Е.Б. Попов, О.Е. Лебедев).

Связь человека с социальной средой соотносится с проблемой становления человека как личности (активного и сознательного субъекта человеческой истории) Л.С. Выготским, Д.А. Леонтьевым, В.А. Петровским, С.Л. Рубинштейном и др. Человек с момента своего рождения пребывает в определенной жизненной среде и находится с ней в постоянном взаимодействии. Между средой и субъектом существуют отношения взаимозависимости и взаимовлияния. Оптимальным уровнем такого взаимодействия является умение защититься от возможных угроз для личности и умение создавать психологически безопасную среду (безопасные отношения со средой).

Согласно исследованиям A. Edmonson, уровень психологической безопасности в среде может повышаться или понижаться в зависимости от ситуации, в которой пребывает человек, а конкретно, от его взаимоотношений с референтной группой. Ситуации нарушения психологической безопасности в образовательной среде школы подразумевают негативные эмоциональные переживания, определенные типы поведения в межличностных отношениях, и относятся к ситуациям повышенного риска (по показателям психологического климата и социальной поддержки).

Переживание наряду с ситуацией является единицей изучения личности и среды в психологии. Негативные переживания наряду с состоянием напряженности, страха и подавленности входят в определение психологического дискомфорта и являются последствиями нарушения психологической безопасности личности. Основной угрозой психологической безопасности, вызывающей негативные переживания, является психологическое насилие в межличностных отношениях, относящееся к психотравмирующим ситуациям взаимодействия.

Психологическую безопасность на сегодняшний день можно определить как:

1) состояние сохранности психики человека;

2) сохранение целостности личности, адаптивности функционирования человека, социальных групп, общества;

3) устойчивое развитие и нормальное функционирование человека во взаимодействии со средой (умение защититься от угроз и умение создавать психологически безопасные отношения);

4) возможности среды и личности по предотвращению и устранению угроз;

5) состояние среды, создающее защищенность или свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно–доверительном общении, создающее референтную значимость/причастность к среде и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников.

Таким образом, психологическая безопасность личности и среды неотделимы друг от друга.

Образовательная среда является частью жизненной, социальной среды человека. Учебные заведения как социальный институт общества являются субъектами безопасности, и важность изучения психологической безопасности личности в образовательной среде определяется тем, что учебные заведения, включая в себя подрастающее поколение, взрослых и семью, способны строить свою локальную (частную) систему безопасности как через обучение и воспитание, так и через решение задач развития.

Такие же характеристики, как доброжелательная атмосфера; высокие ожидания от работы учащихся без предвзятости, одинаковые способы оценивания учащихся; высокий уровень вовлеченности в образовательную среду и процесс обучения, а также вовлеченность родителей; обучение социальным навыкам взаимодействия – повышают безопасность образовательной среды и ее защитную функцию.

2. Организация добровольного диагностического      тестирования    обучающихся     государственных   образовательных   учреждений.

С 2005  года Министерством образования Московской области совместно с Министерством здравоохранения Московской области проводится работа по организации тестирования обучающихся учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования на выявление фактов употребления психоактивных веществ.

Нормативная база для проведения тестирования:

  1. Совместные приказы Министерства образования и Министерства здравоохранения Московской области «О совместной работе по организации добровольного диагностического      тестирования    обучающихся     государственных   образовательных   учреждений начального  и  среднего  профессионального  образования  Московской  области в рамках диспансеризации с целью выявления потребителей наркотических средств».
  1. Приказ Министерства образования Московской области «Об организации добровольного информированного диагностического  тестирования обучающихся государственных учреждений начального и среднего профессионального образования Московской области с целью выявления потребителей  наркотических средств».

Цели проведения тестирования учащихся на выявление потребителей наркотических веществ

  1. Получение объективных данных о распространенности потребления наркотических веществ среди учащихся учреждений профессионального образования  Московской области.

  1. Определение групп учащихся или образовательного учреждения в целом для проведения работы по вторичной профилактике.

  1. Повышение мотивации  учащихся, потребляющих наркотические вещества,  на необходимость прохождения лечения у специалистов психиатров-наркологов.

  1. Предупреждение распространения потребления наркотических средств среди учащихся.

Проблемы, которые могут возникнуть в процессе организации и проведении тестирования

1.Конфликтные ситуации:

  1. Ученик- педагог;
  2. Ребенок-родитель;
  3. Родитель- педагог;
  4. Ученик-ученик;
  5. Ученик-группа.

     2.Отказ от тестирования:

  1. Группой;
  2. Индивидуально;
  3. Родителями.

     3.Отклонения в поведении:

  1. Демонстративное поведение;
  2. Систематические прогулы;
  3. Речевая агрессия.

        Проблемы, возникающие в ходе реализации данного тестирования,  являются результатом нарушения психологической безопасности. На мой взгляд,  для минимализации последствий, а именно для сохранения психического здоровья всех участников, для нормального развития личности учащихся, создания и сохранения благоприятного климата в коллективе, создания безопасного пребывания в образовательном учреждении, психологу важно грамотно организовать и систематизировать работу по сопровождению организации и проведении тестирования.

Принципы тестирования учащихся

  1. Добровольность

  1. Информированность

  1. Конфиденциальность

  1. Широкая санитарно-просветительная и образовательная работа, направленная на профилактику  злоупотребления психоактивными веществами и формирование потребности у учащихся в здоровом образе жизни.

  Данные принципы легли в основу организации психолого-педагогического сопровождения психологической безопасности  при проведении добровольного тестирования в училище.

3.Организация работы педагога-психолога по сопровождению добровольного диагностического      тестирования    обучающихся   с целью выявления потребителей наркотических средств.

Цели:

  1. Проведение добровольного диагностического тестирования, не нарушая нормального функционирования всех участников образовательного процесса;
  2.  создание благоприятного, доверительного климата в коллективе;
  3.  психологическая адаптация подростков из группы риска и др.

Задачи психологической работы с подростками:

  1. психологическая поддержка ребенка;
  2. формирова ние умений и навыков;
  3. формирование необходимости в здоровом образе жизни;
  4. полная открытая информированность всех участников образовательного процесса.
  1. Профилактическая работа:
  1. Формирование значимых личностных качеств и навыков;
  2. Организация системы внеурочной занятости;
  3. Определение степени вовлеченности учащихся в проблему злоупотребления ПАВ;
  4. Выявление, формирование и подготовка актива, организация волонтерской деятельности.
  1. Просветительская работа (лекции, семинары, предметные занятия, классные часы, родительские собрания):
  1. Специфическая информация (ПАВ и их влияние на организм человека; зависимость  от ПАВ);
  2. Неспецифическая информация (знание о себе; чувства и эмоции, управление стрессом; общечеловеческие ценности);
  1. Коррекционно-развивающая (работа с учащимися группы риска по адаптации).

Формирование значимых личностных качеств и навыков:

  1. Позитивное отношение к собственной  личности;
  2. Понимание других людей;
  3. Позитивное общение;
  4. Управление собственным эмоциональным состоянием;
  5. Адекватное поведение в стрессовых ситуациях;
  6. Самостоятельное принятие решений;
  7. Противостояние внешнему давлению;
  8. Решение проблемных ситуаций;
  9. Работа с информацией;
  10. Творчество.

Определение степени вовлеченности учащихся в  проблему

употребления  ПАВ:

1этап - Наблюдение;

     2этап – Анкетирование (мониторинг);

     3этап - Тестирование.

Вопросы для выявления и укрепления индивидуальной мотивации

  1. Вопросы об экстремальных отношениях и взглядах
  2. Взгляд в прошлое
  3. Взгляд в будущее
  4. Поиск целей

Что не мотивирует или дает видимую мотивацию

   Запугивание;      ■   Подкуп;      ■   Манипуляция

Заключение.

Анализ отечественной и зарубежной литературы показал, что проблема обеспечения психологической безопасности человека и жизненной среды, влияющей на становление и развитие, только зарождается как самостоятельное направление исследований, хотя и выступает приоритетной задачей социальной практики.  Проблемы психологической безопасности образовательной среды  в свете сегодняшних требований и ее изучение являются относительно новыми.

Теоретической значение работы состоит в изучении концепции психологической безопасности образовательной среды школы. Рассмотрены основные подходы к раскрытию понятия «психологическая безопасность образовательной среды», выделены уровни и обосновано определение психологической безопасности образовательной среды  как защищенности от психологического насилия во взаимодействии ее участников.

Практическое значение состоит в том, что  по результатам проведенного анализа определены основные направления психолого-педагогического сопровождения по сохранению и обеспечению психологической безопасности образовательной среды училища. Результаты исследования могут быть использованы  психологами и социальными педагогами образовательных учреждений в целях оптимизации взаимоотношений между учениками, учителями и родителями и нахождения адекватных путей решения проблем психологической безопасности во взаимодействии участников образовательной среды.

Выводы, полученные по результатам анализа, легли в основу организации психолого-педагогического сопровождения психологической безопасности при проведении добровольного диагностического тестирования учащихся на употребление наркотических средств.

Выводы представлены в диаграммах.

Список литературы:

  1. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. - М.: Смысл, 2001.
  2. Вайнер Э.Н. Образовательная среда и здоровье учащихся // Валеология. 2003. №2.
  3. Баева И.А. Безопасность образовательной среды, психологическая культура и психическое здоровье школьников. СПб., 2002.  236с
  4. Соломин В.П., Михайлов В.А., Шатров О.В, Маликова Т.В. Психологическая безопасность: учебное пособие. Дрофа.2008

Приложение №1

ПУ № 32,  г. Чехов
Показатели, прошедших тестирование на употребление ПАВ

в течение

 3-х лет.

Приложение №2

ПУ № 32  г. Чехов
Показатели положительных тестов употребления ПАВ в течение 3-х лет

Приложение №3

Структура безопасности личности

Приложение №4