Система ранней профилактики школьной дезадаптации детей с СДВГ
В статье приводится алгоритм работы с детьми, требующими психологического сопровождения, в рамках работы специалиста ЦПМСС с образовательными учреждениями. Рассматриваются этапы этой работы, начиная с диагностики готовности ребенка к школе, прослеживая ход его адаптациии в ОУ и продолжая при необходимости сопровождение в виде индивидуальной или групповой психокоррекции на базе Центра.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 106 КБ |
Предварительный просмотр:
И.И.Проскурина, педагог-психолог
ЦПМСС Калининского района
СИСТЕМА РАННЕЙ ПРОФИЛАКТИКИ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ
ДЕТЕЙ С СДВГ
Современная школа сталкивается с тем, что с каждым годом все больший процент будущих первоклассников имеет различные отклонения в созревании и функционировании нервной системы. Зачастую незаметные в дошкольном детстве, эти дефекты ярко проявляются после поступления в школу с ее жестким режимом и дисциплинарными требованиями. Обследования младших школьников в возрасте 7—10 лет показывают, что почти пятая часть из них относятся к группе риска по формированию стойкой школьной дезадаптации. Причем чаще всего как учебная, так и социально-психологическая дезадаптация вызвана синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Недостатки внимания, памяти, повышенная отвлекаемость и умственная утомляемость, слабость саморегуляции – все эти особенности, характерные для детей с СДВГ, могут привести к возникновению проблем в усвоении школьной программы и общении со сверстниками. Дети со школьной дезадаптацией не успевают работать в едином со всеми темпе, отличаются эмоциональной неустойчивостью. Школьная дезадаптация приводит к снижению успеваемости даже при высоком уровне интеллекта.
В этих условиях психолог Центра закономерно оказывается в роли координатора усилий всех участников учебного процесса в работе с проблемными детьми.
В рамках сотрудничества специалиста ЦПМСС с образовательными учреждениями сложился следующий алгоритм сопровождения детей с мозговыми дисфункциями.
- В ЦПМСС: выявление детей с СДВГ на стадии индивидуальной диагностики готовности к школе.
В ходе собеседования с будущими первоклассниками, используя метод наблюдения, психолог фиксирует в карте индивидуального сопровождения ребенка (см. Приложение 1) моменты, которые могут свидетельствовать о гиперактивности, импульсивности, отключениях внимания. Кроме того, анализируются результаты выполнение теста Бендер (на зрительно-моторную координацию), который является полезным инструментом для обнаружения поражений головного мозга. Отмечаются: леворукость, ведущая анализаторная система, логопедические проблемы, поведенческие особенности. Диагностика при поступлении ребенка в школу должна учитывать не столько уровень умений и знаний, сколько особенности психики, темперамента, потенциальные возможности каждого ребенка.
В ходе обсуждения с родителями результатов обследования ребенка затрагиваются вопросы его здоровья. Момент поступления в школу должен соответствовать не паспортному возрасту (7 лет), а психофизиологическому (для некоторых детей это может быть и 7 с половиной и почти 8 лет). Родители рассказывают о развитии ребенка, его поведении в дошкольном учреждении и дома. В целях профилактики утомляемости будущего первоклассника родители получают рекомендации по построению режима дня, выбору кружков и секций, советы насчет посещения группы продленного дня, а также рекомендации по построению развивающих занятий с ребенком на месяцы, оставшиеся до школы.
Консультируя родителей по выбору образовательного учреждения, психолог предоставляет информацию об образовательных учреждениях района. Обсуждается специализация школ, уровень сложности программ, режим, наполняемость классов, близость к месту жительства и другие факторы, влияющие на выбор образовательного учреждения.
- В образовательном учреждении: групповое обследование первоклассников с целью изучения их адаптации к школе.
На этом этапе изучается эмоциональное отношение учащихся к учебным предметам и ситуациям, связанным со школой (Приложение 2), а также используется проективный рисуночный тест «Человек под дождем», который позволяет осуществить диагностику личностных резервов ребенка и особенностей его защитных механизмов.
Классным руководителям предлагается заполнить специальный бланк экспертного оценивания проблем в обучении и поведении учащихся (Приложение 3). При этом выявляются дети, которых можно отнести к группе риска в плане прогноза их развития. Далее психолог совместно с классным руководителем сопоставляют и обсуждают результаты индивидуальной и групповой диагностики по каждому ребенку.
Выступая на родительских собраниях в классе, психолог приглашает родителей с проблемными детьми на консультацию в Центр.
- На базе ЦПМСС: индивидуальное консультирование родителей по проблеме обучения и воспитания ребенка с СДВГ.
На данном этапе идет уже более углубленная работа. Ребенок обследуется по методике Тулуз-Пьерона и родителям даются конкретные рекомендации в зависимости от выявленного типа ММД и индивидуальных особенностей ребенка. Далее следует запись на индивидуальные и групповые коррекционные занятия к психологу. При наличии эмоциональных нарушений в Центре проводятся индивидуальные и групповые коррекционные занятия для снятия повышенной тревожности, развития коммуникабельности, психологи подбирают сферы деятельности, в которых ребёнок чувствовал бы себя уверенно, моделируют ситуации успеха. В цикл занятий включают упражнения на развитие внимания и памяти. При выявлении речевых нарушений рекомендуются логопедические занятия.
Важным компонентом работы по предупреждению дезадаптации ребенка является работа психолога с его семьей, в частности, тренинг для родителей, нацеленный на формирование у них правильного понимания, что здоровье их ребенка в значительной мере зависит от доброжелательного, спокойного и последовательного отношения к нему взрослых.
При необходимости родители получают направление к другим специалистам Центра или в медицинское учреждение.
Таким образом, психологическое сопровождение детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью в рамках работы специалиста ЦПМСС с образовательными учреждениями включает в себя своевременную диагностику и коррекцию школьной дезадаптации таких детей. Задача психолога – вооружить родителей и учителей конкретными рекомендациями по организации учебной деятельности ребенка с мозговыми дисфункциями в школе и дома. Если проявления СДВГ не скорректировать, то в дальнейшем проблемы с учебой никуда не исчезнут, а будут нарастать, подобно снежному кому, от класса к классу. Такие ребята, становясь подростками, неминуемо попадают в группу риска. Их чрезмерная активность на фоне школьных неуспехов зачастую приводит к девиантному поведению. Эти тенденции подтверждены данными специальных исследований и школьной практикой. Именно поэтому помощь детям с СДВГ должна быть оказана своевременно: в возрасте 5-10 лет. Важно не упустить это время.
Приложение 1
Дата___________
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА
будущего первоклассника
Фамилия, имя _____________________________________________________
Возраст______Дата рождения_____________ ДОУ № _____ Правша/левша
Домашний адрес _______________________________Тел._________________
Баллы Уровень:
1. Общая осведомленность _____
2. Словесная инструкция _____ высокий
3. Поиск правила _____ средний
4. Исключение лишнего _____ низкий
5. Антонимы 1) 2) 3) 4) 5) _____
6. Аналогии 1) 2) 3) 4) 5) _____
7. Сравнение _____
8. Память _____
9. Тонкая моторика _____
10. Чтение Задача _____
Сумма _____
Особенности развития и поведения __________________________________
_________________________________________________________________
Рекомендации ____________________________________________________
_________________________________________________________________
Приложение 2
1. | Я собираюсь в школу | 1. | Математика | |||
2. | Я вхожу в класс | 2. | Письмо | |||
3. | Я отвечаю на уроке | 3. | Чтение | |||
4. | Я на перемене | 4. | Окружающий мир | |||
5. | Я иду из школы домой | 5. | Английский язык | |||
6. | Я рассказываю родителям о школе | 6. | Труд | |||
7. | Я делаю домашнее задание | 7. | Рисование | |||
8. | Я думаю о школе | 8. | Физкультура |
Рисунок «Человек под дождем»
Приложение 3
Школа______ класс______
Просьба отметить галочкой фамилии детей, у которых, по вашим наблюдениям, выявились какие-либо проблемы в ходе обучения и которые нуждаются в помощи психолога.
№ п/п | Фамилия, имя | Проблемы внимания (отвлекаемость, рассеянность и т.п.) | Проблемы поведения (неуправляемость, агрессивность, конфликтность и т.п.) | Проблемы успеваемости (по какому предмету?) | Личностные особенности (тревожность, замкнутость, обидчивость и т.п.) |
