Система ранней профилактики школьной дезадаптации детей с СДВГ

Проскурина Инна Ивановна

В статье приводится алгоритм работы с детьми, требующими психологического сопровождения, в рамках работы специалиста ЦПМСС с образовательными учреждениями. Рассматриваются этапы этой работы, начиная с диагностики готовности ребенка к школе, прослеживая ход его адаптациии в ОУ и продолжая при необходимости сопровождение в виде индивидуальной или  групповой психокоррекции на базе Центра.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistema_ranney_profilaktiki_shkolnoy_dezadaptacii.doc106 КБ

Предварительный просмотр:

И.И.Проскурина, педагог-психолог

ЦПМСС Калининского района

СИСТЕМА РАННЕЙ ПРОФИЛАКТИКИ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ

 ДЕТЕЙ С СДВГ

Современная школа сталкивается с тем, что с каждым годом все больший процент будущих первоклассников имеет различные отклонения в созревании и функционировании нервной системы. Зачастую незаметные в дошкольном детстве, эти дефекты ярко проявляются после поступления в школу с ее жестким режимом и дисциплинарными требованиями. Обследования младших школьников в возрасте 7—10 лет показывают, что почти пятая часть из них относятся к группе риска по формированию стойкой школьной дезадаптации. Причем чаще всего как учебная, так и социально-психологическая дезадаптация вызвана синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Недостатки внимания, памяти, повышенная отвлекаемость и умственная утомляемость, слабость саморегуляции – все эти особенности, характерные для детей с СДВГ, могут привести к возникновению проблем в усвоении школьной программы и общении со сверстниками. Дети со школьной дезадаптацией не успевают работать в едином со всеми темпе, отличаются эмоциональной неустойчивостью. Школьная дезадаптация приводит к снижению успеваемости даже при высоком уровне интеллекта.

        В этих условиях психолог Центра закономерно оказывается в роли координатора усилий всех участников учебного процесса в работе с проблемными детьми.

         В рамках  сотрудничества специалиста ЦПМСС с образовательными учреждениями сложился следующий алгоритм сопровождения детей с мозговыми дисфункциями.

  1. В ЦПМСС: выявление детей с СДВГ на стадии индивидуальной диагностики готовности к школе.

         В ходе собеседования с будущими первоклассниками, используя метод наблюдения, психолог фиксирует в карте индивидуального сопровождения ребенка (см. Приложение 1) моменты, которые могут свидетельствовать о гиперактивности, импульсивности, отключениях внимания. Кроме того, анализируются результаты выполнение теста Бендер (на зрительно-моторную координацию), который является полезным инструментом для обнаружения поражений головного мозга. Отмечаются: леворукость, ведущая анализаторная система, логопедические проблемы, поведенческие особенности. Диагностика при поступлении ребенка в школу должна учитывать не столько уровень умений и знаний, сколько особенности психики, темперамента, потенциальные возможности каждого ребенка.

В ходе обсуждения с родителями результатов обследования ребенка затрагиваются вопросы его здоровья. Момент поступления в школу должен соответствовать не паспортному возрасту (7 лет), а психофизиологическому (для некоторых детей это может быть и 7 с половиной и почти 8 лет). Родители рассказывают о развитии ребенка,  его поведении в дошкольном учреждении и дома. В целях профилактики утомляемости будущего первоклассника родители получают рекомендации по построению режима дня, выбору кружков и секций, советы насчет посещения группы продленного дня, а также рекомендации по построению развивающих занятий с ребенком на месяцы, оставшиеся до школы.

Консультируя родителей по выбору образовательного учреждения, психолог предоставляет информацию об образовательных учреждениях района. Обсуждается специализация школ, уровень сложности программ, режим, наполняемость классов, близость к месту жительства и другие факторы, влияющие на выбор образовательного учреждения.

  1.   В образовательном учреждении: групповое обследование первоклассников с целью изучения их адаптации к школе.

На этом этапе изучается эмоциональное отношение учащихся к учебным предметам и ситуациям, связанным со школой (Приложение 2), а также используется проективный рисуночный тест «Человек под дождем», который позволяет осуществить диагностику личностных резервов ребенка и особенностей его защитных механизмов.

Классным руководителям предлагается заполнить специальный бланк экспертного оценивания проблем в обучении и поведении учащихся (Приложение 3). При этом выявляются дети, которых можно отнести к группе риска в плане прогноза их развития. Далее психолог совместно с классным руководителем сопоставляют и обсуждают результаты индивидуальной и групповой диагностики по каждому ребенку.

Выступая на родительских собраниях в классе,  психолог приглашает родителей с проблемными детьми на консультацию в Центр.

  1. На базе ЦПМСС: индивидуальное консультирование родителей по проблеме обучения и воспитания ребенка с СДВГ.

        На данном этапе идет уже более углубленная работа. Ребенок обследуется по методике Тулуз-Пьерона  и родителям даются конкретные рекомендации в зависимости от выявленного типа ММД и индивидуальных особенностей ребенка. Далее следует запись на индивидуальные и групповые коррекционные занятия к психологу. При наличии эмоциональных нарушений в Центре проводятся индивидуальные и групповые коррекционные занятия для снятия повышенной тревожности, развития коммуникабельности,  психологи подбирают сферы деятельности, в которых ребёнок чувствовал бы себя уверенно, моделируют ситуации успеха. В цикл занятий включают упражнения на развитие внимания и памяти. При выявлении речевых нарушений рекомендуются логопедические занятия.

        Важным компонентом работы по предупреждению дезадаптации ребенка является работа психолога с его семьей, в частности, тренинг для родителей, нацеленный на формирование у них правильного понимания, что здоровье их ребенка в значительной мере зависит от доброжелательного, спокойного и последовательного отношения к нему взрослых.

        При необходимости родители получают направление к другим специалистам Центра или в медицинское учреждение.

Таким образом, психологическое сопровождение детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью в рамках работы специалиста ЦПМСС  с образовательными учреждениями включает в себя своевременную диагностику и коррекцию школьной дезадаптации таких детей. Задача психолога – вооружить родителей и учителей конкретными рекомендациями по организации учебной деятельности ребенка с мозговыми дисфункциями в школе и дома. Если проявления СДВГ не скорректировать, то в дальнейшем проблемы с учебой никуда не исчезнут, а будут нарастать, подобно снежному кому, от класса к классу. Такие ребята, становясь подростками, неминуемо попадают в группу риска. Их чрезмерная активность на фоне школьных неуспехов зачастую приводит к девиантному поведению. Эти тенденции подтверждены данными специальных исследований и школьной практикой. Именно поэтому помощь детям с СДВГ должна быть оказана своевременно: в возрасте 5-10 лет. Важно не упустить это время.

Приложение 1

Дата___________

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА

будущего первоклассника

Фамилия, имя _____________________________________________________

Возраст______Дата рождения_____________  ДОУ № _____     Правша/левша

Домашний адрес _______________________________Тел._________________

                                                                                              Баллы           Уровень:

 1. Общая  осведомленность                                               _____

 2. Словесная инструкция                                                   _____           высокий

 3. Поиск правила                                                                _____            средний

 4. Исключение лишнего                                                    _____             низкий

 5. Антонимы    1)         2)         3)         4)         5)              _____

 6. Аналогии      1)         2)         3)         4)         5)              _____

 7. Сравнение                                                                       _____

 8. Память                                                                             _____

 9. Тонкая моторика                                                            _____                                                                            

10. Чтение                                                    Задача             _____                                                      

                                                                                  Сумма _____

Особенности развития и поведения __________________________________

_________________________________________________________________

Рекомендации ____________________________________________________

_________________________________________________________________

Приложение 2

1.

Я собираюсь в школу

1.

Математика

2.

Я вхожу в класс

2.

Письмо

3.

Я отвечаю на уроке

3.

Чтение

4.

Я на перемене

4.

Окружающий мир

5.

Я иду из школы домой

5.

Английский язык

6.

Я рассказываю родителям о школе

6.

Труд

7.

Я делаю домашнее задание

7.

Рисование

8.

Я думаю о школе

8.

Физкультура

                                        

Рисунок «Человек под дождем»


Приложение 3

Школа______  класс______    

Просьба отметить галочкой фамилии детей, у которых, по вашим наблюдениям, выявились какие-либо проблемы в ходе обучения и которые нуждаются в помощи психолога.

№   п/п    

Фамилия, имя

Проблемы    внимания (отвлекаемость, рассеянность и т.п.)

Проблемы поведения  (неуправляемость, агрессивность, конфликтность и т.п.)

Проблемы успеваемости (по какому предмету?)

Личностные особенности (тревожность, замкнутость, обидчивость  и т.п.)