ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ АКТИВНОГО СЛУШАНИЯ В ДИАЛОГЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Крылова Инна Владимировна

Данная статья будет интересна не только психологам ,но и логопедам .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon cтатья40 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                   

                                                                                                           Авторы: Крылова И.В., педагог-психолог ГБОУ ЦДК

 Соболева Е.В., учитель-логопед ГБОУ ЦДК

                                                                                  Санкт-Петербург

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ АКТИВНОГО СЛУШАНИЯ В ДИАЛОГЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

(из опыта работы)

     

      Одним из приоритетных направлений государственной политики в сферах  специального образования и здравоохранения является укрепление здоровья подрастающего поколения.  Здоровье – сложная динамическая система, содержащая множество интегрально связанных составляющих элементов. Содержание понятия здоровье включает не только отсутствие болезней и физических дефектов у человека, но также состояние духовного и социального благополучия.  

     Значимым условием поддержания психического здоровья ребёнка является его общение с окружающими. Данный вид деятельности является основой формирования духовных ценностей,  личностных качеств, процессов социальной  адаптации и интеграции личности в общество.

      Современные лингвистические представления о коммуникативной деятельности основаны на понимании феномена коммуникации  как обмена информацией между двумя и более  взаимодействующими партнёрами, с целью выработки единой стратегии совместной деятельности, оказания определённого воздействия на поведение, эмоциональное состояние друг друга (А.Д. Кацнельсон, 2001; А.Р. Балаян, 1998; А.В. Соколов, 2001).   Каждый из партнёров по коммуникации в определённый момент времени выступает в роли активного коммуниканта (говорящего) и реципиента (слушающего).  Психофизиологическую основу деятельности по обмену вербальной информацией составляют сложные многоуровневые процессы восприятия и порождения речи.

      Восприятие и понимание обращённой речи является творческим познавательным актом. Активность стратегии реципиента определяется необходимостью осознания поверхностных и глубинных смыслов сообщения. Поэтому рациональное использование различных средств общения в процессе восприятия информации позволяет реципиенту поддерживать продуктивный контакт с коммуникантом, служит оптимизации процессов коммуникативного познания.

     Наиболее продуктивной стратегией коммуникативного поведения реципиента, позволяющей не только воспринять и декодировать сообщение, но и получить представление о партнёре по общению, является активное слушание. Овладение умениями и навыками активного слушания существенно повышает продуктивность общения, развивает способность к децентрации,  гибкость в межличностных отношениях,  рефлексивное поведение.

     Немногочисленные исследования коммуникативной деятельности  младших школьников с ТНР выявляют незрелость их коммуникативной компетентности,  умений и навыков гибкого использования средств общения,  стереотипность репертуара коммуникативных действий  (В.К. Воробьёва, 1982;   О.Н. Усанова, 1996;     С.А. Игнатьева, 2003).  Дети плохо владеют навыками обратной связи, при восприятии сообщения не учитывают личностные особенности собеседника, его эмоциональное состояние. Понимание сообщений часто носит формальный характер (анализируют только поверхностные смыслы), выступая в роли реципиента, коммуникативной активности почти не проявляют. Отмечаются затруднения при анализе невербальных средств общения, используемых партнёром по коммуникации.

     Принимая во внимание то, что незрелость коммуникативных умений и навыков у младших школьников с ТНР обусловлена расстройствами речи, а также рядом психологических и поведенческих особенностей данного контингента детей,   работа по формированию  навыков активного слушания должна сочетаться с комплексом коррекционных мероприятий, направленных на развитие речи, совершенствование  познавательной и эмоционально – волевой сфер.    

      Работа по формированию стратегии активного слушания в диалоге у младших школьников с ТНР направлена на реализацию следующих задач:

- развитие способности к децентрации – умению осуществлять собственные действия с учётом поведенческих реакций  и личностных особенностей партнёра по общению;

- формирование умений планирования и  прогнозирования в общении;

- развитие умений  гибкого использования различных средств коммуникативной деятельности с целью поддержания продуктивного контакта с собеседником;

- совершенствование способностей к интерпретации коммуникативных действий партнёра по общению.

     Формирование навыков активного слушания проводится на специальных занятиях с использованием подгрупповой и фронтальной форм работы с детьми. Отдельные задания могут включаться  в качестве физкультминуток,  динамических пауз на уроках.

     На начальном этапе работы необходимо сформировать у детей умение руководствоваться правилами коммуникативного поведения в общении со взрослыми и сверстниками. Проводятся беседы о правилах вежливого общения с окружающими.  Используется аналитическое чтение коротких рассказов, стихов, содержащих описание различных коммуникативных ситуаций. Дети  находят  примеры несоответствия  высказываний и поступков героев правилам поведения, предлагают свои варианты решений. Развитие навыков соблюдения очерёдности реплик в диалоге проводится в  играх: «Волшебный микрофон», «Три желания», «Обмен любезностями»

Особое внимание уделяется развитию чувства эмпатии к партнёру по общению.  Проявление способностей к эмпатии  у  младших школьников во многом зависит от репертуара ролевого поведения, поэтому целесообразно проведение игр–драматизаций, ролевых сценок, аналитического просмотра мультфильмов. Для развития эмоциональной выразительности коммуникативного поведения, навыков использования невербальных средств общения для передачи собственного состояния, выражения отношения к происходящему  организуются психогимнастические этюды.

      Развитие способностей к интерпретации вербального поведения коммуникантов включает проведение работы по дифференциации интонационных структур речи. Важно научить детей соотносить использование тех или иных  просодических средств с определённым настроением говорящего. Организуется прослушивание фонограмм с записью различных вариантов интонационного оформления одной фразы. Проводится работа с текстами: чтение небольших монологических рассказов  и диалогов с предварительным анализом эмоционального содержания текста, чтение по цепочке, разучивание диалогов  по стихотворным произведениям.

      Формирование  у детей с ТНР способностей к обобщению  воспринятой вербальной информации    должно    сочетаться   с работой  по   развитию   слухового    внимания, слухоречевой памяти, активизацией навыков связной речи.  Продуктивно использование  приёма выделения ключевых слов, фраз  из сообщения (печатных  и устных текстов). На подгрупповых занятиях проводится игра: «Неоконченная история». Детям предлагается  прочитать или  прослушать  фрагменты рассказов и предложить свои варианты окончания истории, либо придумать предысторию. Организуется аналитический просмотр видеозаписи   подготовленных диалогов в конфликтных ситуациях.  Логопед проводит беседу с ребятами, помогает им  проанализировать вербальное поведение героев фильма и найти наиболее оптимальный вариант для  решения данной конфликтной ситуации (использование аргументации, рассуждения, корректных формулировок).    

  Дети учатся соотносить использование тех или иных средств с эмоциональным состоянием человека, планировать собственные коммуникативные действия с учётом стратегии поведения партнёра по общению. Проводятся тренинги, направленные на развитие умения прогнозировать поведение другого коммуниканта.  Используется приёма фрагментарного просмотра видеозаписи подготовленных диалогов. Во время паузы логопед организует дискуссию по обсуждению  предполагаемого дальнейшего поведения героев, учит ребят аргументировать свои предположения.  

  В дальнейшем проводится работа по формированию у младших школьников с ТНР алгоритма активного слушания, который включает в себя: сигнализацию о готовности вступить в контакт, невербальную поддержку активного коммуниканта, высказывания – уточнения, демонстрацию собственного отношения к полученной информации (О.А. Карабанова, 1998; Б.С. Волков, 2002).   Важно объяснить детям  последовательность этапов коммуникативного взаимодействия:  задача (намерение партнёров по общению), установление контакта, поддержание контакта, окончание контакта, итоги.  Проводятся беседы и тренинги, направленные на выработку умения выбирать наиболее оптимальные средства общения на каждом этапе взаимодействия с партнёром. Допускается использование схемы алгоритма активного слушания с  пиктограммами и опорными фразами, позволяющие ребёнку контролировать собственный выбор различных средств общения (в виде индивидуальных карточек).  

  Таким образом, формирование  активного слушания в диалоге у младших школьников с ТНР актуализирует развитие у них способностей к интерпретации коммуникативного поведения партнёра по общению, навыков обратной связи, способствует обогащению репертуара коммуникативных действий и оптимизации коммуникативной деятельности в целом.