программа психологического сопровождения семей группы риска
комплекс занятий и упражнений напрвленных на совершенствование коммуникативной сферы
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 191.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационная карта
Муниципальное образование | Нижневартовский район |
Название программы | Программа психологического сопровождения семьи категории группы риска - «Станем ближе» |
Разработчик программы | Гапонюк А. П.- психолог ОПППСиД |
Руководитель программы | Гончаренко О.А.- заведующий ОПППСиД |
Цель | Повышение уровня социально- психологической культуры несовершеннолетних и родителей, формирование навыков сотрудничества и коммуникативных умений. |
Задачи | - Изучить уровень социально- психологической культуры несовершеннолетних и родителей - Провести цикл занятий по обучению подростков и родителей использованию социально- приемлемых способов снятия внутреннего напряжения, конструктивным способам взаимодействия с окружающими. -Способствовать улучшению понимания родителями собственного ребенка, укреплению у несовершеннолетних и их родителей чувства единства, умения действовать согласованно. |
Направление деятельности | Социально- психологическая поддержка |
Сроки реализации программы | Октябрь 2011г. – май 2012 г. |
Ожидаемый результат | -Повышение уровня социально- психологической культуры несовершеннолетних и родителей, -формирование основ коммуникативной культуры, навыков сотрудничества и коммуникативных умений |
Краткое содержание программы | Цикл психологических тренингов, деловых игр, круглых столов. |
Критерии эффективности программы | - Количественные показатели (охват общественности, количество мероприятий и т.д.) - Показатели социального развития личности (динамика уровня развития) - Показатели социальной адаптации (развитие коммуникативных способностей у подростков и родителей, активность участников, развитие психо-эмоциональной сферы) - Показатели общественного мнения (уровень удовлетворенности участников, заинтересованность, отклик в СМИ) - Технологические показатели (уровень организации мероприятий, профессионализм сотрудников) - Экономические показатели (привлечение дополнительных материально-технических ресурсов) |
Источники финансирования | Бюджет автономного округа |
Данные об организации, реализующей программу |
Наименование организации | Бюджетное учреждение социального обслуживания ХМАО – Югры Комплексный центр социального обслуживания населения «Радуга» |
Дата регистрации организации | 16 января 2006 |
Организационно-правовая форма | учреждение |
Учредитель | Департамент труда и социальной защиты, Департамент государственной собственности ХМАО-Югры |
Руководитель | Немцова Ольга Фирсовна |
Телефон (рабочий/домашний) | 8(3466)28-23-22 |
Факс | 28-23-22 |
Chu@wsmail.ru |
Штатная численность | 132 |
Количество специалистов реализующих программу | 1 |
Категория обслуживаемых лиц | Семьи из «группы риска» |
Почтовый индекс | 628634 |
Город (посёлок) | г.п.Излучинск |
Адрес организации (улица, № дома) | ул.Набережная -15 |
Реквизиты банка |
Тип счёта (внебюджетный счёт) | бюджетный счет |
Наименование банка | РКЦ Ханты-Мансийска г.Ханты-Мансийск |
№ корр. счёта | - |
№ р/счёта | 402018107400000000001 (л/с 290.22.055.1) |
ИНН | 86200101141 |
БИК | 047162000 |
КПП | 862001001 |
ОКОНХ | 23390 |
ОКПО | 48735768 |
МФО | - |
Обоснование (актуальность) программы
Духовные контакты в семье не могут возникнуть в результате одних лишь платонических пожеланий и стремлений родителей. Для этого должны быть созданы психолого-педагогические предпосылки. Первая и главная из них - разумная организация семьи. Общие перспективы, совместная деятельность, определенные трудовые обязанности, традиции взаимопомощи, совместных решений, общих интересов и увлечений служат благодатной почвой для произрастания и развития ростков внутренних взаимосвязей родителей и детей.
По результатам проведенного опроса 15 семей «группы риска» выяснилось:
20 % -семей имеют высокий уровень коммуникативной культуры;
20%- семей имеют средний уровень коммуникативной культуры;
60%- семей имеют низкий уровень коммуникативной культуры.
Для того чтобы помочь ребёнку в решении его коммуникативных проблем, необходимо понять их причины. Семьи с средним и низким коммуникативным уровнем считают, что причинами отсутствия общения с детьми являются: занятость членов семьи, отсутствие взаимопонимания в семье, трудности подросткового возраста ребенка, избегание любого общения, уход в себя, замкнутость ребенка; проявление агрессивности, повышенная склонность к конфликтам.
В коллективной жизни семьи можно наиболее успешно создавать обстоятельства воспитательного процесса, подкрепляющие словесные требования. Нужные педагогические обстоятельства отнюдь не всегда совпадают с жизненными. И их нередко приходится создавать вопреки жизненным обстоятельствам.
Дети ожидают от родителей глубинного, пристального интереса к их внутреннему миру, учета их возрастных и индивидуальных особенностей.
Подход к детям требует от родителей педагогического такта, учета жизненного опыта воспитанников, их эмоционального состояния, тонкого и неторопливого анализа мотивов поступка, чуткого, мягкого прикосновения к внутреннему миру человека. Общение, совместные дела, единые стремления становятся наиболее естественным процессом воспитания.
Важная сторона обоюдных контактов - участие в занятиях и интересах детей. Если родители смогут разделить интересы, увлечься занятиями своих детей, то в их руках окажется эффективное средство воспитательного воздействия.
Программа «Станем ближе» предполагает формирование основ коммуникативной культуры, совершенствование коммуникативных навыков, путем активного игрового взаимодействия.
Концептуальные подходы
Концепция программы основывается на нескольких подходах:
Первый подход заключается в выделении соответствующей системы наиболее близких или смежных, но существующих для решения проблем семьи и детей связей, вовлечении их в процесс изменений, максимально используя для этого все возможности и средства во благо своих клиентов.
Второй подход состоит в непосредственном ознакомлении с отдельными людьми и группами, которые находятся в таком же положении, как и семья, находящаяся под патронатом; воздействии на системы, влияющие на все семьи, страдающие от таких же проблем или попавших в аналогичную ситуацию.
Третий подход определяет затруднения семьи (ребенка), связанные со стрессами, возникающими под влиянием среды обитания. Если их вовремя не предотвратить, они распространятся и на другие стороны и сферы человеческой жизни.
Четвертый заключается во включении клиента в непосредственную практическую деятельность. Основывается на том, что изменение поведения - это длительный процесс, и разные люди имеют различную степень готовности к изменениям.
Все перечисленные концептуальные подходы акцентируются на комплексное решение проблем, так как необходимо изменить всю жизненную программу, ситуацию клиента, а не просто поддерживать ее в стабильном состоянии.
Цели и задачи
Цель: Повышение уровня социально- психологической культуры несовершеннолетних и родителей, формирование основ коммуникативной культуры, навыков сотрудничества и коммуникативных умений.
Задачи: 1. Изучить уровень социально- психологической культуры несовершеннолетних и родителей
2. Провести цикл занятий по обучению подростков и родителей использованию социально- приемлемых способов снятия внутреннего напряжения, конструктивным способам взаимодействия с окружающими.
3.Способствовать улучшению понимания родителями собственного ребенка, укреплению у несовершеннолетних и их родителей чувства единства, умения действовать согласованно
Программа состоит из блоков дополняющих друг друга. В ходе выполнения программы возможны дополнения, изменения, ввод новых форм и методов работы с несовершеннолетними. Предполагаемое количество участников программы-до 9 человек.
№ | этап | Тематический блок | задачи | Срок реализации | ответственный |
1 | Организационно-исследовательский | диагностический | -подготовка необходимых условий для реализации программы. -Психологическое обследование семей (первичное, итоговое) | Октябрь 2011г Октябрь 2011г Май2012г | Заведующий отделением. психолог |
1 | Реализующий | 1.Личностный блок 2.Коммуникативный блок 3.Блок социальной активности 4.информационный блок | - способствовать осознанию себя (своей личности) и понимания других людей. - формировать навыки общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению. - Развивать способность самостоятельно определять цели своей жизни, планировать и представлять свое будущее. -разработать и распространить информационно-профилактические буклеты, памятки по тематике программы.. | Ноябрь 2011-Май 2012г (1 раз в 3 недели) Ноябрь 2011-Май 2012г (1 раз в 3 недели) Ноябрь 2011-Май 2012г (1 раз в 3 недели) Ежеквартально | Психолог Психолог психолог Психолог |
3 | Заключительный | Аналитический блок | - Анализ реализации программы. -Оценка эффективности проделанной работы | Ежеквартально Май 2012г | Заведующий отделением, методист |
Формы реализации блоков:
- Информационно-просветительская работа.
- Консультирование.
- Социально-психологический тренинг.
- Социально-психологическое сопровождение.
- Деловые игры и круглые столы.
Механизмы реализации программы
Программа реализуется психологом отделения психолого-педагогической помощи семье и детям, включает в себя ряд психологических мероприятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю по отдельному графику.
Этапы и сроки реализации программы.
1 этап – ОРГАНИЗАЦИОННО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ (октябрь 2011 - Май2012)
Предполагает отбор участников программы, сбор информации и создание единой базы данных семей.
Проводится психологическое обследование семей, а также следующие диагностические мероприятия:
Тест «Рисунок семьи»: данная методика позволяет выявить самочувствие подростка в семье и особенности семейных взаимоотношений испытуемого.
Тест «Взаимодействие родителя с ребенком»: опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми И.М.Марковской (ВРР)
2 этап – РЕАЛИЗУЮЩИЙ: (октябрь 2011г-май 2012г)
Осуществление деятельности по реализации мероприятий программы по направлениям:
1. Личностный блок
Данный блок построен для способности осознания себя (своей личности) и понимания других людей.
2. Коммуникативный блок.
Данный блок построен для формирования навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению.
3. Блок социальной активности. Данный блок построен для развития способности самостоятельно определять цели своей жизни, планировать и представлять свое будущее.
4. Информационный блок.
3 этап - Заключительный(Май 2012г)
Предполагает следующее:
- проведение заключительного диагностического обследования семей
-анализ реализации программы, оценка ее эффективности.
-корректировка программы.
- обобщение полученного опыта и применение его в работе с несовершеннолетними и взрослыми.
Тематический план мероприятий по направлениям деятельности.
№ | Блоки | мероприятия | Формы и методы | Срок реализации | Кол-во часов |
1 | Диагностический (4ч) | Первичная диагностика | методики: -тест «Рисунок семьи» | Октябрь 2011 | 2ч |
Итоговая | - тест «Взаимодействия родителя с ребенком» | Май, 2012 | 2 ч. |
2 | 1. Личностный |
блок(4ч) | - «Знакомство со | тренинг, | Ноябрь | 1ч. |
своим «Я» | дискуссия, | Май | 1ч. |
-«Мое | (1 раз в 3 | 1ч. |
настроение» | тренинг | недели) | 1ч. |
- «Пойми себя» |
- «Я и моя семья» | беседа-обсуждение |
2. Коммуникативный | Дискуссия, |
блок (19ч) | - «Знакомство с | тренинг, | Ноябрь | 1ч. |
миром | Май |
собственных | (1 раз в 3 | 1ч. |
эмоций и | недели) |
ощущений» |
- «Детская |
агрессивность» | беседа, | 1ч. |
- «Каким меня |
видят другие» | деловая игра, |
- Не говори «да», | тренинг |
если хочешь | 1ч |
сказать «нет» |
- «Я и они» | дискуссия | 1ч |
- «Толерантные взаимоотношения подростков в детском коллективе | тренинг |
- «В море эмоций» | деловая игра | 1ч |
- «Как научить детей сотрудничать?» | круглый стол, | 1ч |
-Тренинг коммуникативной компетентности | тренинг | 1ч |
«Станем- «Станем ближе» | дискуссия | 1ч |
- «Почему дети не слушают родителей» | игра-тренинг, дискуссия | 1ч |
-«Стиль общение родителей с детьми» | беседа | 1ч |
-«Поговори со мною - папа!» | беседа-обсуждение | 1ч |
«Научите ребенка переживать стресс» | круглый стол | 1ч |
-«Воспитание ненасилием в семье» | беседа | 1ч |
«Сексуальное | консультация | 1ч |
- «Как воспитать честность?» | деловая игра | 1ч |
-«Семейные ценности» «Семейный рисунок» | игра-тренинг | 1ч 1ч |
3. Блок социальной активности (4ч) | - «Ребенок и мир денег» | деловая игра | ноябрь-май (1 раз в 3 недели) | 1ч. |
- «Мое настоящее» | дискуссия | 1ч. |
- «Мое будущее» | беседа-обсуждение | 1ч. |
- «Друзья ребенка | дискуссия | 1ч. |
3 | Информационный блок | Разработка и распространение печатной продукции: «Проблемы со сверстниками. Как помочь ребенку?» «Как помочь своему ребенку» - «Правила воспитания» |
Итого: | 31ч. |
Контроль и управление программой
Психолог, реализующий программу, руководствуется Уставом, нормативными документами местного, окружного, федерального законодательства. Функционирование программы обусловлено четко выстроенной системой управления программой, в соответствии с которой осуществляется контроль за реализацией программных мероприятий:
Организационно-методический отдел |
Контроль проводится на всех этапах реализации программы.
Направления контроля:
- Предварительный контроль - осуществляется на организационно-исследоватальском этапе, непосредственно перед началом осуществления практической деятельности с целью проверки готовности к реализации мероприятий программы.
-Текущий контроль – проводится ежеквартально весь период реализации программы с целью анализа выполнения плана программных мероприятий.
- Итоговый контроль - проводится на контрольном этапе после завершения реализации программных мероприятий с целью оценки качества реализации программы и ее эффективности.
Кадровое обеспечение.
Реализация программы обеспечивается коллективом отделения психолого-педагогической помощи семье и детям КЦСОН «Радуга»:
№ п/п | Наименование должности | Количество единиц |
1 | Заведующий отделением | 1 |
2 | Психолог | 1 |
Заведующая отделением организует участие специалистов отделения в реализации программы, координирует и анализирует деятельность специалистов. Осуществляет контроль и анализ реализации программы.
Психолог – реализует мероприятия программы, оказывает консультативную психологическую помощь, по запросу; принимает участие в организации работы групп взаимопомощи, клубов общения.
Информационно-методическое обеспечение программы
№ | мероприятие | Срок реализации | исполнитель |
1 | Подбор диагностических материалов | октябрь 2011г | психолог |
2 | Разработка конспектов мероприятий, подбор демонстрационного и раздаточного материала | В течение всего срока реализации программы | Психолог |
3 | Методическое сопровождение реализации программы, оказание практической методической помощи специалистам | В течение всего срока реализации программы | методист |
Ожидаемые результаты.
-Повышение уровня социально- психологической культуры несовершеннолетних и их родителей у 33% от исходного уровня;
-Сформировать основы коммуникативной культуры, навыки сотрудничества и коммуникативные умения у 67%;
-Охват мероприятиями программы- 9 семей группы риска;
-Реализация программы на 100%.
Критерии оценки эффективности.
Оценка эффективности реализации программы осуществляется с помощью различных методов оценки: опрос, анализ, экспертиза материалов, социологическое исследование, изучение документации.
При оценке эффективности реализации мероприятий программы используются следующие показатели:
-Количественные показатели (охват общественности, количество мероприятий и т.д.)
-Показатели социального развития личности
(динамика уровня развития)
-Показатели социальной адаптации (снижение риска асоциальных явлений, активность участников, повышение уровня социальной успешности)
-Показатели общественного мнения (уровень удовлетворенности участников, заинтересованность, отклик в СМИ)
-Технологические показатели (уровень организации мероприятий, профессионализм сотрудников)
-Экономические показатели (привлечение дополнительных материально-технических ресурсов)
Библиография:
1. Бойко В.В «Энергия эмоций» - СПб.: Питер, 2004.
2 . Козлов Н.И. «Лучшие психологические игры и упражнения». Екатеринбург: изд. АРД ЛТД. 1997
3. Модорский Л.Р., Зак А.З. «Глазами подростков» -М.: Просвещение, 1991. 4.Методический сборник «Родительский всеобуч», Нижневартовск ,2007.
5.Мишин Г.И. «Как преодолевать стрессы» - СПб: изд. «Союз»,2003.
6.Петровский В.А., Виноградова A.M. «Учимся общаться с ребенком» - М.: Просвящение, 1993.
Первин Л., Джон О. «Психология личности: Теория исследования. М.: Аспект Пресс,2000
Самоукина Н.В. «Психология Профессиональной деятельности». - СПб.: Питер, 2004.
9.Самоуткина Н.В. «Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. М.: Новая школа, 1995.
10.Ю.Широкова Г.А. «Развитие эмоций и чувств у детей». - Ростов н/Д: Феникс, 2005.
Календарный план программы
блоки | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май |
1.диагностический | 05.10.11-31.10.11 | 02.05.12.-30.05.12 |
2.личностный - знакомство со своим «Я» | 01.11.11 |
-«Мое настроение» | 22.11.11 |
-«Пойми себя» | 13.12.11 |
- «Я и моя семья» | 28.11.11 |
3.коммуникативный - «Знакомство с миром собственных эмоций и ощущений» | 08.11.11 |
- «Детская агрессивность » | 29.11.11 |
- «Каким меня видят другие» | 01.12.11 |
- Не говори «да» , если хочешь сказать «нет» | 20.12.11 |
- «Я и они» | 17.01.12 |
- «Толерантные взаимоотношения подростков в детском коллективе» | 07.02.12 |
- «В море эмоций» | 21.02.12 |
- «Как научить детей сотрудничать?» | 06.12.11 |
-Тренинг коммуникативной компетентности | 28.02.12 |
- «Станем ближе» | 31.01.12 |
- «Почему дети не слушают родителей» | 07.03.12 |
-«Стиль общение родителей с детьми» | 14.03.12 |
-«Поговори со мною – папа!» | 21.03.12 |
- «Научите ребенка переживать стресс» | 28.03.12 |
-«Воспитание ненасилием в семье» | 04.04.12 |
- «Сексуальное воспитание» | 11.04.12 |
- «Как воспитать в детях честность?» | 18.04.12 |
-«Семейные ценности» | 25.04.12 |
- «Семейный рисунок» | 02.05.12 |
4.Социальной активности - « Ребенок и мир денег» | 15.11.11 |
- «Мое настоящее» | 27.12.11 |
- «Мое будущее» | 24.01.12 |
- «Друзья ребенка» | 14.02.12 |
5.информационный -«Проблемы со сверстниками. Как помочь ребенку?» | 07.02.12 |
- «Как помочь своему ребенку?» | 28.03.12 |
-«Правила воспитания» | 04.04.12 |
Заведующий отделением психолого-педагогической помощи семье и детям
психолог
семьи