программа психологического сопровождения семей группы риска

комплекс  занятий и упражнений напрвленных на совершенствование коммуникативной сферы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_stanem_blizhe.doc191.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                     

                                             Информационная карта

Муниципальное образование

Нижневартовский район

Название программы

Программа психологического сопровождения семьи категории группы риска - «Станем ближе»

Разработчик программы

Гапонюк А. П.- психолог ОПППСиД

Руководитель программы

Гончаренко О.А.- заведующий ОПППСиД

Цель

 Повышение уровня социально- психологической культуры несовершеннолетних и родителей,

формирование навыков сотрудничества и коммуникативных умений.

Задачи

- Изучить уровень социально- психологической культуры несовершеннолетних и родителей

- Провести цикл занятий по обучению подростков и родителей использованию социально- приемлемых способов снятия внутреннего напряжения, конструктивным способам взаимодействия с окружающими.

-Способствовать улучшению понимания родителями собственного ребенка, укреплению у несовершеннолетних и их родителей чувства единства, умения действовать согласованно.

Направление деятельности

Социально- психологическая поддержка

Сроки реализации программы

Октябрь 2011г. – май 2012 г.

Ожидаемый результат

-Повышение уровня социально- психологической культуры несовершеннолетних и родителей,

-формирование основ коммуникативной культуры, навыков сотрудничества и коммуникативных умений

Краткое содержание программы

Цикл психологических тренингов, деловых игр, круглых столов.

Критерии эффективности программы

- Количественные показатели (охват общественности, количество мероприятий и т.д.)

- Показатели социального развития личности (динамика уровня развития)

- Показатели социальной адаптации (развитие коммуникативных способностей у подростков и родителей, активность участников, развитие психо-эмоциональной сферы)

- Показатели общественного мнения (уровень удовлетворенности участников, заинтересованность, отклик в СМИ)

- Технологические показатели (уровень организации мероприятий, профессионализм сотрудников)

- Экономические показатели (привлечение дополнительных материально-технических ресурсов)

Источники финансирования

Бюджет автономного округа


Данные об организации, реализующей программу

Наименование организации

Бюджетное учреждение социального обслуживания ХМАО – Югры Комплексный центр социального обслуживания населения «Радуга»

Дата регистрации организации

16 января 2006

Организационно-правовая форма

учреждение

Учредитель

Департамент труда и  социальной защиты, Департамент государственной

 собственности ХМАО-Югры

Руководитель

Немцова Ольга Фирсовна

Телефон (рабочий/домашний)

8(3466)28-23-22

Факс

28-23-22

E-mail

Chu@wsmail.ru

Штатная численность

132

Количество специалистов реализующих программу

1

Категория обслуживаемых лиц

Семьи из «группы риска»

Почтовый индекс

628634

Город (посёлок)

г.п.Излучинск

Адрес организации (улица, № дома)

ул.Набережная -15

Реквизиты банка

Тип счёта (внебюджетный счёт)

бюджетный счет

Наименование банка

РКЦ Ханты-Мансийска г.Ханты-Мансийск

№ корр. счёта

-

№ р/счёта

402018107400000000001

(л/с 290.22.055.1)

ИНН

86200101141

БИК

047162000

КПП

862001001

ОКОНХ

23390

ОКПО

48735768

МФО

-

 

    Обоснование (актуальность) программы

       Духовные контакты в семье не могут возникнуть в результате одних лишь платонических пожеланий и стремлений родителей. Для этого должны быть созданы психолого-педагогические предпосылки. Первая и главная из них - разумная организация семьи. Общие перспективы, совместная деятельность, определенные трудовые обязанности, традиции взаимопомощи, совместных решений, общих интересов и увлечений служат благодатной почвой для произрастания и развития ростков внутренних взаимосвязей родителей и детей.

      По результатам проведенного опроса 15 семей «группы риска» выяснилось:

20 % -семей имеют высокий уровень коммуникативной культуры;

20%- семей имеют средний уровень коммуникативной культуры;

60%- семей имеют низкий уровень коммуникативной культуры.

      Для того чтобы помочь ребёнку в решении его коммуникативных проблем, необходимо понять их причины. Семьи с средним и низким коммуникативным уровнем считают, что причинами отсутствия общения с детьми являются: занятость членов семьи, отсутствие взаимопонимания в семье, трудности подросткового возраста ребенка, избегание любого общения, уход в себя, замкнутость ребенка; проявление агрессивности, повышенная склонность к конфликтам.

      В коллективной жизни семьи можно наиболее успешно создавать обстоятельства воспитательного процесса, подкрепляющие словесные требования. Нужные педагогические обстоятельства отнюдь не всегда совпадают с жизненными. И их нередко приходится создавать вопреки жизненным обстоятельствам.

     Дети ожидают от родителей глубинного, пристального интереса к их внутреннему миру, учета их возрастных и индивидуальных особенностей.

Подход к детям требует от родителей педагогического такта, учета жизненного опыта воспитанников, их эмоционального состояния, тонкого и неторопливого анализа мотивов поступка, чуткого, мягкого прикосновения к внутреннему миру человека. Общение, совместные дела, единые стремления становятся наиболее естественным процессом воспитания.

      Важная сторона обоюдных контактов - участие в занятиях и интересах детей. Если родители смогут разделить интересы, увлечься занятиями своих детей, то в их руках окажется эффективное средство воспитательного воздействия.

     Программа «Станем ближе» предполагает формирование основ коммуникативной культуры, совершенствование коммуникативных навыков, путем активного игрового взаимодействия.

                                   

                                   Концептуальные подходы

            Концепция программы основывается на нескольких подходах:

    Первый подход заключается в выделении соответствующей системы наиболее близких или смежных, но существующих для решения проблем семьи и детей связей, вовлечении их в процесс изменений, максимально используя для этого все возможности и средства во благо своих клиентов.

  Второй подход состоит в непосредственном ознакомлении с отдельными людьми и группами, которые находятся в таком же положении, как и семья, находящаяся под патронатом; воздействии на системы, влияющие на все семьи, страдающие от таких же проблем или попавших в аналогичную ситуацию.

  Третий подход определяет затруднения семьи (ребенка), связанные со стрессами, возникающими под влиянием среды обитания. Если их вовремя не предотвратить, они распространятся и на другие стороны и сферы человеческой жизни.

  Четвертый заключается во включении клиента в непосредственную практическую деятельность.  Основывается на том, что изменение поведения - это длительный процесс, и разные люди имеют различную степень готовности к изменениям.

    Все перечисленные концептуальные подходы акцентируются на комплексное решение проблем, так как необходимо изменить всю жизненную программу, ситуацию клиента, а не просто поддерживать ее в стабильном состоянии.

Цели и задачи

Цель: Повышение уровня социально- психологической культуры несовершеннолетних и родителей, формирование основ коммуникативной культуры, навыков сотрудничества и коммуникативных умений.

Задачи: 1. Изучить уровень социально- психологической культуры несовершеннолетних и родителей

2. Провести цикл занятий по обучению подростков и родителей использованию социально- приемлемых способов снятия внутреннего напряжения, конструктивным способам взаимодействия с окружающими.

3.Способствовать улучшению понимания родителями собственного ребенка, укреплению у несовершеннолетних и их родителей чувства единства, умения действовать согласованно

        Программа состоит из блоков дополняющих друг друга. В ходе выполнения программы возможны дополнения, изменения, ввод новых форм и методов работы с несовершеннолетними.  Предполагаемое количество участников  программы-до 9 человек.

этап

Тематический

блок

задачи

Срок реализации

ответственный

1

Организационно-исследовательский

диагностический

-подготовка необходимых условий для реализации программы.

-Психологическое обследование  семей (первичное, итоговое)

Октябрь 2011г






Октябрь 2011г

Май2012г

Заведующий отделением.




психолог

1

Реализующий

1.Личностный блок




2.Коммуникативный блок







3.Блок социальной активности








4.информационный блок

- способствовать осознанию себя (своей личности) и понимания других людей.


- формировать навыки общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению.



- Развивать способность самостоятельно определять цели своей жизни, планировать и представлять свое будущее.






-разработать и распространить информационно-профилактические буклеты, памятки по тематике программы..

Ноябрь 2011-Май 2012г (1 раз в 3 недели)




Ноябрь 2011-Май 2012г (1 раз в 3 недели)





Ноябрь 2011-Май 2012г (1 раз в 3 недели)







Ежеквартально



Психолог





Психолог







психолог







Психолог

3

Заключительный

Аналитический блок

- Анализ реализации программы.

-Оценка эффективности проделанной работы

Ежеквартально


Май  2012г



Заведующий отделением, методист

   

Формы реализации блоков:

- Информационно-просветительская работа.

- Консультирование.

- Социально-психологический тренинг.

- Социально-психологическое сопровождение.

- Деловые игры и круглые столы.

Механизмы реализации программы

Программа реализуется психологом отделения психолого-педагогической помощи семье и детям, включает в себя ряд психологических мероприятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю по отдельному графику.

                         

                          Этапы и сроки реализации программы.

1 этап – ОРГАНИЗАЦИОННО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ (октябрь 2011 - Май2012)

     Предполагает отбор участников программы, сбор информации и создание единой базы данных семей.

    Проводится психологическое обследование семей, а также следующие диагностические мероприятия:

Тест «Рисунок семьи»: данная методика позволяет выявить самочувствие подростка в семье и особенности семейных взаимоотношений испытуемого.

 Тест «Взаимодействие родителя с ребенком»: опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми И.М.Марковской (ВРР)  

2 этап – РЕАЛИЗУЮЩИЙ: (октябрь 2011г-май 2012г)

   Осуществление деятельности по реализации мероприятий программы по  направлениям:

1. Личностный блок

Данный блок построен для способности  осознания себя (своей личности) и понимания других людей.

        2.  Коммуникативный блок.

  Данный блок построен для формирования навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению.

 3.   Блок   социальной   активности.  Данный блок построен для развития способности самостоятельно определять цели своей жизни, планировать и представлять свое будущее.

4.    Информационный блок.

3 этап -  Заключительный(Май 2012г)

Предполагает следующее:

- проведение заключительного диагностического обследования семей

-анализ реализации программы, оценка ее эффективности.

-корректировка программы.

- обобщение полученного опыта и применение его в работе с несовершеннолетними и взрослыми.

     

Тематический план мероприятий по направлениям деятельности.

Блоки

мероприятия

Формы и методы

Срок реализации

Кол-во

часов

1

Диагностический (4ч)

Первичная диагностика

методики: -тест «Рисунок семьи»

Октябрь 2011

Итоговая

- тест «Взаимодействия родителя с ребенком»

Май, 2012

2 ч.

2

1. Личностный

блок(4ч)

- «Знакомство со

тренинг,

Ноябрь

1ч.

своим «Я»

дискуссия,

Май

1ч.

-«Мое

(1 раз в 3

1ч.

настроение»

тренинг

недели)

1ч.

- «Пойми себя»


- «Я и моя семья»

беседа-обсуждение

2. Коммуникативный

Дискуссия,

 блок (19ч)

- «Знакомство с

тренинг,

Ноябрь

1ч.

миром

Май


собственных

(1 раз в 3

1ч.

эмоций            и

недели)


ощущений»

- «Детская

агрессивность»

беседа,

1ч.

-   «Каким   меня


видят другие»

деловая игра,

- Не говори «да»,

тренинг

если   хочешь


сказать «нет»

- «Я и они»

дискуссия

- «Толерантные взаимоотношения подростков в детском коллективе

тренинг



- «В море  эмоций»

деловая игра

-        «Как научить детей

сотрудничать?»

круглый стол,


-Тренинг коммуникативной

компетентности

тренинг


«Станем- «Станем ближе»

дискуссия

-        «Почему дети не слушают родителей»

игра-тренинг, дискуссия

-«Стиль общение родителей с детьми»

беседа

-«Поговори со мною - папа!»

беседа-обсуждение

«Научите

ребенка

переживать

стресс»

круглый стол

-«Воспитание ненасилием      в семье»

беседа

«Сексуальное
воспитание»

консультация

- «Как воспитать
в        детях

честность?»

деловая игра

-«Семейные ценности»

«Семейный рисунок»

игра-тренинг



3. Блок   социальной активности (4ч)

- «Ребенок и мир денег»

деловая игра

ноябрь-май

(1 раз в 3 недели)

1ч.

- «Мое настоящее»

дискуссия

1ч.

- «Мое будущее»

беседа-обсуждение

1ч.

- «Друзья ребенка

дискуссия

1ч.

3

Информационный блок

Разработка и распространение печатной продукции: «Проблемы     со сверстниками. Как         помочь ребенку?»    

«Как помочь своему ребенку»                   - «Правила воспитания»

Итого:

31ч.

Контроль и управление программой

  Психолог, реализующий программу, руководствуется Уставом, нормативными документами местного, окружного, федерального законодательства.  Функционирование    программы    обусловлено    четко выстроенной системой  управления программой, в соответствии с которой осуществляется  контроль  за реализацией программных мероприятий:

Организационно-методический отдел



   

           

          Контроль проводится на всех этапах реализации программы.

Направления контроля:

- Предварительный контроль - осуществляется на организационно-исследоватальском этапе, непосредственно перед началом осуществления практической деятельности с целью проверки готовности к реализации мероприятий программы.

-Текущий контроль – проводится ежеквартально весь период реализации программы с целью анализа выполнения плана  программных мероприятий.

- Итоговый контроль - проводится  на контрольном этапе после завершения реализации программных мероприятий  с целью оценки  качества реализации программы и ее эффективности.

Кадровое обеспечение.

      Реализация программы обеспечивается коллективом отделения психолого-педагогической помощи семье и детям КЦСОН «Радуга»:

№ п/п

Наименование должности

Количество единиц

1

Заведующий отделением

1

2

Психолог

1

Заведующая отделением организует участие специалистов отделения в реализации программы, координирует  и анализирует деятельность специалистов. Осуществляет контроль и анализ реализации программы.

     

        Психолог – реализует мероприятия программы, оказывает консультативную психологическую помощь, по запросу; принимает участие в организации работы групп взаимопомощи, клубов общения.

Информационно-методическое обеспечение программы

мероприятие

Срок реализации

исполнитель

1

Подбор диагностических материалов

октябрь 2011г

психолог

2

Разработка конспектов  мероприятий, подбор  демонстрационного и раздаточного материала

В течение всего срока реализации программы

Психолог

3

Методическое сопровождение реализации программы, оказание практической методической помощи специалистам

В течение всего срока реализации программы

методист

Ожидаемые результаты.

-Повышение уровня социально- психологической культуры несовершеннолетних и их родителей у 33% от исходного уровня;

-Сформировать основы коммуникативной культуры, навыки сотрудничества и коммуникативные умения у 67%;

-Охват мероприятиями программы- 9 семей группы риска;

-Реализация программы на 100%.

Критерии оценки эффективности.

     Оценка эффективности реализации программы осуществляется с помощью различных методов оценки:  опрос, анализ, экспертиза материалов, социологическое исследование,  изучение документации.

     При оценке эффективности  реализации мероприятий программы используются следующие показатели:

-Количественные показатели (охват общественности, количество мероприятий и т.д.)

-Показатели социального развития личности

 (динамика уровня развития)

-Показатели социальной адаптации (снижение риска асоциальных явлений, активность участников, повышение уровня социальной успешности)

-Показатели  общественного мнения (уровень удовлетворенности участников, заинтересованность,  отклик в СМИ)

-Технологические показатели (уровень организации мероприятий, профессионализм  сотрудников)

-Экономические показатели (привлечение дополнительных материально-технических ресурсов)

          Библиография:

1. Бойко В.В «Энергия эмоций» - СПб.: Питер, 2004.

2 . Козлов Н.И. «Лучшие психологические игры и упражнения». Екатеринбург: изд. АРД ЛТД. 1997

3. Модорский Л.Р., Зак А.З. «Глазами подростков» -М.: Просвещение, 1991. 4.Методический сборник «Родительский всеобуч», Нижневартовск ,2007.

5.Мишин Г.И. «Как преодолевать стрессы» - СПб: изд. «Союз»,2003.

6.Петровский В.А., Виноградова A.M. «Учимся общаться с ребенком» - М.: Просвящение, 1993.

Первин Л., Джон О. «Психология личности: Теория исследования. М.: Аспект Пресс,2000

Самоукина Н.В. «Психология Профессиональной деятельности». - СПб.: Питер, 2004.

9.Самоуткина Н.В. «Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. М.: Новая школа, 1995.

10.Ю.Широкова Г.А. «Развитие эмоций и чувств у детей». - Ростов н/Д: Феникс, 2005.

                                       Календарный план программы

блоки

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

1.диагностический

05.10.11-31.10.11

02.05.12.-30.05.12

2.личностный

- знакомство со своим «Я»

01.11.11

-«Мое настроение»

22.11.11

-«Пойми себя»

13.12.11

- «Я и моя семья»

28.11.11

3.коммуникативный

- «Знакомство с миром собственных эмоций и ощущений»        

08.11.11

- «Детская агрессивность »

29.11.11

- «Каким меня видят другие»

01.12.11

- Не говори  «да» , если хочешь сказать «нет»

20.12.11

- «Я и они»

17.01.12

- «Толерантные взаимоотношения подростков в детском коллективе»

07.02.12

- «В море эмоций»

21.02.12

- «Как научить детей сотрудничать?»

06.12.11

-Тренинг коммуникативной компетентности

28.02.12


- «Станем ближе»

31.01.12

- «Почему дети не слушают родителей»

07.03.12

-«Стиль общение родителей с детьми»

14.03.12

-«Поговори со мною – папа!»

21.03.12

- «Научите ребенка переживать

стресс»

28.03.12


-«Воспитание ненасилием в семье»

04.04.12

- «Сексуальное воспитание»

11.04.12

- «Как воспитать в детях честность?»

18.04.12

-«Семейные ценности»

25.04.12

- «Семейный рисунок»

02.05.12

4.Социальной активности

- « Ребенок и мир денег»

15.11.11

- «Мое настоящее»

27.12.11

- «Мое будущее»

24.01.12

- «Друзья ребенка»

14.02.12

5.информационный

-«Проблемы со сверстниками. Как помочь ребенку?»

07.02.12

- «Как помочь своему ребенку?»

28.03.12

-«Правила воспитания»

04.04.12

Заведующий отделением психолого-педагогической помощи семье и детям

                психолог

                  семьи