1. Психологическая подготовка учащихся 4 классов к переходу в среднюю школу

Бабаева Мария Викторовна

Психологическая подготовка учащихся 4 классов к переходу в среднюю школу

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Психологическая подготовка учащихся 4 классов к переходу в среднюю школу

Содержание

Формы и методы

Сроки проведения

Предполагаемый результат

1. Наблюдение учащихся

Целевое посещение уроков в 4 классах.

В течение года

Выявление учащихся, испытывающих проблемы в мотивационно-личностной сферах, в межличностном общении путем наблюдения.

2. Психолого-педагогическая диагностика

1. Экспертный опрос педагогов

2. Диагностика интеллектуальной сферы

3. Диагностика мотивации учения

4. Диагностика школьной тревожности (по запросу)

5. Диагностика межличностных отношений в коллективе(по запросу)

Ноябрь


Январь


Февраль


Март


Март




Выявление уровня готовности учащихся к переходу в среднюю школу путем диагностики.

3. Коррекционно-развивающая работа

1. Занятия с учащимися по подготовке к переходу в среднюю школу (тренинговые занятия)

2. Коррекционно-развивающие занятия (индивидуально, по мере отслеживания)

Октябрь, апрель



В течение года

Формирование компонентов школьного статуса, относящихся к интеллектуальной, мотивационной сферам, системе отношений и социальному поведению.

4.Консультационная и просветительская работа с родителями учащихся 4 классов

1. Родительские собрания

2. Консультирование по актуальным запросам, касающихся проблем подготовки учащихся к переходу в среднюю школу конкретных детей или класса в целом.

В течение года

Повышение психологической компетентности в вопросах подготовки учащихся к переходу в среднюю школу, принятие родителями на себя определенной ответственности за ребенка, преодоление трудностей через педагогические средства.

5. Экспертная работа

Пед.консилиум: «Итоги готовности учащихся 4 классов к переходу в среднюю школу»

Май

Подведение итогов готовности учащихся к переходу в среднюю школу.

6. Методическая и аналитическая работа.

1. Подготовка опросников и тестов

2. Подготовка к собраниям, тренингам, консилиумам…

3. Изготовление наглядных пособий для занятий

4. Обработка диагностики

Сентябрь


В течение года

Сентябрь-октябрь

В течение года

Осуществление готовности к выполнению запланированных мероприятий. Осмысление результатов проведенной работы.



Предварительный просмотр:

Родительское собрание в 4 классе на тему:

 «Начало кризиса младшего подростка и готовность перехода в среднее звено».

Задачи:

1.Познакомить родителей с  особенностями кризиса младшего подростка.

2.Подготовить ребенка к переходу в среднее звено.

3.Рассказать о запланированных работах.  

4.Дать рекомендации родителям.

Начало кризиса младшего подростка.

Общая характеристика возраста (младший подросток)

Подростковый возраст- этап, находящийся  между детством и юностью, охватывает период 11 лет до 13-14 лет.

Характеризуется рядом специфических черт, таких как:

-Появление чувства взрослости.

-Ведущее личностное новообразование-становление нового уровня самосознания. «Я-концепции» (образ себя)

-Стремление утвердить свою самостоятельность, независимость, потребность в освобождении от опеки и контроля.

-Постепенно происходит замена влияния семьи влиянием сверстников.

-Потребность в постоянной поддержке и принятии.

Симптомы, которые являются нормой для развития:

-Проявление симптомов кризиса зависит от ситуации, поведение достаточно гибко

-Относительно большой спектр форм поведения и эмоциональных состояний

-Симптомы кризиса наблюдаются, время от времени, в виде кратковременных «вспышек»

Успешно адаптируются те ребята, которые ко времени поступления в среднее звено:

-Имеют достаточный уровень интеллектуального развития

-Умеют работать самостоятельно

-Умеют планировать свои действия

-Умеют контролировать свои действия и оценивать результат своей работы

-Способны выдерживать эмоциональные нагрузки, обладают эмоциональной устойчивостью

-Кто не делает трагедии из школьной оценки

Основные задачи в период адаптации:

-Формирование представления о себе, как об умелом человеке с большими возможностями развития

-Формирование умения учиться в новых условиях

-Развитие учебной мотивации, познавательной активности и формирование интересов

-Формирование умения добиваться успехов и правильно относиться к успехам и неудачам, развитие уверенности в себе

-Развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими, правильно сравнивать свои результаты с другими

-Развитие ответственности и самостоятельности

-Развитие умения регулировать и контролировать свои эмоции и чувства

-Развитие эмпатии

Виды работ психологической службы

  1. Психологическая подготовка учащихся 4 классов к переходу в среднюю школу

Содержание

Формы и методы

Сроки проведения

Предполагаемый результат

1. Наблюдение учащихся

Целевое посещение уроков в 4 классах.

В течение года

Выявление учащихся, испытывающих проблемы в мотивационно-личностной сферах, в межличностном общении путем наблюдения.

2. Психолого-педагогическая диагностика

1. Экспертный опрос педагогов

2. Диагностика интеллектуальной сферы

3. Диагностика мотивации учения

4. Диагностика школьной тревожности (по запросу)

5. Диагностика межличностных отношений в коллективе(по запросу)

Ноябрь


Январь


Февраль


Март


Март




Выявление уровня готовности учащихся к переходу в среднюю школу путем диагностики.

3. Коррекционно-развивающая работа

1. Занятия с учащимися по подготовке к переходу в среднюю школу (тренинговые занятия)

2. Коррекционно-развивающие занятия (индивидуально, по мере отслеживания)

Октябрь, апрель



В течение года

Формирование компонентов школьного статуса, относящихся к интеллектуальной, мотивационной сферам, системе отношений и социальному поведению.

4.Консультационная и просветительская работа с родителями учащихся 4 классов

1. Родительские собрания

2. Консультирование по актуальным запросам, касающихся проблем подготовки учащихся к переходу в среднюю школу конкретных детей или класса в целом.

В течение года

Повышение психологической компетентности в вопросах подготовки учащихся к переходу в среднюю школу, принятие родителями на себя определенной ответственности за ребенка, преодоление трудностей через педагогические средства.

5. Экспертная работа

Пед.консилиум: «Итоги готовности учащихся 4 классов к переходу в среднюю школу»

Май

Подведение итогов готовности учащихся к переходу в среднюю школу.

6. Методическая и аналитическая работа.

1. Подготовка опросников и тестов

2. Подготовка к собраниям, тренингам, консилиумам…

3. Изготовление наглядных пособий для занятий

4. Обработка диагностики

Сентябрь


В течение года

Сентябрь-октябрь

В течение года

Осуществление готовности к выполнению запланированных мероприятий. Осмысление результатов проведенной работы.

Рекомендации родителям:

-Следить за здоровьем

-Проявлять искренний интерес к школьным делам ребенка

-Неформальное общение в доброжелательной обстановке

-Не требовать в первое время от ребенка прежних результатов

-Не наказывать и не унижать достоинства ребенка ни словесно, ни физически

-Не сравнивать и не ругать ребенка в присутствии посторонних людей, учителей и сверстников

-Учитывать особенности темперамента и генетически заложенных особенностей

-Учить самостоятельности и самоконтролю постепенно

-Поддерживать своего ребенка в сложных ситуациях и эмоциональных переживаниях

-Проявляйте терпение выдержку, принимайте безусловно своих детей, любите их не за отметки, а просто так!