интегрированный урок

Интегрированный урок с элементами тренинга английского языка, информатики и психологии Тема: Общение, его структура и виды. Культура общения. Сетевой этикет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Описание методической разработки

1. «Общение, его структура и виды. Культура общения. Сетевой этикет».

2. Интегрированный урок для учащихся 11 класса. Данный урок содержит материал по культуре общения. Разработка может быть использована учителями информатики и психологии.

3. Психология + информатика

4. Классно-урочная форма учебной работы.

5. Разработка урока:

Тема: Общение, его структура и виды. Культура общения. Сетевой этикет.

Цели:

Обучающие

  1. Организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках тем:
  1. «Общение. Этикет»;
  2. «Интернет. Электронная почта. Сетевое взаимодействие».
  1. Создать условия для усвоения теоретического материала, правил этикета, для формирования навыков общения в сети Интернет, работы с электронной почтой, повышение уровня информационной культуры.
  2. Обеспечить установление учащимися внутрипредметных и межпредметных связей.

Цели, ориентированные на развитие личности учащихся

  1. Создать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её.
  2. Создать условия для формирования умения оперировать словами, точно выражать свои мысли.
  3. Развитие индивидуальности в процессе общения.
  4. Способствовать развитию самооценки и навыков самопознания.

Воспитательные

  1. Содействовать развитию умения общаться  между собой.
  2. Повысить уровень культуры общения.
  3. Создать ситуацию для проявления учениками инициативы, самовыражения.

Тип:  комбинированный.

 

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, метод творческого самовыражения, метод дискуссий, метод развития творческого самочувствия

Оборудование и материалы: проектор, компьютеры, экран, памятки с правилами этикета, Приложение 1 (презентация),     Приложение 2 (сетевой этикет), Приложение 3 (правила сетевого этикета), Приложение 4 (правила общения по телефону).

План.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Общение, его виды и средства. Культура общения.
  4. Сетевой этикет.
  5. Закрепление новых знаний.
  6. Домашнее задание.
  7. Итог.

Ход урока.

  1. Организационный момент (слайд 1,2,3).
  2. Актуализация знаний:

- Что такое общение? Вспомните его виды. Средства.

- Как можно общаться с помощью компьютера? (ЧАТ, форум, Интернет, гостевая книга, электронная почта)

- Сегодня мы поговорим об опосредованном общении с помощью телефона и компьютера (слайды 4,5,6,7,8).

3. Сценка «Разговор по телефону: звонок другу/подруге» (трубку взял кто-то из родителей). Анализ проигранной ситуации, выяснение знаний учащихся по вопросу культуры общения по телефону. Выступление учащегося (д/з) с сообщением по теме: «Правила этикета при общении по телефону».

4. В настоящее время получил распространение и другой вид общения – общение по Интернету. Мы с вами разберём, как это делать грамотно и вежливо. Давайте проанализируем особенности общения в ЧАТе, на Форумах, в Гостевых книгах, при общении по сотовому телефону (главное – умение чётко и кратко выражать свои мысли).

Игра «Мысль одна, а слов много». Ваша задача  за 5 минут предложить как можно больше вариантов передачи данной мысли другими словами. При этом ни одно из слов данного предложения не должно употребляться в других предложениях. Важно следить, чтобы не искажался смысл высказывания.

  1. А теперь потренируемся, работая с Интернетом (выполнение задания за компьютером). Задание: зайти на сайт, поучаствовать в обсуждении выставленной проблемы на Форуме.

- Состоялось общение? Поделитесь впечатлениями. Ваше отношение к такому общению. Что можно было бы изменить?

- Конечно, ничто не заменит непосредственного общения, когда мы можем видеть партнёра.

6. Однако Интернет предоставляет нам уникальную возможность найти друзей. Упражнение «Объявление о знакомстве»: составьте текст объявления для поиска друга, в котором нужно, прежде всего, указать свои основные достоинства. Не стоит уделять слишком большого внимания своим физическим данным. Обратите внимание на характер, привычки, особенности общения с людьми и отношение к ним. Опишите свои любимые занятия, которыми вы можете заинтересовать другого человека. Не забудьте в нескольких словах охарактеризовать вашего будущего друга. Каким вы его себе представляете? Но описание идеала не должно занимать более ¼ всего объявления. Заготовка вашего объявления пригодится вам для дальнейшей работы.

7. Большое значение в современном обществе отводится переписке с помощью электронной почты. Работа с электронной почтой подразумевает соблюдение ряда правил:

  1. Адреса и персональные имена 
  2. Тема письма (Subject) 
  3. Длина, содержание и формат письма 
  4. Ответы 
  5. Подписи 
  6. Простые правила вежливости 
  7. "Смайлики" (слайд 9,10)

Задание: Окончательно оформить заготовку своего письма и переслать реципиенту. Список адресов почтовых ящиков прилагается (на предыдущем занятии каждый учащийся создал свой почтовый ящик, из адресов которых составлен данный список).

8. Давайте попробуем сформулировать универсальные правила общения, которыми можно было бы пользоваться как при непосредственном общении, так и при общении в сети Интернет (учащиеся формулируют правила).

А теперь сопоставим с правилами сетевого этикета (слайд 11, 12). Список правил дополняется, отмечаются общие моменты.

9. Итоги урока: чему мы научились? (слайд 13, 14)

Использованная литература

  1. Рогов Е.И. Психология общения. – М.: ВЛАДОС, 2003
  2. Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Психология для старшеклассников. Часть 2. Психология общения. – М.: ВЛАДОС, 2002
  3. Мир мудрых мыслей. Составители: Ермолинский Л.Л., Ермолинская Т.Ф. – Иркутск: Символ, 1995
  4. Угринович Н. Информатика и информационные технологии. Учебное пособие для 10-11 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006
  5. Ефимова О., Морозов В, Угринович Н. Курс компьютерной технологии с основами информатики. Учебное пособие для старших классов. – М.: АБФ, 1999
  6. Технология. Учебник для учащихся 10 класса образовательных учреждений п/р Симоненко В.Д. – М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2006
  7. Интернет-ресурсы.



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Обще́ние — это обмен сведениями с помощью языка или жестов, а также иных способов контакта. Общение — это коммуникационное взаимодействие людей или социальных групп. В процессе общения между участниками коммуникации происходит обмен разного рода информацией.

Модель коммуникативного процесса

1. Кто (передаёт сообщение)                        - Коммуникатор

2. Что (передаётся)                                        - Сообщение (текст)

3. Как (осуществляется передача)               - Канал связи

4. Кому (направлено сообщение)                 - Реципиент

5. С каким эффектом                                     - Эффективность

ВИДЫ  ОБЩЕНИЯ

  1. ВЕРБАЛЬНОЕ (слова)

  1. НЕВЕРБАЛЬНОЕ (жесты, мимика…)

  1. НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ (обычное общение между людьми, находящимися в одном пространстве)

  1. ОПОСРЕДОВАННОЕ (по телефону, через интернет…)

  1. ФОРМАЛЬНОЕ (письмо, деловой разговор в офисе)

  1. НЕФОРМАЛЬНОЕ (между друзьями и близкими знакомыми)

СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ

НЕРЕЧЕВЫЕ:

  1. ПОЗА
  2. ЖЕСТЫ
  3. МИМИКА
  4. ВЗГЛЯД

РЕЧЕВЫЕ:

  1. РЕЧЬ
  2. ИНТОНАЦИЯ
  3. ТЕМП РЕЧИ
  4. ТЕМБР ГОЛОСА



Предварительный просмотр:

Сетевой этикет (e-mail)

Требования к письмам электронной почты:

Адреса и персональные имена

Персональное имя (не то же самое, что подпись) - произвольная строка, которую многие мэйлеры (программы электронной почты) позволяют присоединять к вашим сообщениям в качестве текстового комментария.

  1. Если ваша система позволяет, всегда пишите персональное имя: оно является для вас лучшей "визитной карточкой", чем адрес e-mail.
  2. Используйте осмысленные имена. Выражения типа "догадайся сам" не только мешают определить автора письма, но и оскорбляют интеллект адресата.
  3. Если ваша почтовая система позволяет отправлять письма вместе с именами адресатов, используйте эту возможность. Таким образом, администратору сети будет легче найти адресата по имени, если сам адрес окажется ошибочным.

Пример: адрес 344188@foo.chaos.com содержит меньше информации, чем 344188@foo.chaos.com (Ford Prefect).

Тема письма (Subject)

  1. Не забывайте давать названия своим письмам. Практически все мэйлеры позволяют присваивать почтовым сообщениям названия, и часто пользователь ориентируется именно по названиям, когда просматривает свою почту.
  2. Избегайте бессмысленных названий. Например, отправляя письмо службе технической поддержки WordPerfect, не следует называть его WordPerfect - с тем же успехом вы могли бы вообще ничего не писать.
  3. Если вы при ответе на письмо меняете тему разговора, не забудьте изменить и название.
  1. Точный заголовок - самый простой способ определить тему беседы, и если вы измените тему, оставив заголовок прежним, адресат может прийти в замешательство.

Длина, содержание и формат письма

  1. Старайтесь, чтобы длина вашего письма отвечала стилю беседы: если вы просто отвечаете на вопрос, делайте это кратко и по существу.
  2. Держитесь как можно ближе к теме. Если вы хотите поговорить о чем-то новом, лучше послать отдельное письмо. Тогда ваш адресат сможет хранить его отдельно.
  3. Не пишите весь текст заглавными буквами - его становится тяжело читать (хотя краткое выделение может использоваться как усиление). Старайтесь разбивать ваше письмо на логические абзацы и избегайте чрезмерно длинных предложений.
  4. Старайтесь не допускать грамматических ошибок. Полное ошибок и опечаток письмо трудно читать. То, что электронная почта - быстрый способ связи, вовсе не означает, что можно расслабиться и забыть о правописании (по моему опыту, самое безграмотное сообщение - электронное). Если вы считаете свои мысли достойными изложения в письме, позаботьтесь, чтобы они были изложены правильно.
  5. Избегайте публичных флэймов - писем, составленных под влиянием эмоций. Послания, отправленные в момент душевных переживаний, чаще всего только ухудшают ситуацию. Возможно, позже вы будете раскаиваться в своих словах, поэтому перед тем как начать "флэймовую войну", спокойно обдумайте положение. (Попробуйте сварить себе кофе - удивительно, как быстро улягутся ваши эмоции с помощью чашечки хорошего кофе.)
  6. Если ваш мэйлер поддерживает различные параметры оформления текста (жирный шрифт, курсив и т. д.), убедитесь, что мэйлер адресата обладает такими же возможностями. К тому времени, как был составлен этот документ, большинство программ электронной почты в Internet могли работать только с текстом, хотя ситуация, конечно, изменяется.
  1. Трижды подумайте перед тем, как включать номер вашей кредитной карточки в свои электронный письма. Электронную почту могут перехватить, и ваш счет в банке подвергнется опасности.

Ответы

  1. Включайте в ваше послание отрывки письма, на которое отвечаете. Помните, электронная почта - не разговор по телефону в реальном времени, и ваш адресат может забыть содержание предыдущего письма (особенно, если он ведет активную переписку). Включайте отрывки оригинального текста в ваш ответ, и адресат легче поймет, о чем идет речь.
  2. Не переусердствуйте в цитировании предыдущих посланий. Очень неприятно получать обратно собственное письмо на пяти страницах (в качестве комментария) с маленькой припиской типа "я согласен" в конце. Отделяйте каким-то образом текст вашего послания от текста цитируемых писем, тогда ваш ответ будет легче читаться. Обычно используется для этих целей знак >, хотя это и не единственный вариант.
  3. Старайтесь не смешивать в своем послании информацию общего и личного характера.
  4. Спросите себя: так ли уж необходим ваш ответ. Например, если вы получили письмо в результате веерной рассылки, вряд ли стоит извещать каждого из адресатов о своем отношении к нему - лучше послать письмо непосредственно автору.

Подписи

Подпись - небольшой текстовый отрывок в конце сообщения, обычно содержит информацию о контактах. Большинство мэйлеров могут автоматически "приклеивать" подпись к исходящим сообщениям. Подпись - интересная вещь, но и в ней надо знать меру.

  1. Если можете, используйте подпись. Она должна идентифицировать вас и содержать данные об альтернативных каналах связи (обычный телефон, факс). На многих системах, в частности, тех, где почта проходит через шлюзы, ваша подпись может быть единственным идентификатором.
  2. Делайте свою подпись покороче - 4-7 строчек вполне достаточно. Неоправданно длинные подписи загружают каналы связи.
  3. Некоторые мэйлеры позволяют добавлять случайные строки к вашей подписи: будьте с этим аккуратнее. В любом случае помните:
  1. Краткость - сестра таланта. Цитата на сотни слов из "Критики чистого разума" Канта в качестве подписи вряд ли порадует ваших адресатов.
  2. Понятие "оскорбления" может толковаться очень широко, поэтому старайтесь избегать выражений, которые могут послужить причиной конфликта на религиозной, расовой, политической или сексуальной основе.
  3. Не используйте "местные" (понятные только вам и небольшому кругу лиц) замечания. Вы не найдете понимания у пользователей других городов, стран или культурных сообществ.
  4. Изменяющиеся подписи лучше всего смотрятся, если носят шутливый характер. Высказывания на политическую тему, например, могут расстроить некоторых людей, в то время как короткая шутка только поднимает настроение.

Простые правила вежливости

Электронная почта - средство связи между людьми, и без правил вежливости здесь не обойтись.

  1. Если вы обращаетесь к кому-либо с просьбой, не забудьте сказать "пожалуйста". В то же время, если кто-то помогает вам, никогда не вредно сказать "спасибо". Хотя это может показаться банальным, вы будете удивлены тем, какое количество людей являются образцами вежливости в реальной жизни и словно забывают о своих манерах в переписке по e-mail.
  2. Не ждите, что вам ответят немедленно. Тот факт, что вы в течение десяти минут не получили ответа на свой вопрос, вовсе не означает, что адресат вас игнорирует.
  3. Помните, что не существует надежной почтовой системы. Неразумно помещать очень личную информацию в электронное письмо, если только вы не собираетесь его зашифровать с помощью надежной программы шифрования. Помните об адресате. Вы не единственный человек, который пострадает в случае, если деликатное сообщение попадет в плохие руки.
  1. Включайте в свое письмо полную информацию по теме, особенно, если рассчитываете на квалифицированный ответ. Например, если вы посылаете сообщение "Программа электронных таблиц не работает" в службу технической поддержки компании "Lotus", консультант вряд ли сможет вам помочь - ему для этого просто не хватит для этого информации. Вам нужно включить детальное описание проблемы, не забывая указать версию программы, которой вы пользуетесь.

"Смайлики"

Хотя электронная почта похожа на разговор в реальном времени, она лишена возможности жестикуляции. Для решения этой проблемы в Internet используются "смайлики" - последовательности ASCII-символов, которые напоминают лицо, если смотреть на них, повернув голову набок.

Чаще всего применяют такие "смайлики":

:-) или :) - улыбка; обычно используется для выражения радости, удовольствия (иногда встречается \ или \ - "усмешка").

:-( или :( - несчастное лицо; выражает сожаление или разочарование.

;-) или ;) - подмигивающее лицо; обычно выражает иронию и означает, что слова не следует понимать слишком буквально.

Существуют сотни различных "смайликов", одни используются чаще, другие - реже.

Правильное использование "смайликов" способно придать вашему письму живой характер и даже заменить жестикуляцию. Однако, не переусердствуйте.

Перед тем, как послать письмо, прочтите его внимательно еще раз и поставьте себя на место получателя.



Предварительный просмотр:

Сетевой этикет (e-mail)

Правила сетевого этикета

В настоящее время в Интернет сформировались определенные правила общения. Понятно, что и преподаватели и студенты должны их придерживаться. Эти правила можно найти в телеконференциях, на многих сайтах. Они имеют различный вид. Ниже приведен один из вариантов сетевого этикета, распространяемый в телеконференции relcom.education. Этикет - это правила хорошего тона, принятые в той или иной социальной группе. Сетевой этикет - это набор предписаний о том, как себя вести в сети.

Правило 1: Помните, что Вы говорите с человеком.

Не делай другим то, что не хочешь получить от них сам. Поставьте себя на место человека, с которым говорите. Отстаивайте свою точку зрения, но не оскорбляйте окружающих.

В киберпространстве говорят: помните, что Вы говорите с человеком. Когда вы используете телекоммуникации, то имеете дело с экраном компьютера. Вы не можете жестикулировать, изменять тон, и выражение Вашего лица не играет никакой роли. Слова, только слова - это все, что видит Ваш собеседник.

Когда вы ведете разговор - по электронной почте или в конференции - можно очень легко ошибиться в толковании слов Вашего собеседника. И, к сожалению, забыть о том, что Ваш адресат тоже человек со своими чувствами и привычками.

Однако не забывайте о главном принципе сетевого этикета: всюду в Сети находятся реальные люди.

Конечно, бывают случаи, когда Вы абсолютно уверены, что надо сказать человеку грубость. Тут наша книга не поможет. Поищите среди старых школьных учебников пособие по этикету.

И еще одна причина, по которой следует быть вежливым в Сети. Когда Вы связываетесь с кем-либо в киберпространстве, помните, что Ваши слова фиксируются. Возможно, они сохранятся там, куда Вы уже не сможете добраться. Иными словами, есть шанс, что они еще вернутся и навредят Вам. И у Вас нет никакой возможности повлиять на этот процесс.

Правило 2: Придерживайтесь тех же стандартов поведения, что и в реальной жизни

В реальной жизни большинство из нас подчиняется законам, иногда из-за ограничений, иногда из-за опасений быть пойманным. В виртуальном пространстве шансы быть пойманным - сравнительно невелики. Люди иногда забывают о том, что "за экраном" находится живой человек, и думают, что в Сети правила поведения не так строги, как в обычной жизни.

Это заблуждение объяснимо, но все равно - это заблуждение. Стандарты поведения могут отличаться в разных точках виртуального пространства, однако, они не более мягкие, чем в реальной жизни.

Соблюдайте этику общения. Не верьте тому, кто говорит: "Вся этика здесь заключается в том, что Вы сами для себя установите". Если вы встречаетесь с проблемой этического характера в киберпространстве, подумайте, как бы Вы поступили в реальной жизни. Скорее всего, Вы быстро найдете решение.

Еще один пункт сетевого этикета: Если Вы используете shareware (условно-бесплатное программное обеспечение), заплатите за него. Ваши деньги помогут созданию новых shareware-продуктов. Несколько долларов вряд ли пустят на дно Ваш бюджет.

Если кто-то нарушает закон в виртуальном пространстве, он обычно нарушает и сетевой этикет.

Правило 3: Помните, где Вы находитесь в киберпространстве

То, что без колебаний принимается в одном месте, могут посчитать за грубость в другом. Например, в конференциях, где обсуждаются телевизионные программы, разные слухи и сплетни - вполне нормальное явление. Но если вы решили вторгнуться с ними в журналистскую дискуссию, популярности это Вам не прибавит.

Оказавшись в новой области виртуального пространства, сначала осмотритесь. Потратьте время на изучение обстановки - послушайте, как и о чем говорят люди. После этого вступайте в разговор.

Правило 4: Уважайте время и возможности других

Когда Вы посылаете электронную почту или отправляете сообщение в конференцию, Вы фактически претендуете на чье-то время. И тогда Вы отвечаете за то, чтобы адресат не потратил это время зря.

Понятие "возможности" - очень широкое. К возможностям надо отнести и такую характеристику, как пропускная способность канала, по которому происходит связь. Для каждого участка этого канала существует ограничение по объему данных, которые могут быть переданы через него. Это верно даже для современных волоконно-оптических линий. Слово "возможности" можно уместно использовать также, говоря о физической емкости носителей информации на удаленном компьютере. И если Вы случайно отправили в одну и ту же конференцию пять одинаковых сообщений, вы потратили как время подписчиков этой конференции, так и возможности системы (ведь Вы занимали линию передачи и место на диске).

Правило 4 имеет ряд приложений по отношению к участникам дискуссий.

Многие программы чтения конференций работают медленно, да и получение нового сообщения занимает время. Программа должна пролистать все заголовки сообщений для того, чтобы добраться до нужного. Никто особенно не радуется, если окажется, что время потрачено впустую.

У людей не так много времени для чтения сообщений, учитывая количество последних. Прежде, чем Вы отправите людям свое письмо, подумайте, действительно ли они нуждаются в нем. Если Вы ответите себе "нет", лучше не тратить их (и свое) время. Если же Вы сомневаетесь, подумайте дважды прежде, чем отправить сообщение.

Правило 5: Сохраняйте лицо

Используйте преимущества анонимности... Используйте преимущества анонимности.

 В Сети (например, в конференциях) Вы можете встретиться с теми, кого никогда бы не встретили в реальной жизни и никто не осудит Вас за цвет кожи, глаз, волос, за Ваш вес, возраст или манеру одеваться.

Однако Вас будут оценивать по тому, как Вы пишете. Для тех, кто находится в Сети, это имеет значение. Таким образом, правила грамматики играют важную роль.

Отдавайте себе отчет в том, что говорите.

Осмысливайте содержание Вашего письма. Когда Вы хотите сказать, что-то вроде "мне кажется..." или "я слышал, что...", спросите себя - а не проверить ли еще раз правильность Ваших фактов. Недостоверная информация способна вызвать целый шквал эмоций в Сети. И если это повторяется второй и третий раз, может произойти, как в игре "испорченный телефон": ваши слова будут искажены до неузнаваемости.

Кроме того, убедитесь, что Ваши послания ясные и логически выдержанные. Можно сочинить параграф текста, который будет безукоризненным с точки зрения грамматики, но совершенно бессмысленным. Это часто случается, если Вы хотите убедить кого-либо в Вашей правоте, используя множество сложных и длинных слов, которые Вам самому не очень-то и знакомы.

Не оскорбляйте пользователей.

Наконец, будьте терпеливы и вежливы. Не употребляйте ненормативную лексику, не идите на конфликт ради самого конфликта.

Правило 6: Помогайте другим там, где Вы это можете делать

Почему задавать вопросы в виртуальном пространстве эффективно? Потому что Ваши вопросы читают многие люди, знающие на них ответ. И даже если квалифицированно ответят только несколько человек, общий объем знаний в Сети увеличится. Интернет сам по себе вырос из стремления ученых к обмену опытом. Постепенно в этот увлекательный процесс втянулись другие.

Особенно важно обмениваться ответами на Ваши вопросы с другими пользователями. Если Вы предчувствуете, что получите массу ответов на свой вопрос или посылаете его в конференцию, которую редко посещаете - отвечайте на реплики по электронной почте, а не в конференцию. Когда вы получите все реплики, суммируйте их и отправьте одним сообщением в конференцию. Таким образом, каждый выиграет от общения с Вами.

Если Вы и сам - эксперт, то можете сделать больше. Многие люди свободно отправляют целые библиографии, от списков ресурсов по законодательству до перечней популярных книг по UNIX. Если Вы лидируете в группе, в которой отсутствует список ответов на наиболее часто задаваемые вопросы, попробуйте написать такой. Если Вы обнаружили или сами сочинили документ, который, по Вашему мнению, может быть интересен другим, отправьте его в конференцию.

Обмен опытом - увлекательное занятие. Это древняя и славная традиция Сети.

Правило 7: Не ввязывайтесь в конфликты и не допускайте их

Флеймы (flames) - это эмоциональные замечания, часто высказанные без учета мнения других участников разговора. Это сообщения, где такт – не самое главное, а цель - вызвать реакцию пользователей: "Ну, давай, скажи, что ты на самом деле думаешь об этом?"

Запрещает ли сетевой этикет флеймы? Не совсем. Флеймы - тоже старая традиция Сети. Флеймы могут доставлять удовольствие, как сочинителям, так и читателям. А получатели флеймов часто заслуживают их.

Но сетевой этикет против флеймов, перерастающих в войны - серии злобных посланий, которыми обмениваются, как правило, два или три участника дискуссии. Такие войны могут буквально захватить конференцию и разрушить дружескую обстановку. Это несправедливо по отношению к другим читателям конференции. И очень скоро люди, не участвующие в дискуссии, устают от конфликтов. Фактически происходит недопустимая монополизация ресурсов.

Правило 8: Уважайте право на частную переписку

Правило 9: Не злоупотребляйте своими возможностями

Некоторые люди в виртуальном пространстве чувствуют себя профессионалами. Это асы в каждой сетевой игре, эксперты в каждом офисе и системные администраторы системы.

Обладая более широкими знаниями или имея в руках более широкие полномочия, эти люди автоматически получают преимущество. Однако это вовсе не означает, что они могут им пользоваться.

Например, системные администраторы не должны читать частные почтовые сообщения.

Правило 10: Учитесь прощать другим их ошибки

Каждый когда-то был новичком. Поэтому когда кто-то допускает ошибку - будь это опечатка в слове, неосторожный флейм, глупый вопрос или неоправданно длинный ответ - будьте к этому снисходительны. Даже если руки чешутся ответить, подумайте дважды. Если Вы обладаете хорошими манерами, это еще не значит, что Вы имеете лицензию на преподавание этих манер всем остальным.

Если же Вы решили обратить внимание пользователя на его/ее ошибку, сделайте это корректно и лучше не в конференции, а в частном письме.

Дайте людям возможность посомневаться. И не будьте высокомерным и надменным. Как известно, исправления в тексте часто тоже содержат грамматические ошибки; также и указание на несоблюдение правил этикета, бывает, демонстрирует нарушение этого же этикета.



Предварительный просмотр:

Правила общения по телефону

В начале разговора спросите, не помешали ли вы, не оторвали ли от важных дел.

Телефонный разговор прежде всего должен быть кратким. Помните: пока вы ведете неторопливый разговор с приятелем или приятельницей, к вашему собеседнику или к вам, может быть, не могут дозвониться по важному делу.

Не ведите по телефону пустой болтовни. Если вы нуждаетесь в душевной беседе, лучше встретиться с другом с глазу на глаз.

Если кто-то неправильно набрал номер и попал случайно к вам, не грубите, а вежливо ответьте: "Простите, вы ошиблись номером".

Полезно чаще вспоминать, что телефон изобретен и для того, чтобы не заходить к знакомым без предупреждения!

Звонить или не звонить?

Прежде всего, еще до того, как вы наберете номер, следует подумать:

  1. Будет ли ваш звонок приятен?
  2. Не побеспокоите ли вы того, кому звоните?
  3. Заслуживает ли дело, по которому вы звоните, того, чтобы ради него кого-то беспокоить?

Когда звонить по телефону не принято

Не принято выражать по телефону сочувствие: если у человека несчастье, ему надо прийти на помощь, личным присутствием и соучастием помочь преодолеть горе: снять стресс, выполнить некоторые неотложные дела за пострадавшего. Если вы сами здоровы, то обойтись сочувствием по телефону просто неприлично. Исключение может быть сделано только для тех, кто болен и сам нуждается в помощи.

Соболезнование

По телефону соболезнование выражать не принято. Визит соболезнования наносится только в том случае, если вы уверены, что он желателен, или если близкие умершего нуждаются в поддержке. Если извещение о смерти получено еще до погребения, то надо оказать умершему последние почести и принять участие в похоронах. Если же по уважительной причине это невозможно, следует извиниться и выразить соболезнование письмом.

Время телефонных разговоров

Время для телефонных разговоров, конечно, ограничено рамками рабочего дня, если звонки сугубо деловые, и временем бодрствования, если это личный разговор. Не рекомендуется звонить по телефону раньше 8 часов утра в будние дни и раньше 10 часов - в выходные, заканчиваться телефонные звонки должны не позже 10 часов вечера. Если же вам известны какие-либо обстоятельства, корректирующие время телефонных бесед (ваш друг приходит домой поздно, в семье есть маленький ребенок и т. п.), тем более постарайтесь не докучать звонками в позднее время. В случае если дело не терпит отлагательств, сделать поздний звонок допустимо, однако, если на пятый-шестой сигнал вам не отвечают, повесьте трубку и больше в этот день не звоните.

Когда излишняя вежливость неуместна

"Вежливые" слова неуместны при обращении к телефонисткам, при получении справки: здесь нужна четкая информация, и долгие "подходы" к вопросу типа "не будете ли вы так любезны сообщить", "не откажете ли вы мне в одной маленькой просьбе" только оттягивают выяснение сути вопроса. Конечно, без "пожалуйста" и "спасибо" и здесь не обойтись. Но ни слов приветствия, ни прощания не требуется.

Когда нужна экстренная помощь человеку, тоже нужно быстро и четко изложить суть дела, не тратя драгоценное время на "словесные реверансы". Кроме того, в экстренных случаях каждый имеющий телефон обязан предоставить его для срочных переговоров.

Ну а звонки по менее важным поводам едва ли должны вестись из квартиры соседей. Возможно, они люди деликатные и не могут отказать в просьбе, но вам и самому нужно понимать: присутствие чужого в неурочное время стесняет семью, да и ваши тайны едва ли стоит делать достоянием гласности. Лучше поискать телефон-автомат.

Как начать разговор по телефону

Тот, кто звонит, после слов приветствия должен представиться сам. Например: "Здравствуйте. Это звонит (не забудьте - ударение на втором слоге!) Олег Вячеславович. Можно попросить Виктора Юрьевича к телефону?". Если вы не уверены, туда ли попали, спросите: "Это... квартира Федотовых?", "Книжный магазин?".

Звонящий обычно просит позвать к телефону нужное лицо. Эту просьбу надо сопроводить вежливыми словами: "Попросите Рогова, пожалуйста", "Будьте добры, позовите к телефону Наташу", "Я хотел бы поговорить с Таней", "Пригласите, если не трудно, Александру Семеновну". Если вы ошиблись номером, попробуйте выяснить, в чем дело. Однако для этого не принято выпытывать номер тех, к кому вы попали - они не обязаны давать такую информацию. Лучше назвать тот номер, по которому вы звоните, чтобы уточнить, верен ли он. Например: "Извините, это номер 557-89-96?" Если вам ответят: "Нет", значит, вы ошиблись в наборе цифр или не сработала связь. Если же ответят: "Да", значит, вы неправильно записали нужный вам номер, и больше не нужно беспокоить людей, названивая им.

Тому, кто снял трубку, отвечая на телефонный звонок, нужно, подняв трубку, проговорить: "Я слушаю!", "Алло!" Ответив на приветствие, нужно выполнить просьбу позвать кого-либо к телефону. Например: "Здравствуйте. Одну минуту..." Если этот человек отсутствует, нужно сообщить об этом звонящему, пояснив, когда тому лучше перезвонить: "Его сейчас нет дома, вы не могли бы перезвонить через два часа?". В том случае, если человек дома, но не может подойти, потому что, например, принимает ванну, не нужно сообщать об этом звонящему. Достаточно сказать: "Он сейчас не может подойти к телефону. Вы не могли бы перезвонить черед полчаса?". В любом случае при отсутствии абонента тот, кто подошел к телефону, должен предложить свою помощь словами: "Ему что-нибудь передать? Он не мог бы вам сам перезвонить?".

Если звонящий просит оставить сообщение, его нужно записать и ни в коем случае не забыть передать по назначению!

Не рекомендуется:

  1. Обращаться по телефону к незнакомому человеку на "ты", даже если показалось, что ответил ребенок: впечатление может быть ошибочным. Только близкие друзья имеют право на интимное обращение.
  2. Называть собеседника "женщина", "мужчина", "девушка", "дедушка": вы же не видите, кто именно взял трубку, а голос может быть обманчивым. Лучше безличное обращение: "будьте любезны", "извините", "скажите, пожалуйста", "сделайте одолжение".
  3. Обращаться к собеседнице со словами "кошечка", "душечка", "милочка". Эти слова, попавшие не по адресу, могут обидеть.
  4. Долго "висеть на телефоне", перебирая всех знакомых и сообщая им свежие новости в течение длительного времени.
  5. Спрашивать звонящего: "А кто это говорит?" - в том случае, если звонят не вам.
  6. Позвонив по телефону и не представившись самому, спрашивать: "А кто это?". Как правило, на такой вопрос следует контрвопрос: "А кто вам нужен?". Люди не обязаны вам представляться - ведь это вы звоните и беспокоите их, и не исключено, что ошиблись номером, поэтому не тратьте время на выяснение личности того, кто подошел к телефону, а четко назовите того, кто вам нужен.

Разговор с автоответчиком

Едва ли найдется много людей, кому нравится разговаривать с автоответчиком. Многие пугаются, услышав шелест ленты, и молча опускают трубку, другие смущаются, начинают что-то лепетать и в смятении забывают о самом важном, а именно: назвать свою фамилию, номер телефона, вопрос, по которому звонят. Кроме того, они боятся, что их беспомощный лепет может вызвать на другом конце провода взрыв смеха. Таким образом, формулируйте свое сообщение просто и кратко, назовите себя и номер телефона и попросите перезвонить. Здороваться не обязательно! Если вы не уверены, что автоответчик проверяется ежедневно, укажите дату и время своего звонка. При этом разумно также указать время, когда вас можно застать дома.

Записанное на ленту автоответчика приглашение считается невежливым. Оно в какой-то степени бессмысленно и для тех, кто приглашает: ведь неизвестно, принято ли оно и на сколько гостей рассчитывать. Поэтому лучше дозвониться до друзей и пригласить их лично.

О мобильных телефонах

Преимущества мобильного телефона трудно переоценить. И все же, в определенных ситуациях он способен создавать неудобства, а то и вызвать досаду. С телефоном в кармане можно находиться в общественном месте, в ресторане, в парикмахерской; но в кинотеатре, в театре, во время концерта он будет несомненной помехой - в таких местах нужно отключить его совсем, либо (если ждете важный звонок) отключить звонок, оставив вибровызов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

План урока

Приветствие на трех языках

Здравствуйте, уважаемые ученики и приглашенные гости.

Good morning boys and girls! I am glad to see you! Who is ready for the lesson may sit down!

Lets start our lesson! Tell me please:

Who is on duty today?

Who is absent today?

What date is it today?

What can you say about the weather?

Today we have an unusual lesson! On this lesson we will continue studying kinds and methods of communicftion. We will discuss the types of mass media.

Разминка (запись на доске)

This net is neat. This is a neat net)

Lets translate the tounquetwister.

Психолог:

Объявление темы урока

Сегодня у нас необычный урок на котором вы научитесь формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее на трех языках. Эти языки мы используем в нашей повседневной жизни — это русский, татарский и английский языки. А также мы повторим правила этикета, все это вам поможет общаться по телефону,  в интернете, работать с электронной почтой.

Давайте поговорим немного  о том, как общается современная молодежь!

Вопросы:

Знаете ли вы что такое общение?

А задумывались ли вы, правильно ли мы общаемся?

Теоретическая часть.  Информация про общение.

Общение – это (приложение 1)

Мы настолько привыкли к современным технологиям (сот телефон, интернет, электронная почта), что не представляем нашу жизнь без  всего этого многообразия!

А ведь совсем недавно каких то 20 лет назад,когда ваши родители были в вашем возрасте, у них не было современных средств коммуникации! Хотите на несколько минут оказаться на их  месте! Давайте разыграем сценку!

(Сценка светофор)

Обсуждение упражнений. (Вопросы:)

Учитель английско языка: There are many kinds of communication! But who of know the rules of communication! Lets talk a little bit about the rules!!!

Психолог: Мы знаем, что при любом общении существуют свои определенные правила. Также и в опосредованном общении существуют правила:

1. Правило – «Правило общения по телефону» (приложение 2)

2. Правило – «Правило сетевого этикета» (приложение 3)

3. Правило – «Требования к письмам электронной почты» (приложение 4)

Учитель английско языка:  Я знаю ребята приготовили свои доклады (выступления)

1.Длина, содержания и формат темы (на английском)

2.Ответы

3.Подписи

4.Смайлики (На английском)

5.Простые правила вежливости

Учитель ИКТ: Для того, чтобы с уверенностью общаться на различных сайтах, выходить в интернете в другие страны, для общения с ребятами из других городов мы должны хорошо владеть не только нашим родным языком (русским или татарским), но и английским.

Практическая часть

Психолог: Теперь, когда мы с вами знаем все секреты общения по телефону и через интернет, давайте все это мы закрепим на практике. Мы вам предлагаем разыграть сценку на одном из 3-х языков.

  1. Сценка «Разговор по телефону: звонок другу, подруге. На подготовку дается 1.5-2 минуты

3 пары 6 человек 1 беседа на русском

2 беседа на татарском

3 беседа на английском

Учитель английско языка: Thank you for your answers! It was very interesting! Lets continue!!! Now we will work in group! And our teacher of Information technology explain you what you must do!

: А теперь потренируемся, работая с интернетом (выполнение задания за компьютером, общение через скайп).

Задание: зайти на сайт, поучаствовать в обсуждении выставленной проблемы «Куда ты поедешь этим летом отдыхать»

Ученики делятся на 3 группы:

1 группа — общается на татарском

2 группа — на русском

 3 группа — на английском

Обсуждение.

Психолог: Состоялось общение?

Какие есть плюсы, а какие минусы данного общения?

Поделитесь впечатлениями

Какое у вас отношение к данному общению?

Что можно было бы изменить? (Общение на русском)

Конечно, ничто не заменит непосредственного общения, когда мы можем видеть партнера.

  1. Однако интернет предоставляет нам уникальную возможность найти друзей.

Упражнение «Объявление о знакомстве».

Составить текст объявления для поиска друга на разных языках.

Домашнее задание.

Окончательно оформить заготовку своего письма и переслать реципиенту. Список адресов почтовых ящиков прилагается (на предыдущем занятии каждый учащийся создал свой почтовый ящик, из адресов которых составлен данный список).

Подведение итогов. Рефлексия.

Психолог: Рефлексия проходит по очереди, во время которой вы  оцениваете занятие и говорите о своих ощущениях. Свои высказывания вы можете начинать словами:

          (ожидаемые ответы)       - Мне понравился урок, потому что...

                                                     - Для меня урок был...

                                                    - Мне не понравился урок, потому что...

                                                     - Я разочарован в уроке, потому что...

Учитель английско языка: I like the lesson because...        

               For me the lesson was..

               I disliked the lesson because...

               I'm disappointed by the lesson

                I enjoyed the lesson..

Учитель ИКТ:   Мина дэрес бик тэ ошады чөнки...

               

 Выставление оценок за урок!

Учитель английско языка: Thank you for your work! The lesson is over! Good bye!

Психолог: Большое спасибо за плодотворную работу на уроке! Всего хорошего!