Метод социометрических измерений

рекомендации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_uo.docx25.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7»

 г.Альметьевск

ВЫСТУПЛЕНИЕ

на базе Управления образования

на тему: «Исследования межличностных отношений учащихся. Метод социометрических измерений»

Выполнила:

педагог-психолог МАОУ-СОШ №7

Халметова А.Р.

9.02.2011

Исследования межличностных отношений учащихся. Метод социометрических измерений

Чем бы человек ни обладал на земле – прекрасным здоровьем, любыми благами жизни, он все-таки недоволен, если не пользуется почетом у людей. Имея все возможные преимущества, он не чувствует себя удовлетворенным, если не занимает выгодное место в умах. Ничто не может отвлечь его от этой цели. Даже презирающие род людской, третирующие людей, как скотов, и те хотят, чтобы люди поклонялись и верили им.

Б.Паскаль

Социальные потребности существуют в любом обществе – и не только у людей. Причем они не сводятся только к биологическим.

Например, на обезьянах провели такой эксперимент. Когда вожака стаи начали кормить в последнюю очередь, у него повысилось давление – он нервничал, но терпел. А вот когда к его самке (а их у него было достаточно) подселили «подчиненного» ему самца- у него произошел инфаркт.

Даже ребенок привязывается к тому, кто с ним агукает и улыбается, а не к тому, кто его кормит и меняет пеленки.

Социальные потребности можно выделить особо, поскольку они накладывают отпечаток на все остальные побуждения человека. Но в данном случае речь пойдет о социальных потребностях. Прежде всего это потребность принадлежать к социальной группе и занимать в ней окружающими.

Не секрет, что каждый хочет, чтобы его уважали и любили. Попытки свести все многообразие социальных потребностей к «жажде власти» безнадежно устарели. Потребность лидерства – лишь одна из многих в этом роде, и потребность быть ведомым подчас перекрывает ее.

Подчиняться проще, легче, чем брать на себя ответственность, поэтому многие выбирают позицию ведомого. Я не хочу сказать, что это плохо

 - это выбор каждого из нас и он достоин уважения.

Но наша школа придерживается другой позиции – развитие лидерских качеств учащихся, поддержка их социальной активности, является приоритетным. Поэтому мы с большим энтузиазмом приняли новую программу «Основы лидерства» (в нашем городе только 2 школы обучаются по этой программе).

Ребята, проходящие курс «Основ лидерства» находятся постоянно в процессе тренинга, выполняя различные задания (вне школы) они развиваются свои лидерские качества, борются с комплексами и приобретают навыки личностного роста.

 В нашей школе очень активные ребята, на них всегда можно положиться и даже сегодня в подтверждении моих слов они приехали со мной, чтобы самим рассказать о своей работе.

Я думаю легко можно воспитать лидеров (успешных людей), если следовать простому совету – «Никогда не делай сам того, что можно поручить детям»!!!

И я приглашаю наших выступающих, они сами вам все расскажут и покажут!

Человек связан с окружающими его людьми взаимными правами и обязанностями, что проявляется как потребность в справедливости. Наверное, нет двух людей, у которых представления о справедливости были бы одинаковы. Но общество распалось бы, если бы люди не находили чего-то общего в своих представлениях о справедливости.  В то же время существуют социальные потребности «для себя» - отстаивание прав – «для других» - выполнение обязанностей.    Обе потребности присущи всем людям. Сила той или другой контролируется нормами поведения в данном обществе – от соседей по квартире до всего человечества, - поскольку у каждого человека (в той или иной степени) есть потребность этим нормам соответствовать.

С конфликтами обычно связаны неприятные переживания, нарушение взаимоотношений, потеря психического равновесия. Поэтому и отношение к ним в группе, как правило, резко отрицательное. Оно выражается в том, что большинство лидеров – формальных или неформальных – либо стремятся подавлять их все без разбора («А ну, цыц, у меня!»), либо не хотят в них вмешиваться  («А-а разбирайтесь сами!..». Обе эти позиции глубоко ошибочны, т.к. в первом случае конфликт может со временем усугубиться и при удобном случае конфликт может со временем усугубиться и при удобном случае вспыхнет с новой силой, а во втором – будет развиваться стихийно, со всеми отсюда вытекающими последствиями.

Конфликтную ситуацию надо вовремя распознать, выявить у устранить до того, как она перерастет в конфликт. Но если это все же случилось, инцидент произошел – развитием конфликта надо уметь управлять.

В принципе без конфликтов не обходится ни один коллектив (это его «болезни роста»). Поэтому лучше всего время от времени проверять положение в группе, привлекая специалистов.

СОЦИОМЕТРИЯ

Методика разработана Дж.Морено. В настоящее время имеет много модификаций.

Цель. Социометрический тест предназначен для диагностики эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий между членами группы, и решения следующих задач.

А) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе.

Б) выявление соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии и антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые).

В) обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами.

Методика позволяет сделать моментальный срез динамики внутригрупповых отношений, с тем, что бы впоследствии использовать полученные результаты для переструктурирования групп, повышения их сплоченности и эффективности деятельности.

Социоматрица

ФИО

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

итого

1

Иванов

Х

1

1

3

1

2

Петров

Х

3

2

1

3

Сидоров

1

Х

2

1

4

2

Х

3

1

5

3

Х

1

1

2

6

1

1

2

3

Х

7

2

Х

1

1

8

3

2

Х

9

2

1

3

Х

3

10

1

1

3

3

Х

Кол-во выборов

79

Кол-во взаимных выборов

4,5

Подготовка исследования.

Обследованию может подвергнуться любая группа лиц любого возраста, имеющая некоторый опыт взаимодействия. В зависимости от задач, которые призвано решить исследование формируются критерии социометрического выбора. Критерий – это вид деятельности, для выполнения которой индивиду нужно выбрать или отвергнуть одного или нескольких членов группы. Он формулируется в виде определенного вопроса социометрического теста. По содержанию критерии могут быть формальными и неформальными.

После выбора и формулировки критериев составляется опросник, содержащий инструкцию и перечень критериев.

Порядок исследования.

Перед началом опроса – инструктаж тестируемой группы. Следует объяснить группе цель исследования, подчеркнуть важность его результатов для группы, показать, как нужно выполнять задание, гарантировать сохранение тайны ответов.

После этого приступаем непосредственно к опросу. Ему подвергаются все члены группы.

В процессе опроса исследователь должен следить за тем, чтобы опрашиваемые не общались между собой, постоянно подчеркивать и напоминать об обязанности ответов на все вопросы. Не следует торопиться, подгонять испытуемых с ответами. Фамилии отсутствующих желательно написать на доске.

Количество выборов ограничивается тремя (5)

БЛАНК социометрического опроса

ФИО____________________________________________

Класс_________________________

Ответьте на поставленные вопросы, записав под каждым из них три фамилии членов вашей группы с учетом отсутствующих.

  1. Если вашу группу будут расформировывать, с кем бы ты хотел продолжить совместно учиться в новом коллективе?

А)

Б)

В)

2. Кого бы ты из группы пригласил на свое день рождение?

А)

Б)

В)

3.С кем из твоей группы ты пошел бы в многодневный туристический поход?

А)

Б)

В)

ОБРАБОТКА ДАННЫХ и интерпритация результатов.  

  1. Составление социоматрици.

Социоматрица – это таблица, в которую вносятся результаты опроса.

Количество полученных выборов (79) – социометрический статус группы, который сравнивается с теоретически возможным числом (11х9)=99.

Существует и такой социометрический параметр, как «индекс групповой сплоченности»

Сгр= сумма взаимных выборов/общее число возможных выборов в группе=4,5/99=0.04

Показатель хорошей групповой сплоченности – 0,6-0,7

  1. На основе социоматрицы возможно построение социограммы, которая делает возможным наглядное представление социометрии в виде схемы – «мишени».

         Мальчики                                      девочки

Каждая окружность в социограмме имеет свое значение.

  1. Внутренний круг – это так называемая «зона звезд», в которую попадают лидеры, набравшие максимальное количество выборов.
  2. Второй круг – зона предпочитаемых, в которую входят лица, набравшие выборов в количестве выше среднего показателя.
  3. Третий руг – зона пренебрегаемых, в которую вошли лица, набравшие выборов, в количестве ниже среднего.
  4. Четвертый круг – зона изолированных, это те, которые не получили ни одного очка.

Социограмма наглядно представляет наличие группировок в коллективе и взаимоотношения между ними.