Психолого-педагогический мониторинг развития интегративных качеств дошкольника

Шаповалова Ольга Александровна

 

Требования, предъявляемые к современному дошкольному образовательному учреждению, достаточно высоки. За качеством работы детского сада наблюдают родительская и педагогическая общественность, органы управления образованием, представители средств массовой информации. В связи с этим возникает необходимость с одной стороны, объективной оценки уже достигнутых результатов, а с другой – сравнение их с ожидаемыми прогнозами. Поэтому для повышения эффективности организации воспитательно-образовательного процесса важно не только овладеть системой объективных диагностических методик по усвоению программного содержания дошкольниками, но и прогнозировать результаты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психолого-педагогический мониторинг развития интегративных качеств дошкольника

Требования, предъявляемые к современному дошкольному образовательному учреждению, достаточно высоки. За качеством работы детского сада наблюдают родительская и педагогическая общественность, органы управления образованием, представители средств массовой информации. В связи с этим возникает необходимость с одной стороны, объективной оценки уже достигнутых результатов, а с другой – сравнение их с ожидаемыми прогнозами. Поэтому для повышения эффективности организации воспитательно-образовательного процесса важно не только овладеть системой объективных диагностических методик по усвоению программного содержания дошкольниками, но и прогнозировать результаты.

 В современных исследованиях больше внимания посвящено педагогическому мониторингу. (Л.П. Качалова, Н.В. Микляева, В.Г. Попов, П.В. Голубков, С.Е. Шишов, В.А. Кальней). Ими определяется педагогический мониторинг, как теоретически обоснованные измерения оценки результатов обучения, способные дать объективные и достоверные данные о ходе педагогического процесса и его результатах.

Анализ оценки результатов освоения программ «Истоки», «Успех»,  «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы и нескольких авторских общеобразовательных программ города Москва, Мичуринск, Санкт-Петербург, позволили  установить отличия психолого-педагогического, медико-педагогического, педагогического мониторингов от системы мониторинга.  

Система мониторинга является более широким понятием и включает в себя мониторинг образовательного процесса и мониторинг детского развития, где участие принимает весь коллектив дошкольного учреждения.  В свою очередь психолого-педагогический мониторинг позволяет отследить только детское развитие, участниками такого мониторинга в большей  степени становятся педагоги, педагог-психолог и старший воспитатель.

Система оценки результатов освоения программы «Истоки» осуществляется на основе 3-х блоков:

- базисные характеристики личности на конец каждого психологического возраста, которые непосредственно связаны с интегративными качествами ребенка;

- интегративные показатели развития ребенка на конец каждого психологического возраста, которые отражают параметры физического и психического развития;

-содержание им процедура мониторинга промежуточных и итоговых результатов освоения Программы.

В программе «Успех» оценивается динамика формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период освоения программы по всем направлениям развития детей и образовательным областям.

 Программа Н.Е. Вераксы «От рождения до школы»  предлагает осуществлять систему мониторинга на основе заполнения карт развития ребенка, где каждое интегративное качество оценивается в соответствии с его развитостью в каждом возрасте и добавляется интеграция образовательных областей.

В системах мониторинга авторских программ повторяются и варьируются уже разработанные системы оценки результатов освоения программ: «Истоки», «Успех», «От рождения до школы».

Выделенные мной положения являются отличительными чертами рассмотренных программ, объединяет эти программы опора на возрастные особенности развития дошкольников, наличие разного вида карт развития, а так же утверждение того, что наиболее эффективным и менее трудоемким является использование низкоформализованных методов диагностики, таких как наблюдение и экспертная оценка. Однако это не значит, что стоит отказываться от стандартизированных методов обследования, просто они как трудоемкие и не слишком интересные детям отнесены ко второму уровню мониторинга. Данный уровень позволяет проводить более углубленную диагностику развития дошкольника, выяснить причины низкого уровня развития  интегративных качеств и провести соответствующую коррекционную работу.

Таким образом, основная задача психолого-педагогического  мониторинга – выявить индивидуальные особенности развития интегративных качеств  каждого ребенка и наметить при необходимости индивидуальный маршрут образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности.

Опираясь на анализ теоретических источников мной был выделен еще один метод, который с одной стороны опирается на наблюдения и экспертную оценку, а с другой – при обработке методами математической статистики является стандартизированным. К такому методу относится  непрямая экспресс диагностика.

Основа такой диагностики -  опосредованность. То есть,  здесь объектом тестирования является взрослый - носитель "образа ребенка. Это более или менее полное, вербализованное представление об интегративных качествах ребенка , которое неизбежно формируется у лиц, тесно с ним общающихся. Конечно, у родителей этот образ бывает пристрастным, а потому часто неадекватным. Но уже, например, у воспитателей дошкольных учреждений он в значительно меньшей мере подвержен такого рода влияниям.

Данный метод применяется для диагностики больших групп детей  и является более эффективным и информативным для психолого-педагогического мониторинга оценки интегративных качеств детей 3-7 лет.

В основу методики положено представление о развитии интегративных качеств дошкольников как  основы освоения общеобразовательной программы в соответствии с возрастом ребенка и формированием его психологического здоровья.  При этом в границах дошкольного (как и любого другого) возраста имеют место изменения, связывающие его с предыдущим и последующим периодом. Исследования этого возраста (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, М.И. Лисина, А.А. Люблинская, B.C. Мухина, Н.Н. Поддьяков, Д.Б. Эльконин и другие) позволяют представить такие изменения в виде измерительных шкал, требуемых для построения методики (табл. 1).

Шкалы разработаны для 9 параметров РИК и 1 вариативного. Это: 1) Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками; 2) Любознательный, активный; 3) Эмоционально отзывчивый; 4) Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со сверстниками и взрослыми; 5) Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общественные нормы и правила поведения; 6) Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту; 7) Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве, стране, мире и природе; 8) Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности; 9) Овладевший необходимыми умениями и навыками ; 10) Имеющий устойчивую адаптацию к среде, наличие резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активное творческое отношение к действительности.

Предлагаемые измерительные шкалы позволяют получить достаточно надежные первичные оценки развития интегративных качеств (РИК) и уровня психологического здоровья дошкольника (ПЗ). А так же определить первоначальную причину их недостаточного развития, сделать прогноз и наметить пути устранения или профилактики данной причины.

9 из 10 шкал позволяют определить уровень развития каждого интегративного качества в зависимости от возраста ребенка и одна шкала определяет уровень и первоначальную группу психологического здоровья. данная 10 шкала является на мой взгляд важной, тк помогает увидеть не только причины недостаточного РИК, но и избежать ненужной диагностики развития ребенка педагогом-психологом, в случае, если получен низкий уровень по 1 и 9 шкале.

На данном этапе эти шкалы только выделены, охарактеризованы и готовы для внедрения и апробации на практике.

Таким образом, основой психолого-педагогического мониторинга и любого другого мониторинга является эффективно подобранный метод, который позволяет в короткие сроки получить достоверную информацию, сделать прогноз и наметить пути коррекции.