Психологическая готовность выпускников к сдаче ЕГЭ

Для начинающих психологов. Описание результатов диагностики проведённой в 11 классе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon spravka_po_11_klassurossiyskoy_federaci1_2.doc226.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Начинающим психологам.

Описание результатов диагностики проведённой в 11 классе.

Цель диагностики:  изучение психологической готовности выпускников к сдаче экзаменов.

Применяемые методики:

1.Анкета «Готовность к ЕГЭ» Чибисова М.Ю.

2. Методика «Шкала самооценки и тревожности» Ч.Спилберга.

3. «Опросник Казанцевой Г.Н.» - изучение общей самооценки.

4. Методика изучения типа школьной мотивации у старшеклассников (Рогов Е.И., Котова И.В. «Психологическая служба»).

В диагностике принял участие – 21 человек.

Анкета «Готовность к ЕГЭ».

1 таблица

Показатель информированности о процедуре ЕГЭ

Процент выбора

Высокий

93%

низкий

7%

Результат тестирования. У учащихся 11 класса высокий показатель информированности о процедуре ЕГЭ.

2 таблица

Показатель владения навыками самоконтроля, самоорганизации

Процент выбора

Высокий

87%

низкий

13%

 

Результат тестирования свидетельствует о том, что 87% учащихся 11 класса владеют навыками самоконтроля и самоорганизации. Уверены в своих силах и в том, что смогут выстроить стратегию деятельности на экзамене.

3 таблица

Показатель тревожности связанный с процедурой ЕГЭ

Процент выбора

Высокий

22%

низкий

77%

Результат тестирования свидетельствует о том, что у 77% учащихся 11 класса низкий показатель тревожности связанный с процедурой ЕГЭ.

2. Методика «Шкала самооценки и тревожности» Ч.Спилберга.

Показатели тревожности

Количество выборов

%

Показатель личностной тревожности

Низкая

1

5

Умеренная

11

52

выраженная

9

43

Показатель реактивной (ситуативной) тревожности

Низкая

9

43

Умеренная

5

24

выраженная

7

33

     Результат тестирования показал, что в классе у 57 % учащихся умеренный и низкий  уровни личностной тревожности. И у 67 % учащихся класса низкий и умеренный показатель ситуативной тревожности. Эти показатели соответствуют возрастным особенностям,  у учащихся 11 класса нервная система становится более уравновешенной, как правило, они менее раздражительны, более оптимистичны и не слишком тревожны. Лучше управляют своим эмоциональным состоянием, их настроение более устойчиво.

3. «Опросник Казанцевой Г.Н.» - изучение общей самооценки.

Уровни самооценки

Количество выборов

%

Высокий

1

5

Средний

3

14

низкий

17

81

     У 81 % учащихся класса – высокий уровень самооценки. Этот показатель свидетельствуют о том, что самооценка в классе соответствует возрастной норме. Она  относительно устойчива, сравнительно бесконфликтна и адекватна. У ребят преобладает оптимистичный взгляд на себя и свои возможности, они редко сомневаются в своих силах.

4.  Методика изучения типа школьной мотивации у старшеклассников.

Мотивы

Сумма выборов по классу

Социального одобрения

14

Познавательный

33

Социальной необходимости

55

Общения

10

Достижения

29

Престижность учёбы

5

Страх наказания

2

Согласно результатам у учащихся 11 класса преобладают следующие мотивы:

1. осознания социальной необходимости, 2. познавательный мотив и 3.мотив достижения.

Учащиеся с преобладанием мотива осознания социальной необходимости учатся, прежде всего, потому, что осознают необходимость хорошей учёбы в школе для собственного успешного будущего.

Высокий уровень познавательного мотива показывает выраженность у учащихся интереса к собственно новому знанию, новой информации. Учащиеся с выраженным познавательным интересом получают удовольствие от самого процесса открытия нового.

Высокий уровень мотива достижения – учащиеся с выраженной мотивацией достижения учатся прежде всего из желания доказать самому себе, что способны на многое у них преобладает желание быть лучшими, осознавать себя  способными и умными.

Вывод: В психологической готовности выпускника к сдаче ЕГЭ  выделяются три  

структурных компонента: познавательный, личностный и процессуальный.    

Процессуальный компонент включает в себя знакомство с процедурой ЕГЭ, навыки работы с тестами.

Личностный компонент характеризуется наличием у выпускника личностно-смысловой позиции, позволяющей выстроить стратегию деятельности на экзамене. Владение способами снижения тревоги, управления своим эмоциональным состоянием.

Познавательный компонент включает в себя не только знания, но в большей степени сформированность учебной деятельности и наличие познавательной мотивации.

     Результаты проведённой диагностики в 11 классе свидетельствуют о сформированности всех перечисленных компонентов. У учащихся высокий показатель информированности о процедуре ЕГЭ, они уверены в своих силах, владеют навыками самоконтроля и самоорганизации, умеют управлять своими эмоциями. У выпускников высокий показатель  познавательной мотивации.