СПЕЦИФИКА РАЗЛИЧИЙ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБЫЧНЫХ СЕМЬЯХ И В СЕМЬЯХ С НЕТИПИЧНЫМИ ДЕТЬМИ

Соковнина Елена Васильевна

Обращение к этой теме обусловлено ее актуальностью, поскольку реабилитация хронически больного ребенка, его гармоничное развитие и интеграция в современное общество во многом зависит от характера взаимоотношений внутри семьи и к нему в частности. Зачастую, в семьях с нетипичными детьми инвалидность культивируется, ребенок, пользуясь своей болезненностью, манипулирует  чувствами родителей. Но при этом родители, как правило, мамы, взваливают на себя все проблемы связанные с воспитанием своего больного ребенка, полностью изолируют его от общества, опасаясь за его здоровье, лишая самостоятельности и самореализации. Все это приводит к осложнениям во взаимоотношениях, как с самим ребенком, так и с остальными членами семьи. Существует также категория родителей, которых насущные проблемы с их ребенком подтолкнули на активные действия. Эта категория разительно отличается по своим эмоционально-волевым качествам от обычного  родителя нетипичного ребенка, как впрочем, и от среднестатистического родителя, имеющего здорового ребенка.

Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты можно использовать для активизации потенциала родителей нетипичных детей, а также родителей обычных детей. Активная жизненная позиция родителей должна стать одним из залогов успешной реабилитации для ребенка-инвалида. Результаты исследования можно использовать для разработки индивидуальных и групповых программ для родителей. Эти программы могут носить как профилактический, так и коррекционный характер. Подобные формы работы с родителями расширяют их уровень самосознания и помогают изменить свою позицию к нетипичному ребенку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл specifika_razlichiy_stiley_semeynogo_vospitaniya.docx96.54 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый региональный конкурс научно-исследовательских работ  педагогов «Грани педагогического исследования»

СПЕЦИФИКА РАЗЛИЧИЙ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБЫЧНЫХ СЕМЬЯХ И В СЕМЬЯХ С НЕТИПИЧНЫМИ ДЕТЬМИ

Автор: Соковнина Елена Васильевна

  педагог-психолог МОУ «Гимназия №58»

САРАТОВ, 2012

Стили семейного воспитания в семьях с нетипичными детьми.

ВВЕДЕНИЕ

Понятие стиля родительского воспитания и его влияние на формирование личности ребенка.

Семья нетипичного ребенка.  Стили воспитания в нетипичных семьях.

 Экспериментальное изучение и сравнение стилей семейного воспитания в обычных семьях и семьях с нетипичным ребенком.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

     «Микросоциальная ситуация развития,

определяемая особенностями семейного воспитания,

составом семьи и позицией ребенка в ней,

является основой развития личности ребенка,

обеспечивая формирование высших психических

функций в процессе его «врастания в цивилизацию».

Л.С. Выготский

ВВЕДЕНИЕ

«Семья - это биопсихосоциальное целое, функционирующее, как самостоятельный живой организм»[1]. Для человека семья-главный и основной компонент среды, в которой он живет, как в коконе, первую четверть (если повезет) жизни и которую он пытается строить всю оставшуюся жизнь. Говоря научным языком, семья для ребенка -первичная микросреда. Формирование личности ребенка зависит от стиля отношения родителей к ребенку. А стиль родительского отношения зависит от социокультурных и семейных традиций, от клинико-психологических особенностей ребенка, от этологического фактора раннего контакта ребенка с матерью, от особенностей общения взрослых членов семьи между собой и в том числе от особенностей личности самого родителя.

Став родителями, очень сложно определиться в выборе стратегии воспитания собственного ребенка. Как правило, стиль воспитания и отношений наследуется из поколения в поколение, переноситься из родительских семей молодых супругов, претерпевая незначительные изменения. Но что делать родителям у которых появился нетипичный ребенок? Узнав о рождении ребенка с каким-либо заболеванием, родители испытывают противоположные чувства: от недоверия, нежелания соглашаться с мнением врачей до полного отчаяния. Таким родителям приходится выполнять несколько ролей одновременно: мама, педагог, медсестра, требующих знаний и опыта. Но особенно трудно выбрать собственную линию поведения отвечающую потребностям ребенка.

Заболевание или нарушение развития одного из членов семьи влияет на всю семейную систему, что, в свою очередь, оказывает воздействие на каждого в отдельности[2].Исследования показывают, что, например, матери, имеющие широкую, социальную поддержку, более позитивны в поведении и отношении к своим детям-инвалидам, причем супружеская поддержка является фактором, дающим мощный позитивный эффект.

Исследуя особенности семей, имеющих детей с нарушением развития, и разрабатывая реабилитационные программы необходимо принимать во внимание статику и динамику семейного функционирования, сложность семейной экосистемы и множественность факторов, влияющих на семью и извне. Семья является одним из участников интеграционного процесса.        Действительно, казалось бы, что именно семья знает все о своем ребенке, понимает, что сделать для его развития и становления. И сейчас имеются случаи, когда семья оказывается беспомощной, раздавленной, часто озлобившейся, на своего непохожего, на других ребенка и на все вокруг, готовой его отторгнуть и даже отказаться от него совсем. Но все же, положительная динамика существует, и сейчас случаев отказа от детей-инвалидов стало значительно меньше, в сравнении с предыдущим десятилетием.

Исходя из  опыта работы психологом в реабилитационном центре для детей-инвалидов, следует заметить, что существует категория родителей с нетипичными детьми, которых насущные проблемы с их ребенком подтолкнули на активные действия. Эта категория разительно отличается по своим эмоционально-волевым качествам от среднестатистического родителя, имеющего здорового ребенка.

Актуальность темы обусловлена недостаточной изученностью вопроса воспитания нетипичных детей и отношения к ним со стороны родителей.

Данная работа посвящена сравнительному анализу специфики родительско-детских отношений в семьях с обычными детьми и в семьях с нетипичными детьми (детьми-инвалидами).

Исходя из вышеизложенного, определена цель исследования: изучить и проанализировать специфику взаимоотношений и стилей воспитания в семьях с нетипичными и в семьях с обычными детьми.

Задачи исследования:

Изучить личностные качества родителей и проявление их в стилях воспитания ребенка.

Определить особенности взаимоотношений в семьях, имеющих нетипичного ребенка.

Провести исследование стилей родительского воспитания в семьях с нетипичными детьми.

В качестве объекта исследования выступают стили семейного воспитания и взаимоотношения в семье. Предметом исследования являются особенности воспитания и взаимоотношений в семьях 2-х типов.

Для реализации поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовался метод тестирования.

Для исследования типа родительского отношения использована Методика диагностики родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин), методика на стратегии семейного воспитания С. Степанова; для изучения взаимоотношений в семье использовались проективные методики «Моя семья», «Мой ребенок».

В исследовании приняли участие 50 человек; 25 женщин в возрасте от 25 до 46 лет (средний возраст 32 года), имеющие обычных детей 6-10 лет. 10 респондентов имеют среднее специальное образование, 15 человек высшее; 25 женщин в возрасте от 23 до 45 лет (средний возраст 31 год), имеющие нетипичных детей 6-10 лет с диагнозами: ДЦП-6 детей, аутизм-3,болезнь Дауна-2, ВПС-2,общие заболевания-5,ЗПРР и ЗПМР-7 человек. 5 респондентов имеют среднее образование, 8 среднее специальное,12 высшее.  Необходимо отметить, что исследование проводилось на базе ГНПУ «Областной реабилитационный центр для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями» и пребывание родителя и ребенка в этом учреждении является делом добровольным. Вторая  группа представляет собой родителей обычных детей-учащихся 1-4 классов гимназии №58 г. Саратова.

Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты можно использовать для активизации потенциала родителей как нетипичных детей,  так и родителей обычных детей. Результаты исследования можно использовать для разработки индивидуальных и групповых программ для родителей. Эти программы могут носить как профилактический, так и коррекционный характер. Подобные формы работы с родителями расширяют их уровень самосознания и помогают изменить свою позицию к нетипичному ребенку, а также являются показательными для родителей обычных детей, поскольку воспитание сегодня в обычных семьях зачастую подменяется тотальным контролем со стороны родителей.

Понятие стиля родительского воспитания и его влияние на формирование личности ребенка

   Родительский стиль — это обобщенные, характерные, ситуационно неспецифические способы общения данного родителя с данным ребенком, это образ действий по отношению к ребенку[3].

Могут быть выделены основные тактики воспитания в семье и отвечающие им основные  типы семейных взаимоотношений, являющиеся предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, и сотрудничество[4]

Авторитарный стиль («автократический», «диктат», «доминирование») — все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всем должен подчиняться их воле, авторитету. Родители ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. В подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность. Наиболее активные, сильные дети обычно сопротивляются и бунтуют, становятся избыточно агрессивными и нередко покидают родительский дом, как только могут себе это позволить. Робкие, неуверенные приучаются во всем слушаться родителей, не совершая попыток решать что-либо самостоятельно.

Демократический стиль («авторитетный», «сотрудничество»)— родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями. Дети включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от своих чад осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение.

Попустительский стиль («либеральный», «снисходительный», «гипоопека») — ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми. Становясь более взрослыми, дети конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы.

На сегодняшний день существует множество различных классификаций и типов родительско-детских отношений, как в зарубежной, так и в отечественной психологии. Ниже это рассматривается более подробно.

«В реальной же жизни, замечает В.С.Мухина, все еще более сложно, чем в любой классификации. В семье могут быть представлены одновременно несколько стилей отношения к ребенку: отец, мать, бабушки и дедушки могут конфликтовать друг с другом, отстаивая каждый свой стиль, и т.д. Кроме стилей отношений, обращенных непосредственно к ребенку, на его воспитание оказывает безусловное влияние стиль взаимоотношений взрослых членов семьи»[5] 

Современные родители должны обладать важнейшей способностью к рефлексии на индивидуальные и возрастные особенности ребенка, готовностью к сознательному поиску наиболее эффективного стиля его индивидуального воспитания. Именно в наше время так много возможностей обучаться и продвинуться в выработке собственного неповторимого стиля, культуры семейного воспитания.

Известно, что типы семейного воспитания влияют на формирование личности ребенка. Ребенок видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представление о себе кажутся искаженными. М.И.Лисина проследила развитие самосознания дошкольников в зависимости от особенностей семейного воспитания. Дети с точным представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто поощряют, но не подарками; наказывают, в основном, отказом от общения. Дети с заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда, при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни[6].

От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка. Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей. (Не говорите ребенку, что он некрасив, от этого возникают комплексы, от которых потом невозможно избавиться.) Неадекватность также может проявляться с завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят, и за мелочи и достижения дарят подарки (ребенок привыкает к материальному вознаграждению). Ребенка наказывают очень редко, система требования очень мягкая. Адекватное представление - здесь нужна гибкая система наказания и похвалы. Исключается восхищение и похвала при нем. Редко дарятся подарки за поступки. Не используются крайние жесткие наказания.

В семьях, где растут дети с высокой, но не с завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетаются с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказания и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает. Дети с пониженной самооценкой (не обязательно очень низкой) пользуются дома большей свободой, но эта свобода, по сути, - бесконтрольность, следствие равнодушия родителям к детям и друг к другу.

Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников. Отношение к себе как к ученику в значительной мере определяется семейными ценностями. У ребенка на первый план выходят те его качества, которые больше всего заботят его родителей –  поддержание престижа (дома задаются вопросы: «А кто еще получил пятерку?»), послушание («Тебя сегодня не ругали?») и т.д. В самосознании маленького школьника смещаются акценты, когда родителей волнуют не учебные, а бытовые моменты в его школьной жизни («В классе из окон не дует?», «Что вам давали на завтрак?»), или вообще мало что волнует – школьная жизнь не обсуждается или обсуждается формально. Достаточно равнодушный вопрос: «Что было сегодня в школе?» рано или поздно приведет к соответствующему ответу: «Ничего особенного», «Все нормально».[7]Родители задают и исходный уровень притязаний ребенка – то, на что он претендует в учебной деятельности и отношениях. Дети с высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивацией рассчитывают только на успех. Их представления о будущем столь же оптимистичны.

Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют на многое ни в будущем ни в настоящем. Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях, быстро смиряются с тем уровнем успеваемости, который складывается в начале обучения.

Личностной особенностью может стать тревожность. Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве учебой со стороны родителей. Допустим, ребенок заболел, отстал от одноклассников и ему трудно включиться в процесс обучения. Если переживаемые им временные трудности раздражают взрослых, возникает тревожность, страх сделать что-то плохо, неправильно. Тот же результат достигается в ситуации, когда ребенок учится достаточно успешно, но родители ожидают большего и предъявляют завышенные, нереальные требования. Из-за нарастания тревожности и связанной с ней низкой самооценки снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех[8]. Неуверенность в себе приводит к ряду других особенностей – желанию бездумно следовать указаниям взрослого, действовать только по образцам и шаблонам, боязни проявить инициативу, формальному усвоению знаний и способов действий.

Взрослые, недовольные падающей продуктивностью учебной работы ребенка, все больше и больше сосредотачиваются на этих вопросах в общении с ним, что усиливает эмоциональный дискомфорт. Получается замкнутый круг: неблагоприятные личностные особенности ребенка отражаются на его учебной деятельности, низкая результативность деятельности вызывает соответствующую реакцию окружающих, а эта отрицательная реакция в свою очередь, усиливает сложившиеся у ребенка особенности. Разорвать этот круг можно, изменив установки и оценки родителей. Близкие взрослые, концентрируя внимание на малейших достижениях ребенка. Не порицая его за отдельные недочеты, снижают уровень его тревожности и этим способствуют успешному выполнению учебных заданий.

Второй вариант –демонстративность – особенность личности, связанной с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих. Источником демонстративности обычно становится недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье заброшенными, «недолюбленными». Но бывает, что ребенку оказывается достаточное внимание, а оно его не удовлетворяет в силу гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах. Завышенные требования к взрослым предъявляются не безнадзорными, а наоборот, наиболее избалованными детьми. Такой ребенок будет добиваться внимания, даже нарушая правила поведения. («Лучше пусть ругают, чем не замечают»).  Задача взрослых – обходиться без нотаций и назиданий, как можно менее эмоционально делать замечания, не обращать внимание на легкие проступки  и наказывать за крупные (скажем, отказом от запланированного похода в цирк). Это значительно труднее для взрослого, чем бережное отношение к тревожному ребенку.Если для ребенка с высокой тревожностью основная проблема – постоянное неодобрение взрослых, то для демонстративного ребенка – недостаток похвалы.

Третий вариант – «уход от реальности». Наблюдается в тех случаях, когда у детей демонстративность сочетается с тревожностью. Эти дети тоже имеют сильную потребность во внимании к себе, но реализовать ее не могут благодаря своей тревожности. Они мало заметны, опасаются вызвать неодобрение своим поведением, стремятся к выполнению требований взрослых. Неудовлетворенная потребность во внимании приводит к нарастанию еще большей пассивности, незаметности, что затрудняет и так недостаточные контакты. При поощрении взрослыми активности детей, проявлении внимания к результатам их учебной деятельности и поисках путей творческой самореализации достигается относительно легкая коррекция их развития.

Для достижения воспитательных целей в семье родители обращаются к разнообразным средствам воздействия: поощряют и наказывают ребенка, стремятся стать для него образцом. В результате разумного применения поощрений развитие детей как личности можно ускорить, сделать более успешным, чем при использовании запретов и наказаний. Если все же возникает нужда в наказаниях, то для усиления воспитательного эффекта наказания по возможности должны следовать непосредственно за заслуживающим их проступком. Наказание должно быть справедливым, но не жестоким. Очень суровое наказание может вызвать у ребенка страх или озлобленность. Наказание более эффективно в том случае, если проступок, за который он наказан, разумно ему объяснен. Любое физическое воздействие формирует у ребенка убеждение, что он тоже сможет действовать силой, когда его что-то не устроит.

Большинство исследователей проблемы неврозов считают, что деструктивный стиль отношения родителей к ребенку ведет к возникновению аномалий формирования личности в детском возрасте [9].Так, один из основоположников отечественной психиатрии И.М. Балинский считал, что строгое, несправедливое отношение к детям в семье является немаловажной причиной развития у них душевного болезненного состояния; чрезмерно снисходительное отношение – причиной переходящей через край эмоциональности у детей; предъявление чрезмерных требований – причиной душевной слабости ребенка. И.А. Сикорский пришел к выводам, что жестокое воспитание способствует возникновению у ребенка чувства страха; изнеживающее (расслабляющее) воспитание формирует субъективизм и непостоянство характера у детей; пренебрежение воспитанием ведет к трудностям в воспитательном отношении вообще. Многие отечественные исследователи указывают на то, что воспитание в условиях строгих, но противоречивых требований и запретов является предрасполагающим фактором для невроза навязчивых состояний и психастении; воспитание по типу чрезмерного внимания и удовлетворения всех желаний ребенка ведет к развитию истерических черт характера с эгоцентризмом, повышенной эмотивностью и отсутствием самоконтроля; предъявление непосильных требований к детям признан этиологическим фактором неврастении.

Из всего вышеизложенного следует, что стиль родительского воспитания является одним из определяющих факторов в формировании личности ребенка.

Семья нетипичного ребенка. Стили воспитания в семьях с нетипичными детьми.

Хотя в жизни всех семей можно найти что-то общее, родители детей с ограниченными возможностями переживают особенные события, подчас неожиданные, долговременные, которые вызывают сильнейшие стрессы. Рождение ребенка с нарушениями развития существенно изменяет жизнь семьи, сокращает возможность для заработка, контакты с друзьями и отдых.

Ограничение возможностей -процесс, в котором нарушения телосложения, функции организма или условий окружающей среды делают затрудненной или невозможной деятельность человека или функционирование его органов; в качестве причины ограниченных возможностей может выступать неприспособленность окружающей среды для социализации, например, недостаток или несовершенство образовательных программ, медицинских и социальных услуг, необходимых детям[10]

ИНВАЛИД (от латинского «invalidys»-бессильный, недейственный, неосновательный)-лицо, частично или полностью утратившее трудоспособность из-за нарушения здоровья, вследствие заболевания, травмы или врожденного дефекта развития. Термин употребляется для определения степени сложности заболевания и придания человеку соответствующего статуса в системе социальных льгот; применяется к людям с нетипичными внешностью и потребностями, постепенно вытесняется как дискриминирующее права человека заменяется более мягкими понятиями ЧЕЛОВЕК С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ, НЕТИПИЧНЫЙ РЕБЕНОК, ОСОБЫЙ РЕБЕНОК. В России понятие инвалид пока более употребим, поскольку фиксируется социальным законодательством.

Происшедшее в России за последнее время увеличение детей с ограниченными возможностями, имеющими статус инвалида-явление, требующее концентрации внимания институтов здравоохранения, образования и социальной защиты на превентивных услугах межведомственного, а значит междисциплинарного характера, предоставляемых нетипичным детям и их семьям[11].

По материалам Комитета по социальной защите Министерства социального развития Саратовской области, за последние десять лет, произошло увеличение популяции детей-инвалидов более, чем втрое.

Нарушение физического или психического развития, как и любое функциональное изменение организма, старение или болезнь, не ограничено рамками лишь чисто медицинского явления. Его воздействие на семью, окружение или на самого индивида определяется в большей мере тем смыслом, которым наделяют общество и культура.

Благополучная в целом семья с рождением нетипичного ребенка автоматически попадает в разряд уязвимых  проблемных семей. Таковы реалии сегодняшней жизни.

На первых этапах развития ребенка именно родители является этой значимой социальной группой, которая и определяет первый социальный опыт ребенка. Родители могут помочь своим детям во многом: дать почувствовать и ощутить любовь близких; заботу о себе и о других; терпеливо, гибко, внимательно реагировать на различные проблемы ребенка и т.п.

Выделяют четыре группы родителей нетипичных детей[12] (см.приложение 2).

В психолого-педагогической литературе при описании проблем «ребенка – инвалида», «дефективного ребенка» все чаще используются понятия «особый ребенок», «ребенок с ограниченными возможностями», «ребенок с особыми нуждами». Это свидетельствует о том, что больного ребенка воспринимают как человека, которому с самого раннего детства пришлось столкнуться с труднейшими проблемами и который нуждается в особой поддержке и помощи. Именно семья должна стать развивающей средой для такого ребенка[13]. Здоровый психологический климат служит гарантией его гармоничного развития и позволяет полнее раскрыть потенциальные возможности. Во многом это зависит от принятия родителями информации о заболевании ребенка, выбора стиля и тактики его воспитания, адекватного восприятия заболевания на всех этапах развития ребенка и сохранения уважительных отношений между всеми членами семьи[14] 

С момента постановки диагноза жизнь в семье изменяется коренным образом. В нашей стране инвалидность ребенка воспринимается родителями как личная трагедия. Впервые узнав о заболевании ребенка, которое приводит не только к физическим, но часто и к психическим отклонениям, родители оказываются глубоко потрясенными и длительное время находятся в «шоковом» состоянии. Они живут в условиях хронической психотравмирующей ситуации, постоянного эмоционального напряжения и волнующих вопросов: «Почему мой ребенок не может быть таким же, как и другие дети? Как справиться с угнетенностью, страхом, разочарованием, связанными с заболеванием малыша? Можно ли его вылечить?» и т.п.

Часто семья оказывается не в состоянии принять сложившуюся ситуацию. Родители испытывают страх за будущее своего ребенка. Перспектива собственного будущего (планы родителей по поводу учебы, работы, друзей) связывается с возможными изменениями состояния здоровья ребенка. Нередко больной ребенок становится причиной семейных конфликтов и разводов родителей.

Как правило, с ребенком остается мать. В неполной семье формируется замкнутая система «ребенок–родитель», которая функционирует как единое целое. Эффективность реабилитационных мероприятий (медицинских, психологических, психотерапевтических и др.) во многом зависит от участия и матери, и ребенка. Стресс матери-одиночки мешает адекватно воспринимать и правильно оценивать всю ситуацию развития ребенка-инвалида, его скрытые ресурсы и возможности их реализации. Оставшись наедине с больным ребенком, без поддержки супруга, мать пытается компенсировать отсутствие отца повышенным вниманием и заботой о своем малыше[15].

Сплоченность всех членов семьи, уважительное отношение друг к другу, наличие общих целей и единой системы ценностей, желание максимально проявить и реализовать собственные возможности, помочь в этом своим близким – все это позволяет прогнозировать наиболее оптимальный и эффективный путь построения активной жизненной позиции больного ребенка [16]

Гармоничное развитие ребенка во многом зависит от стиля воспитания, которого придерживаются родители.

Психологический климат в семье зависит от межличностных отношений, морально-психологических ресурсов родителей и родственников, а также от материальных и жилищных условий семьи, что определяет условия воспитания, обучения и медико-социальную реабилитацию ребенка-инвалида.

В отношении родителей к дефекту ребенка, определяющем стратегию и тактику его воспитания, Т.А. Добровольская и Н.Б. Шабалина выделяют  несколько стилей. Стиль «охранительного воспитания» связан с переоценкой дефекта, что проявляется в излишней опеке ребенка с отклонениями в развитии. В этом случае ребенка чрезмерно балуют, жалеют, оберегают от всех, даже посильных для него дел. Таким образом, модель «охранительного воспитания» создает условия для искусственной изоляции ребенка-инвалида от общества и приводит к развитию эгоистической личности с преобладанием пассивной потребительской ориентации. В будущем такой человек из-за своих личностных особенностей с трудом адаптируется в коллективе.

Иной крайностью являются взаимоотношения в семье, основанной на модели «равнодушного воспитания», которая приводит к возникновению у ребенка чувства ненужности, отвергнутости, переживания одиночества. В семье с подобным стилем воспитания ребенок становится робким, забитым, теряет присущие детям доверчивость и искренность в отношениях с родителями. У детей воспитывается умение приспосабливаться к окружающей среде, равнодушное недоброжелательное отношение к родным, взрослым и другим детям.

Эти стили являются в равной степени деструктивными. Игнорирование дефекта, воспитание, опирающееся на неоправданный оптимизм («все пути для тебя открыты») могут привести аномального ребенка к глубокой психической травме, особенно тогда, когда при выборе профессии подросток или юноша понимают ограниченность собственных возможностей. Неконструктивные модели семейного воспитания ребенка с отклонением в развитии создают предпосылки для возникновения вторичных отклонений в его психическом развитии, которые оказывают значительные влияния на интеллектуальное и личностное развитие ребенка. Лишь адекватная оценка отклонений в развитии ребенка со стороны родителей служит основой и базисом для успешного воспитания его личности[17]

Таким образом, можно с большой долей уверенности предложить, что факторы, дестабилизирующие семью и повышающие степень риска, могут быть в значительной степени нейтрализованы структурами социальной поддержки и социально-психологической помощи, частными и добровольными инициативами, направленными на развитие ребенка, активизацию ресурсов семьи и социального окружения.

4. Эмпирическое исследование стилей семейного воспитания в семьях с обычными детьми и в семьях с нетипичными детьми.

а)  Цели, задачи, методики и выборка

Цель нашего эмпирического исследования: изучить и проанализировать стиль воспитания в семьях с обычными детьми и в семьях с нетипичными детьми. Для проверки выдвинутой гипотезы необходимо  решить следующие задачи:

Изучить особенности семей с нетипичными детьми.

Определить стили отношений родителей к нетипичному ребенку.

Сравнить стили и особенности  воспитания  в семьях с обычными детьми (контрольная группа) и в семьях с нетипичными детьми.

В данной работе исследуются семьи с детьми-инвалидами, родители которых заинтересованы и предпринимают меры для скорейшей и полной реабилитации своего ребенка, а также его гармоничном развитии, не смотря на сложность протекания заболевания.

Для реализации поставленных задач  использовался метод тестирования.

Для исследования типа родительского отношения использована Методика диагностики родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин), методика на стратегии семейного воспитания С. Степанова и проективные методики: для изучения особенностей восприятия ребенком семьи «Моя семья», для изучения особенностей восприятия родителями своего ребенка «Мой ребенок».

б) Испытуемые.

В исследовании приняли участие 50 человек; 25 женщин в возрасте от 23 до 45 лет (средний возраст 31 год), имеющие нетипичных детей 6-10 лет с диагнозами: ДЦП-6 детей, аутизм-3,болезнь Дауна-2, ВПС-2,общие заболевания-5,ЗПРР и ЗПМР-7 человек. 5 респондентов имеют среднее образование, 8 среднее специальное,12 высшее; контрольная группа -25 женщин  в возрасте от 25 до 46 лет (средний возраст 32 года), имеющие обычных детей 6-10 лет. 10 респондентов   имеют среднее  специальное образование, 15 человек  высшее;

в) Методики и процедуры.

1. Методика диагностики родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин[18]).

Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.

Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

2.  Методика «Стратегии семейного воспитания» С. Степанова.[19] 

Методика представляет собой тест-опросник, состоящий из 10 вопросов на которые имеются 4 варианта ответа. Родителям предлагается самим оценить свою собственную стратегию семейного воспитания. Их 4-х вариантов ответа родитель выбирает самый предпочтительный для него. Результаты заносятся в таблицу. Чем больше преобладание одного из типов ответов, тем более выражен в семье определенный стиль воспитания.

Ключ к обработке результатов теста см.в приложении 3.

Ход исследования

Опрос родителей проводился индивидуально. Каждая мама получала тестовые материалы, содержащие инструкции, опросники и бланки ответов.

 г) Результаты исследования, обсуждение результатов, выводы.

Результаты исследования стиля отношения к ребенку

(по Варга-Столину.)

Результаты психологической диагностики, проведенной для определения стиля отношения к ребенку в семьях с нетипичными детьми, в семьях с обычными детьми  представлены в таблицах 1 и 2 (см.приложение 3).

Диаграмма 1.

Показатели высоких баллов значений процентильных рангов шкал теста-опросника родительского отношения

А.Я. Варга-В.В. Столина

 (по результатам тестирования родителей нетипичных детей)

Шкалы:

ПР-«Принятие-отвержение»

КП-«Коооперация»

СБ-«Сибиоз»

ГСЦ-«Авторитарная гиперсоциализация»

ИНФ-«Инфантилизация, «маленький неудачник»

В диаграмме представлены результаты исследований семей с нетипичными детьми по всем шкалам. В анализе полученных данных учитываются только показатели высоких баллов.

Показатели средних значений в выборках безусловно важны для интерпретации общих результатов. Анализируя их, получаем следующие выводы: в семьях с нетипичными детьми высокие значения средних баллов, а именно 60% по шкале «принятие –отвержение» означает то что, преобладающее большинство матерей испытывает к своему ребенку смешанные чувства, тогда как в этих же семьях процент принятия детей больше, чем в семьях с обычными детьми. Средний балл по шкале «кооперация» (32%), может означать то, что некоторые испытуемые в данной группе все-таки не всегда проявляют интерес к заботам ребенка.84% -показатель средних значений по шкале «симбиоз», говорит о том, что подавляющее большинство матерей, тревожатся за здоровье своего ребенка и как следствие этого, проявляют к нему чрезмерную опеку. 48% опрошенных матерей из нетипичных семей  получили средний балл по шкале «авторитарная гиперсоциализация». Это означает, что все таки большинство родителей этой группы придерживаются авторитарных методов воспитания, то есть тенденция все таки прослеживается, но она не превалирует, так как высокий балл по этой же шкале, в этой же группе значительно ниже, чем в группе родителей из семьей с обычными детьми. По шкале «маленький неудачник» средний показатель составляет 48%,такое же количество опрашиваемых имеют низкий балл по этой шкале. Из этого следует, что получившие средний балл по этой шкале, считают иногда своего ребенка неудачником и не верят в его силы.

Таким образом, исходя из анализа показателей по набранным средним баллам в выборке матерей нетипичных детей, получаем следующие результаты: средние баллы по всем шкалам, кроме шкалы «кооперация» в данной выборке имеют наибольшее количество опрашиваемых.

Диаграмма 2.

Показатели высоких баллов значений процентильных рангов шкал теста-опросника родительского отношения

 А.Я. Варга-В.В. Столина

 (по результатам тестирования родителей обычных детей)

В диаграмме представлены результаты исследований семей с обычными детьми по всем шкалам. В анализе полученных данных учитываются только показатели высоких баллов.

88% -средний балл по шкале «принятие – отвержение» означает то что, абсолютное большинство матерей этой группы испытывает к своему ребенку смешанные чувства. Этот показатель значительно выше, чем в выборке матерей нетипичных детей. Высокий показатель средних значений по шкале «кооперация» 56%, указывает на то, что большинство родителей не всегда принимают участие в жизни своего ребенка. По шкале «симбиоз» количество набравших средний балл составляет 88%.Этот показатель указывает на то, что матери в большинстве случаев проявляют чрезмерную опеку и заботу о своем ребенке, считая его маленьким и беззащитным.68% опрашиваемых, в некоторых случаях, считают своего ребенка «маленьким неудачником», что подтверждается высокими средними результатами по это шкале. Исходя из этого, подводим итог: высокие средние значения в выборке матерей имеющих обычных детей преобладают во всех шкалах, кроме шкалы «авторитарная социализация».

Таблица 1.

Стили отношений к ребенку в семьях с нетипичными детьми и в семьях с обычными детьми.

Критерий оценки

Семьи с нетипичными детьми, %

Семьи с обычными детьми, %

«Принятие-отвержение»

Высокий  балл

16

4

Средний балл

60

88

Низкий балл

24

8

«Кооперация»

Высокий  балл

68

44

Средний балл

32

56

Низкий балл

0

0

«Симбиоз»

Высокий  балл

16

12

Средний балл

84

88

Низкий балл

0

0

«Авторитарная гиперсоциализация»

Высокий  балл

28

64

Средний балл

48

32

Низкий балл

24

4

«Маленький неудачник»

Высокий  балл

4

16

Средний балл

48

68

Низкий балл

48

16

В семьях с нетипичными детьми процент принятия ребенка выше (16%), чем в семьях с обычными детьми (4%). Это говорит о том, что родители нетипичных детей принимают своего ребенка таким, каким он есть, уважают и признают его индивидуальность, интересы, проводят с ним достаточно много времени. В тоже время значение шкалы «отвержение» также выше в семьях с нетипичными детьми (24%). Если в особых семьях высокие показали по этой шкале можно объяснить сложностью протекания заболевания, то в обычных семьях (8%) эти цифры говорят о том, что некоторое количество матерей испытывают к своим детям отрицательные эмоции, считают своего ребенка неудачником, низко оценивают его способности, не имея на это серьезных оснований.

По шкале «кооперация» родители нетипичных детей набрали больше высоких баллов (68%), что является признаком того, что взрослые проявляют искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивают способности своих детей, поощряют самостоятельность и стараются быть с ними на равных. Низкие баллы отсутствуют у той и у другой группы респондентов.

Однако у значительного количества  испытуемых той и другой группы дистанция в общении с ребенком слишком мала. Эти матери ощущают себя с ребенком единым целым, стремятся удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Они постоянно ощущают тревогу за ребенка, ребенок кажется им больным и неполноценным у одних и  маленьким и беззащитным у других. Это может объясняться небольшим возрастом детей (6-10 лет), а может быть связано и с повышенной личностной тревожностью самих матерей.

Значительной части семей с обычными детьми (64%) свойственен авторитарный стиль воспитания: строгая дисциплина, безоговорочное послушание. Такие родители стараются навязать ребенку свою волю, не в состоянии понять точку зрения ребенка. Они пристально следят за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами. Тогда как этот же показатель в семьях с нетипичными детьми значительно ниже (28%). Но и доля матерей реализующих попустительский стиль взаимоотношений в процентном эквиваленте больше среди семей с особыми детьми. Это объясняется тем что, родители обычных детей, как правило заняты работой, зарабатыванием денег и мало времени проводят в кругу семьи, с ребенком. Тогда как у родители особых детей «неработающие» и имеют возможность все свое свободное время посвящать ребенку. Что касается показателя попустительского отношения в семьях с нетипичными детьми, то это, скорее всего, связано с неустроенностью личной жизни матерей, поскольку возникающие трудности с ребенком, особенно на первых этапах жизни «отпугивает» мужчин и как правило, среди семей с детьми-инвалидами процент полных семей очень мал.

84% испытуемых родителей с обычными детьми  набрали высокие и средние показатели по шкале «инфантилизация». Тогда как в семьях с нетипичными детьми этот показатель составляет 52%.Это говорит о том, что абсолютное большинство родителей обычных детей и половина с нетипичными видят своего ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом, приписывают детям личную и социальную несостоятельность. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка не воспринимаются всерьез. Ребенок кажется родителям не приспособленным, открытым для дурных влияний. Возможно, именно поэтому большой процент матерей предпочитают жестко контролировать своих детей. Достаточно большое количество родителей (48%) особых детей все -таки верят в своего ребенка и все неудачи в его жизни считают случайными, тогда как в семьях с обычными детьми этот показатель очень низкий.

Результаты исследования стратегии семейного воспитания (по Степанову).

Результаты психологической диагностики стратегий семейного воспитания в семьях с нетипичными детьми и в семьях с обычными детьми, представлены в таблицах 3 и 4 ( см. приложение 3).

В результате полученных данных можно сделать следующие выводы:

Авторитарного стиля воспитания придерживаются 36% семей с обычными детьми, тогда как в семьях с нетипичными детьми эта цифра составляет всего 12%.

Авторитетный стиль присутствует у 40% семей с обычными детьми и у 84% родителей нетипичных детей, что подтверждает нашу гипотезу.

Либеральный стиль у 16% обычных семей и 4% родителей нетипичных детей.

Попустительский у 8% семей с обычным ребенком и 0% с нетипичным.

В семьях с обычными детьми 16% родителей имеют смешанные стили воспитания (либерально-индифферентный, авторитетно-авторитарный, авторитарно-либерально-индифферентный, авторитетно-либеральный), тогда как в семьях с нетипичными детьми такой показатель отсутствует.

Диаграмма 3.

Результаты исследования стилей родительского воспитания в семьях с нетипичными детьми (по опроснику С.Степанова).

Авторитетный стиль (84%)

Либеральный стиль (4%)

Попустительский стиль (0%)

Авторитарный стиль (12%)

       Попустительский стиль воспитания отсутствует в семьях с нетипичными детьми (данной выборки) в силу того, что, во-первых, мы имеем дело с активной частью родителей и во-вторых, уровень контроля, опеки и внимания несомненно выше в семьях с хронически больным ребенком

_

Диаграмма 4.

Результаты исследования стилей родительского воспитания в семьях с

обычными детьми (по опроснику С.Степанова).

Авторитетный стиль (40%)

Либеральный стиль (16%)

Попустительский стиль (8%)

Авторитарный стиль (36%)

На основании полученных данных по методике Варга-Столин и методике С.Степанова нами был проведен внутривыборочный корреляционный анализ .

Корреляционный анализ результатов исследования выборки матерей с нетипичными детьми.

ПР

КП

СБ

ГСЦ

ИНФ

АВТТ

АВРН

ЛБР

ИНД

ПР

1

КП

-0, 046

1

СБ

-0, 036

0,66568

1

ГСЦ

0, 4386

0,07461

0,1945

1

ИНФ

0, 6906

-0,1773

0,0828

0,26934

1

АВТТ

-0,027

0,34046

0,0364

-0,2887

-0,1459

1

АВРН

0, 0974

-0,3954

-0,174

0,26814

0,26589

-0,8047

1

ЛБР

-0,071

-0,1259

-0,019

-0,1667

-0,1566

-0,2142

-0,2290

1

ИНДФ

0, 0103

0,28825

0,3712

0,34929

0,17105

-0,1575

-0,1699

-0,1294

1

В результате вывлены следующие корреляционные плеяды:

Корреляционный анализ показывает сильную прямую связь между шкалами «принятие-отвержение» и «инфантилизация», «кооперация» и «симбиоз», также обратную сильную связь по шкалам «авторитарный» и «авторитетный», слабые связи по шкалам означают наличие тенденции в корреляции.

Корреляционный анализ результатов исследования выборки матерей с обычными детьми.

ПР

КП

СБ

ГСЦ

ИНФ

АВТТ

АВРН

ЛБР

ИНД

ПР

1

КП

0, 0264

1

СБ

0, 3213

0,5563

1

ГСЦ

0, 0451

-0,0367

0,1723

1

ИНФ

-0, 694

-0,2589

-0,3456

0,76934

1

АВТТ

0,0678

0,1756

0,0115

-0,1453

-0,2459

1

АВРН

0, 0152

0,4657

-0,1371

0,1567

0,11579

-0,1254

1

ЛБР

0,2956

-0, 2892

0, 7843

0, 1221

0,1345

0, 0127

0,2312

1

ИНДФ

0, 0546

-0.1345

0,3712

0,34929

0,0789

0,0324

0,2699

0,1351

1

В результате вывлены следующие корреляционные плеяды:

В результате корреляционного анализа выявлены сильные прямые связи по шкалам: «симбиоз» и «либеральный», «гиперсоциализация» и «инфантилизация», «гиперсоциализация» и «индифферентный» а также сильная обратная связь по шкалам «принятие» и «инфантилизация», остальные имеющиеся связи рассматриваются как тенденция.

3. Методика «Рисунок семьи».

Данная методика доступна и удобна в применении в условиях психологического консультирования, обладает значимостью с точки зрения выбора тактики деятельности психолога-консультанта по психологической коррекции нарушений межличностных отношений, так как дает представление о субъективной оценке ребенком своей семьи, своего места в ней, о его отношениях с другими членами семьи. Цель применения данной проективной методики: выявление особенностей детско-родительских отношений. Задачи в рамках нашей работы: на основе выполнения изображения  оценить особенности восприятия и переживаний ребенком отношений в семье.

Испытуемые: 25 человек -нетипичные дети (11 девочек и 14 мальчиков), 25 человек -обычные дети (18 девочек и 7 мальчиков).

Каждый тест выполняют на отдельном листе нелинованной бумаги, горизонтально. Желательно использовать лист формата А4 (21 х 30 см), но допустим и меньший формат. Если в дальнейшем обследуемый его поворачивает, то ему в этом не препятствуют.

Проведение тестирования. Лист бумаги кладут перед обследуемым горизонтально.  

Инструкция: «Нарисуй свою семью». При индивидуальном обследовании время выполнения задания обычно длится 30 минут.

При индивидуальном тестировании отмечалось в протоколе следующее:

а) последовательность рисования деталей;

б) паузы более 15 секунд;

в) стирание деталей;

г) спонтанные комментарии ребенка;

д) эмоциональные реакции и их связь с изображаемым содержанием.

После выполнения задания каждому ребенку задавались дополнительные вопросы по рисунку:

1. Скажи, кто тут нарисован?

2. Где они находятся?

3. Что они делают?

Во время обработки теста учитывался ряд параметров (см.приложение 3).

Сравнительный анализ детско-родительских отношений по результатам использования проективной методики «Моя семья».

В сюжете рисунков, дети двух групп изображают себя, в большинстве случаев, в стороне от родителей. Но в пяти рисунках обычных детей, семья идентифицируется с самим ребенком без других членов семьи. Держатся за руку: нетипичные дети-8 человек, обычные-3 человека. Все это говорит о некой отчужденности ребенка во многих обычных семьях. Также в рисунках обеих групп отмечено изображение других семей (например, семья деревьев, семья кошек или семья друга). В большинстве рисунков детей с ограниченными возможностями изображаются родственники (см.приложение 3).

В большинстве  рисунков нетипичных детей отмечена явная непропорциональность размеров и линий изображений (либо ребенок рисует себя больше всех, либо наравне со всеми, либо все размеры не пропорциональны). Это обусловлено тем, во-первых: некоторые испытуемые имеют интеллектуальные отклонения в развитии и во-вторых, уровень самооценки нетипичных детей выше, чем уровень самооценки обычных школьников, а также непропорциональность изображений свидетельствует о наличии тревожности. Доказательство тому, обычные дети (24 человека) нарисовали себя значительно ниже всех остальных членов своей семьи, включая и младших детей.

Количество используемых цветов в среднем больше в рисунках нетипичных детей, но преобладание ярких цветов больше в рисунках детей из обычных семей (например: черный цвет использовался в 20 рисунках нетипичных детей и в 6 рисунках обычных детей, серый 15 и 5 , синий-15 и 10 соответственно).

В технических характеристиках рисунков обычных детей отмечена центрированность, тогда как нетипичные дети в большинстве изображали семью в правом нижнем углу листа.

Одежда изображаемых обычными детьми отличается явной подчеркнутостью, много аксессуаров и элементов одежды, тогда как нетипичные дети,  как правил, изображают традиционный минимум.

Явные показатели тревожности присутствуют в рисунках обеих групп: непропорциональность, темные тона и приукрашивание в рисунках нетипичных детей и, напротив, частые исправления, подкрепления, критичность в рисунках детей из обычных семей.

Наличие сильной штриховки, маленькие размеры часто свидетельствуют о неблагоприятном физическом состоянии ребенка, степени напряженности, скованности и т.п . Все это присутствует в рисунках нетипичных детей. Тогда как большие размеры, применения ярких цветовых оттенков часто говорят об обратном: хорошем расположении духа, раскованности, отсутствии напряженности и утомления, это преобладает в рисунках обычных детей. С другой стороны, количество девочек среди испытуемых обычных детей на 7 человек больше, чем количество девочек в группе нетипичных детей. Девочки, как правило, пользуются яркими цветами намного чаще, чем мальчики.

Также было отмечено, что во время выполнения предложенного задания некоторые обычные дети неоднократно просили повторить инструкцию, часто переспрашивали «что рисовать?»,нервничали, если что-то не получалось, тогда как нетипичные дети четко выполняли задачу. Нами отмечено, что по скорости выполнения задания обычные дети опережают нетипичных, но нетипичные дети в свою очередь меньше стирали и исправляли свой рисунок, а также меньше выдерживали паузы.

По ходу работы детям обеих групп задавались вопросы («Скажи, кто нарисован? Где они находятся? Что они делают?»).Варианты ответов нетипичных детей были односложны и конкретны. Например: «дома.» или «на улице.» В группе обычных детей давались несколько пространные ответы, подчас, не имеющие отношение к рисунку. Например: «мы пошли гулять», «мы в зоопарке» или «нигде».

По результатам сравнительного анализа делаем выводы: отмечена явная разница в рисунках детей данных групп. Существуют различия в детализации рисунка, использовании цветов. В рисунках обычных детей подчеркиваются отдельные детали, больше штриховки, подкрепление рисунка, большее количество аксессуаров, исправлений, тогда как в рисунках нетипичных детей преобладают темные цвета. Это свидетельствует о том, что нетипичные дети имеют недостатки физического здоровья, а обычные -высокую степень тревожности. Учитывая то, что в группе нетипичных детей девочек на 7 человек меньше, чем в группе обычных детей, показатель благополучия внутрисемейных отношений в нетипичных семьях выше, чем в обычных (изображаемые члены семьи держаться за руки, во многих рисунках изображаются родственники).Также среди рисунков детей из обычных семей большее количество рисунков, где изображена чужая семья или вымышленные персонажи.

г)  Проективная методика «Мой ребенок» .

Групповое тестирование. Испытуемые: 25 человек - матери нетипичных детей, 25 человек (контрольная группа) -матери обычных детей.

Цель: выявление характера отношения матерей к своим детям.

Проведение тестирования. Лист бумаги кладут перед обследуемыми вертикально. Инструкция: «Нарисуйте своего ребенка так, как считаете нужным».

Параметры обработки теста см в приложении 3.

Сравнительный анализ детско-родительских отношений по результатам использования проективной методики «Мой ребенок».

По результатам сравнения стилевых особенностей изображения, матери обычных детей изображают ребенка более реалистично, нежели матери нетипичных детей. В рисунках матерей нетипичных детей присутствуют символистические, схематические и смешанные (неопределенные) стили изображения.

По расположению рисунка на листе можно сделать следующие выводы: большинство обычных матерей изображают своих детей в нижних зонах листа бумаги, тогда как матери нетипичных детей в верхних зонах. Процент центрирования рисунка очень низок в той и в другой группе. Следовательно, матери обычных детей в большинстве случаев недооценивают своего ребенка, а матери нетипичных превозносят, культивируют свое чадо (см.приложение 3).

По виду изображения (ракурсу) явной разницы не выявлено, практически все родители изобразили своих детей в ракурсе -вид спереди.

Также не отмечено значимой разницы в изображении фигуры (тела) в целом.

Анализируя изображения лиц детей, нарисованных матерями обеих групп, делаем следующие выводы: в изображении лиц детей обычных матерей преобладает схематичность, условность изображений, тогда как в исследуемой группе матерей преобладает акцентирование на отдельных деталях, подчеркивание, затемнение и штриховка, приукрашивание (ресницы, волосы, брови, губы). Матери обычных детей в большинстве случаев изображают своего ребенка широко улыбающегося, тогда как в группе  матерей с нетипичными детьми улыбка ребенка только обозначена или ее вовсе нет. Все это является признаками тревожности, неуверенности за судьбу своего ребенка у матерей нетипичных детей.

Количество используемых в цветов двух группах изображений примерно одинаковое, но в отличие от своих детей, обычные матери использовали больше темных цветов (черный 19 раз, серый-14), тогда как в рисунках нетипичных детей использовались в основном яркие цвета (черный-8 раз, серый-10).

По сюжету рисунков большинство матерей обеих групп изображали своих детей стоящими. В группе рисунков обычных матерей также присутствовали изображения, где дети занимаются каким-нибудь делом, то есть нарисовано действие (бегают, прыгают на скакалке, играют в игрушки).

По результатам сравнительного анализа можно сделать следующие выводы: матери нетипичных детей изображают своего ребенка менее реалистично, приукрашивая детали, при этом используют больше темных оттенков в изображении, в рисунках отмечено больше детализации и акцентирования, непропорциональности изображения, а также отсутствие признаков эмоциональности в изображении ребенка. Тогда как, матери обычных детей изображают своего ребенка улыбчивым, в действии, в рисунках преобладают яркие цвета. Анализ технических характеристик показал, что в обычных семьях недооценивают своего ребенка, считают его «маленьким неудачником», не верят в его силы, так как мамы этих детей в большинстве случаев изображают ребенка в нижней части листа бумаги. В рисунках обеих групп матерей преобладает штриховка, это говорит о высокой степени тревожности матерей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате эмпирического  изучения стилей родительского воспитания, мы пришли к выводу, что большая часть родителей обычных детей практикуют авторитарный стиль отношений «родитель-ребенок». Это можно объяснить чрезмерной занятостью родителей, материальным и личным неблагополучием, а также национально-историческими  особенностями семей (метод «кнута и пряника»). Как следствие авторитаризма, диктата в семье - неуверенные в себе дети, с низкой успеваемостью и самооценкой. Подтверждение этому тот факт, что среди 25 человек обычных детей из контрольной группы (учащихся 1-4 классов гимназии №58 г. Саратова), отличников нет.

         В основе психолого-педагогического подхода к проблемам нетипичного ребенка лежит концепция развития детей с ограниченными возможностями и представления об особенностях их социального становления, разработанная Л.С. Выготским. Исходя из этого, нами были изучены особенности семей  с нетипичными детьми.

В своей работе мы исследовали семьи с нетипичными детьми, родители которых занимают достаточно активную позицию в обществе. Это те люди, для которых болезнь ребенка не стала приговором, те люди, которые не утратили оптимизма и надежды на будущее рядом со своим ребенком. Именно они живут полноценной жизнью, не считая себя жертвой обстоятельств, не культивируя болезнь и не отдавая себя на заклание жизненной ситуации.

Нами были выбраны 2 методики (тесты) на стили родительского отношения и воспитания и 2 проективных методики, выявляющие особенности детско-родительских отношений.

Исследование по методике диагностики родительского отношения (А.Я Варга- В.В Столин) показало, в семьях с нетипичными детьми преобладает кооперация, тогда как в семьях с нетипичными -авторитарная гиперсоциализация. Также, процент матерей, принимающих своих детей такими как они есть, больше в семьях с нетипичными детьми. В сравнении с нетипичными, большее количество обычных матерей склонны считать своего ребенка маленьким неудачником, а также ниже и процент принятия детей в данной выборке.

В исследовании стилей родительского воспитания (по С.Степанову), нами были получены следующие результаты: значительное количество родителей нетипичных детей придерживаются авторитетного стиля воспитания, тогда как в обычных семьях преобладает авторитетный и авторитарный стиль. Необходимо также отметить, что среди родителей обычных детей существуют те, которые придерживаются в воспитании попустительского стиля, в выборке матерей с нетипичными детьми такая категория родителей отсутствует.

Исследование особенностей родительско-детских отношений (методика «Рисунок семьи»), показало, что дети из нетипичных семей имеют большую эмоциональную связь с родителями и семьей в целом, уровень тревожности у детей данной выборки значительно ниже, чем в выборке обычных детей.

Сравнительный анализ детско-родительских отношений, посредством методики «Мой ребенок», показал, что матери нетипичных детей, испытывая каждодневный стресс, связанный с болезнью ребенка, пытаются завуалировать его состояние, приукрашивая его, изображая его менее реалистично. Подтверждением тому служит тот факт, что в реальности, в большинстве случаев, нетипичного ребенка матери данной выборки стараются нарядить в более яркую одежду, с большим количеством аксессуаров. Это свидетельствует не только о том, что матери этой группы имеют высокий уровень тревожности, но и о том, что нетипичным детям оказывается больше внимания со стороны родителей, нежели детям из обычных семей. Необходимо также отметить, что подавляющее количество матерей нетипичных детей верят в своего ребенка, считая его полноправным членом общества, поднимая тем самым его самооценку и вселяя в него уверенность в собственные силы.

Таким образом, нами было установлено, что в семьях с нетипичными детьми преобладает авторитетный стиль отношений, родители живут интересами ребенка, проявляя желание быть ему старшим товарищем, другом. Это объясняется заинтересованностью родителей если не в полном восстановлении здоровья своих детей, то в их максимальной реабилитации. Однако в некоторых семьях преобладают элементы авторитаризма, что обусловлено высокой степенью контроля над больным ребенком. Также, в семьях с нетипичными детьми существуют более оптимальные условия для полноценной реабилитации и гармоничного развития ребенка, тогда как в обычных семьях высокий уровень авторитаризма, являющийся  частью деструктивных отношений, не дает возможности для формирования полноценной гармонично развитой личности.

С одной стороны радует тот факт, что не только позиция родителей, но и политика нашего государства, разработанные в этой связи программы поддержки детей-инвалидов и их семей, а также работа государственных учреждений реабилитации дают положительные  результаты. Но с другой стороны огорчает то, что обычные дети в наше время, являются ущербными по своей сути, так как родители заняты в основном добыванием средств существования, забывая о ребенке. Неуверенность в завтрашнем дне является основной причиной показателя уровня тревожности в обеих группах родителей. Политика государства сегодня в отношении обычных детей не имеет четкой положительной  направленности. Это касается систем здравоохранения, образования и поддержки семьи в целом. В настоящее время единая линия государства и общества по отношению к формированию мировоззрения у детей распалась. В современном обществе большую ценность приобретают не только научные, но и эстетические, нравственные и религиозные аспекты мировоззрения. Вместе с тем можно констатировать мировоззренческий хаос. В настоящий момент система взглядов и отношений к окружающему миру у детей формируется чаще всего стихийно. Поэтому основная роль воспитания, в сегодняшних условиях, возможно, единственная, ложится на плечи семьи.



[1]Шеффер Ч., Кэрри Л. Игровая семейная психотерапия. Спб.: Питер, 2000 ,с.-4.

[2]Ярская-Смирнова Е.Р. Семья нетипичного ребенка. Социокультурные аспекты. Саратов: СГУ, 1996. с.23-24.

[3]Бодалев А.А., Столин В.В. (ред.) Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А.А.

4Смирнова Е.О., Быкова М.В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения. Вопросы психологии. 2000. N 3. с. 14–23.

[5]Мухина В. С. Таинство детства: В 2 т. Екатеринбург, 2004, с. 87-88

[6]Лисина М.И. Влияние отношений с близкими взрослыми на развитие ребенка раннего возраста. Вопросы психологии. – 1997.с. 117–124.

[7]Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка./Под редакцией Рузской А.Г. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: 1ШО «МОДЭК», 1997. с. 24-25

[8]Петровский В.А., Полевая М.В. Отчуждение как феномен детско-родительских отношений. Вопросы психологии. 2001. N 1. С. 19–26.

[9]Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. СПб.: Союз, 1998, с.123-125.

[10]Усова  А.В.  Влияние  родителей  на  становление  социальной  активности ребенка 6-7 лет.: Дис. … канд. псих. наук. – М., 1996. – 181 с.,С.57-58

[11]Ткачева В. В. Психологическое изучение семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. М.: УМК «Психология»; Московский психолого-социальный институт, 2004. с.41-43.

[12]Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами вразвитии. СПб., 2001,с.231-232

[13]Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. М., 1997,с.342-345

[14]Материалы конф., 24-27 мая 2003 г. -  Работа с родителями детей-инвалидов. Корельская Н.Г.  - Адаптивная физическая культура. - 2000. - N 1-2. - С. 41-43.

[15]Никишина В.Б. Системный подход как основание построения стратегии психореабилитационной работы с детьми с нарушениями в развитии. Мир психологии, 2004. № 2. с.27-28.

[16]Ткачева В.В. К вопросу о создании системы психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии // Дефектология 1999. N3. с.30-36.

[17]Мамайчук И.И., Мартынов В.Л., Пятакова Г.В. Социально-психологическое исследование семьи больных ДЦП и психокоррекционная работа с родителями: Психологические исследования в практике врачебно-трудовой экспертизы и социально-трудовой реабилитации. — М., 1989.С.134

[18] Райгородский Д.Я. Практическая диагностика. Методы и тесты., 1998.,с.345-346.

[19] Стратегии семейного воспитания. Журнал «Школьный психолог» № 8,2000,с.21-22.