Агрессивность. Где истоки и в чем выход?

 

Агрессивностью принято называть целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому человеку. Те или иные проявления агрессии замечаютсяпрактически у всех детей. Но у некоторых агрессивность может закрепиться как устойчивая черта поведения и как качество личности. Так что надо правильно относиться к поведению агрессивного ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл agressivnost.docx16.32 КБ

Предварительный просмотр:

                                                

КАКОГО РЕБЕНКА МОЖНО НАЗВАТЬ АГРЕССИВНЫМ?

Чтобы ответить на этот вопрос, надо знать

-на кого он нападает (на более  младшего, слабого – могут быть и другие варианты);

-как часто он это делает.

-нападает он первым или нет, в каких обстоятельствах это делает и провоцирует ли его кто – то в этот момент.

Надо заметить, что четких критериев, какое поведение считать агрессивным, пожалуй нет. Родители мальчика, например, часто оправдывают такое поведение, которое для девочек считается неприемлемым. И все же практически в каждом детском коллективе выделяются постоянные агрессоры и те, у кого такие вспышки бывают гораздо реже.

КАКИЕ ЧЕРТЫ СВОЙСТВЕННЫ АГРЕССИВНЫМ ДЕТЯМ?

-Они часто перекладывают на других свою вину за вспыхнувший инцидент («он мешал мне играть», «не хотел давать игрушку»)

-В окружающих они видят постоянную угрозу нападения или обиды.

-Чаще испытывают негативные эмоции.

-Они фиксированы на себе, других людей воспринимают как обстоятельства, мешающие их жизни, не стремятся понимать чувства других.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ ВЗРОСЛОМУ, ЕСЛИ ОН СТАЛ

                        СВИДЕТЕЛЕМ АГРЕССТВНОЙ СТЫЧКИ.

Вмешиваться ли еще до прямых физических действий со стороны нападающего? Разумеется, надо доверять возможностям детей самим решать спорные вопросы. Но если вы видите угрозу перехода к физическому нападению, все – таки нужно вмешаться. Отвлечь агрессора (предложить другое занятие или предмет, на который можно излить свой гнев). Если отвлечь уже невозможно, установить на его пути физическое препятствие: отвести угрожающую руку ребенка или удержать его за плечи с резким «Нельзя!». Если взрослый находится поодаль – остановить его окликом.

Объяснения, почему «нельзя», не должны быть долгими, иначе они неэффективны. Такой ребенок вряд ли будет понимать вашу аргументацию, а скорее  всего просто не услышит вас.

Что делать, если агрессивное нападение уже свершилось? Даже если не удалось остановить ребенка, дать ему понять, что такое поведение неприемлемо. Больше уделить внимание обиженному, нападавшему – негативное, причем краткое внимание. При этом помнить, что в «мирное время» и он должен получать ваше достаточное позитивное внимание. Принуждать к извинениям в этот момент не стоит – настоящей вины и раскаяния маленький агрессор все равно не чувствует.

Должен ли взрослый обещать агрессору те же неприятности, которые тот причинил своей жертве?

Побуждать ли к ответным действиям обиженных детей? Если да, то ситуация легко может выйти из – под контроля – взрослый сам показывает , что физические действия – допустимый способ разрешения конфликта.

Стоит заранее обдумать варианты своих действий в подобных ситуациях, в острые моменты на это просто нет времени. Какие это могут быть варианты? Во – первых, отослать агрессора в специальный угол – место, где нападавший может поостыть; во – вторых, лишить игрушки или какой – то привелегии. Тяжесть лишения должна следовать сразу же за происшедшим. Иначе ребенок вместо вины будет чувствовать себя несправедливо ущемленным, а это вовсе не удержит его от дальнейших агрессивных действий.

Агрессивный ребенок нуждается прежде всего не в усмирении любой ценой, а в понимании его проблем и в помощи взрослого.