материалы для родителей

Дребизова Любовь Николаевна

Предварительный просмотр:

Адаптация к детскому саду, что это?».

Ваш малыш подрос, и настала пора посещать детский сад. Для него очень сложно понять, почему мама отдает его в неизвестное место, почему она уходит, а не остается вместе с ним. И вы тревожитесь о том, будет ли он болеть, капризничать, расстраиваться при расставании.

Адаптационный период – один из ответственных моментов в жизни ребенка. Ребенку предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. А это совсем не просто. Ранее сформированные динамические стереотипы, иммунная система, физиологические процессы подвергаются некоторым преобразованиям. Возникает необходимость преодоления психологических преград. От того, как он пройдет, зависит формирование основных базисных новообразований этого возраста. Всем известно, что поступление ребенка в дошкольное учреждение затрагивает все сферы его жизни. Это, прежде всего, разлука со значимыми близкими, изменение привычного образа жизни, новый статус. Ситуация усугубляется незрелостью нервной системы малыша и отсутствием опыта. Ребенок вынужден не только адаптироваться к новым условиям жизни, но и учиться взаимодействовать с незнакомыми взрослыми и сверстниками. Отдавая ребенка в детский сад, вы должны понимать, что для него это, в первую очередь, большое испытание, с которым одному ему, возможно, справиться будет не по силам. Вы должны знать и не пугаться того, что привыкание к новым условиям проходит не у всех детей одинаково. Одни дети хорошо себя чувствуют уже на 3-4-й день и привыкают к новым условиям жизни без изменений психического состояния и поведения. У других период адаптации длится месяц, а иногда и более. И, конечно, привыкая к новым условиям, малыши плачут. Плач - эмоциональная разрядка, по-другому они пока не научились снимать нервное напряжение.

Дети одного и того же возраста по-разному адаптируются в зависимости от индивидуально-типологических особенностей их высшей нервной деятельности. Некоторые в первые дни кричат при расставании с родителями, отказываются есть, спать, протестуют против каждого предложения воспитателя, но через 2-3 дня втягиваются в режим и хорошо себя чувствуют. Другие, наоборот, в первые дни спокойны, без возражений выполняют предложения воспитателя, а в последующие дни начинают плакать, длительное время плохо едят, не играют и с трудом привыкают к детскому саду.

Течение адаптационного периода зависит от наличия или отсутствия предшествующей тренировки нервной системы в приспособлении к меняющимся условиям. Дети, которые до поступления в детское учреждение общались со многими взрослыми и детьми, получали разнообразные впечатления, жили в разных условиях, легче адаптируются.

В адаптационный период может начаться эмоциональный спад и поведенческие изменения: появляется апатия, усталость, раздражительность, эмоциональное истощение, лень, может испортиться аппетит, нарушится сон. Родителям следует с пониманием относиться к подобным сложностям – они исчезнут, как только ребенок адаптируется к детскому саду.

Жизнь наших детей насыщенна. Им приходится сталкиваться и с радостными моментами и с трудными периодами, дальнейшее разрешение которых во многом может зависеть от родителей.



Предварительный просмотр:

«Как снять эмоциональное напряжение

ребенка в период адаптации».

Что же нужно сделать, для того чтобы этот период прошел как можно мягче и безболезненнее для вашего малыша?

1.Дома к малышу следует относиться особенно бережно, старайтесь предупреждать отрицательные эмоции, не наказывайте его.

2. Ни в коем случае не ругайте ребенка за изменившееся поведение, раздражительность и если у него что-то не получается. Поддержите его или сделайте задание вместе.

3.Если есть такая возможность, в первые дни пребывания в детском саду, побудьте несколько часов с ребенком. Некоторые дети просто не выдерживают разлуки со своими родителями на целый день.

4.Больше общайтесь со своим чадом. Ему необходимы добрые слова, положительный настрой и поддержка.

5.Всегда интересуйтесь о том, как прошел очередной день в детском саду, что нового он узнал, чему научился.

6.Как можно больше играйте с ребенком. Игра – один из лучших антистрессовых приемов.



Предварительный просмотр:

«Игры дома, направленные на снятие эмоционального напряжения».

Игра «Рвакля»: приготовьте ненужные газеты, журналы и широкое ведро или корзину. Ребенок может рвать, мять и топтать бумагу, в общем, делать с ней все, что заблагорассудится, а потом бросать ее в корзину. Малышу может понравиться прыгать на куче бумажек – они отлично пружинят.

Игра «Слон у папы на спине»: ребенок лежа на животе, закрывает глаза. Взрослый водит одним или несколькими пальцами по его спинке, как бы рисуя очертания разных предметов. Если это окажется трудно, можно «пустить побегать» по его спинке разных животных, кошку, муравья, слона. Ведь походка у животных разная и движениями рук можно ее воспроизвести.

Игра «Медвежата» : ребенок превратился в маленького медвежонка. Он лежит в берлоге. Подул холодный ветер и пробрался в берлогу. Медвежонок замерз. Он сжался в маленький клубочек – греется. Стало жарко, медвежонок развернулся и зарычал.

Игра «Салют»: приготовить листы цветной бумаги, салфетки, туалетную бумагу. Ребенок выбирает для себя материал, затем в течение нескольких минут рвет его на мелкие кусочки, подготовив, таким образом, материал для салюта. После этого подбрасывает вверх свои кусочки, изображая свой салют.

Игра – «Грибник»: расставьте небольшие игрушки в произвольном порядке на небольшом расстоянии друг от друга, потом попросите ребенка собрать все предметы – «грибы» - в корзину.

Игра «Чудесные камешки»: дать ребенку два камешка и предложить ими поиграть: постучать камешками друг о друга, постучать своими камешками о камешки родителей и т.д. В следующий раз можно предложить забрасывать камешки в коробку, корзину, шляпу.

Игры в воде. Вы можете пускать мыльные пузыри, играть с губками, просто дать 2-3 баночки, - пусть малыш переливает водичку туда-сюда. Вид и звук льющейся воды действует успокаивающе.

Игра с коробками: приготовьте большие картонные коробки. Коробки не должны иметь надписей. Ребенок может их раскрашивать, конструировать разные машины и механизмы, дома или иные сооружения. Игра стимулирует воображение ребенка. Наиболее интересны для него коробки из – под столов и иной мебели. Так, например, длинная коробка, открывающаяся с одной стороны, может служить для ребенка «домом», на ее противоположном от «двери» конце можно нарисовать окна.

Игра «В прятки»: игра может начаться спонтанно. Если ребенок спрятался за стул, можно сказать: «Ой, я тебя не вижу! Где же ты?» Эти слова послужат сигналом для начала игры.



Предварительный просмотр:

«Правила поведения в процессе общения с детьми».

1.        Дайте понять вашему ребенку, что вы его принимаете таким, какой он есть. Старайтесь употреблять такие выражения: «Ты самый любимый,
«Мы любим, понимаем, надеемся на тебя», «Я тебя люблю любого,
«Какое счастье, что ты у нас есть».

2. Помните, что каждое ваше слово, мимика, жест, интонация, громкость
голоса несут ребенку сообщение о его самоценности. Стремитесь
создать у вашего ребенка высокую самооценку, подкрепляя это
словами: «Я радуюсь твоим успехам», «Ты очень многое можешь» и
только тогда ваш ребенок будет способен видеть, принимать и уважать
вас.

3. Обратите свое внимание на то, что родители, которые говорят одно, а
делают другое, со временем испытывают на себе неуважение со
стороны детей.

4. Прежде чем начать общаться с вашим ребенком, постарайтесь занять
такое положение, чтобы видеть его глаза. В большинстве случаев вам
придется садиться на корточки.

5. В общении с ребенком уделяйте большое внимание невербальному
(неречевому) общению. Так, вместо того, чтобы категорично сказать
слово «нельзя», попробуйте использовать едва заметный жест, взгляд
или мимику.

Сказать, ничего не говоря, это высочайшее искусство воспитания, которое свидетельствует об истинном и глубоком контакте между родителями и детьми.

6. Старайтесь высказывать свое отношение к поведению ребенка без
лишних объяснений и нравоучений. Выберите правильное,
своевременное обращение к нему, например: «Саша, Сашенька, сын,
сынок...». Стремитесь проявлять полную заинтересованность к ребенку
в процессе общения. Подчеркивайте это кивком, восклицаниями.
Слушая его, не отвлекайтесь. Сконцентрируйте на нем все внимание.
Представляйте ему время для высказывания, не торопите его и не
подчеркивайте своим внешним видом, что это уже вам неинтересно.

7. Не говорите своему ребенку того, чего бы вы ему на самом деле не
желали. Потому что многие из тех установок, которые они получают от
вас, в дальнейшем определяет их поведение. Сказал: «дурачок ты
мой» исправьтесь: «В тебе все прекрасно», сказал: «Уж лучше б тебя
вообще не было на свете!», исправьтесь: «Какое счастье, что ты у нас
есть»; сказал: «Бог накажет тебя», исправьтесь: «Бог любит тебя!»; вместо фразы: «Думай только о себе, не жалей никого», скажите: «Сколько отдашь столько и получишь».

8. В общении с детьми помните, что ребенок имеет право голоса в
решении какой-либо проблемы. Поэтому старайтесь советоваться с
ним, а не принимайте решение только сами, например, вместо фразы:
«Не твоего ума дело... — скажите: «Как ты думаешь, что для этого
нужно сделать? Твое мнение всем интересно».

9. Соблюдайте принцип равенства и сотрудничества с детьми.

10. Не допускайте, чтобы ваш ребенок находился наедине со своими
переживаниями. Найдите время и обратитесь к нему:

«Я вижу, что тебя что-то беспокоит», «Я вижу, что тебя кто- то огорчил», «Расскажи мне, что с тобой...»

11. Используйте разнообразные речевые формулы (прощания,

приветствия, благодарности) в общении с детьми. Не забывайте утром поприветствовать ребенка, а вечером пожелать ем «спокойной ночи». Произносите эти слова с улыбкой, доброжелательным тоном я сопровождайте их тактильным прикосновением. Обязательно, хоть за маленькую услугу, оказанную ребенком, не забывайте поблагодарить его.

12. Старайтесь адекватно реагировать на проступки детей: постарайтесь понять ребенка я выяснить, что же явилось побудительным мотивом для его действий? Спросите его о том, что произошло, попытайтесь вникнуть в его переживания; оценивайте не личность ребенка, а действие, которое он совершил. Например, ребенок разбил чашку и тут же можно услышать: «Ах ты негодяй, опять разбил чашку!» Наиболее уместным было бы такое выражение: «Сын, ты разбил чашку. Ты не порезался? Принеси мне, пожалуйста, веник я совок, я мы вместе уберем осколки». А чтобы это не повторялось, этот инцидент можно использовать как обучение, сказан ребенку: «Я думаю, чашка разбилась потому, что ты ее неправильно держал»

дайте понять ребенку, что независимо от проступка, вы к нему
относитесь положительно. Например: «Сынок, я тебя по-прежнему
люблю, но сейчас ты поступил некрасиво;

не сравнивайте ребенка с другими детьми, например: «Сынок,
посмотри, какой Миша молодец, он всегда...)

13. Старайтесь не употреблять в речи такие фразы, которые надолго остаются в сознании ребенка: «Я сейчас занят(а)...», «Сколько раз я тебе говорила!», «Вечно ты во все лезешь», «Что бы ты без меня делал», «Это надо делать не так».

14. Для того чтобы правильно организовать взаимоотношения с детьми в процессе общения, стремитесь преодолевать:

барьер занятости (вы постоянно заняты работой, домашними
делами);

барьер взрослости (вы не чувствуете переживания ребенка, не
понимаете его потребности);

барьер воспитательных традиций) (вы не учитываете изменившиеся
ситуации воспитания и уровень развития ребенка, пытаясь
продублировать педагогические воздействия собственных родителей);

барьер «дидактизма» (вы постоянно пытаетесь поучать детей).
15. Совершенствуйте коммуникативные умения ваших детей:

для развития у ребенка умения внимательно слушать, не перебивать собеседника, напоминайте ему: «Сначала послушай, что говорят другие, а потом говори сам). Используйте в этом случае пословицу: «Слово — серебро, молчание золото»;

Если ребенок забывает говорить речевые этикетные формулы (приветствия, прощания, благодарности), то косвенно напомните ему об этом, например: «На мой взгляд, ты забыл сказать что-то важное», сравните: «Сынок, поздоровайся с тетей»;

-        для развития умения устанавливать контакт с собеседником
предложите детям игровую ситуацию: «давайте говорить друг другу
комплименты;

-        для развития у детей умения общаться без слов предложите им
игры «Через стекло», «Иностранец», «Расскажи стихи руками».
Попробуйте 15 минут общаться при помощи мимики и жестов;
для развития умения понимать настроение и чувства другого
предложите ребенку понаблюдать за кем-либо из родственников,
например: «Посмотри внимательно на маму. Как ты думаешь, какое у
нее настроение? (Грустное.) давай придумаем, как ее можно
развеселить>. Предложите детям игры «На что похоже настроение?»,
«Нарисуй свой страх и победи его»;

-        для развития у детей чувства эмпатии (сопереживания) используйте
сюжеты сказок. Попытайтесь узнать у детей:

сказка это хорошо или плохо? Что хорошего в сказке? Есть ли хорошие

герои? Назови. Есть ли плохие? Кто они? А почему они плохие? Что

хорошего может произойти со сказочными героями? А что плохого?

Старайтесь читать и всегда обсуждать сказки, опираясь на такие

вопросы.

Кто из героев больше всего понравился?

На кого хочется быть похожим?

Кого из друзей напоминает персонаж?

Как бы ты поступил на месте героя?

-        Кого бы ты хотел похвалить в этой сказке?
Как ты это сделаешь?

Кто самый добрый? Почему? Предложите детям сочинить сказку:

а)        «сказка по-новому» (так как привычные, любимые образы — герои
сказок формируют у детей стереотипы, то полезно их ломать). Этот
метод представляет собой следующее: за основу берется старая
сказка, но детям предлагается наделить героев противоположными
качествами

«лиса становится послушной; заяц хитрым...»;

б)        «салат из сказок». Соединяются несколько сказок в одну; Кощей
встречает зайчика и отправляется в избушку к Бабе Яге, где Иванушка
играется с яблочками. Вариантов переплетений может быть
множество, главное — не забывать о первых героях;

в)        «сказка — калька». Это такие условия, при которых главные герои
сказки остаются, но попадают в другие обстоятельства фантастические,
невероятные («лиса и заяц» обитают на летающей тарелке; Золушка
живет в девятиэтажном  доме»);

г)        продолжи сказку: придумай ей конец («если бы петух не

выгнал лису из избушки; если бы Иван-Царевич не победил Кощея; если бы Алёнушка не смогла спасти своего братца»).