Картина жизненного пути личности подростков из неполных семей

 

Статья опубликована в сборнике Министерства образования Московской области

«Человек в социальной и естественной среде» - АСОУ, 2012.

Смирнова А. В.

Научный руководитель –  канд. психол. наук, доц. Чекалина А. И.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья опубликована в сборнике Министерства образования Московской области

«Человек в социальной и естественной среде» - АСОУ, 2012.

Смирнова А. В.

Научный руководитель –  канд. психол. наук, доц. Чекалина А. И.

Картина жизненного пути личности подростков из неполных семей

Переходный возраст является значимым этапом развития личности подростка. Почти каждый подросток во время переходного возраста сталкивается с особыми трудностями, пытается найти себя. Подростковый возраст является определяющим для формирования целостного образа будущего подростка. Значительную часть своей жизни ребенок находиться в семье, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. Именно в семье ребенок получает свои первоначальные знания о мире, которые проносит через весь свой жизненный путь. С семьей связана значительная часть запоминающихся и значимых для ребенка событий. В настоящее время не все дети  живут в полных семьях, где есть мать и отец, значительная часть семей являются неполными. Анализируя различные взгляды на определение такого типа семьи как неполная, можно выделить несколько основных определений. Семья является неполной, если в ней отсутствует один из родителей [3;4;6;7;11]. Семья с повторным браком также является неполной на определенном этапе развития такой семьи [7]. Существуют взгляды на неполную семью, исходя из которых неполная семья определяется по брачному состоянию, в зависимости от наличия в составе семьи супружеской пары [5]. Л. Б. Шнейдер по критерию состава семьи выделяет неполные семьи (семьи с одним родителем), материнские (внебрачные) семьи и семьи повторного брака [11]. В данной статье под неполной семьей понимается такая семья, в которой отсутствует один из родителей (по причине развода или смерти одного из родителей), а также семья с повторным браком. Учитывая специфику выборки, материнские семьи (внебрачные) в данной статье не рассматриваются. В выборке присутствуют подростки из неполных семей, образовавшихся по причине потери родителя.

В процессе жизненного пути осуществляется социальное развитие человека – личности и субъекта деятельности, а вместе с тем и индивидуальности [9]. Метод биографического исследования жизненного пути, основных событий, конфликтов, ценностей способствует изучению личности как общественного индивида [2]. Б.Г. Ананьев первым использовал понятие «картина жизненного пути» как важнейшую характеристику самосознания человека, в которой отражены вехи социального и индивидуального развития [8]. Простейшими элементами жизненного пути являются события – изменения в условиях жизни человека, в его внутреннем мире и состоянии здоровья, на работе, в семье и быту, учебе, досуге. Одни и те же события различаются по своей роли в жизни разных людей, поэтому важен анализ взаимосвязей событий, их влияния друг на друга и на ход жизни в целом. Е. И. Головаха и А. А. Кроник называют такие взаимосвязи между событиями межсобытийными связями и выделяют причинные и целевые связи. Степень включенности события в межсобытийную сеть – мотивационный статус события [8]. С концепцией жизненного пути личности связывают такое понятие как жизненная перспектива [1]. В общем смысле будущая временная перспектива — это временной порядок ожидаемых личностью в будущем каких-либо событий. Чем насыщеннее временная перспектива событиями и планами, тем интенсивнее, содержательнее жизнь человека. А. А. Кроник и Р. А. Ахмеров говорят о возможном возникновении у человека биографического кризиса, как «переживания человеком непродуктивности своего жизненного пути» [8. С. 53].

Несмотря на принятое деление жизни личности на прошлое, настоящее и будущее, существует единое специфическое время личности. Большое значение для изучения психологического времени личности имели работы И. Канта, Ш. Бюлер, К. Левина, С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева. Анализируя взгляды этих авторов на психологическое время личности, А. А. Кроник и Р. А. Ахмеров определяют психологический возраст как меру психологического прошлого жизни (хронологический возраст – мера хронологического прошлого) [8]. В конце подросткового возраста человек осознает течение времени, возрастает степень конкретной представленности времени жизни в целях, планах, ожиданиях, формируются представления о прошлом, настоящем и будущем в виде линейной модели времени.

Работ в русле изучения восприятия подростками своей жизни, особенностей представлений подростков о своем жизненном пути, о перспективах, целях, планах в будущем и о тех факторах, которые могут оказать влияние на формирование этих представлений, крайне мало. Мало работ, посвященных проблеме влияния семьи на восприятие подростком своей жизни, с применением метода «Каузометрии» (А. А. Кроник, Е. И. Головаха), который позволяет увидеть свою жизнь как целостную картину прошлого, настоящего и будущего. Поэтому дальнейшая работа по накоплению эмпирических фактов при исследовании проблемы влияния семьи на восприятие подростком своей жизни является важной и перспективной.

Целью нашего исследования было рассмотреть особенности картины жизненного пути личности подростков из полных и неполных семей. Нами были выдвинуты следующие гипотезы: 1. Существуют различия в картине жизненного пути личности подростков из полных и неполных семей: мотивационной насыщенности картины жизненного пути, насыщенности картины жизненного пути событиями семейной сферы, насыщенности будущего событиями семейной сферы, степени влияния событий семейной сферы на другие события картины жизненного пути, возраста последнего события, представленного на картине жизненного пути. 2. Психологический возраст  подростков из неполных семей выше психологического возраста подростков из полных семей. 3. Существуют деформации картины жизненного пути личности подростков из неполных семей.

        В соответствии с главной целью и гипотезами исследования были поставлены следующие эмпирические задачи: 1. оценить различия в картине жизненного пути личности подростков из полных и неполных семей; 2. оценить различия психологического возраста подростков из полных и неполных семей; 3. оценить деформации картины жизненного пути личности подростков из неполных семей.

Для решения поставленных целей и эмпирических задач исследования была разработана программа исследования, включающая в себя модификацию авторской методики «Каузометрия» (Е. И. Головаха, А. А. Кроник) с использованием некоторых принципов методики «Линии жизни».

В модификации авторской методики «Каузометрия» использовался один из принципов методики «Линия жизни» («Life-line») – представление жизни в виде прямой, направленной из прошлого в будущее. Испытуемому предлагалось нанести на прямую линию события в хронологическом порядке [10].

Каузометрический опрос проводился в индивидуальной форме и состоял из 11 этапов [8. С. 89-132].

В исследовании приняли участие 28 школьников, возраст 16-18 лет (14 человек из полных семей, 14 – из неполных).

Для анализа различий в картине жизненного пути и психологического возраста подростков из полных и неполных семей использовался метод анализа таблиц сопряженности (кросстрабуляции). Для рассмотрения деформаций картины жизненного пути  применялся качественный анализ – метод case-study.  

У подростков из полных и неполных семей различается общая мотивационная насыщенность картины жизненного пути (Х2=32,225; p=0,006). Жизненный путь подростков из полных семей более насыщен событийными связями. В картине жизненного пути подростков из неполных семей межсобытийные связи менее выражены. Можно предположить, что на выраженность связей между событиями картины жизненного пути подростков из неполных семей влияют ограничения, присутствующие в неполной семье. Возможно, подростки из неполных семей не чувствуют поддержку со стороны семьи, которая необходима подросткам в процессе самоопределения для осмысления возможных перспектив и способов реализации планов в будущем. Возможно, подросткам из неполных семей сложнее представить жизненный путь как последовательность взаимосвязанных событий по причине того, что на их жизненном пути существует событие «развод/смерть одного из родителей». Можно предположить, что данное «стресс-событие» [8] разделяет жизнь подростка на период «до потери родителя» и «после потери родителя», что приводит к сложностям в определении связей между событиями образовавшихся периодов.

         У подростков из полных и неполных семей различается (на уровне явной тенденции) возраст последнего события, обозначенного на жизненном пути (Х2=21,617; p=0,062). У подростков из полных семей возраст последнего события выше и находится в возрастном промежутке от 16 до 18 лет, тогда как у большинства подростков из неполных семей этот возраст 15-17 лет. Учитывая, что хронологический возраст подростков 16-18 лет, можно сказать, что у большинства подростков последнее событие принадлежит психологическому прошлому, либо настоящему. Возможно, последние несколько событий подростки относят к ближайшему будущему (1-2 года). У подростков из неполных семей последнее событие в большей степени удалено в прошлое. Это говорит о том, что формирование новой жизненной программы (планов на будущее) у подростков из неполных семей затруднено. Те подростки, которые указывают последнее событие в возрасте меньше хронологического, воспринимают свою жизнь разорванной с будущим и удаленной от настоящего. Можно предположить, что подростки из неполных семей с такими особенностями восприятия своего жизненного пути тяжело переживают событие потери родителя и ощущают себя в своем психологическом прошлом.

У подростков из полных и неполных семей различается (на уровне явной тенденции) количество событий семейной сферы, представленных в картине жизненного пути личности (Х2=12,275; p=0,092), количество событий семейной сферы, представленных в будущем (Х2=7,133; p=0,068) и количество связей событий семейной сферы с другими событиями картины жизненного пути личности (Х2=13,600; p=0,093). Подростки из полных семей чаще выделяют события семейной сферы в картине жизненного пути, включают события семейной сферы в новую жизненную программу, связывают эти события с другими событиями жизненного пути. Возможно, подростки из неполных семей включают меньшее количество событий семейной сферы в картину жизненного пути по причине того, что события прошлого и настоящего их семьи эмоционально оцениваются ими негативно, и подростки избегают воспоминаний о семейных событиях. Можно предположить, что подростки из неполных семей указывают меньшее количество событий семейной сферы в будущем, по той причине, что имеют пример неудавшейся семейной жизни и испытывают опасения за возможность возникновения похожей ситуации в их собственной жизни. В неполной семье оказываются ограниченными отношения между родителем и детьми [6]. Ограничения в общении подростков с родителями в неполных семьях, возможно, приводят к тому, что объективно значимых событий семейной сферы подросток выделяет мало, их в действительности может быть мало или они могут быть негативно окрашенными.

У подростков из полных и неполных семей различается (на уровне явной тенденции) психологический возраст (Х2=19,041; p=0,060). Психологический возраст подростков из полных семей выше психологического возраста подростков из неполных семей. Подростки, которые оказываются психологически моложе, в большей степени ориентированы на родителей [8]. Можно предположить, что подростки из неполных семей ориентированы на родителей в том смысле, что перекладывают ответственность за свои решения и поступки на родителей. Дети из неполных семей не умеют противостоять жизненным трудностям, неуверенны в себе и, как следствие этого, имеют низкий уровень социальной активности [7]. Возможно, сами родители способствуют такой несамостоятельности детей, излишне опекая их, так как чувствуют свою вину за то, что ребенок растет в неполной семье.

В рамках данного исследования были рассмотрены три случая каузометрического опроса с подростками из неполных семей, по результатам которого были выявлены деформации картины жизненного пути. П. А. – пример наличия в картине жизненного пути биографического кризиса опустошенности, К. К. – кризиса бесперспективности, Ш. А. – кризиса опустошенности и бесперспективности. Наличие биографического кризиса выявлялось по отсутствию межсобытийных связей в картине жизненного пути. Отсутствие связей «прошлое-будущее» - кризис опустошенности, «связей будущее-будущее» - кризис бесперспективности. В статье приведены выдержки из анализа единичных случаев подростков из неполных семей с выраженными деформациями картины жизненного пути.

П. А. Девочка 16-ти лет, живет с мамой, в процессе каузометрического опроса выяснилось, что отец умер, когда ей было 12 лет.

Основное внимание П. А. уделяет событиям «умер папа», «умерла прабабушка», «умер прадедушка», «расставание с любимым», хотя и не связывает их причинными и целевыми связями с другими событиями картины жизненного пути. Можно предположить, что событие «умер папа» несколько «очерняет» представления девочки о своем прошлом. Связи прошлое – будущее предполагают, что реализация каких-либо планов началась в прошлом и завершится в будущем. В картине жизненного пути П. А. такие «стартовые» события отсутствуют. События, которые П. А. называет в своем будущем, относятся к ближайшему будущему (1 год), причем эти события являются более значимыми для матери, чем для самой девочки. П. А. ставит «Я» на событие «умер папа», тем самым, обозначая, что она в большей степени живет этим событием сейчас, думает о нем, а значит, живет в психологическом прошлом.

К. К. Девочка 17-ти лет, живет с мамой и отчимом, в процессе каузометрического опроса выяснилось, что отец умер, когда ей было 12 лет.

К. К. уделяет особое внимание событию «мама встретила любовь», она много и охотно говорит об этом, радуется за маму, причем данное событие К. К. относит к семейной сфере, что может говорить о том, что она приняла отчима как члена своей семьи. События «смерть папы» и «мама встретила любовь» субъективно и объективно оцениваются К. К. как важные, хотя она не связывает их причинными и целевыми связями с другими событиями. Можно предположить, что событие «мама встретила любовь» помогает К. К. не заострять свое внимание на событии «смерть папы», оно остается для К. К. значимым, но не оказывает влияния на другие воспоминания прошлого. К. К. называет несколько событий в будущем, но эти события не связаны между собой, хотя и охватывают небольшой промежуток времени (1 год). Отсутствие такого рода связей свидетельствует о том, что у девочки есть реальные достижения в прошлом, активность в настоящем, но эта активность не направлена на реализацию целей в будущем. Можно предположить, что К. К. не обозначает будущее более точно (с целями и путями решения) по причине того, что для нее в этом нет необходимости на данный момент. Возможно, вновь обретенная семья сейчас важнее для К. К., нежели рассмотрение планов на будущее.

Ш. А. Девочка 16-ти лет, живет с мамой, в процессе каузометрического опроса выяснилось, что отец ушел из семьи, когда ей было 5 лет (родители в разводе).

Событие «уход отца из семьи» имеет значение в жизни Ш. А., но не определяет жизненный путь, оно опосредовано влияет на многие важные события ее жизненного пути. У Ш. А. существует противоречивое эмоциональное отношение к событию «уход отца из семьи». С одной стороны, это событие ей безразлично, с другой стороны вызывает негативные эмоции. Ш. А. указывает единственное событие в промежутке 0-10 лет – «уход отца из семьи». Возможно, по причине неосознанных противоречий в эмоциональном плане по поводу данного события Ш. А. не вспоминает другие события этого возрастного периода. Возможно, ей легче не возвращаться к периоду сильных негативных переживаний до и после развода родителей. Ш. А. не называет события в будущем. У девочки есть реальные достижения в прошлом, но отсутствует активность в настоящем, соответственно нет активности для решения задач и реализации планов в будущем. Можно предположить, что Ш. А. не обозначает будущее по причине того, что не чувствует поддержки со стороны семьи (указывает событие «ссора с мамой» и «смерть дяди», который являлся членом их семьи).

Исходя из представленных результатов, можно сделать выводы:

1. Гипотеза о том, что существуют различия в картине жизненного пути личности подростков из полных и неполных семей, подтвердилась. Картина жизненного пути подростков из неполных семей менее насыщена событийными связями, в ней в меньшей степени представлены события семейной сферы, в том числе и в будущем, меньше количество связей событий семейной сферы с другими событиями. Возраст последнего события, представленного на картине жизненного пути подростков из неполных семей дальше удален в прошлое.

2. Гипотеза о том, что психологический возраст  подростков из неполных семей выше психологического возраста подростков из полных семей не подтвердилась. Психологический возраст ниже у подростков из неполных семей.

3. Гипотеза о том, что существуют деформации картины жизненного пути личности подростков из неполных семей, подтвердилась. Рассмотрены три случая каузометрического опроса с подростками из неполных семей, по результатам которого были выявлены деформации картины жизненного пути.

Подводя итоги необходимо отметить, что по рассмотренным показателям существуют низкие значения и в группе подростков из полных семей. Анализируя индивидуальные случаи подростков из неполных семей с биографическими кризисами опустошенности и бесперспективности, мы видим различные деформации в картине жизненного пути подростков из неполных семей, но не можем утверждать, что такие деформации не встречаются в картине жизненного пути подростков из полных семей. Можно предположить, что не только состав семьи, но и психологический климат в семье имеют значение в представлениях подростка о своей жизни. Необходимо разделять, когда семья является неполной по составу, но полноценной по своим функциям или же, наоборот, полная семья становится неполноценной [7].

Литература

Абульханова, К. А., Березина, Т. Н. Время личности и время жизни. СПб.: Алетейя, 2001. – С. 304.

Ананьев Б. Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека // Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия; Под ред. Куликова Л. В. - СПб.: Питер, 2009.- С. 26-29.  

Андреева Т. В. Семейная психология: Учеб. пособие. — СПб.: Речь, 2004. — С. 244.

Артамонова Е. И., Екжанова Е. В., Зырянова Е. В.и др. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений // Под ред. Силяевой Е. Г.. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. -192 с.

Дивицына Н. Ф. Семьеведение: (учеб. пособие). – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – С. 325.

Дружинин В. Н. Психология семьи. - СПб.: Питер, 2006. – С. 176.

Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. — М.: Гардарики, 2005. — С. 320.

Кроник А. А., Ахмеров Р. А. Каузометрия: Методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути. - М.: Смысл, 2003.- С. 284.

Логинова Н. А. Развитие личности и ее жизненный путь // Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия; Под ред. Куликова Л. В. - СПб.: Питер, 2009.- С. 125-129.

Нуркова В. В. Свершенное продолжается: Психология автобиографической памяти личности. – М.: УРАО, 2000.-С. 320.

Шнейдер Л. Б. Семейная психология: учебное пособие для вузов. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006. – С. 768.