МЫ-РАЗНЫЕ

Тренинговая программа развития навыков конструктивного общения младших подростков – адаптированный вариант

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 4._mladshie_podrostki._my_raznye.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Лицей имени Героя Советского Союза В.В. Гусева» городского округа Рошаль

«РАССМОТРЕНО»

на заседании методического объединения

«___»______________2012 г.

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР

_________________ С.В. Середа

«___»______________2012 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор лицея

______________А.В. Кузьмин

«___»____________2012 г.

ПРОГРАММА

«МЫ-РАЗНЫЕ»

(Тренинговая программа развития навыков конструктивного общения младших подростков – адаптированный вариант)

9 часов

Составила

педагог-психолог

Смирнова А.В.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ   ЗАПИСКА

        Как показали результаты психолого-педагогических исследований, в настоящее время увеличивается доля детей, у которых слабо сформированы навыки конструктивного взаимодействия, ролевого поведения. Во многих классах педагоги и психологи сталкиваются с агрессивно-конкурирующим поведением детей. В связи с увеличивающейся учебно-развивающей нагрузкой у учащихся нет возможности для формирования устойчивой групповой структуры внутри класса. Ребенок, приходя в школу, слабо понимает свою психологическую роль внутри группы, что вызывает состояние тревоги, страха, дезадаптации.

        Новые концепции воспитания предлагают родителям воспитывать в детях дух индивидуальности, не заботясь о формировании коммуникативных навыков. Это негативно сказывается на поведении детей в коллективе: они заменяют конструктивные формы общения защитными агрессивными ролями. Данный тренинг направлен на формирование групповой структуры через определенные места каждого ребенка в коллективе. Программа нацелена на работу с младшими школьниками для решения проблем взаимоотношений в классе, школьной дезадаптации.

Цель программы: развитие навыков конструктивного общения в классе, группе  через определение психологической ниши каждого ученика, участника тренинга.

Задачи программы: демонстрация индивидуальных особенностей человека; определение психологической ниши каждого ученика в классе; мотивация на совместную конструктивную деятельность.

Основные методы: элементы сказко-, драма-, арт- и гештальт-терапии, методы групповой дискуссии, ролевые и деловые игры, методы символического самовыражения.

Условия проведения. Просторное помещение со столами, стульями, доской. Каждому ребенку на первом занятии желательно выдать альбом, в котором бы выполнялись все индивидуальные работы. После каждого занятия альбомы забирает ведущий, а по окончании всей программы альбомы возвращаются детям. Время проведения каждого занятия – 45 минут. Общее количество часов, необходимое для реализации программы, – 9 (по 1 занятию в неделю). Оптимальное число детей в группе – 12 человек.

Материалы: альбомы для каждого ребенка, конверты, ткань, ленты, карандаши, кисти, краски, бумага, клей, разноцветные нитки, скотч, наклейки, сюрпризы для детей, талисман группы, игровые поля, раздаточные материалы к занятиям, фишки, игральный кубик, большая мягкая игрушка, ватман.

Структура занятий.

Ритуал приветствия участниками группы друг друга, напраленный на создание группового раппорта.

Разминка, которая направлена на включение детей в тренинговый процесс.

Работа со сказкой, выполнение упражнений, направленных на введение детей в тематику занятия, на поиск путей решения заявленной проблемы.

Обсуждение, предполагающее отреагирование упражнения на эмоциональном и рациональном уровнях.

Ритуал окончания занятия, целью которого является создание комфортного климата в коллективе, получение внимания каждым ребенком.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ   ПЛАНИРОВАНИЕ


№ темы


Название темы


Содержание темы


Кол-во часов

1.

Мы – разные

Демонстрация индивидуальных особенностей человека. Осознание своего отношения к «непохожим» людям, поиск «точек соприкосновения», разработка модели конструктивного взаимодействия с «непохожими» людьми.

3

2.

Каждому свое

Определение психологической ниши каждого участника в группе. Индивидуальные особенности участников группы. Позитивное изменение отношения участников друг к другу. Разработка модели конструктивного группового взаимодействия.

3

3.

Давайте дружить!

Совместная конструктивная деятельность. Положительные стороны дружбы. Разработка модели конструктивного внутригруппового общения. Интеграция полученных знаний, умений и навыков. Подстройка к будущему.

3

СПИСОК   ЛИТЕРАТУРЫ

Силина О. Я и мир. Тренинговая программа развития навыков конструктивного общения. «Школьный психолог», № 15, 2008 г.

Вачков И.В. Психология тренинговой работы. Содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы. М., Эксмо, 2007 г.

Чистякова М.И. Психогимнастика. М., Просвещение, 1990 г.