Здравствуй, школа!

Адаптационные занятия с первоклассниками Н. В. Пилипко

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2._adaptaciya_pervoklassnikov.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Лицей имени Героя Советского Союза В.В. Гусева» городского округа Рошаль

«РАССМОТРЕНО»

на заседании методического объединения

«___»______________2012 г.

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР

_________________ С.В. Середа

«___»______________2012 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор лицея

______________А.В. Кузьмин

«___»____________2012 г.

ПРОГРАММА

«Здравствуй, школа!»

(Адаптационные занятия с первоклассниками Н. В. Пилипко)

10 часов

Составила

педагог-психолог

Смирнова А.В.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ   ЗАПИСКА

        Проблема адаптации первоклассников в школе является актуальной для всей системы образования. Приходя в школу, попадая в новую для себя ситуацию, практически все дети переживают и волнуются. Выражается это по-разному: одни стараются всячески привлечь к себе внимание и действительно привлекают его своей подвижностью и не всегда оправданной активностью, другие, наоборот, как будто замирают, говорят тише, чем обычно, с трудом вступают в контакт с другими учениками и учителем. При всем многообразии различных проявлений поведения детей в период адаптации, можно сказать, что все первоклассники в этот нелегкий период нуждаются в помощи и поддержке со стороны взрослых – учителя и родителей.

        Конечно, и учитель, и родители заинтересованы в том, чтобы первоклассники как можно быстрее и успешнее вошли в школьную жизнь, чтобы высокий уровень внутренней напряженности уступил место ощущению эмоционального комфорта.

        Нам представляется возможным в значительной степени смягчить и ускорить процесс адаптации первоклассников к школе. Для этого важно дать первоклассникам осознать, каким правилам поведения в школе они должны следовать, почему это важно, кого называют школьниками. При этом имеет смысл предоставить первоклассникам необходимую для знакомства со школьной ситуацией информацию в систематизированном виде, чтобы процесс вхождения в школьную жизнь имел плавный и последовательный характер. С этой целью были разработаны 10 занятий с первоклассниками, которые может проводить учитель начальных классов.

Задачи адаптационных занятий

Создание условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности у первоклассников при вхождении в школьную жизнь.

Создание доброжелательной атмосферы в классе как необходимого условия для развития у детей уверенности в себе.

Помощь первоклассникам в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников.

Создание благоприятных условий для знакомства детей друг с другом.

Организация взаимодействия между детьми как предпосылки формирования навыков учебного сотрудничества.

Создание предпосылок для групповой сплоченности класса.

Создание условий для освоения первоклассниками пространства своего класса как предпосылки для освоения пространства школы.

Знакомство педагога с особенностями детей данного класса.

Рекомендации по проведению занятий

Занятия проводятся в начале учебного года.

Занятия проводятся с периодичностью один или два раза в неделю.

Номера занятий отражают последовательность их проведения.

Завершающее занятие (Занятия 9 и 10) имеет смысл проводить как сдвоенный урок, так как оно является итоговым и носит для детей праздничный характер.

Занятия могут проводиться как одновременно со всем классом, так и с группой в 10 – 12 человек.

Хорошо, если в дальнейшей работе с первоклассниками, на других предметах, учитель сочтет возможным использовать наработанный в ходе адаптационных занятий опыт.

Формы работы

        На занятиях используются различные формы работы с учащимися: игровые задания и упражнения психологического характера, творческие задания, обсуждение с детьми выполненных заданий, обобщение результатов некоторых заданий в виде общих выставок и композиций, помогающих осваивать пространство класса.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ   ПЛАНИРОВАНИЕ


№ темы


Название темы


Содержание темы


Кол-во часов

1

Знакомство.[1]

 Знакомство первоклассников с учителем и друг с другом. Формирование у детей отношения друг к другу как к целостной группе – классу. Освоение пространства класса.

1

2 – 3

Правила школьной жизни.

Знакомство первоклассников с правилами школьной жизни и продолжение знакомства друг с другом. Создание доброжелательной атмосферы в классе. Практическое освоение правил.

2

4.

Школьник и дошкольник.

Различия между школьниками и дошкольниками. Осознание детьми своего нового статуса школьника.

1

5.

Для чего ходят в школу.

Осознание детьми своего нового статуса школьника. Формирование реалистических представлений о правах и обязанностях школьника. Формирование учебной мотивации. Навыки учебного сотрудничества.

1

6.

Школьная оценка.

Формирование реалистичного восприятия первоклассниками школьной оценки, желания учиться, преодолевать неудачи.

1

7 – 8

Учимся работать дружно.

Закрепление навыков учебного сотрудничества. Создание предпосылок для групповой сплоченности.

2

9 – 10

Первоклассное путешествие.

Закрепление позитивного эмоционального отношения к школе и обучению. Подстройка к будущему.

2

СПИСОК   ЛИТЕРАТУРЫ

Ред. Пилипко Н.В. «Здравствуй, школа! Адаптационные занятия с первоклассниками», Москва, УЦ «Перспектива», 2008 г.

Пилипко Н.В. Приглашение в мир общения. Программа по психологии общения для учащихся начальной школы. М., УЦ «Перспектива», 2000 г.


[1]         Материалы для занятий можно разработать самостоятельно или взять из учебно-методического пособия для учителей начальных классов «Здравствуй, школа! Адаптационные занятия с первоклассниками» под редакцией Пилипко Н.В., Москва, УЦ «Перспектива», 2008 г.