особенности переработки информации левым и правым полдушарием головного мозга
В статье раскрытафункциональная ассиметрия работы голоаного мозга, доминирование полушарий в процессе усвоения материала.приведенысферы специализации полушарий головного мозга.
данный материал полезен педагогам , психологам для организации индивидуальноу работы в процессе обучения школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_pererabotki_informacii.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ ПРАВЫМ
И ЛЕВЫМ ПОЛУШАРИЯМИ ГОЛОВНОГО МОЗГА
Правополушарные люди за
лесом не видят отдельных деревьев,
а левополушарные люди за
отдельными деревьями не видят леса.
Б.Белый
Теория функциональной асимметрии полушарий головного мозга за последние десятилетия активно развивалась, накоплен значительный теоретический и практический материал. Однако в практической работе педагогов школ довольно редко учитываются данные об индивидуальном профиле функциональной асимметрии мозга ребенка. Основы функциональной специализации полушарий мозга являются врожденными. По мере развития ребенка происходит усложнение механизмов межполушарной асимметрии.
Существует несколько типов функциональной организации двух полушарий мозга:
доминирование левого полушария — словесно-логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению (левополушарные люди);
доминирование правого полушария — конкретно-образное мышление, развитое воображение (правополушарные люди);
отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий (равнополушарные люди).
К односторонне представленным правополушарным и левополушарным типам реагирования принадлежат чуть меньше половины людей. Надо учитывать, что деление людей на правополушарных и левополушарных упрощает реальность, зато многое позволяет ясно увидеть в человеческой личности. Наряду со специализацией полушарий, мозг работает как единое целое. Предполагается, что различия между функциями полушарий сводятся к разным способам организации контекстуальной связи между элементами обрабатываемой информации.
Сферы специализации левого и правого полушарий головного мозга |
Левое полушарие | Правое полушарие |
Обработка вербальной информации: собности к чтению и письму. Оно также запоминает факты, имена, даты и их написание. | Обработка невербальной информации: |
Аналитическое мышление: | Воображение: |
Последовательная обработка информации: | Параллельная обработка информации: |
Мышление организуют любой знаковый материал таким образом, что создается строго упорядоченный и однозначно понимаемый контекст, необходимый для успешного общения между людьми. Это могут быть не только слова, но и другие символы, знаки и даже образы. | мышление это одномоментное схватывание большого числа противоречивых с точки зрения формальной логики связей и формирование за счет этого целостного и многозначного контекста. Преимущество такой стратегии мышления проявляется в тех случаях, когда информация сложна, внутренне противоречива и не может быть сведена к однозначному контексту. |
Речь малоэмоциональна, так как идет смысловая сторона речи, им легче писать, чем диктовать, они много и охотно пишут, легко запоминают длинные тексты, речь их грамматически правильна. | Речь эмоциональна, экспрессивна, богата интонациями, жестикуляцией. В ней нет особой выстроенности, возможны запинки, сбивчивость, лишние слова и звуки. Им легче диктовать текст, чем писать |