Проблемы профессиональной ориентации школьников

Копылова Татьяна Николаевна

Работа по профориентации в творческом объединении  дополнительного образования "Твой выбор"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_po_prof.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемы профессиональной ориентации школьников

Копылова Т.Н., педагог-психолог

Центр Развития Творчества Детей и Юношества, Нерюнгри, Россия

В настоящее время экономической и политической нестабильности в обществе, мир профессий чрезвычайно динамичен, изменчив, и требования, предъявляемые им к человеку, неуклонно меняются. В связи с этим проблема выбора профессии становиться все более актуальной для старшеклассника. Подросток вынужден полагаться на самого себя, необходимо быть мобильным и гибким, способным быстро и правильно ориентироваться в общем характере любой специальности и определять свою пригодность к ней. Опрос приведенных данных  показывает, что 65% опрошенных выпускников школ, не имеют представления о реальном спросе на специалистов на современном рынке труда. Значит, преобладает случайный, внесоциальный выбор, влекущий за собой личностные и социальные издержки и в результате этого старшеклассник,  теряет время и веру в свои силы. Десятилетиями проблема профессионального самоопределения разрабатывалась теоретически и решалась на практике с позиций доминирующей установки на профессиональную среду, а не на личность старшего школьника и социальный заказ. Отсюда формы и методы профессионального самоопределения были рассчитаны не на конкретного, а на абстрактного школьника. Поэтому для большинства старших школьников характерны неустойчивые, ситуативные интересы к профессиональной деятельности, а также проблемы, связанные с определением и оценкой своей профессиональной перспективы; осознанием необходимости самостоятельного и ответственного выбора профессионального будущего, не владение способами изучения своих индивидуальных, личностных возможностей в соответствии с избираемой профессией и т.д. И в этой связи необходимо отметить основные противоречия, которые образовались между возросшими требованиями к выпускникам школы и уровнем их подготовленности к профессиональному самоопределению. 

По мнению Н.С. Пряжникова, в настоящее время все более распространенным становится смещение интереса к личностным аспектам этой проблемы [33, с.67]. С позиций проблемы формирования личности профессионала личностное самоопределение приобретает черты профессионального самоопределения, которое сводится к формированию внутренней готовности к осознанному и самостоятельному представлению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного), готовности рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности [33, с.72].

Выше обозначенная проблема профессионального самоопределения старшеклассника эффективно решаема в условиях дополнительного образования через творческие объединения ЦРТД и Ю.

 В ходе профориентационной работы в Центре развития творчества детей и юношества были выявлены следующие противоречия:

1. между потребностью  общества в различных сферах производства и личными планами молодых людей. Рынок труда в настоящее время перенасыщен такими специалистами как юристы, экономисты. Однако, несмотря на это, выпускники выбирают данные профессии, заранее зная, что дальнейшее трудоустройство будет сложным;

2. профессиональные планы старшеклассников в свою очередь не всегда совпадают с  их  личными  качествами. Иногда старшеклассники  выбирают профессию, успешная самореализация в которой требует качеств личности, которыми данный молодой человек или юноша не обладает. Таким образом, начав трудовую деятельность, он понимает, что ошибся с выбором профессии и вынужден переквалифицироваться;

3. между потребностями учащихся в профессиональном обучении и необходимостью  обязательного выбора. К моменту окончания школы юноши и девушки четко осознают, что наступает время получения профессионального образования и необходимо сделать выбор, куда пойти учиться дальше. Для тех, кто не задумался заранее о дальнейшем пути это сложное время;

4. вышеназванные противоречия тесно связаны с противоречием между необходимостью планировать собственную жизненную стратегию, профессиональную карьеру и  отсутствием у старшеклассников навыков аналитической, прогностической и проектной деятельности. Выпускник четко представляет себе свое будущее, свою цель, однако по определенным обстоятельствам, не видит способов достижения данной цели;

5.противоречием между недостаточной информированностью старшеклассников о мире профессий и требованием сознательности и самостоятельности профессионального выбора. Данное противоречие приводит к тому, что выпускники делают выбор профессии, основываясь на престижности той или иной профессии, выборе друзей «за компанию», по советам родителей;

6. между потребностями учащихся в профессиональном обучении и недостатком или отсутствием компетентных консультантов, способных осуществлять профориентационную работу как  можно раньше и эффективнее.

По результатам исследования по проблеме профессиональной ориентации школьников, проводимые социально-психологической службой ЦРТД и Ю в течение трех лет, позволяют сделать следующие выводы:

1. реальный выбор профессионального пути у большинства старшеклассников вызывают затруднения,  выбирая «модные», престижные  профессии, многие лишь приблизительно представляют себе содержание будущей профессии;

2. решающим фактором является пример родителей, финансового аналитика, а именно определенной заработной платы и  престижности профессии. Важно информировать, что речь о престижности работы может идти только тогда, когда у человека есть выбор на основе реальных физических и интеллектуальных возможностей.  Если же в силу плохой успеваемости и других причин выбор выпускников ограничен, то руководствоваться следует соображениями моральной и эмоциональной преемственности в рамках существующих возможностей;

3. готовить выпускника к выбору профессиональной деятельности с позиций формирования у него ключевых социальных компетентностей.       Проблема профессиональной ориентации школьников имеет несколько аспектов: социально - экономический, психологический, медицинский, педагогический [7, c. 98].  Профориентация является социально-экономической проблемой по своим целям: способствовать рациональному распределению трудовых ресурсов, повышению эффективности производства, раскрытию потенциальных возможностей личности, ее всестороннему развитию. Каждая профессия предъявляет определенные требования к физическим, психофизиологическим качествам работника, его здоровью. Уровень этих требований зависит от содержания, характера и условий труда. При выборе  профессии необходимо сопоставлять эти требования с индивидуальными особенностями человека, поэтому ориентация школьников на любые профессии является проблемой медицинской и психологической. Школьник имеет право на свободный выбор профессии, но одного желания работать по определенной профессии и интереса к ней недостаточно. Основанием для сознательного выбора профессии должен быть целый комплекс знаний и умений, который можно назвать готовностью подростка к выбору профессии. Такая готовность может быть результатом длительного педагогически направляемого процесса профессионального самоопределения учащихся. В этом суть педагогического аспекта профессиональной ориентации вообще, а также ориентации школьников на рабочие профессии. Ключевую роль в профессиональной ориентации выпускников играет информация: о содержании, условиях, организации труда и обучения по конкретной профессии, оплате труда, его требованиях к организму и личности человека, возможностях профессионально-квалификационного и должностного роста (планирование карьеры); информация о текущем и перспективном кадровом спросе. Такую информацию старшеклассники получают в  творческом объединении «Твой выбор», Центра развития творчества детей и юношества, на занятиях по программе «Профессиональный выбор»  с элементами тренинга, дающих живые примеры  для лекций, разборов ситуаций.  Целью данной программы является  осознание личностных особенностей обучающимися и соотнесение их с требованиями будущей профессии, через создание условий стимулирующих развитие профессиональной зрелости и личной профессиональной перспективы воспитанника. На индивидуальных занятиях подросткам, оказывается психолого-педагогическая помощь для более глубокого удовлетворения интересов, изучения способностей учащихся с учетом их образовательных потребностей и профессиональных запросов. 

Работа по профориентации в творческом объединении   осуществляется по нескольким направлениям:

Профессиональное  просвещение, целью которого является расширение информационного поля субъектов деятельности, повышение социализирующих возможностей.

Профессиография. Целью данного направления служит разностороннее изучение профессиональной деятельности, обучение обучающихся описывать профессии социально-экономического значения, перспектив роста, материального обеспечения, психологических и физических нагрузок и др.

Профессиональная пропаганда, заключающаяся в формировании положительной мотивации к тем профессиям, в которых общество испытывает особую потребность.

Профессиональное воспитание. Цель данного направления деятельности заключается в развитии индивидуально-личностных качеств  личности: ответственности, чувства долга, гордости за профессию и т. д.

Профессиональная пригодность с целью прогнозирования возможностей старшеклассника, в овладении какой либо деятельностью,  профессией.

Профессиональная диагностика - изучение индивидуально-личностных особенностей профессионально- значимых качеств выпускника, мониторинга профилизации.

 Результаты  апробации развивающих занятий с элементами тренинга достоверно подтвердили факт, что данная  работа по программе достаточно успешно способствует решению проблем в профессиональной ориентации подростка.

Рис. 1 Полнота учета основных факторов профессионального самоопределения.

 Обобщая сказанное, можно сделать вывод о высоком активизирующем эффекте информированности на профориентационных занятиях, индивидуальных консультациях  в условиях дополнительного образования.

Таким образом, в комплексном решении проблем профессиональной ориентации существенное значение имеет изучение психологии жизненного самоопределения. Эффективность профессиональной ориентации подростков обеспечивается актуализацией

субъективной позиции подростков, стимулирования личностных достижений в самоопределении в выборе профессии и включение в личностно значимую деятельность. Психология выбора профессии в юности может быть понята лишь в контексте целостного развития личности. Результатом деятельности творческого объединения «Твой выбор» по  профессиональной ориентации подростка, является составление личного профессионального плана, отчетливое осознание того, что «я сам» выбрал профессию. Если этого нет, то нет и самоопределения как такового. Профессиональное самоопределение не только акт выбора профессии, но и динамическая процедура формирования профессионала на всем жизненном пути.

Литература

Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной
консультации. - М.: Просвещение, 1996. - 95 с.

Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов - н /Д: Из-во «Феникс», 2000. - 512 с.

Моя профессиональная карьера: Пособие для учащихся / Науч. ред. С.Н. Чистякова, А.Я. Журкина. - М.: Институт профессионального самоопределения молодежи, 1999. - 77 с.

Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и
личностного самоопределения. М. 2002.400 с.

Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии. М. 2002. 79 с.

Сметанина М.А. Активизация профессионального и личностного
самоопределения у подростков (авторская программа). Учебно-
методическое пособие. М. 2000. 24 с.