Программа занятий кружка по внеклассной деятельности для учащихся 2 класса "Уроки общения"
В условиях реформирования современной российской школы возрастает интерес к коммуникативной сущности образования как одной из основных идей ФГОС. В концептуальных основах Стандартов второго поколения в аспекте универсальных учебных действий (УУД) коммуникация рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия.
Данная программа развивающего курса «Уроки общения» – это своего рода психологическая азбука общения второклассника. Программа включает четыре раздела: пояснительную записку, основное содержание с примерным распределением учебных часов по темам курса, методическое обеспечение, требования к умениям и знаниям учащихся.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 38.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружковых занятий для учащихся 2 класса «Уроки общения»
Пояснительная записка
В условиях реформирования современной российской школы возрастает интерес к коммуникативной сущности образования как одной из основных идей ФГОС. В концептуальных основах Стандартов второго поколения в аспекте универсальных учебных действий (УУД) коммуникация рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия.
Поскольку коммуникативная компетентность имеет исключительно многогранный характер, разработчикам новых Стандартов необходимо было выделение основного состава коммуникативных и речевых действий, т. е. тех действий, которые имеют наиболее общее значение с точки зрения достижения целей образования. Ключевым значением коммуникации для психического и личностного развития ребенка являются содействие и сотрудничество учащихся, направленные на деятельность, внутри которой совершаются процессы психического развития и становления личности. Кроме того, “благодаря своей знаковой (вербальной) природе общение изначально связано с обобщением (мышлением): возникая как средство общения, слово становится средством обобщения и становления индивидуального сознания”.
По данным ряда исследователей, от 15% до 60% учащихся начальных классов испытывают трудности коммуникативного характера (А.Ф. Ануфриев, В.С. Казанская, С.Н. Костромина).
Как же создать оптимальные условия для формирования коммуникативных компетенций на начальном этапе обучения ребенка?
Комплексные психологические обследования первоклассников показывают, что обучение объективно проблемно для большинства учащихся, гармоничность – явление исключительно редкое. С другой стороны, в период обучения в начальной школе гармонизация развития не только возможна, но и достижима. Но уже в средней школе помочь ребенку бывает гораздо сложнее.
Актуальность развития у детей не только когнитивной сферы, но и социального, эмоционального интеллекта на сегодняшний день очевидна. Младший школьник - это человек, активно овладевающий навыками общения. В этот период происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей является одной из важнейших задач развития на этом школьном этапе. Навыки конструктивного общения, приобретенные в младшем школьном возрасте, помогают адекватно взаимодействовать в среднем и старшем возрасте. Обычно взрослые сосредотачивают свои усилия на тренировке детей в различных учебных умениях: чтении, письме, счете. А ребенок в школе не только читает, пишет и считает, но чувствует, переживает, размышляет, оценивает себя, друзей, взрослых. И помогать ему нужно в понимании самого себя и своего места в школьной жизни, во взаимодействии с ребятами и учителем. Помогать в поиске своих ресурсов, утверждении веры в себя и свои возможности, стремлении к преодолению школьных трудностей. И тогда его школьный путь будет более успешным и радостным.
Данная программа развивающего курса «Уроки общения» – это своего рода психологическая азбука общения второклассника. Программа включает четыре раздела: пояснительную записку, основное содержание с примерным распределением учебных часов по темам курса, методическое обеспечение, требования к умениям и знаниям учащихся.
Цикл занятий составлен на основе “Уроков общения в начальной школе ” Е.А. Сорокоумовой, «Учимся общению» Е.В. Груздевой, Н.А. Богачкиной, «Обучение жизненно важным навыкам» Н.П. Майоровой, Е.К. Чепурных, С.М. Шурухта, игр «Как научить детей сотрудничать» К. Фопеля.
Цель – формирование у учащихся адекватного коммуникативного поведения.
Задачи:
сформировать коммуникативную грамотность учащихся, заключающуюся в знании ими функций общения, роли общения в жизни человека, коллектива и общества, понимание причин конфликтов, возникающих в общении людей, знании собственных коммуникативных характеристик и основных направлений оптимизации своей коммуникативной деятельности;
научить учащихся осмысливать свою и чужую коммуникативную практику, развивать у них внимание к собственной речи и речи собеседника, умение анализировать собственное коммуникативное поведение и коммуникативное поведение собеседника, замечать ошибки в своей и чужой речи;
сформировать у учащихся навык ответственного коммуникативного поведения, умение корректировать своё общение в зависимости от ситуации и участников акта общения;
вооружить учащихся знанием принятых в культурном обществе норм этикета и общения, а также норм культуры речи;
обучить учащихся основным правилам и приёмам эффективного общения в различных ситуациях.
Адекватное коммуникативное поведение – это такое коммуникативное поведение, которое соответствует принятым для определённой ситуации нормам и является эффективным.
Таким образом, учащиеся должны освоить этикетные нормы поведения (как надо? как принято?) и правила и приёмы эффективного общения (как лучше? как эффективнее?).
Уроки общения проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятия 1 час.
Структура занятия: каждое занятие проводится в стандартной форме и включает в себя следующие элементы: ритуал приветствия; основное содержание, которое направленно на развитие навыков общения; рефлексию по поводу данного занятия и ритуал прощания.
В ходе работы используются: игровые методы, элементы тренинга, метод групповой дискуссии, проективные методики рисуночного и вербального типов, а также психогимнастика. Предпочтение отдаётся игре, т. к. она является ведущей формой организации общения детей этого возраста.
Наполняемость группы — 8-15 человек.
Основные принципы работы со школьниками на занятиях:
-создание условий для активного продуктивного общения, отработка стандартных коммуникативных речевых и игровых умений;
-развитие личностных особенностей (открытости, спонтанности и др.);
-расширение кругозора, систематизации знаний по интересующим детей вопросам, помощь в осознании себя, своих возможностей, закрепление правил общения.
Перед началом работы (на первом занятии) обязательно вместе с детьми принимаются правила (групповые нормы) поведения на занятиях.
Планируемые результаты
Универсальные учебные действия (УУД), которые формируются в ходе работы (далее указываются основные из них):
1. Личностные УУД:
- принятие социальной роли ученика;
-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
- овладение начальными навыками адаптации в социуме.
2. Регулятивные УУД:
-овладение способностью принимать и сохранять цели деятельности;
- освоение способов решения проблем творческого характера.
3. Познавательные УУД:
-овладение логическими операциями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий, простых причинно-следственных связей.
4. Коммуникативные УУД:
-задавать вопросы;
- излагать свое мнение и оценку событий;
- признавать возможность существования различных точек зрения;
- знакомиться, присоединяться к группе;
- благодарить;
-выразить свои теплые чувства к другому;
-принимать комплименты;
- извиняться;
- предложить помощь другу, проявить заботу;
- просить помощи;
-справляться со своими эмоциями;
-соблюдать правила игры;
-слушать и слышать собеседника;
-осознавать свои чувства и выражать их;
-договариваться о распределении ролей в совместной деятельности;
-находить «нравится» в «нужно»;
-доводить задание до конца.
Календарно-тематический план занятий
№ п/п | Тема урока | Содержание занятия | Перечень используемых упражнений. |
Секреты общения | |||
1 | Основные способы общения. | Понятие общения. Виды общения. Средства общения: речь, мимика, жесты, поза | Беседа об общении, видах общения. Упражнения: “Давайте познакомимся”, « Узнай по голосу», басня Л.Н. Толстого «Галка и голуби» |
2 | Секреты общения Называй человека по имени. | Закрепление знаний о средствах общения Секрет 1. Называй друга по имени, и он будет обращаться к тебе так же. | Упражнения: “Ласковое имя ”, “Лица”, “Маски”, “Жесты”, « Узнай по голосу», “Иностранец», «Эти разные слова» |
3-4. | Секреты общения. Внимание к окружающим людям. | Этикет, правила поведения. Тренинг сензитивности. Тренировка восприятия партнера в общении. Секрет 2. Будь внимателен к тем, кто тебя окружает, и люди будут уважать тебя. | Беседа об этикете, правилах поведения. Упражнения: “Опиши партнера”, “Маленький художник”, “Тропинка”, “Белые медведи”. Рассказ Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек» |
5. | Секреты общения. Умение слушать. | Рефлексия. Развитие внимания к окружающим. Осознание своих чувств. Помехи и затруднения в общении. Секрет 3. Умей внимательно слушать другого, и ты узнаешь много нового. Секрет 4. Будь вежлив, и у тебя будет много друзей. | Беседы о слагаемых общения, коммуникативной культуре, правилах вежливости. Упражнения: “Назови по имени”, “Прикосновение”, “Испорченный телефон”, “Слушаем тишину”, “Интонация”, “Сочиняем сказку”, “Если б я был волшебником”, “Подарок”, “Встречи”, “Царевна Несмеяна”, “Маленький художник”, “Волшебные картинки”, “Вежливые слова”, “Ссора”, “Магазин вежливых слов”, “Лужа”. Художественные произведения: Дж. Родари “Розовое слово “Привет” (урок 5), В. Осеева “хороший поступок” (урок 6). |
6. | Секреты общения. Правила вежливости. | ||
7. | Секреты общения. Вежливое отношение к людям. | ||
8. | Секреты общения. Взаимоуважение | ||
9. | Секреты общения Помогай людям | Тренировка внимания к окружающим людям. Секрет 5. Помогай людям, и люди будут помогать тебе | «Хороший поступок», «Лужа», «Помощница», «Чем я могу тебе помочь?», «Найди предмет», «Что ты будешь делать», «Рукопожатие» |
9. | Секреты общения. Умение понимать состояние другого. | Тренинг сензитивности. Тренировка восприятия партнера в общении. Секрет 6. Приноси радость людям, и ты будешь счастлив сам. | Беседа о причинах хорошего и плохого настроения. Упражнения: “Маски”, “Интонация”, “Цветопись настроения”, “Цветик-многоцветик”. |
10. | Секреты общения. Умение учитывать позицию другого. | Рефлексия. Развитие внимания к окружающим. Причины психологического дискомфорта, агрессии. Секрет 7. Умей поставить себя на место другого, и ты сможешь понять его поступки. | Беседа о причинах конфликтов, агрессии. Упражнения: “Ссора”, “Встреча”, “Жмурки”, “Ключ”, “Найди ведущего”, “На узкой тропинке”. |
11. | Секреты общения. Умение задавать вопросы вежливого обращения. | Вербальное общение. Конструктивные и деструктивные формы влияния на собеседника. Правила “хорошего слушания”. Интонирование голоса и результативность общения. Этикет отношений. | Беседа о правилах “хорошего слушания”. Упражнения: “Иностранец”, “На улице”, “Да” и “Нет” не говорите”. |
12. | Секреты общения Умение видеть в другом хорошее | Развитие наблюдательности Секрет 8. Умей видеть в другом человеке хорошее, и ты сам станешь лучше | «Так справедливее», «Ступеньки слов», «Ключ», «На узкой тропинке», «Что тебе во мне нравится» |
13. | Секреты общения Защити слабого | Развитие навыков взаимопомощи. Секрет 9. Защити слабого, и ты станешь сильнее. | «Уехали», «На улице», «Успокой девочку», Закончи рассказ», «Кто сильнее», «Ответь на вопрос». |
14. | Секреты общения Как ты хочешь, чтобы поступали с тобой | Развитие навыков общения и взаимодействия. Секрет 10 Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой | «Я и мое имя», «Опиши одноклассника», «Подарок», «Как ты себя поведешь», «Приглашение в гости2 |
15 | Обобщение | Рефлексия | Игры |
2. Учимся сотрудничать | |||
1-2 | “Как и почему начинаются ссоры?”. | Мотивировать учащихся на осмысление причин своих ссор, развивать навыки взаимодействия и сотрудничества. | «Ссора», «Взаимодействие», «Корабль», «Путаница», «Сад камней», «толкалки без слов», «да и нет», «Разожми кулак» |
3-4 | Мы – единая команда | Содействие осознанию учащимися качеств, необходимых для эффективного общения. | «Доброе животное», «Дракон кусает свой хвост», «Узнай по голосу», «Путаница», «Молекулы и атомы», «Гром, землятрясение, ураган» |
5 | Волшебная поляна | Формирование коммуникативных умений, развитие личностных особенностей. | «Угадай животное», «Волшебная поляна» |
6-7 | Учимся общаться | Мотивировать учащихся на осмысление и развитие своих коммуникативных потенциалов. | «Знакомство», «У меня зазвонил телефон», «Детская радиопередача», «Достань мяч», Рефлексия |
8 | “Свои и чужие”. | Развивать толерантное отношение к окружающим. | Сказка «Ежик» |
9 | Объединяемся играя | Сплочение, снятие напряжения, установление дружеских отношений | «Подари улыбку», «Здравствуйте», «Я знаю, что ты… «Мы похожи – мы отличаемся», «Путаница» |
10 | Хорошо ли мы знаем друг друга | Развитие наблюдательности, умение присоединяться и чувствовать, развитие умения работать в группе и парах | «Комплименты», «Мы тебя любим», «Распускающийся бутон» |
11-12 | “Девчонки = мальчишки = …?”. | Способствовать формированию у мальчиков и девочек позитивных установок друг к другу в ходе принятия совместного решения. | «Башня», «Совместное рисование», «Ну-ка все вместе» |
13 | Лесной охотник | Сплочение, развитие чувства коллективизма, умение управлять своим поведением | По методике Т.А. Кириленко |
14 | В гостях у Робинзона | Развитие творческого нестандартного мышления, формирование умения работать в группе | «Незаконченный рисунок», «необычные звери», «Несчастное дерево», «И снова животные», |
15-17 | Что такое дружба. “Друзья и недруги”. Учимся дружить | Дружба. Важность коммуникативных качеств (видеть и понимать сверстников, ценить каждого, выделять характерные черты).Содействовать осмыслению ценности дружеских отношений между людьми; развитие толерантного отношения к окружающим. | Беседа об уважении и принятии другого. Упражнения: “Экспресс-социометрия”, “Ценные качества”, “Игра в другого человека”, “Пожелания”. Л.Н. Толстой «Два товарища» «Паутина», работа в командах «мой идеальный друг, «Что важно для дружбы» |
18-19 | Планета- это мы | Навыки сотрудничества и умение соревноваться со сверстниками, правильно воспринимать и сравнивать свои достижения с успехами других | Разминка, «Работа в группах», «Обучение хорошим манерам», «Хорошие слова и чувства» |
Список использованной литературы.
Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе [Текст] / М. Р. Битянова. – М. : Совершенство, 1998. – 298 с. (Практическая психология в образовании).
Блинова, Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей Учеб. пособие [Текст] / Л. Н. Блинова. – М. : Издательство НЦ ЭНАС, 2002. – 136 с.
Григорьева, Т. Г. Основы конструктивного общения: Методическое пособие для педагогов-психологов [Текст] / Т. Г. Григорьева, Л. В. Линская, Т. П. Усольцева. – Новосибирск: Издательство Новосибирского университета, 1999. – 173 с.
Практическая психология образования: Учебное пособие для вузов [Текст] / И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Н. И. Гуткина и др. ; Под ред. И.В. Дубровиной. – М. : Просвещение, 2003. – 480 с.
Федоренко, Л. Г. Секреты общения [Текст] / Л. Г. Федоренко. – СПб. : КАРО, 2003. – 192 с.
Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и уроажнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; в 4-х томах. Т. 4. – М. : Генезис, 2001. – 160 с.
Груздева Ю.В. Классные часы с психологом» 1-4 классы М : Глобус», 2009
Сорокоумова Е.А. Уроки общения в начальной школе М,: АРКТИ, 2008
Образцова Т.Н. Психологические игры для детей, М.: лада, 2010
Майорова Н.П. Е.Е. Чепурных Обучение жизненно важным навыкам, М. 2002
Занятие №1
Цель:
- развитие навыков общения
- формирование положительного настроя и атмосферы принятия каждого
- развитие навыков сотрудничества
Разминка «Настроение». Знакомство.
Введение
Я предлагаю вам открыть новую страну, в которой мы с вами будем жить. Я знаю об этой стране мало. Знаю только, что в ней есть правила общения. Вот 2 из них:
Здесь не принято обижать людей, всех там принимают такими, какие они есть.
Если в этой стране начинается какое-нибудь дело – в нем участвуют все без исключения.
Вы спросите: «А если не все умеют делать это одинаково, что будет?» А ничего. Каждый делает свою часть работы, как умеет, а остальные ему помогают. Больше я ничего об этой стране не знаю, не знаю даже ее названия. Поэтому давайте начнем с того, что попробуем придумать для нее название.
Деление детей на группы. Каждая группа должна придумать название.
Обсуждение вариантов каждой группы и совместное нахождение 1 названия страны.
Игра «Ласковое имя»
Игра «Узнай по голосу»
Беседа.
Вы когда-нибудь задумывались над тем, как мы общаемся? Давайте подумаем, из чего состоит наше общение? Дискуссия Общение – это рассказ и взаимодействие.
Чтение басни Л.Н. Толстого «Галка и голуби»
ГАЛКА И ГОЛУБИ
(Басня)
Галка увидала, что голубей хорошо кормят,— выбелилась и влетела в голубятню. Голуби подумали сперва, что она такой же голубь, и пустили ее. Но галка забылась и закричала по-галчьи. Тогда ее голуби стали клевать и прогнали. Галка полетела назад к своим, но галки испугались ее оттого, что она была белая, и тоже прогнали.
Вопросы:
Почему галка решила прикинуться голубем?
Умела ли галка общаться так, как общаются голуби?
Почему галку не приняли обратно к своим?
Если бы героем басни был человек, как можно было бы назвать его поступок?
Ребята, что еще нужно для общения?
Ребята, а для чего человеку руки нужны?
Работать
Кушать
Писать
Делать что-нибудь.
А можно ли с помощью рук общаться? Да! Какими бывают наши руки? Добрыми! Да! Да! А плохими? Тоже.
Потрогайте руки друг друга. Что можно о них сказать? Они теплые, нежные, ласковые, добрые, мирные.
Можно ли обидеть человека, если у него такие теплые добрые руки? Нет!
Сообщение. С давних времен люди, всматриваясь в лица друг друга, пытались угадать настроение, характер человека.
Что же помогает нам общаться?
Что помогает понимать друг друга?
(Приглашаем двух учеников)
Предлагаем им поговорить друг с другом. А вы, ребята, слушайте внимательно. После этого разговора вам будут предложены некоторые вопросы.
и , вы готовы? Только при разговоре вам нужно стоять спиной друг к другу. Слушаем вас.
Получился ли разговор у? Нет! Почему?
Как-то неудобно, было трудно говорить, а поэтому неинтересно. Почему?
Глаза не помогают.
А если повернуться лицом друг к другу?
(Дети беседуют) Рассказывать оказалось легче? Почему? Вижу, что он рядом.
Назовите средства общения, которыми пользовались ребята.
Слово открывают карточки
Мимика на доске,
Жест ещё раз прочитываются
Поза
Голос
Мы- исследователи.
Найдём в словарях научные определения этих слов.
Что такое мимика?
Мимика - движения мышц лица, выражающие внутреннее душевное состояние.
Что такое жест?
Жест - движение руками, сопровождающее речь, для придания ей большей выразительности,
Что такое поза? Поза - это положение тела.
Молодцы!
Общение может нас развеселить и опечалить, может заставить помечтать, поразмышлять.
Оно делает нас добрее, умнее. Общение вводит нас в мир прекрасного.
Работаем со сказкой К.И. Чуковского.
Во время чтения вы все вместе будете пользоваться жестами, мимикой.
Цыплёнок.
Жил на свете цыпленок. Он был крошечный. Вот такой.
Но он думал, что он очень большой, и когда гулял по двору, то важничал и задирал кверху голову. Вот так. И была у него мама, которую звали Пеструшкой. Мама была вот такая.
Она очень любила цыпленка и кормила его червяками. И были червяки вот такие.
Как-то раз налетел на Пеструшку злой кот и погнал её к самому озеру. А был кот вот такой.
Цыпленок остался у забора один. Вдруг он увидел - взлетел на забор петух, вытянул шею - вот так - и во все горло закричал:
- Ку-ка-ре-ку! - И важно посмотрел по сторонам, - Я ли не удалец,
я ли не молодец!
Цыпленку это очень понравилось. Он тоже вытянул шею - вот так
- и что было силы запищал:
- Пи-пи-пи-пи! Я тоже удалец! Я тоже молодец!
Но споткнулся и шлепнулся в лужу. Вот так.
В луже сидела лягушка. Она увидела его и засмеялась:
- Ха-ха-ха! Ха-ха-ха! Далеко тебе до петуха!
А была лягушка вот такая.
Тут к цыплёнку подбежала мама. Она пожалела и приласкала его. Вот так.
Какими средствами общения мы пользовались?
Вывод. Для чего нужны средства общения?
Средства общения помогают выражать мысли и чувства.
Упражнение «Настроение»
Рефлексия
Сегодня я узнал…
Мне сегодня понравилось…
Я был недоволен…..
Я бы хотел….