Использование игры для выработки усидчивости, внимания и самоконтроля у детей с синдромом гиперактивности и неусидчивости

Копылова Татьяна Николаевна

В игре, как ни в какой другой деятельности, реализуется стремление ребенка в определенном возрасте приобщиться к жизни взрослых. Велико влияние игры на чувства детей. Она обладает притягательной способностью завораживать человека, вызывать волнение, азарт и восторг и  должна нормализовывать эмоциональную сферу, снимать эмоциональные барьеры и вести к появлению более высокоразвитых, прогрессивных форм эмоционального поведения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon ipolzovanie_igry_v_kor.organ_.povedeniya.ppt1.01 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование игры для выработки усидчивости, внимания и самоконтроля у детей с синдромом гиперактивности и неусидчивости Автор: педагог-психолог Копылова Татьяна Николаевна

Слайд 2

Дефицит активного внимания Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание Не слушает, когда к нему обращаются С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его. Испытывает трудности в организации. Часто теряет вещи. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий. Часто бывает забывчив. Двигательная расторможенность Постоянно ерзает. Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо). Спит намного меньше, чем другие дети, даже во мла­денчестве. Очень говорлив. Импульсивность Начинает отвечать, не дослушав вопроса. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешива­ется, прерывает. Плохо сосредоточивает внимание. Не может дожидаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза). Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабо управляемо правилами. Критерии гиперактивности

Слайд 3

Причины возникновения синдрома гиперактивности Психофизиологической основой гиперактивного поведения у ребенка может являться незрелость, несовершенство, нарушения или расстройства работы мозга (по типу малых мозговых дисфункций). Ведущую роль в формировании таких дисфункций играет патология беременности и/или родов. Социально – психологической фактор гиперактивного поведения у ребенка может являться неблагоприятная семейная обстановка: воспитание в неполной семье; частые конфликты; низкий уровень материальной обеспеченности семьи; низкий уровень образования у родителей Проявление гиперактивного поведения ребенка, захватывает несколько сфер, среди которых чаще всего встречается разные варианты сочетания трех симптом: избытка двигательной активности с нарушением координации движения; нарушения эмоционального поведения - быстрая смена настроения; дефицит внимания. Для лечения и коррекции гиперактивного поведения применяются: медикаментозная терапия (психостимуляторы); психотерапия (медитация, аутогенная тренировка, семейная психотерапия, поведенческая терапия); специальное обучение (классы - коррекции )

Слайд 4

КАК ПОМОЧЬ ГИПЕРАКТИВНОМУ РЕБЕНКУ? Прежде всего необходимо образовать родителей. Они должны знать все о данном синдроме. Не выступать против ребенка, а помочь ему, оказать поддержку со стороны взрослых и сверстников, научиться эффективно управлять состоянием больного. У гиперактивных детей больше проблем в саду, в школе, чем дома, поскольку в саду и в школе для него слишком много правил. Один на один ребенок показывает лучший результат, чем в группе. Объяснить детям, в чем проблема данного ребенка(не может долго усидеть на месте, концентрировать внимание). Призвать к помощи, а не вешать ярлык «плохой» ,уменьшить рабочую нагрузку, чтобы она соответствовала возможностям ребенка ,менять виды занятий и делать частые перерывы.

Слайд 5

Коррекционная работа должна соответствовать двум обязательным условиям: Развитие и тренировку слабых функций следует проводить в эмоционально привлекательной форме, что помогает переносить предъявляемую нагрузку и стимулирует самоконтроль; Подбор таких игр, которые, обеспечивая тренировку одной способности, не возлагали бы одновременной нагрузки на другие способности. При всем желании гиперактивный ребенок не в состоянии выполнить правила поведения на уроке: чтобы он сидел спокойно, был внимательным и одновременно сдержанным в течение достаточно длительного времени? Никогда! Поэтому основное правило: когда вы предъявляете ребенку игру, требующую напряжения, сосредоточения, произвольного распределения внимания, следует до минимума сократить нагрузку на самоконтроль импульсивности и не ограничивать двигательную активность.

Слайд 6

Игра «Волшебные ворота». Психолог проходит через ворота, встает за ними и говорит «Доброе утро дети, я люблю вас!» «Доброе утро, Татьяна Николаевна, мы любим Вас!». Дети по одному проходят в «волшебные ворота» - «Доброе утро, ребята я люблю вас!», каждый ребенок говорит стоящему в воротах «Мы любим тебя, Яна!» и т.д. пока через ворота не пройдут все дети. Игра «Добрые слова» Взрослый держит в руке мяч, затем передает его ребенку, говоря ему добрые слова и пожелания, затем ребенок передает следующему ребенку и так далее пока мяч снова вернется к ведущему пожеланиями и добрыми словами.

Слайд 7

Игра «Расставь посты» Цель: развитие навыков волевой регуляции, способности концентрировать внимание на определенном сигнале. Дети маршируют под музыку друг за другом. Впереди идет командир, который выбирает направление движения. Как только командир хлопнет в ладоши, идущий последним ребенок должен непременно остановиться. Все остальные продолжают маршировать и слушать команды. Таким образом, командир расставляет всех детей в задуманном им порядке (в линейку, по кругу, по углам и т.д.). Игра: «Слушай хлопки» Цель: тренировка внимания и контроль двигательной активности. Все идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направление. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны) или какую-либо другую позу. Если ведущий хлопнет 2 раза, играющие должны принять позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

Слайд 8

Игра: « Передай мяч» Цель: снять излишнюю двигательную активность. Сидя на стульях или стоя в кругу, играющие стараются как можно быстрее передать мяч, не уронив его, соседу. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч друг другу или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, попросив детей играть с закрытыми глазами или использовать в игре одновременно несколько мячей.

Слайд 9

КРИЧАЛКИ-ШЕПТАЛКИ-МОЛЧАЛКИ Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции. Из разноцветного картона надо сделать три силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь «кричалку», можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтую ладонь – «шепталку» модно тихо передвигаться, шептаться; синюю ладонь – молчалку, дети должны замереть на месте, лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчалкой». После того как дети в конце игры лягут на пол, можно включить спокойную музыку.

Слайд 10

Можно использовать в группе воспитателю следующие приемы : Игра: «Торт» Положите ребенка на коврик, Вокруг его сверстники. Взрослый: «Сейчас мы из тебя будем делать торт». Один участник – мука, другой - сахар, третий-молоко, четвертый-масло и т.д. Взрослый- повар, сейчас он приготовит великолепное блюдо. Сначала надо замесить тесто. Нужна мука-мука, руками посыпает тело лежащего, слегка массируя и пощипывая его. Теперь нужно молоко- молоко разливается руками по телу поглаживая его. Необходим сахар - он посыпает тело, и немного соли - чуть-чуть, нежно прикасается к голове, рукам , ногам. Замешиваем тесто, хорошенько разминая его. А теперь тесто кладется в печь и там поднимается – ровно и спокойно лежит и дышит, все составляющие его: мука,, соль и др. - тоже дышат, как тесто. Наконец, тесто испеклось. Чтобы торт был красивый, надо его украсить кремовыми цветами. Все участники, прикасаясь к «торту», дарят ему свой цветок, описывая его.

Слайд 11

РЕЛАКСАЦИЯ Спокойная музыка, дети ложатся на коврик. Закрывают глаза, им предлагается представить, что они на берегу синего озера, лежат на песке и т.д. Взрослый читает: Реснички опускаются, глазки закрываются. Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем. Засыпаем, отдыхаем. Дышится легко, ровно, глубоко. Будто мы лежим на травке На зеленой мягкой травке греет солнышко сейчас, Руки теплые у нас. Жарче солнышко у нас. Ноги теплые у нас. Дышится легко, ровно, глубоко Хорошо нам отдыхать, Но уже пора вставать. Крепче кулачки сжимаем, Их повыше поднимаем. Потянуться, улыбнуться, Всем открыть глаза и встать. Детям очень нравится эта игра с элементами массажа

Слайд 12

Игра: «Час тишины и час «можно» Цель: дать возможность ребенку сбросить накопившуюся энергию, а взрослому – научиться управлять его поведением. Договоритесь с детьми, что, когда они устанут или займутся важным делом, в группе будет наступать час тишины. Дети должны вести себя тихо, спокойно играть, рисовать. Но в награду за это иногда у них будет час «можно», когда им разрешается прыгать, кричать, бегать и т.д. «Часы» можно чередовать в течение дня, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в вашей группе. Лучше всего заранее оговорить, какие конкретные действия разрешены, а какие запрещены. С помощью этой игры можно избежать нескончаемого потока замечаний, которые взрослый адресует гиперактивному ребенку (а тот их «не слышит»). Игра в кляксы. Помогает ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей. Свободное или тематическое рисование. Иногда дети окрашивают лицо или фон вокруг тем цветом, который у них ассоциируется с тем или иным эмоциональным состоянием. Многие для показа гнева используют черную или красную краску. С помощью цвета ребенок может сказать о своем эмоциональном состоянии. Многие дети с пониженным фоном настроения любят сиреневые и лиловые тона. Серые и коричневые тона часто употребляются напряженными, конфликтными и расторможенными детьми. (М. Люшер считает, что пристрастие к серым и коричневым тонам свидетельствует о желании расслабления и покоя). Тематическое рисование на занятиях психогимнастикой обычно направлено на выявление страхов у детей. Сам процесс рисования способен влиять на поведение детей: они делаются спокойнее и доступнее. Музыка - доступна детям, не требует предварительной подготовки. С давних пор используется, как лечебный фактор В. М. Бехтерев считал, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить

Слайд 13

Использование приемов в игре: 1.Осуществление ребенком контроля за другими детьми (дежурный на занятии, ведущий в игре, помощник инструктора и т.п.). 2.Можноиспользовать часы на занятии, а ребенку предложить роль – хранителя времени. 3. Использование ритмов с большими паузами или ритмичную музыку. « Уголок тишины » специально выделенное место( регулирование усидчивости и поведения)То место, где ребенок может посидеть один и поработать, можно предложить конструирование, лепка, рисование (продуктивные виды деятельности). "Аквариум" Ребенку дается чистый лист бумаги. Творческое задание: нарисовать рыбок, ракушки и аквариумные водоросли разными видами линий, чтобы не было двух одинаковых рыбок, ракушек, растений. "Вяжем кофту" Перед ребенком на листе прорисован контур "кофты". Задача ребенка – прорисовать горизонтальные петлеобразные линии, начиная снизу и постепенно подвигаясь вверх – "связать кофту".

Слайд 14

Работа с родителями Существует многократно проверенный в д/с метод, способствующий снятию напряжению у родителей и улучшению детско-родительских отношений. Он заключается в обмене между педагогом и родителями «карточки - переписки». В конце дня воспитатель записывает информацию о ребенке на заранее приготовленной картонной карточке. Совместная работа родителей и ребенка.

Слайд 15

Игра «Трио». Возраст: от 5 лет и старше. Цель: Научить детей взаимодействовать друг с другом, отработка коммуникативных навыков, развитие навыков общения. Количество играющих: от 3 детей до 5. Нарушения: СДВГ, нарушения в общении, нарушения эмоционального контакта, неуверенность. Описание игры: Трое играющих становятся плечом к плечу. Первый ребенок ставит левую ногу в картонную коробку (или на лист бумаги). В ту же коробку ставит правую ногу второй играющий , свою левую ногу он ставит в другую коробку, и туда же ставит правую ногу третий ребенок. Задача игроков — пройти всем вместе некоторое расстояние. Потом к ним может присоединиться четвертый человек, пятый. Сколько детей смогут ходить вместе?

Слайд 16

В игре, как ни в какой другой деятельности, реализуется стремление ребенка в определенном возрасте приобщиться к жизни взрослых. Велико влияние игры на чувства детей. Она обладает притягательной способностью завораживать человека, вызывать волнение, азарт и восторг и должна нормализовывать эмоциональную сферу, снимать эмоциональные барьеры и вести к появлению более высокоразвитых, прогрессивных форм эмоционального поведения.