Развитие нравственных представлений в коррекционно – развивающей работе педагога – психолога.

Развитие нравственных представлений в коррекционно – развивающей работе педагога – психолога.

В наше время, когда людям так не хватает эмоционального контакта и понимания, часто можно встретить детей с повышенной конфликтностью. Никого уже не удивит статистика о детской преступности. Взрослые порой не знают, как побороть возрастающую детскую враждебность, жестокость, как привить нравственные эталоны поведения.
В качестве основных причин проявления у детей этих качеств являются:
1. проявление насилия по ТВ;
2. экономическое неблагополучие семьи;
3. социальная нестабильность в обществе;
4. недостаток воспитания;
5. низкий уровень эмоционально – волевой сферы;
6. несформированность механизмов саморегуляции поведения;
7. недостаток развития речи;
8. негативное отношение взрослого к ребёнку, проявление насилия;
9. низкий уровень интеллектуального развития.
Задача взрослых – содействовать формированию у детей позиции ненасилия.
У детей 5-7- лет  девиантное поведение зачастую становится защитным механизмом, что объясняется эмоциональной неустойчивостью. Многого ещё не зная и не умея, дети часто нарушают установленные нормы, ведут себя неадекватно.  Детям сложно разобраться в мире человеческих отношений, освоить язык чувств. В своей работе я использую коррекционно – развивающую программу, состоящую из 21 занятия; в процессе которой решаются такие нравственные задачи как:
- раскрытие сущности померных понятий  - «добро» и «зло», и эмоций, которые им соответствуют
- знакомить детей с характеристикой эмоциональных состояний присущих человеку
-  учить видеть эмоциональное состояние другого и собственный эмоциональный образ, соотнося его с конкретной ситуацией
-  развивать эмоциональную произвольность
- учить  конструктивным способам управлять  собственным поведением ( снимать напряжение, избавляться от злости, раздражительности, разрешать конфликтные ситуации и т.д. )
В качестве основных методов и примеров используются:
- имитационные игры
- социально – поведенческий тренинг
- психогимнастика
- чтение и обсуждение художественных произведений
- обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них
- примеры выражения своего эмоционального состояния в рисунке, музыке
- диагностика отношений ребёнка к обсуждаемой теме, проблеме.
  Отработка необходимых поведенческих навыков осуществляется через активное участие каждого ребёнка в тренинговых упражнениях, позволяющих осуществлять коррекционно - развивающее воздействие на детей, проявляющих признаки агрессивности.
  У детей формируются знания об эмоциональном мире человека и способах управления им. Развивается потребность оказывать  помощь сказочным персонажам, близким, сверстникам. У детей формируется доброжелательное отношение и поведение. Большое внимание уделяется обучению детей конструктивным способам решения конфликтной ситуации. Делается акцент на формирование осознанного отношения детей к социальным нормам поведения. Поддержанию интереса к занятиям способствует использование сказочных сюжетов: злой и добрый волшебники, гномики, сказочная тарелочка, мальчик Антошка и т.п.Каждый ребёнок имеет право высказать своё мнение.
  Для самовыражения на занятиях предусматривается использование  рисуночных методик, в основе которых лежит моделирование ситуации успеха, ощущения удовольствия. Этому помогают такие приёмы: дорисовывание пиктограмм, рисование про контуру, «кляксография» и т.д. Занятия иногда заканчиваются прослушиванием музыки или хоровой декламацией детских песенок или речёвок. После проведения коррекционно – развивающей работы у детей наблюдаются:
1. исчезновение или уменьшение в поведении агрессивных тенденций и появление доброжелательности;
2. преобладание положительных эмоций;
3. способность сдерживать недружелюбные эмоции;
4. изменение характера детских рисунков.
 Тематика и количество занятий может меняться ( дополнена, увеличена или уменьшена ) в зависимости от проблем конкретных детей.