"Организация профориентационной работы в школе" (опыт работы)

Описана система профориентационной работы в школе со всеми участниками учебно-воспитательного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шурышкарский район

Ямало-Ненецкий автономный округ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«МУЖЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ИМЕНИ Н.В.АРХАНГЕЛЬСКОГО»

Опыт работы по профориентационной работе

Цель профориентационной работы в нашей школе:

- оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;

- выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Задачи профориентационной работы:

  1. Повысить уровень психологической    компетенции учащихся посредством вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании.

2. Формировать у школьников положительное отношение к себе, чувство изначальной ценности как индивидуальности, уверенности в своих способностях применительно к реализации себя в будущей профессии.

3. Ознакомить учащихся со спецификой  профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях безработицы и конкуренции.

4. Привлечь к деятельности всех участников педагогического процесса, в том числе и родителей учащихся.


Основные направления профессиональной ориентации учащихся:

- Профессиональной просвещение;

- Профессиональная диагностика;

- Профессиональная консультация и др.

С учетом психологических и возрастных особенностей школьников можно выделить следующие этапы, содержания профориентационной работы в школе.

Этапы и содержание профориентационной работы в школе:

1-4 классы:

- Формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;

- Развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую;
- Постепенное расширение представлений о мире профессионального труда;

5-7 классы:

- Развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;

- Представления о собственных интересах и возможностях;

- Приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики.
8-9 классы:

- Групповое и индивидуальное профконсультирование, с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;
- Профессиональное самопознание;

10-11 классы:

- Коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.
Направления и формы профориентационной работы в школе:

Работа с учащимися:

 - Оформление уголка по профориентации,

- Осуществление взаимодействия с учреждениями дополнительного образования.

- Профориентационные мероприятия: викторины, беседы, тематические классные часы, цикл занятий («Азбука профориентации XXIвека» 9 классы);
- Тестирования и анкетирования учащихся, с целью выявления профнаправленности;

  1. Дифференцированно-диагностический опросник Климова (направлен на выявление склонности (предрасположенности) человека к определенным типам профессий),
  2.  Карта интересов,
  3. Профиль.
    - Консультации:
  4. По выбору профиля обучения (инд., групп.).
  5. «Куда пойти учиться…»;
  6. «Рынок труда сегодня»;
  7. «Профессии и здоровье. Стоит задуматься».
  8. «Профессия и вредные привычки».


- Расширение знаний в рамках школьных предметов (труд 5-7 классы, ИКТ 7-11 классы .);

- Организация и проведение экскурсий на предприятия:

  1. РОВД;
  2. Пожарную часть;
  3. Судебные органы;
  4. Музей;
  5. Коми избу;


- Встречи с представителями различных профессий;

- Участие в конкурсах декоративно-прикладного и технического творчества. Привлечение к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе, в учреждениях дополнительного образования;
- Проведение недели профориентации, олимпиады, конкурсов рисунков по профессиям.

- изготовление памяток, буклетов, оформление стендов по профориентации.
Работа с родителями:


- Проведение родительских собраний;

- Индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий, учебного заведения учащимися.

Перспективы профориентационной работы:

- Выработка системы тесного сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с центром занятости населения;
- Организация взаимосвязи школы, семьи, службы занятости, общественных молодежных организаций;
- Привлечение родителей учащихся для профориентационной работы;

- Пополнение библиотечного фонда литературной по профориентации и трудовому обучению;
- Создание из числа старшеклассников группы профинформаторов для работы с младшими школьниками;
- Разработать рекомендации классным руководителям по планированию профориентационной работы с учащимися различных возрастных групп;

- Создание на школьном сайте  раздела «Профориентация»;

Педагог-психолог Т.С. Порывкина