ТРЕНИНГ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ .

ТРЕНИНГ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ .

ПРОВЕЛА  педагог-психолог д-с № 27 Чуракова Елена Петровна
ЦЕЛЬ познакомить родителей с различными типами воспитания детей старшего дошкольного возраста.
ХОД
Здравствуйте, уважаемые родители ! Спасибо, что нашли время и пришли на сегодняшний тренинг, посвященный вопросам воспитания детей, общения с ними, нахождении оптимальных методов решения конфликтных ситуаций, которые нередко возникают из-за непослушания или плохого поведения ребенка.
Для того , чтобы нам было легче общаться, предлагаю вам сделать визитную карточку, которая может быть любой по форме, размеру, цвету и украсьте по вашему художественному вкусу. Важно, чтобы на карточке было указано ваше имя, которым вы хотите, чтобы вас называли.
Возьмите листок бумаги, ножницы, выберите карандаши и оформите свой бейджик в свободной форме.
На это задание даю 5 минут. С помощью булавки закрепите свои визитки на одежде и можете вернуться на свои места.
А сейчас мы будем знакомиться .Я буду передавать игрушку , у кого игрушка окажется в руках , тот отвечает на два вопроса :
- как его зовут ?
-почему бейджик оформлен именно так ?
Здесь нужно попытаться обьяснить , почему использованы такие цвета, форма, что это для вас значит.
Ну вот мы свами и познакомились. Каждый из вас индивидуален. Это мы увидели даже из оформления ваших бейджиков, вы использовали разные цвета, по разному украсили свои визитки.
Показательно и то , что у каждого из вас не только разные цвет волос, глаз ,голос и свой неповторимый и индивидуальный жизненный опыт, которым  мы поделимся , вы поделитесь друг с другом.

Для того, чтобы нам было легче общаться, я предлагаю некоторые правила общения в группе:
1 Не перебивать друг друга.
2 Доверительный, доброжелательный тон общения.
3 Общение по принципу « здесь и теперь «, говорим от 1 лица ( « Я .. « ), рассказываем о своих проблемах , а не о проблемах посторонних людей, которые на тренинге сейчас не присутствуют.
4 Искренность в общении: говорим правду или молчим.
5 Помним, что поведение человека и его личность—это не одно и тоже. Каждый из нас индивидуален, не следует критиковать личность другого. Можно оценивать только его высказывания и поступки.
6 Стараемся видеть сильные стороны выступающего.
Вы согласны с этими правилами ?


Теперь, соблюдая эти правила, мы предлагаем вам поиграть. Игра называется « Грецкий орех «. Сейчас мы перед вами высыпем грецкие орехи и каждый возьмет себе по одному. Вам дается одна минута , чтобы вы его рассмотрели, обратили внимание на его размер, форму, цвет, рисунок прожилок, дефекты и т.д. То есть запомнить свой орех, чтобы его потом найти.
Теперь я соберу орехи и перемешаю. Найдите свой орех ( выполняем ).
Ответьте пожалуйста на вопросы:
-как вы нашли свой орех?
-что вам помогло, подсказало ( цвет, форма, размер и т.д. )?
На первый взгляд все орехи одинаковые, но если приглядеться – одинаковых нет, а все очень разные и индивидуальные. Так и люди, особенно дети: очень разные, запоминающиеся, у каждого свои неповторимые «чёрточки2. Нужно их только почувствовать и понять.
Каждый из нас выбирает свою тактику поведения, которую он применяет во всех сферах жизни – семье, работе, отношениях в обществе, воспитании детей.

Расскажите. каким вы хотите видеть вашего ребёнка?
По очереди называйте желаемые качества, а мы будем записывать на доске.
примерный перечень:
послушный
хорошо ест
умеет сам одеваться
не дерётся
хорошо засыпает
добрый
общительный
ласковый
смелый
умеет постоять за себя
хорошо говорит
хорошо рисует ит.д.
( если родители не упомянут «послушный» добавить самой).


Давайте подробнее остановимся на таком качестве , как послушание. Для чего оно нужно?
Обратите внимание  на примерный перечень качеств послушания
- чтобы ребенок не мешал взрослому заниматься своими делами
- чтобы учился учитывать интересы других людей
- приучался к порядку, дисциплине
- предотвращал возможные негативные последствия непослушания для личной безопасности ребенка
- иметь возможность его чему-нибудь научить
-чтобы он соблюдал режим
- не конфликтовал со сверстниками и взрослыми
- был управляем и т.д.
Вы согласны с данными утверждениями таких качеств послушания. Желаете что-то добавить?
При воспитании тех или иных качеств, следует понять с какой целью вы их воспитывает  в своих детях : с целью ввести в социум, развить в нем личностные положительные качества или же с целью удобства и выгоды для себя. Посмотрите на доску и скажите, какие из перечисленных качеств послушания  подразумевают удобство для взрослого ? За каждой из формулировок : « чтобы он не мешал взрослому заниматься своими делами « и например « Учиться учитывать интересы других людей « скрываются разные ценности. Очевидно, что этот аргумент ( не мешал взрослому и .. ) не несет ценности развития личности ребёнка, а подразумевает «удобство» взрослого. А вот второй аргумент – содержит ценность для развития личности ребёнка.

Расскажите, а как вы обычно добиваетесь послушания, какими методами ( назовите возможные методы наказания ). А мы запишем на доске:
шлепают
ставят в угол
ругают
лишают развлечений, сладкого, подарков
используют крик
читают нотации
стараются объяснить, уговорить
переключить внимание
обидеться
использовать игровые приёмы и т.д.

Чтобы не испортить отношения с самым своим любимым, родным и близким человеком, наказывать нужно правильно и справедливо.
Сейчас мы с вами потренируемся: выберите один из трёх вариантов ответов на заданную педагогическую ситуацию.

1ситуация.
Дети часто тащат из садика игрушки или вещи. Уж очень понравилось.
1вариант: родители закатывают скандал.
2вариант: родители не обращают внимания.
3вариант: родители идут вместе с ребенком и возвращают вещь хозяину. +

2ситуация.
Маша нарисовала фломастером на обоях.
1: мама и папа в восхищении «Растёт художник».
2: прочитает нотацию «А наша соседка Леночка никогда не рисует на обоях».
3: купите бумагу для рисования и переключите внимание ребёнка на другие изобразительные средства. +

3ситуация.
1:  Со всеми бывает. Махнул рукой, стакан опрокинулся, молоко вылилось на пол, на стол, на майку.
1: злобно закричать о том, откуда руки растут.
2: ребёнок не совершал плохого поступка – дайте ему тряпку, пусть вытрет сам. +
3: поставите за провинность в угол.

Такие методы, как физическое наказание, окрики, лишение общения, напугать ребенка – унижает его достоинство, лишает доверия к взрослому, заставляют почувствовать себя нелюбимым. В результате таких воздействий, взрослый преследуя благую цель, на самом деле может нанести вред психическому здоровью ребёнка.  

Верным выходом из сложившейся ситуации может быть использование в общении с ребёнком таких методов, как:
-переключение внимания;
-стараться объяснить, уговорить;
-использовать игровые приёмы;
-не обращать внимание на капризы ребёнка, отойти в сторону, что бы он видел, что его поведение на вас не оказывает внимания.
Эти методы эффективны и положительны по своим последствиям, т.е. ребёнок не испытывает угнетения, обиды, страха, не теряет контакта со взрослыми.
- получает положительные образы действий;
- проявляет собственную инициативу;
- сохраняет положительные ощущения.

А сейчас я немного расскажу о моделях личностного развития ребёнка.
Думаю, что вы знаете, что фрагмент личности закладывается в раннем возрасте и во многом определяет её особенности в последующие годы жизни. При реализации взрослыми принципов авторитарной педагогики у ребёнка происходит накапливание негативного опыта контактов со взрослыми, формируется недоверие к окружающему миру, низкий уровень инициализованности, любознательности, формируется неуверенность в себе, тормозится проявление детской непоследовательности, часто провоцируется проявление робости, колорикатности, агрессивности.
Напротив, следование принципом личностно – ориентированной педагогики способствует накоплению у ребёнка позитивного опыта общения со взрослыми, даёт ему возможность развить инициализованность, активность, познавательные способности, уверенность в себе, доброжелательное отношение к окружающим.
Например: ребёнок заболевает. Когда он плохо себя чувствует, он капризничает, может ударить, нагрубить, разбить что-то и т.д. Он не слушается и вредничает, потому что его колбасит. Желательно не ругать ребенка в этой ситуации, а успокоить, переключит внимание.

Другая ситуация: незнакомое место, незнакомы люди. У ребёнка может возникнуть личный стресс ( в гостях, транспорте ). В  этой ситуации неуместно ругать и шлёпать ребёнка. Лучше отвлечь, успокоить, переключить внимание.
Часто проблема непослушания возникает из-за недооценки нами взрослыми присущего детям стремления к познанию мира: лезут в розетку, едят помаду, высовываться из окна и т.д.
До 3 лет наказывать бесполезно, лучше обезопасить окружающие предметы, закрыть розетки, убрать утюг и т.д.
В старшем возрасте, если ребёнок это делает сознательно, лучше усадить  в «кресло размышлений». Пусть посидит и подумает, что произошло. когда время наказания закончится, он должен прийти к вам и сказать: «Я сидел в кресле размышлений потому что...». Важно, чтобы ребёнок понял, почему так нельзя поступать.
Помните: стоять в углу унизительно.
Часто дети совершают подлости. И эти поступки заслуживают серьёзного внимания. Например, дети играют в прятки. Вашего ребёнка застукали первым, и он от обиды начинает бегать или подсказывать ведущему, или подходит к взрослому и рассказывает о других делах подлости.
Если ребёнок так делает первый раз, поговорите, расскажите, что вы очень огорчены.
Если ребёнок подличает уже не первый раз – наказывайте: лишайте сладкого, развлечений.
Но главное объясните, что плохого в таком поступке и убедитесь, что ребёнок понял. Главное правило наказания – понять, почему ваш ребёнок подрался, съел помаду, дал вам в глаз, орёт в магазине и т.д. От причины преступления зависит и справедливое наказание.

Мышечная релаксация.
( обучение методам саморегуляции ).
Сегодня мы выполним некоторые упражнения на саморасслабление. Они помогут вам научиться расслабляться и помогут избавиться от неприятных ощущений в теле. Эти упражнения короткие и простые. Ими вы можете пользоваться незаметно для окружающих.
Но есть некоторые правила, которые нужно соблюдать, что бы они принесли пользу:
-вы должны делать именно то, что я вам говорю, даже если это кажется вам неправильным
-вы должны делать это старательно
-вы должны прислушиваться  к ощущениям своего тела. Обращайте внимание на то, как чувствуют себя мышцы, когда они напряжены или расслаблены.

                          
                                            Упражнение «Лимон».

Закройте глаза. Представьте, что в вашей руке находится целый лимон. Ка можно сильнее сожмите его. Постарайтесь выдавить из него сок. Почувствуйте, как напряглись ваши рука и ладонь, когда вы сжимаете лимон.
Обратите внимание на свои ощущения, когда рука расслаблена.
Теперь мысленно возьмите другой лимон и сожмите его.
Постарайтесь сжать его сильнее, чем первый.
Прекрасно.
Вы прилагаете все силы.
Теперь выбросите этот лимон, расслабьтесь.
Неправда ли, насколько лучше чувствуют себя ваши руки и ладонь, когда они расслаблены.
И снова возьмите лимон левой рукой и постарайтесь выжать из него весь сок до последней капли.
Прекрасно.
Теперь расслабьте руку, пусть он выпадет.
Оставайтесь расслабленными. Пусть всё тело станет слабым и безвольным, почувствуйте, как каждый «мускул распускается». Через несколько минут я попрошу вас открыть глаза. Эти упражнения можно повторять дома и вместе с детьми. Медленно потянитесь и откройте глаза.

Рефлексия.

А теперь давайте подведём итоги нашей сегодняшней встречи.
Прошу каждого, передавая мячик высказать о том:
- понравилась ли вам такая форма работы с родителями, небыло ли скучно;
- что интересного  узнали, полезного для себя4
 - чтобы вы нам посоветовали, порекомендовали для будущей совместной работы.