ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ

 

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ

    Каталог:

1. Развитие произвольного внимания – «Сыщики»

2. Развитие умения понимать и принимать поставленную задачу

3. Развитие навыков наблюдательности

4. Развитие навыка координации слухового аппарата и двигательного анализатора

5. Формирование навыка развития самоконтроля

 

1.      «Сыщики»

Цель: развитие произвольного внимания на базе совершенствования планирующей функции речи.

Используется любой бланк «корректурной пробы».

1.        Создание и обсуждение проблемной ситуации

Проблемная ситуация 1.

«Найди девочку, которая улыбается, с черными волосами и черным бантиком».

2.        Обучение навыку создания плана действий в заданной ситуации: я буду работать построчно, буду анализировать каждый объект, зачеркивать буду только соответственно инструкции.

3.        Время выполнения задания 3- 5 минут.

4.        Обсуждение: что помогло тебе справиться с заданием?

 

 

1.         Создание и обсуждение проблемной ситуации

 

Проблемная ситуация 2.

 «Тебе предлагается заполнить определённым цветом, заранее вырезанную фигуру, стараясь не пропускать клетки».

2.         Время выполнения задания  5 минут.

3.         Пропуски психолог (или другой ребёнок), заполняет другим карандашом.

4.         Обсуждение: проводится анализ цветовой целостности фигуры.

 

Проблемная ситуация 3. «Звёздный десант»

 «Выполнить задание ребёнку предлагается на специальном бланке. Ставится задача – высадить десант на чужом корабле. Победу одерживает тот, у кого больше десантников высадится на чужом корабле».

1.         Время выполнения задания  7 минут.

2.         Обучение навыку создания плана действий в заданной ситуации.

3.         Обсуждение: какая у тебя была тактика, доволен ли ты результатом, что можно было делать не так, чтобы добиться победы?

Занятие 2.2. Развитие умения понимать и принимать поставленную задачу

Игра «Пляшущие человечки»

Ход игры: нарисуйте на листе бумаги несколько рядов пляшущих человечков 3-4 видов. Например, например, один человечек, у которого ножки вместе, а руки в стороны, другой ножки в стороны, а руки вниз, третий – руки и ноги в стороны, а четвертый стоит смирно. Эти рисунки могут чередоваться в любой последовательности. Предложите ребёнку в течение некоторого времени рассмотреть рисунки человечков, а потом отметить только тех, которые стоят смирно, обводя их кружочком. Игру можно усложнить, вводя новые типы фигурок или дополнительные детали (шляпки разных видов) и т.д.

Игра «Послушай тишину».

Ход игры: По первому сигналу взрослого дети начинают бегать по комнате. Кричать, стучать и т.д. По второму сигналу они должны быстро сесть на стулья и прислушаться к тому, что происходит вокруг. Затем дети рассказывают, кто, что услышал?

 

Игра – задание «Подсчитай правильно».

 Ход игры: Во время чтения небольшого рассказа им предлагается следить за словами, начинающимися с определенной буквы и посчитать их. После окончания чтения дети называют получившиеся цифры. При вторичном чтении рассказа проверяется правильность выполнения задания.

 

 

 

 

Занятие 2.3.

Цель: развитие навыков наблюдательности

 «Что изменилось». Дети стоят парами, напротив друг друга. По команде ведущего один ребенок из пары отворачивается, а другой меняет 1-2 элемента своей одежды (например, расстегивает верхнюю пуговицу на рубашке и т.д.). Его партнер должен угадать, что изменилось.

Игра «Что изменилось? »

Ход игры: для начала поставьте на стол 3-4 игрушки, дайте ребенку рассмотреть их 2-3 минуты. Затем попросите его отвернуться и уберите одну из игрушек. Когда ребёнок повернётся попросите его определить, что изменилось? Игрушки можно менять местами. Также полезно использовать вместо игрушек объёмные геометрические фигуры, разных цветов, спрашивая, какую фигуру убрали и какого цвета?

Игра «В магазине зеркал»

Цель: развивать наблюдательность, внимание, память. Создание положительного эмоционального фона. Упражнять чувство уверенности, а также умение подчиняться требованиям одного.

Ход игры: В магазине стояло много больших зеркал. Туда вошел  человек, на плече у него была обезьянка (выбирается заранее). Она увидела себя в зеркалах (зеркала - дети) и подумала, что здесь другие обезьянки. Стала корчить  им рожицы. Обезьянки ответили ей тем же. Она погрозила им кулаком, и ей из зеркал погрозили, она топнула ногой, и все обезьянки топнули ногами. Что ни делала обезьянка, все остальные в точности повторяли её движения.

Занятие 2.4. «Четыре стихии»

Цель:  развитие навыка координации слухового аппарата и двигательного анализатора.

Вначале индивидуально с каждым ребёнком прорисовывается стихия и действия ребёнка.

Играющие дети сидят по кругу.

 

1.      Создание и обсуждение проблемной ситуации

Проблемная ситуация 1.

 «Если ведущий  скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» - вытянуть руки вперед, слово «воздух»- поднять руки вверх, слово «огонь»- произвести вращение руками в локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим».

Проблемная ситуация 2.

Ребята кладут на колени ладони.  «Психолог называет птиц, зверей, насекомых, цветы и т.д. При назывании летающего объекта все должны, не отрывая ладоней от коленей, поднять пальцы вверх. Кто ошибается, выбывает из игры».

Проблемная ситуация 3.

«Когда ведущий будет хлопать в ладоши, все должны будут принять соответствующую позу:

Один хлопок – поза аиста (руки в сторону, стоять на одной ноге);

Два хлопка – поза лягушки (присядь, пытки вмести, носки врозь, колени разведены, руки между ногами на полу).

Три хлопка – поза коровы (встать на четвереньки и произнести «му»)».

2.      Обучение навыку создания плана действий в заданной ситуации.

3.         Обсуждение: что помогло тебе выиграть?

Занятие 2.5. Формирование навыка развития самоконтроля

Спортивная - игра «Турнир»

Цель: воспитывается произвольный контроль, корректируется аффективное поведение, развивается смелость, уверенность в себе, ребёнок становится в разные позиции: соревнующегося, судьи, зрителя.

Ход игры: Дети выбирают судью и спортсменов. Проводятся спортивные игры:

А). «Попади в кеглю». Ребёнку предлагается сесть и опереться руками сзади, ноги согнуть. Перед ногами кладется мяч. Он должен оттолкнуть мяч, выпрямить ноги так, чтобы попасть мячом в кеглю, поставленную на расстоянии 3- 4 шагов.

Б). «Пролезть через руки». Сцепив пальцы обеих рук, надо попробовать пролезть через руки так, чтобы они оказались сзади. Руки при этом необходимо держать « в замке», не отпуская.