Статья"Духовно-нравственное в старшем школьном возрасте"

Людмила Юрьевна Попова

Данный материал содержит теоретический и практический аспекты духовно-нравственного развития старших школьников

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ В СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Л.Ю. Попова

г. Луховицы, Московской области

педагог-психолог

МБОУ  "Гимназия № 10"

loskutova612@mail.ru

Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовность определяется как устремленность личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. Нравственность же представляет собой совокупность общих принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу. В сочетании они составляют основу личности [3].

Одной из приоритетных задач Российского образования является духовно-нравственное воспитание молодежи. Духовно-нравственное воспитание личности – сложный и многогранный процесс, включающий педагогические, социальные и духовные влияния. 

На духовно-нравственное становление и развитие личности юношей и девушек оказывают существенное влияние четыре группы факторов: природные (или биологические), социально-культурные, педагогические, духовные[2]. Во взаимодействии со средой, целенаправленными влияниями (педагогическими факторами) выстраивая правильное общение с реальным и духовным миром, молодежь приобретает необходимый духовный опыт и опыт нравственного поведения.

Также большое значение для духовно-нравственного воспитания личности имеют социальные условия, биологические факторы, неорганизованное общение, однако решающую роль играет здесь педагогическое, личностно-ориентированное взаимодействие, поскольку оно в наибольшей степени осмыслено и управляемо. Вместе с тем, необходимо иметь в виду, что внешние воздействия, как правило, не вызывают у молодых людей личностной реакции, существеннее для них влияние внутреннее – влияние личности педагога, богатство его духовного мира.

Одна из задач духовно-нравственного развития заключается в формировании жизнестойкости личности, которая выражается в объективном восприятии окружающей действительности, её способности к природной и общественной интеграции и к преодолению трудностей[3]. В связи с этим можно говорить о воспитании терпимости к чужому мнению и способу бытия, о пропаганде образцов нравственного поведения, о формировании общественного, теологического, экологического сознания, о национально-патриотическом и интернациональном (космическом) воспитании, о физическом совершенствовании. 

Другая задача духовно-нравственного развития сводится к формированию у личности стремления и умения преобразовывать свое духовное начало в материальное[1]. Это можно делать непосредственно самому или через других людей, проводя в их среде пропагандистско-просветительскую деятельность. Главное, чтобы развитое и эстетизированное материальное бытие в свою очередь становилось основой для дальнейшего духовного развития, духовной эстетизации жизни. И так - шаг за шагом.   Стремление же получить духовное удовлетворение без роста материальной основы приводит к абстрагированию от реальной действительности[4].Следствием подобных абстракций являются попытки получить чувственное удовольствие на минимальной материальной основе: наркотики, алкоголь. Можно, конечно, иметь сильнейшее духовное удовлетворение и при почти абсолютном отказе от мирской материальной жизни (отшельничество, монашество, странничество), целиком посвящая себя духовному служению. Но это - путь единиц. Человек по своей природе - социальное существо, и ему трудно отказаться от общества.  

В контексте данного направления на базе Гимназии №10 проводилось исследование духовно-нравственного развития учащихся  9, 10 и 11 классов. В исследовании приняло участие 116 человек. В работе использовались следующие методики: «Опросник выявления уровня толерантности», «Рейтинг жизненных ценностей», «Отношение к взглядам родителей», «Предпочтение молодежи по проведению досуга», «Взгляды учащихся относительно воспитания».

 После проведения исследования были получены следующие результаты. По опроснику выявления уровня толерантности 14% имеют высокий уровень, 74% - невысокий уровень толерантности и 12% учащихся имеют невысокий уровень интолерантности. Это свидетельствует о том, что учащиеся проявляют терпимость по отношению к другим людям, их обычаям, чувствам и мнениям.

Рейтинг жизненных ценностей показал, что главными у всех учащихся стоят такие ценности как здоровье, любовь, наличие хороших и верных друзей, счастливая семейная жизнь и интересная работа. Это говорит о том, что подростки морально развиты и воспитаны, имеют четкое представление о жизненных ценностях, а так же стремятся к их приобретению.

«Отношение к взглядам родителей» дала возможность проанализировать разделяют ли учащиеся взгляды родителей по определенным шкалам. Например, Отношение к работе – 75% разделяют взгляды с родителями и только 25% имеют свое мнение по данной шкале. Отношение к религии – 68% -поддерживают мнение родителей, а 32% - не согласны с родителями по этому поводу. Интересные результаты получились по шкале Отношение к любви – 52% согласны с родителями по данному вопросу и 48% - не разделяют данной точки зрения с родителями.

Что касается Предпочтения молодежи по проведению досуга, то тут были выявлены следующие виды деятельности. Находясь дома, подростки предпочитают читать книги, смотреть видеофильмы, слушать музыку, играть в компьютер и общаться с друзьями. Находясь вне дома, учащиеся посещают  спортивные секции, бассейн, катаются на коньках, ходят в кинотеатры, посещают массовые праздники, а так же общаются со сверстниками на улице.

Опросник «Взгляды учащихся относительно воспитания» показал,  какие качества уже есть у учащихся, а так же выявит те, которые они сами будут развивать в своих детях. Это такие качества характера как трудолюбие, чувство ответственности, терпимость и уважение к другим людям, порядочность, послушание и хорошие манеры.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что большая половина участвующих в исследовании школьников духовно развиты и нравственно воспитаны. Они имеют четкое представление о базовых жизненных ценностях, почитают и разделяют точку зрения своих родителей - будь то отношение к работе или  к любви.  А Свободное время предпочитают проводить с пользой для здоровья, развивают свой кругозор, знакомясь с разными людьми и посещая различные мероприятия.

Нравственные качества старшеклассников, их духовные потребности развиваются эффективно как в урочной и внеурочной работе, так и в учреждениях системы дополнительного образования. Объективная оценка результатов процесса воспитания нравственных качеств и ценностных ориентаций старшеклассников возможна на основе учета их показателей. Таких как: активная жизненная позиция и интерес ко всем видам деятельности, отрицание идеалов легкой жизни и аморальных способов наживы, творческое освоение источников духовного развития, самореализация личности в общественно полезной деятельности на основе ее творческих возможностей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бондаревская Е. В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. (Основные положения концепции воспитания в изменяющихся социальных условиях). Ростов/Д., 1995.
  2. Коростелова А. А. Формирование духовных ценностей старшеклассников. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата пед. наук. М., 1992.
  3. Марьенко И. С. Основы процесса нравственного воспитания школьников. М., 1980.
  4. Щуркова Н. Е. Диагностика воспитанности. М., 1992.