Кризисы профессионального становления

Селезнева Марта Арсеновна

В статье представлены кризисы, встречаемые у работников сферы образования, а также, что особенно важно, пути их преодоления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx111.94 КБ

Предварительный просмотр:

Татинцян Марта Арсеновна

Кризисы профессионального становления

ЧОУ-СОШ «Новый путь», педагог-психолог

В своем профессиональном развитии специалист проходит ряд критических этапов - кризисов, в эти периоды меняется его поведение, мотивация труда, отношение к работе, эмоциональное состояние.

В процессе профессиональной деятельности происходит профессиональное становление личности.

Профессиональное становление, с одной стороны, это процесс формирования отношения к профессии, степень эмоционально-личностной вовлеченности в нее, с другой стороны — накопление опыта практической деятельности, профессиональное совершенствование и приобретение мастерства.

Кризисы профессионального становления выражаются в изменении темпа и вектора профессионального развития личности, сопровождаются перестройкой смысловых структур профессионального сознания, переориентацией на новые цели, коррекцией социально-профессиональной позиции. Это отмечали в своих работах психологи Л.И.Анцыферова, Н.В.Гришина, Э.Ф.Зеер, ЕА.Климов, А.К.Маркова, Л.М.Митина и др[1].

Результатами каждого этапа профессионального становления являются соответственно выбор профессии, профессиональная компетентность (обученность, умелость), профессиональное мастерство и творчество.

Этапы профессионального становления[2] 

 Выбор профессии в соответствии со своими способностями и возможностями должен быть сделан к моменту окончания общеобразовательной школы. Затем формируется профессиональная компетентность - глубокое знание дела и свободное владение им, полное соответствие человека избранной профессии, позволяющее ему ощущать свой труд как радость.

Профессиональное мастерство— это высший уровень овладения профессиональной деятельностью. Профессиональное мастерство не сводится только к профессиональным знаниям, умениям и навыкам. Процесс овладения мастерством есть одновременно и процесс формирования личности человека, его интересов, нравственных ценностей и идеалов.

Совершенствование мастерства — процесс сложный и длительный. Немало времени и сил потребуется человеку, чтобы достичь вершин в профессиональной деятельности. Необходимо помнить, что потенциальные возможности человека велики и каждый может стать мастером своего дела.

Профессиональное творчество— это создание человеком чего-то нового, неповторимого, оригинального в ходе профессиональной деятельности.

Любая творческая деятельность, в том числе профессиональная, может носить характер новизны.

Объективно новое— это все то, чего не было в истории человечества.

Субъективно новое— это все то, что является новым для данного человека или группы людей. Например, перенос известных методов работы в новые условия, включение в свою деятельность новых средств, способов и приемов, расширение границ функционирования и многое другое.

Профессиональное становление является составной частью профессиональной карьеры.

Карьера—  быстрое достижение успехов в какой-либо деятельности.

Профессиональная карьера— достижение человеком успехов в профессиональной деятельности.

В содержание понятия «профессиональная карьера» включают: профессиональный рост, мастерство, высокую оплату труда, улучшение бытовых и жилищных условий, продвижение по служебной лестнице, занятие определенных постов и должностей, приобретение свободы в принимаемых решениях, адекватную оценку обществом трудовых заслуг, личную удовлетворенность профессиональной деятельностью[3].

Следует помнить, что если есть мастерство, то должность приложится. Для карьеры важно бывает не только добиться определенной должности, но и удержать ее.

Исходя из вышеизложенной концепции профессионального становления личности нами были выделены следующие стадии этого процесса: оптация (14-16 лет), профессиональное образование и подготовка (17-20 лет), профессиональная адаптация (молодые специалисты), первичная и вторичная профессионализация и мастерство. Согласно определению кризисов, переход от одной стадии к другой порождает нормативные кризисные явления[4].

Наше исследование было направлено, прежде всего, на изучение кризиса социально-профессиональной самоактуализации (38-42 года), особенностью которого является неудовлетворенность возможностью реализовать себя в сложившейся профессиональной ситуации, изменение ценностей, неудовлетворенность социально-профессиональным статусом, психофизиологические изменения, ухудшение состояния здоровья, профессиональные деформации. Специалист становится профессионалом. Ему присущи социально-профессиональная позиция, устойчивая профессиональная самооценка. Кардинально перестраиваются социально-профессиональные ценности и отношения, изменяются способы выполнения деятельности, что свидетельствует о переходе специалиста на новую стадию профессионального развития, так как эти изменения приводят к существенному преобразованию и социальной ситуации, и ведущей деятельности, которая характеризуется индивидуальным стилем и элементами творчества.

Личность испытывает потребность в самоопределении и самоорганизации. Противоречия между желаемой карьерой и ее реальными перспективами приводят к развитию кризиса профессиональной карьеры. При этом серьезной ревизии подвергается "Я-концепция", вносятся коррективы в сложившиеся производственные отношения. Можно констатировать: идет перестройка профессиональной ситуации развития.

В соответствии со всем вышесказанным нами было предположено, что на успешное прохождение кризиса профессиональной карьеры влияют следующие факторы: особенности интеллекта, креативность, самооценка, уровень эмоционального выгорания, предпочитаемый способ реагирования в конфликтной ситуации. Для исследования нами был предложен пакет диагностических методик:

  1. Прогрессивные матрицы Равена
  2. Тест креативности Э.Торранса
  3. Методика самооценки личности С.А.Будасси
  4. Тест эмоционального выгорания личности В.В.Бойко
  5. Тест К.Томаса «Стратегия и тактика поведения в конфликтной ситуации»

В исследовании принимали участие 10 учителей города Армавира в возрасте от 38 до 42 лет.

Согласно всему выше сказанному, нами было проведено исследование, направленное на изучение и выделение факторов, влияющих на успешное прохождение кризиса социально-профессиональной самоактулизации.

Таким образом, нами были выделены факторы, влияющие на успешное прохождение кризиса социально-профессиональной самоактуализации: возрастные психофизиологические изменения; изменение социально-профессиональной ситуации; уровень самооценки; способы реагирования в конфликтной ситуации; особенности интеллекта; уровень креативности; уровень эмоционального выгорания.

По результатам нашего исследования, мы пришли к следующему выводу: на прохождение кризиса социально-профессиональной самоактуализации  напрямую влияет уровень самооценки, реакция в конфликтной ситуации, а также уровень эмоционального выгорания.

        Исходя из всего вышесказанного, следует, что личность, находящаяся в ситуации кризиса, нуждается в своевременной психологической поддержке и помощи руководителей, друзей. Компетентную помощь могут оказать практические психологи. Действенным средством преодоления кризисов являются тренинг личностного и профессионального роста, в частности упражнения на развитие эмоциональной гибкости учителя[5]. Семинары по выработке альтернативных сценариев профессионального становления, составление психобиографий и траекторий профессионального становления личности.

Список использованной литературы

  1. Зеер Э.Ф. Психология профессий. Екатеринбург, 2004.
  2. http://www.cross-kpk.ru/ims/01608/set/glava4/professionalnoe%20stanowlenie.htm
  3. Шихи Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста. СПб., 1999.
  4. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д, 1996.
  5. Митина Л.М., Асмаковец Е.С. Эмоциональная гибкость учителя: Психологическое содержание, диагностика, коррекция. - М., 2001.


[1] Зеер Э.Ф. Психология профессий. Екатеринбург, 2004.

[2] http://www.cross-kpk.ru/ims/01608/set/glava4/professionalnoe%20stanowlenie.htm

[3]  Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д, 1996.

[4] Шихи Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста. СПб., 1999.

[5] Митина Л.М., Асмаковец Е.С. Эмоциональная гибкость учителя: Психологическое содержание, диагностика, коррекция. - М., 2001.