Этапы создания приемной семьи.

Кириченко Светлана Ивановна

Этапы создания приемной семьи.

Этап первый. Получение информации о ребенке.

Подумайте о том, с каким ребенком вам было бы легче поладить. Лучше, если он окажется близким вам по темпераменту- потому что если вы спокойны и рассудительны, привыкли никуда не спешить и все делать обстоятельно, вам тяжело придется с активным, живым ребенком, который ни минуты не сидит на месте. Если же вы наоборот, достаточно импульсивны, то ребенок с противоположным вам характером будет постоянно раздражать вас со своей неторопливостью.

Не спешите сразу знакомиться с ребенком, перед этим необходимо поговорить ссо специалистом. Внимательно отнеситесь к той информации, которую вам предоставляют о нем. Не забудьте задать о ребенке следующие вопросы:

-есть ли у ребенка постоянный социальный работник?

-с кем вы будите контактировать в будущем?

-полное имя ребенка, есть ли у него какое-нибудь особое имя?

-возраст ребенка?

-этическое происхождение ребенка?

-почему ребенок нуждается в устройстве в приемную семью?

-какой юридический статус ребенка?

-когда примут решение по его устройству?

-находился ли ребенок в других государственных учреждениях(детский дом, дом малютки)?

-как ребенок реагирует на помещение в приемную семью? каково его мнение о происходящем?

-какова ситуация в биологической семье ребенка?

-есть ли у ребенка родственники, братья, сестры?

-здоров ли ребенок?

-нет ли о него аллергических реакций?

-подвергался ли ребенок или подросток жестокому обращению( если да, то что с ним случилось?

-какова успеваемость ребенка в школе?

-чем интересуется ребенок?

-с какими детьми любит он играть?

-что он любит есть?

-есть ли какие-либо проблемы в его поведении?

- что нужно подготовить к первой встрече с ребенком?

- каков размер оплаты труда приемного родителя, какие льготы и компенсации полагаются ребенку?

Обязательно посмотрите фотографии ребенка, поговорите с воспитателем, психологом, врачом, социальным работником, спрашивайте о болезнях , которые перенес ребенок, о его любимых книжках и игрушках, о том с кем дружит, любит ли он играть в подвижные игры, боится ли он прививок.

Дети - это те взрослые, только маленькие. Дети, которые попадают в приют, - это маленькие взрослые с огромным жизненным опытом. У каждого ребенка есть своя история, непохожая на другие, у каждого ребенка свой опыт переживания произошедшего  с ним.

Особенности физического развития детей.

Дети, оставшиеся без попечения родителей. Часто отличаются по состоянию своего здоровья от детей из благополучных семей. Дети, которые растут без постоянной заботы со стороны родителей, имеют ряд особенностей, но это не значит, что они чаще болеют или страдают хроническими заболеваниями. Большинство особенностей функциональные, то есть они поддаются исправлению, если здоровью ребенку уделяется достаточного внимания.

Наиболее часто у детей, оставшихся без попечения родителей, наблюдается задержка физического развития, которая проявляется в снижении, по сравнению со сверстниками, роста и веса, ребенка. После помещения в семью, при условии правильного питания и активного образа жизни, приемные дети легко догоняют своих сверстников. Нам первых порах у приемного ребенка могут наблюдаться нарушения пищеварения( тошнота, рвота, изжога, понос или запор, боли в животе.

Наряду с особенностями роста, питания, и пищеварения, среди приемных детей нередко встречаются симптомы неврологические расстройства, включая:

-возбудимость, импульсивность. Иногда агрессивность, рассеянность, слабую концентрацию внимания;

-заторможенность реакций, вялость;

-нарушение общей и тонкой моторики;

-речевые нарушения;

-недержание мочи(энурез) или кала(энкопрез)

Наш совет- быть внимательным к своему ребенку и вовремя обращаться к врачу.

 Особенности психического развития детей.

 Детская психика довольно пластична, и в домашней любящей атмосфере ребенок достаточно быстро придет в норму.

У детей могут наблюдаться астенические состояния, которые связаны с истощением нервной системы. Ребенок постоянно чувствует слабость, повышенную утомляемость, для него характерны частая смена настроения, повышенная раздражительность и плаксивость, может нарушаться сон.

Из-за чего могут возникать астенические состояния у детей?

Причина может заключаться в том, что родители слишком многого ждут от своего долгожданного приемного ребенка. Многие родители хотят, чтобы ребенок обязательно учился на пятерки, получил высшее образование, занимался музыкой, спортом.. Ведь физические и психические перегрузки могут привести к нервному истощению и другим нарушениям.

Во-вторых, астенические состояния могут возникнуть в результате неблагополучной ситуации в прошлом ребенка. Трудно оставаться психически здоровым, если твои родные родители злоупотребляют алкоголем и постоянно устраивают скандалы на твоих глазах. Имейте ввиду, что напряженные отношения в новой семье между приемными родителями могут привести к тому, что ребенок начнет беспокоится, что что-то не так, что он в чем то виноват начнет думать, что может повториться тот кошмар, который был в его кровной семье. Подобные переживания истощают внутренние силы ребенка, приводят к нарушениям поведения и дисгармоничности развития.

Неврозы страха, проявляются в том, что дети начинают чего-либо или кого-либо бояться. Считается, что если ребенок в 4-4.5 лет чего-то боится, то это нормально. Так он отрабатывает свою «внутреннюю программу» - ему надо научиться бояться, научиться осторожности. Если страхи задерживаются и дальше, или приобретают навязчивый характер, то это повод обратиться к специалисту. Страхи могут проявляться по разному. Часто ребенок

не может заснуть один в темной комнате, он может бояться злых людей, животных, фантастических персонажей. У детей , особенно младших школьников, также могут встречаться школьные фобии. У подростков часто бывает страх смерти и страх за своих родственников.

Приемные родители ни в коем случае не должны говорить ребенку, что отдадут его обратно в приют, если он не будет слушаться! У ребенка и так велик страх потери близкого человека, подобные угрозы только усугубят его чувство незащищенности, тревожности, неуверенности  в себе!

У детей могут встречаться нарушения сна и аппетита, особенно в начале пребывания в новой семье. Нарушения сна бывают двух видов: ребенок не может уснуть, и, наоборот, ребенок чересчур сонливый. Ребенок не может уснуть чаще всего из-за чрезмерной активности, возбудимости. Повышенная сонливость ребенка связана с астеническим состоянием. Нарушения аппетита бывают у детей при попадании из условий, в которых они не наедались, в условия, где они могут, есть сколько угодно. Обычно дети начинают много есть, они делают запасы( прячут хлеб, конфеты), но со временем, обычно через 1-3 месяца, это проходит. Пищевые привычки являются одними из самых стойких и сильных. Поэтому вводить новые блюда нужно постепенно и осторожно. Сразу изменять детские пристрастия в еде нельзя. Также родителям может потребоваться время, чтобы приучить ребенка правильно вести себя за столом, есть с помощью столовых приборов. Нужно обращать внимание на случаи, когда ребенок резко изменяет пищевое поведение: например ел нормально и вдруг начинает отказываться от еды, или наоборот, начинает слишком много есть. В таких случаях надо разбираться с врачом, счто стоит за этими изменениями.

Особенности интеллектуального развития

Почти у всех детей, оказавшихся в приютах, отмечаются те или иные проблемы интеллектуального характера: ограниченный запас знаний. Недостаточная сформированность отдельных психических функций, низкая умственная работоспособность, задержка психического развития, педагогическая запущенность.

Педагогическая запущенность- это дефицит знаний и умений вследствие недостатка интеллектуальной информации.

Задержка психического развития - ЗПР- это временное отставание, замедление в психическом развитии ребенка, преодолимое полностью или частично при определенных условиях. ЗПР не является умственной отсталостью. Если врачи диагностировали у вашего ребенка ЗПР- этого не стоит бояться или стыдиться, так как ЗПР определяется у 50% детей не успевающих в школе. У этих детей ограниченный запас знаний и представлений, преобладают игровые интересы ( им больше нравиться гулять, чем учиться) Им обычно быстро надоедает интеллектуальная деятельность, которая мало их привлекает. В отличии от детей с умственной отсталостью. Дети с ЗПР достаточно сообразительны в пределах имеющихся знаний, значительно более продуктивно используют помощь взрослого. При этом в одних случаях на первый план будет выступать задержка развития эмоционально-волевой сферы( простодушие, поверхностность эмоций, их неустойчивость, слабость волевого усилия). В других случаях будет преобладать замедленное развитие познавательных функций ( незрелость активного внимания, ослабленность памяти, трудности формирования  навыков чтения, письма или счета)

Школьные проблемы очень часто связаны с эмоциональным неблагополучием детей. Тяжелые переживания, постоянное внутреннее напряжение отбирают много душевных и физических сил. Ребенку трудно сосредоточиться на уроках. Он быстро устает. Подавленное настроение не позволяет реализовывать способности к учебе.

 Пути преодоления проблем в интеллектуальном развитии детей.

Создание благоприятных условий жизни и воспитания.

 Для того чтобы ребенок успешно развивался, необходимо:

- Стабильное позитивное общение с близкими взрослыми. Совместные прогулки, игры, сказка на ночь- все это и есть «позитивное общение» пусть  его будет как можно больше в вашей семье;

-Заботиться об удовлетворении его основных физических и психологических потребностей. Основные физические потребности или нужды – это еда, сон, тепло, жилище, свежий воздух, солнечный свет. Движение, отдых, предупреждение заболеваний и травм. Основные психологические потребности- это потребность в привязанности и любви; ощущение психологической безопасности. Чувство самоуважения. Возможность учиться на собственном опыте; реализация своих способностей, достижение независимости и самостоятельности.  Основная психологическая потребность ребенка- это быть любимым своими родителями или людьми, замещающих их.

- Принимайте ребенка таким, какой он есть. Вы же любите своего ребенка не за то, что он знает много стихов наизусть, а за то, что он единственный  и неповторимый, с этим ведь не поспоришь, верно?

-Поддерживайте ребенка в преодолении трудностей. Завязывать шнурки. Чистить зубы, складывать слоги в слова- это совсем нетрудно, когда мама и папа помогают!

-Стимулировать познавательные интересы.  Поощряйте его заинтересованность и никогда не отмахивайтесь от вопросов!

- Соразмеряйте требования возможностям ребенка. Нельзя упрекать ребенка с ЗПР в том, что он не знает или не умеет чего-то, чем уже давно овладели его более здоровые ровесники.

-Огромное терпение взрослых. Спокойствие, только спокойствие. Терпение вам понадобиться в огромных количествах. Терпение от того, чтобы не сойти с ума от тысячи и одного «почему», терпения

для того, чтобы не раздражаться. Когда ребенок не может запомнить названия месяцев. Хотя вы учите уже несколько дней, терпения, когда он делает что-то совсем не так, как вам нужно.

- Оптимистический настрой.

Обращение к специалистам при необходимости.

Не забывайте о профилактических осмотрах и обязательно своевременно посещайте всех необходимых врачей.

Особенности эмоционального развития детей.

Дети, лишенные попечения родителей, независимо от возраста, часто испытывают трудности в эмоциональной сфере. Он может отличаться повышенной агрессивностью, вспышками гнева, плаксивостью. Его настроение может резко меняться, без видимых причин. Кроме того, он совершенно может не понимать проявлений любви- убегать и прятаться, если вы хотите его обнять и поцеловать. Эмоциональные нарушения обчно присутствуют у детей, у которых не сформировалось или сформировалось с нарушениями чувство привязанности. Глубокие эмоциональные связи со значимыми людьми служат основой и источником жизненных сил для ребенка. Они закладывают базовое доверие к миру, создают условия для активного познания окружающего мира и полноценного общения.

Жестокое обращение с детьми.

Маленькие дети особенно уязвимы к жестокому обращению. У них нет возможности избежать насилия, получить эмоциональную поддержку вне семьи. Чем раньше ребенок столкнулся с жестоким обращением, чем беднее его опыт теплых и доверительных отношений с матерью, тем больше страдает его умственное и эмоциональное развитие.

Жестокое обращение с детьми- это любое действие или бездействие по отношению со стороны родителей, в результате которых нарушается физическое и психическое развитие, здоровье

и благополучие ребенка, а так же ущемляются его права и свободы.

Основные формы жестокого обращения с детьми:

-физическое насилие;

-сексуальное насилие;

-эмоционально насилие;

-пренебрежение основными нуждами ребенка .

Психологическое насилие в отношении  ребенка.

Психологическое насилие сопровождает все формы жестокого обращения с детьми. Его влияние более разрушительно для личности ребенка по сравнению с физичеким и даже сексуальным насилием.

Основные типы психологического насилия в отношении детей.

Игнорирование. Неспособность или нежелание выражать любовь и заботу по отношению к ребенку; лишение ребенка необходимой поддержки, сочувствия, игнорирование его основных нужд в безопасном окружении.

Отвержение. Открытое неприятие, постоянная критика. Негативные сравнения, предъявление чрезмерных требований к ребенку, несоответствующих  его возрасту и возможностям. Публичное унижение, демонстрация его отрицательных качеств.

Угрозы. Угрозы наказанием, побоями или совершением насилия по отношению к ребенку или к тому, кого он любит, оскорбление унижение достоинства.

Изоляция. Установление безосновательных ограничений на общение ребенка со сверстниками, родственниками или другими взрослыми, запрет или ограничение без достаточных оснований на выход из дома.

Развращение. Побуждение к развитию антисоциальнного поведения (воровство, проституция, порнография), вовлечение в употребление алкоголя, наркотиков, поощрение саморазрушающего поведения.

Последствие жестокого обращения.

-задержка умственного и эмоционального развития у маленьких детей;

-высокий уровень агрессивности, направленной как на других , так и на себя;

-низкий уровень самоуважения, низкая самооценка;

-замкнутость, недоверие к окружающим;

-высокая тревожность, боязливость;

- эмоциональная неуравновешенность;

-подавленное настроение, вплоть до депрессии;

-психосоматические и нервные срывы.

Нарушения поведения у детей часто являются индикатором эмоционального неблагополучия и указывают на борьбу ребенка за внимание или власть, желание мести, демонстрацию своей несостоятельности. Дети оказавшись в приюте, испытывают двойную психологическую травму: с одной стороны, они страдали от жестокого обращения в своей семье, а с другой – тяжело переживают разрыв с ней.

Как помочь детям с эмоциональными проблемами.

Эмоциональные проблемы, как правило, преодолеваются несколько сложнее и длительнее, чем проблемы физические или даже интеллектуальные. Тут опять вступает правило- ваша любовь, забота и поддержка плюс помощь специалистов, если она необходима, поможет преодолеть любые трудности.

Что необходимо ребенку в первую очередь:

-атмосфера тепла и принятия;

-возможность выражать свои чувства;

-новая модель отношений в семье(доверие, доброжелательность, уважение, эмоциональная поддержка, разумные требования и обязанности, оптимистический настрой)

-помощь психолога, психоневролога;

-обучение будущих приемных родителей;

-общение с другими приемными семьями.

Для правильного развития личности очень важна адекватная самооценка. Чем выше самооценка, тем увереннее ведет себя ребенок. тем проще ему справляться с трудностями и проблемами.

Общаясь с ребенком, старайтесь повысить его самооценку. Для этого:

-замечайте самые маленькие успехи и радуйтесь им;

-сравнивайте его только с ним самим вчерашним, а не с другими детьми;

-хвалите его за конкретные достижения и  просто радуйтесь тому, что он живет с вами;

-выдерживайте соотношение между похвалой и порицанием 5:1

-разрешайте ребенку ошибаться, иметь собственное мнение, право выбора

-помогайте найти ему друзей

-помните, что школьные оценки- не главный и единственный показатель благополучия ребенка.

Особенности эмоционального контакта с ближайшим окружением играют решающую роль, как и в происхождении различных нарушений эмоционального развития, так и в их преодолении.

Мы не в силах отменить прошлый опыт ребенка, но мы в состоянии помочь ему в настоящем- и тем самым повлиять на его будущее.

Симптомы, при которых необходимо обратиться к специалистам:

-если у ребенка подергиваются отдельные мышцы лица или тела, он постоянно всхлипывает, шмыгает носом

-если ребенок стал раздражительным, у него частые вспышки гнева

-если ребенок чувствует вялость, слабость, быстро утомляется

-если ребенка мучают страхи

-если у ребенка понизился или чрезмерно увеличился аппетит

-если ребенок трудности с засыпанием, ночные просыпания, разговоры, вскрикивания во время сна, беспокойный сон

-если у ребенка снизилась успеваемость в школе

-если ребенок сосет палец, выдергивает волосы, откусывает и грызет ногти, раскачивается перед сном в кровати

-если ребенок мастурбирует у всех на виду, не стесняясь

-если у ребенка повторяющиеся головные боли, головокружения, моторная неловкость

-если у ребенка ночной или  дневной энурез, энкопрез.

Этап второй

Знакомство с ребенком.

При знакомстве с ребенком вам поможет:

-если вы при разговоре вы повернетесь к нему лицом

-если вы будите сохранять контакт глазами

-если вы сядете рядом на стул, если ребенок маленький и ему будет неудобно смотреть на вас снизу вверх

-если вы определите психологическую дистанцию, предпочитаемую ребенком

-если вы будите внимательно слушать ребенка

-если будите избегать большого количества вопросов к ребенку, а напротив,  расскажите ему о себе или о своей семье

-если вы будите эмоционально сдержанны - не стоит прижимать его к груди при первой встрече, ребенка это может напугать

Не стоит затягивать первое посещение, чтобы не утомлять ребенка и не утомиться самому. Попрощайтесь с ребенком и никогда не обманывайте его, если он спросит, придете ли вы еще. Если вы не уверены, лучше честно скажите ему: « Не знаю»

Помните о том, что все дети разные и по-разному себя ведут себя. Кто-то сразу может назвать вас мамой, папой, обнять. Поцеловать. Кто-то наоборот, будет бояться подойти поближе или плакать.

Советуем обращаться к приемному ребенку по имени, не претендуя на родительство, в семье лучше сохранять достаточно нейтральный стиль общения.

Этап третий. Приглашение в гости

Время первого визита не превышает час-два, постепенно время можно увеличивать. И потом только пригласить ребенка с ночевкой на выходные.

Не стоит превращать этот визит в смотрины- ваши друзья и родственники успеют познакомится с ним позже. Сейчас достаточно, чтобы дома были только члены семьи, с которыми ребенок уже познакомился во время ваших посещений приюта,  подразделением. Не стоит сильно загружать ребенка в первый визит-вы еще успеете поиграть с ними во все игры и прочитать все ему книги. Если все будет хорошо, вы сможите взять ребенка к себе на каникулы, на этом этапе родитель не должен давать обещаний по поводу будущего. Ребенок должен понимать, что он пока только в гостях и что будет дальше, еще не известно. Поэтому не следует называть ребенка сыном(дочкой), а также строить далеко идущих совместных планов.

Этап четвертый. Оформление приемной семьи

Далее. Если все идет хорошо, родитель готовит документы и, если необходимо оформляет семейно-воспитательную группу(СВГ) СВГ является структурным подразделением детского учреждения и часто является  подготовительным этапом в оформлении таких форм семейного жизнеустройства ребенка  как усыновление, опека(попечительство), приемная семья. Как правило, семейно-воспитательная группа оформляется, если ребенок до того как попасть в приемную семью, находился в детском приюте.

Оформление приемной семьи- для того, чтобы стать приемными родителями, необходимо подать в орган опеки и попечительства по месту жительства заявление с просьбой дать заключение о возможности быть приемными родителями.

К заявлению прилагаются следующие документы:

-паспорт и копия паспорта

-справка с места работы с указанием должности и размера заработной платы, либо копия декларации о доходах

-формы 7 и 9, подтверждающие наличие жилья

-характеристика с места работы

-медицинская справка  о состоянии здоровья по форме 164/у-96 и другие документы , в зависимости от ситуации. В эту справку свое заключение должны вписать четыре основных диспансера:

-туберкулезный, психоневрологический , кожно-венерический и наркологический.

Справка об отсутствии судимости, автобиография, копия свидетельства о браке, специалисты органа опеки и попечительства рассматривают все предложенные документы и составляют акт по результатам обследования условий жизни лиц, желающих взять ребенка в семью. После этого органы опеки выносят решение о возможности быть приемными родителями. Заключение о возможности быть приемными родителями должно быть выдано в течении 20 дней с момента  подачи заявления.

Адаптация ребенка в приемной семье.

Для вас и для ребенка наступает период адаптации – приспособление и привыкание к изменившейся среде. Адаптация у всех проходит по-разному. Это достаточно сложный и длительный процесс, он может занять около года.

На каждом этапе и перед ребенком, и перед родителями стоят определенные задачи, возникают трудности, свойственные именно для этого периода в развитии отношений. Родители должны знать, что в поведении ребенка, попавшего в новую семью, есть закономерности. Некоторые этапы адаптации должны обязательно пройдены. А проблемы, возникающие порой, говорят о том, что развитие отношений идет в правильном русле.

 Первый этап «Медовый месяц»

Этот этап начинается еще до окончательного прихода ребенка в семью- во время его первых визитов в гости. Это удобная промежуточная стадия в развитии отношений между ребенком и родителями, так как не предполагает большой ответственности. На этом этапе идет все просто замечательно. Родители стараются, чтобы ребенку было хорошо, подбадривают его, дарят подарки, отдают ему всю накопившуюся ласку и нежность. Ребенок изо всех сил старается понравиться. Он наслаждается ситуацией, ему нравиться его новая семья, уютная квартира, доброе отношение, новые игрушки. Некоторые дети сразу могут называть вас «мама» и «папа».

Отнеситесь бережно к чувствам ребенка, будьте сдержанны по отношения  к нему на этом этапе. Не стоит, особенно на первом этапе называть его сыном и дочерью, претендовать на отцовство.  Еще один важный момент, который необходимо учитывать: с точки зрения ребенка он теряет свою кровную семью не в тот момент, когда попадает на «нейтральную территорию» - в детское учреждение, а тогда, когда приходит в приемную семью. Часто ребенок испытывает вину, чувствует себя предателем. В любом случаи ему нужна ваша поддержка.

Помните, что новые переживания могут негативно отразиться на ребенке. Ребенок может испытывать тревогу, плохо спать. У него могут чередоваться подъемы и спады настроения, он может пытаться успеть все и сразу. Пожалуйста, будьте максимально к нему внимательны. Для этого периода будет лучше, если кто-то из членов семьи возьмет отпуск, чтобы помочь ребенку, даже большому, освоиться в новом месте.

Познакомьте ребенка с квартирой, что где стоит, что где включается. Постепенно можно расширять новые пространство. Прогуляйтесь вместе по улице. Покажите ребенку будущий сад или школу, булочную, почту, поликлинику, парк. « Не стремитесь загружать ребенка новыми впечатлениями! Его психика может не справиться с большим объемом информации. Кроме того, помните, что не стоит очень быстро сближаться с ребенком на этом этапе. И ему, и вам нужна помощь»

Второй этап « Уже не гость»

Для второго этапа адаптации в приемной семье характерен кризис взаимоотношений. Вам может показаться, что послушного и милого ребенка вдруг словно подменили. Он перестает слушаться, ведет себя не так, как вам хочется. Вы, в свою очередь, можете задуматься, а правильно вы сделали, что взяли ребенка в свою семью? Не совершили ли вы ошибку? Неужели вам так и не удастся найти общий язык с ребенком? Успокойтесь. То что с вами сейчас происходит - это закономерный процесс, причем в большинстве случаев он свидетельствует о том, что отношения в семье развиваются правильно.

Основные причины кризиса.

Появление доверия к приемным родителям и ослабление « эмоциональной пружины»

Как странно не звучало, но ухудшение поведения ребенка следует рассматривать как хороший знак, который радует специалистов, и обученных родителей. Ребенок очень старался, чтобы понравиться взрослым в течении всего периода, условно названного

 « медовый месяц» Он старался сдерживать в своем поведении те проявления, которые , как он предполагал, могут не понравиться окружающим, боялся, что, «не подойдет» новым родителям и его вернут в приют.

Однако сдерживать долго себя невозможно. То, что сжато, разожмется при первом же удобном случае. Ровное, дружелюбное и заботливое отношение в семье - разрешение для ребенка « отпустить» эмоциональную напряженность, дать ей волю, начать реагировать на стрессовые  ситуации обычным для себя образом, сформированным в «прошлой» жизни. Фактически ребенок с этого времени начинает доверять семье свои истинные, не совсем приглядные стороны, что и есть признак близости в отношениях. Ребенок чувствует, что его «не прогонят»

Появление доверия по отношению к родителю - очень важный момент в жизни приемной семьи, с которым она может себя поздравить.

Неготовность ребенка к появившимся требованиям и ожиданиям.

Возможно, ухудшению поведения ребенка способствовали ваши же собственные ошибки. Быть может вы, даже не отдавая себе отчет в этом, ожидаете от ребенка благодарности. Ребенок, конечно же, благодарен вам, но пока не умеет это выразить. Умение благодарить- это, чему ребенку предстоит научиться в приемной семье. Может  быть, вы приписываете, ребенку больше знаний и умений, чем у него есть. Не стоит сразу ожидать от ребенка больших успехов в школе.

Нарастание детской тревоги из-за неполного понимания своего места и своей роли в принимающей семье.

Это обстоятельство может дополнительно тревожить маленького человека. Ребенку требуются разъяснения со стороны взрослых о его будущем. Но прежде чем заводить такой разговор, необходимо согласовать этот вопрос с социальными работниками. Разговор может проходить по следующей с схеме: « Твои родители не могут сейчас о тебе заботиться. Мы будем заботиться о тебе. Мы постараемся, чтобы тебе было у нас хорошо»

Предыдущий травмирующий жизненный опыт ребенка.

Когда ребенок доверяет семье, он начинает символически рассказывать о своих внутрисемейных  отношениях в «прежней» жизни. Ему просто необходимо с помощью эмоций и действий пережить свой прошлый опыт, что даст ему возможность нормально развиваться дальше.

У приемного ребенка на этапе кризиса может появиться излишняя фиксация на чистоте или, наоборот, на грязи. Некоторые дети становятся вдруг чрезмерно озабочены своим здоровьем. У неподготовленного родителя поведение ребенка на этом этапе адаптации может вызвать чувство отчаяния, что может привести к ложным выводам: мне достался «не тот» ребенок, мне с ребенком не справиться, я - плохой воспитатель. Чтобы преодолеть этот сложный период, нужно помнить, что на вас как на приемном родителе лежит большая ответственность, поэтому вы не должны легко сдаваться. Ребенку всегда тяжелее в процессе адаптации, чем взрослому. Ну а в самые тяжелые минуты. Повторяйте себе: кризис необходим приемной семье.

- Кризис всегда помогает родителям обнаружить проблемы ребенка. У вас есть прекрасная возможность лучше узнать и понять его.

-Невозможно перейти на следующий этап адаптации в приемной семье, минуя кризисный этап. Нерешенные эмоциональные проблемы будут вновь и вновь напоминать о себе и тянуть семью назад.

-Пройдя через кризис, вы приобретете необходимую уверенность, станете воспитателем более высокой квалификации, что, несомненно, поможет вам добиться больших успехов в укреплении семьи.

-Ребенок тоже начинает чувствовать себя в семье более уверенно: он точно знает, что его не прогонят, даже если он сделает что-то неправильно.

-При успешном прохождении кризиса у ребенка снижается уровень тревожности и повышается самооценка, что позволяет ему строить более гармоничные отношения с членами семьи.

«Вживание»

На этом этапе ваша семья тоже может испытывать некоторые проблемы. Часто случается так, что родители уделяют недостаточно внимания кровным детям, если они имеются в семье. Повышенное внимание к приемному ребенку может нервировать кровных детей, вызывать неприятие, ревность, бунт. Они, подобно приемному, так же могут начать вести себя плохо, у них снижается настроение, успеваемость в школе.

Как правило, на этом этапе и приемные родители и ребенок вздыхают свободно. Ребенок начинает чувствовать себя действительно как дома, принимает правила поведения, принятые в семье. Изменяется внешность ребенка: он прибавляет в весе, улучшается состояние его кожи и волос, прекращаются аллергические реакции. Ребенок становится более самостоятельным и уверенным в себе. Следует помнить, что любое изменение в семье может оказать на только-только начинающего привыкать ребенка травмирующее воздействие( смерть одного из членов семьи, отъезд в командировку, болезнь и госпитализация, рождение ребенка, приезд гостей на длительный срок)

« Стабилизация отношений»

На этом этапе семья окончательно становиться семьей. Все знают, какое место они занимают в жизни друг друга, все члены семьи удовлетворены семейной жизнью. Приемный ребенок ведет себя так же, как и кровные дети, он спокоен за себя и за свое будущее, хотя его могут тревожить судьба кровных родителей и другие проблемы. Он с удовольствием начинает ходить в детский сад или школу. Если ребенку хорошо в новой семье, он, возможно, реже будет рассказывать о своей предыдущей жизни, вспоминать неприятности. У него появиться новые интересы и новые привязанности, которых ему не хватало. Кровные дети приобретают бесценный жизненный опыт помощи слабому и гордость за своих родителей. Закладываются основы успешности функционирования их будущих собственных семей. Улучшается качество жизни всех членов семьи и семьи в целом.

Адаптация приемных родителей.

Ни в коем случае приемным родителям не стоит забывать про себя и свои чувства. Ведь адаптация в новой семье происходит с двух сторон – ребенок привыкает к новой обстановке, но и вы ведь должны привыкнуть! Поэтому надо обязательно помнить о том, что вы тоже испытываете стресс, вам тоже нужна помощь- со стороны супруга или супруги, других членов семьи, социальных работников, психологов. Не стесняйтесь обращаться за помощью, этим вы убережете себя от эмоциональных срывов и психосоматических болезней.

Что следует помнить приемному родителю во время адаптации.

Возможно, что  у вас были слишком радужные ожидания  о том, как сложатся ваши отношения с ребенком. Не стоит впадать в отчаяние, если что то пойдет не так, как вам представлялось. Всему свое время. Вам еще обязательно удастся выстроить гармоничные , доверительные отношения. Помните, быть приемными родителями – это работа. Которая требует определенных затрат: эмоциональных, временных и других. И , как и любая другая работа, она требует отдыха. Это не значит, что нужно забыть про себя и полностью погрузиться в проблемы ребенка. Вокруг наверняка есть люди, которые помогут вам помочь, погулять с ребенком, пока вы немного отдохнете. Как бы внимательны вы не были к ребенку, никогда не забывайте прислушаться к себе. Поддерживайте общение с другими родителями.

Рекомендации, следуя которым родителям легче будет общаться с детьми и добиться поставленных целей в воспитании:

-ребенку необходима безусловная любовь родителя- любовь, не зависящая ни от каких обстоятельств, поведения ребенка, его успехов и недостатков

-ребенок должен чувствовать, что родители его уважают, принимают его таким, какой он есть, доверяют ему, это позволит ребенку быть уверенным в себе и в своих отношениях с родителями

-ни при каких обстоятельствах ребенок не должен бояться родителя

-- лучше в максимально возможной степени оставлять за ребенком свободу принятия решения, нежели требовать от него слепого подчинения

-лучше использовать поощрения, чем наказания

-необходимо с пониманием относиться ко всему, что происходит с ребенком, не делать ему критических замечаний, нелепо критиковать то, что возможно было нормой поведения в « прошлой» жизни ребенка.

Что делать, если ребенок лжет?

Маленькие дети обычно врут так, что это сразу легко заметить. Чаще причина вранья в том, что ребенку надо привлечь внимание взрослых. У некоторых детей богатое воображение и им необходимо пофантазировать время от времени.

А если дети лгут по-настоящему, например, чтобы скрыть какой-нибудь свой неблаговидный поступок? Главное не творить скорую расправу и не делать поспешных выводов. Выслушайте ребенка внимательно, поразмышляйте наедине о скрытых причинах лжи. Найдите подходящий момент для доверительного разговора и скажите ему о своем отношении к происходящему. Поговорите о тех неприятных для ребенка последствиях, к которым может привести ложь. Иногда дети лгут, потому что, по их мнению, сказать правду нельзя: вы рассердитесь или расстроитесь. Поэтому всегда важно помнить, что за правду наказывать детей нельзя. Надо быть готовым выслушать любую правду, какой бы горькой она не была.

Часто родители не осознают, что они сами учат детей лгать, когда им это выгодно. В большинстве случаев это касается мелочей, таких как просьба, ответить на телефонный звонок и сказать, что родителей нет дома. Но для ребенка принципиально важным является осознание того, что родитель не лжет, ни при каких обстоятельствах.

Детская ложь передает нам правду о душевном состоянии ребенка, о его страхах и надеждах. Правильная реакция на ложь выражает понимание, а не отрицание ее истинного значения!

Что делать, если ребенок ворует?

Сначала надо спокойно поговорить вдвоем о случившемся, не уличать, не обвинять. А именно уважительно поговорить, в том числе и о чувствах, которые ребенок испытал в момент воровства и после.

Следующая важная задача – элементарно научить, так , как мы учим маленького ребенка- правильному поведению. Можно просто сказать: « Знаешь, я хочу, чтобы в следующий раз ты поступил иначе. Надо… Это необходимо для того, чтобы …» После такой договоренности ребенок успокоится: теперь он знает, как искать выход из ситуации, которая поставила его в тупик и заставила его воровать.

Не забывайте выполнять еще несколько простых правил:

-во-первых, вы сами должны быть твердо уверены в том, что нельзя брать чужого

-во-вторых, вы должны понимать, что ребенку необходимо владеть своей собственностью( личные игрушки, одежда) и иметь свои карманные деньги

-учить ребенка нормам поведения нужно исходя из интересов других людей, а не из угрозы наказания

- вы не имеете права требовать от ребенка доверия, если будите отказывать ему во всем.

Что делать , если ребенок часто испытывает страх?

У многих детей есть разнообразные страхи. Кто-то боится темноты, кто-то чужих людей, кто-то животных. У детей может встречаться страх внешнего мира, страх того, что их опять бросят. Некоторые дети никогда не скажут, что они чего то бояться, но от переживаний  у них может подняться температура, разболеться живот или голова.

Очень важно, чтобы родители сами не провоцировали страхи у детей, не стоит впадать в панику, если ребенок упал с велосипеда, лучше пожалейте ребенка, потому что ему больно, окажите ему необходимую помощь. Не рассказывайте ребенку о своих страхах и болезнях. Дети очень внушаемы и склонны перенимать родительские страхи в преувеличенном виде. Нужно с осторожностью относиться к просмотру вечерних фильмов. Лучше не читать детям на ночь страшные сказки и рассказы. Для преодоления некоторых страхов иногда достаточно просто объяснить ребенку некоторые явления.

Укладывая спать ребенка спать, пожелайте ему спокойной ночи, если надо, включите ночник и спокойно, что у вас есть еще дела по хозяйству. Если ребенок позвал вас без необходимости, просто пожелайте ему спокойной ночи еще раз и больше не бегайте на каждый зов.

Бывает, что ребенок использует страхи для манипуляции родителями или привлечь к себе внимания. В таких случаях необходимо выяснить цель демонстративных страхов ребенка и то, что они вписываются в общую картину его поведения.

Повышенная возбудимость- это что?

Повышенная возбудимость у детей,  как правило характеризуется чрезмерной интенсивной эмоциональной реакцией на все стимулы, даже самые слабые. Повышенно возбудимый, непосредственный, гиперактивный ребенок  легко вовлекается во все дела, хорошо чувствует эмоциональный настрой других участников события и быстро реагирует на изменения в ситуации. Все новое только радует и интересует такого ребенка.

Инициатива и гибкость позволяют ему быстро менять стратегии поведения, приспосабливаясь к окружению. Непосредственность ребенка, у которого много энергии, естественным образом может сопровождаться повышенной вспыльчивостью и раздражительностью. В группе детей гиперактивный ребенок чаще других может вступать в контактные ситуации по самым разным, иногда незначительным поводам.

Комформность и гибкость могут создавать предпосылки для непоследовательности намерений, что часто наблюдается у детей с повышенной активностью. Легкость переключения внимания создает основу для формирования непоседливости( ребенок быстро включается в деятельность, но и быстро остывает, утомляется. Повышенная утомляемость, нарушения концентрация внимания и памяти также могут способствовать формированию неустойчивых черт характера со свойственным для этих детей снижением чувства ответственности.

Как помочь гиперактивному ребенку?

С раннего детства гиперактивный ребенок нуждается в продуманном взрослым игровым пространстве, где предусмотрены облегченные и приятные для воспитанника условия для уборки игрушек.

Зная о повышенной возбудимости ребенка, старайтесь, чтобы в играх принимало участие не более двух-трех человек.Для выполнения более серьезных заданий- взрослый помогает своему воспитаннику организовать рабочее место. Необходим индивидуальный письменный стол и дополнительные стеллажи с ячейками, чтобы у каждой вещи было свое место. Желательно из комнаты убрать все лишнее, выключить радио, или телевизор, поскольку гиперактивный ребенок не умеет сам отсевать ненужные, отвлекающие факторы.

Для ребенка важно, чтобы взрослый вел себя последовательно, чтобы он старался всегда говорить медленно и спокойно. Не надо забывать реагировать и откликаться на любые позитивные сдвиги в поведении ребенка, какими бы незначительными они не были.

Выделяйте по возможности больше времени для необходимых ребенку активных двигательных занятий, в которых избыточная энергия успешно расходуется.

Что делать, если ребенок шантажирует родителей?

Некоторые приемные родители пытаются компенсировать прошлый негативный опыт ребенка тем, что начинают его баловать, излишне заботиться о нем. Родители

Бояться , что у ребенка появится ощущение, что его недостаточно любят, что к родному ребенку относились бы по-другому. И многие дети начинают этим пользоваться, они учатся манипулировать родителями. Чем больше избалован ребенок, тем чаще он предъявляет родителям свои, нередко невыполнимые, требования. Иногда дети оправдывают себя тем, что они приемные, считают, что все должны им помогать, « танцевать вокруг них» . Своим прошлым они объясняют свою неустроенность, свое плохое поведение и т.д.

Бывает, что дети начинают угрожать родителям, что уйдут обратно в приют, вернуться к биологическим родителям и т.д. Здесь важно понимать, что в действительности дети вовсе не хотят возвращаться к прежним условиям жизни, они просто пытаются таким способом добиться от родителей того, что им нужно.

Не забывайте и том, что дети во всем подражают взрослым. Никогда не произносите фраз типа: « Я заболела, потому что ты плохо себя ведешь в школе» или « Если бы ты меня любил, ты бы не сделал этого» Это и есть ни что иное, как эмоциональный шантаж.

 Что делать, если у ребенка вспышки агрессии и раздражения?

Изначально агрессия у ребенка может возникать как протест против ограничения его личной свободы. Когда доминирование взрослого превосходит порог, допустимый для ребенка( взрослый постоянно руководит, без конца отдает команды), тогда у ребенка нет другого выхода, как защищаться, иначе его личность будет терпеть ущерб. Легче всего агрессия ребенка провоцируется монотонностью и повторяемостью( делать уроки, убирать вещи, мыть руки) а также упрямство взрослого, который заставляет ребенка выполнять правила ради самих правил.

Истерики, вспышки агрессии и раздражения бывают как у детей, выросших в обычной семье, так и у приемных детей. Это один из способов манипулировать родителями и другими взрослыми. Часто  дети хорошо понимают, что родители очень болезненно реагируют на крик и слезы и пользуются этим средством для достижения собственных целей. Дети могут кричать и визжать, бросаться на пол и биться ногами и головой об пол,

крушить вещи и угрожать убежать из дома. Родителей часто пугает такое сильное проявление эмоций, и они в отчаянии уступают ребенку. Некоторые родители пытаются отвлечь внимание ребенка, другие – наказывают или пытаются заставить его прекратить

истерику. Все эти способы реагирования на истерики ребенка обычно не проводят к положительным результатам.

Самым эффективным способом борьбы со вспышками разряжения у ребенка является лишение его зрителя. Если родители остаются невозмутимыми, и на них эти сцены не производят никакого впечатления, то ребенок вряд ли пытается повторить такое представление. Родителям, игнорирующим вспышку раздражения у ребенка, не стоит упоминать о ней после того, как ребенок успокоится, им следует разговаривать с ребенком так, как будто ничего не произошло.

Когда ребенок маленький, не стоит оставлять его во время истерики одного. Это совсем небезопасно. Многие психологи не рекомендуют  в момент ярости поднимать ребенка с пола и насильно брать его на руки. Но если ребенок сам проситься на руки, следует выполнить его просьбу. Однако любые нравоучения в этот момент будут преждевременным.

Часто приемные дети не могут обойтись без этих вспышек негативных эмоций, им нужно вылить все, что у них накопилось. Важно, чтобы это не превращалось в стереотип поведения. Нужно обучать детей снимать свою агрессию, раздражение и другие отрицательные эмоции приемлемыми способами. Способом разрядки может быть физическая нагрузка, игры, в  которых есть элемент соревнования, игры, в которых допустимо выражать свою злость. На всякий негативный момент найдется свой позитив. \наличие агрессии часто свидетельствует о творческих способностях ребенка, о его стремлении исследовать мир, искать новые пути решения проблем, изобретать и совершенствовать. Для ребенка с повышенной агрессивностью создание вещей своими руками имеет огромный дополнительный смысл. Опыт показывает, что обычные вещи ломаются чаще в руках тех детей. Которые не имеют навыков в самостоятельном ручном творчестве. Тот же, кто что-то сделал сам, трепетно бережет свое сокровище и более бережно относиться к результатам труда других. В нем начинает жить пункт бережливости и внимательное отношение к профессиональной деятельности взрослых.

Что делать, если ребенок нецензурно ругается.

Дети, которые долгое время находились в неблагоприятных условиях, очень часто употребляют нецензурные выражения, склонные неуважительно разговаривать со взрослыми, отучить уже большого ребенка от ругательства достаточно сложно, и здесь родителям важно придерживаться выдвинутых ими требований. Нельзя эмоционально реагировать на неправильные слова ребенка, так как это может привести к тому. Что он будет использовать ругательства для привлечения к себе внимания. Нужно максимально спокойно и методично повторять ребенку, что эти слова говорить нельзя, а  можно употребить  другое слово. Обсудить с ребенком смысл бранных слов. Попытайтесь подобрать синонимические нормативные выражения. Объясните – что мат – это признак языкового бессилия. Что уважающий себя человек всегда найдет множество других слов, с помощью которых можно выразить свои чувства. Ребенку будет невыносимо сложно отучиться он нецензурных слов, если сами вы не всегда воздерживаетесь от них, например, во время случайной эмоциональной вспышки.

Что делать, если ребенок плохо учиться?

У детей, оставшихся без попечения родителей, часто наблюдается педагогическая запущенность, они отстают в интеллектуальном развитии от сверстников, им труднее дается школьная программа. Часто приводит к тому, что приемные родители прикладывают неимоверные усилия для того, чтобы ребенок лучше учился. Но если родитель слишком часто заставляет ребенка заниматься учебой, то это может привести к тому, что школа станет для него еще более ненавистна и желание учиться пропадает окончательно. Родители должны стараться максимально использовать игровые формы обучения. Нужно постараться заинтересовать ребенка самим процессом получения новых знаний. Не стоит ругать вашего приемного ребенка за плохие оценки. Не хватайтесь за голову, не переживайте  понапрасну. Двойку можно исправить, любой предмет осилить, если не тратить время на пустые переживания и выяснения отношений. Ответственность за выполнение домашнего задания должна полностью лежать на ребенке. Родители, которые постоянно помогают ребенку делать домашние задания, добьются того, что ребенок будет чувствовать все большую  неуверенность  при выполнении классных и контрольных, если необходимо, можно использовать специальные формы и методы обучения (смещение сроков начала школьного обучения, щадящий режим, обучение в коррекционном классе или школе для детей с задержкой ЗПР. Как только ребенок догонит своих сверстников и достигнет определенных успехов, его можно перевести обратно в обычный класс. Помогите ребенку, полюбить какой - нибудь один  школьный предмет – и постепенно ему станет легче справляться с другими предметами.

 Что такое полноценное питание ребенка?

 Полноценное и правильное организованное питание имеет большое значение для развития ребенка. Оно повышает выносливость организма и его сопротивляемость различным заболеваниям. Пища является источником энергии, необходимой для деятельности всех органов  и систем.

-Никогда не кормите детей насильно и не действуйте угрозами типа: « Пока не съешь, не выйдешь из-за стола!» Аппетита это не прибавляет, а вот в отчаяние приводит. Если ребенок не доел, просто уберите тарелку, но предупредите, что до ужина он не получит ни одного печенья. Если ребенок проголодается спустя какое- то время, предложите ему его недоеденную порцию, разогретую в микроволновой печи.

-Не ставьте детей перед выбором: каша или мороженое - дети не в состоянии сделать выбор в пользу полезного, а не вкусного. Просто спросите у него: « Сколько ложек каши ты будешь – три или пять?»

-На детей с пониженным аппетитом хорошо воздействует оформление блюд или стола. Постарайтесь украсить обычные блюда. Придать им праздничный вид.

-Постарайтесь сделать рацион ребенка более разнообразным. Мало кому из взрослых понравиться одна и та же каша на завтрак.

- Не делайте из еды культа. Не стоит награждать ребенка его любимым блюдом или походом в его любимую закусочную. Еда – это просто жизненная необходимость, приятная, но не более! А вот поиграть после обеда в парке намного приятнее, чем полчаса сидеть за тарелкой супа.

Как научить ребенка обращаться с деньгами?

Возможно, что у вашего приемного ребенка просто не было возможности научиться обращения с деньгами. Тем не менее, это очень важное умение, и чем раньше оно появиться, тем лучше.

Уже 5-6 летнему ребенку можно давать немного денег раз в неделю, например, во время воскресной прогулки. Пусть он решит сам, на что он их потратит- на мороженое, сок или игрушку. Важно, чтобы он понял – сделав выбор, ему придется отказаться от чего- то другого.

Привлекайте детей к обсуждению крупных покупок и старайтесь серьезно выслушивать их мнение. Карманные деньги - хороший способ научить детей разумной трате денег. И, конечно, самое главное- ребенок должен понимать, что деньги добиваются трудом и знать им цену.

 Стоит ли наказывать ребенка?

Конечно, в идеале лучше бы совсем отказаться от наказаний. Но, к сожалению, вряд ли, воспитывая ребенка, кому-нибудь удалось без них обойтись.

Помните главное: наказание- это не постоянная практика, а особый случай. Это незамедлительная реакция на недопустимый, и, возможно, опасный поступок. Оно может быть только коротким. Нельзя наказывать ребенка за то, что вы сможите сделать и сами: например, пролить суп или разбить чашку. Делайте скидку на возраст ребенка. Никогда не наказывайте его за то, что он не сделал не доступного ему в силу его возраста.

Ни  в коем случае нельзя наказывать, если вы точно не уверены в вине ребенка. Это не тот случай, где стоит полагаться на свою интуицию. Как бы сильно вы ей не доверяли, может случиться, что наказание настигает невиновного - а это недопустимо, если вы не хотите потерять доверие своего ребенка. Специалисты рекомендуют заменить наказания «негативными последствиями», которые являются логичным следствием неправильного поведения ребенка. В любом случае, ни при каких обстоятельствах нельзя использовать физическое наказание.

 Детей нужно отвлекать, уговаривать, разъяснять. Такое воспитание , по принципу логичных и естественных последствий( ребенка знакомят со всеми возможными последствиями, к которым может привести его неправильное поведение), конечно требует много затрат и временных и моральных. Стоит ли оно того? Несомненно, да!

Как помочь ребенку справиться с депрессией?

Когда ребенка забирают из родительского дома, ему приходиться пережить многочисленные потери и утраты, которые могут вызвать стресс и депрессию даже у маленьких детей. А как бы вы чувствовали, если бы вам пришлось пережить6

-ограничение в общении со своими кровными родителями и его полное отсутствие

-смерть одного из родителей или обоих родителей

-ограничение в общении  со своими кровными братьями и сестрами или же полное прерывание контакта( если детей определяют в разные места)

-расставание с семьей, соседями, а также, учителями, воспитателями и друзьями

-перемену привычного образа жизни.

Печаль является эмоциональной реакцией на лишение и потери, испытываемые ребенком. Обычно все проходят через один и тот же процесс, стремясь справиться со своим горем и печалью. Как правило, этот процесс включает в себя пять стадий:

- шок\отрицание ( как нечто подобное могло произойти со мной)

- гнев (я безумно разозлен, что вы покинули меня)

-сделка-торги (если я буду себя хорошо вести, то мама вернется и заберет меня к себе)

-отчаяние (я никогда не вернусь обратно домой)

-принятие-понимание( мне небезопасно прямо сейчас жить в родительском доме (я  пока  поживу в приемной семье, здесь очень хорошо)

Ваша поддержка и помощь в прохождении ребенком через этапы гнева и отчаяния во многом определит, как ребенок будет сам справляться с таким эмоциональным состоянием в будущем.

Ребенок нуждается в постоянном присутствии взрослого, которому он доверяет и на которого он может положиться. Внимательно следите за словами и поступками ребенка. Некоторые дети,  особенно совсем маленькие, возможно, не смогут поделиться с вами своими ощущениями или же рассказать о том, что их беспокоит и тревожит. В таких случаях, поведение ребенка, его игры и рисунки говорят о его чувствах.

Самое главное, что вы сможете сделать для ребенка, переживающего печаль – это внимательно выслушать его, когда ему нужно будет высказаться. Быть может, это наступит не сразу, а только тогда, когда ребенок будет ощущать себя в полной безопасности. Не отстраняйтесь от ребенка, выслушайте его и помните: то, что ваш приемный ребенок скучает по родительскому дому и по своим кровным родителям, вовсе не означает, что он отвергает вашу заботу о нем. Не следует останавливать ребенка, когда он начинает плакать. Слезы смягчают душевную боль. Помните, что переживание утраты может сказываться на поведении, поэтому родители должны быть особенно терпеливы и заботливы по отношению к ребенку.

Взаимоотношения с биологическими родителями – это одна из самых болезненных тем для родителей, которые взяли  в свою семью ребенка. Здесь нужно быть поистине мудрым человеком, для того чтобы найти ту золотую середину, которая позволит и ребенку вырасти гармоничным человеком, не отвергающим свои корни, и в приемной семье создать атмосферу открытости, принятие, бесконфликтности.

Отношение ребенка к своим кровным родителям- это вопрос, который нельзя замалчивать. Даже если ребенок особо не проявляет интерес к своему прошлому, нужно говорить о его корнях. Приемные родители ни в коем случаи не должны осуждать биологических родителе, говорить о них плохо, даже из лучших побуждений и намерений оградить ребенка от возможных психических травм. Постарайтесь почувствовать благодарность к кровным родителям за то,  что они родили этого ребенка, за то, что вы можете быть с ним. Помните о важности биологических родителей для эмоциональной жизни ребенка и никогда не относитесь к биологическим родственника приемного ребенка небрежно или неуважительно.