портфолио педагога-психолога

Соловьёва Елена Сергеевна

 

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Чижовская средняя (полная) общеобразовательная школа»

Рославльского района   Смоленской области

 

image

 

 

Портфолио

педагога-психолога МБОУ Чижовской средней (полной) школы Рославльского района  Смоленской области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

д.Чижовка

 

2012г.

                                                          ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ    (ЭССЕ)                                                                                   

Раздел 1. Общие сведения о педагоге – психологе.                                       

·        ФИО

·        Образование

·        Трудовой и педагогический стаж

·        Повышение квалификации

·        Награды, грамоты, благодарственные письма

·        Копии документов

·        Фотоальбом

 

Раздел 2. Информационно-аналитическая справка.               

2.1         Характеристика условий рабочего места (кабинета) педагога-психолога.

 

2.2         Сведения о реализуемых программах, их уровень, направленность (название программы, автор).

 

           2.3 Анализ работы. Мониторинг.

 

           2.4 Внеурочная деятельность.

 

           2.5 Здоровьесберегающие технологии.

 

      2.6Современные педагогические и информационно-коммуникационные технологии.

 

        2.7Семинары, выступления, открытые занятия.

 

        2.8Авторские разработки.  

 

    

 

Раздел 3. Краткое описание методической системы педагога-психолога.

 

·        Приложения.                      

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ    (ЭССЕ).

image

 

 

            Делай только то, что духовно поднимает тебя, и будь уверен, что этим самым ты более всего можешь быть полезен обществу.
                                   Л.Н. Толстой

 

 «Я люблю дело, которым я занимаюсь. Я люблю делать то дело, которое люблю!»  Профессия педагога-психолога для меня:

- способ самовыражения;

- занятие, которое приносит чувство собственной значимости и удовлетворенности от выполненной работы;

- профессия, через которую я осуществляю свою миссию и предназначение;

- профессия  как форма самопознания;

- профессия, которая, позволила изменить взгляд на многие события моей собственной жизни;

- профессия, которая дает мне силы для жизни и тяжелых испытаний судьбы;

- профессия, которая позволяет мне быть рядом с теми, кого я люблю;

- профессия, которая позволила мне мой недостаток, как я думала раньше, превратить в достоинство, и значимое профессиональное качество ( эмпатия, чуткость и доброта); перфекционизм.

        Что ещё люблю? Многое: люблю отдыхать на природе, люблю, когда вся семья собирается вместе,  люблю печь, готовить, читать, танцевать,  люблю юмор,  автомобиль, спорт,  туризм, путешествия, люблю сладкое, цветы, люблю стихи,  науку, школу, звонкий  смех детей детей, психологию,  просто люблю находить в жизни маленькие чудеса  и от души им радоваться. Стараюсь  не унывать, верю, что всё самое лучшее ещё впереди!

Стараюсь учить  добру, уважению друг к другу, честности... Люблю детей, в каждом стараюсь видеть  - ЛИЧНОСТЬ. 

Нам  вверены детские души! Именно им мы помогаем  найти своё место в этом огромном взрослом мире! У ребёнка всё ещё только начинается! И потому мое главное психологическое кредо: не навреди!

Я согласна с высказыванием:   "Учатся только у тех, кого любят, Любят тех, у кого испытывают успех!"

Каждый человек рано или поздно начинает задавать себе вопросы: «Кем быть?» и «Каким быть?». Ответы на них не даются просто, вызывают множество переживаний, потому,  что жизненно важны. У меня с этим все было гораздо проще…

Главным достижением в своей деятельности я считаю признание и уважение учеников, чего сегодня добиться не так уж и просто.

Оказывается, энтузиастом Ф.И.Яновичем почти два с половиной века назад было издано первое руководство для учителей, где категорически запрещалось «всякое посрамление» учеников, а «слабоумие, худая память и природная неспособность» не наказывались вообще.

Руссо писал, что «воспитание – это и есть жизнь, а не подготовка к ней», а жизнь соединяет прекрасное и повседневное, не всегда, возможно, эстетическое. И мы с учениками   взяли шефство над одиноким ветераном, выполнили коллективный исследовательский проект, посвященный Дню Великой Победы…

 Каждому человеку очень важно, хотя бы раз в жизни, пережить чувство успешности.
Я хорошо понимаю термин "профессиональное сгорание". Отнюдь не призываю жить только работой!  Школа, это не только вечная молодость, это ещё и вечное развитие, движение вперёд. Нашей профессии психолога,  учителя, можно позавидовать. Она даёт возможность развиваться творчески, духовно. Любой путь бывает, не прост. На психологическом этапе тоже много трудностей и препятствий.  Добиться успеха психологу  помогают наука, способности, оптимизм. Перелистывая страницы своего школьного  романа, хочу отметить, что всегда старалась учиться,  и мне это очень  нравилось и нравится!        

«Учение – вот что нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие ученые. Перестанешь учиться – не сможешь и учить» (Д. С. Лихачев). Мне странно слышать, когда человек говорит «Я  всё знаю» или «Я не люблю учиться».
           Профессиональные курсы и семинары,  уроки коллег, мастер-классы ученых  и педагогические советы - это кирпичики фундамента моего успеха. Уважаю, перечитываю, люблю и учусь у Выготского Л.С.,  Дубровиной И.В.,  Битяновой М.Р.,  Семаго М.М. и Семаго Н.В., Савенкова А.,  Вачкова И.В.,  Я – педагог – психолог, продолжается мой школьный роман…

 «Единственное счастье в жизни –  это постоянное стремление вперед»,- сказал Эмиль Золя.  Эти слова  французского писателя, мне кажется, характеризуют меня как психолога  современности.

Завтра будет новый школьный день,  и вот уже завтра в школе на меня опять будут смотреть глаза моих учеников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 1. Общие сведения о педагоге.

image

1.Ф.И.О.  Соловьева Елена Сергеевна.

2. Дата рождения 21 августа 1986 года.

3. Образование в 2008 году окончила Московскую Гуманитарную Академию присуждена степень БАКАЛАВРА ПСИХОЛОГИИ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ». ПРИЛОЖЕНИЕ  к портфолио Соловьева Е.С.\ПРИЛОЖЕНИЕ №1-диплом.

4. Общий трудовой стаж 3года.

5. Стаж педагогической работы   3года.

6. Стаж работы в данной должности 3года.

7. Повышение квалификации (название учреждения, тема, год, количество часов)  1. Курсы повышения квалификации в области современных информационных технологий.2010 год.

в объеме-72 часов.

 2. Комплексные курсы «Профессиональная компетентность педагога-психолога  в условиях реализации требований ФГОС».   2012год.

  в объеме - 156 часов. ПРИЛОЖЕНИЯ к портфолио  Соловьева Е.С.\ПРИЛОЖЕНИЕ №2- курсы  о повышении  квалификации.

8.Квалификационная категория, разряд  не имею.

9. Награждения.  ПРИЛОЖЕНИЯ к портфолио Соловьева Е.С.\ПРИЛОЖЕНИЕ №3- награждения (грамоты, благодарственные письма, свидетельства, сертификаты).

 

Название награды

Год присвоения

 1.Благодарственное письмо «За добросовестное отношение к должностным обязанностям, исполнительность, активное участие в жизни коллектива»

  Выписка из приказа № 310-п

СОГБУ СРЦН «Солнышко»

08.12.2011г

 2.Грамота

 03.10.2011г

 3.Благодарственное письмо «За профессионализм, активное участие в методической работе учреждения, целеустремленность, инициативу»

 Выписка из приказа № 392-п

СОГБУ СРЦН «Солнышко» 30.11.2012г.

 4. Свидетельство о публикации в электронном СМИ

опубликовала в социальной сети

 работников образования

nsportal.ru

методическую разработку

Здоровьесберегающие технологии в работе

школьного психолога.

Web-адрес публикации:

http://nsportal.ru/node/468340

 

Свидетельство о регистрации электронного СМИ № ФС77-43268

23.12.2012г

 

 

 

 

 

10.Фотоальбом.  ПРИЛОЖЕНИЯ к портфолио Соловьева Е.С.\ПРИЛОЖЕНИЕ №4 фото.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 2. Информационно-аналитическая справка.

2.1. Характеристика условий рабочего места

(кабинета) педагога-психолога.

Мой рабочий кабинет.      


В кабинете педагога – психолога  оборудованы:

·     Рабочее место;

·     Методический уголок;

·     Место для занятий с детьми;

·     Уголок релаксации.

 image

 

      Кабинет психолога – это не просто комната, это святая святых и мастерская педагога, которая без всяких цифр и отчетов расскажет о работе специалиста. В школе кабинет психолога организован с 2000 года и функционирует по настоящее время. Кабинет расположен вдали от медицинского и административного кабинетов, согласно требованиям ФГОС. Рабочее пространство кабинета организовано в соответствии со спецификой профессиональной деятельности специалиста. Рабочая (личная) зона служит для подготовки психолога к работе (занятиям, консультациям, обследованиям), обработки данных и хранения документации. Зона первичного приема и беседы с клиентом оснащена рабочим столом, шкафом с необходимыми диагностическими и методическими материалами, инструментариями для проведения психологического обследования и профессиональной литературой.

Уютная зона консультативной работы выдержана в приятной цветовой гамме и настраивает на доверительную обстановку и психологический комфорт среди детей и взрослых.     

 Необходимым элементом кабинета служит библиотечка специальной психолого-педагогической литературы, в том числе для родителей.

 

Зона диагностической работы представляет собой систематизацию материалов по возрасту и проблематике и представлена в папках «Диагностика» (тестовый материал в методиках и бланках) и «Диагностика по классам» (с 1 по 11 классы). Для диагностической работы психологу необходимо компьютерное оснащение для проведения разнообразных мониторингов.

  Зона коррекционно – развивающей работы представлена  партами, большим информационным стендом с периодически меняющейся наглядностью, комплектами дидактического и игрового материала (мягкие игрушки, развивающие игры, психологические методики). В этой зоне достаточно места для проведения с малышами и подростками ролевых игр и тренингов.     


 

image            image

 

Зона игровой терапии не имеет особого места в кабинете, она сливается с коррекционно - развивающей. Ее интерьер насыщен яркими рисунками, стендами, поделками и настраивает на позитив. Очень часто детям (особенно малышам) для игр требуется вся территория кабинета, чему способствует легкая передвижная мебель. Кабинет оборудован различными настольными играми и мягкими игрушками. Сама обстановка помогает детям адаптироваться к работе.

 Зона релаксации и снятия эмоционального напряжения.

image

 

В настоящее время психологический кабинет одновременно совмещает в себе несколько функциональных зон: методическую, консультативную,  место для индивидуальной и групповой работы с детьми. Функциональное распределение кабинета по зонам помогает специалисту заниматься консультированием и диагностикой, профилактикой и просвещением; развивающей, коррекционной, методической и экспертной деятельностью. Без кабинета и соответствующего оборудования выполнить подобное невозможно. Таким образом, комплектация рабочего кабинета психолога напрямую зависит от содержания и видов его разнообразной  деятельности. 

Пространство кабинета педагога-психолога является важной частью развивающей предметной среды общеобразовательной школы, организация и обогащение которой должны строиться с учетом закономерностей детского развития и отвечать критериям функционального комфорта в условиях перехода на новые ФГОС. ПРИЛОЖЕНИЯ к портфолио Соловьева Е.С.\ПРИЛОЖЕНИЕ №5 

1.Функциональное использование кабинета.

2.Перечень основного оборудования: предметов мебели, ТСО, дополнительных средств дизайна.

3. Перечень методических средств кабинета.

4.Перечень методической и справочной литературы.

5.Краткое описание использования кабинета

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vvedenie.doc484.5 КБ

Предварительный просмотр:

ВВЕДЕНИЕ    (ЭССЕ).

        Делай только то, что духовно поднимает тебя, и будь уверен, что этим самым ты более всего можешь быть полезен обществу.
                                  
Л.Н. Толстой


 «Я люблю дело, которым я занимаюсь. Я люблю делать то дело, которое люблю!»  Профессия педагога-психолога для меня:

- способ самовыражения;

- занятие, которое приносит чувство собственной значимости и удовлетворенности от выполненной работы;

- профессия, через которую я осуществляю свою миссию и предназначение;

- профессия  как форма самопознания;

- профессия, которая, позволила изменить взгляд на многие события моей собственной жизни;

- профессия, которая дает мне силы для жизни и тяжелых испытаний судьбы;

- профессия, которая позволяет мне быть рядом с теми, кого я люблю;

- профессия, которая позволила мне мой недостаток, как я думала раньше, превратить в достоинство, и значимое профессиональное качество ( эмпатия, чуткость и доброта); перфекционизм.

        Что ещё люблю? Многое: люблю отдыхать на природе, люблю, когда вся семья собирается вместе,  люблю печь, готовить, читать, танцевать,  люблю юмор,  автомобиль, спорт,  туризм, путешествия, люблю сладкое, цветы, люблю стихи,  науку, школу, звонкий  смех детей детей, психологию,  просто люблю находить в жизни маленькие чудеса  и от души им радоваться. Стараюсь  не унывать, верю, что всё самое лучшее ещё впереди!

Стараюсь учить  добру, уважению друг к другу, честности... Люблю детей, в каждом стараюсь видеть  - ЛИЧНОСТЬ.  

Нам  вверены детские души! Именно им мы помогаем  найти своё место в этом огромном взрослом мире! У ребёнка всё ещё только начинается! И потому мое главное психологическое кредо: не навреди!

Я согласна с высказыванием:   "Учатся только у тех, кого любят, Любят тех, у кого испытывают успех!"

Каждый человек рано или поздно начинает задавать себе вопросы: «Кем быть?» и «Каким быть?». Ответы на них не даются просто, вызывают множество переживаний, потому,  что жизненно важны. У меня с этим все было гораздо проще…

Главным достижением в своей деятельности я считаю признание и уважение учеников, чего сегодня добиться не так уж и просто.

Оказывается, энтузиастом Ф.И.Яновичем почти два с половиной века назад было издано первое руководство для учителей, где категорически запрещалось «всякое посрамление» учеников, а «слабоумие, худая память и природная неспособность» не наказывались вообще.

Руссо писал, что «воспитание – это и есть жизнь, а не подготовка к ней», а жизнь соединяет прекрасное и повседневное, не всегда, возможно, эстетическое. И мы с учениками   взяли шефство над одиноким ветераном, выполнили коллективный исследовательский проект, посвященный Дню Великой Победы…

 Каждому человеку очень важно, хотя бы раз в жизни, пережить чувство успешности.
Я хорошо понимаю термин "профессиональное сгорание". Отнюдь не призываю жить только работой!  Школа, это не только вечная молодость, это ещё и вечное развитие, движение вперёд. Нашей профессии психолога,  учителя, можно позавидовать. Она даёт возможность развиваться творчески, духовно. Любой путь бывает, не прост. На психологическом этапе тоже много трудностей и препятствий.  Добиться успеха психологу  помогают наука, способности, оптимизм. Перелистывая страницы своего школьного  романа, хочу отметить, что всегда старалась учиться,  и мне это очень  нравилось и нравится!        

«Учение – вот что нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие ученые. Перестанешь учиться – не сможешь и учить» (Д. С. Лихачев). Мне странно слышать, когда человек говорит «Я  всё знаю» или «Я не люблю учиться».
          Профессиональные курсы и семинары,  уроки коллег, мастер-классы ученых  и педагогические советы - это кирпичики фундамента моего успеха. Уважаю, перечитываю, люблю и учусь у Выготского Л.С.,  Дубровиной И.В.,  Битяновой М.Р.,  Семаго М.М. и Семаго Н.В., Савенкова А.,  Вачкова И.В.,  Я – педагог – психолог, продолжается мой школьный роман…

 «Единственное счастье в жизни –  это постоянное стремление вперед»,- сказал Эмиль Золя.  Эти слова  французского писателя, мне кажется, характеризуют меня как психолога  современности.

Завтра будет новый школьный день,  и вот уже завтра в школе на меня опять будут смотреть глаза моих учеников.

Раздел 1. Общие сведения о педагоге.

1.Ф.И.О.  Соловьева Елена Сергеевна. 

2. Дата рождения 21 августа 1986 года.

3. Образование в 2008 году окончила Московскую Гуманитарную Академию присуждена степень БАКАЛАВРА ПСИХОЛОГИИ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ». ПРИЛОЖЕНИЕ  к портфолио Соловьева Е.С.\ПРИЛОЖЕНИЕ №1-диплом.

4. Общий трудовой стаж 3года.

5. Стаж педагогической работы   3года.

6. Стаж работы в данной должности 3года.

7. Повышение квалификации (название учреждения, тема, год, количество часов)  1. Курсы повышения квалификации в области современных информационных технологий.2010 год.

в объеме-72 часов.

 2. Комплексные курсы «Профессиональная компетентность педагога-психолога  в условиях реализации требований ФГОС».   2012год.

  в объеме - 156 часов. ПРИЛОЖЕНИЯ к портфолио  Соловьева Е.С.\ПРИЛОЖЕНИЕ №2- курсы  о повышении  квалификации.

8.Квалификационная категория, разряд  не имею.

9. Награждения.  ПРИЛОЖЕНИЯ к портфолио Соловьева Е.С.\ПРИЛОЖЕНИЕ №3- награждения (грамоты, благодарственные письма, свидетельства, сертификаты).

Название награды

Год присвоения

 1.Благодарственное письмо «За добросовестное отношение к должностным обязанностям, исполнительность, активное участие в жизни коллектива»

  Выписка из приказа № 310-п

СОГБУ СРЦН «Солнышко»

08.12.2011г

 2.Грамота

 03.10.2011г

 3.Благодарственное письмо «За профессионализм, активное участие в методической работе учреждения, целеустремленность, инициативу»

 Выписка из приказа № 392-п

СОГБУ СРЦН «Солнышко» 30.11.2012г.

 4. Свидетельство о публикации в электронном СМИ

опубликовала в социальной сети

 работников образования

nsportal.ru

методическую разработку

Здоровьесберегающие технологии в работе

школьного психолога.

Web-адрес публикации:

http://nsportal.ru/node/468340

Свидетельство о регистрации электронного СМИ № ФС77-43268

23.12.2012г

 

 

 

 

10.Фотоальбом.  ПРИЛОЖЕНИЯ к портфолио Соловьева Е.С.\ПРИЛОЖЕНИЕ №4 фото.

Раздел 2. Информационно-аналитическая справка.

2.1. Характеристика условий рабочего места

(кабинета) педагога-психолога.

Мой рабочий кабинет.      

В кабинете педагога – психолога  оборудованы:

  1. Рабочее место;
  2. Методический уголок;
  3. Место для занятий с детьми;
  4. Уголок релаксации.

 

      Кабинет психолога – это не просто комната, это святая святых и мастерская педагога, которая без всяких цифр и отчетов расскажет о работе специалиста. В школе кабинет психолога организован с 2000 года и функционирует по настоящее время. Кабинет расположен вдали от медицинского и административного кабинетов, согласно требованиям ФГОС. Рабочее пространство кабинета организовано в соответствии со спецификой профессиональной деятельности специалиста. Рабочая (личная) зона служит для подготовки психолога к работе (занятиям, консультациям, обследованиям), обработки данных и хранения документации. Зона первичного приема и беседы с клиентом оснащена рабочим столом, шкафом с необходимыми диагностическими и методическими материалами, инструментариями для проведения психологического обследования и профессиональной литературой.

Уютная зона консультативной работы выдержана в приятной цветовой гамме и настраивает на доверительную обстановку и психологический комфорт среди детей и взрослых.     

 Необходимым элементом кабинета служит библиотечка специальной психолого-педагогической литературы, в том числе для родителей.

Зона диагностической работы представляет собой систематизацию материалов по возрасту и проблематике и представлена в папках «Диагностика» (тестовый материал в методиках и бланках) и «Диагностика по классам» (с 1 по 11 классы). Для диагностической работы психологу необходимо компьютерное оснащение для проведения разнообразных мониторингов.

  Зона коррекционно – развивающей работы представлена  партами, большим информационным стендом с периодически меняющейся наглядностью, комплектами дидактического и игрового материала (мягкие игрушки, развивающие игры, психологические методики). В этой зоне достаточно места для проведения с малышами и подростками ролевых игр и тренингов.      

           

Зона игровой терапии не имеет особого места в кабинете, она сливается с коррекционно - развивающей. Ее интерьер насыщен яркими рисунками, стендами, поделками и настраивает на позитив. Очень часто детям (особенно малышам) для игр требуется вся территория кабинета, чему способствует легкая передвижная мебель. Кабинет оборудован различными настольными играми и мягкими игрушками. Сама обстановка помогает детям адаптироваться к работе.

 Зона релаксации и снятия эмоционального напряжения. 

В настоящее время психологический кабинет одновременно совмещает в себе несколько функциональных зон: методическую, консультативную,  место для индивидуальной и групповой работы с детьми. Функциональное распределение кабинета по зонам помогает специалисту заниматься консультированием и диагностикой, профилактикой и просвещением; развивающей, коррекционной, методической и экспертной деятельностью. Без кабинета и соответствующего оборудования выполнить подобное невозможно. Таким образом, комплектация рабочего кабинета психолога напрямую зависит от содержания и видов его разнообразной  деятельности.  

Пространство кабинета педагога-психолога является важной частью развивающей предметной среды общеобразовательной школы, организация и обогащение которой должны строиться с учетом закономерностей детского развития и отвечать критериям функционального комфорта в условиях перехода на новые ФГОС. ПРИЛОЖЕНИЯ к портфолио Соловьева Е.С.\ПРИЛОЖЕНИЕ №5  

1.Функциональное использование кабинета.

2.Перечень основного оборудования: предметов мебели, ТСО, дополнительных средств дизайна.

3. Перечень методических средств кабинета.

4.Перечень методической и справочной литературы.

5.Краткое описание использования кабинета

2. 2. Сведения о реализуемых программах, их уровень, направленность (название программы, автор).

Роль педагога-психолога МБОУ  Чижовская средняя (полная) школа в условиях внедрения новых ФГОС.

Реализация Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность педагога-психолога, как участника образовательного процесса.

Работа психолога становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев.

Введение указанных критериев («Психологическая копилка») определяет весь процесс модернизации психолога–педагогической подготовки участников образовательного процесса.

Школа работает по программе развития «Психолого-педагогическое сопровождение готовности учащихся сельской школы к социальному определению. Мной был разработан - Модуль. Психологическое сопровождение программы развития школы.

  1. Цель психологического сопровождения является: создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.

  1. В ходе психологического сопровождения решаются следующие задачи:

  1. 1. Систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения.

  1. 2. Формировать у обучающих способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению.

  1. 3. Создавать специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении. Реабилитировать и социально адаптировать  школьника к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным членом общества.

Психологическая  деятельность – это планируемый и организуемый  процесс, который включает в себя работу с учащимися педагогическим коллективом, родителями и внешкольными организациями.

Планирование осуществляется с помощью основных направлений:

Психодиагностическая работа

Психопрофилактическая работа

Психоконсультационная работа

Коррекционная и развивающая работа

Психопросвещение

Конкретная работа по основным направлениям:

Психодиагностическая - отслеживание и выявление особенности психологического развития ребенка, сформированность определенных психологических новообразований, соответствие уровню развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества. В ходе работы осуществляется:

·      изучение обращения к психологу, поступающего от учителей, родителей, учащихся (определение проблемы, выбор метода исследования);

·       формулировка заключения об основных характеристиках изучавшихся компонентов психического развития или формирования личности школьника (постановка психологического диагноза);

·      разработка рекомендаций, программы психокоррекционной работы  с учащимися, составление долговременного плана развития способностей или других психологических образований;

·      представление циклограммы мониторинговых исследований качества образования в соответствии с критериями:

- профессиональной деятельности учителя;

- оснащенности образовательного процесса;

-  результатов образовательной деятельности;                    

- индивидуальных внеучебных достижений.

 

Психопрофилактическая - профилактика и преодоления отклонений в социальном и психологическом здоровье. Обеспечение решения проблем, связанных с обучением, воспитанием, психическим здоровьем детей. В ходе работы осуществляется:

·      разработка и осуществление развивающих программ для учащихся с учетом задач каждого возрастного этапа;

·      выявление психологических особенностей ребенка, которые в дальнейшем могут обусловить отклонения в интеллектуальном или личностном развитии;

·      предупреждение возможных осложнений в связи с переходом учащихся на следующую возрастную ступень.

Коррекционно-развивающая - создание социально-психологических условий для успешного психологического развития . Работа осуществляется по специально подобранным программам.

Психопросвещение и консультирование – психологическое просвещение школьников, которое ориентировано на социально - психологические знания необходимые в обучении, в  общении.

  1. Консультации педагогов - форма сотрудничества психолога + педагог а в решение школьных проблем и профессиональных задач.

  1. Просвещение родителей - ориентировано на вовлечение их  в сопровождении ребенка в процессе школьного обучения, создание ситуации сотрудничества и ответственности по отношению к проблемам школьного обучения и развития.

Профориентационная – раскрытие личностного своеобразия каждого подростка и признание его права на самостоятельный поиск профессионального пути.

  1. Младшее звено. Основная цель - создать условия для адаптации, развития и формирования личности.
  2. Работа по программе «Лестница роста»

  1. Среднее звено. Основная цель- организация учебной деятельности с учетом мотивационной сферы, интересов и склонностей учащихся.
  2. Работа по программе «Школа пятиклассника»

  1. Старшее звено. Основная цель - профессиональное самоопределение с целью адаптации личности в обществе; создание условий для успешной адаптации; профилактика тревожности, неуверенности в себе и в своих силах, активизация внутренних ресурсов учащихся, оказание подростками психологической поддержки и сохранения здоровья при подготовке к ГИА и ЕГЭ.

      Работа ведется по программе «Тренинг активизации внутренних  ресурсов»

               

В своей работе с учащимися использую следующие программы:

- Программа С.А. Коробкиной  «Лестница роста».  Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах (1,5,10 классы): система работы с детьми, родителями, педагогами. С.А. Коробкина.-Волгоград:Учитель,2010.

Цель программы: формирование предпосылок готовности к школьному обучению.

        

-Программа А.В. Семенченко «Школа пятиклассника». Тренинги с подростками: программы, конспекты занятий/ авт.-сост. Ю.А. Голубева и др.-Волгоград: Учитель,2009.

Цели:

     -развить навыки уверенного поведения;

-развить коммуникативные навыки;

-сформировать основные представления о жизни учащихся среднего звена.

                 

- Программа М.Р.Григорьевой «Тренинг активизации  внутренних ресурсов».

«Тренинги с подростками: программы, конспекты занятий/ авт.-сост. Ю.А. Голубева и др.-Волгоград: Учитель,2009.

Тренинг рассчитан на учащихся среднего и старшего звена.

Цель тренинга:  профилактика тревожности, неуверенности в себе и в своих силах, активизация внутренних ресурсов учащихся, оказание подростками психологической поддержки.

- Программы К.П. Сулимовой  «Мой внутренний мир».

«Тренинги с подростками: программы, конспекты занятий/ авт.-сост. Ю.А. Голубева и др.-Волгоград: Учитель,2009.

Программа направлена на саморазвитие личности детей, то есть на осознание ими сил индивидуальности, повышение представлений о собственной значимости, формирование мотивации самовоспитания и саморазвития.

ПРИЛОЖЕНИЯ к портфолио Соловьева Е.С.\ПРИЛОЖЕНИЕ №6  

Модуль. Психологическое сопровождение программы развития школы.

2.3. Анализ работы. Мониторинг.

Анализ работы за 2010-2011  учебный год педагога-психолога,

МБОУ Чижовская средняя (полная) школа.

Психологическое сопровождение - это система профессиональной деятельности психолога, направленной на создание социально- психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия. Именно в таком сопровождении школьника на всех этапах его школьного обучения и видится основная цель школьной психологической службы.

На 2010-2011 учебный год была поставлена цель:

Комплексное психолого-педагогическое сопровождение учащихся для создания положительного эмоционального поля взаимодействия со всеми участниками процесса обучения в соответствии с программой развития школы.

Для решения этой цели были поставлены следующие задачи:        

  1. Изучение индивидуальных особенностей учащихся.
  2. Социализация учащихся.
  3. Оказание психокоррекционной помощи.
  4. Индивидуальное и групповое консультирование учащихся, педагогов, родителей.
  5. Создание психологического банка данных учащихся.

Соответственно, деятельность психолога в рамках сопровождения осуществлялась по следующим направлениям:

  1. Психопрофилактическая работа
  2. Диагностическая работа.
  3. Коррекционная и развивающая работа.
  4. Консультационная работа.
  5. Организационно-методическая работа

Все перечисленные виды работы осуществлялись только в единстве и во взаимодействии.

Профилактика и просвещение осуществляется в основном, как предупреждение возможных осложнений в адаптации, выявление таких особенностей у детей, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в его интеллектуальном и эмоциональном развитии, в поведении или в межличностных отношениях.

Прежде всего, работа была направлена на устранение факторов, препятствующих благополучной адаптации учащихся 5-х и 10-го классов. Для этого с учащимися пятых классов была проведена первичная диагностика и по результатам коррекционная работа. С учащимися 10-го класса также была проведена диагностическая работа, а также классные часы на снятие тревожности, сплочение коллектива.

С целью расширения познавательного кругозора учащихся в рамках просветительской, профилактической работы организуются классные часы, групповые тренинги с учащимися по направлениям: обучение конструктивным навыкам взаимодействия; профилактике употребления психоактивных веществ; помощь в создании жизненной стратегии, в выборе профессии, построение позитивного образа своего настоящего и будущего и др.

С целью приобщения родителей к психологическим знаниям проводятся родительские собрания, на которых они знакомятся с особенностями развития того или иного возраста (по проблеме адаптации, по сдаче ЕГЭ, «Возрастные и психологические особенности старшеклассников»). Родители обеспечиваются информационными листовками, буклетами. С классными руководителями проводились беседы по предупреждению психологической нагрузки школьников.

На РМО педагогов-психологов города Рославля был подготовлен и представлен доклад на тему «Роль психолога в профессиональном самоопределении учащихся в системе профильного обучения».

Совместно с администрацией и педагогами в течение всего учебного года принималось участие в педагогических советах.

Классные руководители обеспечиваются методическими материалами, рекомендациями для родительских собраний с комментариями психолога.

Психопрофилактическая работа с детьми «группы риска» осуществляется  с помощью различных форм, методов и приемов работы.  Данная работа проводилась по различным направлениям – психологическая диагностика, психологическая коррекция, психологическое консультирование и психологическое просвещение.

На основании полученных результатов строилась дальнейшая психологическая коррекция. По этому направлению  работа осуществлялась в форме индивидуальных занятий.

Проводились групповые занятия по следующим темам: в 6-7-х кл. «Контроль эмоций» (по снятию тревожности), в 9-х, 11-х кл. «Психологическая подготовка к ЕГЭ», 5-х кл. «Секреты памяти», в 6-7 классах «Стресс: что делать?» и др. Также были проведены беседы (по следующим темам: «Как научиться сдерживать свои негативные эмоции», «Зависимость, что это?»  и другие).

Из запланированных пунктов раздела «Просвещение и профилактика» годового плана социально-психологической службы не были выполнены:

          Классные часы в 6-8 классах «Стресс: что делать?»

Родительское собрание в 7-х классах «Психологические особенности подросткового возраста».

Диагностическая работа проводится с целью предъявления информации об индивидаульно-психических особенностях детей. Такая информация очень полезна тем, кто с ними работает, - учителям, родителям, другим специалистам. В течение 2010-2011 учебного года применялись  методики, с помощью которых можно оценивать психологическое развитие детей во время обучения. Проведение комплексной систематической психодиагностики позволяет оценивать эффективность учебно-воспитательной работы школы с точки зрения того, в какой мере она способствует продвижению детей вперед в своем психологическом развитии.  

Диагностическая работа проводилась по плану работы психолога, запросам администрации, классных руководителей, родителей.

Проведено 77 групповых и подгрупповых диагностик по исследованию:

- уровня адаптации учащихся 5-го, 10-го классов,

- типы личности в педагогическом коллективе,

- межличностных отношений в классных коллективах,

- уровня школьной мотивации учащихся 5-11 классов,

- уровня агрессии учащихся 6-8 классов,

- склонности к суициду учащихся 7-11 классов,

- удовлетворенность учащихся 10-го класса выбором профиля обучения,

- профессиональных интересов и склонностей 8-11 классов,

- сформированности профессионального плана в 9, 11-х классах.

Проведено 26 индивидуальных диагностик по запросам родителей, классных руководителей, социального педагога, учащихся по различным проблемам: эмоциональным, личностным, выявлению актуального уровня развития.

С результатами и рекомендациями знакомила администрацию школы, классных руководителей и педагогов. Обсуждались методы индивидуальной работы с некоторыми учащимися.

По результатам социометрических исследований классным руководителям, даны рекомендации по дальнейшей работе с классами.

После проведения групповых исследований проводились индивидуальные и подгрупповые консультации по сформированности познавательных процессов и способах их развития и сформированности профессиональных планов и интересов по желанию учащихся.

По результатам исследований в 9-х классах проводились собеседования с участием администрации, родителей и учащихся по определению дальнейшего выбора образовательного маршрута.

С целью оценки психологического микроклимата в классных коллективах в 5-11 классах было проведено диагностическое обследование с использованием набора диагностических методик: «Социометрия Дж. Морено» - определение коэффициента групповой сплоченности коллектива.

Результаты данного обследования позволяют сделать выводы о характере микроклимата в классных коллективах.

Обследование было проведено во всех классах. В каждом классе был определен индекс групповой сплоченности коллектива. Нужно отметить, что почти во всех классах присутствует средний уровень сплоченности или уровень, приближенный к среднему показателю, что говорит о достаточно благоприятном микроклимате, о чем свидетельствуют результаты, представленные в диаграмме.

Примечание: показатели, расположенные ниже отметки 0,4 соответствуют неблагоприятной эмоциональной обстановке в коллективе; показатели от 0,46 до 0,65 – средний уровень групповой сплоченности.

Таким образом, оценка психологического микроклимата классных коллективов позволяет сделать следующие выводы:

 Почти во всех классных коллективах преобладает достаточно благоприятный микроклимат, за исключением 2-х классов (5, 7). В 5-м классе это может быть следствием личностных особенностей учащихся (повышенный уровень агрессивности). В 7-м причиной низкого уровня групповой сплоченности является то, что учащиеся данного класса сформированы ;

Показатели групповой сплоченности классов находятся на уровне средний, либо приближенный к среднему показателю, либо выше среднего уровня;

Большая часть учащихся внутри классных коллективов чувствуют себя уютно.

Рекомендации по поддержанию и укреплению психологического микроклимата классных коллективов:

Развивать и поддерживать внутри классных коллективов дух единства и солидарности через совместные школьные и внеклассные мероприятия;

Повышать престиж учителя и руководителя в глазах учащихся;

Учить принимать индивидуальные ценности каждого человека;

Развивать чувства эмпатии, толерантности по отношению к окружающим.

Данные по оценке уровня школьной мотивации учащихся 5-6 классов оценивались с помощью анкеты, разработанной В.И. Петрушиным.

Уровень мотивации

5

6

7

8

Широкие социальные мотивы

84%

85%

81%

70%

Мотивация благополучия

58%

45%

90%

86%

Престижная

11%

25%

14%

15%

Мотивация содержания

89%

65%

90%

90%

Мотивация процессом

26%

40%

67%

54%

Узкие социальные мотивы

26%

60%

62%

62%

Таким образом, можно сделать вывод о достаточном уровне развития учебной мотивации учащихся. Учащиеся, в целом понимают необходимость обучения и связь его с дальнейшим будущим, но пока им трудно разграничить причины, по которым они учатся в школе (почти у всех учащихся был широкий круг выбранных причин).

Уровень учебной мотивации учащихся 7, 9-11 классов оценивался по методике М.И. Лукьяновой.


Уровень мотивации

5

6

7

8

9

10

11

Очень высокий уровень

-

-

6%

-

-

-

-

Высокий

42%

41%

35%

15%

15%

42%

56%

Нормальный (средний)

53%

46%

47%

46%

54%

58%

44%

Сниженный

5%

23%

12%

38%

31%

-

-

Низкий

-

-

-

-

-

-

-

Внутренняя

84%

58%

86%

65%

70%

73%

75%

Внешняя

5%

19%

6%

20%

15%

8%

6%

Внутр. и внешн. =

11%

23%

12%

15%

15%

19%

19%

Достижение успеха

42%

27%

53%

54%

62%

50%

63%

Избегание неудачи

5%

42%

18%

38%

15%

23%

13%

Достиж. успеха и избег. неудачи =

53%

31%

29%

8%

23%

27%

25%

Активность в поведении

68%

46%

59%

65%

54%

70%

75%

Пассивность в поведении

11%

38%

24%

15%

15%

15%

19%

Редкая реализация мотивов

21%

15%

18%

20%

31%

15%

6%

Учебный мотив

9%

7%

19%

21%

23%

13%

11%

Социальный мотив

4%

3%

5%

8%

-

-

-

Позиционный мотив

57%

49%

38%

42%

30%

62%

56%

Оценочный мотив

4%

6%

29%

14%

19%

4%

4%

2%

Игровой мотив

25%

25%

6%

-

13%

8%

8%

11%

Внешний мотив

1%

7%

3%

15%

15%

24%

18%

13%

В выборах мотивов учащихся преобладают позиционные мотивы,  т.е. желание занять определенную позицию в глазах педагогов, родителей, сверстников (не быть хуже других). Отрицательным моментом здесь является то, что небольшие показатели по учебному мотиву. В качестве положительного  можно отметить то, что социальный мотив (главная цель мотива – коммуникативная) также составляет невысокий процент от общего выбора.

Уровень учебной мотивации учащихся 8-х классов оценивался по методике Т.Д. Дубовицкой.

Уровень мотивации

8

9

Высокий

21%

11%

Средний

71%

74%

Низкий

7%

16%

Таким образом, проанализировав результаты диагностики, можно сделать вывод о недостаточном уровне развития учебной мотивации учащихся 7-11 классов. Учащиеся, в целом понимают необходимость обучения и связь его с дальнейшим будущим, но есть учащиеся со сниженным уровнем мотивации.

Учителям-предметникам были даны рекомендации для работы с учащимися со сниженным уровнем мотивации.

Степень агрессии и формы агрессивного поведения учащихся 6-8 классов были изучены с помощью опросника Басса-Дарки.

Уровни агрессии

6

7

8

9

10

11

Индекс агрессивности

Высокий

-

-

-

-

-

-

Повышенный

90%

-

14%

16%

14%

24%

Нормальный

10%

100%

86%

84%

86%

76%

Индекс враждебности

Высокий

38%

36%

27%

20%

57%

38%

Повышенный

38%

18%

41%

40%

14%

24%

Нормальный

24%

45%

32%

40%

29%

38%

Таким образом, проанализировав полученные результаты, можно сделать вывод, что у многих учащихся 6-8 классов в той или иной степени проявляется использование физической силы против другого лица; такая форма поведения, которая направлена обычно против авторитета или руководства. Также им может быть присуща зависть или ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания. Недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.

Классными руководителями совместно с психологом проведена коррекционная работа с учащимися с повышенным или высоким уровнем агрессии.

Нужно отметить диагностическую работу в 5 классах. Переход в среднее звено часто является стрессом для детей, в результате чего у них в 5 классе снижаются успеваемость, память, внимание, школьная мотивация, повышается утомляемость. В 5 классах изучаются уровни школьной тревожности, мотивации. Полученные результаты в начале и конце пятого класса, сравниваются, и на их основании осуществляется анализ, делаются выводы относительно произошедших изменений, даются рекомендации и учителям, и родителям.

Так по результатам вторичной диагностики процесса адаптации пятиклассников можно сделать вывод о том, что учащиеся привыкли к новым условиям обучения, новым учителям, повысился процент учащихся с нормальным уровнем тревожности, а также снизились показатели по высокому и повышенному уровням, что свидетельствует об улучшении процесса адаптации.

В старшем звене работа в течение года была направлена на сопровождение ПП и ПО.

В 10 классе профильной группы в начале учебного года была проведена анкета, позволившая сделать вывод, что 57 % учащихся не удовлетворены выбором профиля обучения. Для них это новый вид отношений, обучения, что подтверждает  наличие трудностей в обучении и адаптации десятиклассников. Это может быть связано со случайностью выбора дальнейшего профиля обучения без учёта своих способностей и возможностей под влиянием чужого мнения. 43% учащихся легко адаптировались к новым отношениям в условиях выбранного профиля.

Эта же анкета была проведена по окончании учебного года. Результаты были такими: удовлетворены выбранным профилем 71% учащихся, не удовлетворены – только 29%.

 

Все это говорит о важности изучения способностей, интересов, склонностей девятиклассников и необходимости формирования у них осознанного выбора дальнейшего профиля обучения.

О произошедших изменениях свидетельствует достаточное понимание учащимися профильных предметов. Элективные курсы учащихся устраивают. Большинство учеников собирается продолжить обучение в вузах, их привлекает возможность подготовиться к поступлению. Из ответов ясно, что выбор десятиклассниками был сделан осознанно. Многие умеют организовывать учебную деятельность в школе и дома.

У учащихся просматривается чёткое стремление получить высшее образование. Большинство осуществили выбор будущей профессии, ставят перед собой реальные жизненные цели. Они сохраняют устойчивый интерес к избранной деятельности, проявляют больше инициативы, занимаются самообразованием.  

По результатам изучения профессиональных планов учащихся 9-х, 11-х классов можно сделать следующие выводы. Определились с дальнейшим маршрутом обучения около 57% девятиклассников, они выбрали для дальнейшего обучения колледжи и профессиональные училища, 43% планируют продолжить обучение в 10-м классе общеобразовательной школы и окончательно выбрать будущую профессию.

Из выбравших СУЗы только половина полностью определились с выбором, другая половина рассматривает варианты поступлений, ориентируясь на возможности родителей и доступность получения образования. Для данной категории учащихся были проведены индивидуальные профконсультации и собеседования с родителями.

В 11-х классах также проводятся профориентационные диагностики для помощи в формировании дальнейших профессиональных планов. В 2009-2010 уч. г. на 11% выпускников больше, чем в 2008-2009 уч. г. планируют поступление в ВУЗ, планирующих поступить в СУЗ стало меньше на 11%, среди них практически весь профильный класс, которые выбрали профиль, опираясь на свой уровень знаний.

С результатами диагностик и рекомендациями знакомила администрацию школы, классных руководителей и педагогов. Подбираются методы индивидуальной работы с некоторыми учащимися. Для отслеживания динамики разработаны индивидуальные карты развития, также продолжается работа по диагностической профориентационной карте для старшеклассников.

Из запланированных пунктов раздела «Диагностика» годового плана социально-психологической службы не были выполнены:

Исследование ценностно-ориентационного единства коллектива (педагогический коллектив)

Диагностика типа мышления учащихся 9-х кл.

Диагностика интеллектуальных способностей 9 кл. (ШТУР)

Диагностика типов темперамента 5-11 кл.

Повторная диагностика уровня агрессивности учащихся 6-8 кл.

Повторное исследование уровня учебной мотивации учащихся 5-11 кл.

По результатам диагностической деятельности, а также  по запросам родителей, педагогов или самих учащихся проводится коррекционная и развивающая работа, которая проводится как в индивидуальной, так и групповой форме.

Так проведено 119 групповых коррекционно-развивающих занятий и 99 индивидуальных.

Индивидуальные занятия проводятся по коррекции самовосприятия, проблем во взаимоотношениях со сверстниками, детско-родительских отношений, познавательной сферы и т.д.

Групповые занятия в среднем и старшем звене проводятся на эмоциональную стабилизацию, развитие внимания, мыслительных операций. Занятия проходят с использованием элементов тренинга, психологических игр: «Секреты богини Мнемозины», «Мы вместе», «Экзамены – повод поиграть»,  «Стресс: что делать?», «Мои эмоции» и т.д. тренинговые занятия «Автопортрет» и «Самопрезентация» и т.д., направленные на развитие у учащихся коммуникативных навыков, навыков самопознания и самопрезентации, повышение уровня самооценки.

В 7-х классах проводится факультатив «Учимся жить в современном мире».

В 8-х классах факультативный курс «Встречи с самим собой».

В 9-х – элективный курс «Мои профессиональные намерения».

В 10 классе ведется курс «Проектирование карьеры», и «Психологические особенности успешного менеджмента».

В 11-х классах факультатив «Как стать успешным».

В СК классе ведутся подгрупповые занятия «Как научиться учиться», направленные на развитие когнитивной сферы.

В 5-х классах подгрупповые занятия «Уроки общения» для повышения уровня адаптивности.

В 6-7 классах проведена серия подгрупповых занятий по снятию тревожности.

При разработке коррекционно-развивающих занятий используются методические пособия и программы: «Мои профессиональные намерения» Савченко М.Ю., «Познавая себя и окружающих» Савченко М.Ю., «Тренинг общения для подростков» Грецов А.Г., «Я учусь владеть собой» Слободяник Н.П., «Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся» Дереклеева Н.И., «От самопознания к самоопределению» Прокофьева Н.Г., «Как стать успешным» Шевченко М.Ф., «Я – подросток. Я – среди других людей» Микляева А.В., и др.

Из запланированных пунктов раздела «Коррекционная и развивающая работа»  годового плана социально-психологической службы не были выполнены:

Тренинг для педагогического коллектива «Идеальная школа»;

Развивающие занятия в 6-7-х классах (по развитию познавательных процессов);

Развивающие занятия в 8-9-х классах (по развитию мотивационной сферы).

Консультирование в нашей школе проводится как групповое, так и индивидуальное, в основном по запросам:

педагогов  с целью выработки единых подходов к воспитанию и обучению (нежелание и неумение учиться у некоторых детей, общение со сверстниками и формирование детского коллектива, методы профориентационной и предпрофильной работы со школьниками, проблемы личного характера и др.).

родителей (отсутствие интересов у ребенка и нежелание учиться, агрессивность, уровень развития детей, способы коррекции познавательных процессов в домашних условиях, конфликты детей в классе с одноклассниками и педагогами, эмоциональная несдержанность детей и др).

учащихся (по вопросам: самовоспитание, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, профессиональное и личностное самоопределение, сформированность познавательных процессов и способы их развития, профессиональные планы и интересы в 9 и 11 классах, по желанию учащихся).

Всего проведено 74 консультации педагогов, родителей и учащихся.

Консультирование родителей, чьи дети могут испытывать трудности приспособления к школе, осуществляется индивидуально или на родительских собраниях. Здесь говорится о том, какую помощь смогут оказать своим детям родители. По результатам исследований в 9-х классах по мере необходимости проводятся собеседования с участием администрации, родителей и учащихся по определению дальнейшего выбора образовательного маршрута.

Были проведены родительские собрания:

- в 5-х кл. «Адаптация в средней школе»;

- в 8-х кл. «Возрастные и психологические особенности подростков»;

- в 9-х кл. «Выбор жизненного пути»;

- в 11-х кл. «Возрастные и психологические особенности старшеклассников».

Для работы с родителями и педагогами есть подборка материалов по разным вопросам:

Роль семьи и школы в формировании личности ребенка;

Адаптационный период учащихся. Роль семьи в адаптационный период;

Проблемы состояния психической дезадаптации учащихся;

Психологические и психофизиологические особенности детей разного возраста;

Проблемы межличностных отношений;

Выявление особенностей семейного воспитания, изучение детско-родительских отношений, стили родительского воспитания;

Психологическая поддержка учащихся во время подготовки к экзаменам;

Причины отклонений в развитии и способы их коррекции (детская агрессия, гипердинамический синдром);

Особенности развития на разных возрастных этапах;

Развитие наблюдательности, внимания, мышления и памяти у детей и взрослых;

Рекомендации по проблемам в эмоциональной сфере: школьный стресс, эмоциональное развитие детей, страхи в детском возрасте, детская нервность;

Выбор профессии. Перспективы профессии и ориентации учащихся. Как помочь выпускнику основной школы избрать профиль обучения?

Проблемы в общении со сверстниками и взрослыми;

Формирование зависимостей и профилактика вредных привычек у подростков и др.

Из запланированных пунктов раздела «Консультирование»  годового плана психолога не были проведены консультации для родителей 10 кл. по проблеме адаптации, для родителей 7-х кл. по вопросу возрастных и психологических особенностей подростков.

Организационная и методическая работа осуществляется непосредственно в течение года – это планирование работы на следующий учебный год, составление планов различных мероприятий, подбор материалов для проведения консультаций и проведения диагностической работы, подбор материалов для проведения коррекционно-развивающей и консультативной работы. Также особое место уделяется изучению методической и специальной литературе в целях самообразования.

Так уже второй год разрабатывается тема по самообразованию «Развитие экспрессивных способностей посредством игровой деятельности». В следующем году планируется разработать рекомендации для педагогов и родителей по данной теме для работы с подростками.

        В школе имеются рабочий кабинет психолога, где проводятся диагностика, развивающие занятия с учащимися, консультирование родителей, детей, педагогов. В кабинете оформлен консультационный стенд для учащихся, родителей, педагогов.

Программно-методическое обеспечение деятельности службы содержит:

Нормативно-правовую документацию

Рабочие журналы

Папки с результатами диагностических обследований

Программы и конспекты коррекционно-развивающих, факультативных занятий и спецкурсов

Папки с рекомендациями для родителей и педагогов

Диагностические комплекты и подборки диагностик по разным направлениям.

В этом учебном году  проводилась школьная олимпиада по психологии, где участвовали 2 ученицы 11-го класса, одна из которых заняла I место.

         Таким образом, педагогом-психологом проводится работа по всем направлениям деятельности:

Изучается личность ребенка, с целью накопления всесторонней информации о различных сторонах его жизни и обучения на этом основании проводится профилактическая и коррекционно-развивающая работа с учащимися, ведется консультативная и профилактическая работа с родителями и педагогами.

Создаются благоприятные социальные, психологические, педагогические условия для успешного воспитания, обучения и развития школьников.

Вместе с тем, можно выделить проблемы, с которыми сталкиваемся в своей работе:

1. Низкая заинтересованность родителей воспитанием детей и их низкий образовательный уровень.

2. Недостаточный познавательный уровень обучающихся.

3. Недостаточно сформированная мотивация к обучению, общественному признанию, возможности расширения своего кругозора и образования.

4. Наличие индивидуальных проблем и эмоционального дискомфорта у некоторых учащихся в среднем и старшем звене: нарушение дисциплины в классах, недостаточное уважение друг к другу, оскорбления.

5. Загруженность учащихся 9-х классов, создает дополнительные трудности при проведении работы по предпрофильной подготовке, так как предпрофильная подготовка предполагает проведение объемных диагностических методик и тренинговых занятий.

Учитывая это, нужно отметить некоторые пункты, которые помогут составить план на следующий учебный год.

Планирование на 2011-2012 учебный год осуществлять с учетом полученных диагностических данных.

Осуществлять совместно с педагогами анализ школьной среды с точки зрения тех возможностей, которые она представляет для обучения и развития школьника, и тех требований, которые она предъявляет к его психологическим возможностям и уровню развития.

По мере возможности, совместно с администрацией школы в целях профилактики дезадаптации определять заранее педагогов и будущих классных руководителей 5 классов.

Преподавателям, классным руководителям необходимо на родительских собраниях, через индивидуальную работу разъяснять родителям о необходимости повышения познавательного интереса  учащихся и приемах и способах тренировки умственных способностей. А при планировании воспитательной работы учитывать и развитие познавательных способностей (беседы об окружающем, интеллектуальные конкурсы).

Преподавателям предметникам включить в работу на уроках в качестве разминок, заданий в самостоятельных работах и т.д. небольшие задания на умения анализировать, классифицировать и обобщать, основанные на знаниях по предмету.

ПРИЛОЖЕНИЯ к портфолио Соловьева Е.С.\ПРИЛОЖЕНИЕ №7  

1.План работы на год педагога-психолога.

2.     Программно-методическое обеспечение деятельности службы содержит:

Нормативно-правовую документацию

Рабочие журналы

Папки с результатами диагностических обследований

Программы и конспекты коррекционно-развивающих, факультативных занятий и спецкурсов

Папки с рекомендациями для родителей и педагогов

Диагностические комплекты и подборки диагностик по разным направлениям