Организационно-методические материалы

Валькова Наталья Викторовна

1. Перспективный план работы педагога-психолога Вальковой Н.В. на 2012-2013 уч. г.

2. Циклограммы деятельности.

3. Психологическое обеспечение и экспертиза образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_12-13.doc62.5 КБ
Microsoft Office document icon ciglogramma_1.doc62 КБ
Microsoft Office document icon psihologicheskoe_obespechenie.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план работы педагога-психолога МДОУ ЦРР-Д/С  № 2  Вальковой Н.В.

на 2012 – 2013 уч. г.


                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

Вид работы

                                             Запланированные мероприятия

   Время проведения

1. Диагностическая работа

  1. Плановая диагностика психического развития детей всех возрастов.
  2. Наблюдение за адаптацией детей ясельных и 1 младших групп.
  3. Диагностика готовности к школьному обучению детей подготовительной группы.
  4. Диагностика по запросу.
  5. Наблюдение детей в условиях группового взаимодействия для формирования детского запроса и социометрического исследования.
  6. Наблюдение за адаптацией детей раннего возраста.


  1. Выявление и наблюдение детей и семей  нуждающихся в психологическом сопровождении.


сентябрь, январь, май

сентябрь

апрель

в течение всего года

в течение всего года


в течение месяца со дня поступления ребенка

в течение всего года


2. Индивидуальная коррекционно-развивающая работа

  1. Индивидуальная коррекционно-развивающая работа по проблемам, выявленным в результате диагностики.
  2. Индивидуальная коррекционно-развивающая работа по запросу.
  3. Индивидуальное сопровождение детей в условиях группового взаимодействия.
  4. Индивидуальное сопровождение детей, испытывающих трудности адаптации к условиям ДОУ.

октябрь-апрель


в течение всего года

в течение всего года

по мере возникновения

трудностей адаптации

3. Групповая коррекционно-развивающая и психопрофилактическая  работа

1. Профилактические и развивающие занятия, направленные на формирование     эмоциональной компетентности для детей старшей группы -  «Страна понимания»;

  1. Подгрупповые развивающие занятия для детей подготовительной группы, направленные на формирование внутренней позиции школьника и профилактику школьной дезадаптации:  «Школа – это трудный и радостный путь к знаниям».
  2. Подгрупповые развивающие занятия по развитию логического мышления посредством шахмат в рамках федеральной программы «Шахматный всеобуч».
  3. Групповое сопровождение детей раннего возраста.
  4. Подгрупповая коррекционно-развивающая работа по проблемам развития детей.

октябрь-декабрь


февраль- апрель



октябрь-май


в течение года

октябрь-апрель

4.Консультативная работа

  1. Консультации по результатам диагностики.
  2. Консультации по запросу родителей.
  3. Консультации по запросу сотрудников Д/С.

4.   Консультации родителей и сотрудников по запросу детей.

сентябрь, январь, май

в течение всего года

в течение всего года

в течение всего года

  1. Просветительская работа





























6. Экспертная работа

  1. Выступления на родительских собраниях по возрастным особенностям детей и по результатам проделанной работы во всех группах Д/С.
  2.  Круглый стол: «Педагог-психолог в помощь воспитателю. Что ожидают от специалиста? ».
  3. Семинар  для воспитателей «Личностные расстройства  у детей дошкольного возраста. Мотивы плохого поведения».
  4. Семинар – практикум  для воспитателей «Сопровождение детей с личностными расстройствами в рамках ФГС. Составление индивидуального плана воспитательных воздействий»
  5. Размещение информационно-тематических сообщений в родительских уголках:
  1. по тематике, направленной на формирование грамотного родительского отношения к плохому поведению детей: «Ложь», «Наказания и поощрения», «Ссоры», «Чем бы здесь наследить», «Почему трудно быть хорошим», «Гиперактивные дети», «Он не умеет проигрывать»;
  2. информация для родителей подготовительной группы по подготовке детей к школе;
  3. информация для родителей1 и 2 младших групп по организации благоприятной адаптации детей к ДОУ;
  4. информация для родителей1 и 2 младших групп по возрастным особенностям
  5. подборка материала для всех групп «О роли отца в семейном воспитании»
  1. Серия выступлений на родительских собраниях в подготовительной группе «Кризис 7-ми лет. Особенности готовности к школьному обучению. Профилактика школьной дезадаптации».
  2. Выступление на родительских собраниях во всех возрастных группах групп по теме «Почему дети ведут себя плохо. Как реагировать на плохое поведение».

 





  1. Консилиум «Результаты диагностики детей с нарушением зрения. Разработка и утверждение индивидуальных программ развития. Утверждение графика работы узких специалистов.  Направление на районную ПМПК».
  2. Консилиум «Уточнение и корректировка программ развития. Утверждение диагнозов, направление на ПМПК»
  3. Консилиум «Подведение итогов работы узких специалистов за учебный год. Результаты обследования детей подготовительной группы.  Направление на районную  ПМПК».
  4. Участие в заседаниях педагогического совета ДОУ.

сентябрь, октябрь,

май

октябрь



декабрь

февраль




в течение всего  года




в течение всего  года


август, сентябрь


в течение года

февраль


 в соответствии с планом группы


в соответствии с планом групп





сентябрь



январь, февраль


май, июнь



в соответствии с планом ДОУ

7. Организационно-методическая работа

  1. Участие и руководство РМО педагогов-психологов ДОУ.
  2. Создание планов и программ для групповой и индивидуальной работы с детьми.
  3. Подготовка информационных  материалов для родительских уголков.
  4. Подбор материала и подготовка  консультаций воспитателей.
  5. Подбор материала и подготовка  консультаций родителей.
  6. Ознакомление с новинками  психологической науки в литературе и периодике.

7. Участие в районных и городских семинарах работников образования.

  8. Обзор информации сетевого методического объединения педагогов-психологов  образования, соцобраз.

  9. Разработка и создание сайта для презентации своей работы.

10. Ведение сайта.  Организация онлайн консультирования родителей.

11. Подготовка портфолио для аттестации.

12. Аттестация.


в течение года

в течение года

в течение года

в течение года

в течение  года

в течение  года

по мере организации

каждую неделю (пятница)

сентябрь

в течение года

сентябрь, октябрь

апрель



Предварительный просмотр:

Циклограмма деятельности педагога-психолога МДОУ ЦРР Д/С №  2 (месяц сентябрь 2012г.)

вид деятельности/

день недели

диагностика

индивидуальные

коррекц - развив

занятия

групповые

коррекц – развив

занятия

индивидуальные консультации

педагогов и

администрации

групповые консультации

педагогов

консультации

родителей

аналитическая,

организационно-

методическая

работа

общее время

понедельник

15.30 – 17.00

плановая

диагностика

14.00 – 15.30

17.00 – 18.00

9.00 – 12.00

7

вторник

8.00-9.00 –

наблюдение за

адаптацией

9.00-12.00 –

плановая диагностика

13.00-16.00

7

среда

8.00-9.00 –

наблюдение за

адаптацией

9.00-12.30 –

плановая диагностика

12.30 - 14.00

15.00-17.00

8

четверг

15.30 – 17.00

плановая

диагностика


14.00 – 15.30

17.00 – 18.00

9.00-12.00

7

пятница

методический день

8.00-15.00

7

кол-во

часов в

неделю

11часов

30 минут

3 часа

1 час

30 минут

2 часа

18 часов

36

часов

Циклограмма деятельности педагога-психолога МДОУ ЦРР Д/С №  2 (месяц октябрь-декабрь 2012г.)

вид деятельности/

день недели

диагностика

индивидуальные

(подгрупповые)

коррекц - развив

занятия

групповые

(подгрупповые)

 развивающие

занятия

индивидуальные консультации

педагогов и

администрации

групповые консультации

педагогов

консультации

родителей

аналитическая,

организационно-

методическая

работа

общее время

понедельник

15.30 – 17.00

14.00 – 15.30

17.00 – 18.00

9.00 – 12.00

7

вторник

8.00 – 12.00

13.00 – 16.00

7

среда

12.00 – 13.00

диагностика

по запросу

8.00 – 12.00

13.00 - 14.00

15.00 – 17.00

8

четверг

15.30 – 17.00

14.00 – 15.30

17.00 – 18.00

9.00 – 12.00

7

пятница

методический день

8.00 – 15.00

7

кол-во

часов в

неделю

1 час

8

часов

3 часа

1 час

1 час

30 минут

3 часа

30минут

18

часов

36

часов

Циклограмма деятельности педагога-психолога МДОУ ЦРР Д/С №  2 (месяц январь 2013 г.)

вид деятельности/

день недели

диагностика

индивидуальные

коррекц - развив

занятия

групповые

коррекц – развив

занятия

индивидуальные консультации

педагогов и

администрации

групповые консультации

педагогов

консультации

родителей

аналитическая,

организационно-

методическая

работа

общее время

понедельник

15.30 – 17.00

плановая

диагностика

14.00 – 15.30

17.00 – 18.00

9.00 – 12.00

7

вторник

8.00-9.00 –

наблюдение в

условиях группы

9.00-12.00 –

плановая диагностика

13.00-16.00

7

среда

8.00-9.00 –

наблюдение в

условиях группы

9.00-12.30 –

плановая диагностика

12.30 - 14.00

15.00-17.00

8

четверг

15.30 – 17.00

плановая

диагностика


14.00 – 15.30

17.00 – 18.00

9.00-12.00

7

пятница

методический день

8.00-15.00

7

кол-во

часов в

неделю

11часов

30 минут

3 часа

1 час

30 минут

2 часа

18 часов

36

часов



Предварительный просмотр:

2.2 Психологическое обеспечение образовательных программ

        Психологическое обеспечение осуществляется в рамках основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» переработанной в соответствии с ФГТ под ред. Вераксы Н.Е., Васильевой М.А., Комаровой Т.С.

Психолого-педагогическое сопровождение рассматривается как особый вид помощи (или поддержки) участникам воспитательно-образовательного процесса, обеспечивающий успешное развитие ребенка в условиях ДОУ.

Полноценное развитие ребенка на всех ступенях пребывания в дошкольном учреждении складывается из двух составляющих:

  1. реализация тех возможностей, которые ребенку открывает данный этап возрастного развития;
  2. реализация тех возможностей, которые предлагает ему данная социально-педагогическая среда.

Цель психологического сопровождения образовательной программы: создание условий для психологической поддержки всех участников образовательного процесса по реализации основной общеобразовательной программы, обеспечивающей сохранение физического и психического здоровья ребенка

Задачи:

  1. Создание условий для успешной адаптации детей к ДОУ
  2. Создание атмосферы безопасности и доверия в системе воспитатель (сотрудник ДОУ) – ребенок – родитель;
  3. Организация личностного и интеллектуального развития воспитанников
  4. Профилактика отклонений в развитии воспитанников
  5. Организация коррекционно-развивающей работы с воспитанниками, имеющими трудности в развитии
  6. Повышение психологической компетентности педагогов
  7. Консультирование педагогов по вопросам разработки и реализации индивидуальных программ обучения и воспитания детей, имеющих проблемы в развитии
  8. Повышение психологической грамотности родителей
  9. Консультирование родителей по вопросам воспитания и образования
  10. Участие в экспертизе психолого-педагогической деятельности

Организация психологического проектирования образовательной деятельности

Алгоритм психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса

на разных этапах пребывания ребенка в ДОУ со всеми участниками образовательного процесса

период

участники

воспитательно-

образовательного

процесса


содержание деятельности педагога-психолога

предадаптационный

родители

  1. Знакомство с родителями детей нового набора.
  2. Анкетирование по режимным моментам, развитости навыков самостоятельности у детей, представлений родителей о работе ДОУ
  3. Выступление на родительском собрании по организации подготовки детей к ДОУ в целях организации благоприятной адаптации.
  4. Индивидуальное консультирование по запросу родителей.
  5. Выявление семей, имеющих детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Информирование о возможности получения специального образования в ДОУ города и о службах сопровождения детей, имеющих проблемы в развитии.

ясельная группа

( 1-2 года)

1 младшая группа

(2-3 года)

дети


  1. Наблюдение за адаптацией и сопровождение детей в условиях группы
  2. Выявление детей имеющих проблемы в развитии.
  3. Коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими проблемы в развитии.
  4. Направление и представление детей, имеющих проблемы в развитии (детей с ОВЗ, детей-инвалидов) в районную ПМПК для определения  образовательного маршрута.

родители

  1. Выступления на родительских собраниях

- по вопросам адаптации

          - по особенностям возрастного периода: ведущая деятельность, ведущий  

            познавательный процесс, особенности познавательного и эмоционального

            развития, развитие навыков самообслуживания

          - по гармонизации детско-родительских отношений

          - по созданию развивающей среды для ребенка

          - по интересующей родителей тематике

  1. Индивидуальное консультирование по запросу родителей или   воспитателей.
  2. Консультирование родителей в форме сообщений в родительских уголках.

воспитатели

  1. Психологическое просвещение
  2. Индивидуальное консультирование
  3. Участие в ясельной комиссии (ПМПк)
  4. Консультирование по созданию развивающей среды и индивидуальной работы с детьми, имеющими проблемы в развитии (дети с ОВЗ, дети-инвалиды).

1 младшая группа

(3-4 года)

дети

  1. Сопровождение адаптации к условиям новой группы.
  2. Комплексная диагностика психического развития детей.
  3. Выявление детей имеющих проблемы в развитии.
  4. Направление и представление детей, имеющих проблемы в развитии (детей с ОВЗ, детей-инвалидов) в районную ПМПК для определения и уточнения  образовательного маршрута.
  5. Коррекционно-развивающая индивидуальная и подгрупповая работа с детьми, имеющими проблемы в развитии.
  6. Сопровождение и наблюдение детей в условиях группового взаимодействия.
  7. Проведение промежуточной и контрольной диагностики детей для оценки эффективности коррекционно-развивающих мероприятий
  8. Развивающе-профилактические групповые занятия по модифицированной программе «Мы и наши чувства» для детей 3-4 лет  направленные на профилактику социальной дезадаптации

родители

  1. Выступления на родительских собраниях:

- по вопросам адаптации

          - по особенностям возрастного периода: ведущая деятельность, ведущий  

            познавательный процесс, особенности познавательного и эмоционального

            развития, развитие навыков самообслуживания, кризис 3-х лет и т.д.

          - по созданию развивающей среды для ребенка

          - по гармонизации детско-родительских отношений

          - по интересующей родителей тематике.

  1. Индивидуальное консультирование по запросу родителей или воспитателей.
  2. Консультирование родителей в форме сообщений в родительских уголках.

     

воспитатели

  1. Психологическое просвещение
  2. Индивидуальное консультирование
  3. Сотрудничество в рамках ПМПк
  4. Консультирование по созданию развивающей среды и индивидуальной работы с детьми, имеющими проблемы в развитии (дети с ОВЗ, дети-инвалиды).

средняя

(4-5 лет)

старшая

(5-6 лет)

группы

дети

  1. Комплексная диагностика психического развития детей.
  2. Выявление детей имеющих проблемы в развитии.
  3. Направление и представление детей, имеющих проблемы в развитии (детей с ОВЗ, детей-инвалидов) в районную ПМПК для определения  и уточнения образовательного маршрута.
  4. Коррекционно-развивающая индивидуальная и подгрупповая работа с детьми, имеющими проблемы в развитии
  5. Сопровождение и наблюдений детей в условиях группового взаимодействия.
  6. Проведение промежуточной и контрольной диагностики детей для оценки эффективности коррекционно-развивающих мероприятий
  7. Развивающе-профилактические групповые занятия по модифицированной программе «Мы и наши чувства»  для детей 4-5 лет, 5-6 лет

родители

  1. Выступления на родительских собраниях:

          - по особенностям возрастного периода: ведущая деятельность, ведущий  

             процесс развития, социальная ситуация, особенности познавательного и

           эмоционально- волевого   развития  и т.д.

         - по гармонизации детско-родительских отношений

          - по созданию развивающей среды для ребенка

         - по интересующей родителей тематике.

  1. Индивидуальное консультирование по запросу родителей или воспитателей.
  2. Консультирование родителей в форме сообщений в родительских уголках.

воспитатели

  1. Психологическое просвещение
  2. Индивидуальное консультирование
  3. Сотрудничество в рамках ПМПк
  4. Консультирование по созданию развивающей среды и индивидуальной работы с детьми, имеющими проблемы в развитии (дети с ОВЗ, дети-инвалиды).

подготовительная

к школе группа

(6-7 лет)

дети

  1. Комплексная диагностика психического развития детей.
  2. Большая диагностическая игра по определению готовности к школе (совместный проект педагога-психолога и учителя-логопеда по подготовке детей к школе).
  3. Выявление детей имеющих проблемы в развитии.
  4. Совместное сопровождение с учителем-логопедом подготовки детей к школе.
  5. Коррекционно-развивающая индивидуальная и подгрупповая работа с детьми, имеющими проблемы в развитии.
  6. Сопровождение и наблюдений детей в условиях группового взаимодействия.
  7. Проведение промежуточной и контрольной диагностики детей для оценки эффективности коррекционно-развивающих мероприятий.
  8. Групповые развивающие занятия по модифицированной программе педагога-психолога «Формирование внутренней позиции будущего первоклассника».
  9. Направление и представление ребенка на выпускную районную ПМПК, имеющего проблемы в развитии (дети с ОВЗ, дети инвалиды) и нуждающегося в организации специальных образовательных условий.
  10.  Диагностика готовности детей к обучению в школе.

родители

  1. Выступления на родительских собраниях:

          - по особенностям возрастного периода: ведущая деятельность, особенности

          познавательного и эмоционально-волевого развития, кризис 7-ми лет,

          подготовка ребенка к школе, формирование готовности к школьному

          обучению

         - по гармонизации детско-родительских отношении

         - по интересующей родителей тематике.

2. Демонстрация большой диагностической игры по определению готовности

    к школе (в рамках совместного проекта педагога-психолога и учителя -  

    логопеда по  подготовке детей к школе)

  1. Индивидуальное консультирование по запросу родителей или   воспитателей.
  2. Консультирование родителей в форме сообщений в родительских уголках

по подготовке детей к школьному обучению.

воспитатели

  1. Психологическое просвещение
  2. Индивидуальное консультирование
  3. Сотрудничество в рамках ПМПк
  4. Консультирование по созданию развивающей среды и индивидуальной работы с детьми, имеющими проблемы в развитии (дети с ОВЗ, дети-инвалиды).
  5. Анализ результатов психолого-педагогического сопровождения детей. Готовность детей к обучению в школе.

Психологическая экспертиза образовательной деятельности

Объектом психологической экспертизы является психологическая составляющая воспитательного и образовательного процесса МКДОУ ЦРР – Д/С № 2

Направления экспертизы

Методы

Представления результатов экспертизы

 Адаптация ребенка к условиям ДОУ

  1. Наблюдение в условиях группы за адаптивными возможностями детей
  2. Наблюдение в условиях группы организации создания благоприятных условий адаптации воспитателем.
  3. Анализ наблюдений воспитателей
  4. Опрос родителей (анкетирование, опрос на родительских собраниях)

ясельная комиссия

ПМПк воспитателей групп раннего возраста

Развитие познавательных процессов у ребенка

  1. Комплексная плановая дифференциальная диагностика психического развития ребенка 2-7 лет
  2. Уточняющая диагностика по мере надобности (если наблюдаются трудности в развитии ребенка, запрос)
  3. Психологический анализ занятий и форм совместной деятельности педагогов с детьми.
  4. Анализ режимных моментов.

Педагогический совет

Консультации воспитателей

ПМПк

ПМПК

с целью:

  1.  составления индивидуального маршрута развития группы или отдельного ребенка
  2.  взаимодействия с ПМПК для определения образовательного маршрута и создания специальных образовательно-воспитательных условий

Степень освоения ребенком образовательной программы

Эмоционально-волевое развитие ребенка

Сформированность различных видов деятельности (игровой, продуктивной, коммуникативной, самостоятельной)

Готовность ребенка к обучению в школе

  1. Диагностика готовности к обучению в школе
  2. Большая диагностическая игра по определению дошкольной зрелости
  3. Психологический анализ занятий и форм совместной деятельности педагогов с детьми.
  4. Анализ режимных моментов.

Взаимодействие с семьей по реализации основной  общеобразовательной программе

Опрос и анкетирование родителей по:

  1. Формирование родительского запроса (образовательные потребности семьи)
  2. Удовлетворенности родителей деятельностью ДОУ и отдельных специалистов

Педагогический совет

Консультации администрации

Консультации воспитателей

Консультации родителей

Взаимодействие с семьей по психолого-педагогическому сопровождению ребенка