Итоговый практико-значимый проект «Психологическая компетентность воспитателя»

Сенаторова Наталья Николаевна

Итоговый практико-значимый проект «Психологическая компетентность воспитателя» по курсу инвариантного академического учебного модуля «Образование и общество. Актуальные проблемы психологии и педагогики» (36 часов) имеет разделы: введение, психолого-пелагогическая компетентность, значение психологической компетентности в педагогической деятельности воспитателя, разработка программы занятий по повышению психологической компетентности воспитателей, литература, приложение (программа).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_kursam_na_povysh_kvalif.docx48.99 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Дополнительного профессионального образования

(повышение квалификации)

Работников образования

Московской области

(ГБОУ Педагогическая академия)

Итоговый практико-значимый проект

«Психологическая компетентность воспитателя»

по курсу инвариантного академического учебного модуля

«Образование и общество. Актуальные проблемы

психологии и педагогики»

(36 часов)

Введение

        Одной из составляющих успешной деятельности воспитателя детского дома является наличие знаний о возрастных и психологических особенностях воспитанников, методах профилактики и коррекции, владение необходимым диагностическим инструментарием. Не умаляя значимости работы педагога-психолога, все же нужно сказать, что практические результаты часто не достаточны, если недостаточна психологическая компетентность воспитателя, ведь коррекционный процесс в детском доме основан на взаимодействии, взаимодополняемости специалистов, осведомленности в вопросах педагогики и психологии.

Наблюдения ситуации в образовательном учреждении, обмен мнениями с коллегами-психологами, приводят к выводу, что далеко не все воспитатели уделяют должное внимание теоретическим знаниям о возрастных возможностях и особенностях детей. Многие испытывают трудности в работе с воспитанниками, у которых есть нарушения в психическом развитии. Возникают ситуации, когда молодые специалисты, только что пришедшие из института или колледжа, считают, что обладают достаточным уровнем психологических знаний. А старые, опытные педагоги думают, что их профессиональный багаж велик и они «сами хорошие психологи». Но, как отмечает Лазаренко Л.А., «современная ситуация показывает низкий уровень психологической компетентности педагогов, работа которых не ориентирована на учет психологических состояний детей, на своеобразие детских мотивов учения, труда и поведения, внутриколлективных отношений, делает эту работу во многом формальной и порождает в образовательной среде негативные явления» [6, c.68].

Таким образом, созрела необходимость стимулировать активность воспитателей в получении психологических знаний, необходимых в работе с детьми-сиротами.

Деятельность воспитателя относится к типу «человек – человек» и, как отмечает Лазаренко Л.А. [6, с. 67], особая роль в этой деятельности принадлежит психологической компетентности, которая определяет эффективность педагогической работы. Становление современного воспитателя как профессионала показывает особую актуальность повышения уровня психологической компетентности.

Цель проекта – повышение уровня психологической компетентности воспитателей образовательного учреждения.

Задачи:

  1. Изучение теоретического материала по проблеме психологической компетентности педагогов
  2. Составление программы занятий по повышению психологической компетентности воспитателей образовательного учреждения.

Практическая значимость проекта заключается в том, что составленная программа занятий может послужить основой или неким образцом для педагогов-психологов, занимающихся проблемой повышения психологической компетентности педагогов в их собственных разработках.

  1. Психолого-педагогическая компетентность
  1. Педагогическая компетентность воспитателя

Воспитатель – педагог, непосредственно отвечающий за жизнь и здоровье вверенных ему детей. Он не только планирует и проводит занятия, игры и прогулки, но и создает в группе условия для успешной реализации воспитательно-образовательной программы. Строит свою деятельность на основе теоретических знаний, соединяя научные разработки и свои практические умения.

Сегодня в рамках смены образовательной парадигмы, нового подхода к конструированию образовательных стандартов (А. В. Хуторской), формирования профессиональных требований к специалисту (А. Г. Бермус, Н. Ф. Ефремова, И. А. Зимняя), выделения ключевых компетенций, рассматривается такая важная проблема как профессиональная компетентность педагога [3].

Компетентность выступает как единство теоретической и практической готовности педагога к выполнению профессиональных функций. Она характеризует не только деятельность, но и самого педагога как ее субъекта. Предъявляет к нему требования самостоятельности, инициативности и ответственности. Благодаря этому компетентность интегрирует профессиональные и личностные качества педагога, направляет их на овладение знаниями и целенаправленное применение, активизирует педагога в развитии собственных способностей, в стремлении к самореализации, обеспечивает его профессиональное становление. Гребенкина Л. К. [3] определяет профессиональную компетентность как элемент педагогического профессионализма, а педагогическое мастерство рассматривает как высокий уровень профессионализма, проявляющийся в творчестве учителя (а в нашем случае – воспитателя), его продуктивной деятельности и постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека [3, с. 14]. Исследуя структуру профессиональной компетенции, Гончарова Н.А.[1] ставит задачу построения теоретической модели профессиональной компетентности педагога и определяет ее как синтез компонентов: мотивационного, личностного, целеполагающего, содержательно-операционного, когнитивного, рефлексивного, продуктивного. «Выделенные компоненты в единстве образуют основу формирования профессиональной компетентности будущего учителя, позволяют выявить динамику ее развития и проводить корректировку ее компонентов» [1]. Одним из конструктов в профессиональной педагогической компетентности является психологическая компетенция.

  1. Психологическая компетентность воспитателя

Каждый педагог должен быть психологически образован. «Педагог профессионально работает с людьми, а потому должен владеть знаниями о человеке и его образовании на всем жизненном пути» [11, с. 207]. К этому необходимо добавить, что каждый педагог должен быть ещё и психологически компетентен, т. е. способен эффективно использовать психологическую образованность на практике.

     Психологическая компетентность – это своеобразный психологический (личностный) инструмент специалиста, обеспечивающий эффективное выполнение его профессиональной деятельности. Высокий уровень психологической компетентности позволяет педагогу целесообразно использовать личностные ресурсы, оптимизировать профессиональную активность, актуализировать скрытые возможности детей, эффективно моделировать педагогическую ситуацию, прогнозировать развитие личности, анализировать результаты своей деятельности.

Структуру психолого-педагогической компетенции рассматривали в своих работах психологи Ю.И. Емельянов [2], Л.С. Колмогорова, М.А. [5], Холодная Л.А.[13] и другие. Они выделяют такие компоненты: компетентность в общении, интеллектуальную компетентность, социально-психологическую компетентность.

В рамках изучения профессиональной компетентности педагогов Лазаренко Л.А. [6] обращает внимание, что проблема психологической компетентности прочно заняла одно из ведущих мест в исследованиях отечественных и зарубежных психологов последних десятилетий. В своих теоретических изысканиях она обращается к таким психологам, как Аргайл М., Якиманская И.С., Кузьмина Н.В., Берестова, JI. Н., Берне Р., Бодалев, А. А.. Лариса Анатольевна обращает внимание на определение психологической компетентности Якиманской И.С.: «Психологическая компетентность - это совокупность знаний, умений и навыков по психологии; чёткость позиции в отношении роли психологии в профессиональной деятельности педагога; умение использовать психологические знания в работе; умение видеть за поведением ребёнка его состояние, уровень развития познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, черт характера, способность ориентироваться, оценивать психологическую ситуацию в отношениях с ребёнком и коллективом детей и избирать рациональный способ общения» [6]. Лазаренко Л.А. приходит к выводу, что психологическая компетентность должна помимо всего учитывать способности педагога принимать психологическую информацию, осмысливать её, включать в мотивационно-личностный план, строить на её основе систему отношений, принимать адекватные психологические решения. По ее мнению, термин «психологическая компетентность» намного шире понятия психологической грамотности и должна включать профессионально-действенный компонент, личностные установки на восприятие и использование психологической информации. Из вышесказанного Лазаренко Л.А. выделяет следующие блоки (структурные элементы): блок психологических знаний, блок "Я-концепции", блок активности, блок саморегуляции, блок профессионального самосознания. Н.В. Кузьмина, определяя психологическую компетентность, выделяет несколько взаимосвязанных подструктур: социально-перцептивную компетентность; социально-психологическую компетентность; аутопсихологическую компетентность; психологопедагогическую и коммуникативную компетентности. Такое определение, как пишет Лазаренко Л.А. [6], с точки зрения большинства исследователей, является достаточно полным и наиболее перспективным для дальнейшего изучения данного феномена.

  1. Значение психологической компетентности в педагогической деятельности воспитателя

«Мы не говорим педагогам — поступайте так или иначе;

но говорим им: изучайте законы тех психических явлений,

которыми вы хотите управлять, и поступайте, соображаясь

с этими законами и теми обстоятельствами,

в которых вы хотите их приложить».

К.Д. Ушинский «Человек как предмет воспитания»

Сегодня каждый педагог должен знать основы возрастной психологии и физиологии. Чтобы осознавать механизмы управления физическим и психическим воспитанием и использовать эти знания в своей работе, педагогу нужно знать закономерности жизнедеятельности организма и функциональных систем. Познание закономерностей работы высшей нервной деятельности позволяет педагогу сознательно, с пониманием использовать развивающие, обучающие технологии, способствующие оптимальному развитию человека.

Итак, педагогическая деятельность тесно связана с психологией, психологическими знаниями. Если психология как наука изучает законы развития психики человека, то педагогика создает законы управления развитием личности. Все, чем занимается педагогика - воспитание, образование, обучение человека – это целенаправленное развитие психики человека [4].

 Для решения каких-либо педагогических проблем с успехом служат некоторые психологические приемы, знание которых помогает педагогу быть более компетентным и эффективным в своей деятельности. Воспитатель или учитель, обладающий багажом психологических знаний, использует их для понимания, истолкования и отображения различных педагогических ситуаций, мотивов поведения воспитанника (ученика), его состояния и т.п. А итоги педагогической деятельности исследуются с использованием психологических диагностик (тестов, анкет и т. д.).

Профессиональное выполнение своих обязанностей требует от педагога умения объективно оценивать собственные возможности, знать свои слабые и сильные стороны, обладать такими качествами, как саморегуляция, коммуникативность, способность самооценки. Как говорит Зимняя И.А. [4], «такое позитивное профессиональное качество, как умение человека адекватно оценивать и корректировать свое поведение, есть одна из предпосылок адекватного воздействия на других людей».  

Для воспитателя детского дома очень важно уметь устанавливать контакт со своими подопечными. В этом смысле знание психологических механизмов и закономерностей поведения, общения способствуют лучшему пониманию педагогом своего воспитанника.

 «Психологический контакт возникает в результате общности психического состояния людей, вызванной их взаимопониманием и связанной с обоюдной заинтересованностью и доверием Друг к другу взаимодействующих сторон» [4]. Для этого педагогу необходимо обладать свойством эмпатии, так как «внутренними механизмами контакта являются эмоциональное и интеллектуальное сопереживание, сомышление, содействие» [4].

Внутренним условием возникновения контакта между воспитателем и воспитанником является проявление искреннего, подлинного уважения друг к другу, эмпатийность и толерантность.

Умение воспитателя установить доверительные отношения, естественно, без затруднений общаться в любой ситуации способствует продуктивному сотрудничеству с воспитанником.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что психологическая компетентность воспитателя имеет большое значение в его педагогической практике. Эффективная организация воспитательной работы, управление процессом взаимодействия, стимулирование познавательной активности предполагает не только наличие психолого-педагогических знаний, умения использовать их на практике, но и совершенствование педагогом своих профессиональных и личностных качеств.

  1. Разработка программы занятий по повышению психологической компетентности воспитателей.

В связи с изменениями в системе российского образования, претерпевает изменения и деятельность педагога-психолога. Для решения современных задач образования психологическое сопровождение ребенка в процессе обучения и воспитания не может быть ограничено непосредственным взаимодействием психолога с ребенком и организацией психологического просвещения сотрудников как участников учебно-воспитательного процесса. Утверждение парадигмы деятельностно-компетентностного подхода [9, с. 111], развивающего, личностно-ориентированного образования и задач повышения профессионализма педагогических кадров требуют от педагога-психолога перехода от традиционной модели психологического просвещения к модели развития психологической компетентности педагогов, оснащению их антропотехниками и психотехниками, позволяющими решать актуальные задачи развития, воспитания и обучения ребенка.

Руководствуясь таким подходом к переосмыслению одного из направлений в деятельности педагога-психолога образовательного учреждения, представляется необходимым создание программы занятий (Приложение 1), цель которой – повышение психологической компетенции воспитателей, и других педагогов, участвующих в образовательном процессе. Работа педагога-психолога в этом направлении предполагает решение нескольких задач:

  1. выделение основных направлений работы педагога-психолога с участниками образовательного процесса;
  2. определение содержания программы по развитию психологической компетенции для участников образовательного процесса;
  3. выбор технологий, форм и методов работы психолога, в зависимости от особенностей участников;
  4. формирование пакета диагностических методик для выявления психологических проблем у участников образовательного процесса.

Предварительная беседа с педагогами образовательного учреждения о  предполагаемой программе занятий по повышению психологической компетентности выявила такие проблемы, как отсутствие научных знаний о возможных профессиональных деформациях и слабая готовность работать над своими профессионально-педагогическими проблемами. Для устранения этого препятствия в работе было принято решение включить в программу мероприятия по проблеме профессиональных деструкций у педагогов и повышения уровня их стрессоустойчивости.

        Направления работы по программе следующие: Формирование интереса и потребности к занятиям у воспитателей, диагностическое, организация тематических встреч педагогов, просвещение, практические занятия, определение эффективности влияния психологических знаний на результаты педагогической деятельности воспитателя.

Для стимулирования интереса педагогов к повышению психологической компетентности, была выбрана такая форма работы, как семинар, который освещает следующие темы:

  1. понятие психологического климата
  2. типы педагогов
  3. определение психологического климата в коллективе
  4. проблемы взаимоотношений в коллективе
  5. правила работы с коллективом

В ходе семинара педагоги проходят тестирование с помощью «Шкалы оценки психологического климата в педагогическом коллективе» [Рогов]. Ознакомление с результатами тестирования, обмен мнениями происходит на тематической встрече.

Диагностический этап позволяет изучить личность педагога, его качества, особенности общения, наличие эмоционального выгорания. Используются методики: Шкала оценки психологического климата в педагогическом коллективе (в ходе семинара);

-тест «Восприятие индивидом группы»;

-определение самооценки и уровня притязаний

-определение типа темперамента (Айзенк)

-анкета оценки нервно-психической устойчивости педагога;

-анкеты «Барьеры педагогической деятельности»

-тест «Эмоциональное выгорание воспитателя»;

-тест «Транзактный анализ общения» [10].

Тематические встречи педагогов проходят в форме дискуссий и охватывают темы:

 «Психологический климат в нашем коллективе»

«Образ Я» - самопонимание, определение себя в собственных ценностях и смыслах, потребностях и мотивах, личностных особенностях.

Эффективность педагогического общения

«Образ Я в профессии» - осознание себя в профессии, готовность осуществлять данный выбор и предпринимать усилия по его реализации

«Образ профессии» - понимание профессии, осознание ее различных сторон.

Просвещение педагогов предполагает не только лекционный материал по психологической теории, но и практическое занятие, направленное на развитие коммуникационных навыков: 

-Профессиональные деформации педагогов

-Синдром эмоционального выгорания

-Невербальные средства общения

-Характеристика возрастной периодизации по Д.Б. Эльконину

-Личностно-ориентированный подход в воспитании.

Практические занятия для педагогов представлены в виде тренингов, ролевых игр, практикумов, на которых педагоги через более глубокое осознание себя, своих особенностей, проявляющихся в общении, могут осмыслить особенности своего профессионального общения, найти внутренний резерв для преодоления неконструктивного поведения. Темы практических занятий:

-Синдром эмоционального выгорания

-Эффективное общение

-Развитие навыков эффективного общения

-Педагогические

ситуации из практики

-Карта наблюдений Д. Стотта

-Определение психологического климата в группе.

Основные методы работы на практических занятиях – это самоосознание, анализ ситуаций, подгрупповая работа, игровые методы, обмен опытом, визуализация.

Определение эффективности влияния психологических знаний на результаты педагогической деятельности воспитателя – важный этап в работе по программе. Он предполагает определение позиции педагогов к получению психологических знаний с помощью тестирования воспитателей и педагогов, Определение воспитателями психологического климата в группе воспитанников с помощью полученного диагностического навыка, проведение педагогических чтений в образовательном учреждении по теме «Психологическая компетентность воспитателя на практике».

Все занятия, проводимые с воспитателями и другими педагогами образовательного процесса, проводятся в детском доме в первой половине дня, в то время, когда воспитанники находятся в школе. Группы состоят из 8-10 человек. Проблемной является ситуация невозможности формирования постоянных групп для проведения занятий, так как периодически воспитатели меняются сменами, выходят на работу вместо заболевшего коллеги.

На данный момент работа по отбору и апробации занятий продолжается.

Заключение

Изучив литературу по данной теме, основываясь на работах таких психологов, как Лазаренко Л.А.[6], Зимняя И. А.[3,4], Гребенкина Л. К.[6], Гончарова Н.А.[1], Слободчиков В.И., Исаев Е.И.[11], Емельянов Ю.И.[2], Колмогорова Л.С.[5], Холодная М.А.[13], Якиманская И.С.[6], Марковой А.К..[8], можно сделать вывод, что психологическая компетентность педагога – важный конструкт профессиональной педагогической компетентности, который во многом определяет педагогический профессионализм современного педагога, особенно в условиях смены образовательной парадигмы, нового подхода к образованию в нашей стране.  

В этих условиях повышение психологической компетентности воспитателей должно перейти от традиционной модели психологического просвещения к модели развития психологической компетентности педагогов, оснащению их антропотехниками и психотехниками, позволяющими решать актуальные задачи развития, воспитания и обучения ребенка.

 Работа над программой занятий для воспитателей и педагогов образовательного учреждения по повышению их психологической компетенции позволила сделать некоторые выводы. Это недостаточность научных знаний о возможных профессиональных деформациях у педагогов и их негативном влиянии: снижение качества деятельности, невротизации личности воспитанников и воспитателей, трудности в реализации профессионально значимых качеств личности и т.п.

Еще один вывод, который был сделан в ходе практической работы над проектом - это слабая готовность воспитателей работать над своими профессионально-педагогическими проблемами. Стимулирование интереса педагогов к повышению психологической компетентности, осознанию педагогами особенностей своего профессионального общения и нахождение внутреннего резерва для преодоления неконструктивного поведения – вот задача, требующая обязательного решения.

Литература:

  1. Гончарова Н.А. Разработка структурно-функциональной модели формирования профессиональной компетенции будущего учителя в условиях информатизации образования /Образование и общество. – 2008. – №1. http: //www.ieducation.ru > 1_2008/is.html
  2. Емельянов Ю.И. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности .М., 1985.
  3. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 27 с.
  4. Зимняя И.А. Педагогическая психология http://www.cross-kpk.ru/ims/01308/page/page13.htm
  5. Колмогорова Л.С. Диагностика психологической культуры школьников. М., 2002 – 360 с.
  6. Лазаренко Л.А. Психологическая компетентность педагога как фактор профессионализации //Современные наукоемкие технологии. – 2008. - №1 – с. 67-68.
  7. Лукьянова Н.И.Психолого-педагогическая компетентность учителя . Диагностика развития. М., 2004.
  8. Маркова А.К. Психология труда учителя . – М., 1993.
  9. Образование и общество. Актуальные проблемы психологии и педагогики/ Инвариантный академический модуль. Хрестоматия. ПАПО, 2011.
  10. Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. Издательство «Феникс». Ростов-на-Дону, 1996 – 512с.
  11. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологическую субъективность. Учебное пособие для вузов. – М.: Школа-Пресс, 1995. – 284с.
  12. Терпигорьева С.В. Практические семинары для педагогов /Психологическая компетентность воспитателей. Выпуск 2. Изд-во: Учитель, 2011. - 143 с.
  13. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Томск, 1997.

Приложение1.

Программа занятий с педагогами образовательного учреждения для  повышения психологической компетенции воспитателей, и других педагогов, участвующих в образовательном процессе.

Направление работы

Содержание

Формы и методы работы

Диагностические методики

Формирование интереса и потребности к занятиям

«Психологический климат – решающее условие развития психически здоровой личности»:

  1. понятие психологического климата
  2. типы педагогов
  3. определение психологического климата в коллективе
  4. проблемы взаимоотношений в коллективе
  5. правила работы с коллективом

Семинар

Шкала оценки психологического климата в педагогическом коллективе

Диагностическое

Изучение психологического климата и личности педагога

Тестирование

-Шкала оценки психологического климата в педагогическом коллективе (в ходе семинара);

-тест «Восприятие индивидом группы»;

-определение самооценки и уровня притязаний

-определение типа темперамента (Айзенк)

-анкета оценки нервно-психической устойчивости педагога;

-анкеты «Барьеры педагогической деятельности»

-тест «Эмоциональное выгорание воспитателя»;

-тест «Транзактный анализ общения»

Организация тематических встреч педагогов

«Психологический климат в нашем коллективе»

Ознакомление с результатами тестирования, обмен мнениями

«Образ Я» - самопонимание, определение себя в собственных ценностях и смыслах, потребностях и мотивах, личностных особенностях.

Обсуждение, обмен мнениями

«Образ профессии» - понимание профессии, осознание ее различных сторон.

Дискуссия

«Образ Я в профессии» - осознание себя в профессии, готовность осуществлять данный выбор и предпринимать усилия по его реализации

Дискуссия

Эффективность педагогического общения        

дискуссия

Просвещение

Профессиональные деформации педагогов

Мини-лекция

Синдром эмоционального выгорания

Мини-лекция

Невербальные средства общения

Семинар-практикум

Характеристика возрастной периодизации по Д.Б. Эльконину

Мини-лекция

Личностно-ориентированный подход в воспитании

семинар

Практические занятия

Синдром эмоционального выгорания

тренинг

Эффективное общение

тренинг

Развитие навыков эффективного общения

игры

Педагогические ситуации из практики

Ролевые игры

Карта наблюдений Д. Стотта

практикум

Определение психологического климата в группе

практикум

Тест «Определение психологического климата в группе»

Определение эффективности влияния психологических знаний на результаты педагогической деятельности воспитателя

Определение позиции педагогов к получению психологических знаний

Анкетирование

Анкета:

1.        Психологические знания не нужны

2.        Психологические знания нужны, но их трудно применять на практике

3.        Психологические знания нужны. Эпизодическое применение на практике.

4. Психологические знания нужны. Активное применение на практике.

Определение психологического климата в группе

Тестирование

(проводят воспитатели)

Тест «Определение психологического климата в группе»

«Психологическая компетентность воспитателя на практике»

Педагогические чтения