Психологическая готовность детей к школе

Невоструева Ольга Анатольевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihologicheskaya_gotovnost_k_shkole.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образованием Администрации

Истринского муниципального района

муниципальное дошкольное

образовательное учреждение

Центр развития ребенка -  

детский сад № 46 «Ласточка»

Д О К Л А Д

Тема: Психологическая готовность детей к школьному обучению.

                                                           Педагог – психолог:      Невоструева О.А.

п. Глебовский 2011год.

                           Содержание.

1. Психологическая готовность ребёнка к обучению……….3стр

2. Мотивационная готовность………………………………….3стр

3. Интеллектуальная готовность………………………………5стр

4. Волевая готовность……………………………………………8стр

5. Социально-психологическая готовность…………………...9стр

6. Игровые технологии в процессе подготовки детей

     к школе………………………………………………………10стр

Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения дошкольника в детском саду. Её содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет к ребёнку. Эти требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и учёбе, произвольного управления своим поведением, выполнения умственной работы, обеспечивающей сознательное усвоение знаний, установление со взрослыми и сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью.

Попадая в условия современной массовой школы, многие дети уже с первых шагов демонстрируют свою не успешность в учебной деятельности, что может стать впоследствии почвой для развития синдрома «выученной беспомощности», при которой ребёнок не берётся за решение даже посильных ему задач и, как результат, этого получает стойкую репутацию «слабого» ученика.

Необходимо помнить, что под «готовностью к школе» понимают не отдельные знания и умения, но их определённый набор, в котором должны присутствовать все основные элементы, хотя уровень их развития может быть разным.

Какие же составляющие входят в набор «школьной готовности»? Это, прежде всего мотивационная готовность, интеллектуальная готовность, волевая готовность, социально-психологическая готовность, а также достаточный уровень развития зрительно-моторной координации.

Мотивационная готовность – это наличие у детей желания учится. Большинство детей на вопрос хотят ли они в школу ответят да, следовательно, мотивационная готовность у них есть. Однако это не совсем так. Прежде всего, желание пойти в школу и желание учится, существенно отличаются друг от друга. Ребёнок может хотеть в школу, потому что все его сверстники туда пойдут, потому что слышали дома, что попасть именно в эту гимназию очень важно и почётно, наконец, потому, что к школе он получит новый красивый портфель, пенал и другие подарки. Кроме того, всё новое привлекает детей, а в школе практически всё: и классы, и учительница, и систематические занятия – являются новыми. Однако это ещё не значит, что дети осознали важность учёбы и готовы прилежно трудиться. Просто они поняли, что статусное место школьника гораздо важнее и почётнее, чем дошкольника, который ходит в детский сад. Дети видят, что взрослые могут прервать их самую интересную игру, но не мешают старшим братьям или сёстрам, когда те засиживаются за уроками. Поэтому ребёнок и стремится в школу, так как хочет быть взрослым, иметь определённые права, например, на ранец или тетрадки, а также закреплённые за ним обязанности, например, рано вставать, готовить уроки (которые и обеспечивают ему новое статусное место и привилегии в семье). Пусть он ещё полностью не осознаёт, что, для того чтобы приготовить урок, ему придётся пожертвовать, например, игрой или прогулкой, но в принципе он знает и принимает тот факт, что уроки нужно делать. Именно это стремление стать школьником, выполнять правила поведения школьника и иметь его права и обязанности и составляют «внутреннюю позицию» школьника.

Важно рассказывать детям о том, что именно значит быть школьником, почему он становится более взрослым, поступив в школу, какие обязанности он будет там выполнять. На доступных примерах можно показать важность уроков, оценок, школьного распорядка.

Чтобы помочь ребёнку учится в школе радостно, начать нужно со следующего:

- расскажите, что, значит, быть школьником, и какие обязанности появятся в школе;

- на доступных примерах покажите важность уроков, оценок, школьного распорядка;

- воспитывайте интерес к содержанию занятий, к получению новых знаний;

- воспитывайте произвольность, управляемость поведения;

- никогда не говорите о том, что в школе неинтересно, что это напрасная трата времени и сил.

Интерес к внешней стороне учёбы, к процессу обучения, то есть к школе, к школьным принадлежностям, к правилам поведения в школе является первым этапом развития мотивационной готовности. Конечно, такой интерес недолог, и он быстро (в течение 2-3 месяцев) исчезает. Именно тогда и должен возникнуть интерес к содержанию занятий, к получению новых знаний, то есть должна появиться собственно познавательная мотивация. Однако это уже зависит  от того, как и чему ребёнок будет учится в школе. Но в момент предшествующий приходу в школу, стремление в школу и готовность соблюдать школьные обязанности и правила и являются главными составляющими, основой психологической готовности к школе, основой того, что в новой обстановке ребёнок будет себя чувствовать комфортно. Без такой готовности, как бы хорошо ребёнок ни умел читать и писать, он не сможет хорошо учиться, так как школьная обстановка, правила поведения будут ему в тягость, он будет стараться выйти любой ценой из этой ситуации. Это может быть отвлечение во время урока, уход в свои мечты, интерес только к переменкам, где можно играть и шалить вволю, негативное отношение к товарищам или учительнице. Так или иначе, но такое состояние будет мешать ребёнку учиться, как бы хорошо ни готовили его к занятиям дома.

Интеллектуальная готовность – предполагает приобретение ребёнком необходимого запаса знаний об окружающем мире, понимание общих связей, принципов, закономерностей; развитость наглядно-образного, наглядно-схематического мышления, творческого воображения, наличие основных представлений о природе и социальных явлениях.

Оценка готовности к школе по уровню интеллектуального развития – наиболее распространённая ошибка педагогов и родителей. Важен не столько объём знаний, сколько их качество, степень осознанности, чёткость представлений. Желательно развивать способность слушать, понимать смысл прочитанного, пересказывать услышанный материал, умение сопоставлять, сравнивать, выражать своё отношение к прочитанному, проявлять интерес к неизвестному.

Интеллектуальная готовность подразумевает и другой аспект: формирование у ребёнка определённых умений. К ним прежде всего относится умение выделить учебную задачу и превратить её в самостоятельную цель деятельности.

Умение выделить учебную задачу означает понимание (или непонимание) ребёнком специфики учебной ситуации, роли учителя в учебном процессе, условности учебного общения.

К 6 годам происходит постепенное оформление основных элементов волевого действия: ребёнок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определённое волевое усилие для преодоления препятствия. Но все эти компоненты ещё не достаточно развиты: волевое поведение и процессы торможения слабы. Сознательное управление собственным поведением пока даётся ребёнку с большим трудом.

Возможность управлять своим поведением тесно связана с уровнем развития способности контролировать свои поступки усилием воли. Это выражается в умении слушать, понимать и точно выполнять указания взрослого, действовать в соответствии с правилом, использовать образец, сосредоточивать и удерживать внимание на определённой деятельности в течение длительного времени.

Чтобы успешно учиться в первом классе, дети должны уметь понимать учебную задачу, то есть способ деятельности, который предлагает учитель. Для этого необходимы произвольность внимания, умение планировать и контролировать свою деятельность.

Помимо этого дети должны уметь различать цвет и форму, уметь скопировать фигуру, уверенно держать карандаш, уметь отвечать на вопросы: «Почему?», «Что…, если…», «Если…, то…», то есть уметь решать простые логические задачи.

У детей шестилетнего возраста, готовых к школе, должны быть сформированы элементарные математические представления: они должны уметь определять положение предметов на плоскости, знать слова, обозначающие местоположение, и правильно понимать их значение – впереди, сзади, справа, слева, сверху, снизу, над, под, за, перед.

Кроме того, ребёнок должен различать и правильно называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), сравнивать и различать предметы по величине (больший, меньший, больше, меньше, равно). Как правило все шестилетние дети считают до 10, но не все видят, что в словах (один, два, три,…) воплощено количество, а значит не вполне понимают смысл этих слов. Сформировать все эти знания и математические представления в один присест невозможно, но и специального времени для этого нужно не так уж и много. Накрывая на стол – можно потренироваться в определении местоположения (тарелка в середине, вилка слева, нож справа). При этом обязательно следите за правильным произношением слов и их употреблением. Такие занятия можно проводить где угодно и на каком угодно материале.

Немаловажное значение имеют навыки самообслуживания, которые ребёнок приобрёл до поступления в школу: умеет ли он убирать игрушки, привести себя в порядок, завязать шнурки на ботинках, застегнуть сандалии, может ли за столом вести себя «как следует», или его приходится кормить отдельно. Именно эти умения будут положены в основу самоорганизации при выполнении учебных заданий.

Очень важен для школы уровень координации движений пальцев, кисти, всей руки, а также уровень зрительно-моторных координаций, умение правильно видеть (воспринимать) фигуры, расположенные на плоскости, соотносить собственные движения с требуемой траекторией движения, то есть с той формой и величиной фигуры, которые нужно скопировать. Обратите внимание на точность копирования – величину, соотношение штрихов, взаимное расположение, ровность линий. Если ребёнок путает верх и низ, правое и левое расположение штрихов, если линии «дрожат», если фигуры сильно увеличены или уменьшены, если нарушена координация, то необходимы специальные тренировочные занятия.

Волевая готовность – требуется для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Речь идёт не столько об умении ребят к ним подстраиваться, сколько об умении слушать, вникать в содержание того, о чём говорит взрослый. Дело в том, что ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения. Для этого необходимо, чтобы ребёнок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого. Нужно развивать такие умения, давая детям разные задания. При этом обязательно нужно просить детей повторить слова взрослого, чтобы убедиться в том, что услышали и правильно поняли. В более сложных случаях можно предложить ребёнку объяснить, зачем он будет это делать, можно ли выполнить порученное задание разными способами. Если даётся несколько заданий подряд (или если ребёнок затрудняется в выполнении сложного задания), можно прибегнуть к схеме-подсказке, то есть к рисунку.

Для тренировки волевой готовности хороши и графические диктанты, в которых дети рисуют в определённой последовательности кружки, квадраты, треугольники и прямоугольники под диктовку или по заданному образцу. Можно также попросить детей подчёркивать или вычёркивать определённую букву или геометрическую фигуру в предложенном тексте. Эти упражнения развивают внимание детей, их умение сосредоточиться на задании, а также их работоспособность. Если дети быстро устают, забывают последовательность фигур или букв, которые надо вычёркивать, начинают отвлекаться, можно облегчить ему задачу, сказав, что ему осталось нарисовать, ещё одну или две строчки (или подчеркнуть ещё 5-10 букв).

Если деятельность ребёнка нормализуется, можно говорить о наличии волевой готовности, хотя и не очень хорошо развитой. Если же ребёнок так и не может сосредоточиться, волевая регуляция поведения у ребёнка отсутствует, он не готов к школьным занятиям. Значит надо продолжать с ним выполнять тренировочные упражнения и прежде всего слушать слова взрослого.

Социально-психологическая готовность к школе означает наличие таких качеств, которые помогают первокласснику строить отношения с одноклассниками, учиться работать коллективно. Умение общаться со сверстниками, поможет ему включится в совместную работу на уроке. Не все дети готовы к этому. Обратите внимание, умеют ли дети договариваться друг с другом, согласуют ли правила игры, а может, кто-то из них игнорирует партнёра по игре?

Учебная деятельность – деятельность коллективная, а потому её успешное развитие становится возможным при наличии дружеского и делового общения её участников, при умении скооперироваться, объединить усилия для достижения общей цели.

Трудно сказать, какие из перечисленных факторов психологической готовности к школе являются более существенными, а какие второстепенными. Степень сформированности каждого из них у детей разная. Но отсутствие или низкий уровень развития хотя бы одного из необходимых психологических качеств может привести к сложностям и конфликтам.

Качества, которыми должен обладать ребёнок, чтобы успешно учиться в 1 классе:

- внимание, способность к длительному (15-20 минут) сосредоточению;

- хорошая память;

- сообразительность;

- любознательность;

- развитое воображение;

- начальные навыки чтения, счёта, письма;

- физическая ловкость;

- волевые качества (способность выполнять не только привлекательную работу);

- организованность, аккуратность;

- дружелюбие, умение общаться с другими детьми и взрослыми.  

Игровые технологии в процессе подготовки

                              детей к     школе.

Эффективность предшкольного образования, во многом определяется тем, насколько педагог учитывает своеобразие деятельности дошкольников и, в частности, как он использует для этой цели игровые технологии. Повышенное внимание к учебному процессу в подготовительной к школе группе нередко приводит к тому, что значение творческой, сюжетно-ролевой, театрализованной игры незаслуженно принижается. Между тем, она таит в себе огромные воспитательные возможности именно в подготовке детей к школе. Применение игровых технологий более эффективно при формировании школьной мотивации, чем урочная форма, которую иногда привносят в образовательный процесс с детьми старшего дошкольного возраста. Кроме того, игровая технология выгодно отличается от других методов обучения тем, что позволяет ребёнку быть лично причастным к функционированию изучаемого явления, даёт возможность прожить некоторое время в «реальных» жизненных условиях. Игры и задания игрового характера позволяют в увлекательной форме развивать у детей ценные для предстоящего школьного обучения качества: внимание, самоконтроль, наблюдательность, сообразительность, настойчивость.

Следует отметить, что для полноценной подготовки детей к обучению в школе необходимо проникновение игры во все сферы жизни ребёнка 5-7 лет. Основными формами образования детей в группах предшкольной подготовки, кроме продуктивной художественно-эстетической деятельности, конструирования и моделирования, экспериментирования и опытнической деятельности, должны быть развивающие, сюжетно-ролевые, театрализованные и подвижные игры, учебные занятия с применением игровых технологий. Введение игры в занятие позволяет сохранить специфику дошкольного типа обучения. Игра, как правило, собственная инициатива детей. Поэтому представления, получаемые в игре, оказываются не пассивным багажом, а прочными знаниями, которыми ребёнок продолжает активно пользоваться в реальной жизни.