Психологическое сопровождение учащихся "группы риска"

Опыт работы психолога с учащимися "группы риска"

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskoe_soprovozhdenie.docx13.38 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическое сопровождение «детей группы риска».

            В «группу риска» попадают дети различной категории: дети, находящиеся в неблагоприятной жизненной ситуации, дети с отклоняющимся поведением, дети с суицидальными наклонностями. Отклонение в поведении ребенка – это сигнал для взрослого, что ребенок испытывает трудности в общении с родителями, сверстниками, пытается обратить на себя внимание. При  сопровождении  ребенка с отклоняющимся поведением важны «эмоциональные» беседы психолога с попутным указанием на неправильную целевую установку поведения, а также избрание ребенком новых форм социально полезных установок, сознательный отказ от прежнего поведения. Происходит очищение психики  ребенка от предшествовавших, травматизировавших его переживаний.

           Важен постепенный перевод эмоциональной энергии, освободившейся после очищения, на новые социально полезные цели на основе закона трансформации эмоций:

а) перевод эмоции на смежную с ней, близкую по природе эмоцию, например эмоции азарта — в спорт, физического мазохизма — в психический, т. е. поэзию грусти; нарциссизма (самовыставления, самолюбования) — в драматическую работу, исполнение красивых героических ролей в спектакле.

б) изменение целевой установки данных эмоций (например, целесообразен перевод хаотической стихийной агрессивности в агрессивность по отношению к объективным социально враждебным феноменам), поручение ответственных должностей в самоуправлении в целях борьбы за лучшие формы общежития данного коллектива и т. п.

Для построения коммуникации  с ребенком в условиях психокоррекционной работы использовалась техника эмпатического принятия – «активного слушания».  «Активное слушание» - это коммуникация с предоставлением ребенку обратной связи  о его чувствах, переживаниях и эмоциональных состояниях. Обратная связь предоставляется ребенку через «Ты – сообщение», речевую конструкцию, начинающуюся со слова «Ты» и содержащую развернутое описание чувств ребенка.  «Активное слушание» - это позиция, в которой взрослый отказывается от оценок, советов, разъяснений, попыток анализа и интерпретации поведения ребенка и сосредотачивается на полном и точном описании чувств и эмоциональных состояний ребенка. Функции активного слушания – объективирование в речи чувств и переживаний ребенка, позволяющее ребенку получить эмоциональную поддержку взрослого, его помощь для лучшего осознания своих чувств и принять на себя ответственность за разрешение проблемы.

При работе с детьми «группы риска» необходимо выяснить их интересы, увлечения. Или сформировать интерес, найти интересное занятие. Так  активным, подвижным детям были предложены занятия фотографией. Мы вместе ходили и выбирали объект для фотографирования,  учились быть наблюдательными в мире природы, в мире людей.

Приятно видеть, как меняется ребенок С.Г. Несколько лет назад был очень агрессивным. Вместе с бабушкой увлекли его рисованием, лепкой из пластилина. Поддерживали его увлечения, организовывали его персональную выставку работ. Увлекся классической музыкой,  пением, вышиванием крестиком. Стал намного спокойнее, может обучаться и произошли сильные изменения в лучшую сторону в поведении.

К.М. увлекся уходом за лошадьми, стал соблюдать определенный режим, узнал много интересного о лошадях, поучаствовал в скачках.

Сплачивает детей совместное времяпровождение на природе. Летом, при работе с детьми «группы риска» мы выходили на пляж, где необходимо было выстраивать отношения друг с другом, с социумом, владеть навыками культурного отдыха. На пляже была возможность заниматься песочной терапией.