Телесная терапия. Программа групповых занятий "Освобождение"


Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kurs_zan.doc126 КБ

Предварительный просмотр:

                                      Программа занятий «Освобождение»

Возрастной состав: 11 - 16 лет.

Объем программы: 12 занятий.

Наши представления, мысли, чувства  зависят не только от особенностей тех внешних  воздействий, которые их вызывают, но и  от нас самих...

        

                                                                      «Психология», Л. А. Венгер.                

    Пояснительная записка.

    Мы постоянно проживаем различные эмоции. Эмоции – реакции на внешние и внутренние воздействия, реакции по поводу удовлетворенных и неудовлетворенных потребностей. Например, когда напоминают об уборке комнаты во время просмотра любимой телепередачи, может возникнуть недовольство... В то же время, эмоции – изменения на воздействия, происходящие в организме (в работе сердца, дыхательной системы, мышц). Например, при радости человек совершает 17дыханий в минуту, при пассивной грусти – 9, при активной грусти – 20, при страхе – 64, при гневе – 40.  

    Каждая эмоция живет какое-то время. Эмоция проявляется через слова и действия. Бывает так, что у эмоции нет возможности прожить столько, сколько ей необходимо. Существующие запреты, нормы, требования, правила не позволяют эмоции вырваться наружу и проявить себя. Происходит «застревание» эмоции в мышцах, что вызывает напряжение и при его длительности может привести к конфликту с  окружающими, более того – к какому-либо заболеванию.      

    Чтобы снять напряжение и защититься от конфликтов и болезней, существует множество методов. Один из них – телесная терапия. Телесная терапия представляет работу с телом, которая позволяет извлекать и отживать эмоции, «застрявшие» в мышцах.  Эта работа востребована в детском доме.

    Занятия в условиях детского дома проводятся в малых группах по 4-6 человек, продолжительностью от 40 до 60минут.  

    Цель программы:

Обучение управлению физиологическими функциями собственного организма, связанными с эмоциями.

    Задачи:

1.Устранить негативные эмоции.

2.Развивать чувство ответственности за свое эмоциональное состояние.

3.Научить ритмически организованному дыханию, связанному с мышечным расслаблением.

4.Формировать потребность в измененном состоянии и его целенаправленном использовании.

    Методы работы:

1.Игра.

2.Упражнение.

3.Массаж.

    Формы работы: групповые занятия, в случае необходимости – индивидуальные занятия.

    Средства:

1.Схемы-конспекты.

2.Магнитофон.

3.Запись спокойной музыки.                                      

4.Коврики.

5.Зеркала.

6.Сантиметровые ленты.

7.Листы  А4.

8.Ручки, цветные карандаши.

    Прогнозируемые результаты:

1.Снижение конфликтных ситуаций.

2.Снижение количества заболеваний.

                                                      Занятие №1

                  «Знакомство друг с другом»

Цель: Знакомство с курсом; развитие навыков группового общения.

Задачи:

1) познакомить с программой          

2) формировать мотивацию к участию в работе

3) ввести и отрабатывать правила группового общения

     Ведущий знакомит участников с программой занятий и вводит правила:

«Участвуй!», «Слушай говорящего!», «Говори за себя!», «Не критикуй!»

                 Упражнение «Здравствуйте!»

Цель: Знакомство, создание позитивного настроя, сближение участников.

Инструкция: Всем встать в круг. Каждому поочередно войти в его центр и сказать «Здравствуйте!», назвать свое имя, представить себя мимикой и жестами. Всем повторить.

        Упражнение «Мое физическое «Я» 

Цель: Формирование установки на восприятие себя в единстве внешнего и внутреннего.

Инструкция: Записать свои физические показатели - цвет глаз и волос, рост и вес, объем груди, талии и бедер, размер обуви, одежды и головного убора.

    Поделиться впечатлениями. Кому было легко выполнять задание? Кому трудно? Почему?

    С помощью зеркал и сантиметровых лент проверить свои данные.

        

        Упражнение-игра «Походка»

Цель: Самовыражение, внимание к личности других участников.

Инструкция: Подобрать под музыку походку. Ходить по залу в течение 3-х минут. Одновременно с этим присмотреться к походкам других и запомнить ту, которая понравилась. По сигналу ведущего «Смени походку!» поменять походку на ту, которую выбрал.

    Поделиться впечатлениями. Кому было легко выполнять задание? Кому трудно? Почему? Почему ты выбрал эту походку?

        Упражнение» «Свет мой, зеркальце, скажи»

Цель: Установка на самовыражение и самоанализ.

Инструкция: Посмотреть на себя в зеркало и ответить на вопрос «Кто я?» 3 раза. Ответы записать. Напротив каждого ответа сформулировать фразу, раскрывающую суть характеристики.

 

        Упражнение «Подарок»

Цель: Создание положительной атмосферы, «оживление» ощущений и эмоций.

Инструкция: Каждому с помощью пантомимы изобразить какой-нибудь предмет и «подарить» его соседу справа. Показать подарок так, чтобы можно было догадаться, что это.  

                                                      Занятие№2

                      «Знакомство с собой»

Цель: Создание условий для самопознания и саморасслабления.

Задачи:

1) способствовать погружению во внутренний мир

2) тренировать умение наблюдать за своими ощущениями

        Упражнение  «Ласковое имя»

Цель: Активизация чувств, связанных с именем.

Инструкция: Вспомнить ласковые имена, которыми вас называли. Кто вас так называл? В каких обстоятельствах? Какие чувства вы  испытали тогда? Какие чувства вы испытываете сейчас, когда думаете об этих именах?

                                                Игра «Странный город»

Цель: Сохранение положительной атмосферы. Получение опыта телесного контакта в игре.

Инструкция: Представить, что все участники - жители странного города, в котором здороваются каждый час, когда часы бьют время. 1час - поздороваться ладонями, 2часа - спинами, 3часа - правой рукой за левое ухо, 4часа - коленями.

        Упражнение «Знакомство с собой»

Цель: Концентрация внимания на внутренних ощущениях.

Инструкция:                                                                                                                                                                      

Разминка.          

1) Соединить кончики пальцев обеих кистей, прижать их друг к другу с усилием. Произвести с силой 15-20 встречных движений ладонями, как бы сжимая воображаемую резиновую грушу.

2) Энергично потереть ладони одну о другую, пока не появится ощущение интенсивного тепла.

3) Сильно и быстро не менее 10раз сжать и разжать кулак, добиваясь ощущения утомления в мышцах кисти.

4) Потрясти пассивно «висящую» кисть.

 Само упражнение.

Положить ладони симметрично на колени. Сосредоточить внимание на правой ладони. Прислушаться к своим ощущениям и мысленно проговорить их:

1) Чувство веса. Тяжесть или легкость?

2) Чувство температуры. Холод или тепло?

3) Дополнительные ощущения

-сухость/влажность,

-пульсация,

-покалывание,

-чувство «мурашек», «мороз по коже»,

-онемение,

-мышечная дрожь.

        Массаж «Два человечка и рыба»

Цель: Эмоциональное и мышечное расслабление

Инструкция: Объединиться в пары и поочередно друг другу выполнить массаж на спине в соответствии с текстом.

Чистое поле, быстрая речка.

Шли вдоль реки этой два человечка.

Лодку увидели, сели, поплыли.

Скажите, случайно, не вы это были?

Сети забросили, рыбу поймали.

Может и вы эту рыбу видали?

Рыба кусалась, кусалась, кусалась...

В сетях металась, металась, металась...

Мы тогда бросили рыбу ту в речку.

Мы же хорошие два человечка.

И поплыла наша рыба красиво.

Неговорящая  шепнула: «Спасибо!»

                                                          Занятие №3

                     «Мы похожи»

Цель: Развитие навыков группового общения, развитие доверительных отношений.

Задачи:

1) способствовать улучшению физического контакта между участниками

2) отрабатывать успокаивающее дыхание

 

           Упражнение «Полное имя»

Цель: Показ общего - наличие полного имени. Раскрытие возможности использовать в подходящих ситуациях.

Инструкция: Назвать свое полное имя. Вспомнить, называл ли вас кто-нибудь этим именем. Какая была ситуация? Какие это вызвало чувства? Привести подходящие моменты, в которых можно использовать данную форму имени.

           Упражнение-игра «Ураган»

Цель: Использование возможности увидеть общее.

Инструкция: Всем встать в круг. Один в центре - водящий. Поменяться местами тем, кто обладает определенным признаком. Когда участники меняются местами, водящий должен занять чьё-нибудь место.

     Если водящий  долго не может встать  в  круг, он говорит «Ураган». Все должны поменяться местами.

                                     

                                                 Упражнение «Дыхание на счет»

                    (на фоне музыки)

Цель: Выработка навыка «ассиметричного дыхания».

Инструкция: Для того чтобы приводить себя в состояние покоя и расслабления, вы будете пользоваться дыханием. Сейчас нужно сделать глубокий вдох. Задержать дыхание. Выдохнуть. Вдох - возбуждает, мобилизует, усиливает напряжение в мышцах, сопровождается ощущением прохлады. Теперь - сделать глубокий вдох, затем глубокий выдох. Выдох - успокаивает, рассеивает отрицательные эмоции, помогает расслаблению мышц, сопровождается ощущением тепла. Будем использовать эту функцию выдоха для успокоения эмоций.

     Сделать 3глубоких вдоха и выдоха. Задать дыханию ритм 2:4 (делая вдох считать 1 ... 2... - это короткий вдох; делая выдох считать 1... 2... 3... 4... - это долгий выдох). В успокаивающем дыхании  вдох - короткий, выдох - долгий.

Выполнять упражнение в течение 3-х минут.        

        Упражнение «Я хочу, я могу, я буду»

Цель: Использование возможности увидеть общее, установка на успокаивающее дыхание.

Инструкция: Выстроить «пирамиду» из рук участников путем накладывания ладоней на тыльные поверхности кистей. При этом проговорить желания - «я хочу», возможности - «я могу», цели - «я буду». Ведущий вводит установки: «Я хочу, чтобы каждый из вас умел успокаивать себя расслабляющим дыханием. Я могу отрабатывать с вами успокаивающее дыхание. Я сама буду пользоваться успокаивающим дыханием в случае необходимости».

        Игра «Скульптор и глина»                                                                (на фоне музыки)

Цель: Развитие взаимопонимания.

Инструкция: Объединиться в пары. Один участник - «глина», другой - «скульптор». Задача «скульптора» - сделать из «глины» статую, представляющую одно из чувств: любовь, страх, удивление, усталость, гнев, радость. Участникам надо угадать, какое чувство выразил «скульптор».

    Обсудить, что чувствовал «скульптор» во время работы. Почему? Понравилась или нет «глине» форма, которую ей придали? Почему?

                                                   Занятие №4

                                             «Путь доверия»

                                                  (1-ый час)

Цель: Развитие доверительных отношений, мышечное расслабление.

Задачи:

1) учить принимать друг друга.

2) учить расслаблять мышцы тела.

                                              Игра «Словесный портрет»

Цель: Самовыражение, внимание к личности других участников.

Инструкция: Каждому участнику рассмотреть всех участников, выйти из круга, повернуться спиной и составить описание одного из участников. В описании указать: внешние черты, качества, любимые занятия. Остальные должны угадать, чей портрет был составлен.

                                                 Упражнение «Свобода».

Цель: Мышечное расслабление.

Инструкция: Сжать с силой пальцы на руках и ногах, напрячь руки сгибом в локтях и прижатием к бокам туловища, напрячь ноги - сгибом в коленях и прижатием к груди. По сигналу «Свобода» руки и ноги разбросить, пальцы рук и ног разомкнуть. Упражнение выполнить 3 раза.

     После выполнения обсудить вопросы: Что чувствовали, когда сжимались в «комок»? Когда расслаблялись? Какое состояние понравилось?

                                                  Упражнение «Дыхание на счет». 

Цель: Выработка навыка «ассиметричного дыхания».

Инструкция: Для того чтобы приводить себя в состояние покоя и расслабления, вы будете пользоваться дыханием. Сейчас нужно сделать глубокий вдох. Задержать дыхание. Выдохнуть. Вдох - возбуждает, мобилизует, усиливает напряжение в мышцах, сопровождается ощущением прохлады. Теперь - сделать глубокий вдох, затем глубокий выдох. Выдох - успокаивает, рассеивает отрицательные эмоции, помогает расслаблению мышц, сопровождается ощущением тепла. Будем использовать эту функцию выдоха для успокоения эмоций.

     Сделать 3глубоких вдоха и выдоха. Задать дыханию ритм 2:4 (делая вдох считать 1 ... 2... - это короткий вдох; делая выдох считать 1... 2... 3... 4... - это долгий выдох). В успокаивающем дыхании  вдох - короткий, выдох - долгий.

Выполнять упражнение в течение 3-х минут.        

                                                    Игра «Слепой танец».

            (на фоне музыки)

Цель: Укрепление доверия к другим людям.

Инструкция: Объединиться в пары. Один «слепой» (ему завязывают глаза). Второй - «зрячий» и может водить «слепого». Партнеры берутся за руки и танцуют друг с другом (2-3 минуты). Затем меняются ролями.

     После игры обсуждаются вопросы: Чувствовали ли вы себя уверенно со своим партнёром, когда у вас были завязаны глаза? Как понравилось больше танцевать - с открытыми глазами или с закрытыми? Почему?

                                               

                                                            Занятие №5

«Путь доверия».

     (2-ой час)

                                                    Упражнение «Дыхание на счет»

                    (на фоне музыки)

Цель: Выработка навыка «ассиметричного дыхания».

Инструкция: Для того чтобы приводить себя в состояние покоя и расслабления, вы будете пользоваться дыханием. Сейчас нужно сделать глубокий вдох. Задержать дыхание. Выдохнуть. Вдох - возбуждает, мобилизует, усиливает напряжение в мышцах, сопровождается ощущением прохлады. Теперь - сделать глубокий вдох, затем глубокий выдох. Выдох - успокаивает, рассеивает отрицательные эмоции, помогает расслаблению мышц, сопровождается ощущением тепла. Будем использовать эту функцию выдоха для успокоения эмоций.

     Сделать 3глубоких вдоха и выдоха. Задать дыханию ритм 2:4 (делая вдох считать 1 ... 2... - это короткий вдох; делая выдох считать 1... 2... 3... 4... - это долгий выдох). В успокаивающем дыхании  вдох - короткий, выдох - долгий.

Выполнять упражнение в течение 3-х минут.

                                                      Упражнение «Чувствуем и изображаем».

Цель: Развитие умения адекватно выражать своё эмоциональное состояние, развитие способности подчиняться.

Инструкция: Объединиться в пары. Сесть коленями друг к другу. Закрыть глаза и контактируя «четырьмя руками», показать «дружбу», «любовь», «нежность», «заботу», «силу», «веру в друг друга».

                                                          

                                                      Упражнение «Ёжик».

                                                        (на фоне музыки)

Цель: Принятие друг друга.

Инструкция: Объединиться в пары. Один из пары «сворачивается» в клубочек и сохраняет положение. Второй - разворачивает первого, находит подход, создает условия, при которых «ежик» захочет сам раскрутиться и установить взаимопонимание. Запрещаются силовые приемы, щекотка, уговаривание словами. Затем участники меняются ролями.

     После игры обсудить вопросы: Как вы себя чувствуете? Какая роль понравилась больше и почему? Где можно использовать такие прикосновения?

                                                       Упражнение «Сигнал благодарности».

Цель: Использование возможности благодарить друг друга за оказанное внимание и получение положительных эмоций.

Инструкция: Встать в круг. Через пожатие руки передавать благодарность тому, с кем было легко, спокойно, радостно.

                                                           Занятие №6

                         «Боль»

Цель: Работа с чувством боли: осознание состояния, связанного с болью; отработка адекватных способов выражения боли; снятие боли.

Задачи:

1) активизировать чувство боли

2) учить рассказывать о состоянии, связанном с болью

3) учить пользоваться дыханием для освобождения от боли

        

        Упражнение «Мне больно, когда...»

Цель: Осознание состояния, связанного с болью.

Инструкция: Встать в круг. Подумать и закончить фразу «Мне больно, когда...»

        Упражнение «Воспоминание»

                 (на фоне музыки)

Цель: Активизация чувства боли, «отживание» чувства боли.

Инструкция: Сесть удобно. Закрыть глаза. Сделать 3глубоких вдоха и выдоха. Постараться вызвать в памяти такой момент, когда кто-то или что-то причинило боль. Отметить, что именно ты переживаешь. Ты сейчас один или с кем-то? Что ты видишь, слышишь? Что делаешь? Что делают другие? Сделать глубокий вдох. Задержать на мгновение дыхание. Выдохнуть сильно, одним движением весь воздух вместе со всей когда-то возникшей болью.

     Теперь можно вспомнить то время, когда ты чувствовал себя счастливым. Вспомнить день, когда ты пережил что-то такое, что хотел бы повторять вновь и вновь. Представить это событие во всех деталях так, будто оно происходит сейчас. Сохранить это воспоминание, чтобы освежать в памяти всякий раз, когда ты этого пожелаешь.  

        Упражнение «Ущипни себя»

Цель: Концентрация внимания на внутренних ощущениях, осознание единства внутреннего и внешнего.

Инструкция: Ущипнуть себя. Поделиться ощущениями. Установить, как связано это воздействие на мышцы с эмоциями.                                                     Ведущий подчеркивает: боль в мышцах (физическая) вызывает отрицательные эмоции, отрицательные эмоции могут привести к  боли в мышцах.

        Упражнение «Фантазия»

        (на фоне музыки)

Цель: Осознание телесных ощущений, устранение болевых ощущений.

Инструкция: Сосредоточить внимание на каком-либо внутреннем ощущении. «Поиграть» с ним: представить это ощущение вне своего тела. Представить, какой оно могло бы иметь цвет... размеры... вес... плотность... температуру. Представить, какие с ним могут быть связаны запахи... вкус... звуки. Подумать, в какое место можно поместить это ощущение и попробовать поместить.  

                                              Упражнение «Я хочу, чтоб людям со мной не    было..., было...»

Цель: Установка на непричиняющее боль поведение.

Инструкция: Встать в круг. Каждому подумать и закончить фразу «Я хочу, чтоб людям со мной не было..., было...»

                                                           Занятие №7

               «Гнев и агрессия»

Цель: Работа с гневом и агрессией: осознание состояния, связанного с гневом; отработка способов выражения гнева; управление гневом.

Задачи:

1) активизировать чувство гнева

2) учить рассказывать о состоянии, связанном с гневом

3) учить пользоваться дыханием для освобождения от гнева

        

                                               Упражнение «Цветок - имя»

                 (на фоне музыки)

Цель: Создание положительной эмоциональной атмосферы.

Инструкция: Закрыть глаза. Представить летний день в саду. Рассмотреть цветы вокруг себя. Попробовать увидеть цветок, который хочется назвать своим именем. Какой он? Открыть глаза и рассказать.

           Упражнение «Я злюсь, когда...»

Цель: Осознание состояния, связанного с гневом, злостью.

Инструкция: Встать в круг. Подумать и закончить фразу «Я злюсь, когда...»

        

        Игра «Планеты»

Цель: Использование возможности отреагировать агрессивные чувства, развитие самоконтроля.                                                                                        

Инструкция: Каждому придумать планету, дать ей название. Представить людей на планете и определить характер их обитания, основные конфликты. Когда все «прибывают» на какую-либо планету, «хозяин» играет роль местных жителей: либо конфликтует с «гостями», либо проявляет «гостеприимство».

        

               Упражнение «Руки»

Цель: Управление чувством гнева.

Инструкция: Закрыть глаза. Сделать 3коротких вдоха и выдоха. Представить, что энергия гнева, злости «вытекает» из кистей рук на землю: струится от головы к плечам, перетекает по предплечьям, достигает локтей, устремляется к кистям и через кончики пальцев просачивается вниз. Посидеть так 1минуту, затем слегка потрясти кистями рук, окончательно избавляясь от гнева.

                                                 Массаж «Вот барашки-облака»

Цель: Эмоциональное и мышечное расслабление

Инструкция: Объединиться в пары и поочередно друг другу выполнить массаж на спине в соответствии с текстом.

Вот барашки-облака.

Течет быстрая река.

Зеленеющие травы.

Чуть подальше есть дубрава.

Белки рыжие снуют,

Вижу их то - там, то - тут.        

Зайка серый пробежал,

Как осенний лист дрожал.

То лиса его пугала,

Видно рыжей мышек мало.

Лишь хвостом своим взмахнула,

Всех мышей как ветром сдуло.

Вот и зайка прыг да скок,

И с пенечка под кусток.

Под кусточком  - еж колючий,

Гриб огромный нахлобучил

На иголочки свои.

Ты скорее посмотри.        

Посмотри, какое диво:

Как в природе все красиво!

Как красивы облака

И прозрачная река.

Зайцы, белки, лисы, мыши -

Все живут под общей крышей.

Рады солнцу и траве.

Рады жизни на  Земле!

                                   

                                                          Занятие №8                                            

                       «Страх»        

                      (1-ый час)

Цель: Работа со страхом: осознание состояния, связанного со страхом; отработка способов борьбы со страхом.

Задачи:

1) активизировать чувство страха

2) учить рассказывать о состоянии, связанном со страхом

3) учить пользоваться дыханием для освобождения от страха

        

                                           Упражнение «Поем имя»                                                                       Цель: Создание положительной эмоциональной атмосферы.

Инструкция: Спеть свое имя, добавляя к нему имя соседа.                                      

   Обсудить вопросы: Как вы себя чувствовали, когда пели имена? Что чувствовали, когда слышали, как поют ваше имя?

        Игра «Лабиринт страхов»

Цель: Использование возможности для активизации страха.

Инструкция: «Заселить» пустой лабиринт на рисунке тем, что вызывает страх. Рассказать о своих страхах.

                                              Упражнение «Воспоминание»

              (на фоне музыки)

Цель: Активизация чувства страха, «отживание» чувства страха

Инструкция: Сесть удобно. Закрыть глаза. Сделать 3глубоких вдоха и выдоха. Постараться вызвать в памяти такой момент, когда кто-то или что-то вызвало страх. Отметить, что именно ты переживаешь. Ты сейчас один или с кем-то? Что ты видишь, слышишь? Что делаешь? Что делают другие? Сделать глубокий вдох. Задержать на мгновение дыхание. Выдохнуть сильно, одним движением весь воздух вместе со всем когда-то возникшим страхом.

     Теперь можно вспомнить то время, когда ты чувствовал себя счастливым. Вспомнить день, когда ты пережил что-то такое, что хотел бы повторять вновь и вновь. Представить это событие во всех деталях так, будто оно происходит сейчас. Сохранить это воспоминание, чтобы освежать в памяти всякий раз, когда ты этого пожелаешь.  

        

                                                            Занятие №9

                 «Страх»

                (2-ой час)

                                           Упражнение «Когда страшно...»                                     

Цель: Подбор способов борьбы со страхом.

Инструкция: Подумать и предложить способ борьбы со страхом (спросить других, как они борются со страхом; спеть песню; понаблюдать со стороны за страхом; попросить кого-нибудь взять тебя за руку и др.)

                                            Игра «Злая собака»

Цель: отработка способов борьбы со страхом.

Инструкция: Выбрать способ борьбы со страхом, когда встречается огромная лающая собака и продемонстрировать его. Проиграть разные способы.

                                     Упражнение «Дыхание на счет»

                    (на фоне музыки)

Цель: Выработка навыка «ассиметричного дыхания».

Инструкция: Для того чтобы приводить себя в состояние покоя и расслабления, вы будете пользоваться дыханием. Сейчас нужно сделать глубокий вдох. Задержать дыхание. Выдохнуть. Вдох - возбуждает, мобилизует, усиливает напряжение в мышцах, сопровождается ощущением прохлады. Теперь - сделать глубокий вдох, затем глубокий выдох. Выдох - успокаивает, рассеивает отрицательные эмоции, помогает расслаблению мышц, сопровождается ощущением тепла. Будем использовать эту функцию выдоха для успокоения эмоций.

     Сделать 3глубоких вдоха и выдоха. Задать дыханию ритм 2:4 (делая вдох считать 1 ... 2... - это короткий вдох; делая выдох считать 1... 2... 3... 4... - это долгий выдох). В успокаивающем дыхании  вдох - короткий, выдох - долгий.

Выполнять упражнение в течение 3-х минут

                                                       Занятие №10

                     «Грусть»

Цель: Работа с грустью: осознание состояния, связанного с грустью; отработка адекватных способов выражения грусти; снижение грусти.

Задачи:

1) активизировать чувство грусти

2) учить рассказывать о состоянии, связанном с грустью

3) учить пользоваться дыханием для освобождения от грусти

        

                                                   Упражнение «Погода»

Цель: Самовыражение, определение грусти.

Инструкция: Составить прогноз погоды, начиная со слов «У меня сегодня...» Здесь нужно вспомнить времена года, явления природы, их взаимодействие.

    Если никому сегодня не грустно, ведущий спрашивает: «Какому состоянию подойдет следующее описание - осень, пасмурное небо, дождь, холодно, сыро...?»

                                                  Упражнение «Мне грустно, когда...»                                     

Цель: Осознание состояния, связанного с грустью.

Инструкция: Встать в круг. Подумать и закончить фразу «Мне грустно, когда...»

                                                    Упражнение «Воспоминание»

                 (на фоне музыки)

Цель: Активизация чувства грусти, снижение чувства грусти.

Инструкция: Сесть удобно. Закрыть глаза. Сделать 3глубоких вдоха и выдоха. Постараться вызвать в памяти такой момент, когда кто-то или что-то вызвало грусть. Отметить, что именно ты переживаешь. Ты сейчас один или с кем-то? Что ты видишь, слышишь? Что делаешь? Что делают другие? Сделать глубокий вдох. Задержать на мгновение дыхание. Выдохнуть сильно, одним движением весь воздух вместе со всей когда-то возникшей грустью.

     Теперь можно вспомнить то время, когда ты чувствовал себя счастливым. Вспомнить день, когда ты пережил что-то такое, что хотел бы повторять вновь и вновь. Представить это событие во всех деталях так, будто оно происходит сейчас. Сохранить это воспоминание, чтобы освежать в памяти всякий раз, когда ты этого пожелаешь.  

                                                   Упражнение «Дыхание на счет»

                    (на фоне музыки)

Цель: Выработка навыка «ассиметричного дыхания».

Инструкция: Для того чтобы приводить себя в состояние покоя и расслабления, вы будете пользоваться дыханием. Сейчас нужно сделать глубокий вдох. Задержать дыхание. Выдохнуть. Вдох - возбуждает, мобилизует, усиливает напряжение в мышцах, сопровождается ощущением прохлады. Теперь - сделать глубокий вдох, затем глубокий выдох. Выдох - успокаивает, рассеивает отрицательные эмоции, помогает расслаблению мышц, сопровождается ощущением тепла. Будем использовать эту функцию выдоха для успокоения эмоций.

     Сделать 3глубоких вдоха и выдоха. Задать дыханию ритм 2:4 (делая вдох считать 1 ... 2... - это короткий вдох; делая выдох считать 1... 2... 3... 4... - это долгий выдох). В успокаивающем дыхании  вдох - короткий, выдох - долгий.

Выполнять упражнение в течение 3-х минут.

        

                                                 Упражнение «Дыхание на счет» №2

Цель: Мобилизация организма в состоянии пассивной грусти.        

Инструкция: Мы научились дышать способом « короткий вдох - долгий выдох». Это успокаивающее дыхание. Но бывает так, что надо себя не успокоить, а мобилизовать, активизировать. Эту функцию выполняет вдох. Поэтому, когда мы дышим способом «долгий вдох - короткий выдох», мы  активизируем себя. Это можно делать, когда нам кажется, что мы слабы и безжизненны, а также при некоторой грусти. Сегодня мы учимся дышать на счет 4:2 (1...2...3...4 - долгий вдох, 1...2 - короткий выдох)

                                                         Занятие №11

                    «Счастье»

Цель: Работа над осознанием чувства полноты жизни, счастья; развитие способности чувствовать себя счастливым.

Задачи:

1) актуализировать чувство счастья

2) учить  изменять состояние

                                        Упражнение «Взрослое имя»

                 (на фоне музыки)

Цель: Использование имени для ассоциации со счастливым будущим.

Инструкция: Закрыть глаза. Попробовать увидеть себя взрослым. Рассмотреть, как ты одет, чем занимаешься, какие люди окружают тебя. Эти тебя люди любят. За что они любят тебя? Может быть, за отзывчивость, за честность? Может быть, за что-нибудь еще? Как они называют тебя? Каким именем? Может быть, по имени и отчеству? Открыть глаза и рассказать о своих представлениях.

                                        Упражнение «Дыхание на счет»   

Цель: Осознание выбора успокаивающего и мобилизующего дыхания.

Инструкция: Вспомнить два способа дыхания: короткий вдох - долгий выдох» (успокаивающее), «долгий вдох - короткий выдох» ( мобилизующее).        Определить, в каком состоянии ты сейчас нуждаешься, выбрать соответствующее дыхание и воспользоваться им.

                                        Упражнение « Счастье, когда...»

Цель: Осознание состояния, связанного со счастьем.

Инструкция: Встать в круг. Подумать и закончить фразу «Счастье, когда...»

     Обратить внимание: счастье еще в том, чтобы делать добрые дела для других.

                                         Упражнение «Сердце»   

Цель: Развитие потребности делать добро для других.

Инструкция: На сердце, вырезанном из бумаги, записать, что хорошего ты сделал для других.

               Массаж «Доброе солнышко» 

Цель: Эмоциональное и мышечное расслабление

Инструкция: Объединиться в пары и поочередно друг другу выполнить массаж на спине в соответствии с текстом.

Доброе солнышко, ласковый ветер.

Вот по поляне бегущие дети.

Море цветов.

Пролетевшая птица.

Может во сне тебе это приснится.

Жук зацепился, щекочет, щекочет.

Дождик вдруг брызнул.

Бежим же, промочит.

Солнце сквозь дождик

Рисует нам радугу.

Знать все цвета ее надо нам?

Надо нам!

Чтобы вернувшись,

Открыть нам тетрадку

И передать все листу по порядку:

Доброе солнышко, ласковый ветер.

Вот по поляне бегущие дети.

Море цветов.

Пролетевшая птица.

Может во сне тебе это присниться

Жук зацепился, щекочет, щекочет.

Дождик вдруг брызнул.

Бежим же, промочит.

Солнце сквозь дождик

Рисует нам радугу.

Вот для чего знать цвета ее надо нам.

                                                Занятие №12

                  «Мы вместе»                                              

Цель: Подведение итогов совместной работы, установка на использование методов управления эмоциями в повседневной жизни.

Задачи:

1) помочь определить основные мероприятия работы

2) закрепить умение дышать на счет и расслаблять мышцы

3) побудить пользоваться расслаблением в повседневной жизни и поддерживать друг друга

     Ведущий сообщает о завершении занятий и предлагает обсудить вопросы:

- Что понравилось больше всего?

- Что показалось важным и полезным?

- Что приобрели в процессе работы?

- Что нового заметили в поведении друг друга?

- Что пожелали бы себе и друг другу?

                                            Упражнение «Спокойствие»

Цель: Создание внешних и внутренних условий, способствующих развитию спокойствия.

Инструкция:

1) Расслабиться. Глубоко вдохнуть и выдохнуть несколько раз. Сосредоточиться на слове «спокойствие». Постараться понять его значение.

2) Еще больше сосредоточиться на «спокойствии». Проследить, какие еще образы и идеи, связанные с данным словом возникают.

3) Подумать о важности, которую приобретает спокойствие в бурлящем современном мире. Произнести «спокойствие» несколько раз мысленно. Возжелать это качество.

4) Попытаться достичь спокойствия на физическом уровне. Расслабить все мышцы. Дышать на счет 2:4. Придать лицу выражение спокойствия.

5) Пробудить в себе это чувство. Представить себя на пустынном берегу, на поросшей зеленью поляне или в любом другом месте, где в прошлом пережито ощущение спокойствия. Повторить несколько раз слово «спокойствие».

6) Воспроизвести мысленно те ситуации, которые раздражали и лишали покоя. Возможно, это было пребывание в обществе враждебно настроенного человека, необходимость решить трудную проблему, обязанность быстро выполнить сразу несколько дел, столкновение с опасностью. Представить себе, попытаться почувствовать, что на этот раз ты абсолютно спокоен.

7) Принять твердое решение сохранять спокойствие в течение дня, при необходимости пользоваться дыханием на счет 2:4.

    После занятий ведущий предлагает участникам написать слово «спокойствие» на табличке, используя шрифт и цвета, которые наиболее отражают его смысл. Поставить табличку на такое место, где ее можно увидеть в течение дня.

        Упражнение «Распускающийся бутон»

        (на фоне музыки)

Цель: Активизация совместной деятельности, развитие умения синхронизировать свои действия с действиями других.

Инструкция: Сесть на пол. Взяться за руки. Опустить голову. Плавно поднять голову, одновременно с другими. Встать. Поднять руки вверх. Вместе со всеми сделать покачивание (в синхронности действий может помочь счет 1, 2, 3, 4).