Программа "Формула успеха"

Павлова Ольга Витальевна

Программа формула успеха

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_formula_uspeha.doc186.5 КБ

Предварительный просмотр:


Муниципальное образовательное учреждение



«Средняя общеобразовательная школа № 8»



Чувашской Республики



























Программа



Психолого-педагогического сопровождения



« трудных подростков и их семей»



«Формула успеха»































                                                                                     Выполнила педагог-психолог



                                                                                        МОУ «СОШ № 8 г. Канаш» ЧР



                                                                                Павлова Ольга Витальевна                    



                                                                           



                                                                               











Канаш 2010


                                                                                      Дети – это наша старость. Правильное  

                                                                                         воспитание – это наша счастливая старость                                                                                                                                                                                                              

                                                                      плохое воспитание- это будущее

                                                                                горе, это наши слезы, это наша вина перед

                                                                        другими людьми, перед всей страной.                      

                                                                                                     А. С. Макаренко.

Введение.

Изменения политической и социально - экономической ситуации в России, социальная

 дифференциация, происходящая в молодежной среде, оказали и продолжают оказывать негативное влияние на подрастающее поколение.

В России вновь имеют место нищета, беспризорность, правовая незащищенность несовершеннолетних. Молодежь вынуждена адаптироваться к подобным условиям, и в результате, что же мы видим? Ранняя алкоголизация, потребление наркотических,  психотропных веществ, нежелание учиться, работать, бродяжничество.

        В силу особенностей нынешней экономической ситуации время, уделяемое родителями на воспитание и развитие своих детей резко сократилось. Школа и место жительства являются единственной возможной сферой для ребенка, где не только обеспечивается учебная деятельность, но и организовано общение со сверстниками, возможны реализация творческих способностей подростков, раскрытие их талантов.

Многолетняя борьба с подростковой преступностью прежними мерами не дала положительных результатов и еще более обострила обстановку. Поэтому необходимо принципиально менять подходы к организации профилактической работы с социально дезадаптированными подростками.

 Работа по профилактике правонарушений предполагает целый комплекс социально- профилактических мер, направленные как на работу с семьей, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности « трудного» подростка, а также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.

Одним из приоритетных направлений деятельности по работе с трудными подростками должно являться создание единого воспитательного процесса.

"Трудный" подросток и "трудные" семьи – понятия неразделимые. Многие социальные пороки (алкоголизм, преступность, наркомания), присущие подросткам, имеют корни в семье Дети отражают образ жизни отцов и матерей. Среди причин, порождающих "трудных" подростков, можно выделить следующие:

  1. отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет;
  2. незнание их интересов и потребностей;
  3. политическая, социально-экономическая и экологическая нестабильность;
  4. усиление влияния псевдокультуры;
  5. неблагоприятные семейно-бытовые отношения;
  6. отсутствие контроля за поведением детей, безнадзорность, невнимание к детям;
  7. чрезмерное попустительство или жестокость наказания за совершенные проступки;
  8. сверхзанятость родителей в сфере общественного производства и частного
  9. "эпидемия" разводов;
  10. потеря эмоциональных контактов с детьми.

Перевоспитание подростка необходимо начинать с коррекции отношений внутри семьи.

Выделяются типы семей:

Дисфункциональные семьи (многодетные; где воспитанием занимается мать-одиночка или один из родителей умер; неполные семьи; родители безработные или беженцы; мать – несовершеннолетняя);

Семьи социального риска (где родители, например, вернулись из мест лишения свободы и т. п.).

Социально запущенные (дезорганизаторы пассивные и активные);

Правонарушители (бродяжничество, воровство, хулиганство);

Отклоняющиеся от нормы по здоровью (психические и соматические заболевания).

По области психических нарушений:

  1. с нарушениями в сфере общения;
  2. с повышенной или пониженной эмоциональной реакцией;
  3. с односторонним умственным развитием;
  4. с неправильным развитием волевой сферы.
  1. низкой эффективностью воспитывающего потенциала детских общественных организаций;

Актуальность

Современные родители все больше и больше нуждаются в помощи специалистов. Многие мамы и папы не готовы к решению подростковых  проблем, именно поэтому им необходимы знания о подходах к обучению и воспитанию детей разного возраста, об особенностях взаимодействия детей и взрослых, о специфике поведения детей и т.д. Несмотря на потребность родителей в подобных знаниях, педагог уже не может, как прежде, использовать только лекционную форму работы. Во – первых, в процессе лекции взрослые усваивают только 15 – 20% информации. Во– вторых, мотивация их обучения довольна низка, так как не учитывается их жизненный опыт и запрос к специалисту. В – третьих, зачастую информация, данная родителям в лекционной форме, воспринимается родителями как давление со стороны педагога. Именно поэтому необходимо использовать другие формы взаимодействия с родителями.

Наиболее типичные причины трудностей  в работе с семьей: недостаточно высокий уровень психолого-педагогической культуры родителей, обществе, недостаточная компетентность некоторых педагогов. В повседневной работе с родителями используются следующие приемы: консультации, беседы, родительские собрания, анкетирования, опрос, занятия.

Необходимость организовать работу с родителями  и педагогами вызвана  заботой об индивидуальном развитии ребенка. Создание единой воспитательной среды необходимо для раскрытия потенциальных возможностей подростка. Именно поэтому необходимо сотрудничество, общение на равных, где ни одна сторона не обладает правом указывать и контролировать. От совместной работы родителей и педагогов выигрывают все стороны педагогического процесса: родители принимают активное участие в жизни детей. Проводятся различные занятия между родителями и детьми, тем самым лучше понимая и налаживая взаимоотношения. Педагоги, взаимодействуя с родителями, узнают больше о ребенке, что позволяет подобрать эффективные средства воспитания и обучения. Главное же заключается в том, что дети, оказавшись в едином воспитательном пространстве, ощущают себя комфортнее, спокойнее, увереннее.

 Цель программы:

    Формирование личностных нравственных качеств подростков, возрождение семейных традиций и формирование семейных ценностей.

                Задачи:

 -Вовлечение подростков в позитивную деятельность, адекватную их интересам,                 способностям и психическому состоянию.

-Сдерживание вовлечения подростков в употребление наркотических средств за счет пропаганды здорового образа жизни.

-Выявление особенностей взаимоотношения между родителями и детьми.

-Координация совместной работы образовательного учреждения с семьями.

-Привлечение родителей для совместной организации досуговой деятельности.

-Работа с родителями по обучению методам семейного воспитания.

      Принципы:

1.Включение  в воспитательно-коррекционный процесс всех сфер личности подростка: интеллектуальный (сознательное усвоение подростком общественных норм поведения); действенно-практической (вовлечение в общественно- полезную деятельность) и эмоциональной (общение с окружающими).

2.Принцип личностной направленности - учет индивидуальных склонностей и интересов, своеобразия характеров, упор на личностное достоинство подростков, опора на положительные качества.

3.Принцип единства образования, организация досуга и индивидуальной помощи  и                                                                                                                                                                                                                                                                                         поддержки подростков.    

            Ожидаемые результаты, их социальная эффективность

        1.Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям и       злоупотреблению ПАВ в подростковой среде.

        2.Формирование у подростков нравственных качеств, чувства эмпатии, представлений об общечеловеческих ценностях.

3.Возрождение семейных традиций и  формирование их ценностей.

  Сроки и этапы реализации программы

Первый этап - организационный (сентябрь- октябрь). Непосредственное планирование, согласование планов, изучение потребностей и запросов « трудных подростков и их семей».

Второй этап - деятельностный (октябрь- май). Осуществление запланированных мероприятий, разработка системы контроля  за их реализацией.

Третий этап - итоговый (июнь). Анализ и подведение итогов работы.

             

Основные мероприятия психолого-педагогического сопровождения

«трудных детей» и их семей.

№ пп

Содержание мероприятий

Сроки проведения

                     Работа с подростками

1.

 Тренинговые занятия подростков с родителями.  

Ноябрь 2009г.

2.

Занятия с элементами тренинга « Быть уверенным - это здорово»

Декабрь 2009 г.

3.

Изучение психологического своеобразия учащихся (наблюдение, беседа)

    В течение года

4.

Взаимоотношения подростков с родителями.

Тест « подростки о родителях»

   Февраль 2010г.

5.

Анкета (изучение уровня осведомленности детей и подростков по проблеме табакокурения)

  Январь 2010г.

Работа с родителями

1.

Просветительская работа (выпуск информационных листов, проведение бесед, дискуссий, ролевых игр, лекториев, тренингов) на темы:

август-сентябрь                       2009г.

1.

Психологические особенности подросткового возраста

Октябрь 2009г.

2.

Способы конструктивного взаимодействия с подростком.

Ноябрь 2009г.

3.

Что такое семейный микроклимат, как улучшить отношения в семье.

 Октябрь-январь         2009г.

4.

Как преодолеть трудности воспитании подростка.

Ноябрь  2009 г.

5.

Психокоррекционная работа – семейное консультирование (оказание помощи семье в конфликтных ситуациях: уходит из дома; стал агрессивным, не управляемым)

Октябрь- май 2009-2010 г.

6.

Психопрофилактическая работа - приглашение специалистов.

В течение года

                                       

Формы и методы работы

       Методы

         В работе с трудными подростками мы применяем разнообразные методы ( вовлечение в          деятельность, стимулирование, увлечение, доверие, сотрудничество), но наиболее эффективными являются:

- метод переубеждения

- метод переключения.

Формы:

- групповая работа;

- дискуссии;

- мозговые штурмы;

- беседы, встречи;

- ролевые игры;

- тесты;

- тренинги;

- родительские лектории;

- анкетирование;

-индивидуальные консультации.

Занятие с элементами тренинга

«Мир глазами агрессивного человека»

Цель: обучение подростков навыкам распознавания и контроля деструктивного поведения.

Ход занятия

Ведущий. Ребята, сегодня мы с вами будем говорить об агрессии и агрессивном поведении, что же такое агрессия? Латинское слово « агрессия» означает « нападение», «приступ». В психологическом словаре приводится следующее определение: « Агрессия-

Деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, приносящие физический и моральный ущерб людям или вызывающе у них психологический дискомфорт».

Предлагается вместе подумать и обсудить, по каким признакам мы можем отличить агрессивного человека? ( Как он выглядит? Как и что он говорит? Как ведет себя в разговоре? Какое у него поведение?)

Ребята называют признаки агрессивного человека: агрессивный человек обычно смотрит свысока, злобно, нападает, угрожает, громко говорит, может размахивать руками, ведет себя грубо, нахально, недоброжелательно.

Психологами разработаны критерии определения агрессивности.

Критерии агрессивности подростка:

  1. Часто теряет контроль.
  1. Часто спорит, ругается со взрослыми.
  1. Часто отказывается выполнять правила.
  1. Часто специально раздражает людей.
  1. Часто винит других в своих ошибках
  1. Часто сердится и отказывается сделать что-либо.
  1. Часто завистлив, мстителен.
  1. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (сверстников и взрослых), которые нередко раздражают его.

Затем ведущий предлагает провести игру. Одному из участников предлагается выполнять любые неагрессивные действия (он встает, кладет ногу на ногу, улыбается, подмигивает).

Другой участник должен прокомментировать действия первого участника с позиции агрессивного человека («Ты встал, потому что хочешь толкнуть ногой мой стул», «Ты улыбаешься, потому что хочешь сказать про меня какую- нибудь гадость» и т.д.) Остальные участники могут предлагать свои комментарии.

После проведения игры идет обсуждение:

- Может человек в состоянии агрессии правильно оценивать ситуацию?

- Являются действия агрессивного человека конструктивными или деструктивными?

- Может ли приводить агрессивное поведение к конфликту?

Ведущий делает выводы о том, что человек в состоянии агрессии не может оценить ситуацию объективно,  такое поведение очень часто приводит к конфликтам, что существуют другие способы поведения, способствующие правильной оценке ситуаций и разрешению конфликтов.

Игра « Камушек в ботинке»

В эту игру полезно играть. Когда подросток обижен, сердит, расстроен, когда внутренние переживания мешают ему заниматься делом, когда назревает конфликт.

Игра проходит в два этапа.

1 этап (подготовительный).

Ребят, случалось ли, что вам в ботинок попадал камушек? Сначала камушек не очень мешает, мы пытаемся отодвинуть его, найти удобное положение для ноги, но постепенно нарастает боль и неудобство, может даже появиться ранка или мозоль. И тогда, даже если очень не хочется, нам приходится снимать ботинок и вытряхивать камушек. Он почти всегда крошечный, и мы даже удивляемся, как такой маленький предмет смог причинить нам с острыми, как лезвие бритвы, краями. Ребята, случалось ли, что вы так и не вытряхивали камушек, а, придя, домой, просто снимали ботинки? Тогда в освободившейся от ботинка ноге боль затихала, происшествие забывалось. Но наутро, сунув ногу в ботинок, вы внезапно ощущали острую боль, соприкоснувшись со злополучным камушком. Боль. Причем более сильная, чем накануне, обида, злость,- вот такие чувства обычно могут испытывать подростки, когда маленькая проблема становится большой неприятностью.

2 этап.

Ребята, когда мы сердимся, чем-то озабочены, взволнованны, нами это воспринимается как маленький камушек в ботинке. Если мы сразу же почувствуем неудобство, вытащим его оттуда, то нога останется невредимой. А если оставим камушек на месте, то у нас, скорее всего, возникнут проблемы, и немалые. Поэтому всем людям - и взрослым, и подросткам - полезно говорить о своих проблемах сразу, как только они их заметят.

Давайте поиграем в эту игру: каждый из нас по кругу скажет: « У меня камушек в ботинке», мы все сразу поймем, что вам что-то мешает, и сможем поговорить об этом. Подумайте, не чувствуете ли вы сейчас какого- то неудовольствия, чего- то такого, что  мешало бы вам. Если чувствуете, скажите нам, например: « У меня камушек в ботинке. Мне не нравится, что Олег стукнул меня портфелем». Расскажите, что вам еще не нравится (может, кто-то обозвал, неправильно понял и т. д.). Если же вам ничего не мешает, вы можете сказать: « У меня нет камушка в ботинке».

И вы вместе обговариваете способ, как можно избавиться от « камушка». Поиграв несколько раз в эту игру, подростки в дальнейшем часто начинают испытывать потребность рассказывать о свои проблемах.

Занятие для родителей « Родители меня не понимают или как услышать подростка»

                                                                                                    Понимание- начало

                                                                                                    согласия.

                                                                                                                      Спиноза

Одним из практических приемов, позволяющих улучшить отношения в семье и достичь

Взаимопонимания, которым можно воспользоваться в повседневной жизни, является активное слушание.

Умение слушать - навык, необходимый каждому человеку. Часто родители неправильно истолковывают этот термин. Ведь с трудом дающееся молчание и ожидание свой очереди высказываться в ответ на речь собеседника вовсе не означает умения слушать. Тем более,

Если ваш собеседник- подросток, ревниво отстаивающий свою точку зрения, многое воспринимающий в штыки и в любой момент готовый обидеться и замкнуться.

Как же и когда необходимо активно послушать?

Это стоит делать во всех ситуациях, когда подросток, расстроен, потерпел неудачу, ему больно, стыдно, - то есть, когда у нее возникают эмоциональные проблемы.

В качестве примера рассмотрим следующую нередкую ситуацию. Сын приходит после уроков домой. Бросает портфель и кричит:

« Не пойду  я больше в эту школу!»

Как правильно отреагировать? Что сказать подростку? Как сохранить спокойствие, особенно если вы сами в этот момент устали, раздражены, поглощены своими проблемами? На ум чаще всего приходят обычные, автоматические ответы, из которых можно составить внушительный список родительских ошибок.

Это приказы, команды, угрозы («Что значит не пойду?!») Ты хочешь остаться неучем? Стать дворником? Не будешь учиться - ни копейки от меня не получишь!»), морали, нравоучения (ведущие к так называемой « психологической глухоте», когда подросток просто перестает вас слышать), критика, выговоры («У всех дети как дети, а у меня… и в кого ты какой уродился? Что ты там опять натворил?!»), а также выспрашивания, расследования, предложения готовых решений, высмеивания, обвинения («Ты сам виноват! Не спорь с учителем! Двоечник!»).

И это далеко не полный перечень неправильных реакций родителей на поведение подростка.

В помощь ведущему. Возможно, родители поступают так из лучших побуждений, желая объяснить, научить, воззвать к совести, указать на ошибки и недостатки… А на самом деле - выплескивают свои негативные эмоции. И конечно, такое родительское поведение не способствует установлению лучшего контакта и разрешению проблемы. Скорее, раздражение и обида с обеих                                        

Сын (бросая портфель, со злостью). Не пойду я больше в эту школу!

Родитель (после паузы, поворачиваясь лицом к подростку, глаза в глаза). Ты не хочешь ходить больше в школу.

Сын (раздраженно). Там математичка ко мне цепляется!

Родитель. (После паузы, обозначая чувство, испытываемое подростком, используя утвердительную форму высказывания). Тебе что-то разозлило (расстроило, обидело) на уроке математики.

Сын (с обидой). Я сам эту контрольную сделал, а она говорит - списал!

Родитель. Я понимаю тебя, это действительно обидно.

Сын. Вечно ко мне придирается…

Родитель. Думаю, я тоже расстроилась бы…

Сын. Хоть ты меня понимаешь…Ладно. Бывало ведь, что и списывал… Но я докажу всем, что могу решать задачи самостоятельно!

Ведущий. Как вы понимаете, это лишь один из возможных вариантов продолжения беседы. Но какова ни была ситуация, цель родителей - некритическая оценка происходящего.

Основные правила активного слушания:

1.Повернуться лицом к подростку. Глаза на одном уровне.

2.Избегать вопросов, использовать утвердительную форму высказываний.

3. Держать паузу, давая подростку время на обдумывание.

4. Мы, действительно, начинаем лучше понимать своих детей.

Важно помнить, что активное слушание- это не способ добиться чего-то от подростка, а «просто» путь к установлению лучшего контакта, способ показать подростку, что мы его не понимаем.

Как сообщать о своих чувствах?

Бесспорно, чувства и переживания подростка заслуживают внимания со стороны родителей, и есть основа доверительных отношений в семье, залог настоящего и будущего взаимопонимания.

Но как быть в тех случаях, когда в понимании нуждается родитель? И как общаться с подростком в тех случаях, когда его поведение отклоняется от норм и правил, принятых в семье, или просто каким- то образом оказываются,  задеты чувства родителей?

Информация для родителей, стили семейного воспитания, определяющие особенности отношений подростка с родителями и его личностного развития.

Демократичные родители ценят в поведении подростка и самостоятельность, и дисциплинированность. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких -  то областях своей жизни; не ущемляя его прав, одновременно требуют выполнения обязанностей. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе, обычно не слишком раздражает подростка; он часто прислушивается к объяснениям, почему не стоит

сделать другое. Формирование взрослости при таких отношениях проходит без особых переживаний и конфликтов.

Авторитарные родители требуют от подростка беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют се сферы жизни, причем могут это сделать и не вполне корректно. Дети в таких семьях

 обычно замыкаются, и их общение с родителями нарушается. Часть подростков идет на конфликт, но чаще дети авторитарных родителей приспосабливаются к стилю семейных отношений и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными.

Ситуация осложняется, если высокая требовательность и контроль сочетаются с эмоциональным холодным, отвергающим отношению к подростку. Здесь неизбежна

полная потеря контакта. Еще более тяжелый случай - равнодушные и жестокие родители.

Дети из таких семей редко относятся к людям с доверием, испытывают трудности в общении, часто сами жестоки, хотя имеют сильную потребность в любви.

Сочетание безразличного родительского отношения с отсутствием контроля - гипоопека -  тоже неблагоприятный вариант семейных отношений. Подросткам позволяется делать все, что им вздумается, их делами никто не интересуются. Поведение становится неконтролируемым. А подростки, как бы они не бунтовали, нуждаются в родителях как в опоре, они должны видеть образец взрослого,  ответственного поведения, на который можно было бы ориентироваться.

Гиперопека - излишняя забота о подростке, чрезмерный контроль за всей его жизнью,

основанный на тесном эмоциональном контакте,- приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками.

Часто трудности возникают и при высоких ожиданиях родителей, оправдать которые подросток не в состоянии. С родителями, имеющими неадекватные ожидания, в подростковом возрасте обычно утрачивается духовная близость. Подросток хочет сам решать. Что ему нужно, и бунтует, отвергая чуждые ему требования.

Во внутрисемейных отношениях, имеющих воспитательное значение, важно:

- принимать активное участие в жизни подростка;

-  всегда находить время, чтобы выслушать и поговорить с подростком;

- интересоваться  проблемами подростка;

- не оказывать на подростка никакого нажима, помогать ему , тем самым самостоятельно принимать решения;

- иметь представление о различных этапах в жизни подростка;

-уважать право подростка на собственное мнение;

- уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к подростку как равноправному партнеру, который просто пока обладает меньшим жизненным опытом.

- с уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи личностно расти, делать карьеру и самосовершенствоваться.

Противоречия между подростками и взрослыми

Характер требований подростка к отношению взрослого к нему противоречив. С одной стороны, подросток стремится к самостоятельности, протестует против мелочной опеки, контроля, недоверия. С другой стороны, испытывает тревогу и опасения, сталкиваясь с новыми, трудными для него проблемами и задачами, ждет от взрослого помощи и поддержки, но не всегда хочет, открыто признаться в этом, большой знаток детской души в.А. Сухомлинский глубоко подметил основное противоречие во взаимоотношении подростка и взрослого: «Не опекайте меня, не ходите за мной, не связывайте каждый мой шаг, не свивайте меня пеленками присмотра и недоверия, не напоминайте и словом о моей колыбели. Я самостоятельный человек. Я не хочу, чтобы меня вели за руку, передо мной высокая гора. Это цель моей жизни. Я вижу ее, думаю о ней, хочу достичь ее, но взойти на эту вершину хочу самостоятельно. Я уже поднимаюсь, делаю первые шаги; и чем выше ступает моя нога, тем более широкий горизонт открывается мне, тем больше я вижу людей, видят меня. От величия и безгранности того, что мне открывается, делается страшно. Мне необходима поддержка старшего друга. Я достигну своей вершины, если буду опираться на плечо сильного и мудрого человека. Но мне стыдно и боязно сказать об этом. Мне хочется, чтобы все считали, что я самостоятельно, своими силами доберусь до вершины». Эту сложность и противоречивость внутреннего мира подростка взрослый должен понять и именно на основе этого понимания строить свои отношения с ним.

Делова игра «Отцы и дети»

     Вывешивается таблицы с названиями конкурсов:

1.        Конкурс « За что мы любим?»

2.        Конкурс « Пойми меня».

3.        Конкурс «Волшебные слова».

4.        Конкурс «Ты - чудо».

5.        Конкурс « Паутина предрассудков»

В зале висят плакаты:

« Нынешняя молодежь привыкла к роскоши. Она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших. Дети спорят с родителями, жадно глотают еду и изводят учителя»

« Как грубо ошибаются многие, даже лучшие из отцов, которые почитают необходимым разделять себя с детьми строгостью, суровостью, недоступной важностью! Они думают этим возбудить к себе уважение, и в самом деле возбуждают его, но уважение холодное, боязливое, трепетное, и тем отвращают от себя, их и невольно приучают к скрытности и лживости».

Ведущий1.Добрый день, дорогие друзья! Мы сегодня посвящаем нашу игру проблеме всех времен и народов…

Ведущий2. Проблеме отцов и детей. Эта проблема жизни всех государств. Проблема одна из древнейших на земле. Ведь еще Сократ, живший в 5 веке до н. э. говорил об этой проблеме.

Ведущий 1. И мы собрались сегодня для того, чтобы попытаться найти ответ на вопросы:

Разрешим ли конфликт между отцами и детьми? Отчего возникают конфликты? Кто виноват в том, что мы часто попадаем в ловушки семейного общения?

Ведущий 2. В зале присутствуют…

Ведущий 1.Заинтересованные взрослые…

Ведущий 2. Дети…

Ведущий 1. Педагоги…

Ведущий.  По окончании нашей деловой игры участников ждет приятный сюрприз.

От всех присутствующих требуется поддержка и искреннее участие каждого.

Итак, наша деловая игра называется « Отцы и дети». Просим команды занять свои места. Слева - команда отцов, справа – команда  детей. Поприветствуем всех.

Первый конкурс называется « За что мы любим?». Вступая во взаимодействие с окружающими, мы обычно обнаруживаем, что они нравятся нам или нет. Но родительская или сыновья любовь-  это дело другое! Давайте попробуем определить, какие качества в родителях и детях мы ценим, принимаем. Задание будем выполнять письменно. Возьмите лист бумаги и укажите, сколько сможете, качеств, которые вам особенно нравятся в родителях или детях.

Для зрителей звучит музыка.

Ваше время вышло. Теперь, пожалуйста, по очереди прочитайте вашу характеристику.

 Следующий конкурс называется « Пойми меня». Каждой команде дается текст на русском языке, но один вариант на молодежном жаргоне, а другой - на общепринятом литературном языке. Команда родителей переводит свой текст на жаргон, а дети - на литературный язык.

Одним из основных коммуникативных умений, которыми должны овладеть отцы и дети является умение говорить «волшебные слова». Сегодня мы должны вспомнить эти «волшебные» слова и выражения.

У каждого члена команды по 5 цветных карточек. У отцов - красные, у детей желтые. Ваша задача в течение 1 минуты обменяться «волшебными» словами друг с другом. За каждое «волшебное» слово вы получаете карточку от того, кому вы его говорите. Повторов быть не должно. Если к вам подошел человек и сказал слово, которое вам уже говорили, жетон ему давать не следует. Получивший большее количество карточек станет победителем конкурса и принесет очко своей команде.

Еще Рабле подметил: « каждый человек стоит ровно столько, во сколько он себя оценивает. Следующий наш конкурс называется « Ты  - чудо».

Ваша задача - ответить гениальному Рабле. Поэтому вам предлагается составить хвалебную оду сопернику, т.е. «отцу» или « ребенку». Она должна состоять не менее чем из 10 пунктов и восхвалять качества родителя и качества ребенка. Например: «Она прекрасная мать! Она зеркало, в котором нашел отображение ее ребенок. Она интересная женщина».

На предложенных листах бумаги команды пишут оду.

Задания командам: для человека, представляющего отца или ребенка, рассказать анекдот или высказывать мысль, основанные на отрицательных стереотипах и предрассудках. После каждого негативного высказывания ведущий обматывает участника веревкой, как бы опутывая его «паутиной» предрассудков до тех пор, пока то не сможет пошевелиться. Например, отцу: «Шнурки в стакане, теперь не оттянуться по полной программе».

Сыну: «Лоботряс!»

Отцу: «Ты меня не понимаешь и не хочешь понять!»

Сыну: « Ты же лодырь!»

А сейчас возьмем интервью у обеих сторон.

Отцу: « какие у вас были чувства?»

Сыну: « вы бы хотели оказаться в роли такого сына?»

Американский психолог Джеймс Добсон предлагает три «формулы» в помощь родителям подростков.

1 формула: « держать на открытой ладони».

2 формула: «Будьте рядом, но не вмешивайтесь».

3 формула: Если любишь кого, отпусти его. Если не вернется он к тебе, то он никогда твоим не был.

И еще одна мудрость: « характер ребенка-это слепок с характера родителей, он развивается в ответ на их характер». Так сказал Эрих Фромм.

А Лев Толстой говорил: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.»

Сегодня мы с вами увидели, что можно предпринимать родителям и детям для того, чтобы они лучше могли понять друг друга.

В заключении запомните, что семья-это единое целое. Поэтому давайте не будем противопоставлять друг другу «отцов и детей» и поблагодарим команды за интересную игру. Спасибо всем.

Диспут для старшеклассников

«Проблема отцов и детей в современном обществе»

Цель: помочь детям научиться избегать конфликтных ситуаций. В общении с родителями.

Ход диспута.

Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы с вами собрались поговорить и поспорить над проблемой, на которую не может найти ответа человечество, это- проблема отцов и детей. Я не зря сказала, что эта проблема человечества, но все-таки в чем она заключается, а может она сегодня уже не актуальна? Разрешим ли конфликт между отцами и детьми? Отчего возникают конфликты? Давайте поразмышляем над этими вопросами.

Тренинг « Семейные трудности»

Участники диспута объединяются по парам.

В течение 5 минут вы должны перечислить основные затруднения, с которыми сталкиваются родители и дети. в число этих затруднений вы можете включать все, что, на наш взгляд, мешает нормальной семейной жизни. Перечень семейных затруднений записывайте в столбик. Справа нужно оставить немного места для того, чтобы рядом с каждым затруднением можно было поставить балл от 1 до 10, по степени значимости, по вашему мнению.

На втором этапе, после озвучивания поблеем, составляется общая шкала затруднений, на ватмане записываются только те проблемы, которые получили большее количество баллов.

В результате этого упражнения, мы очертили круг проблем, из-за которых нарушается мир в нашей семье.

- как вы думаете, как решать эти проблемы?

- Можно решить проблему поколений?

-Какие вопросы сложно решать детям и родителям?

Какова роль семьи в развитии ребенка?

А сейчас давайте разыграем ситуацию. Мы поделимся на две группы.

Первая группа - сторонники семейного образа жизни. Их задача убедить своего партнера в том, что без семьи человек не может быть счастливым, здоровым. Он не сможет нормально трудиться и выполнять свои гражданские обязанности, такие люди чаще болеют и совершают преступлению. Чтобы убедить, нужны не только слова, но и серьезные доводы, и аргументы, в том числе на примере своей семьи.

Вторая группа- сторонники одинокого образа жизни. Их задача, отвечая на все доводы и аргументы сторонников семейной жизни, отстоять свою точку зрения. Им также нужны определенные доводы, чтобы их могли выслушать и согласиться, если эти аргументы будут убедительными. Время выполнения 10- 15 минут, затем роли меняются.

После этого обсуждаются те аргументы, которые проводились за семью и против, ведущий записывает их на ватмане под заголовками «за» и «против». На основе записей делается вывод о необходимости семьи и об огромной роли семьи в современном обществе.

В конце нашей встречи давайте выработаем основной «Свод законов отцов и детей. Какие это могут правила? Я надеюсь, что принятые правила будут правилами в каждой семье.

В конце встречи подводятся итоги.

1.Что нового я сегодня узнал?

2.Чем мне помог сегодняшний  разговор?

3. Что мне понравилось, а что нет?

Ролевая игра «Конфликт с подростком и способы его преодоления»

Цели: осознание родителем собственного стиля взаимодействия со свом подростком, получение обратной связи; выработка новых моделей поведения в конфликтных ситуациях при общении с подростком; осознание барьеров, которые мешают лучше понимать подростка.

В игре, которую мы предлагаем для примера, принимают участие 3 активных и 3 подыгрывающих игрока. Ролевые ситуации разыгрываются в парах.

Пример ролевой ситуаций. Ваш подросток учится в 10 классе. Вас вызвали в школу. Классный руководитель вашего сына (дочери) сообщила вам, что ваш сын (дочь) уже неоднократно прогуливает уроки. Выслушав учителя, вы идете домой.

Задача - получить овеет у сына (дочери): правда ли, что ваш сын (дочь) прогуливает уроки, в чем причина?

Внутренняя позиция родителя:

  1. У вас очень плохое настроение. Вы поругались с коллегой на работе. Ваши отношения с сыном (дочерью) накалилась  предела А тут еще эта проблема… Вы приходите домой. Встречаете вашего подростка дома. Вы говорите…
  2. у вас доверительные отношения с вашим подростком. Вы очень хотите понять, что происходит с сыном (дочерью). Вы приходите домой. Встречаете вашего подростка дома. Вы говорите…
  3. С недавнего времени вы тоже подозревали неладное. Вас настораживало подавленное настроение сына (дочери) и не нравились его (ее) новые друзья. Вы приходите домой. Встречаете вашего подростка. Вы говорите…

Внутренняя позиция подростка:

  1. у вас доверительные отношения с родителями. Уроки ты, действительно, прогулял, но на то были уважительные причины. Ты уверен в себе и знаешь, что прогулы не отразятся на твоей успеваемости.
  2. Уроки ты погулял. Но сейчас ты спешишь на встречу с твоими друзьями, уже опаздываешь. Тебе дорога каждая минута, разговаривать ты не хочешь.
  3. Уроки ты прогулял. Но сейчас у тебя подавленное настроение, и ничего не хочется делать. Ты не говоришь ни «да», ни «нет».
  4. у тебя доверительные отношения с родителями. Уроки ты прогулял. Но из-за страха тебе очень сложно признаться родителям.

 Правила обратной связи:

  1. Говори то, что чувствуешь.
  2. Не оценивай.
  3. Говори факты.
  4. Слушай внимательно
  5. Не оправдывайся
  6. Запрашивай дополнительную информацию.

При обсуждении можно обратить внимание родителей на следующие вопросы:

О методах поведения в ситуациях предъявления требований.

Ситуации предъявления требований.

  1. Необвинительные описание ситуации, поведения другого человека.
  2. Проговаривание своих чувств на это поведение или ситуацию.
  3. Проговаривание своего требования, что бы вы желали» Мне бы хотелось», « Я бы предпочел
  4. Формула
  5. « Когда Вы…, я чувствую…, потому что,  почему поведение составляет проблему или как действует на Вас), и я бы хотел…»
  6. Так же возможно рассмотрение вопросов о стили межличностного общения между родителем и ребенком, используя теорию транзактного анализа Э. Берна.

Основой построения стиля общения «взрослый- взрослый» являются искренность и восприятие подростка как взрослого, стремление совместно с ним действовать, узнавать, открывать.

Обсудить вопросы о том, как родители понимают, принимают и признают подростка.

Понимание- умение видеть сына (дочь) « изнутри». Смотреть на мир одновременно с двух точек зрения - своей собственной и подростка, видеть побудительные мотивы, движущие им.

Принятие означает безусловное положительное отношение к подростку. Оно означает: Я отношусь к тебе хорошо независимо от того, справился ты с этим заданием или нет».

Признание уникальности подростка-признание его права голоса и выбора в тех или иных ситуациях.

Обсудить способы, которые помогут родителям установить доверительные отношения со своим сыном

- обращаться по имени;

-не начинать с критики;

-использовать «Я»- высказывания.

Анкета для родителей

      Уважаемые родители! Вам предлагается ответить на вопросы анкеты, предлагаемые ниже. Очень надеемся, что на основании ваших ответов мы сможем оказать вам педагогическую поддержку в воспитании ваших детей. Пожалуйста, обведите нужный вариант ответа или допишите свой.

       1.Считаете ли вы свои знания о воспитании детей достаточными?

–да; - нет; - вполне;

      2.Из каких источников вы получаете информацию о воспитании?

– СМИ (радио, ТВ, газеты)

- специальные книги по педагогике и психологии;

- беседы с друзьями и знакомыми;

-беседы со специалистами;

-др.__________________________________________________

3. Назовите самую важную, наш взгляд, проблему в воспитании своего ребенка:

- взаимное непонимание детей и взрослых;

- успеваемость;

- непослушание;

-бездуховность;

- лень;

-половое воспитание;

- др.____________________________________________________

4.Что бы вы хотели изменить в ваших отношениях с ребенком?



5.Что препятствует тому, чтобы вы могли решить вашу проблему?

__________________________________________________________

   6. С кем вы говорили о вашей проблеме?_______________________

   7. В чьей помощи вы нуждаетесь наиболее остро?

- психолога;

-педагога;

- врача;

- юриста;

-др._______________________________________________________

8. Как вы считаете, кто оказывает большее влияние на ребенка –

семья или школа.

- безусловно, семья;

- в большой мере семья;

- в равной степени и семья, и школа;

- школа, так как там ребенок проводит много времени;

-учреждение дополнительного образования;

-СМИ

- все вместе;

-др._______________________________________________________

9. В какой форме образовательное учреждение могло бы помочь

в  решении ваших проблем?

- лекциями о воспитании;

- специальными практическими занятиями;

-информацией об особенностях развития вашего ребенка;

- информацией о том, что можно почитать по интересующей вас

проблеме.

10.Сколько бы вы могли уделить времени для повышения своей

психолого-педагогической компетентности, если для вас в нашем

образовательном учреждении будут организованы специальные занятия?

- не более одного часа в неделю;

-примерно пару часов в месяц;

- затрудняюсь ответить.

11.Сообщите, пожалуйста, некоторые данные о своей семье.

Ваш возраст ________________   лет

Ваше образование____________________________________________

Занятие в тренинговом  режиме

«Быть уверенным - это здорово!»

                  Цель занятия: познакомить подростков с признаками, характерными для агрессивного, уверенного и неуверенного в себе человека; сформировать чувство уверенности; отработать навыки уверенного поведения.

Ход занятия

                        1. Психогимнастика: Меня зовут…» и « Я люблю себя за то, что…»

Создание среди подростков рабочей атмосферы.

Упражнение проводится по кругу.

Добрый день. Мы начинаем с вами занятие. Давайте сейчас немного разомнемся и проделаем такое упражнение: нужно будет каждому поочередно говорить две фразы: « Меня зовут…» и «Я люблю себя за то, что сегодня утром сделал зарядку» и т. д. по кругу.

Ролевая игра «Я могу быть разным»

Цель: через проигрывание ситуации определить, что может чувствовать и как себя ведет подросток, когда он находится в ролях: уверенного, неуверенного или агрессивного человека.

Материалы: карточки с надписями: уверенный; неуверенный; агрессивный. Карточки с ситуациями.

Ролевая игра « Я могу быть разным»

Через проигрывание ситуации определить, что может чувствовать и как себя ведет подросток, когда он находится в ролях: уверенного, неуверенного или агрессивного человека.

Ситуация № 1. Ты не выучил урок, и тебя вызывают к доске.

Ситуация № 2. Ты  хочешь сегодня подольше погулять, а нужно разрешение родителей.

Ситуация № 3. Твой младший брат играет на компьютере, а тебе срочно надо на нем заниматься.

Ситуация № 4 Тебе первый раз предлагают выпить. А тебе не хочется.

Ситуация № 5 Тебе  нравится (девушка), и он (она) предлагает тебе покурить « травку», а это тебе надо.

 Упражнение « Помоги Другу»

Цель: отработка навыков уверенного поведения.

Ребята, представьте, что вы работаете на популярном молодежном радио, и вам позвонил подросток проблемой, что он очень   не уверенный, и просит у вас помощи и поддержки.  Чтобы вы ему пожелали? Сейчас вам предстоит записать на листочках бумаги одной фразой свои пожелания неуверенному подростку.

Заключительный круг.  « Важное»

         Теперь давайте по кругу скажем, что на этом занятии было самым важным для вас,   что понравилось, а что не понравилось. Каждый может говорить минуту или просто сказать несколько слов.

«Прощание»

Цель: создание положительного эмоционального впечатления от занятия, придание завершенности.

У нас у всех есть свои желания, которые обязательно должны сбыться. Давайте сейчас каждый про себя загадает свое желание, затем одновременно все поднимем руки вверх со словами

«До свидания - МЫ»

Заключение

В работе с трудными детьми и их семьями очень эффективны совместные занятия. Они учат строить свою деятельность, налаживать отношение с родителями, вступать в  коллективные отношения со взрослыми. Особенно ценными представляются совместные тренинги, деловые семинары детей и родителей.

В данной программе отображены особенности работы с трудными детьми. В  работе с трудными детьми можно сделать следующие выводы:

1. Следует бережно, с пониманием относиться к внутреннему миру подростка, его переживаниям, увлечениям. Нужно уметь выслушать подростка, согласиться с ним, если он прав, переубедить, если ошибается. Требования, предъявляемые подростку, должны быть разумно аргументированы.

2.Родителям необходимо знать основные тенденции развития подростка, индивидуальные особенности своего ребенка поможет родителям найти средства и методы конкретного воздействия.

Следует помнить, что каждый подросток- личность, складывающаяся под воздействием множества факторов, чтобы понять взаимоотношения старшеклассника с родителями, необходимо знать, как меняются с возрастом функции этих отношений и связанные с ними представления.

Каждый, кто работает с подрастающим поколением, должен владеть психолого-педагогической помощи детям и подросткам. Особенно с детьми  и подростками «группы риска», проживающим совершенно иной путь развития. Чем их сверстников; они переносят множество травмирующих ситуаций, стрессов, насилие. Все пережитое ими в любом возрасте не проходит бесследно, влияет на психическое развитие ребенка.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

         1. Азаров Ю. П. Семейная педагогика. М.: Политиздат, 1982.

         2.Аверин В.А. Психология раннего детства. СПб.,2000.

         3. Бодалева А.А. популярная психология для родителей. М., 1991.

         4.Кле М. Психология подростка. М.,1991.

         5. Кузьмишина Т.  Мама всегда права. // Обруч № 5, 2007 г., стр. 12.

         6. Ларечина Е. В. Развитие эмоциональных отношений матери и ребенка. Методическое                                      пособие. / СПб., Речь, 2004 г.

         7. Лемминг Л. Семинары для родителей. // Обруч № 5, 2006 г., стр. 12.

         8. Лютова Е. К., Монина Г. Б.  Тренинг эффективного взаимодействия с детьми.              Комплексная  программа. / СПб, Речь, творческий центр «Сфера», 2008 г.

         9. Рогалева Н. А. Психологический клуб для родителей «Семь Я».

        10. Соболева А. Зачем родителям психолог. // Школьный психолог № 4, 2006 г., стр.39.

        11. Фиксель О. Телеканал для родителей. // Обруч № 2, 2007 г. стр. 13.

        12. Юзерович Г. Я., Соколова В.Н. Трудные дети: Беседы для родителей. Хабаровск, 1982.