развивающее занятие по программе "Жизненные навыки" второй год обучения

Несколько лет я успешно работаю по этой программе.

Авторы:  Уроки психологии разработаны творческим коллективом под руководством С.В.Кривцовой. Сценарии составлены  группой психологов-тренеров Д.В.Рязановой, Н.В.Дятко, В.Ю.Чал-Борю, Н.Д.Камоловой, С.В.Крюковой, Ю.В.Дрождиной, Н.Н.Бельской, Ю.С.Архиповой, Н.В.Заботкиной, С.Е.Ивановой, Е.Г.Коблик, Е.Л.Конновой.
                                        
  Цель курса «Жизненные навыки»-- развитие эмоционального интеллекта учащихся, а для этого требуется:
*создать в рамках образовательного учреждения психологически безопасное место, где чувства и потребности ребёнка будут иметь  первостепенное значение;
 *дать возможность детям пережить опыт безусловного принятия со стороны взрослого-ведущего  и научить детей позитивно воспринимать сверстников и самих себя;
 *создать возможность получения детьми нетравматического опыта самопознания и познакомить их с некоторыми законами логики чувств и навыками. Развивающими эмоциональный интеллект;
 *передать ценности уважительного и серьёзного отношения к своим и чужим чувствам.
 Задачи:
 *формулировать жизненные задачи возраста;
 *знакомить с ними детей и родителей;
 *предлагать обсудить ценности и принципы, лежащие в основе выбора «правильного» способа решения той или иной задачи, и предполагает наиболее адекватные способы решения.
Данная программа предназначена психологам системы образования и психологическим службам образовательных учреждений.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_urokov.docx17.21 КБ

Предварительный просмотр:

Что мне не нравится

Цели: дать ребенку возможность выразить свой гнев; показать различия между чувством гнева и агрессивным поведением; довести до детей мысль о том, что чувствовать гнев — это нормально, и одновременно дать способы контроля своего агрессивного поведения; научить детей распознавать возникновение чувства гнева по телесным признакам; научить детей чувствовать степень собственной рассерженности и в зависимости от этого выбирать те или иные способы совладания с гневом.

Материалы (для изготовления «мешочка гнева»): Резиновые надувные шарики (не надутые), лучше самые прочные, из толстой резины (по числу детей); крупа рисовая (из круглого риса) или перловка, или любая некрупная крупа без острых зерен, или песок (примерно по 100 гр. на ребенка); воронка для засыпания крупы в резиновые шарики (3-4 штуки на группу).

Работа   группы:

Разминка

«Что нам приходит в голову, когда мы говорим: "Мне не нравится, меня раздражает, я злюсь"?» Ведущий передает мячик (или шарик) каждому ребенку и произносит начало предложения «Мне не нравится...»(или «Я злюсь, когда...», или «Меня раздражает...»). Ребенок кидает мячик ведущему, заканчивая предложение.

Работа   по   теме   занятия

1.

  Спросите ребят, где живет их гнев. Где в их теле появляется раздражение, злость, ярость? Пусть каждый ребенок выскажется и покажет.

    Примеры высказываний детей: Игорек: «Злость у меня в зубах». Анечка: «Злость в носу». Таня: «Щеки холодные, а лоб горит!»

2.

 Скажите следующее: «Гнев, злость, раздражение испытывают все люди: и взрослые, и я, и ваши родители, и вы. Это нормально. Потому что гнев — это чувство. Оно нам зачем-то нужно. Зачем? Как вы думаете? » (Послушайте рассказы детей. Помогите им понять, что гнев защищает человека, если кто-то пытается его унизить или задевает его ценности. Напомните, что чувство гнева мобилизует силы). «Если справишься с чувством — оно пройдет. А если нет — оно захлестнет тебя. Некоторые думают, что хорошие люди не испытывают такого "плохого" чувства как гнев. Это неверно.

Есть люди, которые умеют справиться с гневом, а есть те, кто становится слугой гнева. Тогда они начинают делать плохие вещи. Агрессивно себя вести. Как это, как вы думаете?» Послушайте рассказы детей. Комментируя, разводите чувство и поведение.

3.

 Спросите ребят: «Хотите ли вы быть слугами гнева? Или попробуем научиться справляться с гневом? » .

Изобразите на доске мишень, возьмите в руки мешочек гнева и скажите, что слабый гнев — это раздражение. При этом несильно бросьте мешочек в мишень со словами: «Я слегка разозлился, когда ...». Попросите ребят вспомнить, когда они были не очень сильно раздражены. Предложите детям по очереди сделать то же, что сделали вы, вспомнив свою ситуацию.

Затем, со словами «Я разозлился сильнее, когда...», бросайте мешочек с большей силой. Попросите ребят вспомнить, когда они были раздражены больше, чем в первый раз, и бросить мешочек сильнее.

Наконец, говоря: «Я разозлился очень сильно, когда... » , бросьте мешочек изо всех сил. Можно сопровождать движение звуком на выдохе. Например, «Ха-а!» Пусть дети, говоря о своем сильном раздражении, ярости бросают мешочек, сопровождая движение звуком.

4.

 Попросите детей взять приготовленный шарик, с помощью воронки насыпать в него крупу. Критерий наполненности — готовый мешочек легко умещается в детском кулачке. Растяните конец шарика и завяжите его узлом. Теперь каждый из детей может проделать предыдущее упражнение со своим шариком. Скажите детям, что они могут дома усмирять свой гнев с помощью волшебного шарика. Для этого можно сделать мишень из листа картона и повесить ее на стену, договорившись об этом с родителями. Предупредите детей, что мешочком можно бить только мишень. Желательно убрать бьющиеся предметы, которые находятся поблизости.

Скажите детям, что мешочек можно мять в руке, когда они раздражены. Его легко носить с собой везде.

Заключительное   обсуждение