Социализация. Проект "Модель идеальной семьи"

Помощь детям в создании собственной семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx65.1 КБ

Предварительный просмотр:

                                                        Проект: «Модель идеальной семьи»

Проблема:                                                          

Одним из необходимых условий социализации подростков, успешности их в самостоятельной жизни является формирование семейных установок, готовности к созданию собственной семьи.                            

Воспитанники детского дома - дети из неблагополучных семей. Алкоголизм родителей, жестокое отношение к детям в семье, пренебрежение их потребностями и интересами, недееспособность, нарушение законов, отбывание наказания в местах заключения, преждевременная смерть - эти и другие причины, в одних случаях, деструктурировали позитивную модель семьи в сознании детей, в других случаях, заложили асоциальную модель семьи (по примеру и опыту первичной семьи).

Анализ судеб выпускников детских домов показывает, что они имеют низкий уровень образования, социальных связей, а отсюда среди них большой процент преступности, бездомности, проституции, подростковой беременности, безработицы, бедности.  

Семья - древнейшее устройство на земле, но сегодня она в опасности. Можно ли в сознание воспитанников детского дома заложить позитивную модель семьи, сделать её одной из целей и способствовать достижению?

        

Тема: «Модель идеальной семьи»

Сроки: 6 месяцев

Масштаб:

-КГОКУ «Детский дом г. Большой Камень»

-воспитанники детского дома, Возраст 12-17 лет.

Миссия: заложить в сознание воспитанников правильную модель семьи, сделать её самоцелью.

Цель: Создание модели идеальной семьи.

                                           План-программа проекта

       Начальный этап:                  

тема

задачи

формы работы

сроки

Семейные установки

1.Выявить семейные установки.

2.Определить уровень мотивации на создание семьи.

1.Анкетирование №1.

2.Рисуночный тест «Семейный портрет будущей семьи».

декабрь

Основной этап:                                                                                        

тема

задачи

формы работы

сроки

1.Что такое семья?

а) мотивы вступления в брак

б) брак и его основы

в) дети в становлении семьи

г) подготовка к браку

Формировать представление о семье, её функциях, значении в жизни каждого человека.

Урок №1 «Что такое семья? Зачем люди женятся и выходят замуж?»

Урок №2 «Как люди связаны в семье?»

Урок №3 «Отдельный разговор о детях»

Урок №4 «Как подготовиться к семейной жизни?»

январь

2.Духовность семьи

а) что такое духовность

б) духовное знание о семье

Показать ценность духовного знания в создании и укреплении семьи.

Урок №5 «Секрет семейного счастья»

январь

                                                                                                           

3.Физическое и психологическое здоровье семьи      а) психологический климат в семье

б) физическое здоровье членов семьи

в) досуг семьи

1.Определить условия благополучного психологического пространства в семье

2.Расширить знания об отдыхе и увлечениях как об источнике новых впечатлений и освежения для семьи.

1.Тренинг «Моё «я» в моей будущей семье» (терапия семейных отношений в первичной семье).

2. Оформление альбома «Счастливая семья».

3.Рисование на заданные темы: «Любовь», «Доброта», «Уважение», «Нежность», «Друг семьи», «Прогулка», «У камина», «На пляже», «Театр», «В бассейне», «Путешествие».

февраль

4.Нравственность семьи

а) идейные ценности семьи

б) опасности для семьи в современном мире и последствия нарушения семейных отношений

Рассмотреть нравственные основы как фундамент семьи.

1.Интерьвью у сотрудников детского дома и учителей школы «Что вы цените в своей семье?»

2.Анализ журнальных статей на семейные темы. Написание отклика.

3.Оформление плакатов «Семья в опасности».

4.Компьютерная игра «Sims» (создание семьи)

5.Рисование на заданные темы: «Дружба», «Верность», «Мир», «Честность»

март

5.Интеллектуаль-ность семьи. Творчество.  

а) расширение кругозора в повседневной жизни

б) значение организованного обучения (детский сад, школа, дополнительное обучение)

Выделить средства раскрытия интеллектуального и творческого потенциала семьи.

Сюжетно-ролевая игра «Развиваем свой ум»

апрель

6.Экономика семьи

а) домашний труд

б) профессия

в) материальные потребности и возможности

Помочь увидеть ответственность за материальное проживание и благосостояние семьи.

Урок №6 «Как ведётся домашнее хозяйство?»

Урок №7 «Зачем говорить о профессии?»

апрель

Заключительный этап:                                                                    

тема

задачи

формы работы

сроки

1.Идеальная семья

а) духовность

б) нравственность

в) забота о физическом и психологическом здоровье

г) интеллектуальность, творчество

д) хозяйственность, способность к материальному самообеспечению  

Соединить воедино основные критерии идеальной семьи.

Презентация «Модель идеальной семьи» (диск)

май

2.Семейные установки

Выявить изменения в семейных установках.

Определить модель семьи каждого из участников.

1.Анкетирование №2

2.Коллаж «Моя будущая семья».

май

Анкета «Семейные установки»

1.Закончи фразу: семья - это …                                                                                                                                                                                            

2.Хочешь ли ты в будущем создать свою семью?                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

3.Как ты считаешь, в каком возрасте лучше создать семью?        

4.Для чего люди создают семью?                    

5.Что ты считаешь главным в семейной жизни?

                      6.Хочешь ли ты, чтоб в твоей семье были дети?

                              7.Что ты можешь пожелать своим будущим детям?

                                 8.Что нужно для создания семьи?

                                                       Уроки на семейные темы:

Урок 1. Тема:  «ЧТО ТАКОЕ СЕМЬЯ? ЗАЧЕМ ЛЮДИ ЖЕНЯТСЯ И ВЫХОДЯТ ЗАМУЖ?»                                                                                                                                   

Задача: ФОРМИРОВАТЬ ВЕРНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ  О СЕМЬЕ, ЕЁ ФУНКЦИЯХ.    

                                                         Содержание.

Вводная часть:                                                                                                                          

Упражнение  «Закончи фразу»…»

Психолог: - ПРЕДЛАГАЮ ЗАКОНЧИТЬ ФРАЗУ «СЕМЬЯ-ЭТО…»

Рефлексия:  - ЧТО ВЫ ЧУВСТВОВАЛИ, КОГДА ОТВЕЧАЛИ? ТРУДНО БЫЛО ОТВЕЧАТЬ? ЛЕГКО? ПОЧЕМУ?        

Основная часть:                                                                                                                                                                                                                        Информационный блок.                                                                                                                          

Психолог: - СЕМЬЯ - ДРЕВНЕЙШЕЕ УСТРОЙСТВО  НА ЗЕМЛЕ. ОНА ЗАНИМАЕТ ВАЖНОЕ МЕСТО В ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ.

      СУЩЕСТВУЕТ ВЫРАЖЕНИЕ «СЕМЬЯ - ЯЧЕЙКА ОБЩЕСТВА». ЕЩЁ ВАЖНО И НУЖНО СКАЗАТЬ, ЧТО СЕМЬЯ - ЭТО СОЮЗ, В НАЧАЛЕ МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ, А ПОТОМ МУЖЧИНЫ, ЖЕНЩИНЫ И РОДИВШИХСЯ У НИХ ДЕТЕЙ.

     ВО МНОГИХ СТРАНАХ СЕМЬЯ, КАК ПРАВИЛО, СОСТОИТ ИЗ ОТЦА, МАТЕРИ И ДЕТЕЙ.

     ЕСТЬ ЛИ ПРИЧИНЫ, ПО КОТОРЫМ СТОИЛО БЫ СОЗДАВАТЬ СЕМЬЮ? ДА. ВОТ ЧТО ОБ ЭТОМ ПИШУТ НАШИ ВОСПИТАННИКИ (на основе АНКЕТЫ):            

«ЧТОБЫ ПРОДОЛЖИТЬ РОД ЛЮДСКОЙ»,

«ЧТОБЫ СОЗДАТЬ ПОТОМСТВО»,                                                                  

 «ЧТОБЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО РАЗМНОЖАЛОСЬ»,

«ЧТОБЫ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМИ»,

«ЧТОБЫ ВОСПИТЫВАТЬ РЕБЁНКА»,

«ЧТОБЫ НЕ ЖИТЬ В ОДИНОЧЕСТВЕ И СКУКОТЕ»,

«ЧТОБЫ ЛЮБИТЬ ДЕТЕЙ СВОИХ, ДЕЛАТЬ ЧТО-ТО ХОРОШЕЕ ДЛЯ СВОЕЙ СЕМЬИ И БЫТЬ ЛЮБЯЩИМ ОТЦОМ».

«ЧТОБЫ ЛЮБИТЬ И БЫТЬ ЛЮБИМЫМ»,

«ЧТОБЫ БЫЛО С КЕМ ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМИ ЧУВСТВАМИ И МЫСЛЯМИ».

Упражнение «ПРИЧИНЫ СОЗДАНИЯ СЕМЬИ»                                                                                                                   Психолог: - ПРЕДЛАГАЮ РАСПРЕДЕЛИТЬ ПРИВЕДЁННЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ В ГРАФЫ: ЛЮБОВЬ, ДРУЖБА (ПОМОЩЬ, УТЕШЕНИЕ, ЗАЩИТА), ДЕТИ, СЕКСУАЛЬНЫЕ ЖЕЛАНИЯ. (КАЖДЫЙ ПОЛУЧАЕТ БЛАНК, СОЕДИНЯЕТ СТРЕЛКАМИ «ПРИЧИНЫ» И «ВЫСКАЗЫВАНИЯ»)

ПРИЧИНЫ СОЗДАНИЯ СЕМЬИ

ВЫСКАЗЫВАНИЯ

1.ЛЮБОВЬ

2.ДРУЖБА (ПОМОЩЬ, УТЕШЕНИЕ, ЗАЩИТА)

3.ДЕТИ

4. СЕКСУАЛЬНЫЕ ЖЕЛАНИЯ

«ЧТОБЫ ПРОДОЛЖИТЬ РОД ЛЮДСКОЙ»,

«ЧТОБЫ СОЗДАТЬ ПОТОМСТВО»,                                                                     «ЧТОБЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО РАЗМНОЖАЛОСЬ»,

«ЧТОБЫ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМИ»,

«ЧТОБЫ ВОСПИТЫВАТЬ РЕБЁНКА»,

«ЧТОБЫ НЕ ЖИТЬ В ОДИНОЧЕСТВЕ И СКУКОТЕ»,

«ЧТОБЫ ЛЮБИТЬ ДЕТЕЙ СВОИХ, ДЕЛАТЬ ЧТО-ТО ХОРОШЕЕ ДЛЯ СВОЕЙ СЕМЬИ И БЫТЬ ЛЮБЯЩИМ ОТЦОМ».

«ЧТОБЫ ЛЮБИТЬ И БЫТЬ ЛЮБИМЫМ»,

«ЧТОБЫ БЫЛО С КЕМ ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМИ ЧУВСТВАМИ И МЫСЛЯМИ».

Заключительная часть:

 Упражнение «Закончи фразу…»

 Психолог: - ПРЕДЛАГАЮ ЗАКОНЧИТЬ ФРАЗЫ «ТЕПЕРЬ Я ЗНАЮ, СЕМЬЯ - ЭТО…(УСТРОЙСТВО, СОЮЗ)», «ЛЮДИ ЖЕНЯТСЯ И ВЫХОДЯТ ЗАМУЖ, ЧТОБЫ…(ЛЮБИТЬ, ДРУЖИТЬ, ИМЕТЬ ДЕТЕЙ, УДОВЛЕТВОРЯТЬ СЕКСУАЛЬНЫЕ ЖЕЛАНИЯ)  

Урок 2. Тема: «ЧЕМ ЛЮДИ СВЯЗАНЫ В СЕМЬЕ?»

Задача:  ПОКАЗАТЬ СВЯЗИ ЛЮДЕЙ В СЕМЬЕ: ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ, МАТЕРИАЛЬНУЮ, ЮРИДИЧЕСКУЮ.

                                                         Содержание.

Вводная часть:                                                                                                                          

Упражнение «Скульптура»

Психолог: - ПРЕДЛАГАЮ ОДНОМУ ЖЕЛАЮЩЕМУ ПОБЫТЬ СКУЛЬПТОРОМ, А ОСТАЛЬНЫМ - ГЛИНОЙ. АВТОРУ НУЖНО СОЗДАТЬ СКУЛЬПТУРУ СЕМЬИ И ПРИДУМАТЬ ЕЙ НАЗВАНИЕ.

Рефлексия:  - КАК КАЖДЫЙ ЧЛЕН СЕМЬИ ЧУВСТВУЕТ СЕБЯ? ПОЧЕМУ? ПОЧУВСТВОВАЛИ ЛИ ВЫ, ЧТО СВЯЗАНЫ МЕЖДУ СОБОЙ?

Вывод: ВСЕ ЧЛЕНЫ СЕМЬИ СВЯЗАНЫ МЕЖДУ СОБОЙ. МЫ СЕГОДНЯ ПОГОВОРИМ О СВЯЗЯХ МУЖА И ЖЕНЫ.

Основная часть:

Информационный блок.

Психолог: - В НАШИ ДНИ МНОГИЕ МУЖЩИНЫ И ЖЕНЩИНЫ ЖИВУТ КАК МУЖ И ЖЕНА, НЕ ОФОРМЛЯЯ СВОИ ОТНОШЕНИЯ ОФИЦИАЛЬНО. СУЩЕСТВУЮТ ГРАЖДАНСКИЕ И ПРОБНЫЕ БРАКИ. БЫВАЕТ ТАК, ЧТО ОБШЕСТВО ПРИЗНАЁТ ТАКОЙ СОЮЗ, НО ОН НЕ ЗАКОННЫЙ.

     БРАК - ЭТО СОЮЗ ОДНОГО МУЖА И ОДНОЙ ЖЕНЫ, И БЫЛО БЫ ПРАВИЛЬНО ИМЕТЬ НАСТРОЙ СОХРАНИТЬ ЭТОТ СОЮЗ НА ВСЮ ЖИЗНЬ, А В СВОЁ ВРЕМЯ ЕГО НЕОБХОДИМО ДОЛЖНЫМ ОБРАЗОМ ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬ. СУЩЕСТВУЕТ КОДЕКС О БРАКЕ И СЕМЬЕ РФ. НА ОСНОВАНИИ  КОДЕКСА И ПРОИСХОДИТ РЕГИСТРАЦИЯ БРАКА. ЭТО ЮРИДИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ МУЖА И ЖЕНЫ.      

      КРОМЕ ТОГО, ЖЕНИВШИСЬ, МУЖЩИНА И ЖЕНЩИНА ЖИВУТ ПОД ОДНОЙ КРЫШЕЙ, ЕДЯТ С ОДНОГО СТОЛА, ДЕЛЯТ ОБЩУЮ ПОСТЕЛЬ. ЭТО ГОВОРИТ О ТОМ, ЧТО ОНИ СВЯЗАНЫ МАТЕРИАЛЬНО. МУЖ И ЖЕНА ДОГОВАРИВАЮТСЯ, КТО КАКОЙ МАТЕРИАЛЬНЫЙ ВКЛАД ВНОСИТ, ПРИНИМАЯ ВО ВНИМАНИЕ  СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ, ОБРАЗОВАНИЕ, ВОЗМОЖНОСТИ ТРУДОУСТРОЙСТВА И ДРУГИЕ ФАКТОРЫ. ЭТО МАТЕРИАЛЬНАЯ СВЯЗЬ.

ЕЩЁ ОДИН ВИД СВЯЗИ МУЖА И ЖЕНЫ - ЭТО ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СВЯЗЬ. МУЖ И ЖЕНА ЛЮБЯТ ДРУГ ДРУГА И ЭТО ВЫРАЖАЕТСЯ  В УЛЫБКАХ, ЛАСКОВЫХ ПРИКОСНОВЕНИЯХ, ОБЪЯТИЯХ, В ДОБРЫХ И НЕЖНЫХ СЛОВАХ, В ЗАБОТЕ ДРУГ О ДРУГЕ, В ХОРОШИХ ПОСТУПКАХ ПО ОТНОШЕНИЮ ДРУГ К ДРУГУ, В ПОНИМАНИИ, ОБОДРЕНИИ, КОГДА ЭТО ТРЕБУЕТСЯ.

ЕЩЁ ОДИН ВИД СВЯЗИ МУЖА И ЖЕНЫ - ЭТО ИНТИМНАЯ ИЛИ СЕКСУАЛЬНАЯ СВЯЗЬ. ЛЮБЯЩИЕ ДРУГ ДРУГА МУЖ И ЖЕНА УДОВЛЕТВОРЯЮТ СЕКСУАЛЬНЫЕ ЖЕЛАНИЯ ТОЛЬКО В БРАКЕ, ТЕМ САМЫМ ОБЕРЕГАЮТ И СОХРАНЯЮТ СВОЙ БРАК.                        

 КОГДА У МУЖА И ЖЕНЫ РОЖДАЮТСЯ ДЕТИ, ОНИ ОБРЕТАЮТ ЕЩЁ ОДИН ВИД СВЯЗИ - ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ. ОТДЕЛЬНЫЙ РАЗГОВОР О ДЕТЯХ НАС ОЖИДАЕТ НА СЛЕДУЮЩЕМ УРОКЕ.

Заключительная часть:

Упражнение «Закончи фразу…»

Психолог:  - ПРЕДЛАГАЮ ЗАКОНЧИТЬ ФРАЗЫ «ЮРИДИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ - ЭТО... ( ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫЙ БРАК)», «МАТЕРИАЛЬНАЯ СВЯЗЬ - ЭТО... (СОВМЕСТНЫЙ БЮДЖЕТ, ДЕНЕЖНЫЙ ДОХОД МУЖА И ЖЕНЫ), «ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СВЯЗЬ - ЭТО... (ПОДДЕРЖКА, ПОНИМАНИЕ, ЛАСКА, ПОМОЩЬ), «СЕКСУАЛЬНАЯ СВЯЗЬ - ЭТО.... (СЕКСУАЛЬНЫЕ ЖЕЛАНИЯ В БРАКЕ).

Урок 3. Тема: «ОТДЕЛЬНЫЙ РАЗГОВОР О ДЕТЯХ».

Задача: ПОКАЗАТЬ, ЧТО ПОЯВЛЕНИЕ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ - ЭТО РАДОСТЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

                                                         Содержание.

Вводная часть:                                                                                                                          

Упражнение «Выбери картинку»

Психолог: - ПРЕДЛАГАЮ ИЗ РАЗЛОЖЕННЫХ НА ПОЛУ ИЛЛЮСТРАЦИЙ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ СЕМЕЙ ВЫБРАТЬ ВЗГЛЯДОМ ОДНУ ПОНРАВИВШУЮСЯ И ОПРЕДЕЛИТЬ, ПОЧЕМУ ТЫ ОСТАНОВИЛСЯ ИМЕННО НА НЕЙ. ПОСЛЕ ЭТОГО ПООЧЕРЁДНО МОЖНО РАССКАЗАТЬ О СВОЁМ ВЫБОРЕ. ( ПРИМЕЧАНИЕ: НА ИЛЛЮСТРАЦИЯХ СЕМЬИ С ДЕТЬМИ И БЕЗ).  

Основная часть:

Информационный блок.

Психолог: - ДЕТИ ВЫЗЫВАЮТ РАДОСТЬ, ВОСТОРГ, УМИЛЕНИЕ, ИНТЕРЕС. ПО СПРАВЕДЛИВОСТИ, РЕШАТЬ, СКОЛЬКО ДЕТЕЙ БУДЕТ В СЕМЬЕ, ДОЛЖНЫ САМИ СУПРУГИ. А ЕСЛИ У РОДИТЕЛЕЙ НЕ ХВАТАЕТ СРЕДСТВ, ЧТОБЫ КОРМИТЬ, ОДЕВАТЬ И ОБУЧАТЬ МНОГО ДЕТЕЙ? КОНЕЧНО, СУПРУГАМ НЕОБХОДИМО ЭТО УЧИТЫВАТЬ, КОГДА ОНИ РЕШАЮТ, СКОЛЬКО У НИХ БУДЕТ ДЕТЕЙ.

    НЕКОТОРЫЕ СУПРУЖЕСКИЕ ПАРЫ ПЕРЕДАЮТ ДЕТЕЙ НА ВОСПИТАНИЕ РОДСТВЕННИКАМ. ПО ПРАВДЕ ГОВОРЯ, ЭТО НЕХОРОШО. ТАКОЙ ПОДХОД  НЕ ОСВОБОЖДАЕТ РОДИТЕЛЕЙ ОТ  ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ОТНОШЕНИЮ К ДЕТЯМ.

      СУПРУГИ, КОТОРЫЕ ОТНОСЯТСЯ ОТВЕТСТВЕННО К СВОИМ ОБЯЗАННОСТЯМ, СТАРАЮТСЯ ПЛАНИРОВАТЬ ЧИСЛО ДЕТЕЙ, ЧТОБЫ БЫТЬ В СОСТОЯНИИ ЗАБОТИТЬСЯ О НИХ.

    МОГУТ ЛИ СУПРУГИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ МЕРЫ ПРЕДОХРАНЕНИЯ ОТ БЕРЕМЕННОСТИ? ЭТО ТАКЖЕ ИХ ЛИЧНОЕ ДЕЛО, И ЕСЛИ СУПРУГИ РЕШАЮТ ПРЕДОХРАНЯТЬСЯ, ТО ВЫБОР СПОСОБА ПРЕДОХРАНЕНИЯ ТОЖЕ ОСТАЁТСЯ ЗА НИМИ.                              

    «Я ПОЛЮБИЛА СВОЕГО МАЛЫША  С ПЕРВОГО ВЗГЛЯДА», - ГОВОРИТ ОДНА МАМА. БОЛЬШИНСТВО МАТЕРЕЙ СКАЖУТ ТО ЖЕ САМОЕ. ПО МЕРЕ ТОГО КАК ПОСЛЕ РОЖДЕНИЯ РЕБЁНКА МАТЬ ПРОВОДИТ С НИМ ВРЕМЯ, ЭТО ПРЕКРАСНОЕ ЕДИНЕНИЕ МЕЖДУ НЕЙ И МЛАДЕНЦЕМ. КОРМЛЕНИЕ ГРУДЬЮ СБЛИЖАЕТ ИХ ЕЩЁ БОЛЬШЕ. ЛАСКИ МАТЕРИ И ЕЁ РАЗГОВОРЫ ИГРАЮТ САМУЮ ВАЖНУЮ РОЛЬ В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ МАЛЫША.

     НО КАК ВЕСТИ СЕБЯ ОТЦУ? ЕМУ ТОЖЕ НУЖНО СБЛИЖАТЬСЯ С  НОВОРОЖДЕННЫМ И СОХРАНЯТЬ ЭТУ БЛИЗОСТЬ.

     ТЕПЕРЬ МУЖ И ЖЕНА, СТАВ РОДИТЕЛЯМИ, УДЕЛЯЮТ МНОГО ВРЕМЕНИ И СИЛ СВОЕМУ РЕБЁНКУ. ОНИ КОРМЯТ ЕГО, ОДЕВАЮТ, ОБЩАЮТСЯ С НИМ, ИГРАЮТ, ЧИТАЮТ КНИЖКИ, ГУЛЯЮТ НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ, ОБУЧАЮТ ПОЛЕЗНОМУ, ЗАЩИЩАЮТ ОТ ОПАСНЫХ СИТУАЦИЙ. ЭТО И ОТВЕТСТВЕННЫЙ И РАДОСТНЫЙ ТРУД. ЕСЛИ ОН СОВЕРШАЕТСЯ, ДЕТИ РАСТУТ ЗДОРОВЫМИ, ДОБРЫМИ, УМНЫМИ И СЧАСТЛИВЫМИ.

Заключительная часть:

Упражнение «Закончи фразу…»

Психолог:  - ПРЕДЛАГАЮ ЗАКОНЧИТЬ ФРАЗУ «ДЕТИ В СЕМЬЕ... ( РАДОСТЬ, ПЛАНИРУЮТСЯ, ТРЕБУЮТ ВРЕМЕНИ И СИЛ, НУЖДАЮТСЯ В ЛАСКЕ, ВНИМАНИИ, ОБУЧЕНИИ, РАСТУТ, ВОСПИТЫВАЮТСЯ, СЧАСТЛИВЫ И ДР.).

Урок 4. Тема: «КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ?»

Задача: ПОКАЗАТЬ ЗНАЧИМОСТЬ ПОДГОТОВКИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ.

                                                         Содержание.

Вводная часть:                                                                                                                          

Упражнение «Сколько стоит дом построить?»

Психолог: -  ПРЕДЛАГАЮ СДЕЛАТЬ ЗАРИСОВКУ ДОМА И ОПРЕДЕЛИТЬ, ЧТО НУЖНО ДЛЯ ЕГО СТРОИТЕЛЬСТВА И ПОДДЕРЖАНИЯ В ХОРОШЕМ СОСТОЯНИИ (СЛЕВА ЛИСТА - ДОМ, СПРАВА - ЗАПИСИ)

Вывод: ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ДОМА НУЖНА ТЩАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА.

Основная часть:

Информационный блок.                                                                                                                          

Психолог: - ТО, ЧТО ПРИМЕНИМО К СТРОИТЕЛЬСТВУ ДОМА, ОТНОСИТСЯ И К СОЗДАНИЮ СЧАСТЛИВОГО БРАКА.

    ЧАСТО ЛЮДИ ГОВОРЯТ: «Я ХОЧУ ЖЕНИТЬСЯ». НО МНОГИЕ ЛИ ЗАДУМЫВАЮТСЯ О ТРУДНОСТЯХ? ТЕМ, КТО НАМЕРЕВАЕТСЯ СОЗДАТЬ СЕМЬЮ, НУЖНО РЕАЛИСТИЧНО ПОСМОТРЕТЬ НА РАДОСТИ И ТРУДНОСТИ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ.                                                                                                              

      С ЧЕГО НАЧАТЬ? ПОЗНАЙ СНАЧАЛА САМОГО СЕБЯ. ПЕРЕЧИСЛИ КАЧЕСТВА, КОТОРЫЕ БЫ ТЫ ХОТЕЛ ВИДЕТЬ В СВОЁМ СПУТНИКЕ ЖИЗНИ.  НУ А КАК ОБСТОЯТ ДЕЛА С ТВОИМИ КАЧЕСТВАМИ? КАКИЕ ПРИСУЩИЕ ТЕБЕ КАЧЕСТВА ПОМОГУТ СЧАСТЬЮ ТВОЕЙ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ? КАКИМ МУЖЕМ ИЛИ ЖЕНОЙ ТЫ СТАНЕШЬ?

     НАПРИМЕР, ЛЕГКО ЛИ ТЫ ПРИЗНАЁШЬ СВОИ ОШИБКИ И ПРИНИМАЕШЬ СОВЕТ ИЛИ ВСЕГДА ГОТОВ ОПРАВДЫВАТЬСЯ, КОГДА ТЕБЯ ПОПРАВЛЯЮТ?

      КАКОЙ ТЫ ОБЫЧНО: НЕУНЫВАЮЩИЙ, ЖИЗНЕРАДОСТНЫЙ ИЛИ ХМУРЫЙ, ЧАСТО НЕДОВОЛЬНЫЙ?

      ПОМНИ, БРАК НЕ ИЗМЕНИТ ТВОЙ ХАРАКТЕР. ЕСЛИ ТЫ ГОРД, СЛИШКОМ ЧУВСТВИТЕЛЕН ИЛИ ВСЁ ВИДИШЬ В МРАЧНОМ СВЕТЕ ЕЩЕ ДО БРАКА, ТО, СОЗДАВ СЕМЬЮ, ТЫ НЕ СТАНЕШЬ ДРУГИМ.

     НАМ ТРУДНО УВИДЕТЬ СЕБЯ СО СТОРОНЫ, НО ТЫ МОЖЕШЬ ПОПРОСИТЬ БЛИЗКОГО ДРУГА ОТКРОВЕННО ВЫСКАЗАТЬ ТЕБЕ ЗАМЕЧАНИЯ И ДАТЬ СОВЕТ. УЗНАВ, ЧТО МОЖНО В ТЕБЕ ИЗМЕНИТЬ, ПОРАБОТАЙ НАД ЭТИМ ДО ТОГО, КАК ТВЁРДО РЕШИТЬ ВСТУПИТЬ В БРАК.

     ЧТО ДАЛЬШЕ? СПРОСИ СЕБЯ: НА САМОМ ЛИ ДЕЛЕ Я ХОЧУ ВСТУПИТЬ В БРАК? ИГРАТЬ С ЧУВСТВАМИ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА, ПРОБУЖДАЯ В НЁМ НАПРАСНЫЕ ОЖИДАНИЯ, - ЭТО ЖЕСТОКО.

     ЗАТЕМ ЗАДАЙ СЕБЕ ВОПРОС: «МОГУ ЛИ Я ВСТУПИТЬ В БРАК?» ЕСЛИ ТЫ ПОЛОЖИТЕЛЬНО ОТВЕТИШЬ НА ОБА ВОПРОСА И ЕСЛИ ТВОЙ ИЗБРАННИК СОГЛАСЕН, НУЖНО ПОЗАБОТИТЬСЯ О ТОМ, ЧТОБЫ ПРОВОДИТЬ ВРЕМЯ ВМЕСТЕ, ЗАНИМАЯСЬ ЧЕМ-ТО ПОЛЕЗНЫМ. ЭТО ПОЗВОЛИТ ТЕБЕ ПОНЯТЬ, МУДРО ЛИ ВСТУПАТЬ В БРАК С ЭТИМ ЧЕЛОВЕКОМ.                                                                              

     СОВМЕСТИМОСТЬ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ТЕМ, НАСКОЛЬКО ВЫ ОБА УМЕЕТЕ ПРИСПОСАБЛИВАТЬСЯ ДРУГ К ДРУГУ. БЫЛО БЫ ХОРОШО ПОИНТЕРЕСОВАТЬСЯ: «ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА НАШИ МНЕНИЯ РАСХОДЯТСЯ? МОЖЕМ ЛИ МЫ СПОКОЙНО ОБСУДИТЬ ПРОБЛЕМУ, СОХРАНЯЯ ВЗАИМНОЕ УВАЖЕНИЕ И ДОСТОИНСТВО? ИЛИ НАШИ РАЗНОГЛАСИЯ ЧАСТО ПЕРЕРАСТАЮТ В ЖАРКИЕ СПОРЫ?»                              

       ЧТО ЕЩЁ? МУЖЧИНЕ, КОТОРЫЙ ХОЧЕТ ЖЕНИТЬСЯ, НЕОБХОДИМО БЫТЬ ГОТОВЫМ БРАТЬ НА СЕБЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. ЕСЛИ ЗДОРОВЬЕ ЕМУ ПОЗВОЛЯЕТ, ОН ДОЛЖЕН РАБОТАТЬ. ЕСЛИ ЖЕНЩИНА РЕШАЕТ ВЫЙТИ ЗАМУЖ, ОНА ПОКАЗЫВАЕТ, ЧТО ТОЖЕ СОГЛАСНА ВЗЯТЬ НА СЕБЯ СЕРЬЁЗНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ И ГОТОВА ПРОЯВЛЯТЬ КАЧЕСТВА, НЕОБХОДИМЫЕ, ЧТОБЫ ПОМОГАТЬ МУЖУ И ЗАБОТИТЬСЯ О ДОМАШНИХ.                                                                    

     ВРЕМЯ УХАЖИВАНИЯ - ЭТО НЕ ПРОСТО ПОРА РАЗВЛЕЧЕНИЙ. ВАЖНО ПРОЯВЛЯТЬ САМООБЛАДАНИЕ. ЖЕЛАНИЕ БЛИЗОСТИ МОЖЕТ БЫТЬ ОЧЕНЬ СИЛЬНЫМ, ВЕДЬ ИСПЫТЫВАТЬ ВЛЕЧЕНИЕ ЕСТЕСТВЕННО. ОДНАКО ТЕ, КТО НА САМОМ ДЕЛЕ ЛЮБЯТ ДРУГ ДРУГА, БУДУТ ИЗБЕГАТЬ ЛЮБЫХ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫЕ МОГЛИ БЫ НАНЕСТИ ВРЕД ЛЮБИМОМУ ЧЕЛОВЕКУ.                                                                      

     ПО МЕРЕ ТОГО, КАК ДЕЛО ИДЁТ К СВАДЬБЕ, НЕОБХОДИМО ОТКРОВЕННО ОБСУДИТЬ НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ: ГДЕ ВЫ БУДЕТЕ ЖИТЬ? ГДЕ БУДЕТЕ РАБОТАТЬ? ХОТИТЕ ЛИ ВЫ ИМЕТЬ ДЕТЕЙ?                      

     СВАДЬБА - ЭТО РАДОСТНЫЙ, НО ВСЕГО ЛИШЬ ОДИН ДЕНЬ, А СОЮЗ БУДЕТ ДЛИТЬСЯ ВСЮ ЖИЗНЬ. ДУМАЙТЕ НЕ О ДНЕ ВСТУПЛЕНИЯ В БРАК, А О БУДУЩЕЙ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ.

 Заключительная часть:

Упражнение «Закончи фразу…»

Психолог:  - ПРЕДЛАГАЮ ЗАКОНЧИТЬ ФРАЗУ «ПОДГОТОВИТЬСЯ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ - ЭТО ЗНАЧИТ... (ИЗМЕНИТЬ В СЕБЕ СЛАБЫЕ СТОРОНЫ, ЗНАТЬ, КАКИЕ КАЧЕСТВА ТЫ ХОЧЕШЬ ВИДЕТЬ В СПУТНИКЕ, ЛУЧШЕ УЗНАТЬ СПУТНИКА, УМЕТЬ ПРИСПОСАБЛИВАТЬСЯ К ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ, БЫТЬ ГОТОВЫМ РАБОТАТЬ И ЗАБОТИТЬСЯ, РЕШИТЬ, ГДЕ ЖИТЬ И РАБОТАТЬ)».

Урок 5. Тема: «СЕКРЕТ СЕМЕЙНОГО СЧАСТЬЯ».

Задача: ПОКАЗАТЬ ДУХОВНОЕ ЗНАНИЕ О СЕМЬЕ.

                                                                  Содержание.

Вводная часть:                                                        

Упражнение «Инструкция к прибору»

Психолог:  - ПРЕДЛАГАЮ ПОДУМАТЬ, ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА ИНСТРУКЦИЯ К ПРИБОРУ, ЗАЧЕМ ЗАВОД-ИЗГОТОВИТЕЛЬ ВЫПУСКАЕТ ЕЁ ВМЕСТЕ С ПРИБОРОМ.

Вывод: ИНСТРУКЦИЯ ПОЗВОЛЯЕТ УСТРАНЯТЬ НЕПОЛАДКУ, ПОЛОМКУ. А КАК БЫТЬ СЕМЬЕ, ЕСЛИ ЧТО-ТО НЕ ЛАДИТСЯ? ГДЕ НАЙТИ ИНСТРУКЦИЮ?

Основная часть:

Информационный блок.    

Психолог:  - СОВЕТЫ О ТОМ, КАК ДОСТИЧЬ В СЕМЬЕ СЧАСТЬЯ В БЕСКОНЕЧНОМ ПОТОКЕ ЗАПИСАНЫ ВО МНОГИХ КНИГАХ И ЖУРНАЛАХ. КАКОЙ ИСТОЧНИК ВЫБЕРЕТ ЧЕЛОВЕК - ЭТО ЕГО ЛИЧНОЕ ДЕЛО. ОДНАКО СРЕДИ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ ИНФОРМАЦИИ О БРАКЕ И СЕМЬЕ ЕСТЬ ОСОБАЯ, ОНА СОДЕРЖИТСЯ В БИБЛИИ, ЯВЛЯЕТСЯ ДУХОВНЫМ ЗНАНИЕМ И СЧИТАЕТСЯ ОТ БОГА. ЕСЛИ СЧИТАТЬ, ЧТО БОГ - СОЗДАТЕЛЬ, ТО БИБЛИЯ - ИНСТРУКЦИЯ, ИЗУЧИВ КОТОРУЮ МОЖНО УЛУЧШИТЬ ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ.

  1. В БИБЛИИ ГОВОРИТСЯ, ЧТО БОГ ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВАТЕЛЕМ БРАКА. МАТФЕЯ 19:5,6: ... «ПОЭТОМУ МУЖЧИНА ОСТАВИТ ОТЦА И МАТЬ И ПРИЛЕПИТСЯ К СВОЕЙ ЖЕНЕ..., ТАК ЧТО ИХ УЖЕ НЕ ДВОЕ, НО ОНИ - ОДНА ПЛОТЬ. ИТАК, ЧТО БОГ СОЕДИНИЛ ОДНИМ ЯРМОМ, ТО ЧЕЛОВЕК НЕ ДОЛЖЕН РАЗДЕЛЯТЬ». СЛЕДОВАТЕЛЬНО, БОГ ЖЕЛАЕТ, ЧТОБЫ У ТЕБЯ БЫЛА СЕМЬЯ.
  2. В БИБЛИИ РАССКАЗЫВАЕТСЯ О СВАДЬБЕ. ИОАННА 2:1,2: «НА ТРЕТИЙ ДЕНЬ В ГАЛИЛЕЙСКОМ ГОРОДЕ КАНА ПРОХОДИЛ СВАДЕБНЫЙ ПИР, И ТАМ БЫЛА МАТЬ ИИСУСА. ИИСУС И ЕГО УЧЕНИКИ ТОЖЕ БЫЛИ ПРИГЛАШЕНЫ НА ЭТОТ СВАДЕБНЫЙ ПИР».
  3. В БИБЛИИ ГОВОРИТСЯ О ЛЮБВИ МУЖА И ЖЕНЫ. КОЛОССЯНАМ 3:19: «МУЖЬЯ, НЕ ПЕРЕСТАВАЙТЕ ЛЮБИТЬ СВОИХ ЖЁН И НЕ БУДЬТЕ С НИМИ РЕЗКИ».
  4. В БИБЛИИ ГОВОРИТСЯ ОБ УВАЖЕНИИ МУЖА И ЖЕНЫ ДРУГ К ДРУГУ. ЭФЕССЯНАМ 5:33: «...ЖЕНЕ СЛЕДУЕТ ГЛУБОКО УВАЖАТЬ МУЖА».
  5. В БИБЛИИ ГОВОРИТСЯ О СУПРУЖЕСКОЙ ВЕРНОСТИ. ЕВРЕЯМ 13:4: «БРАК У ВСЕХ ДА ЧТИТСЯ И ЛОЖЕ ДА НЕ ОСКВЕРНЯЕТСЯ, ПОТОМУ ЧТО БОГ БУДЕТ СУДИТЬ БЛУДНИКОВ И ПРЕЛЮБОДЕЕВ».
  6. В БИБЛИИ ГОВОРИТСЯ О ЧУДЕ РОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ. ПСАЛОМ 139:14: «БУДУ ХВАЛИТЬ ТЕБЯ, ПОТОМУ ЧТО Я СОЗДАН УДИВИТЕЛЬНО...»; ОБ ОТНОШЕНИИ К АБОРТУ. ИСХОД 21:22: «ЕСЛИ МУЖЧИНЫ ВО ВРЕМЯ ДРАКИ УДАРЯТ БЕРЕМЕННУЮ ЖЕНЩИНУ И ПРЕЖДЕВРЕМЕННО РОДИТ, НО НЕ БУДЕТ СМЕРТЕЛЬНОГО ИСХОДА, ТО ВИНОВНЫЙ НЕПРЕМЕННО ДОЛЖЕН ВОЗМЕСТИТЬ УЩЕРБ, ЗАПЛАТИВ СТОЛЬКО, СКОЛЬКО ПОТРЕБУЕТ С НЕГО МУЖ ЭТОЙ ЖЕНЩИНЫ...».
  7. В БИБЛИИ ГОВОРИТСЯ О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ И ОБ ОТНОШЕНИИ ДЕТЕЙ К РОДИТЕЛЯМ. КОЛОССЯНАМ 3:20, 21: «ДЕТИ, БУДЬТЕ ПОСЛУШНЫ РОДИТЕЛЯМ ВО ВСЁМ, ПОТОМУ ЧТО ЭТО УГОДНО ГОСПОДУ. ОТЦЫ, НЕ  РАЗДРАЖАЙТЕ СВОИХ ДЕТЕЙ, ЧТОБЫ ОНИ НЕ УНЫВАЛИ», ПРИТЧИ 22:6: «НАСТАВЬ МАЛЬЧИКА НА ПРАВИЛЬНЫЙ ПУТЬ, ОН НЕ УКЛОНИТСЯ ОТ НЕГО, ДАЖЕ КОГДА СОСТАРИТСЯ».

Вывод: СЧАСТЬЕ В СЕМЬЕ ЗАВИСИТ ОТ КАЖДОГО, ЕСЛИ ЧЛЕН СЕМЬИ ПРИДЕРЖИВАЕТСЯ СОВЕТА ОСНОВАТЕЛЯ БРАКА, ТО ОН СОДЕЙСТВУЕТ СЧАСТЬЮ В СЕМЬЕ. БОГ КАК НИКТО ДРУГОЙ ЗНАЕТ, ЧТО НУЖНО ДЛЯ СЧАСТЬЯ В БРАКЕ. МНОГИЕ СЕМЬИ, ПРИМЕНЯЮЩИЕ СОВЕТЫ БОГА, ОБРЕЛИ В СЕМЬЕ СЧАСТЬЕ

Заключительная часть:

Упражнение «Закончи фразу…»

Психолог:  - ПРЕДЛАГАЮ ЗАКОНЧИТЬ ФРАЗУ «В БИБЛИИ ГОВОРИТСЯ, ЧТО ... (ПРИВЕСТИ ЗАПОМНИВШИЕСЯ О БРАКЕ И СЕМЬЕ: БОГ ОСНОВАЛ БРАК, МУЖ И ЖЕНА ДОЛЖНЫ ЛЮБИТЬ, УВАЖАТЬ ДРУГ ДРУГА, МУЖ И ЖЕНА ДОЛЖНЫ БЫТЬ ВЕРНЫМИ ДРУГ ДРУГУ, МУЖ И ЖЕНА ДОЛЖНЫ ВОСПИТЫВАТЬ ДЕТЕЙ, ДЕТИ ДОЛЖНЫ СЛУШАТЬСЯ РОДИТЕЛЕЙ).

Вывод: В ПРИМЕНЕНИИ БИБЛЕЙСКИХ СОВЕТОВ СОДЕРЖИТСЯ СЕКРЕТ СЕМЕЙНОГО СЧАСТЬЯ.

Урок 6. Тема: «КАК ВЕДЁТСЯ ДОМАШНЕЕ ХОЗЯЙСТВО».

Задача:  ПОКАЗАТЬ, ЧТО ДОМАШНИЕ ОБЯЗАННОСТИ НУЖНО ДЕЛИТЬ.

                                                                             Содержание.

Вводная часть:                                                        

Упражнение «Один вечер в семье»

Психолог:  - ПРЕДЛАГАЮ ЗАКРЫТЬ ГЛАЗА. ПРЕДСТАВИТЬ СЕМЬЮ В ВЕЧЕРНЕЕ ВРЕМЯ. ПОСТАРАТЬСЯ УВИДЕТЬ, ЧТО ДЕЛАЮТ, ЧЕМ ЗАНЯТЫ МУЖ И ЖЕНА, ДЕТИ. ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: ВЕЧЕРНЕЕ ВРЕМЯ - ВРЕМЯ УЖИНА. ЧЕМ МОГУТ БЫТЬ ЗАНЯТЫ ЧЛЕНЫ СЕМЬИ?  

Основная часть:

Информационный блок.

Психолог: - ТРАДИЦИОННО ДОМ ДЕРЖИТСЯ НА МАТЕРИ. МАТЬ ЗАБОТИТСЯ О ДЕТЯХ, УБИРАЕТ В ДОМЕ, СТИРАЕТ, ХОДИТ ЗА ПОКУПКАМИ, ГОТОВИТ.

     В НЕКОТОРЫХ МЕСТАХ ЖЕНЩИНЫ ЕЩЁ РАБОТАЮТ В ПОЛЕ, ПРОДАЮТ УРОЖАЙ НА РЫНКЕ ИЛИ КАКИМ-ЛИБО ИНЫМ СПОСОБОМ ПОПОЛНЯЮТ СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ. МНОГИЕ ЖЕНЩИНЫ РАБОТАЮТ ВНЕ ДОМА. ПОЭТОМУ ДОМАШНИМИ ДЕЛАМИ ДОЛЖНА ЗАНИМАТЬСЯ НЕ ТОЛЬКО ЖЕНЩИНА.

      РАЗВЕ ЭТО ПРАВИЛЬНО, КОГДА, ПОСЛЕ ТОГО КАК МУЖ И ЖЕНА ПРОВЕЛИ ЦЕЛЫЙ ДЕНЬ НА РАБОТЕ, ЖЕНА ОДНА ДЕЛАЕТ ВСЕ ДОМАШНИЕ ДЕЛА, А МУЖ И ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ ОТДЫХАЮТ? КОНЕЧНО, НЕТ. ПОЭТОМУ, КОГДА МАМА СОБИРАЕТСЯ ГОТОВИТЬ ОБЕД ИЛИ УЖИН, ОНА, ВЕРЯТНО, БУДЕТ ОЧЕНЬ БЛАГОДАРНА, ЕСЛИ ЕЙ ПОМОГУТ НАКРЫТЬ НА СТОЛ.

         КАЖДЫЙ В СЕМЬЕ МОЖЕТ ВЫПОЛНЯТЬ ЧАСТЬ ДОМАШНИХ ДЕЛ. ДЕТЕЙ СЛЕДУЕТ ПРИУЧАТЬ, ЧТОБЫ, ПОПОЛЬЗОВАВШИСЬ ОДЕЖДОЙ ИЛИ ИГРУШКАМИ, ОНИ КЛАЛИ ИХ НА МЕСТО. МОЖЕТ БЫТЬ, ТРЕБУЕТСЯ НЕМНОГО ВРЕМЕНИ И УСИЛИЙ, ЧТОБЫ ПО УТРАМ ПРИБИРАТЬ СВОЮ ПОСТЕЛЬ, НО ЗАТО ЭТО БОЛЬШАЯ ПОМОЩЬ ПО ДОМУ. НЕБОЛЬШОЙ ВРЕМЕННЫЙ БЕСПОРЯДОК НЕИЗБЕЖЕН, НО КАЖДЫЙ МОЖЕТ ПРИНИМАТЬ УЧАСТИЕ В ТОМ, ЧТОБЫ СОДЕРЖАТЬ ДОМ БОЛЕЕ ИЛИ МЕНЕЕ В ПОРЯДКЕ И УБИРАТЬ СО СТОЛА ПОСЛЕ ЕДЫ. ЛЕНЬ, ПОТАКАНИЕ СВОИМ ЖЕЛАНИЯМ, ПРОЯВЛЕНИЕ НЕДОВОЛЬСТВА И НЕЖЕЛАНИЕ ТРУДИТЬСЯ ПАГУБНЫ ДЛЯ КАЖДОГО. ГОТОВНОСТЬ И ЖЕЛАНИЕ ПОМОГАТЬ СОДЕЙСТВУЮТ СЧАСТЛИВОЙ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ.                                                                                                                        Заключительная часть:

Упражнение «Закончи фразу…»

Психолог: - ПРЕДЛАГАЮ ЗАКОНЧИТЬ ФРАЗУ «ДОМАШНИЕ ОБЯЗАННОСТИ... (ВОЗЛАГАЮТСЯ НА КАЖДОГО ЧЛЕНА СЕМЬИ; РАСПРЕДЕЛЯЮТСЯ МЕЖДУ ЧЛЕНАМИ СЕМЬИ, ДЕЛЯТСЯ МЕЖДУ ЧЛЕНАМИ СЕМЬИ, ВЫПОЛНЯЮТСЯ ВСЕМИ ЧЛЕНАМИ СЕМЬИ

Урок 7. Тема: «ЗАЧЕМ ГОВОРИТЬ О ПРОФЕССИИ?»

Задача: ПОКАЗАТЬ ЗНАЧИМОСТЬ ПРОФЕССИИ ДЛЯ СЕМЬИ.

                                                                             Содержание.

Вводная часть:                                                        

Упражнение «Для чего человеку нужна профессия?»

Психолог:  - ПРЕДЛАГАЮ НАЙТИ 3 ВАРИАНТА ОТВЕТОВ НА ВОПРОС «ДЛЯ ЧЕГО ЧЕЛОВЕКУ НУЖНА ПРОФЕССИЯ?»

Вывод: СРЕДИ ОТВЕТОВ ВСТРЕЧАЕТСЯ - МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, ЗАБОТА О СЕБЕ, О СВОИХ ПОТРЕБНОСТЯХ

Основная часть:

Информационный блок.

Психолог: - ПРОФЕССИЯ ПОЗВОЛЯЕТ ЧЕЛОВЕКУ ИМЕТЬ ЗАРАБОТОК, ДОХОД.

    ПРИ СОЗДАНИИ СЕМЬИ НА ЧЕЛОВЕКА ВОЗЛАГАЕТСЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЕЁ МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. ПОТРЕБНОСТЬ В МАТЕРИАЛЬНОМ УВЕЛИЧИВАЕТСЯ. НУЖНА ЖИЛАЯ ПЛОЩАДЬ БОЛЬШИХ РАЗМЕРОВ, ОНА ОПЛАЧИВАЕТСЯ, ЖИЛПЛОЩАДЬ НЕОБХОДИМО МЕБЕЛИРОВАТЬ, НЕОБХОДИМА БЫТОВАЯ ТЕХНИКА (ПЛИТА, УТЮГ, ПЫЛЕСОС И.Т.Д.). С РОЖДЕНИЕМ ДЕТЕЙ ПОТРЕБНОСТИ ВОЗРАСТАЮТ (ПИТАНИЕ РЕБЁНКА, ОДЕЖДА, КРОВАТКА, КОЛЯСКА, ИГРУШКИ И.Т.Д.).                                                                                                              ТОЛЬКО БЛАГОДАРЯ ПРОФЕССИИ МУЖ И ЖЕНА МОГУТ ОБЕСПЕЧИТЬ СЕБЕ ДОСТОЙНОЕ МАТЕРИАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ. ПОЭТОМУ ЕСТЬ СМЫСЛ ОТНЕСТИСЬ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ КАК МОЖНО СЕРЬЁЗНЕЕ.

       В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ  СУЩЕСТВУЕТ ПРОБЛЕМА БЕЗРАБОТИЦЫ. ЧЕЛОВЕКУ НАДО СТРЕМИТЬСЯ ОВЛАДЕТЬ НЕ ОДНОЙ ЕДИНСТВЕННОЙ ПРОФЕССИЕЙ, А НЕСКОЛЬКИМИ. ЭТО ПОЗВОЛИТ ПРИ «ОТМИРАНИИ ПРОФЕССИЙ» (НЕНУЖНОСТИ), ПРИ СОКРАЩЕНИИ НАЙТИ РАБОЧЕЕ МЕСТО, ПОЭТОМУ ПРОФЕССИЮ СЛЕДУЕТ ВЫБИРАТЬ С УЧЁТОМ СВОИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ, ТРЕБОВАНИЙ ПРОФЕССИЙ И РЫНКА ТРУДА, ДОСТУПНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ.

       ОДНАКО НАДО ОТМЕТИТЬ, НЕЗАВИСИМО, ГДЕ И КЕМ РАБОТАЮТ МУЖ И ЖЕНА, ОТ ВРЕМЕННЫХ МАТЕРИАЛЬНЫХ ТРУДНОСТЕЙ НЕ ЗАСТРАХОВАНА НИ ОДНА СЕМЬЯ. НУЖНА

ПРЕДУСМОТРИТЕЛЬНОСТЬ. ОНА ПОЗВОЛЯЕТ СОСТАВЛЯТЬ БЮДЖЕТ, ЗАРАНЕЕ СПЛАНИРОВАТЬ, КАК НАИЛУЧШИМ СПОСОБОМ РАСПОРЯДИТЬСЯ ИМЕЮЩИМИСЯ СРЕДСТВАМИ.

     В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ДЕНЬГИ ТРАТЯТСЯ НА ПРЕДМЕТЫ ПЕРВОЙ НЕОБХОДИМОСТИ. ЭГОИСТИЧНОЕ РАСТРАНЖИРИВАНИЕ ДЕНЕГ (АЗАРТНЫЕ ИГРЫ, СИГАРЕТЫ, БОЛЬШОЕ КОЛИЧЕСТВО АЛКОГОЛЬНЫХ НАПИТКОВ) УХУДШИТ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СЕМЬИ.

Заключительная часть:

Упражнение «Закончи фразу…»

 Психолог: - ПРЕДЛАГАЮ ЗАКОНЧИТЬ ФРАЗУ: «ПРОФЕССИЯ СЕМЬЕ НУЖНА, ЧТОБЫ... (ИМЕТЬ ДОХОД, ИМЕТЬ ЖИЛЬЁ, ИМЕТЬ МЕБЕЛЬ, БЫТОВУЮ ТЕХНИКУ, ОБЕСПЕЧИВАТЬ ДЕТЕЙ, ПОКУПАТЬ НЕОБХОДИМОЕ)».

Тренинг «Моё «я» в моей будущей семье» (терапия семейных отношений в первичной семье).

                                      Занятие №1.

                                                                  ВВОДНОЕ                                                                              

Цель: ЗНАКОМСТВО УЧАСТНИКОВ С ПРЕДПОЛАГАЕМОЙ РАБОТОЙ: ТЕМАТИКОЙ, ФОРМАМИ, МЕТОДАМИ; СОЗДАНИЕ АТМОСФЕРЫ ДОВЕРИЯ.

1.Приветствие: - ДОБРЫЙ ДЕНЬ! ПОСЛЕ ПРОВЕДЁННЫХ УРОКОВ Я ПРЕДЛАГАЮ ВАМ ПРОДОЛЖИТЬ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «СЕМЬЯ» В  ТРЕНИНГЕ. ЧЕРЕЗ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ У ВАС БУДЕТ ВОЖМОЖНОСТЬ: 1)ПОПОЛНИТЬ ЗНАНИЕ О СЕМЬЕ,

2)ПРОЯВИТЬ СВОЁ ОТНОШЕНИЕ К ПОНЯТИЮ «СЕМЬЯ»,

3)УВИДЕТЬ В СЕБЕ СПОСОБНОСТИ К СОЗДАНИЮ СОБСТВЕННОЙ СЕМЬИ.

2.Упражнение «Знакомство».

Задача: АКЦЕНТИРОВАТЬ ВНИМАНИЕ НА ЧЕРТАХ, НЕОБХОДИМЫХ В СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ; ПОБУДИТЬ К РАЗМЫШЛЕНИЮ.

Инструкция:  - НАЗОВИТЕ СВОЁ ПОЛНОЕ ИМЯ. ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА БУКВЫ, СОСТАВЛЯЮЩИЕ ВАШЕ ИМЯ. ОПРЕДЕЛИТЕ ЧЕРТЫ И КАЧЕСТВА, НЕОБХОДИМЫЕ В СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ, НАЗВАНИЯ КАКИХ ЧЕРТ И КАЧЕСТВ НАЧИНАЮТСЯ С БУКВ ИМЕНИ.

3. Упражнение «Правила».

Задача: ПОКАЗАТЬ ЗНАЧИМОСТЬ ПРАВИЛ  В ЖИЗНИ.

Инструкция:  - ПОДБЕРИТЕ ТАКИЕ ПРАВИЛА, КОТОРЫЕ БУДУТ ПОЛЕЗНЫ КАК В РАБОТЕ НАШЕЙ ГРУППЫ, ТАК И В СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ, ОБОСНУЙТЕ СВОИ ВАРИАНТЫ. (ОБРАЩАТЬСЯ ПО ИМЕНИ; СЛУШАТЬ, НЕ ПЕРЕБИВАЯ; ИЗБЕГАТЬ ОЦЕНОК; БЫТЬ АКТИВНЫМ; В ОДНО ВРЕМЯ НАЧИНАТЬ И ЗАКАНЧИВАТЬ ЗАНЯТИЕ).

4. Упражнение«Стихи, анекдоты, пословицы»

Задача: СПОСОБСТВОВАТЬ ОСОЗНАНИЮ СВОЕГО ОТНОШЕНИЯ К СЕМЬЕ.

Инструкция: - РАССКАЖИТЕ СТИХИ, АНЕКТОТЫ, ПОСЛОВИЦЫ О СЕМЬЕ. ЧТО ХОТЕЛ АВТОР ДОНЕСТИ О СЕМЬЕ ЛЮДЯМ? СОГЛАСНЫ ЛИ ВЫ С НИМ?

5.Рефлексия по результатам занятия.

- НА ЗАНЯТИИ МНЕ ПОНРАВИЛОСЬ...

- ВО ВРЕМЯ ЗАНЯТИЯ Я ПОНЯЛ (А)...

- САМЫМ ПОЛЕЗНЫМ ДЛЯ МЕНЯ БЫЛО...

6.Прощание.                  

                                                           Занятие №2.

                                             «БОЛЬ, ГРУСТЬ, ТОСКА»        

Цель: СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ОТЖИВАНИЯ НЕГАТИВНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ В ПЕРВИЧНОЙ СЕМЬЕ.

1.Приветствие:

2.Упражнение «От 0 до 5».

Задача: АКТИВИЗИРОВАТЬ ВПЕЧАТЛЕНИЯ РАННЕГО ДЕТСТВА.

Инструкция:  - ЗАКРОЙТЕ ГЛАЗА... ВСПОМНИТЕ СВОЁ ДЕТСТВО... ВАМ НЕТ ЕЩЁ 5 ЛЕТ. КАК ВЫ ВЫГЛЯДИТЕ? КАКУЮ ОДЕЖДУ ЛЮБИТЕ НОСИТЬ? КАКОГО ПРИМЕРНО РОСТА? ПОСТАРАЙТЕСЬ ВСПОМНИТЬ, ЧТО БЫЛО САМОГО НЕПРИЯТНОГО В ЭТОМ ВОЗРАСТЕ. КАКИЕ ЧУВСТВА ВЫ ИСПЫТЫВАЛИ ТОГДА? НАРИСУЙТЕ ЛЕВОЙ РУКОЙ СВОЁ ВОСПОМИНАНИЕ. НАЗОВИТЕ ЭТИ ЧУВСТВА. КОММЕНТАРИЙ: ДАТЬ ПОНЯТЬ, КАК СИЛЬНО ВЛИЯЮТ УСТАНОВКИ ВЗРОСЛЫХ НА ЧУВСТВА ДЕТЕЙ, ИЗВЛЕЧЬ УРОКИ ДЛЯ БУДУЩЕЙ ЖИЗНИ.

3. Упражнение «10 лет».

Задача: АКТИВИЗИРОВАТЬ ВОСПОМИНАНИЯ 10 ЛЕТ.

Инструкция:  - ВСПОМНИТЕ СЕБЯ В 10 ЛЕТ: КТО ИЗ ВЗРОСЛЫХ БЫЛ РЯДОМ? КАК ВАС НАЗЫВАЛИ? ЧЕМ ВЫ ЗАНИМАЛИСЬ? КАК СЕБЯ ЧУВСТВОВАЛИ?

4. Упражнение «Забывание ненужного».

Задача: ПОКАЗАТЬ ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ЗАБЫВАНИЯ НЕПРИЯТНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ.

Инструкция:  - ДЛЯ УСИЛЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПРИ ЗАБЫВАНИИ ВОЗЬМИТЕ ЛИСТ С НЕПРИЯТНЫМ ИЗОБРАЖЕНИЕМ И ПОМЕСТИТЕ В ПЛАМЯ СВЕЧИ, ЗАТЕМ ЗАКРОЙТЕ ГЛАЗА И СКАЖИТЕ О СВОЁМ НЕПРИЯТНОМ ВОСПОМИНАНИИ: Я ЗАБЫВАЮ ЭТУ КАРТИНКУ НАВСЕГДА. ОНА СГОРАЕТ В ПЛАМЕНИ СВЕЧИ, Я СЛЫШУ ПОТРЕСКИВАНИЕ ПЛАМЕНИ, ЧУВСТВУЮ ЗАПАХ, ВИЖУ, КАК КАРТИНКА СВОРАЧИВАЕТСЯ В ТРУБОЧКУ, ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ПЕПЕЛ. Я ХОЧУ УВИДЕТЬ КАРТИНКУ - НЕ МОГУ, ВИЖУ ЛИШЬ ПЕПЕЛ. ЗАБЫВАЮ ВСЁ СИЛЬНЕЕ И СИЛЬНЕЕ.

5.Рефлексия по результатам занятия.

- НА ЗАНЯТИИ Я УЗНАЛ (А)...

- ВО ВРЕМЯ ЗАНЯТИЯ МНЕ БЫЛО...

- САМЫМ ИНТЕРЕСНЫМ ДЛЯ МЕНЯ СТАЛО...

6.Прощание.

                                      Занятие №3.

       «СЧАСТЬЕ, РАДОСТЬ, ВОСТОРГ»

Цель: СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ВПЕЧАТЛЕНИЙ В СЕМЬЕ.

1.Приветствие:

2.Упражнение «От 0 до 7».

Задача: АКТИВИЗИРОВАТЬ ВПЕЧАТЛЕНИЯ ДЕТСТВА.

Инструкция:  - ЗАКРОЙТЕ ГЛАЗА... ПРЕДСТАВЬТЕ, ЧТО ВЫ ИДЁТЕ ПО ПЛАНЕТЕ СВОЕГО ДЕТСТВА. ВЫ ВИДИТЕ СЕБЯ В 7 ЛЕТ. ВСПОМНИТЕ САМОЕ ПРИЯТНОЕ, ЧТО ПОИЗОШЛО В ЭТОМ ВОЗРАСТЕ... А ТЕПЕРЬ ПОСМОТРИТЕ НА СЕБЯ В 5 ЛЕТ, В 3 ГОДА. КАКИЕ ЕЩЕ РАДОСТНЫЕ, ПРИЯТНЫЕ, СЧАСТЛИВЫЕ СОБЫТИЯ ВСПОМИНАЮТСЯ ВАМ? РАССМОТРИТЕ ИХ... ОТКРОЙТЕ ГЛАЗА. ОПИШИТЕ, ЧТО ВЫ УВИДЕЛИ.

3. Упражнение «Счастливая картинка».

Задача:  УСИЛИТЬ ЗНАЧИМОСТЬ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ВПЕЧАТЛЕНИЙ, ПОКАЗАТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ ОБРЕТЕНИЯ СЧАСТЬЯ В СЕМЬЕ.

Инструкция:  - ПОКА ЗВУЧИТ СПОКОЙНАЯ МУЗЫКА, НАРИСУЙТЕ КРАСКАМИ ИЛИ МЕЛКАМИ ТЕ ЧУВСТВА, КОТОРЫЕ ВОЗНИКЛИ У ВАС ПРИ ВОСПОМИНАНИЯХ В ПЕРВОМ УПРАЖНЕНИИ.

ВЫВОД: СЧАСТЬЕ В СЕМЬЕ ВОЗМОЖНО.

4. Упражнение  «Капуста».

Задача:  ОБОБЩИТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ТОМ, ДЛЯ ЧЕГО ЧЕЛОВЕКУ НУЖНА СЕМЬЯ.

Инструкция:  - ПРЕДСТАВЬТЕ, ЧТО ВСЕ ВАШИ ХОРОШИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ О СЕМЬЕ - ЭТО ЛИСТЬЯ КАПУСТНОГО ВИЛКА. С ПОМОЩЬЮ ЭТИХ ХОРОШИХ ВПЕЧАТЛЕНИЙ НАМ НАДО ДОБРАТЬСЯ ДО СУТИ (Т.Е ДО КОЧЕРЫЖКИ): ДЛЯ ЧЕГО ЧЕЛОВЕКУ НУЖНА СЕМЬЯ ИЛИ ЧЕМ ХОРОШО ИМЕТЬ СЕМЬЮ. НАПРИМЕР, СЕМЬЮ ХОРОШО ИМЕТЬ, ПОТОМУ, ЧТО ЭТО ИЗБАВЛЯЕТ ОТ ОДИНОЧЕСТВА; ХОРОШО НЕ БЫТЬ ОДИНОКИМ, ПОТОМУ, ЧТО ТЕБЕ МОГУТ ПОМОЧЬ В ТРУДНУЮ МИНУТУ; ХОРОШО ПОЛУЧИТЬ ПОМОЩЬ В ТРУДНУЮ МИНУТУ, ПОТОМУ, ЧТО ЭТО ПОДДЕРЖИВАЕТ...

5.Рефлексия по результатам занятия.

- НА ЗАНЯТИИ МНЕ УДАЛОСЬ...

- ВО ВРЕМЯ ЗАНЯТИЯ Я ДУМАЛ (А)...

- САМЫМ ИНТЕРЕСНЫМ ДЛЯ МЕНЯ БЫЛО...

6.Прощание.

                                             Занятие №4.

                                      «АКТИВНОСТЬ, СПЛОЧЁННОСТЬ, ДОВЕРИЕ »

Цель:  СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАСКРЫТИЯ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА, НЕОБХОДИМОГО В БУДУЩЕЙ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ.

1.Приветствие:

2.Упражнение «Пары».

 Задача: ПОКАЗАТЬ ЗНАЧИМОСТЬ АКТИВНОСТИ В СТАНОВЛЕНИИ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ.

Инструкция: - ВСТАНЬТЕ В КРУГ, МОЛЧА, НАЙДИТЕ СЕБЕ ПАРУ, ВОЗМИТЕСЬ ЗА РУКИ, ПОХОДИТЕ ВДВОЁМ. ТАКЖЕ МОЛЧА, ПАРОЙ, ОБЪЕДИНИТЕСЬ С ДРУГОЙ ПАРОЙ. ПОДВИГАЙТЕСЬ КАКОЕ-ТО ВРЕМЯ. СЯДЬТЕ.

Рефлексия:  - ЛЕГКО БЫЛО ОБЪЕДИНИТЬСЯ В ПАРУ? ТРУДНО? КАК ВЫ В ЖИЗНИ УСТАНАВЛИВАЕТЕ ОТНОШЕНИЯ?

3. Упражнение «Что нас объединяет?».

 Задача:  ПОКАЗАТЬ ЗНАЧИМОСТЬ СПЛОЧЁННОСТИ  В СТАНОВЛЕНИИ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ.

Инструкция: В ОБРАЗОВАННЫХ ГРУППАХ НАПИШИТЕ ДЕСЯТЬ ПРИЗНАКОВ, ОБЩИХ ДЛЯ ВАШЕЙ ПОДГРУППЫ.

Рефлексия:  - ЧЕМ ХОРОШО ИМЕТЬ ОБЩЕЕ В ГРУППЕ? ЧТО ОБЩЕГО МЕЖДУ СОБОЙ МОГУТ ИМЕТЬ МУЖ, ЖЕНА И ДЕТИ?

4. Упражнение «Слепой и повыдырь».

Задача:  ПОКАЗАТЬ ЗНАЧИМОСТЬ ДОВЕРИЯ, НАДЁЖНОСТИ  В СТАНОВЛЕНИИ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ.

Инструкция: -  РАССЧИТАЙТЕСЬ НА ПЕРВЫЙ- ВТОРОЙ. ПЕРВЫЕ НОМЕРА - ПОВЫДЫРИ, ВТОРЫЕ НОМЕРА - СЛЕПЫЕ. У СЛЕПЫХ БУДУТ ЗАВЯЗАНЫ ГЛАЗА. ПОВЫДЫРИ БУДУТ ИХ ВОДИТЬ В РАЗНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ЧЕРЕЗ ПРЕПЯТСТВИЯ. ЗАТЕМ НАДО ПОМЕНЯТЬСЯ РОЛЯМИ.

4.Рефлексия:  - В КАКОЙ РОЛИ БЫЛО ЛЕГЧЕ, ТРУДНЕЕ? ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ ЧУВСТВО СПОКОЙСТВИЯ СЛЕПОГО? КАК ЭТО ПРИМЕНИМО В СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЯХ?

5. Упражнение «Благодарю».

 Задача: АКЦЕНТИРОВАТЬ ВНИМАНИЕ НА ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ВПЕЧАТЛЕНИЯХ, ВОЗНИКШИХ В ХОДЕ РАБОТЫ.

Инструкция: - ОБРАЗУЙТЕ КРУГ. ПООЧЕРЕДНО ПРОТЯНИТЕ РУКУ К РЯДОМ СТОЯЩЕМУ И ПРОИЗНЕСИТЕ ДРУГ ДРУГУ СЛОВА БЛАГОДАРНОСТИ.

6.Прощание.

                                         

                                                                             Занятие №5.

             «СЛЫШАТЬ, ПРОСИТЬ, ПОМОГАТЬ»

 Цель: СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ И ПОВЕДЕНИЯ.

1.Приветствие:

2.Упражнение  «Пойми меня».

 Задача: ТРЕНИРОВАТЬ АКТИВНОЕ СЛУШАНИЕ.

Инструкция:  - РАЗДЕЛИТЕСЬ НА ПАРЫ. СЯДЬТЕ ЛИЦОМ ДРУГ К ДРУГУ. СЕЙЧАС ОДИН ИЗ ВАС БУДЕТ ПРОИЗНОСИТЬ УТВЕРЖДЕНИЯ, КОТОРЫЕ КАЖУТСЯ ЕМУ ВЕРНЫМИ. ТОТ, КТО СЛУШАЕТ, БУДЕТ ОТВЕЧАТЬ ФРАЗОЙ: «ТЫ ИМЕЕШЬ В ВИДУ, ЧТО...» И ПОКАЖЕТ, ЧТО СМЫСЛ УТВЕРЖДЕНИЯ ПОНЯТ.

Вывод: АКТИВНОЕ СЛУШАНИЕ ВЕДЕТ К ПОНИМАНИЮ. ЭТО ВАЖНО В ЛЮБЫХ ОТНОШЕНИЯХ, ОСОБЕННО - В СЕМЕЙНЫХ.

3. Упражнение «Театр одного актёра».

 Задача: ПОМОЧЬ РАСПОЗНАТЬ ОСОБЕННОСТИ СОБСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ.

Инструкция: - РАЗДЕЛИТЕСЬ НА ПАРЫ. ПОПРОБУЙТЕ ПРОИГРАТЬ НЕСКОЛЬКО СЦЕНОК: ПОПРОСИТЕ «МУЖА» ВЫМЫТЬ ПОСУДУ, ПОПРОСИТЕ «РЕБЁНКА» ВЫНЕСТИ МУСОР, ПОПРОСИТЕ «ЖЕНУ» ПРОДОЛЖИТЬ СОВМЕСТНЫЙ РЕМОНТ, ПОПРОСИТЕ У «МУЖА» («ЖЕНЫ», «РЕБЁНКА») ПРОЩЕНИЕ.

ПО ОКОНЧАНИЮ ПРОИГРЫВАНИЯ ОПРЕДЕЛИТЕ, В КАКОЙ СИТУАЦИИ ВЫ БЫЛИ «ВЗРОСЛЫМ» (ИДЁТ НАВСТРЕЧУ), «РЕБЁНКОМ» (КАПРИЗНИЧАЕТ), «РОДИТЕЛЕМ» (ДИКТУЕТ, ЧИТАЕТ НОТАЦИИ).

4. Упражнение «Скорая помощь».

 Задача: УЧИТЬ БЫСТРО ОТЗЫВАТЬСЯ НА ПОТРЕБНОСТИ РЯДОМ ЖИВУЩИХ.

Инструкция:  - ПО ГОРОДУ ЕДЕТ «СКОРАЯ ПОМОЩЬ». КАКИЕ ВОЗНИКАЮТ МЫСЛИ И ЧУВСТВА?

СКОРАЯ ПОМОЩЬ ТРЕБУЕТСЯ НЕ ТОЛЬКО ТОГДА, КОГДА ЗДОРОВЬЮ И ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА УГРОЖАЕТ ОПАСНОСТЬ. ЗАПИШИТЕ СЛЕВА ЛИСТА НЕСКОЛЬКО ВАРИАНТОВ, КОГДА СЕМЕЙНОМУ ЧЕЛОВЕКУ МОЖЕТ ПОНАДОБИТЬСЯ ПОМОЩЬ (ЗАБОЛЕЛ, УСТАЛ, УВОЛИЛИ С РАБОТЫ, ОБИДЕЛИ, ОБМАНУЛИ...), СПРАВА - КАК МОЖНО ОТРЕАГИРОВАТЬ, ЧТОБЫ ПОМОЧЬ.

 5.Рефлексия по результатам занятия.

- НА ЗАНЯТИИ ХОТЕЛОСЬ...

- ВО ВРЕМЯ ЗАНЯТИЯ Я СМОГ (ЛА)...

- САМЫМ НЕОЖИДАННЫМ СТАЛО...

6 Прощание.

                Занятие №6.

       «МОЁ ОТНОШЕНИЕ К СЕМЬЕ»

Цель: СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗИТИВНОЙ МОДЕЛИ СЕМЬИ.

1.Приветствие:

2.Упражнение   «Лучшие слова о семье».

Задача: ЗАКРЕПЛЯТЬ ПОЗИТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ К СЕМЬЕ.

Инструкция:  - НА БОЛЬШОМ ЛИСТЕ БУМАГИ В ФОРМЕ СЕРДЦА ЗАПИШИТЕ ЛУЧШИЕ СЛОВА О СЕМЬЕ. (НАПРИМЕР: СЕМЬЯ - КРЕПОСТЬ, СЧАСТЬЕ, ЛЮБОВЬ И.Т.Д.)

3. Упражнение «Герб семьи».

 Задача:  УВЕРЕННОСТЬ В ВЫРАЖЕНИИ ЛИЧНОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕМЬЕ.  

 Инструкция:  - ГЕРБ - ИЗОБРАЖЕНИЕ, КОТОРОЕ ВЫРАЖАЕТ ОСНОВНУЮ ЦЕЛЬ ИЛИ ИДЕЮ. НАРИСУЙТЕ ГЕРБ, КОТОРЫЙ ВЫРАЖАЕТ ВАШЕ ОТНОШЕНИЕ К СЕМЬЕ.

4. Упражнение «Сон».

 Задача: ЗАКРЕПЛЯТЬ ОСОЗНАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ СЧАСТЛИВОГО СЕМЕЙНОГО БУДУЩЕГО.:     

 Инструкция: -  ПРЕДСТАВЬТЕ СЕБЕ, ЧТО КАЖДЫЙ ИЗ ВАС УСНУЛ, УСТРОИВШИСЬ НА ОТДЫХ ПОД БОЛЬШИМ РАСКИДИСТЫМ ДЕРЕВОМ. ВАМ СНИТСЯ ПРЕКРАСНЫЙ СОН. КАЖДЫЙ ВИДИТ САМОГО СЕБЯ ЧЕРЕЗ 10-15 ЛЕТ... ТЕПЕРЬ У ТЕБЯ УЖЕ ЕСТЬ СВОЯ СОБСТВЕННАЯ СЕМЬЯ (ТЫ ЖЕНИЛСЯ ИЛИ ВЫШЛА ЗАМУЖ)

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ, КАК ВЫ ВЫГЛЯДИТЕ...

ГДЕ ВЫ ЖИВЕТЕ...

ЧТО ВЫ ДЕЛАЕТЕ...

ПРЕДСТАВЬТЕ, ЧТО ВЫ ОЧЕНЬ ДОВОЛЬНЫ СВОЕЙ ЖИЗНЬЮ. ЧЕМ? КТО НАХОДИТСЯ РЯДОМ С ВАМИ?..

ПОТРАТЬТЕ НЕКОТОРОЕ ВРЕМЯ НА ТО, ЧТОБЫ ПОДРОБНО РАССМОТРЕТЬ ОТДЕЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ СВОЕГО СНА. ВРЕМЯ ОТ ВРЕМЕНИ ДО ВАС ДОНОСЯТСЯ ДРУЖЕСКИЕ ГОЛОСА. ВЫ СЛЫШИТЕ ФРАЗЫ: «ТЫ ЗАМЕЧАТЕЛЬН (ЫЙ), (АЯ)... МЫ ТЕБЯ ЛЮБИМ... ТЫ НАМ НУЖЕН (А)... У ТЕБЯ ВСЕ ПОЛУЧИТСЯ...»

ПОСТАРАЙТЕСЬ ЗАПОМНИТЬ ВСЁ, ЧТО ВЫ УВИДЕЛИ. ВОЗВРАЩАЙТЕСЬ В КОМНАТУ. ОТКРОЙТЕ ГЛАЗА.

РАССКАЖИТЕ О СВОЁМ СНЕ.

5. Рефлексия по результатам занятия.

- НА ЗАНЯТИИ Я УЗНАЛ (А)...

- ВО ВРЕМЯ ЗАНЯТИЯ У МЕНЯ ПОЛУЧИЛОСЬ...

- САМЫМ ЦЕННЫМ ДЛЯ МЕНЯ БЫЛО...

6.Прощание.