ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ 7-Х и 9-Х КЛАССОВ НА БАЗЕ МАССОВОЙ ШКОЛЫ (ГИМНАЗИИ)

Сухорукова Виктория Витальевна

 

Профильное обучение в старших классах предваряет предпрофильная подготовка — система педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, включающая мероприятия по профильной ориентации и психолого-педагогической диагностике учащихся, их анкетирование, консультирование, организацию «пробы сил» и т. п. Профильная ориентация помогает школьникам осознанно выбрать профиль обучения, активизирует процесс профессионального и личностного самоопределения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сухорукова Виктория Витальевна

Педагог-психолог 1 категории

МБОУ «Гимназия имени Подольских курсантов»

Московская область г.о.Климовск

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ 7-Х и 9-Х КЛАССОВ НА БАЗЕ МАССОВОЙ ШКОЛЫ (ГИМНАЗИИ)

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на старшей ступени общеобразовательного школы предусматривается профильное обучение, задача которого — создание в старших классах общеобразовательной школы системы специализированной подготовки, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся с учетом реальных потребностей рынка труда.

Профильное обучение в старших классах предваряет предпрофильная подготовка — система педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, включающая мероприятия по профильной ориентации и психолого-педагогической диагностике учащихся, их анкетирование, консультирование, организацию «пробы сил» и т. п. Профильная ориентация помогает школьникам осознанно выбрать профиль обучения, активизирует процесс профессионального и личностного самоопределения.

В нашей гимназии исследование профессиональной ориентации учащихся проводится с двумя параллелями, это седьмые и девятые классы.

В седьмых классах работа проводится грандиозная, так как состоит из трех этапов. Первый этап, исследование профессиональной направленности. В него входят три методики:

1. Диагностика интересов и склонностей.

Методика «Профиль» (модификация «Карты интересов»).

Эта методика основана на самооценке, которая у каждого учащегося различна.

Состоит из 50 вопросов. В бланке ставится плюс если да, минус если нет. 10 сфер интересов (физика, математика, химия, биология, радиотехника и электроника, механика и конструирование, спорт, военное дело, литература и искусство, политика и экономика, педагогика и медицина).

2. Опросник профессиональных склонностей Л.Йовайши (модификация Г.В.Резапкиной)

Методика направлена на выявление склонностей учащихся к различным сферам профессиональной деятельности: работе с людьми, практической, интеллектуальной, эстетической, планово-экономической или экстремальной.

Состоит из 24 вопросов, где есть 3 варианта ответа. Выявляется шесть видов деятельности: работа с людьми, склонность к исследовательской деятельности, склонность к практической деятельности, склонность к эстетическим видам, склонность к экстремальным видам, склонность к планово-экономическим видам.

3. Опросник типа мышления (сокращенный вариант)

Тип мышления – индивидуальный способ преобразования информации. Зная свой тип мышления, можно прогнозировать успешность в конкретных видах профессиональной деятельности.

40 вопросов. Выявляется пять типов мышления: Предметно-действенное мышление, Абстрактно-символическое мышление, Словесно-логическое мышление, Наглядно-образное мышление, Креативность.

Второй этап, это опрос родителей на школьных родительских собраниях в виде анкетирования. Анкета содержит шесть вопросов. Родители отмечают интересы и склонности своего ребенка, какие предметы по их мнение необходимы для углубленного, дополнительного и расширенного изучения. Также отмечают в каких областях, по их мнению их ребенок более успешен.

Третий этап проходит в виде обработки полученных данных, как по методикам учащихся, так и по опросу родителей.

За два года опыта работы по профессиональной ориентации учащихся седьмых классов, мы можем сделать следующие выводы. Выделяем 11 видов профессиональной ориентации.

Выделяют 10 видов профессиональной деятельности:

  1. Физика и математика
  2. Химия и биология
  3. Радиотехника и электроника
  4. Механика и конструирование
  5. География и геология
  6. Литература и искусство
  7. История и политика
  8. Педагогика и медицина
  9. Предпринимательство и домоводство
  10. Спорт и военное дело
  11. Профессиональные интересы слабо выражены

Класс

2010-2011 уч.г.г.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

7 «1» 23 уч. из 27 уч.

11

10

4

4

6

8

1

6

10

10

2

7 «2» 26 уч. из 27 уч.

12

11

5

4

6

12

4

12

16

17

1

7 «3» 24 уч. из 25 уч.

9

9

8

3

8

6

4

6

15

17

-

7 «4» 18 уч. из 19 уч.

-

7

3

1

3

6

1

3

10

13

-

Итого: 91 уч. из 98 уч.

32

37

20

12

23

32

10

27

51

57

3

Класс

2011-2012 уч.г.г.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

7 «1» 24 уч. из 24 уч.

7

4

8

7

7

17

7

6

9

9

1

7 «2» 25 уч. из 26 уч.

8

12

13

12

12

11

7

14

20

15

-

7 «3» 12 уч. из 19 уч.

5

6

3

2

5

7

1

5

9

9

-

Итого: 61 уч. из 69 уч.

20

22

24

21

24

35

15

25

38

33

1

Из общих показателей за два года можно сделать следующие выводы, что самое выбираемое направление в профессиональном самоопределении – это спорт и военное дело, предпринимательство и домоводство, затем идет литература и искусство, химия и биология:

В девятых классах работа проводится по нескольким направлениям.

Первое направление, это диагностическое исследование профессиональной направленности.

Второе направление, приглашение представителей из различных образовательных учреждений для того, чтобы учащиеся могли узнать  о городских и пригородных образовательных учреждениях, и какие профессии они могут получить в нашем городе.

Третьим направлением считается разработка программы/курса под названием «Мое профессиональное самоопределение».

Уроки разработаны на основе традиционной классно-урочной системы с учетом принципов дифференцированного обучения и модульной организации учебного процесса. Уроки сгруппированы в четыре самостоятельных, но логически связанных блока (модулей) по принципу один модуль — одна четверть. Результаты диагностики могут учитываться при формировании профильных классов. Эффективное преподавание программы предполагает осознание учителем целей урока и его места в учебном процессе, поддержку интереса и активности учащихся, опору на знания и жизненный опыт учащихся, контроль их деятельности.

Основная идея курса: профессионал — это человек, которому профессиональная деятельность позволяет удовлетворять практически все потребности, от низших до высших (самоуважение, самоактуализация). Профессионализм зависит не от содержания работы, а от квалификации, личностных качеств и мотивации человека. В профессионале все эти факторы гармонично сочетаются. Человек выбирает профессию и карьеру в соответствии со своими убеждениями и ценностями. Наша цель — формирование психологической готовности подростка к профессиональной карьере.

Основные задачи курса: формирование адекватного представления учащихся о своем профессиональном потенциале на основе самодиагностики и знания мира профессий; ознакомление со спецификой современного рынка труда, правилами выбора и способами получения профессии.

Рассмотрим профессиональную направленность 9-ых классов за два года:

Класс

2010-2011 уч.г.г.

Кол-во

учащихся

Профессиональные склонности

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

9 «1»

26

5

8

2

3

5

9

6

10

4

7

9 «2»

20

3

5

6

5

3

5

4

7

12

8

9 «3»

23

6

9

3

3

8

10

5

5

9

11

9 «4»

20

1

5

4

0

2

6

1

6

4

6

9 «5»

21

1

4

7

4

1

7

7

2

8

9

Итого

110

16

31

22

15

19

37

23

30

37

41

Класс

2011-2012

Кол-во

учащихся

Профессиональные склонности

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Слабо выражены

9 «1»

23

2

3

2

-

3

12

6

7

9

5

3

9 «2»

22

5

7

5

3

2

9

6

8

9

9

-

9 «3»

23

3

3

6

3

5

6

5

5

13

12

2

Итого

68

10

13

13

6

10

27

17

20

31

26

5

        

Из общих показателей за два года можно сделать следующие выводы, что самое выбираемое направление в профессиональном самоопределении – это спорт и военное дело, предпринимательство и домоводство, литература и искусство.

Психодиагностическая работа главным образом строится на принципах рефлексивной диагностики, что обеспечивает самоанализ полученных результатов, осознание их значимости школьником для своего развития и профессионального самоопределения. Большинство диагностических заданий предлагается по форме самодиагностики, когда ребенок сам проверяет себя, обрабатывает полученные результаты, делает выводы.

В течение цикла занятий мы исследуем профессиональные интересы и склонности, способности и личностные качества, уровень готовности учащегося к самостоятельному и осознанному выбору профиля обучения.

Основная цель психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки – оказание поддержки учащимся в принятии решения о выборе профиля обучения. Важно, чтобы не возникало сразу стремления редуцировать эту деятельность до выбора определенной профессии. В этот промежуток времени необходимо определиться главным образом с образовательными предпочтениями и стандартами.

В своей работе мы даем учащимся представление об основах выбора профиля обучения, о возможностях получения образования по избранному профилю, развиваем навыки самопознания, целеполагания, планирования профессионального образования и самопрезентации, а также приобретение практического опыта, соответствующего интересам, склонностям личности и профилю дальнейшего обучения.