Практическое занятие с педагогами

Цицилина Анна Евгеньевна

Практическое занятие с педагогами дополнительного образования по изучению различий  типов поведения в ходе межличностного взаимодействия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ТИПАМИ ПОВЕДЕНИЯ В ХОДЕ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ .

В современном мире к личности, к человеку предъявляются жёсткие требования для того, чтобы стать успешным. Это должен быть человек коммуникабельный, отзывчивый, способный к эмпатии и в то же время умеющий завоёвывать себя, в ситуациях разногласия умеющий быть сдержанным, но проявлять лидерские качества (упорство, решительность, смелость и т.д.) без ущемления личностных  особенностей других.

 В этих противоречивых условиях, при таких противоречивых требованиях, дети должны уметь разрешать разногласия конструктивными способами.  Нужно показать им, что эти умения позволят и завоевать доверие и уважение окружающих и продвигаться в своих стремлениях и достижениях.

 Все эти требования приводят нас к необходимости изучения и определения различий в типах поведения в ходе межличностного общения.

 В частности сегодня  предлагаю конкретнее понять различия между уверенным, неуверенным и агрессивным поведением.

 Рассмотрим таблицу 1. В ней показано, чем отличаются уверенное, неуверенное и агрессивное поведение с позиции человека, проявляющего его. А также какое влияние это поведение оказывает на того, по отношению к кому оно направлено.

Таким образом, человек, реагирующий пассивно в конфликтной ситуации, обычно лишает себя возможности выразить свои чувства. В результате такой реакции он чувствует себя ущемлённым, так как, позволяя другим решать за себя, он редко достигает желаемой цели.

Человек, прибегающий к крайностям агрессивного поведения, обычно достигает своей цели, ущемляя интересы и самолюбие других. Агрессивное поведение обычно унижает того, по отношению к кому оно направлено. Хотя агрессивно поступающий человек и может достичь своей цели, он, в то же время, может вызвать чувства ненависти, гнева и возмущения.

Напротив, уверенное поведение и честное выражение чувств обычно приводит к достижению поставленной цели, и в результате человек испытывает чувство удовлетворения, не ущемляя интересы и чувства другого.

Итак (записать)

Уверенное поведение – выражение себя и удовлетворение своих собственных потребностей, душевный комфорт и доброжелательное отношение к окружающим. Достижение своих целей без ущерба для других.  

   

Неуверенное поведение – отказ от собственных желаний с целью помочь кому-либо, игнорирование своих потребностей.  

   

Агрессивное поведение – попытки доминирования или достижение своей цели в ущерб другим людям. Удовлетворение потребностей за счет взаимоотношений с другими.

Какое основное отличие этих трёх типов поведения?  

Нанесение ущерба личности.

При неуверенном поведении – себе,

 при агрессивном поведении- окружающим,

при уверенном- не наносится ущерб никому.  

 Обратимся к другой таблице (на обратной стороне листа). В ней описаны признаки  уверенности и неуверенности, по которым можно определить эти состояния и различать их. По этой таблице можно также протестировать себя или других, анализируя состояние в течение определённого времени. Можно определить как долго длятся состояния уверенности и неуверенности – неделями, месяцами, годами и с чем вы живёте большую часть времени – с уверенностью или неуверенностью.

   

Существуют вполне очевидные и простые для наблюдения характеристики поведения, отличающие уверенных в себе людей.

Прежде всего, уверенный в себе человек всегда высоко оценивает свои возможности. Он считает, что собственных сил с избытком хватает для выполнения практически любой поставленной перед собой задачи. Уверенный в себе человек всегда открыто говорит о своих чувствах, желаниях и требованиях, умеет отказывать, способен устанавливать контакты, начинать и заканчивать разговор. Он не боится ставить перед собой новые цели и с энтузиазмом берется за их выполнение.

Уверенные в себе люди говорят громко, но не кричат, часто смотрят в глаза собеседнику, но не «сверлят» его глазами, всегда выдерживают определенную дистанцию общения, не приближаясь к собеседнику вплотную. Они умеют держать паузу в разговоре, редко перебивают партнеров, способны ясно и четко выражать свои мысли. Уверенные в себе люди говорят открыто о своих чувствах, желаниях и претензиях, сопровождая их кратким и четким обоснованием, часто используют местоимение «Я», не боятся выражения личного мнения. От уверенных в себе людей редко можно услышать оскорбления, упреки, обвинения.

Нельзя сказать, что эти способности формируются сами собой или что человек уже рождается уверенным в себе. Как и все социально-психологические качества личности, уверенность в себе формируется в ходе социализации, те есть во взаимодействии с социальным окружением.

А неуверенный в себе человек? В отношениях с окружающими такие люди страшатся (или же попросту не умеют) высказывать свое мнение, говорить о своих желаниях и потребностях. В конце концов, они перестают не только активно действовать по достижению целей, но и перестают ставить перед собой вообще какие бы то ни было цели, теряя веру в себя и реальность осуществления собственных намерений.

Главная особенность неуверенной в себе личности состоит в том, что в социальной деятельности такой человек стремится избегать любых форм личного самопроявления. Демонстрация собственного мнения, достижений, желаний или потребностей либо крайне неприятна (вследствие страха, стыда, вины, связанных с самопроявлением), либо невозможна (вследствие отсутствия соответствующих навыков), либо не имеет смысла в рамках его системы ценностей и представлений.

Существуют также и совершенно определённые характеристики поведения, отличающие неуверенное уверенное и агрессивное поведение. (можно записывать). Это движения, речь, мимика, позы и т.п.

НЕУВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ .

 Голова опущенная или наклон в сторону, вниз.  

 Мимика застывшая  или неконтролируемые движения мышц лица.  

  Взгляд вниз, в пол, или «бегающий» взгляд (быстрое перемещение взгляда по пространству), или взгляд из-под лобья, или расфокусированный взгляд.  

  «покусывает ногти или губы», «улыбка не до конца».  

 Плечи опущенные, подняты вверх и вперед.  

 Спина согнутая, «сутулая».  

 «закрывает себя» (сумкой, руками).  

 Руками поправляет/ подергивает/ теребит одежду или прическу,  совершает мелкие движения пальцами, руки совершают различные движения (сумку открывают, пальцы теребят).  

  «ерзает на стуле».  

  Колени вместе; носки внутрь; мелкие, маленькие шаги; перенос веса с ноги на ногу; перекрещенные ноги.  

  «сидит на краешке стула», «ходит по стенке».  

Совершает быстрые  резкие движения руками и ногами; скорость может меняться (быстрая или замедленная).  

  Присутствуют скованность; напряжение.

 

АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ  

  Подбородок параллелен полу, или поднят вверх, или опущен вниз; выдвинутая вперед нижняя челюсть.  

  пристальный взгляд «глаза в глаза»; суженные веки (прищуренный взгляд); прямой взгляд; взгляд долго фиксируется на партнере.  

  «приподнятые плечи».  

  грудь выставлена вперед.  

 Спина прямая.  

 Руки, пальцы: кидание предметов; «бьет пальцами по стулу», «бьет кулаком», «размахивает руками»; оскорбительные жесты; «руки в боки»; хлопанье дверью; сжатые кулаки; «руки тянутся вперед по направлению к партнеру»; руки опираются на ноги.  

 Ноги, стопы: «стучит ногой об пол»; широкие шаги; ноги расставлены шире плеч.  

 Движение в пространстве: «занимает все пространство кресла».  

 широкие шаги.  

  движения быстрые, сильные, резкие,   «слышимые/ шумные движения».  

  напряжение.  

УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ  

 Голова прямая, подбородок параллелен полу.  

 Мимика: живое выражение лица.  

 Взгляд прямой/ открытый взгляд, контакт глаз, сфокусированный взгляд, устойчивый контакт глаз: «глаза в глаза».  

 Рот: улыбка, «легкая улыбка».  

 Плечи расправленные.  

 Грудная клетка открытая; грудь вперед.  

 Спина: прямая, ровная; «есть опора на спинку кресла».  

 Руки, пальцы: расправленные кисти рук; руки лежат на подлокотниках или вдоль тела; перекрещенные руки с открытой грудной клеткой; жестикуляция соответствует смыслу сказанного.  

 Ноги, стопы: стопы параллельны друг другу; расстояние между стопами «на ширине плеч»;

   

 Движение в пространстве: «полностью занимает сиденье кресла».  

 Плечи расправлены.  

 Скорость движения: средняя, редко меняется (стабильная).  

Движения достаточно сильные плавные, ритмичные, целесообразные, точные.  

 Напряжение отсутствует,  расслабленность; «расслабленные руки».  

Таблица 1.

Неуверенное поведение

Агрессивное поведение

Уверенное поведение

Как                    действующее                 лицо


Ущемляет свои интересы.


Испытывает чувство душевной боли и беспокойства.


Испытывает чувства неловкости и недовольства собой.


Даёт возможность решать за себя.


Не достигает желаемой цели.


Ущемляет интересы других.


Выражает свои чувства, ущемляя чувства других.


Решает за других.


Достигает желаемой цели, ущемляя интересы других.


Доволен собой.


Выражает свои чувства тактично.


Испытывает чувство удовлетворения.


Может достичь желаемой цели.


Делает выбор для себя.

Как лицо, по отношению к которому поведение направлено


Испытывает чувство вины и гнева



Испытывает чувство обиды и унижения


Испытывает чувство удовлетворения

Далее предлагается упражнение «Уверенное, неуверенное, агрессивное поведение». 

В упражнении предлагаются ситуации для упражнения в уверенном, неуверенном, агрессивном поведении.

Листы с ситуациями лежат на столе лицевой стороной вниз, в другой стопке лежат листы с описанием разных типов поведения (уверенное, неуверенное, агрессивное) также лицевой стороной вниз. Участникам по очереди предлагается брать одновременно из двух стопок по листу. Затем нужно продемонстрировать поведение в заданной ситуации в соответствии с тем типом, который указан в листе. Остальные участники определяют, что за тип поведения был показан и оценивают его эффективность.

По окончании упражнения обсуждают, какая тактика поведения была самой эффективной и почему.

 (грубость вызывает ответную агрессию и чаще всего не приносит успеха; неуверенность ставит человека в зависимость от других и тоже часто приводит к поражению; уверенность же вызывает у окружающих уважение и доверие).

Карточки с названием типов поведения.

УВЕРЕННОЕ             НЕУВЕРЕННОЕ                  АГРЕССИВНОЕ

УВЕРЕННОЕ            НЕУВЕРЕННОЕ                    АГРЕССИВНОЕ

УВЕРЕННОЕ           НЕУВЕРЕННОЕ                    АГРЕССИВНОЕ

УВЕРЕННОЕ        НЕУВЕРЕННОЕ                       АГРЕССИВНОЕ

Далее предлагается упражнение «Выборы».

Участникам предлагается выбрать листок с названием того или иного персонажа (листы лежат лицом вниз) и выполнить следующее задание.

«Представьте себе, что каждый из этих персонажей в течение минуты проходит мимо вас, направляясь к остановке. Вы стоите и работаете сдельно: собираете подписи в пользу «вашего» кадидата, получая за каждую подпись соответствующую плату. Произнесите 1-2 фразы, но такие, чтобы человек остановился и подписал ваш лист»

 Группа оценивает находчивость участника и решает, удалось ли ему получить подпись.

Персонажи для упражнения «Выборы»

ВЕСЕЛЬЧАК                  «ФРАНТ»                   ГРУБИЯН  

  НЕУВЕРЕННЫЙ

В СЕБЕ ЧЕЛОВЕК                        ИНТЕЛЛИГЕНТ

БИЗНЕС –ЛЕДИ                          МОЛОДАЯ МАМА

Выше уже было сказано, что уверенным человек не рождается, а становится в процессе социализации, во взаимодействии с окружающими. Поэтому уверенность в себе можно тренировать и повышать, если есть необходимость. Существуют специальные методы и способы для этого, специальные тренинги. Как правило, в тренингах большое внимание уделяется именно телесно-двигательным проявлениям уверенности, неуверенности и агрессивности. (обучение навыкам уверенного поведения, изучение уверенных поз, движений, мимики и.т.п.)

Это дает возможность саморегуляции и управления собственным состоянием уверенности. Принятие уверенной позы и чувствование нюансов ее телесных ощущений может помочь почувствовать себя более уверенным.  

Это ещё и возможность воздействия на чужое мнение о нас. Поскольку  партнёр по общению оценивает нашу уверенность во многом опираясь на невербальную информацию, полученную в процессе взаимодействия. И если мы ведём себя как уверенный человек, используем мимику, жесты, позы, движения уверенного человека, то именно такое впечатление и производим. Это может пригодиться в ситуациях собеседования при приёме на работу, при публичных выступлениях.

Бывает, что человек чувствует неуверенность в себе только периодически. Например, когда оказываешься в неловком положении или приходится общаться с какими-то людьми, внушающими человеку ту самую неуверенность. Что делать? Немедленно подворачивается простое решение – использовать так называемый метод от противного, то есть избегать встреч с этим кругом людей, стараться не попадать в те условия, которые каким-либо образом могут повлиять на уровень уверенности в себе.

Можно уйти от ситуации, в которой чувствуете себя неуверенно, но злоупотреблять этим методом не стоит: можно запросто привыкнуть всю жизнь стремиться избегать сложных для себя ситуаций, уподобившись пресловутому страусу, при малейшей опасности прячущему голову в песок.

 Итак, для приобретения уверенности в себе обозначается работа по двум направлениям. Первое – изменяем свой образ мышления, жизненную философию и самоооценку. Второе – изменяем свое поведение, вырабатываем ряд конкретных навыков, выражающих уверенность в себе.