Психичские особенности детей, пострадавших от насилия. Консультирование детей, пострадавших от насилия

Педагогу-психологу. Методические рекомендации

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психические особенности детей, пострадавших от насилия. Консультирование детей, подвергшихся насилию. Дорошенко И.Г., педагог-психолог ГБС(К)ОУШ № 15 г. Славянск-на-Кубани

Слайд 2

Физическое насилие – это любое неслучайное нанесение повреждения ребенку в возрасте до 18 лет. Сексуальное насилие – использование ребенка (мальчика или девочки) взрослым или другим ребенком для удовлетворения сексуальных потребностей или получения выгоды. Психологическое насилие – постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, угрозы со стороны родителей, опекунов, учителей, воспитателей, унижение его человеческого достоинства, обвинение его в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку.

Слайд 3

Эмоциональные реакции детей на насилие и жестокость: чувство ответственности за насилие; чувство вины за постоянное насилие или жестокость; постоянное возбуждение; переживание потери; противоречивость; страх быть покинутым; потребность в чрезмерном внимании взрослых; боязнь телесных повреждений; стыд; беспокойство о будущем; низкая самооценка

Слайд 4

Реакция на сексуальное насилие у детей и подростков проявляется по-разному до 3 лет - страхи, спутанность чувств, нарушения сна, потеря аппетита, агрессия, страх перед чужими людьми; дошкольный возраст - эмоциональные нарушения (тревога, боязливость, спутанность чувств, вина, стыд, отвращение, беспомощность, ощущение своей испорченности) и нарушения поведения (регресс, отстраненность, агрессия ); младший школьный возраст - страх, чувство стыда, отвращения, ощущение своей испорченности, недоверие к миру; в поведении отмечаются отстраненность, агрессия, молчаливость либо неожиданная разговорчивость, нарушения сна, аппетита 9 – 13 лет - депрессия, диссоциативные эпизоды, в поведении: изоляция, манипулирование другими детьми, противоречивое поведение; 13 – 18 лет - отвращение, стыд, вина, недоверие, амбивалентные чувства по отношению к взрослым, неопределенность своей роли в семье, чувство собственной ненужности; в поведении: попытки суицида, уходы из дома, агрессия.

Слайд 5

Основная цель работы психолога с жертвами насилия заключается в уменьшении и ликвидации последствий травматических переживаний Задачи , стоящие перед психологом: • способствовать уменьшению у ребенка чувств стыда, вины, бессилия; • помочь в укреплении чувства собственной значимости; • сформировать новые поведенческие паттерны; • способствовать дифференцированному взаимодействию с окружающими людьми; • способствовать развитию самоопределения ребенка, восприятия собственного Я, в том числе и физического образа Я.

Слайд 6

Выбор подхода к психологическому консультированию жертв насилия зависит от того, какие у детей существуют проблемы в когнитивном, аффективном и поведенческом плане. когнитивный уровень: низкая самооценка; иррациональные, разрушительные мысли; проблемы с принятием решения; проблемы с поиском выхода из сложных ситуаций аффективный уровень: гнев, злость; тревожность; чувство вины; страх отвержения; фобии; депрессия поведенческий уровень : драки; слезы; низкая учебная успеваемость; ночные кошмары; изоляция от окружающих; конфликты с окружающими

Слайд 7

Наиболее подходящим вариантом работы с детьми, пережившими насилие, является эклектичная, мультимодальная модель консультирования, в которой сочетаются три основных направления: работа с мыслями, работа с эмоциями, работа с поведением . Консультирование лучше проводить в неформальной обстановке, нежели в классе. В процессе консультирования чрезвычайно важно для психолога установить контакт с ребенком , акцент следует сделать на постоянной демонстрации заботы о ребенке. Консультант должен быть готов отдать ребенку все свое внимание, освободившись от посторонних мыслей и забот.

Слайд 8

Рекомендации при консультировании детей, подвергшихся насилию Определение проблемы посредством активного слушания. Уточнение ожиданий ребенка. Уточнение шагов, которые уже были сделаны для решения проблемы. Поиск новых путей решения проблемы. Заключение договоренности с ребенком о претворении одной из идей решения проблемы в действие. Завершение сессии. В процессе консультирования специалисту важно выяснить не столько то, что именно сказал ребенок, сколько – что он при этом чувствовал .

Слайд 9

Использование вопросов открытого типа «Живешь ли ты со своими родителями?» «Расскажи мне, пожалуйста, о своей семье» Осторожное использование вопроса «Почему?» «Почему же ты это сделал?» «Почему ты сделал такую глупость?»

Слайд 10

Рекомендации консультанту в работе с детьми дошкольного возраста использовать предложения с количеством слов, не превышающим 5; использовать имена чаще, чем местоимения; использовать терминологию ребенка; вместо того чтобы говорить: «Ты понял, о чем я спрашиваю?», попросить ребенка повторить ваши слова; не повторять те вопросы, которые ребенок не понимает; вместо этого перефразировать вопрос; не задавать несколько вопросов одновременно; после полученного ответа лучше обобщить, что сказал ребенок, нежели задавать следующий вопрос, – таким образом происходит побуждение ребенка продолжить обсуждение, расширить свой ответ.

Слайд 11

Прежде, чем задавать вопросы, психологу следует определить, насколько эти вопросы уместны : насколько поставленный вопрос позволяет понять ребенка и его проблему; насколько поставленный вопрос способствует раскрытию и самовыражению ребенка.

Слайд 12

Рекомендации, которые могут помочь в прояснении ситуации: не нужно спешить с выводами и опираться только на один какой-то метод при определении, имело ли место насилие; не стоит задавать наводящие вопросы; не следует надеяться только на собственную память, особенно если обсуждается болезненная проблема, но фиксировать происходящее посредством записей или аудио-, видеотехнологий ; в случае неясной ситуации консультироваться со специалистами; полезно использовать метод свободных ассоциаций; сомневаясь, говорит ли ребенок правду, можно попросить; «Расскажи мне об этом подробнее».

Слайд 13

На завершающем этапе обязательно обсуждается следующее: что происходило с ребенком в процессе консультирования; какая цель была поставлена, достигнута ли она; какие изменения ощущает ребенок, что реально в его жизни изменилось (отношение к себе и отношения с окружающими); как ребенок будет решать ситуацию в следующий раз, если она возникнет; какие у ребенка планы на ближайшее будущее, чем он собирается заниматься, чего хочет достигнуть.

Слайд 14

Ребенку необходимо дать понять, что забота о нем психолога не заканчивается вместе с окончанием консультирования. Отслеживание результатов консультирования происходит через 1 месяц или позже, но не позднее чем через полгода. Психолог при прощании всегда говорит о том, что, если будут возникать какие-то проблемы, дверь всегда открыта; ребенок и его родители всегда могут обратиться за помощью

Слайд 15

Благодарю за внимание!


 

Комментарии

Методические рекомендации педагогу-психологу