Лекция о компьютерной и интернет - зависимости

Коссаковская Светлана Александровна

В настоящий момент компьютер – незаменимая составляющая нашей жизни, но при этом мы не всегда отдаем себе отчет в том, что очень часто мы буквально зависим от работоспособности этих дорогостоящих кусков цветного металла.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lekciya_o_kompyuternoy_i_internet-zavisimosti.doc213 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ детский сад № 430

Педагог – психолог,  Радостева Светлана Александровна.

Лекция о компьютерной и Интернет-зависимости.

В настоящий момент компьютер – незаменимая составляющая нашей жизни, но при этом мы не всегда отдаем себе отчет в том, что очень часто мы буквально зависим от работоспособности этих дорогостоящих кусков цветного металла. Уже сегодня компьютерные системы внедрены в такие сферы деятельности, как банковское дело, системы безопасности, медицина, производство, наука и другие важные отрасли.

Итак, компьютер. Этот предмет сравнительно недавно вошел в нашу жизнь и закрепился в ней навсегда. Теперь ни одно предприятие, ни одно учебное заведение не обходится без компьютерных технологий. С одной стороны, компьютер значительно облегчил жизнь, а с другой – человечество столкнулось с такой глобальной проблемой, как формирование зависимости от компьютерных игр и Интернета. Как же все это началось? Давайте начнем с развития компьютерных игр. С недавних пор словосочетание «компьютерные игры» прочно вошло в нашу жизнь, любой обладатель персонального компьютера убедился в их притягательности. Вероятно, в нас природой заложено стремление к играм, которые были вторым по массовости времяпрепровождением, начиная с первобытных времен.

Игры

Игра – это, можно сказать, способ самовыражения. Каждый убитый монстр, разгаданная загадка или пройденный уровень поднимают самооценку игрока, и, наоборот, какая-то проблема или неразгаданный ребус способны довести до психоза даже самого спокойного игрока. Каждый, кто работает (или играет) за компьютером, наверняка смог почувствовать притягательность игр, видимо, игра заложена в саму природу человека, причем она обязательно сопровождается азартом. Но теперь мы лишены этого в жизни, а все свои первобытные потребности в играх заменяем компьютерными играми.

Первой компьютерной игрой, появившейся в 1958 г. прошлого века, считается «Теннис для двоих», ее создатель – американский ученый Вильям Хайджинботэм. Эта игра заключалась в том, что два человечка перекидывали друг другу мячик через черточку посередине экрана, т. е. сетку на экране осциллоскопа. Затем по велению времени ли, высших ли сил, но компьютерную сферу начал испытывать, наверное, каждый, кому купили игровую приставку «Денди» – это чудо техники было первым этапом в развитии компьютерной игромании в России. Школьники бежали домой, чтобы, наскоро перекусив, включить наконец-то свои любимые «Танчики» или «Марио». (Может быть, эти словечки многим непонятны, но поколение школьников 1990-х гг. знает, о чем мы говорим.)

Потом появились и другие игровые приставки – «Sega», «Sony PlayStation». По телевизору шли программы, рассказывающие о последних новинках, раскрывались различные секреты прохождения этих игр. Конечно, графика, звук этих игр оставляли желать лучшего, а еще приставка напрочь сажала электронно-лучевую трубку телевизора, но тогда все это казалось просто величайшим достижением. Наличие игровой приставки считалось символом благополучия семьи. Дети кооперировались в группы, играли попеременно, играли днями, ночами.

Кстати, игровая волна охватила не только детей. Взрослые тоже с большим удовольствием играли в приставки, особенно папы. Но вот наконец-то из мира технологий пришел в массы компьютер, который ранее использовался только на различных производствах.

Постепенно компьютерная техника достигла такого уровня развития, что позволила программистам создавать необыкновенно реалистичные игры с потрясающей графикой и необычными звуковыми решениями.

Компьютерные игры заняли в нашей жизни определенное место, практически невозможно представить персональный компьютер, не включающий в себя игровые файлы и программы. Расширение возможностей компьютера только закрепляет человеческое обожание компьютерных игр, создатели которых становятся все более требовательными к ресурсам компьютеров. Возрастает число людей, способных работать с компьютерными составляющими, а не только играть в электронные игры.

В настоящее время производители выпускают следующие игры:

- Ролевые компьютерные игры. Их главное качество – максимальное воздействие на психику играющего, особое личное «вхождение» в игру, а также игровая деятельность, возникшая на необходимости вхождения в роль, чтобы отключиться от действительности. Такие игры можно разбить на три группы: по характеру своего воздействия на участника, силе «засасывания» в игру и степени, глубине психологической зависимости.

1. Игры от первого лица.

Такая разновидность игр отличается максимальной силой «затягивания» или «вхождения» в виртуальный мир. Главная особенность в том, что вид от первого лица дает участнику видимое сращение с компьютерным героем, целиком вводит человека в роль. В течение даже короткого отрезка времени (которое зависит от личностных психологических особенностей и опыта участника) игрок начинает все более удаляться от действительности, сосредоточивая свое внимание только на виртуальной реальности. Участник может абсолютно серьезно относиться к игре и приравнивать качества своего персонажа к своим качествам. У человека возникает мотивационное внедрение в сюжет игры.

2. Игры от третьего лица.

Такие игры отличаются меньшим врастанием в персонаж. Участник видит героя со стороны и управляет его действиями. Отождествление себя с виртуальным героем не происходит слишком явно, а соответственно мотивационная включенность и личностные переживания не выражены так, как в играх с видом от первого лица. В момент игрового процесса последних человек переживает судьбу своего персонажа, как свою собственную, например уворачивается от выстрелов компьютерных врагов, а в случае вида извне внешние проявления не так явны, хотя выход из игры компьютерного героя переживается играющим не менее сильно.

3. Руководительские игры. Особенность этих игр заключается в том, что участнику предоставляется право руководить деятельностью подчиненных ему компьютерных героев. Погружаясь в игру, он может становиться начальником всевозможных спецификаций: командиром отряда спецназа, главнокомандующим, президентом государства, даже богом, который руководит историческим процессом. При этом участник не видит на мониторе своего виртуального персонажа, а сам домысливает свою роль. Это единственная серия ролевых игр, где роль не определена конкретно, а придумывается участником. Благодаря этому глубина погружения в игру и свою роль может стать максимальной только у лиц, отличающихся болезненным воображением. Впрочем, эмоциональная включенность в игровой процесс и приобретение психологической потребности в игре так же сильны, как при участии в других ролевых играх. Частый выбор участником игр данного типа можно упоминать при диагностике, определяя как замещение необходимости в доминировании и власти.

Ролевые игры позволяют детям войти в игру, стать ее полноценным участником, уйти, таким образом, от реальности настоящей и обрести другую, которая может дать им новые силы и принести новые эмоции. Поэтому ролевые компьютерные игры оказывают существенное влияние на личность ребенка: он совершенно не задумывается о том, что, решая проблемы персонажей в виртуальном мире, он, сам не осознавая того, приобретает проблемы в настоящем. Ребенок в виртуальном мире испытывает весьма сильные и разнообразные чувства: острые и ярко выраженные эмоции, всемогущество, обратимость времени, ощущение физической безопасности. Ребенок имеет в виртуальном мире превосходство над героями игры: «Хочу – казню, хочу – милую». Всего лишь легкое шевеление кончиков пальцев, и возведен огромный замок с множеством рвов и укреплений. Либо обратный вариант – уничтожено целое войско. В этом и заключается преимущество виртуальной действительности в сравнении с обыденной, повседневной. К сожалению, зачастую происходит быстрое приобщение еще не сформировавшихся маленьких детей к волшебному красочному миру, где возможно все, при этом реальность начинает наводить на них тоску, отчуждение и даже страх.

Главной  отличительной чертой ролевых игр является очень сильный механизм формирования компьютерной зависимости.

- Неролевые игры. Основанием для выделения этого типа можно назвать то, что участник не отождествляет себя с виртуальным героем, поэтому психологические процессы формирования зависимости и воздействие игр на личность индивида имеют свою особенность и в целом не так ярко выражены. Предпосылки игрового процесса заключаются в азарте прохождения и (или) набора большего количества баллов.

1. Аркадные игры.

Этот тип игры еще именуются приставочными, так как в связи с невысокой требовательностью к возможностям компьютера могут существовать и с приставками. Сюжет обычно незамысловатый, линейный. Единственное, что должен осуществлять участник, – быстро двигаться, стрелять и выигрывать бонусы, управляя виртуальным героем или, например, машиной, мотоциклом. Такие игры в основном весьма безобидны в отношении психологического влияния на участника, так как зависимость от них в основном быстро проходит.

2. Головоломки.

К этому типу игр относятся компьютерные разновидности всевозможных настольных игр (шахматы, карты, шашки, нарды и т. д.), а также разного рода головоломки, реализованные в виде компьютерных программ. Мотивация держится на эмоциональном напряжении и объединяется в них с желанием обыграть компьютер.

3. Игры на быстроту реакции.

К ним причисляются программы, в которых участнику необходимо показать ловкость и скорость реакции. Отличаются от аркадных игр абсолютным отсутствием сюжета и преимущественной обобщенностью, а также никак не перекликаются с реальной жизнью. Мотивация, построенная на азарте, необходимости закончить игру, собрать максимальное количество баллов, способна стать причиной устойчивой психологической зависимости человека от этого типа игр.

4. Традиционно азартные варианты игр.

К ним относятся компьютерные разновидности карточных игр, рулетки, игровых автоматов, т. е. компьютерные разновидности игр в казино.

Существует ряд методов, с помощью которых возможно воздействие на физическое, духовное и психическое состояние человека. Осуществляется это через цветовое воздействие, звук, скорость, сенсорику.

Рассмотрим некоторые из них.

1. Воздействие цветом. Давно отмечено физиологами, что цвета оказывают на человека различное воздействие и вызывают разные ощущения. Например, красный цвет возбуждает, а зеленый цвет успокаивает. Существуют методы лечения различных заболеваний с помощью цвета. Например, депрессивный синдром можно лечить так: больных помещают в светлые комнаты с добавлением красного цвета или оранжевого. В лечении людей с болезнями глаз и сердечно-сосудистой системы используется зеленый цвет. Таким образом, используя определенные цвета и применяя специальные программы, можно изменить физиологическое и психическое состояние человека. С помощью цвета автор компьютерных программ может влиять на настроение, деятельность центральной нервной системы.

2. Сенсорика. Нейрофизиологи установили, по тому, куда направлен взгляд человека (вверх-вниз, вправо-влево), можно установить, какая система используется человеком для кодирования в мозге и воспроизведения поступающей информации, т. е. направлению взгляда соответствует определенный сенсорный канал: визуальный (зрение), кинестетический (ощущения), аудиторный (слух). Человека можно заставить погрузиться в любое состояние, значительно увеличивая эффект с помощью того, как на экране появляются сочетания цвета, ритма передвижения и т. д.

3. Морфинг – метод визуализации с эффектом перемещения одного лица в другое. Могут перемещаться целые сюжеты. Но общий характер единого движения под ритмичную музыку вызывает ощущение того, что это один и тот же персонаж. Он просто меняет свою внешность. Морфинг позволяет осуществлять в игре изменения, которые невозможны в обычной жизни, например, мгновенное изменение внешности героя. В его основе лежит буддистская идея о перевоплощении.

4. В некоторых компьютерных играх с упрощенной анимацией, а также в видеоклипах используется еще один прием: идет быстрое чередование двух близких зацикленных фаз движения. Создается впечатление вибрации. К примеру, персонаж останавливается, но находится в состоянии тремора (вибрации). Этот прием притягивает внимание к такому объекту. Часто к вибрирующему персонажу добавляется музыка с высоким уровнем громкости и высокой частотой звучания.

Все эти трюки усиливают визуальные эффекты и действуют продолжительное время.

Появление компьютерной зависимости

По каким причинам ребенок уходит в виртуальную реальность?

Одной из причин является жажда приключений, которые ребенок может получить в различных компьютерных играх. Другой причиной может стать детская безнадзорность, т. е. родители настолько заняты решением своих проблем, что у них совершенно не хватает времени на ребенка. Такие родители не интересуются успехами в школе, чувствами и переживаниями ребенка, они не знают, чем живет их ребенок и что он хочет. Они просто купили ему компьютер, считая, что таким образом выполнили свой родительский долг. И ребенок имеет полную свободу действий, он предоставлен сам себе. Следующей причиной могут стать постоянные ссоры между родителями или лицами, их заменяющими. В таких семьях царит эмоционально-психологическое напряжение. Еще одной причиной побега в виртуальную реальность становится физическое, эмоционально-психологическое насилие со стороны одноклассников или сверстников.

Развод родителей также может послужить поводом для ухода в другую реальность, где нет никаких проблем. Недостаток общения с родителями, сверстниками, одноклассниками или просто значимыми людьми является еще одной немаловажной причиной. Заниженная или завышенная самооценка ребенка может послужить толчком к обращению к виртуальной реальности.

Чтобы хоть как-то снять это напряжение, дети уходят в виртуальный мир.

Если ребенка не устраивает его семья, а именно отношение родителей к нему или их образ жизни (например, родители злоупотребляют алкоголем), то в таких случаях у ребенка возникает чувство отчуждения к собственной семье, в результате чего виртуальный мир поглощает ребенка с головой.

Если в семье присутствует жестокое обращение с ребенком со стороны родителей, различные суровые наказания за провинности или непосильные домашние нагрузки, то для ребенка самым лучшим вариантом, чтобы не видеть это насилие, становится виртуальный мир. В этой новой реальности его никто не будет обижать, и он сам всегда сможет постоять за себя. Здесь он становится сильным и непобедимым. Количество его «жизней» ничем не ограничено, и, если что-то пойдет не по его желанию, он всегда может начать игру с начала.

В итоге нужно сказать, что все эти причины приводят к уходу ребенка от проблем повседневной жизни в новую, неизведанную и манящую реальность. Зачастую, когда дети погружаются в виртуальный мир, они не могут ему сопротивляться. Подростки и дети еще не имеют необходимых психологических механизмов защиты, и, следовательно, их психическая система страдает, что выражается в появлении приступов панического ужаса, тревоги, болезненного раздражения, ночных кошмаров, навязчивых состояний. У детей при постоянном взаимодействии с компьютером нарушается режим питания, они теряют чувство времени и могут не спать сутками.

Полностью трансформируется режим дня и ночи – близкие и родители отмечают непонятные телодвижения и вскрики, беспокойный сон после игр. В данном случае ребенок потерял контроль над виртуальной реальностью, и теперь она контролирует его. В этом и заключается суть игровой зависимости: компьютер начинает управлять самим человеком. Навыки общения с другими людьми, эмоциональная сфера маленького человека формируются, прежде всего, при общении с родителями и сверстниками, чтении сказок, при взаимодействии с непосредственно окружающей средой. Каждый знает, что виртуальная реальность не дает истинного представления об окружающем и создает представление о реальности виртуального мира и абсолютной ненужности естественного, повседневного. Это происходит, если ребенка «отдают на воспитание» компьютеру.

У многих людей возникает вопрос о том, кто виноват, если ребенок целыми днями просиживает у компьютера. Ответ напрашивается как бы сам собой: конечно, родители. Они не занимаются ребенком, и вот результат! К несчастью, нередко родители выступают в роли без вины виноватых. Ритм нашей современной жизни, необходимость обеспечить семье приемлемый уровень существования и пропитания заставляют работать всех членов семьи (естественно, способных на это по состоянию здоровья). Отсюда и возникает следующая закономерность: по возвращении с занятий «брошенного отпрыска» ожидает в квартире лишь его преданный товарищ – компьютер. А когда мамы и папы, кроме того, еще и совершенно не интересуются машиной, не любопытствуют, что именно делает ребенок за компьютером, то процесс полностью выходит из-под контроля. Поэтому ребята просиживают у компьютера все время, пока родители на работе, обмениваются дисками с друзьями, одноклассниками, скачивают музыку, картинки, заставки для мобильных телефонов и списывают из Интернета заданные домашние работы, доклады. Если вдруг вы посчитаете, что вам не помешало бы совместно посетить театральную премьеру либо увидеть какую-то новинку кино, просто прогуляться по городу, покататься на роликах, вы слышите одно: «Нет! Нет! Нет!»

Новая болезнь человека третьего тысячелетия

Не следует забывать, что общество больше любит, чтобы его развлекали, а не учили. Современному человеку предоставлено огромное количество развлечений. Их список велик, и все они по-разному интересны. Для кого-то это отдых на природе (к сожалению, таких людей в последнее время немного), для кого-то – поход в увеселительное заведение, иные личности увлекаются коллекционированием и обменом раритетных вещей (возможно, это нельзя назвать развлечением, но все же оно тоже приносит немалое удовольствие). Есть еще одно развлечение, представляющее отчасти опасность для нас, – компьютер. Оно затягивает так, как раньше, к примеру, казино или клубы. «Познакомившись» с компьютером, человек даже не подозревает, чем может это для него обернуться. Многие люди считают компьютер отличным приспособлением для работы, учебы, отдыха. Конечно, с этим нельзя не согласиться. Но, помимо многочисленных плюсов, есть свои минусы: можно до такой степени во все это погрузиться, что становится незаметным полет времени. Это и называется компьютерной зависимостью.

Здесь стоит остановиться и разобраться, а что же такое на самом деле зависимость. Слово «зависимость» произошло от глагола «зависеть», который, в свою очередь, означает «находиться в подчинении, быть связанным в своих действиях, мыслях и ином чужой волей, влиянием». Только если здесь говорится о зависимости от кого-то, то нами рассматривается немного другое. Зависимость, рассматриваемая нами, является чем-то средним между зависимостью и манией. И в данном случае эти два понятия неразделимы если не для всех видов, то уж для игровой зависимости точно.

Компьютерную зависимость можно разделить на две категории: рабочую зависимость и игровую. О рабочей можно сказать одно: человек просто зарабатывает деньги путем погружения в виртуальный мир. Ну а игровая понятна и без особых объяснений: компьютеры, автоматы и т. д. Точно так же рабочая подразделяется на программистскую и обычную. Обычной можно назвать специальность наборщика текста, секретаря. Она мало похожа на зависимость, но все-таки в рабочее время человек редко отрывает глаза от монитора. Программистская – более сложная форма. Вот именно это и есть настоящая зависимость. Очень часто программисты настолько втягиваются в свое дело, что не замечают движения времени, смену дня и ночи. Сейчас данная специальность получила большую распространенность в силу того, что работа, в принципе, интересная, да и прибыльная к тому же.

Кто подвержен компьютерной зависимости?

Компьютерная зависимость развивается у лиц с неустойчивой психикой (психопатиями), социофобией (социо – «общество», фобия – «боязнь чего или кого-либо»), у лиц с сексуальными нарушениями, сексуальной неудовлетворенностью. По мнению психологов, компьютерной зависимости подвержены неуверенные в себе люди, нерешительные, чрезмерно стеснительные, испытывающие трудности в общении, имеющие низкую самооценку, комплексы или чрезмерно застенчивые. Таким людям сложно принять помощь окружающих. Компьютер же заменяет врача, собеседника, спутника жизни, игра становится частью жизни.

Такое положение основано на том, что компьютерные и интернет-игры позволяют уйти от реальности, осуществить свои желания, почувствовать себя значимым, сильным, испытать какие-то новые эмоции. В виртуальном мире можно поменять возраст, пол, имя, внешность и биографию. Лица с сексуальными проблемами и сексуальной неудовлетворенностью реализуют свои фантазии в эротических играх, в которых им предлагают стать и боссом концерна, производящего эротическую продукцию, заняться любовью втроем, а то и вдесятером (как, например в игре «Алиса в погоне за мечтой»). Игры с сюжетами войн, гангстерских, мафиозных разборок способны укоренить и породить самые разные фобии (страхи), нарушения сна, неврозы, агрессию. Агрессивность реализуется в играх с сюжетами войн, битв, стрельбы, поединков.

Люди, не сумевшие реализовать себя в повседневной жизни, находят «себя» в компьютерных играх, воплощают мечту (на короткий срок, вечер, а при зависимости на долгие годы). В игре можно стать начальником, артистом, спортсменом, гонщиком, пиратом. Романтические личности не находят романтики в повседневной жизни – романтику они найдут в играх, где можно стать Робин Гудом, пиратом, кладоискателем. Лица с богатой и нереализованной фантазией обращаются к фантастическим играм, играм с элементами мистики, гаданий. Некоторым в жизни не хватает экстрима, выброса адреналина. Такой категории играющих создатели игр предлагают гонки, борьбу, боевики.

Признаки компьютерной зависимости

Понятно, что люди, подверженные компьютерной зависимости, отличаются от людей, адекватно относящихся к компьютеру. Рассмотрим признаки:

• когда родители просят отвлечься от игры на компьютере, подросток выражает яркое нежелание делать это;

• если все же ребенка отвлекли от компьютера, то он становится очень раздражительным;

• ребенок не способен запланировать время, когда он закончит игру на компьютере;

• ребенок расходует очень много денег, чтобы обновлять программы на компьютере и приобретать все новые и новые игры;

• подросток забывает о домашних делах и обязанностях, об учебе;

• сбивается полностью график питания и сна, ребенок начинает пренебрегать своим собственным здоровьем;

• чтобы постоянно поддерживать себя в бодрствующем состоянии, подросток начинает злоупотреблять кофе и другими психостимуляторами;

• прием пищи происходит без отрыва от компьютера;

• когда ребенок начинает играть или работать на компьютере, он ощущает эмоциональный подъем;

• происходит постоянное общение с окружающими людьми на различные компьютерные темы;

• ребенок испытывает чувство эйфории, когда находится за компьютером;

• он предвкушает и продумывает со всеми подробностями свое последующее нахождение в мире компьютерной фантастики, что способствует улучшению настроения и захватывает все помыслы, много мечтает о том, как скоро он начнет играть.

Также со временем у растущего организма появляются нарушения в функционировании системы пищеварения и болевые ощущения в области позвоночника, лопаток и запястий рук, а регулярное раздражение глазных яблок способствует появлению головных болей и проблем со зрением.

Родителям, близким стоит насторожиться и принять соответственные меры, если их ребенок:

• начинает пить и есть, учить урок, не отходя от компьютера;

• начал проводить ночи у компьютера;

• начал прогуливать школу для того, чтобы посидеть за компьютером;

• как только заходит в квартиру, сразу же направляется к компьютеру;

• забывает поесть, почистить зубы, причесаться, переодеться (чего раньше не замечалось);

• находится в раздраженном, агрессивном состоянии, не знает, чем заняться, если компьютер сломался;

• угрожает, шантажирует, если ему запрещают играть на компьютере.

Механизмы компьютерной зависимости

Поговорим о механизме формирования компьютерной зависимости. Он основан на частично не понимаемых требованиях организма и психической системы, заключающихся в желании окунуться в роль своего персонажа и тем самым отрешиться от действительности. Данные механизмы работают независимо от сознания человека и характера мотивации игровой деятельности. Эти мотивы проявляются уже после первого знакомства ребенка с той или иной компьютерной игрой. Можно сказать, что независимо от того, зачем подросток стал играть в ту или иную игру, у него сразу происходит формирование игровой зависимости.

Первый механизм – это уход от реальности. Основой этого механизма является потребность ребенка в отстранении от повседневных хлопот и проблем, будь то проблемы в школе, со сверстниками, в семье или с учителями. Термин «уход от реальности» обозначает не просто уход из общества или социума, а именно уход от реальности. Уйти от социума можно, используя совершенно другие и самые разнообразные способы, включая неролевые компьютерные игры. Однако чтобы уйти от настоящей реальности, необходимо заменить ее на другую – виртуальную.

Психологические аспекты механизма формирования зависимости основаны на естественном стремлении подростка или ребенка избавиться от разного рода проблем и неприятностей, связанных с повседневной жизнью.

Психика детей еще неустойчива к неблагоприятным воздействиям, любые переживания и неприятности воспринимаются как безвыходные или катастрофические. Ролевая компьютерная игра позволяет найти простой и доступный способ создания другого мира, жизненных ситуаций, доселе не испытанных и невозможных в реальности.

При помощи ролевой игры ребенок сам создает себе идеальный мир, где нет проблем, забот, учебы, хлопот и других повседневных обязанностей. Может показаться, что такая игра может стать способом эмоциональной разрядки и снятия стресса. Но ребенок очень быстро привыкает к этой идеальной реальности, в дальнейшем выход из которой становится трудно найти, потому что в реальной жизни проблемы никуда не испаряются, и ребенок начинает все чаще и чаще уходить в другую реальность, он как бы начинает злоупотреблять ею. И поэтому возникает опасность полного отрешения от настоящего мира, может произойти 100 %-ная замена реальности на виртуальный мир. Возрастает риск формирования очень сильной компьютерной зависимости. Здесь мы находим схожие черты формирования зависимости от приема наркотических препаратов. При употреблении наркотиков закрепление тяги и устойчивой потребности напрямую зависит от частоты и регулярности приема наркотиков. Так же дело обстоит и с компьютерной зависимостью: чем больше и чаще сидишь за компьютером, тем сильнее «втягиваешься», а в дальнейшем доходит до такой крайности, когда уже просто не в состоянии обходиться без компьютерной игры.

Следующий механизм формирования компьютерной зависимости – это принятие роли. В основе этого механизма лежит потребность в игре как таковой, которая свойственна человеку. Для ребенка характерно стремление к принятию роли компьютерного персонажа, которая позволяет ему удовлетворять потребности, которые по каким-то причинам не могут удовлетвориться в реальной жизни. Мы привыкли играть в ролевые игры с самого детства. Эти игры являются частью познавательной деятельности человека. Когда ребенок играет в ролевую игру, то он сознательно принимает на себя роль взрослого человека (мамы, папы, бабушки или дедушки), тем самым он удовлетворяет бессознательную потребность в познании мира, который его окружает. По мере взросления ребенок заменяет ролевые игры на интеллектуальные, но все же потребность принять на себя роль другого человека сохраняется. При помощи виртуальной реальности эту потребность можно удовлетворить в компьютерной игре.

Ролевая игра – это весьма эффективный способ познавательной деятельности. В процессе ролевой игры удовлетворяется не осознаваемая человеком познавательная потребность, в результате чего ребенок получает удовольствие. Сам процесс формирования зависимости полностью построен на желании и острой необходимости в принятии роли. После того как ребенок несколько раз играет в ролевую игру, он замечает, что может принимать на себя роль своего компьютерного персонажа. Он понимает, что здесь он вполне может удовлетворить те потребности, которые не удовлетворены в реальной жизни. Он осознает, что его компьютерного персонажа уважают, он сильный, умный, предприимчивый, нахальный, с его мнением считаются, он может убить сотню врагов сразу, и для ребенка очень приятно входить в роль этого героя, чувствовать собственную силу и мощь, тогда как в действительности попасть в подобные ситуации и остаться живым у него вряд ли получится. Дальше происходит следующее: чем больше ребенок начинает играть, тем ярче становятся различия между реальной жизнью и виртуальной. Таким образом, игра превращается в средство компенсации жизненных проблем, ребенок начинает реализовывать свои потребности в игровом мире, а не в реальном. Конечно, последствия такой компенсации очень тяжелы. Это влечет ряд серьезных проблем в развитии личности самого ребенка, в формировании самосознания и самооценки, а также высших психических функций.

Таким образом, мы узнали, что возникновение потребности в принятии роли другого человека, связанной с ролевыми компьютерными играми, появляется на фоне таких психологических факторов, как:

• желание и острая необходимость в уходе от реальности;

• потребность в полном отождествлении себя с персонажем компьютерной игры.

Данные факторы могут выступать как совместно, так и доминируя один над другим. Оба эти механизма основаны на процессе компенсации негативных жизненных переживаний.

Вполне возможно, что если ребенок полностью удовлетворен своей жизнью и умеет рационально решать свои проблемы, то, может быть, у него не возникнет желания уходить в другой мир – мир виртуальный. Однако таких детей очень немного, поэтому большинство из них можно считать потенциально предрасположенными к формированию психологической зависимости от ролевых компьютерных игр.

Можно выделить стадии формирования данной зависимости.

1. Стадия легкой увлеченности.

После того как ребенок впервые поиграл в компьютерную игру, ему начинает нравиться сюжет этой игры, он соотносит себя с главным героем, ему нравятся графика, картинки и музыка. Ребенок начинает сравнивать мир реальный и виртуальный и отдает предпочтение последнему. Компьютерная реальность позволяет детям осуществить свои мечты. Один мечтал быть сильным, чтобы все его боялись, в игре он избивает, грабит или убивает других людей. В реальном мире он давно бы был пойман милицией и посажен в тюрьму. Но нет, здесь, в игре, ему все сошло с рук: он скрылся от преследования полиции и может спокойно продолжать свою грабительскую деятельность. Другой всегда мечтал поучаствовать в гонках, купить себе иностранную гоночную машину, и игра дает ему такую возможность, теперь все в его руках. Ребенок получает удовольствие, играя в компьютерную игру, здесь он находит положительные эмоции. Многими исследованиями доказано, что человек стремится постоянно получать положительные эмоции, он готов постоянно повторять действия, которые доставляют ему удовольствие. Таким образом, стремление к игре за компьютером постепенно начинает приобретать целенаправленный характер, но ребенок и даже подросток, к сожалению, этого не осознает.

Однако эта стадия имеет свою специфику: игра в компьютер носит скорее ситуационный, нежели систематический характер. Устойчивая потребность в игре здесь пока не сформирована, процесс игры не является значимой ценностью для человека.

2. Стадия увлеченности.

Для перехода на эту стадию необходимо появление у ребенка новой потребности – потребности играть в компьютерные игры. Стремление к игре на данной стадии есть мотивация, которая опосредована потребностями бегства от реальности и принятия роли. Как раз здесь игра принимает систематический характер. Если ребенок не может удовлетворить данную потребность по каким-либо причинам, он прибегает к различным активным действиям, чтобы добиться своего.

3. Стадия зависимости.

Здесь уже происходят серьезные изменения в ценностно-смысловой сфере ребенка. Происходит изменение самосознания и самооценки. Игра полностью вытесняет реальный мир.

Можно выделить две формы, в которых проявляется зависимость: социализированную и индивидуализированную. При социализированной форме компьютерной зависимости ребенок поддерживает социальный контакт с обществом, пусть даже в основном с такими же игроками, как и он сам. Такие подростки очень любят играть совместно, играть с помощью компьютерной сети друг с другом. В данном случае игровая мотивация в основном носит соревновательный характер. Эта форма зависимости оказывает менее пагубное влияние на психику ребенка, чем следующая форма. Различие заключается в том, что подростки не отрываются от социума, не уходят в себя. При индивидуализированной форме зависимости нарушаются не только нормальные человеческие особенности миропонимания и мировоззрения, но и взаимодействие с окружающим миром, социумом. Здесь происходит нарушение основной функции психики, и вместо реального окружающего подростка мира происходит отражение мира нереального и виртуального. Такие дети всегда, часто подолгу, играют без свидетелей, их потребность не изменяется и не исчезает с удовлетворением базовых физиологических потребностей. Для них компьютерная игра выступает в роли наркотика. Если в течение какого-то временного отрезка их тяга не замещается, то они впадают в состояние, близкое к своего рода ломке, испытывают отрицательные эмоции, становятся раздражительными и агрессивными, впадают в прострацию. Такие явления с клинической точки зрения называются психопатологией, или стилем существования, вызывающим данную патологию.

4. Стадия привязанности.

Это последняя, завершающая стадия в компьютерной зависимости. Она характеризуется угасанием игровой активности человека, смещением психологической составляющей индивида в сторону выздоровления. Здесь ребенок держит дистанцию с компьютером, однако полностью оторваться от уже сформировавшейся и укоренившейся потребности в виртуальной реальности он не в силах. Данный период протекает достаточно долго, иногда даже всю жизнь, в зависимости от скорости угасания привязанности. В силу своих индивидуальных особенностей подросток может остановиться в формировании тяги на одном из предшествующих периодов ее возникновения, таким образом, потребность исчезает быстрее. Но если этого не происходит и ребенок проходит все периоды формирования психологической потребности в виртуальной реальности, то, следовательно, данная стадия будет носить затяжной характер. Важным в этом процессе будет считаться уровень снижения неконтролируемой тяги от общего ее показателя, и, чем он больше, тем меньше по времени будет угасать зависимость. Следует отметить, что возможен новый всплеск игровой активности вследствие появления новых игр, которые могут заинтересовать подростка. После того как игра им постигается, происходит возвращение тяги на исходный уровень.

Чем чревата неадекватная тяга ребенка или подростка к компьютерным играм?

1. Возможна сильная зависимость ребенка от компьютера. Ребенок начинает вести себя как настоящий наркоман: постоянно ищет время, чтобы играть, тратит все карманные деньги, чтобы купить новые игры, может даже украсть деньги, если закончились свои; говорит только о компьютерных играх, прогуливает школу, чтобы поиграть.

2. Компьютерные игры оказывают самое неблагоприятное воздействие на развитие психики ребенка. Он становится эмоционально неуравновешенным, напряженным, агрессивным, испытывает чувство тревоги, выглядит подавленным и озабоченным. У зависимых от игры детей часто нарушается сон, зачастую им снятся кошмарные сновидения. Такое зависимое «общение» с компьютером делает ребенка замкнутым, неразговорчивым, он не может сосредоточиться ни на каком виде деятельности, может забросить учебу.

3. Компьютерная зависимость сказывается и на физическом состоянии ребенка. Он перестает уделять должное внимание спорту и различным физическим нагрузкам, портит свое зрение, так как постоянно находится перед экраном компьютера. Родителям очень важно вовремя осознать, что их ребенок попал в зависимость от компьютера.

Необходимо запомнить, что до 5 лет ребенка нельзя подпускать к компьютеру даже на короткий срок. Необходимо также принимать во внимание и индивидуальные личностные особенности детей. Кто-то более, а кто-то менее подвержен влиянию виртуальной реальности. Также родителям нужно самим выбирать или хотя бы наблюдать, в какие игры играет их ребенок. Ведь от типа компьютерной игры тоже зависит, насколько быстро и сильно может сформироваться компьютерная зависимость.

Положительные стороны компьютерных игр

Обособленно в ряду компьютерных игр стоят логические и обучающие игры. Если использовать их в разумных пределах (по времени), не в ущерб другим занятиям в жизни, то они могут принести положительный результат: научат детей счету, иностранному алфавиту. Взрослые, используя обучающие игры, смогут пополнить свои знания в иностранных языках (в этом виде компьютерной продукции срабатывают сразу два механизма памяти и восприятия: зрительный и звуковой). Создавая логические и обучающие игры, производители основываются на законе «Три И». Именно три «и» – одни из главных причин тяги к игре. Три И – это инстинкт, интеллект и интуиция. Инстинкт – это желание удовлетворять разнообразные физиологические и материальные интересы. Ставку на инстинкт производители делают, создавая эротические игры, игры на биржевом рынке. Интеллект – способность личности логически понять моменты, происходящие с ним и с реальностью, что вокруг него используется и тренируются, как было уже сказано, в логических и обучающих играх; сюда также можно добавить множество игр, где интеллект играет не последнюю роль: все та же игра на бирже, просчитывание футбольных голов, выгодная стрельба по мишеням и т. д. Интуиция – это способность индивида попадать в корень вещей не путем объяснения или логического мышления, а путем неосознанного мгновенного озарения. Ставку на интуицию производители делают на вездесущих играх в биржу, любых играх, где нужно что-то угадать: счет в футбольном матче, боксерском ринге, в любом соревновании.

Некоторый положительный эффект могут дать игры с несуществующими животными, реализацией детских страхов и фантазий. В психологии существует тест «Несуществующее животное», где испытуемым предлагается его нарисовать и назвать. Этот тест позволяет выявить скрытые страхи, тревоги, а следовательно, изъять их из сознания. Тот же самый эффект у игры с реализацией детских страхов и фантазий. Реализуясь в игре, рисунке, они постепенно могут вытесняться из подсознания. Безобидными и даже полезными можно назвать логические и обучающие игры, особенно для детей. Детское восприятие устроено таким образом, что для запоминания и усвоения информации нужны ассоциации, игра. Да и многие взрослые лучше запоминают номера телефонов, лица, фамилии, любую информацию сравнивая ее с чем-либо (цветом, запахом, образом и т. д.).

Помимо стремления к новизне (главному двигателю игровой компьютерной индустрии), любому человеку присущи чувства: страх, жадность, надежда – не последние человеческие слабости, на которые делают ставки производители игр. По мнению психологов, слабые и самоуверенные, жадные и медлительные люди обречены стать жертвами рынка, тем более компьютерного и игрового. По мнению специалистов, знание собственных способностей и предпочтений, положительных и отрицательных качеств, разумная самокритика помогут избежать влечения к игре. Имеет большое значение развитие способности контролировать свои эмоции, поведение.

Отрицательные стороны компьютерных игр

- вырабатывают привычку уходить от проблем в «виртуал», что негативно сказывается на умении решать свои проблемы вообще;

- отрицательно сказываются на физическом здоровье, так как игровой процесс построен в первую очередь на эмоциональности и сам по себе не требует от игрока физической активности. Особенно страдает зрение;

- отрицательно отражаются на нервной системе и психике, утомляемых постоянными перегрузками, вызванными многочасовым сидением за монитором. Игроманы стараются проводить максимум из доступного времени за компьютером, часто жертвуя сном ради игры; большинство игроманов в жизни замкнутые, не общительные люди, отвыкшие (либо не научившиеся) общаться напрямую без помощи компьютера;

- после яркой, насыщенной событиями игры сложно переключатся на реальный мир, с его повседневными рутинными заботами.

Рекомендации родителям

Современные дети сначала учатся играть в компьютерные игры, а потом уже в подвижные во дворе. Реальность сегодня такова, что дети сначала осваивают компьютерную грамоту, а потом уже языковую, математическую. Побочным эффектом раннего знакомства может быть компьютерная зависимость. Чем же лучше виртуальный мир, нежели реальный? Доказано, что компьютерная зависимость является одной из форм ухода человека от реальности, которая может травмировать из-за сложных отношений между людьми. Такая реальность приводит к конфликтам, разочарованиям, болезненным проявлениям и горьким потерям. Именно поэтому подростку, который еще не научился выстраивать отношения в обществе, кажется, что виртуальный мир и игры – идеальный для него выход. Именно в работе на компьютере он может реализовать свой потенциал, при этом он ничем не рискует. Он знакомится в Сети, придает своему имиджу те черты, которые в реальной жизни у него отсутствуют. В этом мире он говорит о том, о чем в реальной жизни запрещено или не принято. Создается иллюзия всемогущества, которая может вскружить голову не только ребенку, но и взрослому.

Для того чтобы у подростка пропал интерес к компьютерным клубам, необходимо сначала разобраться в том, что могло послужить причиной его ухода из реальной жизни. Что он мог найти в том мире такого, что не смог найти в реальности? Ведь любой человек, осознанно или нет, чем-то занимается для удовлетворения потребностей. Компьютерная зависимость сегодня является проблемой, которая встала в ряд с наркоманией и алкоголизмом.

Личное пространство ребенка

Для подростка всегда являлось важным иметь свое личное пространство. Это желание он подчеркивает увлечением музыкой, лишним украшением своего тела (пирсингом), татуировками, компьютерами и многим другим. Он создает свой мир, а стиль жизни своих родителей не признает. Выделяясь, он тем самым заявляет всем о своей индивидуальности. То, что родители проявляли свою заботу, он считает детством, а сейчас он уже взрослый. У него есть свой взгляд на жизнь.

Потребность в самоутверждении, чувстве собственной значимости является главным. Но показывать всем свою силу в спортзале уже немодно. Сегодня компьютерные игры с неограниченным количеством игроков дают статус, призы и авторитет.

Проблема компьютерной зависимости является и проблемой доверия. Если ребенок считает, что его предавали и обманывали, то в выборе компьютерных отношений он страхует себя от отрицательных эмоций. Все чаще кумирами современных подростков становятся не герои книг, а компьютерные гении. Часто подростки уходят из дома, потому что там нет комфорта. Не у всех есть отдельная комната, тот маленький мир, который можно обустроить по своему желанию. Нет возможности оставаться наедине с собой, поэтому он ищет то место, где это возможно. Становится очевидным, что сами клубы тут не играют основополагающей роли. Ведь подросток пытается устранить свою внутреннюю пустоту или разрешить конфликт. Из всех сложившихся ситуаций всегда есть выход. Если у ребенка наблюдается зависимость от компьютера, то восстановить доверие между ним и родителями будет сложно. Но если родители смогут найти причину этой зависимости, то все можно исправить. Не следует сразу запрещать походы в компьютерный клуб, так как эффекта от такого запрета не будет. Наивно предполагать, что, выслушав родительские советы, подросток вместо клуба пойдет в музей или библиотеку.

Для начала организуйте ребенку его личное пространство, где ему будет комфортно. Научитесь уважать интересы своего ребенка. Позвольте общаться ему с друзьями в вашем доме, в его комнате. Полюбите то, что любит он, что ему очень дорого. Конфликт навязывания стиля жизни разрешится, если позволяется иметь свой собственный мир. Разговаривайте со своим ребенком, как с взрослым человеком. Слушайте его внимательно, рассуждайте вместе с ним. Всем давно известно, что запретный плод всегда сладок. Чем больше запретов, тем больше интерес к этим запретам у подростка. В этом возрасте дети чаще идут наперекор своим близким. Случается в семьях, что родители лишают ребенка чего-то значимого для него (игры на компьютере, например), не дав взамен ничего привлекательного. Вы можете узнать, что его может заинтересовать, тем самым разрешить этот конфликт.

Современные семьи все больше времени проводят на работе, а дом является тем местом, где можно поесть, поспать, накормить сына или дочь, мимолетно справиться о его (ее) успехах. Главное – заработать больше средств, чтоб никто и ни в чем не нуждался. В таком случае у ребенка складывается впечатление, что его родители скучны, а его жизнь им неинтересна. Скрытый конфликт – дорога к появлению игровой зависимости. Придумайте общее семейное занятие. Это одна из форм профилактики любой зависимости. Ведь близкие и честные отношения в семье, интерес друг к другу без дежурных фраз, никогда не приведут вашего ребенка к зависимости от чего-либо. Если ваш ребенок слишком много проводит времени в компьютерном клубе, то у вас может быть реакция: «Снова отправишься в клуб – можешь назад не приходить!», «Не получишь ни копейки, я не намерен работать на твой клуб!», «Почему тебя туда тянет – там же одни неудачники!». Такого рода выводы обязательно приведут к конфликту. Можно выразиться по-другому: «Понимаем, что пока у тебя нет своего компьютера, а тебе очень хочется поиграть. Давай условимся: чтобы нам не принимать корвалол, ты вернешься в 22.00. Но если возникнет непредвиденная ситуация, позвони и предупреди». Другой вариант: «Каюсь, мы не рокфеллеры, и мне жаль денег на игры в клубе. Давай вместе найдем выход. Давай сообразим, как сэкономить, чтобы приобрести твой персональный компьютер?» Если ребенок проводит слишком много времени за компьютером дома, то реакция родителей также может выглядеть так: «Лучше бы уроки учил, чем глупостями заниматься». Или: «Я продам компьютер! Ты перестал походить на человека!» Измените ваши фразы, постройте отношения по-другому: «Покажи мне, как пользоваться этой программой (играть в эту игру, и т. п.)», либо «Я хочу тоже знать то, что интересно тебе. Научишь?».

Несколько советов родителям

Психологи советуют родителям придерживаться некоторых правил, которые помогают решить проблему зависимости ребенка от компьютерных игр и интернет-зависимости. Прочтите их, возможно, они помогут вам не только в решении этой проблемы, но и многих других.

1. Стройте отношения в семье на принципах честности и умении признавать ошибки.

2. Не оскорбляйте своего ребенка и его круг общения.

3. Будьте другом и помощником своему ребенку. Позиция «Я – старший, поэтому делай так, как тебе говорят» никогда не приведет к доверительным отношениям.

4. Сделайте так, чтобы ребенок мог вам довериться всегда и при любых обстоятельствах.

5. Не бойтесь показывать свои чувства ребенку, если вы расстроены сложившейся «компьютерной» ситуацией. Тогда он увидит в вас не противника, а близкого человека, который тоже нуждается в заботе.

6. Если вдруг возник конфликт, который выражен в приказном тоне с вашей стороны о прекращении работы за компьютером, то не следует торговаться с ребенком: «Сначала сделаешь что-то (уроки, выполнишь домашние обязанности), только потом можешь поиграть».

Как сделать так, чтобы вопрос о компьютерной зависимости не возникал вообще? Если вам лично компьютер не особенно нужен, но вы уверенны, что современный ребенок не может без него существовать, не говорите это вслух. Сделайте вид, что приобретаете компьютер для собственных нужд. Тогда вы сможете сформулировать правила его использования для ребенка.

Что можно сделать, чтобы предотвратить развитие компьютерной зависимости у детей? Можно выделить ряд рекомендаций, которые должны помочь родителям в данном вопросе.

1. Всегда нужно оговаривать время игры ребенка на компьютере и точно сохранять эти рамки. Количество времени нужно выбирать исходя из возрастных особенностей ребенка. Например, до 5 лет не рекомендуется ребенка допускать до компьютера, не стоит мешать ребенку познавать мир постепенно и без вмешательства искусственного интеллекта. А уже начиная с 5 до 7 лет ребенку можно начинать знакомиться с компьютером, но желательно не более 2 ч в день и не подряд, а по 15 – 20 мин. с перерывами. При этом надо объяснить ребенку, что реальная жизнь и герои компьютерных игр – две разные вещи, не совместимые между собой. С 7 лет ребенок может самостоятельно отличить виртуальный образ игры от реального. После 12 лет наступает наименее тревожный период, так как ребенок может различать образы различных реальностей. Но это всего лишь усредненные данные, всегда нужно исходить из конкретных личностных и индивидуальных особенностей детей в том или ином возрасте.

2. Нужно больше времени общаться с ребенком, развивать в нем гармоничную эмоциональную сферу, посещать различные мероприятия, чтобы ребенок научился общению с различными людьми.

3. Категорически запрещается играть в компьютерные игры перед сном.

4. Необходимо привить ребенку интерес к активным играм и физическим упражнениям. Пусть он двигается и испытывает радость от этого. Ведь когда ребенок сидит за компьютером, все его физические нагрузки заключаются лишь в движении мышкой по столу.

5. Необходимо следить, чтобы игра на компьютере не подменяла реальное общение со сверстниками и друзьями.

6. Следует проводить обсуждение игр вместе с ребенком, выбирать развивающие игры.

7. Нужно показывать ребенку личный положительный пример.

Если вы договорились, что ребенок будет играть 30 мин., то вы сами не должны играть дольше. Если развивать эмоциональную сферу и коммуникативные способности ребенка, то, возможно, он не убежит от нас в другую, компьютерную реальность.

Интернет

Итак, постепенно, мы подошли к Интернету – великому изобретению человечества. Интернет – это обширная, разветвленная сеть, объединяющая компьютеры, расположенные в самых разнообразных точках Земли.

Миллионы жителей ежедневно применяют Интернет для многочисленных целей. Максимально распространенное применение электронная почта – e-mail, а проще говоря, «мыло».

E-mail

Электронная почта вполне сравнима с обычной почтой, но отличается быстротой доставки. Такое значительное преимущество придает общению некоторые особенности: особый этикет (даже в научных и деловых письмах), более неформальный стиль общения, часто не используется даже обращение к адресату, но применяется набор смайликов и аббревиатур, которые позволяют ускорить и упростить общение на расстоянии.

Интернет-сайты позволяют в какой-то мере сделать сообщение эмоциональным: высокая скорость отправки и приема дает возможность в том же месте получить обратную связь и, в свою очередь, отреагировать, так что общение, в общем-то, имеет значительное количество преимуществ, нежели использование обычной почты. Возможна отправка копий письма сразу нескольким адресатам, что, в общем, данный метод способствует быстрому распространению данных. При наличии E-mail можно пересылать не только текстовые данные, но также графические, аудио – и видеофайлы, т. е. обмениваться информацией иного рода.

NetMeeting – программа, позволяющая общаться голосом через Интернет. Если хорошая скорость, то разговор идет, как по телефону. Для этой услуги понадобится микрофон. Вы заходите на особый сервер данной службы и ищете нужного собеседника (которых там достаточно много). Можно также вызвать человека по его адресу или имени, под которым он зарегистрирован в мировой сети Интернет. Поддерживает одновременно несколько собеседников, вроде как сеанс одновременного голосового общения.

Iphone. Чем-то похоже на NetMeeting, но имеет в наличии видеопередачу и отличается легкостью в использовании. Ввиду небольшой известности на «серверах ожидания собеседников» немного посетителей, и страница быстрее обновляется.

«IRC» означает «Internet Relay Chat» и подразумевает систему, дающую право вести дискуссию с другими посетителями Интернета на особых каналах или индивидуально. Каналы можно охарактеризовать как комнаты. Вы «заходите» на канал, и затем любое ваше слово способно быть услышанным, а точнее, прочитанным всеми, кто находится на данном сайте, невзирая на то, что один ваш собеседник живет в южной стране, а другой – на Камчатке. Чаты есть практически на любом сайте, они очень разнообразны, в письменный разговор можно вставлять практически любые графические файлы, даже фотографии. Можно говорить все, что угодно, о чем угодно и с кем угодно. Можно выйти и зайти под другим именем, а можно с одного компа «раздвоиться» и общаться сразу за двух людей с разными никами. При необходимости вы можете беседовать индивидуально только с лицами, необходимыми вам, – в private.

В чате можно свободно общаться со всеми, при этом сохранять свою конфиденциальность. Активное общение с друзьями по Сети также можно рассматривать как вариант аддитивной зависимости. Такое общение помогает отобрать себе именно такого «нового друга», который по всем своим параметрам совпадет с идеалом.

Дети из-за чрезмерного увлечения общением в чате часто просто не могут остановиться, из-за этого нередко опаздывают или вовсе пропускают занятия в школе и даже при нарастании явлений школьной дезадаптации не имеют силы воли, а иногда желания прекратить работу в Сети. У некоторых из них мысли о таком общении в Сети возникают сразу после утреннего пробуждения. Возникновению зависимости от сверстников по Сети у детей способствует феномен воображаемого друга, который характерен для детского возраста. В жизни подростка общение через чат становится лидирующим. Круг интересов, не связанный с таким общением, сужается или вообще пропадает. Зависимые от общения в чате подростки в реальной жизни могут общаться с людьми только на темы, связанные с чатами. Такой диалог превращается в монолог: подросток может подолгу рассказывать о преимуществах той или иной системы, о разнообразии чатов, о том, где он чаще бывает, о возможностях, открывающихся при работе с компьютером. Подростки отличаются аффективно суженным сознанием, так как почти не замечают ни своего собеседника, ни того, о чем идет речь. После того как подросток «подсел» на общение с виртуальными сверстниками, общение с реальными людьми ограничивается чаще всего по желанию самого ребенка. Если родители пытаются запретить подростку общение с компьютером или хотя бы сократить такое общение, то со стороны ребенка отмечается бурная реакция протеста. При вынужденном перерыве возникает чувство опустошенности, скуки, безделья. Ребенок может часами ходить по квартире, не зная, чем себя занять. Чат приобретает характер сверхценного увлечения, поэтому другие виды деятельности считаются неинтересными. Прежде всего, при такой зависимости страдает реальное общение со сверстниками или взрослыми людьми. Зависимые от компьютера подростки отличаются тем, что у них развивается чувство мнимого превосходства над окружающими, происходит оскудение эмоциональной сферы. Это связано с тем, что во время игры он должен показать себя хладнокровным, ему не нужно проявлять свои чувства, если он хочет выиграть.

В чате общение происходит свободно, можно в любой момент прекратить общение, можно обманывать собеседников, преувеличивать, при всем этом не задумываться о последствиях. Такая форма компьютерной зависимости приводит к тому, что подростки начинают предпочитать виртуальное общение личному. Общение с другими людьми в настоящем отходит на второй план, а иногда может вообще сойти на нет.

Клубы. Это более элитарное сообщество. В клубе вы можете иметь только один постоянный ник (т. е. прозвище), который можно сменить только специальным запросом. Такие сообщества развиваются, и образуется не слишком быстрыми темпами: эти сайты созданы для интеллектуального и индивидуального общения, где взаимодействуют друг с другом только заинтересованные лица, они с недоверием относятся к чужакам. Здесь невозможно просто внедриться, как в обычный чат, так как чужого просто выкинут или не заметят. Поведение в них гораздо сложнее и строго регламентировано: если сообщение не соответствует этическим нормам клуба или не принадлежит к теме, его вычеркивают, а при слишком серьезных ситуациях могут просто закрыть доступ в клуб. Темы серьезно разграничены, и нарушения в них не одобряются. Здесь живут в основном интеллектуалы. Люди такого типа общаются в Сети значительное количество времени, но относятся к такому общению спокойно: они не считают его единственно возможным, начинают дискуссию только, когда есть что сказать, и не гонятся только за самой возможностью общения, если тема исчерпана.

Конференция

Самая большая компьютерная конференция – USENET – включает в себя огромное количество машин всей планеты. Ее структура похожа на доску объявлений и одновременно на газету. Отличается отсутствием всякого списка участников конференции. Принимать и отсылать сообщения может каждый, чья машина соединена с другой машиной, принимающей сообщения конференции. Все отправляемые сообщения рассортированы на группы по наименованиям, и, чтобы иметь возможность принимать сообщения группы, необходимо на нее подписаться, а именно внести наименование данной группы в меню на собственной машине. Сетевое программное обеспечение, обеспечивающее связь конференции USENET, из каждого возможного сообщения сортирует сообщения, принадлежащие к группам из вашего меню. Отправляя сообщение, вы маркируете, к какой группе оно принадлежит, и все, кто включен в данную группу, ваше сообщение примут. Данное устройство конференции разрешает принимать каждое сообщение по необходимым темам независимо от того, кто их создавал, и отправлять сообщение, не заботясь об адресах потребителей – оно будет доступно тем, кого оно может заинтересовать.

Основные читатели и участники конференций – люди, которым важно не само по себе индивидуальное общение, а интеллектуальное. Обычно это профессионалы, которые пытаются найти здесь ответы на возникшие профессиональные вопросы. Такие если и вступают в сетевой разговор, то обычно для того, чтобы найти необходимую информацию по волнующей их теме. Методом конференции легче всего устанавливать контакты с людьми аналогичных интересов, образовывать фан-клубы либо научные группы. Конференция особенно актуальна для научных дискуссий. Методом конференции можно беседовать на волнующие вопросы в необходимом обществе, собрать которое в одном месте для личной беседы обошлось бы недешево и вылилось бы в поток непредсказуемых затрат времени и сил. Особых психологических проблем, связанных с общением в Сети, у специалистов не формируется. Обычно люди, пользующиеся компьютером и Интернетом только для того, чтобы получить, передать конкретную информацию, не склонны к привыканию и зависимости от компьютера и Интернета. Но они постоянно общаются с лицами, находящимися под негативным влиянием компьютерной сети и Интернета. Конечно, в Интернете множество полезной информации – прогноз погоды, курсы акций и валют, сводки новостей, электронные версии газет и журналов, литература, музыка, спорт, летающие тарелки… и многое другое. Каждый человек может найти что угодно на собственный вкус, не выходя из дома. Даже в мобильных телефонах появились интернет-услуги, что говорит о величайшем спросе на Всемирную паутину. Но также в Интернете множество бесполезной и поверхностной информации – навязчивая реклама, вздорные измышления, просто глупость и тщеславие.… А еще хуже, что в Интернете множество опасной и негативной информации: съемки драк и убийств на сайтах различных скинхедовских организаций, пропаганда расизма, размещение порнографического видео с участием несовершеннолетних, реклама проституции и еще много всякой «грязи». Доступ к этим сайтам есть у всех, в том числе и у детей, которые на этих сайтах могут увидеть, прочитать то, что негативно повлияет на их психику и, следовательно, на дальнейшее развитие.

Сетеголизм

Сетеголиками называют зависимых от Интернета людей. Им необходимо вновь и вновь быть в Сети, и они запросто могут потратить 12-14 часов в стуки, непрерывно скачивая музыку, программы, общаясь в чатах и на форумах. Они заводят бесконечные виртуальные знакомства, не стремясь при этом перенести их в реальность.

У сетеголиков наблюдается самоизоляция, потеря внутренних ориентиров, неуравновешенность, рассеянность, неряшливость, наплевательское отношение к близким и, естественно, огромные расходы на оплату услуг провайдера.

Помимо основных признаков зависимости от компьютера, у сетеголиков проявляются дополнительные симптомы: 

- навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту;

- предвкушение следующего сеанса он-лайн;

- увеличение времени, проводимого он-лайн;

- увеличение количества денег, расходуемых он-лайн.

Четыре основных типа интернет-зависимости:

  1. киберсексуальная зависимость, которая проявляется в непреодолимом влечении к посещению порносайтов;
  2. пристрастие к виртуальным знакомствам. Поиск новых знакомств, который приводит к избыточности интернет-друзей;
  3. навязчивая потребность в интернет-играх, постоянные покупки или участие в аукционах, обсуждениях на форумах;
  4. бесконечные путешествия по виртуальному миру, поиск информации по базам данных и компьютерные игры, приводящие к информационной перегрузке.

Если в жизни у человека существует проблема прямого общения, то через компьютер он компенсирует это. В искусственном мире компьютера он самостоятельно моделирует окружающее себя общество. В киберпространстве человек раскрепощается, красочно описывает то, что в реальности ему трудно описать посредством прямого диалога или монолога. Почему так происходит? Почему одни люди легко общаются, а для других это проблема? Причины нужно искать в семье, в периоде детства и юношества. К примеру, конфликт. Причиной возникновения конфликтов могут быть смысловые барьеры в общении, которые создают препятствия для взаимопонимания и взаимодействия. Неумение справляться с конфликтными ситуациями приводит к потере общения.

Человек всегда ищет новые способы самовыражения и общения с другими людьми. Именно в киберпространстве он находит одну из таких возможностей, где можно быть тем, кем хочется, и выражать свои личные качества без постоянного контроля со стороны внешнего наблюдателя. Люди отдают предпочтение общению в виртуальных комнатах перед общением в реальной жизни, потому что там можно анонимно общаться, изменяя свое реальное «я». Анонимность является важным аспектом понимания в виртуальном мире.

Уход из реального в мир компьютера может породить у многих людей иллюзию комфортной жизни в созданном для себя психологически приемлемом мире. Такая опасность действительно существует. Еще одной причиной, по которой люди живут большую часть времени в киберпространстве, является одиночество. При детальном анализе подростки часто называют одиночеством скуку, неумение занять себя, отсутствие компании.

 Дефицит родительского участия в жизни ребенка лишает его уверенности и чувства безопасности. Зарождается эмоциональная тревожность – страх отделения, который может сохраняться на протяжении всей жизни, что нередко приводит к низкой общительности. С возрастом многие коммуникативные трудности проходят или компенсируются. Но память о них иногда устойчиво снижает уверенность человека в себе, что приводит к падению уровня общительности, а это повышает вероятность одиночества. Человеку, особенно ребенку, обязательно нужно, чтобы он кому-то доверял. Из-за чувства одиночества при низком уровне общения это не всегда получается. Киберпространство дает возможность найти для себя друга, которому ты сможешь открывать все свои тайны и не бояться, что об этом узнает кто-то еще. Подъезды и детские площадки являются местом постоянных встреч у подростков. Для этого возраста характерно стремление понять себя, определить, что он представляет собой как личность. Но сделать это он может в сравнении себя с другими, равными себе.

Для подростка главным является самоутверждение в роли взрослого и самостоятельного человека. Прежде всего, ему необходимо, чтобы изменилось отношение к нему взрослых (родителей и учителей), которые еще вчера в нем видели только маленького ребенка. В современном обществе, если дома стоит компьютер, этот мир подъездов переходит с улицы в дом. Интернет позволяет посещать места встреч в киберпространстве. Для многих подростков эти места так же важны, как и тусовка во дворе. Путешествие по Интернету с одного сайта на другой может привести к тому, что ребенок начинает воспринимать компьютер как продолжение своей личности в Сети, где он отражает свои вкусы, интересы. В терминах психоанализа компьютеры и киберпространство нужно рассматривать как тип «промежуточного пространства», который расширяет внутренний психический мир человека. Как и чем живут сегодня подростки? Выявив основные их желания и мотивы, психологи установили причины, по которым можно определить причину длительного общения в киберпространстве.

Предпосылки возникновения одиночества в киберпространстве

Идентификация

Подростки пытаются определить свое место в окружающем их мире. Они задают себе «общемировые» вопросы: кто я? Зачем я живу? Ответ на эти вопросы они находят в киберпространстве.

Интимность и принадлежность

Взрослея, подросток знакомится с различными аспектами интимных отношений с лицами противоположного пола. Он ищет друзей и компанию для того, чтобы ощущать себя частью группы. Все эти отношения являются важной частью идентификации личности. Киберпространство помогает ему найти огромное количество людей и групп по интересам и другим принадлежностям.

Сепарация от родителей и семьи

Подростковый возраст – это то время, когда ребенок часто желает отделиться от родителей, для того чтобы самому выстраивать отношения с людьми. Он хочет быть независимым и делать то, чего хочет сам. Интернет предоставляет ему для этого уникальную возможность. Если есть желание знакомиться с новыми людьми, но при этом оставаться дома, то Интернет позволяет это делать одновременно.

Избавление от фрустрации

Подростковый возраст является сложным периодом жизни, который проходит под давлением школы, семьи и друзей. Часто подросток не справляется со своими переживаниями, особенно тогда, когда они усилены гормональной перестройкой организма. Ему необходимо освободится от фрустрации, а он может осуществить это в анонимном, не несущем никаких последствий киберпространстве.

Четыре основных типа интернет-зависимости:

• киберсексуальная зависимость, которая проявляется в непреодолимом влечении к посещению порносайтов;

• пристрастие к виртуальным знакомствам. Поиск новых знакомств, который приводит к избыточности интернет-друзей;

• навязчивая потребность в интернет-играх, постоянные покупки или участие в аукционах, обсуждениях на форумах;

• бесконечные путешествия по виртуальному миру, поиск информации по базам данных и компьютерные игры, приводящие к информационной перегрузке.

Главным признаком интернет-зависимых является навязчивое желание войти в Интернет и неспособность из него выйти.

Категории компьютерной зависимости

Она выделяет пять основных категорий этой зависимости.

1. Киберсексуальная. Зависимость от общения в интерактивных комнатах для взрослых или от киберпорнографии.

2. Киберотношения. Зависимость от виртуального общения, интерактивных игр и конференций, которые заменяют настоящих жизненных спутников и близких.

3. Сильная сетевая вовлеченность. Скрывает в себе вовлечение в азартные сетевые игры, зависимость от интерактивных аукционов и навязчивое состояние торговли через Сеть.

4. Информационная перегрузка. Сильная патологическая вовлеченность в перелистывание веб-сайтов и поиск по базам данных.

5. Компьютерная зависимость. Навязчивые состояния в компьютерных играх или в программировании, в основном среди детей и подростков. Люди, которые долгое время проводят в чатах, за играми, не занимаясь непосредственно работой в Интернете, составляют около 90% от всех посещающих виртуальный мир. В результате можно составить психологический портрет этих людей. Они часто испытывают трудности в общении, комплекс неполноценности, имеют заниженную самооценку.

Поэтому только Интернет может решить их проблемы. Люди уходят в безопасную зону, где их ни к чему не обязывают. В результате усугубляется еще в большей степени то, от чего они уходят в виртуальный мир. Жизнь протекает по-другому, мысли текут тоже в другом направлении.

Главная причина широкого распространения компьютерных игр и сайтов – это анонимность игроков и их посещения.

В свою очередь, анонимность связана со следующими главными расстройствами и проблемами.

1. Различные сексуальные расстройства, отклонения от нормы, ложь и совершение криминальных действий (просмотр и скачивание непристойных или запрещенных картинок (детская порнография), которые широко распространены на многих сайтах. Такое поведение зачастую начинается с любопытства и имеет увлекательный конец. В этом случае показана психотерапия, направленная на нормализацию сексуальных влечений (аутогенная тренировка, поведенческая терапия, НЛП, позитивная психотерапия).

2. Социальные фобии (страхи) – боязнь общества, межличностных отношений, отсутствие коммуникабельности (приспособления к различным условиям окружающей среды), креативности (способности к изменчивости, гибкости). В этом случае виртуальный мир компьютера и Интернета заменяет реальный мир, которого человек так боится.

3. Внутрисемейные конфликты приводят человека к компьютеру и Интернету, последние, в свою очередь, усугубляют конфликты, приводят к отдалению людей в реальной жизни, к разводу. В данном случае показана индивидуальная и семейная терапия, при котором супруги дружно принимают участие в примирении и воссоздании семьи после измены в Сети.

4. Возможность ухода от жизненных проблем, от тягот реального мира (попытки снять стресс, депрессию, беспокойство), от обычных каждодневных трудностей (обилие работы, проблемы в учебе, внезапная безработица, расстройства в семье).

5. Наличие психопатий. Психопатии не болезнь, а патологические особенности характера, приводящие в неблагоприятных условиях к длительному стрессу, хронические болезни, психотравма к психическим заболеваниям. Психопаты наиболее подвержены зависимостям, в том числе компьютерной и интернет-зависимостям. Необщительность, патологическая скромность, застенчивость. Обладатели этих качеств ищут поддержку и спасение в компьютере и Интернете.

6. Дефицит общения. Особенно данная проблема характерна для детей и подростков, изолированных от общества чрезмерно занятыми или обеспокоенными родителями.

К методам лечения компьютерной и интернет-зависимости, как и любой другой зависимости, можно отнести:

• медикаментозные методы;

• психотерапевтические методы;

• нетрадиционные методы.

Выбор методов и средств почти всегда остается за родственниками и друзьями человека, страдающего компьютерной зависимостью. Хочется надеяться на то, что весь процесс лечения будет проводиться под наблюдением специалиста во избежание побочных явлений и появления непредсказуемых реакций.

Для лечения бессонницы, кошмарных сновидений используют снотворные средства. Для лечения депрессии – антидепрессанты (химические) и травяные (персен, негрустин, ново-пассит). Для лечения неврозов – успокаивающие средства (препараты валерианы, пустырника, персен, негрустин, ново-пассит). Для лечения фобий – транквилизаторы (элениум, феназепам), успокаивающие средства. К психотерапевтическим методам лечения компьютерной или интернет-зависимости относят:

• семейную психотерапию;

• поведенческую терапию;

• позитивную психотерапию;

• психосинтез;

• аутогенную тренировку.

Направление психотерапии в лечении компьютерной и интернет-зависимости – это прежде всего:

• коррекция семейных отношений;

• лечение сексуальных психологических проблем;

• лечение страхов;

• психологическая коррекция личности (замкнутости, патологической стеснительности, необщительности).

И все же, несмотря на то, что все методики уже существуют, радикальных методов не придумали. Для того чтобы говорить о том, что наступил момент, когда изобрели точное и стопроцентное лекарство от компьютерной зависимости, пока еще рано. Однако установлены некоторые критерии, на которые можно ориентироваться в процессе поиска универсального лекарства. Например, нужно обращать внимание на мотивы человека, который стремится к компьютеру, на его психическое развитие, желания и окружение. В любом случае компьютерная грамотность должна прививаться ребенку еще в том возрасте, когда он только начинает изучать азы компьютера. Так складывается наша жизнь, что полностью отказаться от компьютера невозможно, но уменьшить его негативное влияние на человека можно. Одна из первых заповедей «правильного компьютерщика» – это памятка о том, что компьютер есть всего лишь инструмент, а не заменитель реальной жизни. Перед тем как принять окончательное решение о лечении человека от компьютерной зависимости, надо понять, почему он предпочитает жить в придуманном мире, а не в реальном, что заставляет его так поступать. А когда причины известны, то и методы должны выбираться в соответствии с ними, для того чтобы эти причины устранить. Чаще всего это неуверенность в себе и своих возможностях, неумение общаться с другими людьми, внутренние и внешние конфликты, которые человек не может или не хочет решать. Часто решая проблемы своих родственников и друзей, мы не осознаем, что и сами должны соблюдать эти правила и те требования, которые устанавливаем для них.

Если говорить об ошибках, которые совершают окружающие люди по отношению к компьютерным поклонникам, то можно назвать самое распространенное – запрет. Но, просто запрещая ребенку или человеку играть в компьютерные игры, мы заставляем его обороняться, и в окружающем мире он видит врагов. Как известно, запретный плод сладок, и человеку, которому запрещают близко подходить к компьютеру, всегда будет казаться, что именно он прав и что нет ничего лучше, чем сеть Интернета. Тем более что ребенок, подросток начинают осваивать компьютерную науку в переходном возрасте, который характеризуется тотальными изменениями в психологии ребенка, отрицании всех устоев общества. Поэтому и родителям подростков, и тем, кому небезразлична судьба взрослых родственников, следует помнить о том, что, запрещая компьютерные игры и Интернет, можно оттолкнуть человека от себя навсегда. Доверие потерять легко, а вернуть его иногда бывает невозможно. Поэтому, как говорится, семь раз отмерь и один раз отрежь.

Многие вышеназванные методы и терапии могут использоваться только с разрешения специалиста и под его строгим наблюдением, так как глубинные воздействия на подсознание и психику человека требуют профессионализма. Для того чтобы принимать решение о лечении или использовании этих методов, необходимо удостовериться в том, что человек, будь то ребенок или взрослый, действительно подвержен негативному влиянию компьютерных игр и Интернета.

Точный диагноз компьютерной и интернет-зависимости может быть поставлен только в процессе беседы с психотерапевтами.

Профилактика компьютерной и интернет-зависимости

1. Общение с детьми, так как психологи установили, что основной причиной возникновения компьютерной зависимости у детей является недостаток личностных связей и взаимопонимания с семьей, родственниками и нужными людьми. Обычно предрасположены к компьютерной зависимости дети, чьи родители имеют связи за границей или часто отсутствует в командировках, а также дети преуспевающих бизнесменов: компьютер и Интернет компенсируют общение с родителями, а потом родители становятся неважными и неглавными персонами. Поэтому основной способ профилактики зависимости у детей – это создание условий для общения.

2. Правильное воспитание детей (разъяснение, убеждение, личный положительный пример, неприемлемость физических и моральных наказаний).

3. Разумное использование компьютера и Интернета. Родители должны объяснить ребенку, что домашние задания – это приоритет номер один; если работа сделана, компьютер твой, нет – не твой.

4. Как было сказано в начале главы, компьютерной и интернет-зависимости подвержены те, у кого заниженная или завышенная самооценка, поэтому важно воспитание и самовоспитание именно в этом направлении (приемы саморегуляции).

5. Наиболее подвержены развитию зависимостей индивидуумы в подростковом возрасте (это период формирования ценностей, расширения социальных контактов).

Поэтому очень важно правильное воспитание в этот период, так как зависимый подросток ограничивает свой круг общения компьютером. Это приводит к следующему: отсутствует жизненный опыт, развивается инфантилизм в решении жизненных вопросов, появляются трудности в социальной адаптации, раздражительность, агрессивность. Родителям необходимо понять своего ребенка и принять своевременные меры.

Заключение

В заключение следует сказать о том, что уход ребенка от конфликтов в компьютерный мир является не только его проблемой, это проблема взрослых.

Для того чтобы ребенок не стал заложником компьютерных игр, ему необходимо дополнительное внимание родителей и родственников. В идеале родители должны принимать непосредственное участие в жизни своего ребенка, например, заниматься с ребенком спортом, другим активным отдыхом, посещать разные мероприятия (музеи, ТЮЗы). Но, если это невозможно, есть другие методы ограничения времени работы за компьютером.

Кроме компьютера, существуют спортивные игры, дворовые подвижные игры. Тренируйте мышление и память вместе с ребенком логическими играми. В этом вопросе залогом успеха будет энтузиазм взрослого. Не внушайте ребенку отношение к компьютеру как к сверхценности. Не предлагайте ему в награду возможность поразвлечься игрой на компьютере. Компьютеру следует отводить более скромное место в ряду других занятий. Жизнь ребенка в Интернете является острой проблемой ухода от реальности. Очень часто ребенок имеет легкий доступ к Интернету, который негативно сказывается на психике вашего ребенка. Бесчисленные вебстраницы на любые темы являются неприемлемыми для детей. «Статистика показывает, что девять из десяти детей в возрасте от 8 до 16 лет видели порнографию в Интернете и открывали ее в большинстве случаев случайно, собирая информацию по школьным заданиям». Разумно ограничивать ребенка во время его нахождения в Интернете. Необходимо интересоваться, какие сайты посещает ваш ребенок и для чего. Некоторые взрослые, доверяя своему ребенку, бывают сильно удивлены тем, чем он увлекается, если «не вовремя» заглянули в комнату. Информация об опасности доступа к неприемлемому содержимому необходима всем тем родителям, чьи дети активно используют интернет-ресурсы. Одним основным и эффективным методом блокировки входа детей на нежелательные сайты считается особый инструмент для фильтрации веб-содержимого. Это антивирусное решение, содержащее систему контроля сетевого доступа, легко устанавливаемую родителями: для любого пользователя компьютера создается индивидуальный фильтр для запрета доступа к определенной информации. С одной стороны, родители могут выбирать то содержимое, которое могут просматривать дети (например, разрешать вход на страницы, посвященные играм), с другой – запрещать им просматривать сайты, которые относятся к порнографии и насилию.