Сказочные знакомства

Коссаковская Светлана Александровна

Программа помощи детям в период адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_programma_po_adaptacii.doc661 КБ

Предварительный просмотр:

Программа помощи детям в период адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения

«Сказочные знакомства»

ГБОУ ДС № 430

педагог-психолог,

Радостева С.А

Москва

2010

Программа помощи детям в период адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения

«Сказочные знакомства»

Цель программы: Помощь детям в период адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Эта цель достигается при решении следующих задач:

  1. Обеспечение условий для оптимизации и преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду.

- снятие эмоционального и мышечного напряжения;

- снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;

- развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;

- развитие чувства ритма, координации движений;

- развитие игровых навыков, произвольного поведения;

- формирование предметной деятельности (использование предметов по их функциональному назначению), способности произвольно включаться в деятельность; формирование наглядно-действенного мышления, произвольного, устойчивого внимания, переключения в деятельности;

- формирование речевого и предметно-действенного общения с окружающими (развитие понимания обращенной речи, собственной речевой активности, умение понимать мимику, жесты и интонации);

- развитие творческих способностей;

- стимуляция сенсорной активности (зрительного, слухового, кинестетического восприятия);

- формирование функциональных возможностей кистей и пальцев рук.

2. Обучение воспитателей методам проведения групповых занятий в адаптационный период.

3. Формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.

Методы и приемы:

- Методы арт-терапии - драматерапия, изотерапия, сказкотерапия;

- Пальчиковая гимнастика;

- Беседа;

- Ролевые игры.

Рекомендации по проведению занятий

Перед началом занятия ознакомьтесь с содержанием упражнений и подготовьте необходимые материалы. При разыгрывании с детьми сказочных сюжетов помните, что сказочный персонаж должен «ожить» в ваших руках и начать «разговаривать» с малышами. Для этого во время чтения потешки, стихотворения, пения песенки или участия в сказке кукла (фигурка, игрушка) должна плавно покачиваться в такт речи взрослого. Если нужно управлять одновременно двумя героями, то та, которая в данный момент «говорит», покачивается, а другая замирает в руках взрослого и внимательно «слушает». Затем наоборот, та, которая «слушала», начинает плавно покачиваться в ритм речи взрослого, а другая - замирает.

Тематическое планирование занятий для детей 2-3 лет

№ п/п

Тема занятия

Цель занятия

Количество занятий

1.

Собачка

Создание положительного эмоционального настроя в группе; развитие координации движений, общей и мелкой моторики, внимания, речи и воображения.

1

2.

Киса-кисонька-краса

Развитие речи и мелкой моторики; формирование эмоционально положительного отношения к окружающему и различным видам деятельности, способности произвольно включаться в игровую деятельность; создание эмоционального общения ребенка со взрослым.

1

3.

Зайка серенький

Развитие мелкой моторики, эмоционально-волевых процессов; формирование умения группировать однородные предметы по цвету, эмоционального общения ребенка со взрослым.

1

4.

Козочка

Развитие мелкой моторики, звукоподражания; формирование навыка подпевать вместе со взрослым отдельные слова.

1

5.

Курочка

Развитие мелкой моторики, осязания, эмоционально положительного отношения к окружающему и различным видам деятельности.

1

6.

Малютка Ежик, четверо ножек

Развитие мелкой моторики, речи, эмоционально положительного отношения к окружающему и различным видам деятельности, теплых эмоциональных отношений с ребенком через занятие общим делом.

1

7.

Госпадин параход

Развитие речи, мелкой моторики, восприятия цвета; формирование любознательности, уверенности, положительных эмоций от совершаемых действий; создание условий для эмоционального общения ребенка со взрослым.

1

8.

Чудо-юдо Рыба кит

Создание положительного эмоционального настроя от совершаемых действий; развитие мелкой моторики, речевое развитие; создание условий для эмоционального общения ребенка со взрослым.

1

9.

Птичий двор

Развитие мелкой моторики, движения кистей рук, умения подражать движениям взрослого.

1

10.

Миша - Медведь

Развитие мелкой моторики, речи, эмоционально положительного отношения к окружающему и различным видам деятельности; формирование способности произвольно включаться в предметную, игровую деятельность.

1

11.

Бычок

Развитие мелкой моторики, речи, восприятия цвета; формирование навыка звувокоподражания; создание условий для эмоционального общения ребенка со взрослым.

1

12.

Теремок

развитие мелкой моторики, речи, умения сопереживать персонажам народных сказок; создание условий для эмоционального общения ребенка со взрослым.

1

Занятие 1. Собачка

Цель: создание положительного эмоционального настроя в группе; развитие координации движений, общей и мелкой моторики, внимания, речи и воображения.

Материалы: игрушка собачки, мыльные пузыри.

Ход занятия

Знакомство с собачкой

Психолог приносит в группу собачку: «Здравствуйте, ребята! Я пришла к вам не одна». (Включается музыка «лай собаки») Психолог надевает на руку куклу-собачку: «Кто это пришел к нам в гости? Правильно. Это собачка». Психолог рассказывает, кто такая собачка, где она живет, как разговаривает и предлагает детям по очереди поздороваться с ней. Каждый ребенок жмет собачке лапку и представляется, называя свое имя. Затем взрослый зачитывает стишок, держа собаку в руках:

Гав-гав! Кто там?

Это песик к нам,

Я собачку ставлю на пол.

Дай, собачка, (имя ребенка) лапу!

Психолог в роли собачки по очереди ласкает каждого ребенка (лапками гладит их по головке) со словами «Хорошая Машенька, хороший Ильюша» и т.д.

Упражнение «У-у-у»

Взрослый показывает ребенку картинку и просит его показать мальчика и щенка.

Затем поет песенку.

Я щеночку подпою: «У-У-У!»

Как поет мальчик?

-   У-У-У!

Губки я тяну, тяну,

Песню новую пою-у-у-у:

- У-У-У!

Песенка поется три раза: в первый раз психолог сам поет все слова, на второй и третий раз побуждает ребенка подпевать ему «У-у-у».

Упражнение «Волшебные пузыри» 

«Собачка хочет поиграть с нами в игру!» Психолог показывает детям пузырек с мыльным раствором и начинает выдувать мыльные пузыри. Затем просит ребят ручками ловить мыльные пузыри, помогает собачке поймать пузыри. Когда мыльный пузырь лопается, взрослый удивленно спрашивает у малышей, куда он пропал. Также можно попробовать научить ребят надувать мыльные пузыри.

Упражнение «Вся моя семья»

Психолог предлагает ребятам сделать массаж ладошек.

Этот пальчик - деда (массаж большого пальца).

Этот пальчик - баба (…указательного пальца).

Этот пальчик - папа (…среднего пальца).

Этот пальчик - мама (…безымянного пальца).

Этот пальчик - я, я,…(…мизинца).

Вот и вся моя семья (сжимаем кулачок).

Психолог предлагает ребятам поблагодарить собачку за веселую игру и попрощаться с собачкой. Детки машут собачке на прощание.

Занятие 2. «Киса-кисонька-краса»

Цель: развитие речи и мелкой моторики; формирование эмоционально положительного отношения к окружающему и различным видам деятельности, способности произвольно включаться в игровую деятельность; создание эмоционального общения ребенка со взрослым.

Материалы: игрушка кошки, небольшие клубки толстых ниток, плюшевый котенок; картинка со схематичным изображением кошки, краски, кисточка (можно вместо кисточки попробовать рисовать пальчиками); палочка с бантиком.

Ход занятия

Упражнение «Киса-кисонька»

В гости к детям приходит котенок. «Здравствуйте, ребятки! Кто сегодня к нам в гости пришел? Правильно. Это котенок». Психолог показывает детям игрушку котенка, рассказывает о том, кто такой котенок, как он живет, чем питается и т.д. Затем психолог просит ребят показать, где у него ушки, мордочка, лапки, хвостик, учит детей гладить котенка.

Упражнение «Как у нашего кота»

Психолог зачитывает стихотворение и показывает соответствующие движения. Стихотворение читается три раза, в первый раз психолог сам показывает все движения, во второй и третий раз побуждает ребят делать упражнение вместе.

Как (рис.1) у нашего (рис. 2) кота (3)    

Шубка очень хороша (4),        

Как (5) у котика (6) усы (7)

Удивительной (8) красы (9),

Глазки смелые (10),

Зубки белые (11).

Упражнение «Шаловливый котенок»

Психолог рассказывает детям, что котята очень любят играть с бантиками. Предлагает детям превратиться в котят ( «раз, два, три – вокруг себя повернись и в котенка превратись!») Достает палочку, к которой привязана веревочка с бантиком. Опуская и поднимая ее, он предлагает отдельным детям поймать бантик. Поворачиваясь в разные стороны, психолог пытается вовлечь в эту забаву всех детей. После игры психолог привязывает бантик котику на шею и предлагает детям сесть на коврик около котенка и уложить его спать.

Упражнение «Поиграй с кисой»

Психолог показывает детям картинку со схематичным изображением кошечки. Рассказывает, какая она красивая, только бесцветная, и предлагает ребятам раскрасить кошечку. Затем психолог рассказывает детям, что кошечка очень любит играть клубочками, из которых ее хозяйка вяжет носочки, и просит детей нарисовать цветные клубки - синие, красные, зеленые.

Вместе с психологом  дети говорят кошечке: «Играй, Киска!» - и прощаются с кошечкой. Психолог и дети машут кошечке на прощание.

Занятие 3. Зайка серенький

Цель: развитие мелкой моторики, эмоционально-волевых процессов; формирование умения группировать однородные предметы по цвету, эмоционального общения ребенка со взрослым.

Материалы: игрушка зайчика, зеркальце, 2 листа картона (красного и синего цвета), по 5 грибочков красного и синего цвета (листы картона - это поляны, на которых растут грибочки).

Ход занятия

Упражнение «Знакомство с Зайкой»

«Здравствуйте, ребята! Кто сегодня пришел к нам в гости? Правильно. Это Зайка». Ребенка приветствует игрушка Зайка. Он здоровается с малышом, дает ему возможность рассмотреть себя и погладить. Рассказывает о себе: что любит кушать и как ему нравится прыгать. Зайка предлагает поиграть пальчиками.

Взрослый показывает ребенку, как сложить из пальчиков зайку. Затем зачитывается стихотворение и разучиваются движения.

Ушки длинные у зайки,                                            

 (Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы. Это ушки.)

Из кустов они торчат.    

(Пошевелить ушками из стороны в сторону.)

Он и прыгает, и скачет,                             (Согнуть и  разогнуть ушки.)

Веселит своих зайчат.                      (Покачать ушками вперед и назад.)

Стихотворение прочитывается четыре раза: первый раз без движений, второй раз взрослый показывает движения, третий и четвертый раз движения выполняют и психолог, и ребенок.

Упражнение «Зайка беленький»

«А теперь давайте поиграем с нашим Зайкой». Дети изображают зайчиков и занимают свои домики, которые можно обозначить кружками, квадратами, флажками разного цвета. Зайчики, запомнив свои норки-домики, по предложению психолога выбегают на полянку, чтобы поиграть. Психолог произносит стихи, а зайчики выполняют движения

Зайка беленький сидит
И ушами шевелит.
Вот так! Вот так!
Он ушами шееел ит.


(Присаживаются в полуприсед, покачивают головой, держат прижатые к ушам вытянутые ладони или указательные пальцы.)


Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп!
Надо лапочки погреть.


(Хлопают сначала в ладоши, а затем скрестными движениями рук хлопают себя по плечам, как будто греются.)

Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Скок-скок, скок-скок.
Надо зайке поскакать.


(Прыгают на двух ногах на месте или продвигаясь вперед.)

Кто-то зайку испугал,

Зайка – прыг…и убежал.

(Психолог хлопает, зайки бегут в свои домики.)

Психолог проверят вместе с детьми, все ли зайки правильно нашли свои домики.

Упражнение «Солнечные зайчики»

Зайка: Какие же вы молодцы! А теперь я покажу вам солнечных зайчиков.

Психолог пускает с помощью зеркала солнечных зайчиков и одновременно произносит текст стихотворения.

Скачут побегайчики,

Солнечные зайчики,                            

Мы зовем их - не идут,                    

Были тут - и нет их тут.

Прыг, прыг по углам,

Были там - и нет их там.

Где же зайчики? Ушли,

Мы нигде их не нашли.

Стихотворение прочитывается три раза: первый раз без движений, на второй раз взрослый показывает детям движения: в соответствии со словами текста манит зайчиков, разводит руки в стороны, хлопает в ладоши, направляет солнечных зайчиков в разные стороны комнаты, на ладошку ребенка, стол. На третий раз движения выполняются и ребенком, и психологом.

Упражнение «Посадим грибочки»

Зайка: Ах, какие веселые солнечные зайчики! А теперь я хочу показать вам вот такие полянки.

Разложите на столе поляны и рассмотрите их вместе с ребенком. Зайчик говорит ребенку: «Есть вот такие и вот такие полянки». Выложите вперемешку на стол синие и красные грибочки. «Давай посадим грибочки на полянах. Но грибочки хотят спрятаться, чтобы никто их не нашел. Где мы посадим этот гриб?» Пусть малыш покажет соответствующую поляну или сам посадит грибок. Возможно, остальные грибочки он уже сможет посадить без вашей помощи.

Зайка: Ой! Сколько на моей поляне грибочков! Спасибо! Вы молодцы! До свидания!

Упражнение «Спрячем зайку»

Психолог показывает детям картинку с изображением небольшого зайчика. «Кто нарисован у нас на листочке? Правильно, зайчик! А давайте поиграем с вами в прятки и спрячем нашего зайку».

Психолог показывает детям, как можно закрасить изображение черным мелком, проводя поверх него линии в направлении вверх и вниз. Закрасьте картинку целиком, чтобы зайчика не было видно. «Видите, как спрятался наш зайка? Хотите сами спрятать второго зайку?» Взрослый предлагает детям вторую картинку с изображением зайки, дает им в руки мелок и помогает закрасить зайку. «Вот и спрятались наши зайки. Давайте им скажем: «До свидания»!

Занятие 4. Козочка

Цель: развитие мелкой моторики, звукоподражания; формирование навыка подпевать вместе со взрослым отдельные слова.

Материал: игрушка козы; мешочек из плотной красивой ткани, затягивающийся на горловине, мелкие предметы 2-3-х цветов по 3-4 штуки каждого цвета, 3 листа картона (цвета картона должны совпадать с цветами мелких предметов).

Ход занятия

Упражнение «Знакомство с козочкой»

 «Здравствуйте, ребятки! Кто сегодня пришел к нам в гости? Это козочка». Психолог показывает детям игрушку козочки,  рассказывая, кто такая козочка, описывает, как она выглядит, показывает рожки, хвостик, копытца, колокольчик. Затем просит детей показать козочку, ее рожки, хвостик, копытца, колокольчик.

После этого психолог показывает детям, как разговаривает козочка. «Ме-ме!» - кричит козочка. Психолог учит ребенка произносить «Ме-ме».

«Помните, мы с вами показывали пальчиками зайку? (Вспоминаем, как сделать из пальчиков зайку). А теперь давайте научимся делать козочку». Психолог помогает детям сделать из пальцев козочку. (Внутренняя сторона ладони опущена вниз. Указательный и мизинец выставлены вперед. Средний и безымянный прижаты к ладони и обхвачены большим).

Упражнение «Идет коза рогатая»

Психолог читает детям потешку.

Идет коза рогатая,                       (Ведет козочку по столу в такт стихотворению).

Идет коза бодатая:

Ножками топ-топ,

Глазками хлоп-хлоп.

Потешка читается три раза: сначала без движений, затем психолог показывает движения козочки по столу. На третий раз дети сами ведут козочку.

Психолог зачитывает вторую часть потешки.

Кто каши не ест,

Кто молока не пьет,

Того забодаю, забодаю, забодаю.     (Покачивает игрушкой из стороны в сторону).

Стихотворение разучивается по аналогии с первой частью.

Упражнение «Чудесный мешочек»

В мешочке лежат мелкие предметы 2-3-х цветов по 3-4 штуки каждого цвета. На столе разложите 3 листа картона (цвета картона совпадают с цветами фигурок).

Козочка показывает детям чудесный мешочек: «У меня для вас подарок. В этом мешочке вас ждет сюрприз! Кто засунет  ручку в мешочек?»

Пусть ребенок достанет игрушку. Внимательно рассмотрите ее все вместе, а затем положите на коврик того же цвета. Так дети достают и раскладывают все предметы на ковриках разных цветов.

Козочка хвалит детей, просит сложить игрушки обратно, и, попрощавшись, уходит.                  

Упражнение «Волчок»

Дети садятся в кружок. Психолог берет волчок, со стрелочкой, и, прежде чем раскрутить ее, предлагает задание, например: проскакать на одной ножке, спеть песенку, похлопать в ладоши и т.д. Ребенок, на которого укажет стрелка волчка, должен выполнить задание, а потом сам придумать новое задание.

Психолог и дети благодарят козочку и прощаются с ней.

Занятие 5. Курочка

Цель: развитие мелкой моторики, осязания, эмоционально положительного отношения к окружающему и различным видам деятельности.

Материалы: игрушка курочки, картинка с изображением курочки, фланелеграф, миска с крупой.

Ход занятия

Упражнение «В гости курочка пришла»

«Здравствуйте, ребятки! Кто сегодня пришел к нам в гости? Это курочка». Психолог показывает детям игрушку курочки, рассказывает, кто такая курочка, где она живет, чем питается, показывает у нее лапки, крылышки, клювик. Затем просит детей найти у курочки лапки, крылышки, клювик. После этого психолог показывает детям, как разговаривает курочка. «Ко-ко-ко» - кричит курочка. Психолог учит детей произносить «Ко-ко-ко».

Упражнение «Курочка пьет воду»

Психолог напоминает детям, как они на прошлом занятии делали из пальчиков козочку, дети показывают ее. Затем психолог предлагает детям научиться делать курочку.

Он зачитывает стихотворение.

Наша курочка гуляла,

Травку свежую щипала.

И пила водицу

Прямо из корытца.

«Ко-ко-ко», - вкусная водичка.

(Поставить руку локтем на стол. Пальцы сложить в виде клюва. Ритмично наклонять кисть руки вниз и поднимать вверх, имитируя водопой курочки).

Стихотворение читается три раза: сначала без движений, затем показываются движения курочки. На третий раз психолог помогает детям показать курочку.

Упражнение «Курочка-рябушечка» 

Психолог играет с игрушкой курочки.

- Курочка-рябушечка,

Куда ты пошла?

- На речку.

- Зачем ты пошла?

За водичкой.

- Курочка-рябушечка,

Зачем тебе водичка?

- Цыпляток поить.

- Курочка-рябушечка,

Как цыплятки просят пить?

- Пи-пи-пи, пи-пи-пи!

Если дети уже говорят, можно попробовать разучить с ним последние слова потешки.

Упражнение «Мисочка с сюрпризом»

Психолог говорит детям о том, что курочка принесла им подарки. Необходимо заранее подготовить миску с крупой (например, гречкой), 2-3 мелкие игрушки, пластмассовые стаканчики (клеенку постелите под миску на тот случай, если крупа просыплется).

Психолог рассматривает вместе с детьми крупу. Показывает им, какие действия можно совершать с крупой: набирать в ладоши, пропускать сквозь пальцы, собирать в ладошку по одному зернышку и т.д.

Затем психолог прячет одну или несколько мелких игрушек в крупе и предлагает детям внимательно поискать в крупе сюрприз: «Давайте посмотрим, кто спрятался в крупе!». Предложите детям найти спрятанную игрушку. Похвалите их, когда они ее найдут.

Курочка сидит рядом возле миски и радуется вместе с детьми. Когда все игрушки будут найдены, можно покормить курочку.

Курочка благодарит детей и, попрощавшись, уходит. Психолог и дети на прощание машут курочке.

Занятие 6. Малютка Ежик, четверо ножек

Цель: развитие мелкой моторики, речи, эмоционально положительного отношения к окружающему и различным видам деятельности, теплых эмоциональных отношений с ребенком через занятие общим делом.

Материалы: игрушка ежика, бигуди-липучки небольшого диаметра, пластилин, доска для работы с пластилином, спички, вырезанные из картона маленькие грибочки с отверстием в центре.

Ход занятия

Упражнение «В гости курочка пришла»

«Здравствуйте, ребятки! Кто сегодня пришел к нам в гости? Это ежик». Психолог показывает детям игрушку ежика, рассказывает, кто такой ежик, где он живет, чем питается, чем занимается, дает ребенку подержать ежика в руках, поиграть им.

Упражнение «Малютка Ежик»

Психолог показывает детям, как изобразить ежика, собрав пальцы рук в замок. Прочитайте стихотворение.

Ежик маленький замерз

(Прижмите пальцы - ежик убрал иголки).

И в клубок свернулся.

Солнце ежика согрело,

(Выпрямите пальцы - ежик показал колючки).

Ежик развернулся!

Игру желательно повторить несколько раз.

Упражнение «Я колючек не боюсь»

Психолог обращает внимание ребенка на то, что у ежика на спине колючки для своей защиты в лесу.

Психолог дает детям бигуди и предлагает их потрогать, обращая внимание на то, что у бигуди есть колючки, совсем как у ежика. Затем психолог предлагает детям покатать бигуди в ладошках, повторяя: «Я колючек не боюсь, даже если уколюсь!». Важно катать бигуди, нажимая на них с разной силой и следя за тем, чтобы во время выполнения упражнения ладони у детей были прямыми и напряженными.

Упражнение «Крошка Ежик, четверо ножек»

Психолог предлагает детям слепить своих ежиков из пластилина. Из пластилина лепится кружок, к которому приделываются глазки, в спинку втыкаются спички-«иголки» (не очень часто). Из картона вырезаются маленькие грибочки. В центре каждого грибочка делается такое отверстие, чтобы ребенок мог свободно надеть грибок на спичку. Два грибка взрослый накалывает сам, остальные - дети (помогаем ежику собирать грибы). Во время выполнения задания психолог может зачитывать стихотворение:

Ежик два грибка нашел,

На иголки наколол.

Мы с тобой в лесок пошли

И еще грибы нашли.

Ежик просит: «Дай-дай-дай!

На иголки надевай!»

Можно предложить детям слепить целое семейство ежиков - маму, папу и малыша. После того как все грибочки собраны, ежик благодарит детей за помощь и прощается. Дети машут ежику на прощание.

Занятие 7. Господин пароход

Цель: развитие речи, мелкой моторики, восприятия цвета; формирование любознательности, уверенности, положительных эмоций от совершаемых действий; создание условий для эмоционального общения ребенка с взрослым.

Материалы: картинки с изображением кораблей, пароходов, игрушка - кораблик, карандаши, счетные палочки, шнурки, краски для рисования, кисточки.

Ход занятия

Упражнение «Знакомьтесь, господин Пароход»

«Здравствуйте, ребятки! Кто сегодня пришел к нам в гости? Это господин Пароход». Психолог показывает детям картинку с нарисованным пароходом, рассказывает о том, что такое пароход, как и где он плавает. Затем психолог рассказывает стихотворение:

Пароход плывет, гудит,

Пароход нам говорит:

- У-У-У! У-У-У!

Далеко я уплыву.

Стихотворение прочитывается два раза, на второй раз дети выполняют роль парохода, протягивая звук «У-у-у».

Затем психолог предлагает детям показать ручками, как плывет пароход. 

Пароход плывет по речке,

Из трубы дымят колечки.

(Соединить ладони вместе, подняв большие пальцы вверх - «пароход», подвигать ладонями в разных направлениях: вперед, в стороны, назад - «прокладывает курс»).

Упражнение «Из чего же строят корабли?»

Психолог показывает детям разнообразные предметы (карандаши, счетные палочки, шнурки, веточки и т.д.) и демонстрирует, как с их помощью можно выложить контур корабля.  Предлагает детям попробовать выложить кораблик самим.

Упражнение «Плыви, кораблик»

Психолог показывает детям картинку со схематичным изображением корабля и говорит о том, что кораблик хочет отправиться в дальнее плавание, и просит детям помочь его нарядить - раскрасить. Желательно выполнять задание совместно, обсуждая каждое действие: «В какой цвет покрасить большой парус? А маленький? Какого цвета флажок на кораблике?»

Затем рисуются волны, которые могут быть голубые, синие, фиолетовые и даже черные, если на море буря. Психолог и дети желают кораблику счастливого пути и машут ему на прощание.

Занятие 8. Чудо-юдо Рыба-Кит

Цель: создание положительного эмоционального настроя от совершаемых действий; развитие мелкой моторики, речевое развитие; создание условий для эмоционального общения ребенка со взрослым.

 Материалы: игрушка рыбки, картинка ветра, миска воды и несколько мелких предметов - кусочки пробки, веточки, крупные бусины, маленькое сито, привязанное к палке, тазик, бумажные кораблики.

Ход занятия

Упражнение «Кто в океане живет?»

«Здравствуйте, ребятки! Кто сегодня пришел к нам в гости? Это рыбка». Психолог показывает детям игрушку рыбки, рассказывает, кто она такая, где живет, чем питается, дает детям возможность поиграть с рыбкой, показать, как она плавает. Затем психолог предлагает детям научиться говорить как рыбка (округлите рот и беззвучно открывайте и закрывайте его, смыкая и размыкая губы).

Упражнение «Рыбки и крокодил»

Психолог спрашивает у детей, хотят ли научиться показывать рыбку и зачитывает стихотворение.

Пять маленьких рыбок играли в реке,

(Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем волнообразные движения в воздухе).

Лежало большое бревно на песке,

(Руки прижаты друг к другу. Переворачиваем их с боку на бок (бревно).)

И рыбка сказала: «Нырять здесь легко!»

(Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем ими «ныряющее» движение.)

Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко».

(Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).)

А третья сказала: «Мне хочется спать!»

(Ладони кладем под щечку (рыбка спит)).

Четвертая стала чуть-чуть замерзать.

(Быстро качаем ладонями (дрожь).)

А пятая крикнула: «Здесь крокодил!

(Запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются (рот).)

Плывите отсюда, чтоб не проглотил!»

(Прячем руки за спину, взрослый старается их поймать).

Стихотворение зачитывается три раза: в первый раз взрослый сам выполняет все движения, на второй-третий раз побуждает детей выполнять движения совместно.

Упражнение «Ветерок»

Психолог показывает детям картинку с изображением ветра и рассказывает им, как благодаря ветру на море появляются волны, могут плавать корабли и т.д. Затем он предлагает детям попробовать самим стать ветерком. Приговаривая «Ветерок, вей-вей-вей!», психолог показывает детям, как можно дуть на ватку, пытаясь сдуть ее с ладошки (со стола).

Затем психолог достает тазик с водой, пускает туда бумажные кораблики и просит ребенка дуть на них, чтобы они двигались по воде.

Упражнение «Рыбак рыбака»

Психолог бросает в тазик несколько мелких предметов: кусочки пробки, веточки, крупные бусины, опускает туда рыбку. Затем он показывает, как с помощью ситечка можно выловить предметы из воды и предлагает детям самим выловить все предметы и сложить их рядом на тарелку. Упражнение можно повторить несколько раз. После того как все предметы выловлены, психолог предлагает детям опустить рыбку обратно в тазик, потому что рыбка не может жить без воды. Ребенок опускает рыбку в воду и с помощью «ветра» (см. предыдущее упражнение) помогает ей уплыть. Рыбка прощается, психолог и дети машут ей на прощание.

Занятие 9. Птичий двор

Цель: развитие мелкой моторики, движения кистей рук, умения подражать движениям взрослого.

Материалы: фланелеграф, картинки с изображением уточек, гусей, голубей, курочек, индюка и петушка.

Ход занятия

«Здравствуйте, ребятки! Кто сегодня пришел к нам в гости? Это уточка». Психолог показывает детям игрушку уточки, рассказывает, кто она такая, где живет, чем питается, дает детям возможность поиграть с уточкой.

Упражнение «Вышли пальчики гулять»

Психолог предлагает детям сжать пальцы в кулак и начинает читать стихотворение.

Раз, два, три, четыре, пять               (Поочередно разогните пальцы, начиная с большого).

Вышли пальчики гулять.              

(Пошевелите пальцами).

Раз, два, три, четыре, пять  

 (Поочередно сожмите пальцы в кулак, начиная с мизинца).

В домик спрятались опять.

Стихотворение читается три раза: первый раз психолог сам выполняет все движения, на второй-третий раз побуждает детям повторять движения за ним.

Упражнение «Наши уточки с утра»

Для проведения этого упражнения потребуется: фланелеграф, картинки с изображением уточек, гусей, голубей, курочек, индюка и петушка.

Психолог по очереди показывает детям картинки птиц, рассказывая про каждую. Затем просит детей показать, где курочка, уточка, петушок и т.д., чтобы убедиться, что они запомнили всех основных героев.

Психолог зачитывает потешку и в соответствии с текстом выкладывает на фланелеграфе картинки с изображением нужных птиц.

Наши уточки с утра -

Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!

Наши гуси у пруда -

Га-га-га! Га-га-га!

А индюк среди двора -

Бал-бал-бал! Балды-балда!

Наши гуленьки вверху -

Грру-грру-у, грру-у, грру-у!

Наши курочки в окно -

Кко-кко-кко! Ко-ко-ко-ко!

А как Петя-петушок

Ранним-рано поутру

Нам споет -

Ку-ка-ре-ку!

Затем психолог вновь спрашивает у детей, где какая птичка, и просит их показать, как эта птица «говорит». Затем потешка зачитывается еще раз по ролям, психолог выполняет роль ведущего, а дети - роль птиц.

          Упражнение «Доброе утро»

Психолог вместе с детьми напевно произносит текст:

-      Доброе утро, глазки! (касаемся глаз кончиками пальцев)

Вы проснулись? (хлопки в ладоши)

-      Доброе утро, носик! (дотрагиваемся до кончика носа)

Ты проснулся? (хлопки в ладоши)

-      Доброе утро, ушки! (касаемся кончиками пальцев обоих ушек)

Вы проснулись?

-      Доброе утро, ротик! (касаемся указательным пальцем губ)

Ты проснулся?

-      Доброе утро, ручки! (кистями обеих рук делаем «фонарики»)

Вы проснулись?

-      Доброе утро, животик! (круговое поглаживание ладонью по животику)         Ты проснулся? (хлопки в ладоши)

-      Доброе утро, детки! Все проснулись?! К солнышку потянулись! (руки наверх, потягиваемся)

Дети прощаются с уточкой. До свидания!

Занятие 10. Миша - Медведь

Цель: развитие мелкой моторики, речи, эмоционально положительного отношения к окружающему и различным видам деятельности; формирование способности произвольно включаться в предметную, игровую деятельность.

Материалы: игрушка мишки, для театра рукавичек - персонаж Маши и медведя, маленькие картонные кружочки красного и синего цвета, две коробочки красного и синего цвета.

Ход занятия

Упражнение «Веселый оркестр»

Психолог рассказывает детям о том, что такое музыкальные инструменты, показывает картинку. Необходимо обсудить с детьми, кто изображен на картинке, показать все музыкальные инструменты. Затем психолог предлагает детям изобразить игру оркестра.

Кот играет на баяне,

Зайка наш - на барабане.

Ну а мишка - на трубе

Поиграть спешит тебе.

Если станешь помогать,

Будем вместе мы играть.

Стихотворение зачитывается три раза: первый раз психолог сам показывает необходимые движения (имитирует игру на называемом инструменте), во второй и третий раз побуждает детей делать упражнение совместно.

Упражнения «Сказочная рукавичка»

Перед показом сценок психолог знакомит детей с каждой из кукол-рукавичек, называет их, дает потрогать, внимательно изучить. Затем показывается сценка.

Сценка «Наша Маша»

Для проведения этого этюда потребуется рукавичка с изображением куклы Маши. Читая потешку, психолог медленно ведет Машу, чтобы дети смогли ее внимательно рассмотреть.

Наша Маша маленькая,

На ней шубка аленькая,

Опушка бобровая,

Маша чернобровая.

Потешка зачитывается два раза. Затем психолог дает рдетям потрогать рукавичку, спрашивает, какая у Маши шубка и т.д.

Затем зачитывается вторая потешка «У медведя во бору».

Для проигрывания этой потешки потребуются две рукавички с изображением Маши и медведя.

Маша. У медведя во бору

Грибы-ягоды беру,

А медведь лежит

И на нас ворчит.

(Медленно ведите Машу. Остановите ее).

Медведь. Кто в лесу гуляет?

(Покачивайте медведем).

Кто мне спать мешает?

Потешка зачитывается три раза: первые два раза психолог сам ведет героев, на третий раз можно предложить детям исполнить роль одного из героев.

Упражнение «Мишкины запасы»

Психолог зачитывает детям стихотворение и на второй строчке рассыпает на стол маленькие картонные кружочки красного и синего цвета. Сначала психолог предлагает детям собрать все кружочки в одну коробочку.

Мишка ягодок набрал полкорзиночки,

А потом все растерял на тропиночке.

А ягодки-то разные: синие и красные.

Давай-ка Мишеньке поможем -

Ягодки в корзину сложим.

Затем психолог достает две коробочки - синюю и красную - и просит детям красные кружочки-«ягодки» сложить в красную коробочку, а синие кружочки-«ягодки» - в синюю.

           Упражнение «Покружимся»

Психолог берет мишку, крепко прижимает его к себе и кружится с ним. Даёт другого мишку ребенку и просит его так же покружиться, прижимая к себе игрушку.

Затем психолог читает стишок и действует в соответствии с его содержанием. Дети вслед за ним выполняют те же движения

Кружусь, кружусь, кружусь,

А потом остановлюсь.

Быстро-быстро покружусь,

Тихо-тихо покружусь,

Я кружусь, кружусь, кружусь

И на землю повалюсь!

         Упражнение «Медведь и дети»

Роль медведя исполняет психолог. Дети размещаются на одном конце  комнаты. Психолог произносит слова:


Мишка по лесу гулял,

Долго, долго он искал,
Мишка деточек искал,

Сел на травку, задремал.


Медведь ходит по комнате и делает вид, что ищет детей. Затем он садится на противоположном конце комнаты на стул и дремлет.

Взрослый говорит:


Стали деточки плясать,

Мишка, Мишка, вставай,
Стали ножками стучать.

Наших деток догоняй.


Под эти слова дети бегают по комнате, топают ножками, выполняют движения по своему желанию. Взрослый поощряет их.

Мишка благодарит детей за помощь и прощается с ними. Психолог и дети машут медведю на прощание.

Занятие 11. Бычок

Цель: развитие мелкой моторики, речи, восприятия цвета; формирование навыка звувокоподражания; создание условий для эмоционального общения ребенка со взрослым.

 Материалы: картинка с изображением теленка, игрушка бычка.

Ход занятия

Упражнение «Где же наши ручки?»

Психолог предлагает детям сыграть в игру. Сначала зачитывается стишок.

Где же, где же ручки?

Нету наших ручек! (2 раза)

(Руки спрятаны за спину).

Вот,  вот наши ручки,

Вот наши ручки!

Пляшут, пляшут наши ручки,

Маленькие ручки!

Где же, где же наши детки?

Нету наших деток! (2 раза)

(Показывают руки).

(Имитируют танцевальные движения).

Вот, вот наши детки,

Вот наши детки!

Пляшут, пляшут наши детки,

Маленькие детки!

Стишок прочитывается три раза. На первый раз психолог зачитывает стишок и показывает движения, на второй и третий раз - помогает детям выполнить эти движения.

Упражнение «Теленок»

Психолог показывает детям картинку, на которой изображен теленок, рассказывает, кто такой теленок, что он любит, как разговаривает, предлагает детям показать, где у теленка рожки, хвостик и т.д.

Затем психолог поет детям песенку про теленка.

По-че-му, по-че-му го-во-рит те-ле-нок  «му»?

По-то-му что хо-чет к ма-ме - о-чень скучно од-но-му!

Затем песенка поется второй раз, психолог показывает детям движения: на слова «почему, почему» научите детей разводить вопросительно ручками, громко произнести «му» и обнять психолога.

Упражнение «Ой, бычок»

Психолог достает фигурку быка, вновь просит детей показать, где у бычка рожки, ножки, хвостик, продемонстрировать, как бычок говорит и т.д.

Затем психолог рассказывает детям стишок, покачивая в такт своей речи фигурку бычка.

Ой, бычок, мой бычок,

Золотистый бочок,

Рога твои бодливые,

Копытца торопливые.

Ты иди, не топочи,

Не бодайся, не мычи:

Спят еще ребятки,

Утром спится сладко!

Стихотворение зачитывается три раза, на третий раз психолог предлагает детям самим вести бычка.

Затем психолог спрашивает детей:

- Понравился  ли вам бычок?

- Какие рога у бычка?

- Какие копытца?

- Какой бочок?

- Умеет ли бычок бодаться, мычать?

Если детям трудно ответить на вопросы, психолог сам отвечает на них.         

Упражнение «Прыгай побыстрей»

Бычок предлагает детям поиграть в игру. Психолог собирает детей в круг, предлагает взяться за руки, ритмично подпрыгивая  вверх – вниз, приговаривая:

  1. Прыгай, прыгай побыстрей,
  2. Прыгай, прыгай веселей.
  3. Вверх – вниз,
  4. Вверх – вниз.
  5. Крепче за руки держись!

Бычок благодарит детей и, попрощавшись, уходит. Психолог и ребенок на прощание машут бычку.

Занятие 12. Теремок

Цель: развитие мелкой моторики, речи, умения сопереживать персонажам народных сказок, создание условий для эмоционального общения ребенка со взрослым.

 Материалы: игрушка белочки, листы цветной бумаги, блюдце, игрушки: теремок (двусторонний: старый и новый), мышка, лягушка, зайчик, лиса, волк, медведь.

Ход занятия

Упражнение «Сидит белка на тележке»

Психолог показывает детям игрушку белочки. Белочка знакомится с детьми, рассказывает о себе, где живет, что любит, и предлагает поиграть пальчиками.

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Поочередно разгибайте все пальцы, начиная с большого. Сначала выполняйте упражнение правой рукой, а затем - левой.

Упражнение «Салют»

Психолог предлагает детям взять небольшие листочки цветной бумаги и постараться разорвать их на мелкие кусочки. Оторванные кусочки сложить на блюдце. Затем надо взять все кусочки в ладони и подбросить их вверх.

Упражнение «Теремок» (театр народной деревянной игрушки).

Ведущий: Стоит в поле теремок. (Установите на столе теремок).

Бежит мимо мышка-норушка. (Подведите мышку к теремку).

Увидела теремок, остановилась и спрашивает.

Мышка: Теремок- теремок! Кто в тереме живет? (Покачивайте мышкой из стороны в сторону в ритме произносимого текста).

Ведущий: Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала в нем жить.

Ведущий: Прискакала к теремку лягушка-квакушка и спрашивает. (Подведите лягушку к теремку).

Лягушка: Терем-теремок! Кто в тереме живет? (Покачивайте лягушкой).

Мышка: Я, мышка-норушка! А ты кто? (Покачивайте мышкой).

Лягушка: А я лягушка-квакушка. (Покачивайте лягушкой).

Мышка: Иди ко мне жить! (Покачивайте мышкой).

Ведущий: Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоем жить.

Ведущий: Бежит мимо зайчик-побегайчик. (Подведите зайчика к теремку). Остановился и спрашивает.

Зайчик:  Терем-теремок! Кто в тереме живет? (Покачивайте зайчиком).

Мышка: Я, мышка-норушка! (Покачивайте мышкой).

Лягушка: Я, лягушка-квакушка. А ты кто? (Покачивайте лягушкой).

Зайчик: А я зайчик-побегайчик. (Покачивайте зайчиком).

Мышка: Иди к нам жить! (Покачивайте мышкой).

Ведущий: Заяц скок в теремок! Стали они втроем жить.

Ведущий: Идет лисичка-сестричка. (Подведите лису к теремку).

Ведущий: Постучала в окошко и спрашивает.

Лиса: Терем-теремок! Кто в тереме живет? (Покачивайте лисой).

Мышка: Я, мышка-норушка! (Покачивайте мышкой).

Лягушка: Я, лягушка-квакушка. (Покачивайте лягушкой).

Зайчик: А я зайчик-побегайчик. (Покачивайте зайчиком).

Мышка: А ты кто? (Покачивайте мышкой).

Лиса: А я лисичка-сестричка. (Покачивайте лисой).

Мышка: Иди к нам жить! (Покачивайте мышкой).

Ведущий: Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.

Ведущий: Прибежал волчок-серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает. (Подведите волка к теремку).

Волк: Терем-теремок! Кто в тереме живет? (Покачивайте волком).

Мышка: Я мышка-норушка! (Покачивайте мышкой).

Лягушка: Я, лягушка-квакушка. (Покачивайте лягушкой).

Зайчик: Я, зайчик-побегайчик. (Покачивайте зайчиком).

Лиса: Я, лисичка-сестричка. (Покачивайте лисой).

Мышка: А ты кто? (Покачивайте мышкой).

Волк: А я волчок-серый бочок. (Покачивайте волком).

Мышка: Иди к нам жить! (Покачивайте мышкой).

Ведущий: Волк и влез в теремок. Стали они впятером жить. Вот они все в теремке живут, песни поют.

Ведущий: Вдруг идет мимо медведь косолапый.  (Подведите медведя к теремку).

Ведущий: Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь.

Медведь: Терем-теремок! Кто в тереме живет? (Покачивайте медведем).

Мышка: Я, мышка-норушка! (Покачивайте мышкой).

Лягушка: Я, лягушка-квакушка. (Покачивайте лягушкой).

Зайчик: Я, зайчик-побегайчик. (Покачивайте зайчиком).

Лиса: Я, лисичка-сестричка. (Покачивайте лисой).

Волк: Я, волчок-серый бочок. (Покачивайте волком).

Мышка: А ты кто? (Покачивайте мышкой).

Медведь: А я мишка косолапый. (Покачивайте медведем).

Мышка: Иди к нам жить! (Покачивайте мышкой).

Ведущий: Медведь и полез в теремок. Лез-лез, лез-лез - никак не мог влезть и говорит. (Подведите медведя к двери, к окну теремка).

Медведь: Я лучше у вас на крыше буду жить. (Покачивайте медведем).

Мышка: Да ты нас раздавишь! (Покачивайте мышкой).

Медведь: Нет, не раздавлю. (Покачивайте медведем).

Мышка: Ну, так полезай! (Покачивайте мышкой).

Ведущий: Влез медведь на крышу. (Поместите медведя на крыше теремка).

Только уселся - трах - раздавили теремок.

Затрещал теремок, упал набок и весь развалился. (Повалите теремок).  

Еле-еле успели из него выскочить: мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок - все целы-невредимы. (Соберите всех героев сказки перед поваленным теремком).

Принялись они бревна носить, доски пилить - новый теремок строить.

Лучше прежнего выстроили!

(Поднимите теремок, переверните другой стороной, раскрашенной в более яркие цвета).

После проигрывания сказки еще раз психолог называет всех персонажей сказки, дает детям подержать игрушки, показывает, как они двигаются.

По окончании спектакля можно задать детям вопросы по содержанию сказки.