Методическая разработка - "Работа с воспитателями в ДОУ"

Поздникина Ольга Яковлевна
  1. САМООЦЕНКА ЭМПАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

  2. ОЦЕНКА УРОВНЯ ОБЩИТЕЛЬНОСТИ

  3. ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ

  4. ТЕСТ ИЗМЕРЕНИЯ УРОВНЯ ИНТЕЛЛЕКТА

  5. САМООЦЕНКА ПЕДАГОГА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitateli_test.docx35.59 КБ

Предварительный просмотр:

САМООЦЕНКА ЭМПАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

(тест А.Мехрабиена и Н.Энштейна)

        Инструкция: Выразите свое согласие («да») или несогласие («нет») с приведенными ниже утверждениями.

  1. Меня огорчает, когда я вижу,  что кто-то чувствует себя одиноко среди людей.
  2. Люди преувеличивают восприимчивость животных  и их способность чувствовать.
  3. Мне неприятно, когда люди открыто проявляют свои чувства.
  4. Меня раздражает в несчастных людях то, что они всегда себя жалеют.
  5. Я тоже начинаю нервничать, если кто-то нервничает рядом со мной.
  6. Я считаю, что плакать от счастья глупо.
  7. Я принимаю близко к сердцу проблемы своих друзей или подруг.
  8. Иногда песни о любви очень трогают меня.
  9. Я очень волнуюсь, если нужно сообщить людям неприятные для них новости.
  10. Люди, окружающие меня, сильно влияют на мое настроение.
  11. Большинство иностранцев, которых я встречал, казались мне холодными и неэмоциональными.
  12. Мне больше нравятся профессии, требующие общения с людьми.
  13. Я не слишком расстраиваюсь, если мои друзья или подруги действуют неверно.
  14. Мне нравится видеть, как люди принимают подарки.
  15. Одинокие люди часто недоброжелательны.
  16. Я расстраиваюсь, если вижу плачущего человека.
  17. Слушая некоторые мелодии, я чувствую себя счастливо.
  18. Когда я читаю какой-нибудь роман, я так переживаю, как будто все это происходит на самом деле.
  19. Я всегда сержусь, если вижу, что с кем-нибудь плохо обращаются.
  20. Меня не очень беспокоит даже то, когда некоторые люди вокруг меня заплачут.
  21. Если мои подруги или друзья начинают обсуждать со мной свои проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему.
  22. Когда я бываю в кино, меня удивляет, почему многие зрители всерьез воспринимают фильм, плачут и вздыхают.
  23. Чужой смех меня не заражает, люди часто смеются вообще бессмысленно.
  24. Когда я принимаю решение, чувства других людей по этому поводу меня не волнуют.
  25. Я теряю душевное равновесие, если окружающие чем-то угнетены.
  26. Мне тяжело видеть, если люди часто расстраиваются даже из-за пустяков.
  27. Я расстраиваюсь при виде страданий животных.
  28. Довольно глупо переживать о том, что происходит в книгах.
  29. Беспомощность старых людей меня угнетает
  30. Чужие слезы вызывают у меня скорее раздражение, чем сочувствие.
  31. Мне нравится переживать за судьбу героев кинофильмов.
  32. Иногда я замечаю, что могу отнестись равнодушно к волнениям окружающих.
  33. Мне кажется, что маленькие дети чаще всего плачут без всяких причин.

Обработка результатов

Сосчитайте количество ваших ответов «да» на утверждения: 1, 5, 7, 8, 9, 10, 12, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 25, 26, 27, 29, 31

и количество ваших ответов «нет»на утверждения: 2, 3, 4, 6, 11, 13, 20, 21, 22, 23, 24, 28, 30, 32, 33.

Далее высчитывается показатель эмпатических способностей:

ЭС = (сумма «да» + сумма «нет») х 60: 33 + 20

20 – 30 – низкий уровень эмпатии.

Вы испытываете затруднения в установлении контактов с людьми. Эмоциональные проявления в поступках окружающих подчас кажутся вам непонятными и лишенными смысла. Вы отдаете предпочтение уединенным занятиям конкретным делом, а не работе с людьми. Вероятно, у вас мало друзей, а тех, кто есть, цените больше за деловые качества и ясный ум, чем за чуткость и отзывчивость. Задумайтесь, вы действительно хотите работать педагогом?

31 – 45 – средний (нормальный) уровень эмпатии.

Присущ подавляющему большинству людей. Вы склонны судить о других скорее по их поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям. В общении внимательны, стараетесь понять больше, чем сказано словами, но при излишнем излиянии чувств собеседника теряете терпение. Вы затрудняетесь прогнозировать развитие отношений между людьми, поэтому, случается, их поступки оказываются для вас неожиданными.

45 и выше – высокий уровень эмпатии.

Вы чувствительны к нуждам и проблемам окружающих, великодушны, склонны многое им прощать. С неподдельным интересом относитесь к людям. Дети тянутся к вам, окружающие ценят вас за душевность. Вы стараетесь не допускать конфликты и находить компромиссные решения. Предпочитаете работать с людьми, нежели в одиночку.

ОЦЕНКА УРОВНЯ ОБЩИТЕЛЬНОСТИ

(тест Ф.Ряховского)

Инструкция:  Предлагаем вам 16 вопросов. На каждый вопрос дайте один из трех ответов: «да», «нет», «иногда».

  1. Вам предстоит ординарная или деловая встреча. Выбивает ли вас из коли ее ожидание?
  2. Не откладываете ли вы визит к врачу до тех пор, когда станет уже невмоготу?
  3. Вызывает ли у вас смятение и недовольство поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании, собрании или тому подобном мероприятии?
  4. Вам предлагают командировку в город, где вы никогда не были. Приложите ли вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?
  5. Любите ли вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?
  6. Раздражаетесь ли, если незнакомый человек на улице обратился к вам с просьбой (показать дорогу, сказать время и т.п.)?
  7. Верите ли вы, что существует проблема «отцов и детей» и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?
  8. Постесняетесь ли вы напомнить знакомому, что он забыл вернуть вам сто рублей, которые занял несколько месяцев назад?
  9. В ресторане или столовой вам дали недоброкачественное блюдо. Промолчите ли вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?
  10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он? Так ли это?
  11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра). Предпочитаете ли вы отказаться от своего намерения, нежели встать в очередь и томиться в ожидании?
  12. Боитесь ли вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?
  13. У вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры, и никаких «чужих» мнений на этот счет вы не приемлете, это так?
  14. Услышав где-либо в «кулуарах» высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному вам вопросу, предпочтете ли вы промолчать и не вступать в спор?
  15. Вызывает ли у вас досаду чья-то просьба помочь разобраться в том или ином вопросе или учебной теме?
  16. Охотнее ли вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменном виде, чем в устной форме?

Обработка результатов.

Каждому ответу «да» присваивается 2 балла, ответу «иногда» - 1 балл, ответу «нет» - 0 баллов. Сосчитайте сумму, сложив полученные баллы для каждого ответа, и определите, к какой категории людей вы относитесь.

30 – 32 балла.

Вы явно не коммуникабельны, и это ваша беда, так как страдаете от этого больше всего вы сами. Но и близким вам людям нелегко. На вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий. Старайтесь стать общительнее. Контролируйте себя.

25 – 29 баллов.

Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество и поэтому у вас. наверное. мало друзей. Новая работ  и необходимость новых контактов, если и не ввергает вас в панику, то надолго выводит вас из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Но не ограничивайтесь только таким неудовольствием, в вашей власти преломить эти особенности характера. Разве не бывает, что при какой-то сильной увлеченности вы начинаете «вдруг» легко общаться. Стоит только встряхнуться.

19 – 24 балла.

Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы вас не пугают. И все же с новыми людьми вы сходитесь с оглядкой, в спорах  и диспутах участвуете неохотно. В ваших высказываниях порой много сарказма без всякого на то основания. Эти недостатки исправимы.

14 – 18 баллов.

У вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении с другими, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идете на встречу с новыми людьми. В то же время не любите шумных компаний. Экстравагантные выходки и многословие вызывают у вас раздражение.

9 – 13 баллов.

Вы общительны (порой, может быть, даже сверх меры). Любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что бывает,  вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего вам недостает – так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, вы сможете заставить себя не отступать.

4 – 8 баллов.

Вы, должно быть, очень общительны, всегда в курсе всех дел. Любите принимать участие в дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызывать у вас головную боль. Охотно высказываетесь по любому вопросу, даже если имеете о нем поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в своей тарелке. Беретесь за любое дело, хотя далеко не всегда можете довести его до конца. По этой причине руководители и коллеги относятся к вам с некоторой опаской. Задумайтесь над этими фактами!

3 балла и менее.

Ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно некомпетентны. Вольно или невольно вы часто бываете причиной разного рода конфликтов в вашем окружении. Вспыльчивы, обидчивы, нередко необъективны. Серьезная работа не для вас. Людям – и на работе, и дома, и вообще повсюду – трудно с вами. Вам нужно поработать над собой и своим характером! Прежде всего, воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительнее относитесь к людям. Наконец, подумайте о своем здоровье – такой «стиль» жизни не проходит бесследно.

ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

ЛИЧНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ

Инструкция:

В данном опроснике перечислены свойства, которые могут быть присущи вам в большей или меньшей степени. При этом возможны два варианта ответов:

а) верно, описываемое свойство типично для моего поведения или присуще мне в большей степени;

б) неверно, описываемое свойство нетипично для моего поведения или присуще мне в минимальной степени.

Прочитав утверждение, выберите один из вариантов ответов и пометьте его на ответном листе.

  1. Я бы вполне мог жить один, вдали от людей.
  2. Я часто побеждаю других своей самоуверенностью.
  3. Люди должны больше, чем сейчас, придерживаться законов морали.
  4. Мой идеал рабочей обстановки – тихая комната с рабочим столом.
  5. Люди говорят, что мне нравится делать все своим оригинальным способом.
  6. Окружающие считают, что на грубость я просто не способен.
  7. Бывает, что все утро я ни с кем не хочу разговаривать.
  8. Мне важно, чтобы во всем, что меня окружает, не было беспорядка.
  9. Я подолгу анализирую свое поведение.
  10. В компании я предоставляю другим возможность шутить и рассказывать всякие истории.
  11. Меня раздражают люди, которые не могут быстро принимать решения.
  12. Мне неудобно дурачиться в компании, даже если другие это делают.
  13. Мне очень нравится приглашать гостей и развлекать их.
  14. Я редко выступаю вразрез с мнением коллектива.
  15. Я не могу быть равнодушным к проблемам других.
  16. Худшее наказание для меня – быть закрытым в одиночестве
  17. Усилия, затраченные на составление планов, не стоят этого.
  18. Я не осуждаю человека за обман тех. кто позволяет себя обманывать.
  19. Вероятно, некоторые люди считают, что я слишком много говорю.
  20. Я избегаю общественной работы и связанной с этим ответственности.
  21. Окружающие считают мою семью интеллигентной.
  22. Я живу сегодняшним днем в большей степени, чем живут другие люди.
  23. Если есть выбор, то я предпочитаю вместо занятия организовать для детей какое-нибудь развлечение.
  24. Я люблю читать книги и статьи на темы нравственности, морали, этики.
  25. Большинство людей, с которыми я бываю в компаниях, несомненно, рады меня видеть.
  26. Думаю, мне понравилась бы работа, связанная с ответственной административно-хозяйственной деятельностью.
  27. Моя любезность часто не нравится другим людям.
  28. Если мне кто-нибудь нагрубит, то я могу быстро забыть об этом.
  29. Как правило, окружающие прислушиваются к моим предложениям.
  30. Я проявляю активное участие в судьбе других.

Обработка результатов.

Каждый ответ оценивается следующим образом:

1 балл – ответ, совпадающий с ключом,

0 баллов – ответ, не совпадающий с ключом.

Опросник включает в себя три шкалы: общительность, организованность, интеллигентность.

Каждый личностный параметр оценивается через суммирование оценок по группе вопросов. Максимальная оценка по каждому параметру составляет 10 баллов. Зона нормы находится в пределах 3 – 7 баллов.

Ключ:

- общительность: 1б, 4б, 7б, 10б, 13а, 16а, 19а, 22а, 25а, 28а;

- организованность: 2а, 5а, 8а, 11а, 14б, 17б, 20б, 23а, 26а, 29а;

- интеллигентность: 3а, 6а ,9а, 12а, 15а, 18б, 21а, 24а, 27а, 30а.

ТЕСТ ИЗМЕРЕНИЯ УРОВНЯ

ИНТЕЛЛЕКТА

        Данный тест состоит из 18 заданий, которые сгруппированы в 6 групп, по 3 задания в каждой. Каждая группа заданий имеет свою инструкцию. Будьте внимательны, не торопитесь. Внимательно читайте инструкцию к каждой группе заданий. Решение записывайте на ответном листе.

А. Выберите из предложенных вариантов ответов тот, который, по вашему мнению, лучше всего подходит для того, чтобы данное в вопросе предложение приобрело правильный смысл. Возможен только один вариант ответа:

1. У дерева всегда есть…

а) листья;  б) плоды;  в) почки;  г) корни;  д) тень.

2. Занятием, противоположным отдыху, является…

а) труд;  б) забота;  в) усталость;  г) прогулка;  д) тренировка.

3. Утверждение, которое не вполне доказано. называют…

а) двусмысленным;  б) парадоксальным;  в) гипотетичным;  г) путаным;

          д) очевидным.

Б. Вам дается пять слов. Четыре из них можно объединить в одну группу. Вы должны указать пятое слово, не входящее в эту группу, то есть не относящееся к тому смыслу, который является общим для остальных четырех слов.

4. а) писать;  б) рубить;  в) шить;  г) читать;  д) ковать.

5. а) узкий;  б) угловатый;  в) короткий;  г) высокий;  д) широкий.

6. а) горлышко;  б) пробка;  в) ножка;  г) спинка;  д) ручка.

В. Вам даны три слова. Первое и второе из них находятся между собой в определенном отношении. Вам нужно выбрать из предложенных вариантов одно слово, соотносящееся с третьим словом так же, как второе слово с первым.

7. Часы – время;    термометр - ?

        а) прибор;  б) измерение;  в) ртуть;  г) тепло;  д) температура.

8. Действие – успех;    обработка - ?

        а) товар;  б) труд;  в) отделка;  г) достижение;  д) пена.

9. Роман – пролог;   опера - ?

        а) афиша;  б) программа;  в) либретто;  г) увертюра;  д) ария.

Г. В каждом задании вам будет предложено два слова. Вам нужно решить, что означает каждое из них и что общего в их значениях. Затем вы должны найти третье слово, словосочетание или выражение, обозначающее общий смысл дух предложенных слов.

10. Эхо – зеркало: ?

11. Картина – басня: ?

12. Кит – щука: ?

Д. Вам предлагается решить ряд арифметических задач.

13. Сколько километров проедет машина за 9 часов, если она едет со скоростью 70 км в час?

14. 15 ящиков с фруктами весят 280 кг, а каждый пустой ящик весит 3 кг. Сколько весят фрукты?

15. Дерево находится в 20 м севернее дома, а дом расположен в 15 м севернее пруда. Каково расстояние от дерева до пруда?

Е. Каждое задание состоит из ряда чисел, расположенных в определенном порядке. Ваша задача – выявить ту закономерность, по которой построен ряд, и найти число, продолжающее ряд в соответствии с этой закономерностью.

16.     19  16  22  19  25  22  28  ?

17.       4    6   12  14  28  30  60  ?

18.       5    6     4     6    7    5    7   ?

Обработка результатов

За каждый правильный ответ присваивается 1 балл (кроме заданий 10 – 12). Максимально возможное количество баллов – 21.

18 – 21 балл – высокий уровень интеллекта,

11 – 17 баллов – средний уровень интеллекта,

10 и ниже – вам трудно будет работать воспитателем!

Правильные ответы:

  1. г)                        2. а)                             3. в)

4. г)                         5. б)                             6. б)

7. д)                        8. в)                              9. г)

13.   630                14.   235                     15.   35

16.   25                  17.    62                       18.    8

10.   2 балла – отражение;     1 балл – физические явления.

11.   2 балла – произведения искусства;  1 балл – произведение, искусство.

12.   2 балла – позвоночные, водные животные;   1 балл живущие в воде, водоплавающие.

САМООЦЕНКА ПЕДАГОГА

Инструкция.

Внимательно прочитайте слова, характеризующие отдельные качества личности.

  1. из предложенного списка выпишите в один столбик 10 – 20 качеств, которые характеризуют ваш идеал педагога (назовем его «мой идеал»), во второй – черты, которыми педагог обладать не должен («антиидеал»).
  2. Напротив каждого выделенного вами качества проставьте балл от 0 до 10, в зависимости от того, насколько выражено данное качество у вас ( 0 баллов – если качество отсутствует полностью, 10 баллов – если данное качество ярко выражено).

Аккуратность

Беспечность

Вдумчивость

Восприимчивость

Жизнерадостность

Гордость

Грубость

Заботливость

Застенчивость

Завистливость

Злопамятность

Искренность

Изысканность

Капризность

 Легковерие

Медлительность

Мечтательность

Мнительность

Мстительность

Настойчивость

Непринужденность

Нежность

Нервозность

Нерешительность

Несдержанность

Обаяние

Отзывчивость

Обидчивость

Осторожность

Подозрительность

Педантичность

Подвижность

Принципиальность

Поэтичность

Развязность

Равнодушие

Презрительность

Рассудочность

Решительность

Самозабвение

Сдержанность

Стыдливость

Терпеливость

Трусость

Сострадательность

Увлекаемость

Упорство

Уступчивость

Холодность

Энтузиазм

Анализ результатов

Сосчитайте сумму баллов в одном столбике. После этого сосчитайте показатель самооценки: С = Сумма баллов «идеала» / Сумма баллов «антиидеала». Проанализируйте полученный результат.

С < 0,6 – низкая самооценка. Педагог ставит перед собой более низкие цели, чем те, которых он может достичь. Преувеличивает значение неудач, остро нуждается в поддержке окружающих. Ему свойственна недооценка своих сил и возможностей.

0,6 =< C < 0,8 – пониженная самооценка. В новой для него деятельности педагог склонен скорее обратиться за помощью к коллегам, чем самостоятельно решать поставленные перед ним задачи. В знакомой деятельности чувствует себя более уверенно, чутко реагируя на мнение окружающих. Легко теряет веру в свои возможности.

0,8 =< C < 1,2 – адекватная самооценка. Педагог объективно оценивает свои успехи и неудачи, одобрение и неодобрение окружающих. Ему свойственно критическое отношение к себе и оценке окружающих.

1,2 =< C < 1,4 – повышенная самооценка. Педагог в новой для него ситуации чувствует себя уверенно, даже несколько самонадеянно. В случае неудачи способен проанализировать ошибки, прислушаться к мнению коллег, скорректировать собственное поведение.

С >= 1,4 – завышенная самооценка. Педагог ставит перед собой более высокие цели, чем те, которые он может достичь. Относится подчеркнуто независимо к одобрению окружающих. Ему могут быть свойственны зазнайство, высокомерие, стремление к превосходству. Такой педагог недостаточно самокритичен в оценке своих успехов и неудач.