Профессиональная карьера и здоровье педагога

Оюн Алефтина Николаевна

       Успешность профессиональной карьеры, прежде всего, связано со здоровьем человека. Успех в карьере – важнейший источник положительных эмоций, твердой уверенности в своих силах, а это главные «доктора» при любом душевном и физическом недуге.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА И ЗДОРОВЬЕ ПЕДАГОГА

 Оюн Алевтина Николаевна,

                                                                                          педагог-психолог

                                                                                              МБОУ с. Кочетово

                                                                                                   Тандинского  кожууна

 

       Успешность профессиональной карьеры, прежде всего, связано со здоровьем человека. Успех в карьере – важнейший источник положительных эмоций, твердой уверенности в своих силах, а это главные «доктора» при любом душевном и физическом недуге.  Проблема эмоциональной саморгеуляции – одна из важнейших психолого-педагогических проблем, актуальных для личностного и профессионального развития современного учителя. Психологические нагрузки, получаемые педагогом, приводят к развитию у него профессионального стресса. Эмоциональная напряженность особенно влияет на молодых педагогов. Исследования показывают, что синдром «эмоционального выгорания» при отсутствии систематической работы по его профилактике начинает проявляться у педагогов     еще в период обучения в вузе. Профессиональный долг обязывает учителя принимать взвешенные решения, преодолевать раздражительность, отчаяние, сдерживать вспышки гнева. Однако внешнее сдерживание эмоций не приводит к успокоению и не способствует психологическому и физическому здоровью. Часто повторяющиеся неблагоприятные эмоциональные состояния приводят к закреплению отрицательных личностных качеств педагога, таких, как раздражительность, тревожность, пессимизм, что, в свою очередь, негативно сказывается на эффективности его деятельности и взаимоотношениях с детьми и коллегами. Все это приводит к общей неудовлетворенности педагога своей профессии и влияет на его карьеру.

Причины тому разные, и у каждого учителя неудовлетворенность (как явление временное, ситуативное или затянувшиеся, ставшее хроническим) вызвана конкретными обстоятельствами. Тем не менее, не претендуя на полноту и основательность классификации, обозначим типичные причины неудовлетворенности, чаще всего называемые учителями:

  1. Недостаточное материальное и моральное вознаграждение за тяжелый педагогический труд;
  2. Неуважительное отношение к учителю со стороны учеников и низкий престиж профессии в обществе;
  3. Жесткость, чрезмерная требовательность, а порой и грубость администрации;
  4. Многообразие требований и обязанностей, возлагаемых на педагога, и столь же многообразная и многоуровневая ответственность (причем не, только за себя и учеников, но почему-то и за родителей) и т.д.

1. Неудовлетворенность свидетельствует и о возникших отклонениях, нарушениях в профессиональном развитии. Ими могут быть:

2. Отставание, замедленный профессиональной рост, например, из-за болезни, длительной нетрудоспособности;

3. Несформированность компонентов профессиональной деятельности, таких, как мотивация, средства и способы труда, самоконтроль и самоанализ, что снижает уровень профессионализма, квалификации, затрудняет работу;

4. Бедность профессионального общения из-за усталости, монотонии, напряженности;

5. Утрата нравственной значимости труда, ценностных его смыслов;

6. Ослабление прежних профессиональных качеств – снижение работоспособности, падение интереса к работе, замедленность реакции, профессионального мышления в критических ситуациях.

Неудовлетворенность делом и собой свидетельствует о профессиональном кризисе, что может происходить на любых возрастных и профессиональных этапах деятельности учителя.

В этом случае неудовлетворенность провоцируется внутренними причинами, когда учитель существенно пересматривает профессиональные ценности, мотивы, заново осознает смысл педагогического труда. Кризис наступает, когда привычное, освоенное в профессии уже не удовлетворяет, а новое еще не найдено, и появляется ощущение исчерпанности своих деловых и личностных возможностей. Если справиться с кризисом как естественным сопровождением профессионального роста не удается, то могут возникнуть различного рода личностные деформации – искажение реального «образа Я», негативное отношение к себе и к другим людям.

Таким образом, проблема неудовлетворенности в профессиональной деятельности далеко не праздная и заслуживает пристального внимания, прежде всего самого учителя, требует ее осознания. Преодолеть состояние неудовлетворенности поможет анализ сложившейся ситуации, способность увидеть объективную картину событий, выделить те факторы, которые становятся стрессорами на рабочем месте. Важно понять: что служит причиной стрессового напряжения, неудовлетворенности:

  1. Слишком часто испытываете усталость;
  2. Считаете, что у коллег получается лучше, что они достигают больших успехов;
  3. Гораздо чаще вам приходится делать не то, что хотелось бы, а что нужно, входит обязанности;
  4. Вы не чувствуете уважения со стороны учащихся (коллег, родителей, администрации);
  5. Вы постоянно зажаты в тиски напряжения;
  6. Вам не нравится большинство людей, которые вас окружают;
  7. Вы не видите реальных результатов своей работы;
  8. Вам не с кем поговорить о своих проблемах (вы стесняетесь или даже опасаетесь говорить коллегам о своих трудностях);
  9. У вас не складываются  отношения с администрацией (коллегами, учениками, родителями);
  10. Вы часто испытываете затруднение в выборе поведения в разных педагогических ситуациях.

Определите, что вас беспокоит, и внимательно отнеситесь к тем сферам деятельности, которые стрессогенны  для вас, вызывают чувство неудовлетворенности. Оценка их поможет перевести такие сигналы из эмоциональной сферы в рациональную. Если вы поняли суть происходящего, то легче будет найти способы преодолеть эмоциональный дискомфорт. Вам придется определить стратегические и тактические свои позиции, линии поведения, способы действия в сложившейся и не удовлетворяющей вас ситуации, ответить на вопросы: насколько сильна ваша потребность в «перестройке»? Готовы ли вы приложить усилия к тому, чтобы изменить ситуацию?

Эти размышления приведут вас к убеждению в том, что целесообразнее стремиться к обновлению, чем покорно следовать сложившейся ситуации, сетуя на других и ощущая постоянное недовольство собой.

Наша профессия такова, что наряду с общими стрессогенными факторами в ней присутствует множество профессиональных стресс-факторов: постоянная повышенная ответственность и необходимость быть объектом наблюдения и оценивания, каждодневно (а то ежечасно – на уроках) подтверждать свою компетентность, преодолевать непредсказуемость ситуаций, непостоянство деятельности (необходимость быть готовым к обсуждению любой темы, к контакту с разными аудиториями, классами, к любой форме занятия). Эта вечная изменчивость как основная характеристика педагогической деятельности и вызывает постоянную напряженность, внутреннюю настройку на определенное поведение, мобилизацию сил на активные целесообразные действия, реакции. Все это требует повышенной интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной, волевой готовности. Можно ли воспитать в себе эту готовность к специфике профессиональной деятельности, к ее изменчивости, содержательной неопределенности, а значит – и стрессогенности. Предлагаются несколько общих рекомендаций, которые помогут вам обрести определенную стрессоустойчивость.

  1. Регулярно планируйте (дела календарные, текущие), чтобы не допускать дезорганизации и путаницы в намеченном.
  2. Признавайте и принимайте некоторые ограничения, чтобы не подвергать себя ощущению несостоятельности и несоответствия: ставьте только достижимые цели.
  3. Избегайте ненужной конкуренции: слишком сильное стремление к выигрыванию  во многих областях жизни создает тревогу и напряжение, делает человека излишне агрессивным.
  4. Будьте положительной личностью, избегайте критиковать других, сосредоточьте внимание на положительных качествах окружающих, хвалите их за то, что вам в них нравится.

Снизить стрессогенность условий своей деятельности очень важно, но это лишь одно из направлений ваших усилий по преодолению неудовлетворенности в работе. Другое направление – осознание своих личностных особенностей, усиливающих и закрепляющих неудовлетворенность.

Преодолевать негативные, трудные жизненные ситуации по плечу тем, кто вырабатывает оптимистический способ мышления (саногенное, позитивное мышление). Оно характеризуется способностью человека отдавать предпочтение «хорошим» мыслям, выстраивать закономерности из тех ситуаций, когда дела шли успешно, ставить удачу себе в заслугу и делать полезные выводы на будущее. Для учителя особенно важно, профессионально просто необходимо выбрать именно стратегию оптимизма, позитивного мышления, помогающего открывать в себе новые резервы и личностные возможности.

По данным многих исследований, педагогов отличают повышенная агрессивность, неспособность управлять своими делами и людьми. Понятно, что неудовлетворенными чаще всего бывают те, кто в большей степени склонен винить в своих неудачах и срывах других людей, окружающую среду. Обвинения в адрес других блокируют собственную активность, мешают сосредоточить внимание на выборе конструктивных способов собственного поведения, закрепляя тем самым и ситуации, и состояние неудовлетворенности. По мнению самих учителей, наиболее травмирующими причинами, вызывающими неудовлетворенность, становятся издержки отношений, профессионального общения, межличностного взаимодействия в процессе педагогической деятельности.

Для снятия психического напряжения учитель может самостоятельно выполнять специальные психотехнические упражнения и психологические игры.  Ценные рекомендации учителям дает Н.К. Смирнов, ведущий специалист в области здоровьесберегающей педагогики: прогулки, отдых, разговоры на отвлеченные темы, избавиться от иллюзии, что без вас процесс остановится.

В исследовании Н.С. Пряжникова, Е.Г. Ожоговой было выявлено, что чаще всего учителя используют именно неконструктивные способы преодоления стресса. Кроме того, к самым распространенным способам снятия стрессового напряжения среди учителей относятся поиск социальной поддержки (общение с близкими или просто с приятными людьми, исповедь перед человеком, которому доверяешь, или разговор о стрессе с родственниками и близкими людьми, обращение за помощью к руководству), различные формы эскапизма (позиция избегания от переживаний с помощью физических действий или уход от проблемной ситуации в вымышленный мир). Так, многие педагоги избавляются от стрессового напряжения с помощью прогулок, походов, экскурсий, также ухода в среду, способную нейтрализовать послестрессовые переживания, такие как музыка, литература, искусство, выход на природу, изменение среды привычного пребывания, хобби. Используются физически активные формы: занятия с гимнастикой или специальными упражнениями; обращение к естественным эротическим эмоциям; использование дополнительных физических нагрузок.

Со стороны администрации нужна система поощрений, работа по усилению сплоченности коллектива. Если администрация образовательного учреждения обеспечит работникам возможность профессионального роста, наладит поддерживающие отношения, четко распределит обязанности, то такая атмосфера будет способствовать налаживанию эмоционально-положительного климата в коллективе. Грамотный руководитель отправит выгорающего сотрудника в командировку, на курсы повышения квалификации. Положительно влияет на состояние здоровья специалиста признание его заслуг, расширение полномочий, карьерный рост.

Следовательно, от здоровья педагога зависит его профессиональная карьера. Физическое и психологическое благополучие учителя – это основа эффективной работы образовательного учреждения.  

Литература:

  1. Белозуб Г. Синдром профессионального выгорания: За что я так ненавижу пациентов. / Г. Белозуб // Моя семья. – 2010. – февраль. - №4. – с. 14.
  2. Пряжников Н.С. Стратегии преодоления синдрома «эмоционального выгорания» в работе педагога / Пряжников Н.С., Ожогова Е.Г.// Психологическая наука и образование. – 2008. - №2. – с.87-94.
  3. Самоукина Н.В. Игры, в которые играют… Психологический практикум / Н.В. Самоукина. – Дубна, Издательский центр «Феникс», 1996. – 160с.
  4. Смирнов Н.К. Руководство по здоровьесберегающей педагогике. Технологии здоровьесберегаюего образования. – М.: АРКТИ, 2008. – 288с.