Урок по психологии: "Место психологии в системе наук" - 10 класс

Цель урока:  ознакомить учащихся с терминами: «психология», «психологическая практика»; подчеркнуть важность психологических знаний для каждого человека в современном обществе .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Содержание и план урока63 КБ

Предварительный просмотр:

Конспекты уроков

Раздел 1. Общее введение.

Урок 1. Предмет психологии.

Место психологии в системе наук

№ п\п

Структура и содержание урока

Расчет времени

I.

Вводная часть урока (проверка учащихся по списку, объявление темы, цели урока и учебных вопросов).

3 мин.

Тема:  Предмет психологии. Место психологии в системе наук

Цель урока:  ознакомить учащихся с терминами: «психология», «психологическая практика»; подчеркнуть важность психологических знаний для каждого человека в современном обществе

II.

Основная часть урока:

38 мин.

Учебный вопрос № 1 – что такое «психология»?

8 мин.

А) понятие «психологии»

4 мин.

Б) понятие «психики»

4 мин.

Учебный вопрос № 2. – Особенности психологии как науки

5 мин.

Учебный вопрос № 3. – Задачи и место психологии в системе наук

25 мин.

А) задачи психологии

5 мин.

Б) место психологии в системе наук

10 мин.

В) значение понимания места психологии в системе наук для психологической практики

10 мин.

III.

Заключительная часть урока.

4 мин.

Подведение итогов урока, основные выводы.

2 мин.

Домашнее задание по пройденной  теме.

2 мин.

Учебный вопрос №1 - Что такое «психология»?

Существует много различных точек зрения на то, что изучает психология. Часто говорят, что психология — это наука о душе. Психология должна отвечать на вопрос о том, почему человек (или любой другой носитель психики) ведёт себя так или иначе (поведение животных исследует раздел психологии "зоопсихология" и раздел зоологии "этология").

Психология – наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.

Психика – системное свойство субъекта в активном отражении объективного мира.

Учебный вопрос №2 - Особенности психологии как науки:

  1. Психика – это свойство самой высокоорганизованной материи. На уровне человека – это свойство бесконечно для познания и грандиозно. Этому можно посвятить всю свою жизнь.
  2. Объект познания сливается с субъектом познания. Пример с растущим ребенком.
  3. Познавая себя, человек меняется в этом познании.

Учебный вопрос №3 - Задачи и место психологии в системе наук

Задачи психологии в основном сводятся к следующим:

  1. научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;
  2. научиться управлять ими;
  3. использовать полученные знания с целью повышения эффективности тех отраслей практики, на пересечении с которыми лежат уже оформившиеся науки и отрасли;
  4. быть теоретической основой практики психологической службы.

Изучая закономерности психических явлений, психологи вскрывают сущность процесса отражения объективного мира в мозгу человека, выясняют, как регулируются действия человека, как развивается психическая деятельность и формируются психические свойства личности. Поскольку психика, сознание человека есть отражение объективной действительности, изучение психологических закономерностей означает прежде всего установление зависимости психических явлений от объективных условий жизни и деятельности человека. Но поскольку любая деятельность людей всегда закономерно обусловлена не только объективными условиями жизни и деятельности человека, но и иногда субъективными, то перед психологией стоит задача выявления особенностей осуществления деятельности и ее результативности в зависимости от соотношения объективных условий и субъективных моментов.

Так, устанавливая закономерности познавательных процессов (ощущений, восприятий, мышления, воображения, памяти), психология способствует научному построению процесса обучения, создавая возможность правильного определения содержания учебного материала, необходимого для усвоения тех или иных знаний, навыков и умений. Выявляя закономерности формирования личности, психология оказывает содействие педагогике в правильном построении воспитательного процесса.

Широкий спектр задач, решением которых заняты психологи, обусловливает, с одной стороны, необходимость взаимосвязей психологии с другими науками, участвующими в решении комплексных проблем, а с другой – выделение внутри самой психологической науки специальных отраслей, занятых решением психологических задач в той или иной сфере общества.

Каково же место психологии в системе наук?

Современная психология находится в ряду наук, занимая промежуточное положение между философскими науками, с одной стороны, естественными – с другой, социальными – с третьей. Объясняется это тем, что в центре ее внимания всегда остается человек, изучением которого занимаются и названные выше науки, но в других аспектах. Известно, что философия и ее составная часть – теория познания (гносеология) решает вопрос об отношении психики к окружающему миру и трактует психику как отражение мира, подчеркивая, что материя первична, а сознание вторично. Психология же выясняет ту роль, которую играет психика в деятельности человека и его развитии.

Согласно классификации наук академика А. Кедрова психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития.

Психология интегрирует все данные этих наук и в свою очередь влияет на них, становясь общей моделью человекознания. Психологию следует рассматривать как научное исследование поведения и умственной деятельности человека, а также практическое применение приобретенных знаний.

Значение понимания места психологии в системе наук

для психологической практики

Наука

Цель

Ценность

Объект

Метод

Медицина

Вылечить болезнь

Здоровье

Тело человека

Лечение анамнез

Педагогика

Научить, дать знания

Навыки, знания

Человек как ученик

Тренинг, лекции, семинары

Юриспруденция

Привести в соответствие с законом

Закон

Человек как гражданин, член общества

Правовые и судебные методы

Богословие

Стремление к духовному возрастанию

Вера в Бога, духовность

Человек как Божественное создание

Молитва

Психология (практика)

Душевная гармония

Счастье

Человек со всем своим жизненным пространством

Тестирование

Консультирование