Урок по психологии: "Психологические защиты личности" - 11 класс

Цель урока:  повысить осознанность учащихся относительно скрытых мотивов их поведения через представление о функционировании психологических защит личности; самопознание учащихся через метод психологического тестирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Содержание и план урока63 КБ

Предварительный просмотр:

Конспекты уроков

Раздел 3. Условия и технологии эффективной коммуникации.

Урок 19. Психологические защиты личности

№ п\п

Структура и содержание урока

Расчет времени

I.

Вводная часть урока (проверка учащихся по списку, объявление темы, цели урока и учебных вопросов).

3 мин.

Тема:  Психологические защиты личности.

Цель урока:  повысить осознанность учащихся относительно скрытых мотивов их поведения через представление о функционировании психологических защит личности; самопознание учащихся через метод психологического тестирования.

II.

Основная часть урока:

38 мин.

Учебный вопрос № 1 – Что такое  «психологическая защита»?

8 мин.

А) понятие «психологической защиты личности»

4 мин.

Б) механизмы проявления психологической защиты в поведении человека.

4 мин.

Учебный вопрос № 2. – Классификация психологических защит личности

5 мин.

Учебный вопрос № 3. – Психологическое тестирование по методике Плутчика по выявлению защитных реакций и способов защитного поведения.

25 мин.

III.

Заключительная часть урока.

4 мин.

Подведение итогов урока, основные выводы.

2 мин.

Домашнее задание по пройденной  теме.

2 мин.

Учебный вопрос № 1 – Что такое  «психологическая защита»?

Психологическая защита - это система стабилизации личности, проявляющаяся в устранении и сведении к минимуму отрицательных эмоций, когда есть опасность возникновения чувства тревоги или угрызений совести, как реакции на критическое рассогласование собственных представлений о мире с новой информацией.

Психологическая защита, «работающая» в норме, «препятствует удовлетворению антисоциальных, инстинктивных потребностей и заставляет человека искать обходные пути, частичные или символические способы реализации своих потребностей.

Когда же защита функционирует сверх нормы, адаптация человека нарушается, он теряет стабильность своей картины мира, его поведение перестает быть адекватным ситуации и в этом случае можно говорить о состоянии предболезни.

Защитные реакции - средства разрешения конфликта и уменьшения тревоги, т.е. как основные средства адаптации личности к изменяющимся условиям среды. У каждого человека с возрастом формируется система, которая исполняет роль ограждения внутреннего мира от информации, которая может разрушить его душевное равновесие.

Функцией психологической защиты является поддержание Модели мира человека в неизменённом состоянии, которое обеспечивает стабильность душевного плана индивида, его внутреннее благополучие.

Психологическая защита срабатывает автоматически, снижая напряженность и улучшая самочувствие, но не помогает решать стоящие перед личностью внешние проблемы.

Учебный вопрос № 2. – Классификация психологических защит личности

Р.М. Грановская и И.М. Никольская подразделяют психологическую защиту личности на подсознательные автоматизмы, осознаваемые предрассудки и социальные барьеры. (4, с. 40 – 97)

Подсознательные автоматизмы – это бессознательный уровень разрешения конфликтов путём изменения потока информации или идеального представления о себе.

Осознаваемые предрассудки или стереотипы – это удобный способ классификации и систематизации информации для лучшего понимания мира, для облегчения восприятия стабильных структур и поддержания Модели мира в устойчивом состоянии.

Наконец, социальные барьеры – это социальные формы защиты, которые порождаются катаклизмами, мешающими развитию общества, и способствуют усвоению моральных норм и духовных ценностей, выработанных человечеством.

Помимо данной классификации авторы используют работу А.Е. Личко «Подростковая психиатрия» (1985) и выделяют предложенные им детские формы защитных реакций. К таким реакциям относятся: пассивный протест, оппозиция, имитация, эмансипация  и компенсация.

 Пассивный протест.

«Это самая ранняя форма защитного поведения. Она проявляется в отстранении от общения даже с близкими людьми, отказе от пищи, от игр. Такая реакция чаще всего возникает у ребенка, если его внезапно оторвали от матери, семьи, привычной группы сверстников» - пишет Р. М. Грановская. (4, с. 195) Ребенок постепенно становится аутичным, т.к. не удовлетворяются его потребности в ласке и эмоциональных контактах. «Обычно – указывает Р. М. Грановская - пассивный протест обнаруживается в так называемом синдроме госпитализма. В этом случае ребенок старается, по возможности, уклониться от любых внешних воздействий. Поза лежа лицом к стене является при таких состояниях достаточно типичной». (Там же) Подобный «поведенческий уход» является бессознательным защитным механизмом, который в более старшем возрасте может проявляться в немотивированном отказе от выполнения требуемых действий.

Оппозиция.

«Это форма активного протеста против норм и требований взрослых. Она всегда активизируется при утрате или снижении внимания со стороны близких». (Там же) У ребенка возникает ощущение покинутости и чувство одиночества, которое нередко преследует его всю последующую жизнь. Это чувство неуверенности дети обычно стараются заглушить демонстрацией чрезмерной решительности как требованием экстренного внимания, заботы и любви. Р. М. Грановская пишет: «Тогда ребенок представляется больным, прогуливает занятия, бежит из дома. Если этот способ защиты сохраняется у подростков, то он может обнаруживаться в непонятных кражах, демонстративном интересе к алкоголю, наркотикам, суицидных демонстрациях, самооговорах, распутстве». (4, с. 195)

Имитация.

Имитация - это «незрелая форма идентификации». (4, с. 198)   По Р.М. Грановской, «незрелость обнаруживается в выраженном стремлении подражать определенному лицу, любимому человеку, герою во всем»; тогда как «у взрослого подражание избирательно, т.к. он выделяет у другого только понравившуюся черту и способен идентифицироваться отдельно с этим качеством, не распространяя свою положительную реакцию на все остальные качества этого человека». Р. М. Грановская пишет: «У детей - это глобальное приятие или отрицание. Такое безграничное принятие формирует особенности поведения даже подростков, превращая их в фанатов». (Там же)

Эмансипация.

«Это борьба детей за самоутверждение, самостоятельность, свободу и даже за имущественные права», другими словами «это высвобождение из-под контроля и покровительства взрослых». Р. М. Грановская предполагает что, «вырабатывая приемы эмансипации, ребенок отрабатывает с их помощью проецирование на себя способов поведения и черт характера взрослых, перенимая их права и возможности». (4, с. 198) Эмансипация характеризуется возникновением в характере упрямства и склонности противостоять любому авторитету, а также порой оборачивается грубостью в отношении взрослых.

Компенсация.

«Компенсация - это реакция, с помощью которой ребенок стремится восполнить и объяснить себе слабость и неудачливость в одной области — успехами в другой» - пишет Р. М. Грановская. (4, с. 198)

 «Люди, страдавшие в детстве либо реальными физическими недостатками, либо особенностями чисто психологического свойства, воспринимавшимися ими как недостатки (малый или слишком большой рост), прилагают удвоенные усилия, чтобы компенсировать этот дефект развитием тех или иных черт характера, способностей и умений, и это не только им удается, но и нередко приводит к выдающемуся развитию других способностей». (4, с. 199)

Обычно компенсация является следствием душевного конфликта, который возникает у ребенка из-за социального неодобрения его недостатков. Ощущая внутренний конфликт, эти дети стремятся, прежде всего, компенсироваться в семье. Если им это не удается, то возникает особое, компенсаторное поведение. «Оно обнаруживается в чрезмерной самоуверенности, дерзости, неестественности, которая бросается в глаза». (4, с. 199)

«Компенсация делает ребенка эгоцентричным, он непрерывно требует признания своих достоинств и находится в постоянном конфликте с родителями и воспитателями». (4, с. 200)

Изоляция.

Р. М. Грановская пишет: «Этот вид защиты иногда проявляется достаточно рано. Взяв куклу или зверюшку и играя с ней, ребенок может «дать» ей возможность делать и говорить все, что ему самому запрещено: быть жестокой, ругаться, высмеивать других и т. п. Игрушки позволяют ребенку вынести наружу расщепление, проецируя на них свои различные ипостаси». (4, с. 200)

Учебный вопрос № 3. – Психологическое тестирование по методике Плутчика по выявлению защитных реакций и способов защитного поведения.

На следующем уроке запланирована обработка результатов теста и интерпретация полученных данных. Каждый учащийся делает психологическое заключение на себя.

Выводы:  

1) Психологическая защита является обязательным свойством индивида, без которого не возможно полноценное существование человека.

2) Функцией психологической защиты является поддержание Модели мира человека в неизменённом состоянии, которое обеспечивает стабильность душевного плана индивида, его внутреннее благополучие.

3) Важнейшими структурами Модели мира человека являются Образ-Я и Я-Концепция, которые также нуждаются в стабильности. Обеспечивая эту стабильность, человек формирует свой индивидуальный стиль защитного реагирования.

4) Помимо таких видов защиты, как подсознательные автоматизмы, осознаваемые предрассудки и социальные барьеры, Р. М. Грановская и И.М. Никольская выделяют детские формы защитного реагирования (пассивный протест, оппозиция, имитация, эмансипация, компенсация и изоляция).

Литература к уроку:

1. Бассин Ф.В., Бурлакова М.К., Волков В.Н. Проблема психологической защиты//Психологический журнал.- 1988.- N3. - С.78- 86.

2. Грановская Р.М., Никольская И.М.. Защита личности: психологические механизмы. – СПб.: Знание, 1999. – 352 с.

3. Соколова Е.Т., Николаева В.В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. – М. : SvR–Аргус, 1995. – 360 с.