«Коробочка красок или рисуйте на ЗДОРОВЬЕ».

Кузьмина Вера Владимировна

 

Страничка психолога

Уважаемые родители, давайте побеседуем с Вами о том, как мы можем помогать развиваться нашим детям с помощью банальных  КРАСОК.  Рисовать красками может  даже маленький  малыш, просто требования к его творчеству будут минимальные. Вам понадобятся фартук, клеёнка, одежда, которую не жалко испортить, баночки с красками (лучше гуашевыми), и конечно терпение, ведь придется отмывать малыша! Но поверьте,  это того стоит!           

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korobochka_krasok.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Страничка психолога

Уважаемые родители, давайте побеседуем с Вами о том, как мы можем помогать развиваться нашим детям с помощью банальных  КРАСОК.  Рисовать красками может  даже маленький  малыш, просто требования к его творчеству будут минимальные. Вам понадобятся фартук, клеёнка, одежда, которую не жалко испортить, баночки с красками (лучше гуашевыми), и конечно терпение, ведь придется отмывать малыша! Но поверьте  это того стоит! Вашему вниманию предлагаю статью Артемовой О.            

«Коробочка красок  или рисуйте на ЗДОРОВЬЕ»

Помните одну забавную детскую песенку: «Это правда, ну чего же тут скрывать, дети любят, очень любят рисовать…»? А Ваш ребенок любит рисовать? Конечно, любит, только после него, хоть генеральную уборку делай.

 

Часто встречаются семьи, где ребенку предпочитают давать карандаши или фломастеры. А краски – настоящее испытание для квартиры и родительских нервов.  Не торопитесь прятать от него краски, а лучше, если ещё коробочка красок будет у Вас про запас вместе с другими лекарствами в аптечке. Спрашиваете зачем? А вот зачем. Вы уже привыкли к тому, что у вашего ребенка бывают насморк, кашель. А готовы ли Вы к тому, что Вашему ребенку будут сниться страшные сны, а под кроватью у него непременно заведется какое-нибудь страшилище, или как  Вы его называете? Вероятно, вам уже пришлось столкнуться с этим. Знакомая ситуация: малыш может заснуть, если с ним кто-нибудь сидит, а ночью он уже не раз будил родителей жалобным плачем, предпочитая провести остаток ночи в родительской кровати. Жизнь современных детей насыщена разнообразными событиями и порой впечатлений так много, что переварить их бывает нелегко. Случается так, что после совместного семейного похода в зоопарк малыш начинает капризничать, скандалит, трудно засыпает, хотя впечатления были самые радостные. И подобные ночные происшествия часто бывают последствием этого. Умение эффективно справляться с эмоциями и плохими, и хорошими, как мы психологи называем утилизировать, позволяет избегать нервных стрессов и получать удовольствие от жизни. Но ребенок не рождается с этим умением, а учиться делать это, глядя на своих родителей и других членов семьи, и очень долгое время только благодаря Вашему умению справляться с эмоциями, ребенок благополучно растет, лишь постепенно вырабатывая устойчивость к ним. Да, да не удивляйтесь!

А как Вы привыкли справляться со своими чувствами, снимать усталость? Умеете ли Вы находить островки спокойствия в житейском море проблем? Всегда ли позволяете себе выражать свои чувства? У каждого про запас найдется не мало способов, чтобы отвлечься от тяжелых, неприятных переживаний. Поговорить с друзьями или родными о том, что Вас беспокоит, посмотреть телевизор, посидеть с удочкой, покрутить педали. Действительно, часть из них помогают разгрузиться, но часть только отвлекают на некоторое время. И как это покажется не удивительным, наши дети порой бывают мудрее нас взрослых и интуитивно выбирают более эффективные средства – это игра и рисование. Психологи, работающие с детьми, подметили такой факт и стали использовать рисование специальным образом и назвали это арт-терапией, буквально переводя, как терапия искусством. В практике рисование применяется там, где ребенку или взрослому трудно рассказать, что с ним происходит и оказывается с начала легче нарисовать. Язык искусства становиться ребенку доступным достаточно рано, порой раньше, чем обычная речь. В арт-терапии используются разные материалы: краски, глина, карандаши - все, что позволяет выразить себя через образы. Рисование красками обладает особенным свойством, его можно сравнить с купанием в чистой прохладной воде в жаркий день. Оно позволяет смыть с себя тревогу, отчаянье, усталость, насладиться игрой цвета, внести в жизнь свежие ощущения. По этому, краски можно использовать в качестве домашнего средства борьбы со страшными снами. Если грустное, пасмурное настроение стало предметом беспокойства, устройте для себя и Вашего ребенка час эмоциональной разгрузки. Чем больше творческой свободы, тем лучше. Возьмите кусок старых обоев или ватман, любые водные краски, их можно наносить большой толстой кистью или даже просто руками, пальцами. Ваша задача, как взрослого, обеспечить максимальную безопасность – разместитесь на полу, что необходимо, укройте газетой. Ведь отругать после этого за испачканные стены или любимый плед – значит перечеркнуть весь эффект такого рисования. В данном случае целью рисования будет выражение своих чувств, мыслей и эмоций с помощь красок. Тему рисования можно задать, предварительно поговорив о том, как мы боимся, какие бывают страшные сны. Можно рассказать о том, что и у Вас такое случается. И, оказывается, есть способ побороть страшный сон. Если этот страшный сон нарисовать, то он уже не будет так пугать, как раньше. Хорошо, если и Вы сделаете зарисовку собственного сна. Ведь и у нас взрослых хватает поводов для тревог и страхов. А за одно на себе испробуете действие этого способа. После того, как рисунки будут готовы, расспросите своего малыша, что он нарисовал, пусть придумает название своему рисунку. А потом примените это к себе, расскажите о своем рисунке. Будьте готовы к тому, что рисунок может быть огромным грязным пятном – ведь именно так ребенок может изобразить, то непонятное, что его пугает, именно так может выглядеть чувство тревоги и страха. Часто дети рисуют конкретных монстров, злодеев, ведьм и тому подобных существ. Это говорит о том, что чувство страха имеет в представлении малыша конкретный источник. Хотя в данном случае большее значение имеет сам процесс рисования. Для ребенка это обладает практически магическим смыслом: то, что его пугало и управляло им во сне, подчиняется ему. Малыш начинает ощущать власть над своими пугающими чувствами. Что-то похожее происходило с первобытным человеком, если победить нарисованное животное, то и на охоте непременно будет удача. Теперь, когда сон и связанные с ним чувства приобрели материальные характеристики: форму, цвет, название – с ним можно поиграть. Да, да – поиграть! Обязательно нужно спросить ребенка: «Что ты хочешь сделать с этим рисунком?» Так, на одном таком занятии мальчик 6 лет нарисовал зубастого, зелено-коричневого, покрытого чешуей дракона. Он злобно рычал, раскрыв широко пасть, показывая свои зубы. После того, как я его спросила, что бы ты хотел с ним сделать, он нарисовал ему намордник, ошейник и уздечку, а сверху посадил всадника. Всадник – это, вероятно, он сам. Интересно, какого дракона он приручил? Другой ребенок наотрез отказался оставлять свой рисунок в группе, а гордо понес его домой, прижимая к себе, несомненно, понимая, что сон и чувства принадлежат ему, являются частью него. Невероятно любопытно наблюдать, как дети в начале такого занятия очень осторожно, слегка опасаясь, начинают рисовать свои страшные сны, порой реально демонстрируя страх, постепенно начинают увлекаться процессом. Они с интересом заглядывают в работы друг друга, удивленно говоря: « и это тебя испугало, вот у меня действительно страшно». В конце занятия заметно как напряжение спадает, сменяясь чувством легкой усталости и удовлетворением. В итоге, я слышала от многих ребят: « И этого я боялся»?

Пришло время вспомнить еще одну детскую песенку: «Я раскрашу целый свет в самый мой любимый цвет. Оранжевое небо, оранжевое море…». Рисование – это хороший способ лучше понять своего ребенка. На моих арт-терапевтических занятиях дети по долгу и с большим удовольствием рисуют. Сюжеты, способы изображения, цвета они выбирают сами. Обстановка самая доброжелательная и принимающая, здесь нет правильного и не правильного, ведь чувства, которые вырисовываются на бумаге имеют огромную ценность как для маленьких художников, так и для взрослого, который внимательно наблюдает за всем происходящем. Детские рисунки это настоящее откровение. В них переплетаются фантазия и реальность. Здесь можно увидеть и сказочных персонажей и любимых людей. Очень часто мама в таких рисунках превращается в добрую фею или принцессу, а Белоснежка чем-то очень напоминает маму. Дети рисуют и самих себя, как они себя представляют. Один замечательный мальчишка нарисовал себя полосатым тигром, гордо вышагивающим по джунглям. В рисунках отражаются и их опасения, страхи, надежды и мечты. Однажды девочка 5 лет нарисовала себя и папу, держащихся за руки и гуляющих в парке, у нее в руках воздушные шарики, а папа «большой, сильный и красивый», своего папу она никогда не видела, родители развелись, когда ей не было еще года. Бывает так, что в рисунках повторяется одна и та же тема. К этому стоит присмотреться, так как изображение прямо или косвенно связано с наиболее волнующей частью повседневной жизни. На таких занятиях часто звучит музыка или записи с природными звуками: шум моря, пение птиц. Это облегчает обращение к себе самому, успокаивает и расслабляет. Часто элементы арт-терапии включаются в обычные развивающие программы для дошкольников и младших школьников с целью гармонизации эмоциональной сферы, это рисование музыки и под музыку, лепка чувств, создание песочных миров.

Рисование - это естественный и органичный процесс для души и тела человека. Дети, особенно младшие дошкольники, еще не стремятся встраиваться в принятые нормы изобразительной деятельности, они легко экспериментируют с материалом, находят свои уникальные способы самовыражения. Часто родители проявляют беспокойство по поводу того, что рисунки их детей далеки от представлений о детском творчестве, где большое цветовое разнообразие, улыбающиеся солнышко и тому подобное. В место этого ребенок упорно рисует в грязно-коричневых тонах, изображая одному ему понятные образы. Они спрашивают, что делать, нужно ли с этим как-нибудь бороться? Родители, да и воспитатели скорее стремятся «причесать» такого художника, предлагая стандартные, стереотипные образы. Успокаивая взволнованных родителей, можно сказать, что эта стадия свойственна всем детям, кто-то быстрее ее проходит, а кто-то задерживается подольше, но к школьному возрасту приоритет смещается к конкретному образному изображению, да и школьная программа подравняет всех. С другой стороны, это очень полезная стадия рисования, так как является культурно допустимой формой пачканья, ведь далеко не каждый воспитатель или родитель одобрит игру в грязной луже.

Все прекрасно понимают, что ребенок вырастит и станет самостоятельным. Но это долгий путь и он пролегает через изобразительную деятельность. Ребенку очень важно иметь пространство, где он главный, где ему доверяют и поддерживают, где его ошибки не носят фатального характера. В одной моей знакомой семье, где подрастают два очаровательных малыша, стены украшены детскими работами. В этой галерее и «каракули» годовалого ребенка, и традиционные детсадовские снеговики, экспрессивные кляксы. Для всех домашних - это ценные проявления личности.

Встречаются случаи, когда родители наоборот жалуются, что их Маша или Петя совершенно не любят рисовать, тем более красками. Однажды на занятии я наблюдала такого ребенка. Мальчик 4 лет еще только собирался приступить к выполнению задания, а уже услышал массу инструкций от хлопочущей вокруг него бабушки: сядь, не крутись, надень передник, аккуратно не разлей краски, возьми правильно кисть и так далее. В довершении всего, она взяла его руку в свою руку и стала рисовать. Действительно, очень часто, стремясь из самых лучших побуждений научить ребенка рисовать сразу «так как надо», ставят перед ним целый ряд непосильные задачи. При этом сами сильно переживают, что у малыша ничего не получиться, что он разольет краски и испачкается. Бывает так, что взрослые ставя себя в пример, демонстрируют свое умение рисовать и повергают в полный восторг свое чадо, но потом он боится начинать, ведь сразу так не получится. Так было у одного моего знакомого художника. И только когда девочка стала рисовать в группе сверстников, она смогла преодолеть собственную нерешительность.

В этой статье речь в большей степени идет о психологическом аспекте творческой деятельности, о ее защитной и профилактической функции, но хочется обратить внимание непосредственно на обучение рисованию и лепке. Очень часто единственной формой обучения живописи, рисованию и лепки выбирают работу по образцу, который учитель или воспитатель ставит перед глазами детей, используя основной критерий оценивания – похожесть. В результате такого обучения, вырастают взрослые, которые решили больше никогда этим не заниматься, а когда у них появятся малыш, будут с недоумением и тайной завистью смотреть, как он легко, свободно плывет по волнам творчества. Возникает вопрос, как же необходимо строить такие занятия, чтобы с одной стороны сохранить живой, непосредственный интерес, а с другой научить пользоваться художественными приемами и обогатить мир детей культурным наследием человечества? Мое глубокое убеждение в том, что рисование и лепка для детей прежде обладают развивающим и творческим значением, а после становятся предметом обучения. И такой последовательности стоит придерживаться, до тех пор, пока желание научиться не приобретет осознанный смысл. Не так важно, что изображает маленький художник, важнее, что с ним в этот момент происходит, какие душевные струны затронуты.

И напоследок, хочу предложить Вам еще один интересный опыт совместного рисования. Его мне совсем недавно подсказали сами дети, они предложили поменяться на время ролями. А именно, попробуйте рисовать, так как делает это Ваш малыш, подстройтесь к нему, могу сказать - это будет не легко. Позвольте ему поруководить Вами, пусть порисует Вашей рукой. Интересно, что получиться?