Тренинг эффективности лидерства.

Для того чтобы подросток был успешным и чувствовал себя успешным, ему необходимо обладать рядом совершенно новых для него качеств личности: уметь общаться с разными категориями людей, быть способным работать в команде, мотивировать других, уметь выражать то, что чувствует.

Основной принцип тренинга лидерства- работа « здесь и теперь», то есть тех психологических закономерностей, которые демонстрируют участники группы в ходе выполнения упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trening_effektivnosti_liderstva.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг эффективности лидерства.

Для того чтобы подросток был успешным и чувствовал себя успешным, ему необходимо обладать рядом совершенно новых для него качеств личности: уметь общаться с разными категориями людей, быть способным работать в команде, мотивировать других, уметь выражать то, что чувствует.

Лидерами не рождаются , ими становятся. Личность воспитывается и формируется в течение всей жизни, что подростковый возраст является одним из важных периодов в становлении личности человека. Подросток находится на распутье, во многих есть задатки лидера, но не у каждого есть возможности и способности для того, чтобы развить  и закрепить их самостоятельно.

Основной принцип тренинга лидерства- работа « здесь и теперь», то есть тех психологических закономерностей, которые демонстрируют участники группы в ходе выполнения упражнений.

Основные особенности тренинга:

- работа строится на опыте участников группы;

-информационные блоки сочетаются с отработкой практических навыков;

- тренинг занимает 6 часов ( 3 дня по 2 часа).

«Тренинг    лидерства»                                        

                Цели: 1.Расширение представлений о лидерстве как способах организации и управления малой группой. 2. Активизация лидерского потенциала как совокупности умений самоуправления и управления другими людьми. 3.Участникам дается возможность увидеть со стороны свои лидерские склонности, почувствовать преимущества и трудности лидерских позиций, определить для себя свои сильные и слабые стороны относительно лидерства в тех или иных ситуациях. 4.Овладение техниками лидерского влияния и сплочения группы, развитие  лидерских умений.                                                                                Задачи: 1. Формирование представлений о лидерстве как групповом процессе на основе собственного эмпирического опыта взаимодействия и работы в команде; 2.Знакомство с отдельными методами оценки лидерских позиций и умений; 3.Самоанализ собственного лидерского потенциала и лидерских умений; 4. Повышение мотивации лидерства.                

                                                Занятие первое.                                                Цель: Знакомство с участниками группы с позиции их лидерских умений и амбиций, лабилизация группы, создание доверительной атмосферы.                                                                 Первый модуль- каждый участник называет своё имя по кругу, должностной статус, рассказывает в течении 3 минут о том, как часто проявляется лидерское поведение, что способствует и что мешает этому. Высказывает ассоциацию на слово «лидер»  ( Лидер- это…).

                Обсуждение правил работы в группе:

                -активность;

                -конфидециальность;

                -личная заинтересованность и значимость ( говорим только о своих проблемах)

                - опора на опыт других людей и поиск новых подходов к решению своих проблем( не пытайтесь отстаивать то, что вы уже знаете, больше слушайте других, возможно вы познакомитесь с новым взглядом на ваши проблемы).

                - учёт индивидуальности ( каждый из нас индивидуален, то, что подходит вам может не подойти другому. Не пытайтесь навязывать свою точку зрения.)                                                                        

                Второй модуль- теоретический, в нём обсуждается роль лидерства в системе эффективной организации групповой работы, основные теории лидерства.

                        1.Теория черт лидера.

                Лидер- носитель определенных качеств и умений, способствующих влиянию на других. Тип лидера: харизматический и трансформационный. Харизматический         лидер завоёвывает доверие людей и оказывает сильное влияние на них ( принятие его целей, ценностей, желание подражать и следовать за ним). Трансформационный лидер выстраивает  отношения с ведомыми на основе трансформации, убеждений, ценностей, и потребностей.

                        2. Интерактивная теория.        

                Лидер- лицо в наибольшей степени отвечающее ожиданиям группы и наиболее последовательно придерживающее идеалов и ценностей. Диагностируется максимальный статус и престиж.        

                        3. Ситуационная теория.        

                Лидерство- функция ситуации и зависит от ситуации.Основными компонентами ситуации являются состав и размер группы, уровень компетенции и степень ведомости членов группы, наличие других членов группы.

                        4. Вероятные теории лидерства.

                Основывается на предположении о том, что не существует какой-то наилучшей модели поведения, к которой         руковадитель мог бы прибегать всё время.                                        Третий модуль- дискуссия. В течении 5 минут участникам предлагается самостоятельно написать 6-7 главных качеств, необходимых для лидера.        После этого проводится дискуссия в малых группах (4-5 человек), в результате которых оформляется список из семи основных лидерских черт        .        Выбирается делегат, представляют общий перечень лидерских черт.

                - Кто занимал позицию лидера при выполнении задания?

                - Как распределялись роли?

                        Игра « Ярмарка обмена». В течении 10 минут  каждый участник составляет список своих качеств и умений, способствующих лидерству,-                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

                « Я как лидер», оценивает степень их выраженности по шкале от 0 до 100%.Далее участники за 15-20 минут имеют возможность  в ходе переговоров друг с другом обменять часть своих сильно выраженных лидерских качеств на « недостающие». Что полезного вы приобрели на ярмарке?        Кому удалось произвести больше обменов в процессе игры?                                                                                                        Упражнение « Говорим только хорошее».        

        Группа разбивается на пары. Каждый участник пары рассказывает друг другу о себе только хорошее и интересное. Что хорошего говорят другие. Задача слушающего- узнать как можно больше хорошего о собеседнике. Рассказчик и слушатель меняются ролями. После этого в круге каждый рассказывает всё, что он узнал хорошего о своём собеседники.                                                                                        Вопросы: - Что Вы чувствовали в тот момент, когда Ваш собеседник рассказывал о вас?                                                                  - Трудно ли было остановить критику в свой адрес? - Что полезного вы вынесли из этого упражнения?                                « Харизматическое лидерство»

                Харизма- психологическая притягательность человека, способность вызывать у людей приверженность своим целям и энтузиазм в их достижении.

                Характеристика лидера:

  1. Лидер подчёркивает важность общих ценностей.
  2.  Лидер сосредоточен на развитии отношений между и формирования у них чувства « кто мы есть».
  3. Лидер моделирует желаемое поведение, проявляет личную приверженность  ценностям и целям, которые продвигает.
  4. Лидер олицетворяет силу, создаёт впечатление уверенности в себе, физической и социальной смелости, решительности, оптимизма.

Группа разбивается на микро-группы ( объединяют группу по времени рождения: весна, лето, осень, зима). Участники обсуждают, что характерно для каждого из них.

Черты лидера:

-Высокий уровень уверенности в себе;

- Сильнейшая убежденность в правильности своих идей;

- Высокий уровень энергии и энтузиазма;

- Развитые коммуникативные и ораторские навыки;

- Активное моделирование роли и формирование имиджа;

-Физическая привлекательность;

-Интеллект выше среднего уровня;

-Создание вокруг себя психологического поля ( способность к внушению).

Упражнение « Ваш стиль лидерства»

Вспомните один из сюжетов из профессиональной деятельности, в которых ему приходилось быть лидером, какие личностные особенности  повлияли на его поведение.

   Ориентации лидера:

- Ориентирован на отношения между собой и последователями.

- Для другого значимо достижение целей и задач, в меньшей степени интересует отношения между людьми.

Стили:1.Авторитарный стиль(жёсткая манера поведения, лидер берёт на себя ответственность за происходящее)

        2.Демократический стиль ( ориентация и на достижение цели, и на сохранение отношений с людьми)

        3. Ситуационный стиль( лидер гибко меняет стратегии влияния- основывается это на учёте своих психологических особенностей).

                        Подведение итогов.

Что нового вы узнали о себе?

Какой фрагмент тренинга был для вас особенно интересен?

Домашнее задание.

  1. Сформулируйте ваши задачи в организации, для реализации которых необходимо проявлять лидерство.
  2. Заполните анкету « Какой я лидер?»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Занятие второе.                                                

Цель:1. Развитие лидерской мотивации путём осознания преимуществ позиции « лидерства» для личностного и профессионального роста; 2.Осознание начала положительных изменений относительно своего лидерского поведения; 3.Развитие положительного образа « Я как лидер».

Разминка: Каждый из участников по кругу рассказывает о сидящем рядом.                                                                  

Упражнения « Как здорово мне это удаётся».                        

По кругу каждый рассказывает о каком либо деле, которое ему особенно удаётся.         Вопросы:                                                                         -Что вы чувствуете, когда всё получается?                                 

    - Чей рассказ затронул вас?                                                        Четвёртый модуль- мотивация лидерского поведения, развитие адекватных представлений  о преимуществах и трудностях лидерского статуса. Задачи модуля- повышение привлекательности позиции « лидера» для личностного и профессионального роста.                Группа делится на 2 команды: команда А – «оптимисты» и команда Б-«пессимисты».Подгруппа А составляет список преимуществ лидерской позиции и поведения, продолжая высказывание: « Лидером быть хорошо, потому что….».                                Подгруппа Б формулирует и  записывает аргументы против лидерской позиции: « Лидером быть хорошо, потому что….»                        Затем проводится соревнование : Подгруппа А высказывает аргументы «за» ; подгруппа Б высказывает аргументы « против».

        Упражнение « Типичные ситуации и опасения лидерства».                Оно проводится в малых группах по 3-5 человек. Каждый рассказывает о типичных или экстраординарных  ситуациях из личного или чужого опыта, в которых имеются опасения оказаться в роли лидера, например необходимость брать ответственность за принятие решений в условиях дефицита времени или информации.                Что и как должен делать лидер для эффективной работы группы или для решения проблемных ситуаций?                 Какие результаты или переживания могут мотивировать лидерское поведение?                                Модуль пятый- Развитие уверенного поведения.

        Игра « Проникнуть в круг» способствует тренировке лидерских умений. Участники образуют тесный круг, всячески препятствующий попаданию в него водящего, которому нужно за 3-5 минут попасть в круг, используя разные инструменты влияния: уговоры, угрозы, обещания, ловкость, убеждения. После этого обсуждается стратегии, что оказалось эффективнее.

Профессиональное общение- это вид межличностного общения, направленного на достижение какой- либо договорённости.

Общение предполагает:

-Умение говорить и слушать; умение объективно воспринимать и правильно понимать партнёра; умение строить отношения с любым партнёром; добиваться эффективного взаимодействия на основе обоюдных интересов;

-Умение работать в команде.

                        Рефлексия.

                                                                                                                                                        

                                          Занятие третье.                                

Цель:1. Знакомство с техниками противостояния манипуляторам; 2.Расширение представлений об организационном лидерстве; 3. Закрепление знаний о лидерских моделях поведения; 4.Развитие суперлидерства - подготовка будущих лидеров.

Разминка.

Задача- выбрать одного из членов группы и написать кого из литературных героев он напоминает. После этого лист прикрепляется булавкой на спину участника, который не видит, что на нём написано.Когда у каждого на спине  прикреплён лист, группа начинает ходить по комнате, читать, что написано на листах. Задача каждого узнать ,что написано на листе. На вопросы можно отвечать «да»,  «нет».

Например: Я весёлый? У меня много друзей?        

После игры обсуждаются         следующие  вопросы:        

-Что нового я о себе узнал?

-Что меня удивило?

- Было ли что-то неожиданное для меня в этом упражнении?

                Упражнение 1.                                                                

        Каждый участник по кругу продолжает предложение: « Никто из вас не знает, что я ….( умею, могу, хочу, занимаюсь, осваиваю и т.д.)

                

                        Упражнение2.        

        Ведущий просит участников группы по его сигналу показать одинаковое количество пальцев на двух руках ( без предварительной договорённости). Чем меньше попыток для выполнения задания понадобилось, тем более сплочённой является группа.

                        Упражнение3.

        Участники группы встают в шеренгу. По сигналу ведущего все должны повернуться  в одну сторону (вариантов поворотов может быть несколько – направо, налево,кругом)

                -Что было трудных?

                -Как участники нашли вариант решения?

                Команда – группа людей которая выполняет определённую задачу, в которой есть результата усилий членов команды.

        Характеристики команды:

        -Постоянство состава;

        - Регулярность совместной работы;

        - Предмет работы;

        - Командные правила;

        - Общее дело.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                Восьмой модуль- диагностический.

                        «Лидер ли вы».

         Рефлексия.