Тренинг эффективности лидерства.
Для того чтобы подросток был успешным и чувствовал себя успешным, ему необходимо обладать рядом совершенно новых для него качеств личности: уметь общаться с разными категориями людей, быть способным работать в команде, мотивировать других, уметь выражать то, что чувствует.
Основной принцип тренинга лидерства- работа « здесь и теперь», то есть тех психологических закономерностей, которые демонстрируют участники группы в ходе выполнения упражнений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг эффективности лидерства.
Для того чтобы подросток был успешным и чувствовал себя успешным, ему необходимо обладать рядом совершенно новых для него качеств личности: уметь общаться с разными категориями людей, быть способным работать в команде, мотивировать других, уметь выражать то, что чувствует.
Лидерами не рождаются , ими становятся. Личность воспитывается и формируется в течение всей жизни, что подростковый возраст является одним из важных периодов в становлении личности человека. Подросток находится на распутье, во многих есть задатки лидера, но не у каждого есть возможности и способности для того, чтобы развить и закрепить их самостоятельно.
Основной принцип тренинга лидерства- работа « здесь и теперь», то есть тех психологических закономерностей, которые демонстрируют участники группы в ходе выполнения упражнений.
Основные особенности тренинга:
- работа строится на опыте участников группы;
-информационные блоки сочетаются с отработкой практических навыков;
- тренинг занимает 6 часов ( 3 дня по 2 часа).
«Тренинг лидерства»
Цели: 1.Расширение представлений о лидерстве как способах организации и управления малой группой. 2. Активизация лидерского потенциала как совокупности умений самоуправления и управления другими людьми. 3.Участникам дается возможность увидеть со стороны свои лидерские склонности, почувствовать преимущества и трудности лидерских позиций, определить для себя свои сильные и слабые стороны относительно лидерства в тех или иных ситуациях. 4.Овладение техниками лидерского влияния и сплочения группы, развитие лидерских умений. Задачи: 1. Формирование представлений о лидерстве как групповом процессе на основе собственного эмпирического опыта взаимодействия и работы в команде; 2.Знакомство с отдельными методами оценки лидерских позиций и умений; 3.Самоанализ собственного лидерского потенциала и лидерских умений; 4. Повышение мотивации лидерства.
Занятие первое. Цель: Знакомство с участниками группы с позиции их лидерских умений и амбиций, лабилизация группы, создание доверительной атмосферы. Первый модуль- каждый участник называет своё имя по кругу, должностной статус, рассказывает в течении 3 минут о том, как часто проявляется лидерское поведение, что способствует и что мешает этому. Высказывает ассоциацию на слово «лидер» ( Лидер- это…).
Обсуждение правил работы в группе:
-активность;
-конфидециальность;
-личная заинтересованность и значимость ( говорим только о своих проблемах)
- опора на опыт других людей и поиск новых подходов к решению своих проблем( не пытайтесь отстаивать то, что вы уже знаете, больше слушайте других, возможно вы познакомитесь с новым взглядом на ваши проблемы).
- учёт индивидуальности ( каждый из нас индивидуален, то, что подходит вам может не подойти другому. Не пытайтесь навязывать свою точку зрения.)
Второй модуль- теоретический, в нём обсуждается роль лидерства в системе эффективной организации групповой работы, основные теории лидерства.
1.Теория черт лидера.
Лидер- носитель определенных качеств и умений, способствующих влиянию на других. Тип лидера: харизматический и трансформационный. Харизматический лидер завоёвывает доверие людей и оказывает сильное влияние на них ( принятие его целей, ценностей, желание подражать и следовать за ним). Трансформационный лидер выстраивает отношения с ведомыми на основе трансформации, убеждений, ценностей, и потребностей.
2. Интерактивная теория.
Лидер- лицо в наибольшей степени отвечающее ожиданиям группы и наиболее последовательно придерживающее идеалов и ценностей. Диагностируется максимальный статус и престиж.
3. Ситуационная теория.
Лидерство- функция ситуации и зависит от ситуации.Основными компонентами ситуации являются состав и размер группы, уровень компетенции и степень ведомости членов группы, наличие других членов группы.
4. Вероятные теории лидерства.
Основывается на предположении о том, что не существует какой-то наилучшей модели поведения, к которой руковадитель мог бы прибегать всё время. Третий модуль- дискуссия. В течении 5 минут участникам предлагается самостоятельно написать 6-7 главных качеств, необходимых для лидера. После этого проводится дискуссия в малых группах (4-5 человек), в результате которых оформляется список из семи основных лидерских черт . Выбирается делегат, представляют общий перечень лидерских черт.
- Кто занимал позицию лидера при выполнении задания?
- Как распределялись роли?
Игра « Ярмарка обмена». В течении 10 минут каждый участник составляет список своих качеств и умений, способствующих лидерству,-
« Я как лидер», оценивает степень их выраженности по шкале от 0 до 100%.Далее участники за 15-20 минут имеют возможность в ходе переговоров друг с другом обменять часть своих сильно выраженных лидерских качеств на « недостающие». Что полезного вы приобрели на ярмарке? Кому удалось произвести больше обменов в процессе игры? Упражнение « Говорим только хорошее».
Группа разбивается на пары. Каждый участник пары рассказывает друг другу о себе только хорошее и интересное. Что хорошего говорят другие. Задача слушающего- узнать как можно больше хорошего о собеседнике. Рассказчик и слушатель меняются ролями. После этого в круге каждый рассказывает всё, что он узнал хорошего о своём собеседники. Вопросы: - Что Вы чувствовали в тот момент, когда Ваш собеседник рассказывал о вас? - Трудно ли было остановить критику в свой адрес? - Что полезного вы вынесли из этого упражнения? « Харизматическое лидерство»
Харизма- психологическая притягательность человека, способность вызывать у людей приверженность своим целям и энтузиазм в их достижении.
Характеристика лидера:
- Лидер подчёркивает важность общих ценностей.
- Лидер сосредоточен на развитии отношений между и формирования у них чувства « кто мы есть».
- Лидер моделирует желаемое поведение, проявляет личную приверженность ценностям и целям, которые продвигает.
- Лидер олицетворяет силу, создаёт впечатление уверенности в себе, физической и социальной смелости, решительности, оптимизма.
Группа разбивается на микро-группы ( объединяют группу по времени рождения: весна, лето, осень, зима). Участники обсуждают, что характерно для каждого из них.
Черты лидера:
-Высокий уровень уверенности в себе;
- Сильнейшая убежденность в правильности своих идей;
- Высокий уровень энергии и энтузиазма;
- Развитые коммуникативные и ораторские навыки;
- Активное моделирование роли и формирование имиджа;
-Физическая привлекательность;
-Интеллект выше среднего уровня;
-Создание вокруг себя психологического поля ( способность к внушению).
Упражнение « Ваш стиль лидерства»
Вспомните один из сюжетов из профессиональной деятельности, в которых ему приходилось быть лидером, какие личностные особенности повлияли на его поведение.
Ориентации лидера:
- Ориентирован на отношения между собой и последователями.
- Для другого значимо достижение целей и задач, в меньшей степени интересует отношения между людьми.
Стили:1.Авторитарный стиль(жёсткая манера поведения, лидер берёт на себя ответственность за происходящее)
2.Демократический стиль ( ориентация и на достижение цели, и на сохранение отношений с людьми)
3. Ситуационный стиль( лидер гибко меняет стратегии влияния- основывается это на учёте своих психологических особенностей).
Подведение итогов.
Что нового вы узнали о себе?
Какой фрагмент тренинга был для вас особенно интересен?
Домашнее задание.
- Сформулируйте ваши задачи в организации, для реализации которых необходимо проявлять лидерство.
- Заполните анкету « Какой я лидер?»
Занятие второе.
Цель:1. Развитие лидерской мотивации путём осознания преимуществ позиции « лидерства» для личностного и профессионального роста; 2.Осознание начала положительных изменений относительно своего лидерского поведения; 3.Развитие положительного образа « Я как лидер».
Разминка: Каждый из участников по кругу рассказывает о сидящем рядом.
Упражнения « Как здорово мне это удаётся».
По кругу каждый рассказывает о каком либо деле, которое ему особенно удаётся. Вопросы: -Что вы чувствуете, когда всё получается?
- Чей рассказ затронул вас? Четвёртый модуль- мотивация лидерского поведения, развитие адекватных представлений о преимуществах и трудностях лидерского статуса. Задачи модуля- повышение привлекательности позиции « лидера» для личностного и профессионального роста. Группа делится на 2 команды: команда А – «оптимисты» и команда Б-«пессимисты».Подгруппа А составляет список преимуществ лидерской позиции и поведения, продолжая высказывание: « Лидером быть хорошо, потому что….». Подгруппа Б формулирует и записывает аргументы против лидерской позиции: « Лидером быть хорошо, потому что….» Затем проводится соревнование : Подгруппа А высказывает аргументы «за» ; подгруппа Б высказывает аргументы « против».
Упражнение « Типичные ситуации и опасения лидерства». Оно проводится в малых группах по 3-5 человек. Каждый рассказывает о типичных или экстраординарных ситуациях из личного или чужого опыта, в которых имеются опасения оказаться в роли лидера, например необходимость брать ответственность за принятие решений в условиях дефицита времени или информации. Что и как должен делать лидер для эффективной работы группы или для решения проблемных ситуаций? Какие результаты или переживания могут мотивировать лидерское поведение? Модуль пятый- Развитие уверенного поведения.
Игра « Проникнуть в круг» способствует тренировке лидерских умений. Участники образуют тесный круг, всячески препятствующий попаданию в него водящего, которому нужно за 3-5 минут попасть в круг, используя разные инструменты влияния: уговоры, угрозы, обещания, ловкость, убеждения. После этого обсуждается стратегии, что оказалось эффективнее.
Профессиональное общение- это вид межличностного общения, направленного на достижение какой- либо договорённости.
Общение предполагает:
-Умение говорить и слушать; умение объективно воспринимать и правильно понимать партнёра; умение строить отношения с любым партнёром; добиваться эффективного взаимодействия на основе обоюдных интересов;
-Умение работать в команде.
Рефлексия.
Занятие третье.
Цель:1. Знакомство с техниками противостояния манипуляторам; 2.Расширение представлений об организационном лидерстве; 3. Закрепление знаний о лидерских моделях поведения; 4.Развитие суперлидерства - подготовка будущих лидеров.
Разминка.
Задача- выбрать одного из членов группы и написать кого из литературных героев он напоминает. После этого лист прикрепляется булавкой на спину участника, который не видит, что на нём написано.Когда у каждого на спине прикреплён лист, группа начинает ходить по комнате, читать, что написано на листах. Задача каждого узнать ,что написано на листе. На вопросы можно отвечать «да», «нет».
Например: Я весёлый? У меня много друзей?
После игры обсуждаются следующие вопросы:
-Что нового я о себе узнал?
-Что меня удивило?
- Было ли что-то неожиданное для меня в этом упражнении?
Упражнение 1.
Каждый участник по кругу продолжает предложение: « Никто из вас не знает, что я ….( умею, могу, хочу, занимаюсь, осваиваю и т.д.)
Упражнение2.
Ведущий просит участников группы по его сигналу показать одинаковое количество пальцев на двух руках ( без предварительной договорённости). Чем меньше попыток для выполнения задания понадобилось, тем более сплочённой является группа.
Упражнение3.
Участники группы встают в шеренгу. По сигналу ведущего все должны повернуться в одну сторону (вариантов поворотов может быть несколько – направо, налево,кругом)
-Что было трудных?
-Как участники нашли вариант решения?
Команда – группа людей которая выполняет определённую задачу, в которой есть результата усилий членов команды.
Характеристики команды:
-Постоянство состава;
- Регулярность совместной работы;
- Предмет работы;
- Командные правила;
- Общее дело. Восьмой модуль- диагностический.
«Лидер ли вы».
Рефлексия.