Методические рекомендации и темы контрольных работ по предмету МДК 02.02 «Возрастная педагогика и психология, семьеведение» (для специальности «Социальная работа»)

Косова Ирина Валерьевна

Представлены методические рекомендации и темы контрольных работ по предмету МДК 02.02 "Возрастная педагогика и психология,семьеведение"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon k.r._dlya_sr-0411zaochnoe_semevedenie.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования
«Дальневосточный государственный гуманитарно-технический колледж»

(КГБОУ СПО «ДВГГТК»)

Методические рекомендации

и темы контрольных работ

по предмету МДК 02.02 «Возрастная педагогика и психология, семьеведение»

(для специальности «Социальная работа»)

Преп. Косова И.В.

Владивосток 2012

Рекомендации по выполнению контрольной работы.

Контрольная работа – это своеобразный письменный зачет. Она состоит из ответов на ряд вопросов и решений задач и проблемных ситуаций.

 Ввиду того, что данный курс состоит из двух блоков, в контрольной работе  необходимо осветить два вопроса из разных частей. Номера вопросов должны совпадать. Так, если в первом блоке вы выбираете вопрос под номером 10, то во втором блоке вы освещаете вопрос под тем же номером.

Выполнять контрольные работы рекомендуется письменно или в печатном варианте. Объем контрольной работы около 15-25 страниц. Шрифт- 12, Times New Roman, интервал в 1,5. Рисунки, графики, чертежи, таблицы нумеруются. Они должны иметь наименования и оформляться в соответствии с общими правилами.

Перед выполнением каждой очередной контрольной работы студенту выдается Руководство (инструкция) по ее выполнению и список учебно-методической литературы.

Студент выполняет контрольную работу самостоятельно. Рекомендуется соблюдать общие правила оформления. На обложке контрольной работы вверху пишутся фамилия, имя, отчество исполнителя (фамилия – заглавными буквами) и номер зачетной книжки. В средней части обложки обозначается номер контрольной работы. В нижней части проставляются год, месяц и место выполнения работы.

Титульный лист оформляется как и обложка, дополнительно приводится лишь оглавление после обозначения номера контрольной работы.

Каждая контрольная работа должна иметь введение, основную часть и заключение. Список используемой литературы размещается после заключения.

Введение к контрольной работе. В нем следует обозначить цель, которую поставил перед собой студент при выполнении контрольной работы. Это прежде всего своеобразное введение в психологическую проблему, где студент описывает свое видение стоящих перед собой задач по овладению умениями и навыками будущей профессиональной деятельности специалиста по связям с общественностью.

Основная часть состоит из теоретической части и, если того требует тема, психологического практикума. Каждый из разделов должен быть четко обозначен и иметь наименование. То же самое относится к заданиям к каждому разделу.

Заключение. После выполнения всех трех разделов пишется заключение, в котором автор подводит итог проведенной работы, кратко формулирует степень достижения целей и задач, которые он ставил перед собой, дает самооценку уровня сформированности у себя тех или иных профессионально важных качеств специалиста по связям с общественностью.

Список литературы должен соответствовать ГОСТ 7.1–84 (Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления). Список должен содержать не менее 5-10 источников, в том числе учебные пособия, периодическую литературу, энциклопедические издания, словари и пр.

Контрольные работы по предмету МДК 02.02 «Возрастная педагогика и психология, семьеведение»                                                                                          преп. Косова И.В.

Блок 1 «Возрастная психология»

  1. Возрастная психология как отрасль психологической науки. Разделы возрастной психологии. Их разработанность и значение.
  2. Связь возрастной психологии с другими отраслями науки. Теоретические и практические задачи возрастной психологии.
  3. История становления возрастной психологии. Возникновение педологии, ее критика и значение для возрастной психологии.
  4. Методы возрастной психологии.
  5. Движущие силы психического развития. Взаимосвязь обучения и развития.
  6. Понятие психологического возраста. Основные структурные компоненты возраста.
  7. Возрастные кризисы в психическом развитии человека.
  8. Проблема периодизации в трудах отечественных психологов.
  9. Развитие психики на первом году жизни. Значение безусловных рефлексов в развитии ребенка.
  10. Кризис новорожденности. Роль матери в восстановлении физического и эмоционального комфорта ребенка.
  11. Проблема психической депривации.
  12. Понятие кризиса первого года жизни. Психическое развитие в раннем детстве. Основные закономерности и стадии развития предметных действий в раннем детстве.
  13. Ранние формы развития восприятия, основные закономерности наглядно – действенного мышления.
  14. Особенности эмоционального развития ребенка. Психологическое содержание кризиса трехлетнего возраста.
  15. Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Сущность и развитие игры.
  16. Продуктивные формы деятельности (конструирование, рисование и др.) и их роль в развитии дошкольника.
  17. Развитие личности в дошкольном возрасте. Особенности межличностных отношений со сверстниками.
  18. Личностные, интеллектуальные, эмоционально – волевые предпосылки готовности к школьному обучению. Понятие о «кризисе семи лет».
  19. Учебная деятельность как ведущая в младшем школьном возрасте. Развитие мотивов учебной деятельности.
  20. Познавательное и личностное развитие младшего школьника. Особенности общения со сверстниками.
  21. Психологические трудности младшего школьника. Проблема психогенной школьной дезадаптации.
  22. Физиологические изменения в подростковом возрасте.
  23. Общение со сверстниками как ведущая деятельность в подростковом возрасте.
  24. Подростковый кризис.
  25. Развитие познавательных процессов в подростковом возрасте
  26. Развитие личности подростка. «Я - концепция» как центральное новообразование подросткового возраста.
  27. Психическое развитие в ранней юности.
  28. Проблемы индивидуального развития взрослого человека. Психологические особенности периода молодости (поздней юности).
  29. Период взрослости. Кризис 30-летнего возраста. Трудовая деятельность как ведущая в этот период.
  30. Зрелость как этап и качество в психическом развитии человека. Развитие психических функций.
  31. Половозрастные изменения в период зрелости как причина стрессовых состояний. «Кризис середины жизни» его психологическое содержание.
  32. Психология людей пожилого и старческого возраста. Общие закономерности и теории старения, виды старения в геронтологии.

Блок 2 «Семьеведение»

 

  1. Понятие, предмет, методы и принципы семьеведения.
  2. Сущность понятий «семья», «брак», «домохозяйство».
  3. Происхождение и сущность семьи.
  4. Предпосылки создания семьи.
  5. Эволюция брачно-семейных отношений.
  6. Тенденции современного развития семьи и брака.
  7. Понятие функций семьи, специфические и неспецифические функции. Функции домохозяйства.
  8. Реализация функций современной российской семьей.
  9. Типология семьи (Т.А. Гурко, Дж. Мэрдок, демографическая типология).
  10. Типологические особенности современной российской семьи.
  11. Понятие жизненного цикла семьи и подходы к его рассмотрению. Этапы жизненного цикла.
  12. Понятие многодетности и критерии ее определения. Репродуктивные установки и мотивы.
  13. Основные проблемы многодетных семей.
  14. Социальная работа с многодетными семьями.
  15. Понятие молодой семьи и ее основные проблемы.
  16. Планирование семьи и подготовка молодежи к браку.
  17. Социальная помощь молодой семье.
  18. Определение инвалидности, структура и причины детской инвалидности.
  19. Проблемы семьи с ребенком-инвалидом.
  20. Права, льготы и социальные гарантии, предоставляемые детям-инвалидам и семьям, в которых они воспитываются.
  21. Причины возникновения неполных семей и их социальная защита.
  22. Определение государственной семейной политики. Механизмы ее реализации.
  23. Приоритеты, цели, основные направления и формы государственной семейной политики.
  24. Принципы семейной политики и ее технология.
  25. Структура управления государственной семейной политикой.
  26. Разработка федеральных и региональных программ и проектов по реализации семейной политики.
  27. Пособия и выплаты семье на детей.
  28. Компенсационные выплаты взрослым членам семьи, пособия, пенсии.
  29. Виды и типы учреждений оказывающих социальную помощь семье.
  30. Структура и субъекты социальных служб.
  31. Основные технологии работы социальных служб.
  32. Система органов и служб социальной помощи семье и детям в Приморском крае.

Литература

Блок 1

  1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. – М., 1982. – Т.1.
  2. Басов М.Я. Избранные психологические произведения. – М., 1975.
  3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.- М.,1968.
  4. Выготский Л.С. Проблема возраста Собр. Соч.: В 6т. - М., 1983. – Т.4.
  5. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. – М., 2009.
  6. Исаев Д. Н. Психосоматические расстройства у детей. – СПб., 2008.
  7. Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации Вопр. Психологии. – 1984. -№4.
  8. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1972.
  9. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М.: Педагогика, 2006.
  10. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Тревола, 2008. – 352с.2.
  11. Шилова Е.А. Психологическая типология школьников с отставаниями в учении и отклонениями в поведении. – М., 1995.
  12. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М .: Педагогика 2006.

Блок 2

  1. Антонов А.И. Социология семьи / А.И. Антонов, В.М. Медведков. М., 2006.
  2. Борисов В.А. Деградация института современной семьи // В.А. Борисов. Семья в России. 1995. № 1–2.
  3. Берн Шон. Гендерная психология. – СПб., Издательский дом «НЕВА», 2008.–320 с.
  4. Васильева Э.К. Семья и ее функции / Э.К. Васильева. М., 1975.
  5. Голод С.И. Моногамная семья: кризис или эволюция? / С.И. Голод. Психология семья. Хрестоматия. М., С. 245–258.
  6. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ / С.И. Голод. Спб., 2008.
  7. Джемс М. Корни брака / Психология семья. Хрестоматия / М. Джемс.  М., С. 35–64.
  8. Зацепин А.И. Брак и семья / А.И. Зацепин. Психология семьи. Хрестоматия. М.: Бахрах, С. 3–32.
  9. Савинов Л.И., Кузнецова Е.В. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей: Учебное пособие – М., Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004. – 216 с.
  10. Технологии социальной работы с детьми и подростками. / Под ред. В.Н. Келасьева. – СПб., Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2009. – 264 с.
  11. Черняк Е.М. Социология семьи: Учебное пособие. – М., Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003. – 238 с.