Главные вкладки

    Домашнее насилие как основа формирования агрессивных склонностей у подростков

    Косова Ирина Валерьевна

     

    В данной статье рассматривается один из многочисленных факторов, приводящий к усилению подростковой агрессивности – домашнее насилие.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Домашнее насилие как основа формирования агрессивных склонностей у подростков

     

                                                          И.В. Косова

    В данной статье рассматривается один из многочисленных факторов, приводящий к усилению подростковой агрессивности – домашнее насилие.

    Принято считать, что подростковая агрессивность превосходит агрессивность взрослых. Чаще всего это объясняют необходимостью самоутверждения. Например, статистика подростковой преступности насчитывает ежегодно более тысячи убийств, несколько сот изнасилований, десятки тысяч телесных повреждений и других правонарушений с очевидным агрессивным подтекстом. Более того, за последние 10 лет все отчетливее виден рост именно агрессивных преступлений, совершенных подростками.

    Существует один немаловажный фактор, приводящий к усилению подростковой агрессивности – всепроникающее насилие. С экрана телевизора, со страниц газет мы узнаем о практически ежечасной демонстрации силы – будь то государство или конфликт во дворе дома. Но бытовое домашнее насилие стало привлекать к себе внимание общества последние тридцать-сорок лет, несмотря на то, что этот вид насилия уже многие годы является тотальным латентным фактом. По данным американских исследователей, нападение супруга (супруги) более распространено,  чем автомобильные катастрофы, хулиганские нападения и онкологические заболевания, вместе взятые. Научные исследования, проводимые  в нашей стране, показывают, что одна треть потерпевших от убийств – родственники. Никто не знает на самом деле, сколько трагедий разыгрывается за закрытыми дверями семьи. Практически повсеместно ученые придают большое значение изучению легких форм насилия, так как именно они создают почву для более серьезных форм. Легкие формы насилия в семье редко придаются огласке и реже становятся предметом исследования, однако, именно это первый шаг к более изощренным формам.  Как правило, домашнее насилие применяется с целью контроля, запугивания и внушения чувства страха остальным членам семьи и проявляется в семьях с различным социальным статусом, а не только в неблагополучных семьях.

    Существует несколько форм домашнего насилия (причем подросток здесь не только наблюдатель, но и жертва, и - в последствии - активный участник):

    физическое – использование силы для нанесения телесных повреждений вплоть до убийства;

     вербальное (словесное) – ссора, проклятья, ругань, угрозы, оскорбления;

    психическое – унижение, безразличие, наказание детей, поводом для которого является чувство злобы к супругу;

    сексуальное – принуждение к исполнению супружеского долга против его долга;

    экономическое – лишение экономической независимости [3, с. 64].

    Насильственное агрессивное поведение является наиболее действенной формой реагирования на различные неблагоприятные житейские ситуации. Психологически агрессия – это способ решения проблем, связанных с самозащитой и ростом ощущения собственной ценности и самооценки. А также сохранением и усилением самоконтроля над существенным для человека окружением. Разные способы агрессивного реагирования может породить желание произвести или сохранить приятное впечатление. Поэтому агрессивное поведение часто проявляется в присутствии других людей, но вместе с тем фрустрированные, не реализовавшие себя в трудовой деятельности люди ведут себя агрессивно дома, с более слабыми и беззащитными людьми. Традиционно жертвами семейного насилия становятся женщины, но еще чаще дети и подростки. Они еще слабее и уязвимее, и факт домашнего насилия существенным образом сказывается на их дальнейшей жизни.  Родители, которые применяют против своих детей физическую силу, оказывают деструктивное воздействие на них не только физически, но и эмоционально. Кроме того, некоторые дети погибают от жестокого обращения; другие на всю жизнь остаются калеками. Ненависть взрослых калечит ребенка. В результате развиваются такие такие неблаговидные человеческие качества как робость, пассивность, трусость. Подростки, подвергающиеся насилию со стороны родителей или родственников, с большой степенью вероятности в свое время применят насилие по отношению к родителям (Peek, Fisher and Kidwell,  1985) [4, с. 445]. Насилие порождает насилие и, к сожалению, передается из поколения в поколение. Чем более жестоким и частым было насилие, тем больше вероятности, что в будущем могут пострадать не только престарелые родители, но и другие партнеры. Как правило, самые трудные дети те, которые подверглись родительскому насилию. Известно, что социальные навыки приобретаются путем наблюдения и – прежде всего -  наблюдения за своими родителями. Чем значимее для ребенка взрослый, тем быстрее запоминается и лучше воспроизводится форма поведения взрослого. К сожалению, формы насилия запоминаются на более длительный срок и воспроизводятся быстрее и чаще, чем позитивные формы поведения. На агрессивное поведение детей, а позже и подростка также влияет выбранная система наказания. Дети, выросшие в неблагоприятной семейной обстановке, чаще оцениваются как агрессивные и проявляют свою агрессию в дальнейшей, особенно семейной, жизни. Некоторые родители, считая поведение подростка возмутительным, начинают применять телесные наказания как средство воспитания, однако впоследствии такое воспитание оборачивается против родителей. С другой стороны, в последствии становится агрессивным и ребенок, для которого в процессе воспитания не были введены ограничения на проявление негативного, агрессивного поведения.

    Подростковый возраст – окончание детства и переход в мир взрослых - связан с развитием в сознании подростка критического рефлексирующего мышления в рассудочной форме. Появляется тенденция к обособлению от мира детства, и от мира взрослых, к созданию своего собственного мира сверстников, внутренне совпадающих друг другу. Возникает молодежная «контркультура». Разнообразие ее направлений, мотивов, проявлений соответствует сложности и противоречивости души подростка. Каждое из этих направлений можно рассматривать как акцентуацию одной из сторон этой души, определяемую реакцией на индивидуальные  условия жизни и индивидуальные же априорные задатки и качества. Одним из таких направлений является музыка, в частности, рок- музыка. Специальные исследования показали, что звучание рок- музыки на дискотеках и молодежных концертах приближается к 120 дБ у эстрады и к 108-110 дБ в центре зала. Повышенная громкость и характер рок- музыки при длительном воздействии рассеивают внимание, угнетают умственную деятельность,  приводят к состоянию повышенной возбудимости, нарушению памяти, снижению интеллектуальных возможностей человека. Данные исследования сотрудников Всесоюзного научно- методического центра по изучению и предупреждению экстремальных состояний Белорусского государственного университета свидетельствуют, что действие рок- музыки (тяжелый рок) вызывает раздражительность, агрессивность, и в конечном итоге организм попадает в экстремальное состояние и происходит нарушение его жизненно важных функций. Все это позволило сделать вывод, что стиль «тяжелый металл» в рок- музыке особенно агрессивен в отношении эмоциональной сферы. По мнению профессора Г. Рауха (Германия), определенные виды современной развлекательной музыки могут быть отнесены к сильным раздражителям нервной системы, способствующим активному выделению стрессгормонов, которые «стирают» часть запечатленной в мозгу информации и таким образом оказывают отрицательное влияние на интеллектуальную сферу человека.

    Анализируя данную проблему, большинство исследователей сделало следующие выводы:

    1. подростковая агрессия имеет непосредственные корни в самом ближайшем окружении подростка (например, в школе);
    2. у взрослых людей зависимость поведения от семейных и рабочих отношений относительно менее выражена;
    3. наиболее агрессивны те подростки, за чьим поведением  никто не следит, которые испытывают дефицит внимания, и те, которые подвергаются суровым наказаниям;
    4. подростки учатся вести себя агрессивно, наблюдая за поведением сверстников, так как поведение взрослых для них менее значимо; наиболее агрессивные дети отвергаются большинством в своей группе, поэтому они находят друзей среди агрессивных сверстников. На этой основе формируются молодежные группы с выраженным асоциальным поведением;
    5. средства массовой информации играют существенную роль в формировании агрессии у подростков, однако речь идет не обо всех СМИ в целом, а лишь о конкретном издании, публикации, фильме и т.п.;
    6. агрессивное поведение подростков, как правило, сопровождает слабое развитие социальных и когнитивных навыков; при ликвидации социального и когнитивного разрыва со сверстниками агрессивность поведения снижается;
    7. агрессивное поведение в подростковом возрасте имеет различное продолжение в зрелости: социально обусловленные формы агрессии обычно убывают, в то время как биологически обусловленная агрессия возрастает.

    Литература:

    1. Арсеньев А.С. Подросток глазами философа – Алматы,1996. – с. 13-72.

    2. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – Спб: «Питер», 2009.- с.351.

    3. Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков. Методическое пособие под ред. И. Соковни. -М.: Просвещение, 2003.- с.63-67.

    4. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – Спб: «Питер»,2009.- с.615.

    5. Хлыстова Н.М. Агрессия: теоретический анализ основных направлений в изучении агрессивного поведения. Новосибирск: Новосибирская государственная академия водного транспорта, 2002.- с. 31.