Главные вкладки

    ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА С УРОВНЕМ САМООЦЕНКИ И МОТИВАМИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ.

    Майорова Анна Андреевна

    Изучение взаимосвязи профессионального выбора с самооценкой и мотивами старшеклассников

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА С УРОВНЕМ САМООЦЕНКИ И МОТИВАМИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ.

       Подростковый возраст характеризуется выбором будущего пути. В.С. Мухина определяет юность как период отрочества до взрослости. В психологических периодизациях Д.Б. Эльконина и А.Н. Леонтьева ведущей деятельностью в юности является учебно-профессиональная деятельность.[1] Профессиональное самоопределение как центр социальной ситуации развития формирует внутреннюю позицию подростка. По мнению Л.И. Божович «профессиональное самоопределение- это выбор будущего пути, потребность нахождения своего места в труде, в обществе, в жизни».[2] По словам Д.И. Фельдштейна, в юношеском возрасте характер  развития определяют труд и учение, как основные виды деятельности.[3] На пороге взрослости юноши и девушки, по мнению И.С. Кона, должный найти ответ на три вопроса: кем быть?(профессиональное самоопределение); каким быть? (моральное самоопределение); с кем быть?(найти вторую половинку).[4]  Правильно выбрать профессию, значит найти свое место в жизни.

       Темой профессионального самоопределения занимались такие ученые как: Климов Е.А, Пряжников Н.С. ,Кудрявцев Т.В, Марква А.К, Дж. Холланд, Д.Е. Сьюпер и др. Если обратится к классификации профессионального самоопределения, то в отечественной психологии главной классификацией  является классификация Е.А. Климова, а в зарубежной психологии- Дж. Холланда. Выбор будущей профессии неразрывно связан с самооценкой. Эта проблема так же не прошла мимо внимания психологов. Изучением самооценки подростков занимались такие ученые как: Р. Берне, В. Квадре, Трусов В.П, Коломинский Я.Л. Нельзя забывать, что для будущего выбора профессии очень важна мотивационная составляющая. Однако, мотивы выбора профессии недостаточно изучены. Изучением мотивов выбора профессии занимались: Павлютенков Е.М, Зелинченко И.А, Шмелев А.Г. 

       Для эмпирического исследования нами была поставлена цель: изучение взаимосвязи профессионального выбора с уровнем самооценки и мотивами.

       По результатам методики профессиональных предпочтений Дж.Холланда  вся выборка испытуемых была поделена на несколько групп  в соответствии с  ведущими профессиональными типами личности: предпринимательский, артистический, социальный, конвенциональный, реалистический и исследовательский. Затем каждая группа испытуемых была обследована по единой психодиагностической программе. В результате проведенного эмпирического исследования нами были получены следующие результаты: для  реалистического профессионального типа в отличие от исследовательского, артистического, социального, предпринимательского и конвенционального типов личности, преобладают ярко выраженные мотивы: материальные (41%),престижные (34%),моральные (19%); менее ярко выраженные мотивы : утилитарные (6%);у  предпринимательского типа личности в отличие от других типов преобладают так же свои мотивы выбора профессии: престижные (37%),материальные (30%); менее ярко выраженными мотивами являются: моральные (10%),социальные (7%),утилитарные (7%),творческие (3%),познавательные (3%) и эстетические (3%);  исследовательский профессиональный тип личности характеризуется:  социальными (23%),познавательными (19%),моральными (19%) мотивами; менее ярко выраженные мотивы: престижные (15%), материальные (12%) и эстетические (12%); артистический тип личности, в отличает от других профессиональных типов были выявлены мотивы : престижные (26%), утилитарные (22%), материальные (15%), социальные (15%), мотивы связанные с содержанием труда(15%); менее ярко выраженные моральные мотивы (7%); социальный тип личности предпочитает руководствоваться в деятельности: престижными (31%) и материальными (31%) мотивами; менее ярко выраженные являются :социальные (14%), утилитарные (8%), познавательные (5%), моральные (5%), творческие (3%), мотивы связанные с содержанием труда (3%);  а конвенциональный тип личности отличается от других преобладанием: познавательных (35%) и утилитарных (31%) мотивов, и менее ярко выраженные являются: престижные (17%) и материальные (17%) мотивы.

       Однако необходимо отметить следующую тенденцию, что некоторые виды мотивов у типов личности или выражены незначительно, либо отсутствуют совсем. Так   у реалистического профессионального типа личности не было выявлено: социального, творческого, познавательного, эстетического  и мотива связанного с содержанием труда ; у исследовательского типа личности: утилитарного и мотива связанного с содержанием труда; а у артистического типа личности: творческого, познавательного и эстетического; социальный тип личности  характеризуется отсутствием: эстетического мотива ;  а  предпринимательский профессиональный тип : мотивами  связанные с содержанием труда (0%); у конвенционального профессионального типа личности не было выявлено: моральных, социальных, творческих, эстетических и мотивов связанные с содержанием труда .

       Таким образом можно сделать вывод о том что у каждого профессионально типа личности преобладают свои ярко выраженные мотивы, так же менее ярко выраженные мотивы, и мотивы которые отсутствуют у представителей профессиональных типов личности.

       Так же в ходе исследования нами было выявлено, что личностная тревожность, как черта характера, имеет средний уровень выраженности у: артистического профессионального типа личности (в 83% случаев);  предпринимательского типа личности (в 61% случаев); социального профессионального типа личности (у 57% испытуемых) и конвенционального профессионального типа личности (у 17% опрошенных). В отличие от данных профессиональных типов личностная тревожность имеет низкий уровень выраженности  у: реалистического (61%) и исследовательского  профессиональных типов личности (61%), А вот  высокий уровень личностной тревожности не был выявлен ни у одного типа личности (0%).

       Реактивная тревожность, или та реакция, которая возникает в определенной ситуации, имеет средний уровень выраженности у: конвенционального профессионального типа личности (в 100% случаев); а у реалистического типа личности (в 86% случаев); социального типа личности (в 83% опрошенных), предпринимательского профессионального типа личности (в 78% случаев ), а у  артистического типа личности (в 73% случаев), и исследовательского типа личности (в 62% испытуемых). Заметим, что высокий и низкий  уровень реактивной тревожности не был выявлен ни у одного профессионального типа личности( 0%).

       Таким образом, средний уровень личностной и реактивной тревожности характерен для следующих типов личности: артистического, социального, предпринимательского и конвенционального, а низкий уровень личностной тревожности характерен для следующих: реалистического и исследовательских профессиональных типов личности. Высокий уровень личностной и реактивной тревожности не обуславливает профессиональную деятельность ни одного типа личности. 

       В ходе исследования мы определили преобладающую самооценку у каждого типа личности. Нами было выявлено, что у всех типов личности чаще всего преобладает адекватная самооценка. У 17% испытуемых конвенционального типа выявлен высокий уровень самооценки, а вот низкого уровня не было выявлено ни у одного испытуемого(0%).

        Таким образом, можно сделать вывод о том, что  при адекватной самооценке разные типы личности имеют разнонаправленные мотивы деятельности: у реалистического типа: материальные, престижные, моральные, утилитарные; а у исследовательского профессионального типа: социальные, познавательные, моральные, престижные, материальные и эстетические мотивы;  артистический тип личности характеризуется: престижными, утилитарными, материальными, мотивами связанными с содержанием труда, социальными и моральными мотивами; у социального типа личности преобладают: престижные ,материальные, социальные, утилитарные, познавательные, моральные, творческие, мотивы связанные с содержанием труда; для предпринимательского типа характерны следующие мотивы: престижные, материальные, моральные, социальные, утилитарные, творческие, познавательные и эстетические; конвенциональный профессиональный тип личности предпочитает руководствоваться в деятельности: познавательными, утилитарными, престижными и материальными мотивами.

    Список  литературы:

    1.http://wiki.uspi.ru/index.php/Общая_характеристика_юношеского_возраста

    2.Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М, 1986

    3.http://psi2006.3bb.ru/viewtopic.php?id=52

    4.Кон И.С. 'Психология старшеклассника' - Москва: Просвещение, 1999 - с.274