"Формирование развивающей среды в домашних условиях".

Трушина Софья Николаевна

 

    Игровые средства (ИС)это: вся совокупность разнообразных предметов, предназначенных для игровой, развивающей деятельности ребёнка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_razvivayushchey_sredy_v_domashnih_usloviyah.docx20.23 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование развивающей среды в домашних условиях.

       Игровые средства (ИС)это: вся совокупность разнообразных предметов, предназначенных для игровой, развивающей деятельности ребёнка.

   Игровые средства:

  1. Для ребёнка - предметная основа для игровой, развивающей деятельности.
  2. Для взрослого - «инструмент», который он должен уметь правильно применять для помощи ребёнку в игре, обучении и развитии.

 Иммануил Кант  сказал: «Предметы, с которыми играют дети, должны соответствовать их возрасту, иначе является опасность, что в них разовьётся умничанье, модничанье, тщеславие».

Развитие: это закономерное, качественное и количественное изменение объектов, которое характеризуется:

  1. необратимостью;
  2. направленностью;  
  3. переходом от низших уровней к высшим.

Развивающий потенциал игрового средства: степень пригодности ИС для проведения развивающей игры оценивается с помощью развивающего потенциала (РП). Чем выше этот потенциал, тем выше развивающие возможности ИС.          

       Величина РП игрового средства зависит от наличия у него «развивающих свойств». Чем ярче выражены эти свойства у ИС, тем выше его РП.      

Развивающие свойства ИС:

  1. «Делимость» - это свойство, которое позволяет сформулировать на основе ИС достаточно  большое количество игровых заданий. 
  2. «Ступенчатость» - свойство, которое  даёт возможность создавать на основе этих заданий «лесенку развития», выстроив задания в порядке возрастания их сложности. При этом «высота» ступенек лесенки должна быть одинаковой.
  3. «Интерактивность» - это свойство, которое препятствует неправильным действиям ребёнка, показывает ему, сделанные при выполнении заданий ошибки.
  4. «Открытость» - это свойство, стимулирующее творческую активность ребёнка, оно побуждает его придумывать всё новые и новые способы применения ИС в игре.

Этапы проектирования развивающей игры:

  1. Формулирование перечня заданий.
  2. Определение сложности заданий.
  3. Расстановка заданий в порядке возрастания сложности, построение «лесенки развития».

  Критерии и показатели качества ИС:

1. Отсутствие негативных свойств морального характера: 

    - провоцирующих ребёнка на агрессивные, жестокие и безнравственные действия по отношению к партнёрам по игре и самим ИС;

    - возбуждающих интерес ребёнка к сексуальным проблемам за пределами возрастной компетенции;

    - способствующих формированию у ребёнка отрицательного отношения к расовым особенностям и физическим недостаткам.

2. Правильность возрастной адресации, указанной на ИС.

3. Возможность полифункционального

    использования для детей:

    - с разными уровнями развития способностей и функций;

    - с различными психическими и физическими особенностями;    

    - с ограниченными возможностями  здоровья.

4. Наличие функциональной привлекательности, способствующей:

    - активной игровой деятельности ребёнка;

    - самостоятельному использованию ИС;

    - ощущению ребёнком собственной компетентности.

5. Возможность организации совместной деятельности, в том числе и с участием взрослого, способность инициировать коллективные действия детей.

6. Дидактическая ценность. 

7. Наличие структурных развивающих свойств. 

8. Этическая направленность, т.е.  возможность использования ИС для формирования гуманных общепринятых этических норм.

9. Эстетическая ценность, т.е. возможность использования ИС для художественно- эстетического развития, приобщения ребёнка к  миру искусства, культурным традициям своего народа.

10. Функциональная безопасность, т.е. безопасное использование ИС в различных игровых ситуациях, обеспечиваемая его конструкцией и инструкциями по использованию.

11. Правильность структуры и содержания  ИС, т.е. отсутствие ошибок в конструкции и непротиворечивость в логике игровых действий.

12. Долговечность, обеспечиваемая  прочностью материала и соединении составных частей ИС, а также стойкостью его отделки. 

13. Наличие, полнота и ясность сопроводительных документов:

      методических рекомендаций, инструкций, правил и т.п. 

14. Функциональность упаковки: прочность  для переноски (перевозки) ИС, возможность использования для хранения ИС, применения в играх и пр.

Классификация детских игрушек негативно влияющих на психику ребенка.

Большинство игрушек можно отнести к одной из пяти категорий:

1. «Скучные» - все механические игрушки и игрушки – скульптуры («минутное удивление»).

2. «Глупые» - Щелкунчик, страшные маски

3. «Мертвые» - близки к учебным пособиям своей сверхпродуманностью, сверхполезностью (могут погубить ростки детской инициативы).

4. «Пошлые» - разнообразные страшные, уродливые и одновременно комичные, вульгарные копии людей и животных (способны не только испортить вкус ребенка, но и отнять у него возможность человеческого участия к самому трагическому из явлений мира – к уродству).

5. «Безнравственные» - игрушки, которые побуждают жажду насилия и разрушения.

Игровые средства и оборудование должны быть ориентированы на основные направления развития ребенка:

  1. Оборудование для развития общих движений
  2. Игровые средства для развития мелкой моторики
  3. Игровые средства для развития сенсорного восприятия
  4. Игровые средства для развития мышления
  5. Игровые средства для развития речи и языка
  6. Игровые средства для ознакомления с окружающим миром
  7. Игровые средства для социально – эмоционального развития
  8. Игровые средства и материалы для творческого развития
  9. Игровые средства и оборудование для организации сюжетно – ролевой игры.    

Рекомендации родителям по подбору игрушек для детей второго года жизни.

  1. Пирамидка с конической основой
  2. Матрешка с 4 – 5 вкладышами
  3. Деревянный конструктор
  4. 10 наборов неподточенных карандашей по восемь цветов в каждом
  5. Пирамидка обычная из пяти колец
  6. Аудиокассеты с веселыми детскими песнями
  7. Дудочка, свисток
  8. Мягкие игрушки
  9. Мозаика крупная, 15 мм в диаметре, на длинных ножках
  10. Набор для игры в песок
  11. Кукла
  12. Кроватка для куклы
  13. Набор кукольной посуды
  14. Куклы Би –ба – бо  (для кукольного театра)
  15. Мячи разных размеров из разных материалов
  16. Воздушные шарики, мыльные пузыри
  17. Книги с картинками
  18. Машины: грузовые,  легковые
  19. Набор пластмассовых домашних и диких животных
  20. Парные картинки, лото
  21. Набор для нанизывания (бусы)
  22. Игрушечная мебель
  23. Пластилин
  24. Набор колпачков, входящих один в другой
  25. Модели бытовых предметов

Рекомендации родителям по подбору игрушек для детей третьего года жизни.

  1. Цветные палочки ( по 10 штук каждого цвета)
  2. Подставки под карандаши одного с ними цвета
  3. Мозаика
  4. Краски восьми и более цветов
  5. Пластилин
  6. Деревянный конструктор
  7. Набор кукольной посуды
  8. Кукла
  9. Кукольная мебель
  10. Машины
  11. Набор для игры в песок
  12. Набор для игры в воде
  13. Наборы к сюжетным играм (доктор, инструменты, магазин, кухня, парикмахерская)
  14. Пирамидки
  15. Набор со вставляющимися формами
  16. Пуговицы разных цветов
  17. Набор бусин разных размеров
  18. Разрезные картинки из 3- 4 частей
  19. Набор музыкальных инструментов (бубен, колокольчик, дудочка, металлофон, барабан)
  20. Маленький радиоприемник
  21. Воздушные шарики
  22. Лото (животные, растения)
  23. Книги для чтения
  24. Одежда сезонная для куклы
  25. Шнуровки, прищепки
  26. Детские ножницы с тупыми концами
  27. Трехколесный велосипед